Сафон К. Р

В преддверии самого романтичного и долгожданного для всех влюбленных праздника – Дня Святого Валентина, любящие люди готовят друг другу приятные подарки и сюрпризы. Повод продемонстрировать своей второй половинке свою любовь и заботу никогда не бывает лишним. Приятная атмосфера романтики и трепета, царящая накануне этого дня, во многом связана с обилием двух основных символов – сердца и ангела. И если с сердцем, как символом любви и верности, все в целом понятно и просто, то ангел несет куда более глубокий и интересный смысл.

Так как скульптуры ангела в разных воплощениях чаще всего изготавливают из гипса и используют в качестве интерьерного декора или сувенира, рассмотрим когда такой вариант уместен в качестве украшения дома или подарка.

Что означает гипсовый ангел?

Скульптура ангела может быть выполнена в различных формах и воплощениях. Чаще всего данный символ представляют в виде младенца с крылышками, который может молиться, спать, играть на музыкальных инструментах или беззаботно парить в облаках. Чаще всего такие статуэтки из гипса используют в качестве сувениров или органично вписывают в лепной декор потолка и стен. Данный вид ангела считается символом ангела-хранителя, который защищает и покровительствует на протяжении всей жизни каждого без исключения человека.

Еще один распространенный вариант – ангел венчания. Такая скульптура изображает пару ангелочков, которые обнимаются, целуются, держатся за руки или смотрят друг другу в глаза. Это, пожалуй, один из самых сильных символов любви и верности, который призван подчеркнуть чистоту и вечность искреннего союза двух сердец. Ангел венчания, выполненный из гипса, часто становится декоративным украшением спальни или маленького семейного гнездышка.

Большой популярностью в гипсовом декоре пользуется также танцующий ангел, которого изображают стоящим на носочках и играющим на различных музыкальных инструментах. Этот символ считается знаком благополучия, богатства и веселья. Такие скульптуры часто украшают торжественные банкетные залы, а в жилых домах используются в качестве декора гостиной, семейной столовой или садового комплекса.


Фото:

Отдельного внимания заслуживают более воинственные и глубокие божественные символы, такие как ангел воинственный и ангел смерти. Эти символы получили невероятную популярность в традиционной европейской архитектуре, украшая фасады и интерьерные композиции замков, костелов, храмов и дворцов.

Гипсовые ангелы в мировой архитектуре

Ангелы из гипса украшают многие архитектурные шедевры по всему миру. При этом далеко не всегда изображение или гипсовое изваяние ангела связано с религиозными мотивами и используется как декор храмов и костелов. Гипсовые фигуры ангелов декорируют стены и потолки самых роскошных музейных и архитектурных ансамблей мира – Лувр и Эрмитаж, Собор Святого Петра в Ватикане и Центральный костел в Праге, Многочисленные замки Флоренции и Соборы Парижа. Все эти знаменитые музейные и культурные центры поражают каждого посетителя не только роскошью и изысканностью убранства, но и некоторым сакральным наполнением и божественным трепетом, что тоже не в последнюю очередь связано с обилием соответствующего исполнения.

Гипсовые ангелы различной смысловой и декоративной нагрузки на сегодняшний день украшают и защищают величайшие города мира:

  • Ангел-хранитель. Совершенно сакральным смыслом обладают многочисленные гипсовые статуи, в том числе и руки великих скульпторов, изображающие ангела-хранителя. Такие скульптуры стали местом паломничества туристов в Риме и Санкт-Петербурге, в Париже и Киеве, в Амстердаме и Рио-Де-Жанейро. Чаще всего скульптура, изображающая ангела-хранителя, предстает перед зрителями в виде миловидной девушки или юноши с крыльями, которые раскидывают руки, изображая благословение. Также нередко ангела-хранителя изображают, держащего в руках распятие. Актуальный и всегда впечатляющий - художественный прием, сочетающий ангела и голубя, который символизирует мир и согласие. Скульптуры ангела хранителя из гипса чаще всего не подвергают дополнительной декоративной обработке, оставляя природный белоснежный цвет натурального гипса, который подчеркивает чистоту и божественную наполненность таких декоративных элементов.
  • Ангел-воин . Один из сильнейших символов божественного промысла – ангел, который несет не вселенское добро, а взял в руки оружие. Сложно найти культурный центр, в котором этот декоративный и символический прием не использовался бы как в религиозных, так и в декоративных целях. Этот символ ассоциируется у большинства людей с реальной силой божественного возмездия, ведь оружие в руках ангела в первую очередь означает наказание за грех или недостойные поступки. В качестве элемента устрашения в руках ангела-возмездия может быть меч или копье. Кроме того, подобные статуэтки нередко производят не только из гипса, но и из бронзы или мрамора, что усиливает эффект монументальности и «тяжести» фигуры. Иногда, с целью усиления декоративного эффекта, гипсовые изваяния подвергают металлизации.
  • Ангел и Демон. Борьба добра со злом и света с тьмой не подвластна времени и символизирует постоянный внутренний конфликт, который происходит в душе каждого человека. Миллионы людей ежедневно делают свой выбор, разрываясь между аргументами совести и сердца. Кроме того, сам Дьявол в религиозных и мифологических значениях является падшим ангелом, что соответственно усиливает символизм и остроту данного вопроса. Скульпторы и художники всего мира изображают борьбу ангела и демона в разных формах. Это может быть как реалистичная картина схватки двух существ, так и визуализация разделения одного человека на божественную и дьявольскую энергию.
  • Ангел Смерти. Говоря о гипсовых изваяниях ангелов, нельзя также не упомянуть многочисленные надгробные статуи, изображающие ангела скорби. Этот символ считается данью уважения и почтения погибшего и демонстрирует, что даже если тело человека больше не с нами, его душа и ангел хранитель навсегда остаются в жизни родных и близких ему людей.

Уникальный проект ангелов единой надежды

Говоря об ангелах, их символической основе и декоративной ценности, хочется упомянуть один очень интересный проект Лены Эдвалл (Lehna Edwall). Талантливая девушка скульптор запустила уникальный проект, заставляющий окружающих задуматься о мире, жизни, любви и единстве всех людей на планете. Ее художественная и творческая задумка сводится к тому, что одновременно, в разных уголках планеты были установлены совершенно одинаковые скульптуры Ангелов Единой Надежды. Первые 7 памятников были установлены в Канаде, Австралии, Мали, Перу, Вануату, на Гавайях и в России.


Фото:

Ангелы Единой Надежды по замыслу автора безликие и практически не имеют отличительных особенностей, что символизирует единство всех народов. Если ровными линиями соединить на карте точки, где расположены первые 7 скульптур, зрителю открывается 42 точки их пересечения, в которых со временем автор проекта планирует также установить Ангелов Единой Надежды. В результате по окончании акции, землю окутает паутина ангелов, источающих тепло, чистоту и любовь и призывающих каждого задуматься о равенстве и уважении.

Сегодня ангелы из гипса являются частым декоративным элементом объемных лепных композиций на стенах и потолках. Белоснежные чистые божественные создания, символизирующие добро, любовь и мир станут достойным украшением вашего дома и долгие годы будут радовать жителей и гостей вашего дома.

Ангелы посещали людей на протяжении всей истории человечества - как духовных лидеров, так и простых людей. Большинство впечатлений, полученных людьми от встреч с ангелами, не визуальны, но вы могли чувствовать некое святое присутствие рядом с собой или вокруг себя. Иногда ангелы могли общаться с нами посредством мысли, которые казались нам нашими собственными, в минуты медитации или молитвы. Другие люди могли действительно слышать голос ангела или видеть его, как это было в нескольких случаях явлений Матери Марии в 20 веке. Посещение ангелов могли происходить с целью дать нам наставление или просто успокоить в моменты великих испытаний. 5января 1986 г., в одном из журналов, был приведен рассказ о встрече с ангелами в космосе. Шесть советских космонавтов утверждали, что видели группу сияющих ангелов, крылья которых были величиной с гигантские авиалайнеры. Трое космонавтов говорили, что видели этих небесных существ в июле 1985 г., на сто пятьдесят пятый день своего пребывания на борту космической станции Салют-7. Они рассказали, что видели семь гигантских фигур, которые выглядели, как люди, но имели крылья, подобные дымки нимбы и круглые лица, с улыбкой херувимов, как на классическом изображении ангелов. Двенадцать дней спустя трое других советских ученых, включая женщину-космонавта (С.Савицкую), видели как эти фигуры появились опять. «Они улыбались так, - сказала женщина, словно открывали нам какую-то чудесную тайну».

Таки образом даже в открытом космосе, куда бы вы ни направились, вы можете встретить ангелов. Эта история показывает, что они не признают никаких политических систем. Они любят каждого человека, повсюду, и готовы заявит об этом каждому, кто способен их воспринять.

Из книги Элизабет Клер Профет

«Как ангелы помогают вам осуществлять личные и планетарные перемены»

Мы очень часто гневаемся, но все ли знают о том, что гнев опасен для нашей души?

Когда человек насмехается над принципами и нарушает священные устои жизни, это вызывает у окружающих чувство возмущения, и по праву. Существует такое явление, как праведный гнев, но он скорее, направлен на принцип, а не на личность. Никогда не следует направлять свой гнев на другого человека. Темные тучи гнева закрывают солнце души, будто грозовые тучи заволакивают дневное светило. Посему следует прислушаться к предостережению апостола: «…солнце да не зайдет во гневе вашем». Если вы ослушаетесь этого указания, последствия будут прискорбны.

Когда человек отходит ко сну, затаив неправедный гнев на ближних, его астральная оболочка, известная под названием «К», может выйти из него, заряженная гневом, и направиться к ничего не подозревавшей жертве. Люди даже не осознают этого, а их неуправляемый гнев может принести несчастье ближнему или стать причиной смерти. Пока мы спим, подсознание захватывает власть. Выйдя из - под контроля сознательного, распознающего Христоразума, «К», подобная призраку, отправляется исполнять необузданные желания человека. Проснувшись поутру, он не помнит о поступках своей астральной оболочки, и, тем не менее, несет кармическую ответственность за тот вред, который нанес своему недоброжелателю или невинной жертве.

Итак, прежде чем солнце зайдет и вы отправитесь спать, необходимо примириться с Богом и человеком на всех уровнях сознания.

Как работать с ангелами, чтобы достичь успеха ?

Успех означает, что мы сделали что-то хорошее, что мы чего-то достигли, проделали хорошую работу. Успех в нашем обществе означает, что мы имеем хороший доход, мы преуспеваем, мы счастливы и ведем хорошую жизнь. Успех означает - стать тем, кем мы по-настоящему являемся. Мы можем иметь в мире любой успех, который захотим. В этом нет ничего неправильного - ведь Иисус обещал изобильную жизнь. Но существуют определенные гайки и болты, которые являются основой долговременного успеха и чувства удовлетворения. Часто встречаются успешные люди, которые в шестьдесят пять или восемьдесят пять лет все еще пусты и настолько привязаны к материальным успехам в своей жизни, что даже не приняли успех духовный. Они до сих пор не осознали, что можно преуспеть в духовном плане или что можно потерпеть духовную неудачу.

Следует стремиться к тому, чтобы слушать голос Божий внутри себя и культивировать в себе этот голос. Это голос нашей совести, нашего Высшего Я. Многие люди не слышат голоса Божьего, потому что они уже давно заставили его замолчать. Они не хотят слышать то, что он им говорит, потому что тогда, возможно, им пришлось бы делать что-то такое, чего они не хотят делать. А для некоторых довольно страшно и подумать о том, что можно слышать, как с вами разговаривает Бог.

Есть определенные шаги, которые необходимо предпринять в жизни, а мы не знаем, что это за шаги. У нас есть карма, эта карма нисходит на нас. Обычно это означает, что мы должны заботиться о других людях, отдавать частицу себя в жертвенном служении. Возможно, мы не хотим этого делать. Это может оказаться обузой, это может помешать нашим планам, нашим развлечениям, нашему хорошему времяпрепровождению, нашему новому автомобилю и всему подобному. Таким образом, жизнь представляет собой пирамиду, и мы строим ее основание всякий раз, когда предпринимаем правильный шаг, потому что послушали Бога и последовали его воле.

В действительности успех начинается с того, собираемся ли мы прожить свою жизнь для Бога и Его людей. Или же мы собираемся прожить свою жизнь для самих себя и использовать для себя то, что религия и все способны для нас сделать. Настоящий, долговременный успех распространяется за пределы тех немногих коротких десятилетий, которые мы проживаем в этом теле. Это успех, посредством которого мы увеличиваем кольца на своем древе жизни благодаря качественной жизни, качественному опыту, приобретенными с другими людьми и в Боге. Таким образом, когда мы правы перед богом, то все, к чему мы прикоснемся, будет иметь успех. Когда мы обретаем свою целостность, тогда все к чему мы станем прикасаться, будет иметь успех. Следует предпринять шаги, чтобы изменить самих себя или мир вокруг себя. Чтобы воплотить в жизнь все, что мы хотим необходимо иметь план. А также необходимо упорно трудиться и воспитывать себя так, чтобы иметь в жизни материальные блага, которые нам нужны и которые мы хотим. Но всегда необходимо посвящать их Богу. Приносить Ему десятую часть того, что имеем. Очень важно помнить, что десятая часть всего, что мы имеем, принадлежит Богу. Это как дрожжи! Она снова приумножает все оставшееся. Когда мы отдаем Ему десятую часть, Он каждый раз возвращает нам сто процентов. Это неизменно. Когда мы отдаем десятую часть, то приумножаем свое богатство.

Материал подготовила Юлия

По книги Элизабет Клэр Профет «Ангелы успеха - серафимы»

Итак, сюда помещу пост про книгу испанского писателя Сафон Карлос Руис. Игра ангела. Ибо перечитав на несколько раз эту книгу-загадку, я не угомонилась и полезла читать про нее в интернет. И ответов я там не нашла, только сумбурные сравнения и впечатления читателей. И ни одного серьезного и развернутого комментария. Очень надеюсь, что эта книга завоюет еще чье-нибудь сердце. Не знаю, сколько буду писать отзыв. Буду его писать потихоньку.
Перепост, ссылка на материалы разрешены. Копирование и присвоение карается страшно. Я серьезно.

Начну со знакомства. Выбрала книгу случайно. Имя автора ничего не сказало, как и обложка. Зацепило название. Я до паранойи люблю ангелов и демонов.
Это потом я уже узнала, что этот роман испанского писателя был переведен на несколько языков.

Приступим к самому простому - к негативным отзывам о книге. Два человека прочтут одно произведение, и один посчитает его шедевром, а второй - мусором. Я видела отзывы, где люди говорили, что книга скучная и неинтересная. Ну да, на поверхностный взгляд детектив, ну да, куча смертей. И кого этим в наше время удивишь? Вампиресса ничем отличительным не запомнилась. У Стефани Майер вампиры и летают, и бои вон какие показывают. И тут я думаю, скрывается главная ошибка. Люди в наш 21 век привыкли к ЗРЕЛИЩНОСТИ, а не СМЫСЛУ. У этой книги много второго и нет первого. Здесь надо много думать. Мне думается, эта книга понравится прежде всего тем, кто способен оценить и любит глубину в произведениях. Есть фильм Эдриана Лайна "Лестница Иакова" 1990 года. Сколько вы увидите в нем смыслов? И Игра ангела тоже рассчитана на несколько смыслов.

Сравнение. Моментально книгу поставили в один ряд с "Кодом да Винчи" Дэна Брауна. Действительно, и там и там детектив, убийца и за всем этим действием решаются вопросы религии и библии. Еще видела сравнение с фильмом Адвокат дьявола. Общая проблематика. Сходно умопомешательство возлюбленной главного героя.
Ну тогда давайте уж продолжим этот ряд. Фильм Константин. Четкое деление на три мира. Мир земной, мир ангелов и добра и ад, мир демонов, мир зла. На ум еще идет Zотов. Апокалипсис. Welcome. В книге тоже задет библейский сюжет конца света. И показаны Бог и Дьявол, немного высмеиваются шаблоны библии и размываются границы добра и зла. Вместе с тем я бы отделила Игру ангела от них показом зла. ГГ Мартина нельзя трактовать однозначно как зло или добро. Скорее он похож на Воланда из "Мастера и Маргариты" Булгакова. Помните, как говорится там? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. В этой цитате суть. И правы, кто сразу же сопоставил Игру ангела с Мастером и Маргаритой. И там и там решается вопрос настоящего мастерства писателя, вопросы храбрости и чести. Не буду голословной. Давайте подумаем. Если мы решаем, что все убийства совершил Мартин, спас он Исабелль от насильников? Спас. Помог Исабелль, когда она, поддавшись мечтам, сбежала из дома? Помог. Вот вам и зло. С примесью добра. А помните тему предательства в Мастере и Маргарите? В Игре этот момент тоже присутствует.
А еще я бы протянула нить к роману "Призрак оперы". А наталкивает меня на это не испанское имя Кристина. Обе героини самоотверженны в любви. И угадайте, как Эрик видит Кристину? Боготворит ее как ангела. Вопрос об истинном искусстве в опере зеркально отражается в писательстве Мартина. И уж вам решать, кем является Мартин злым гением, как Эрик, или благородным, как Рауль.

Прочитав роман, я словно замерла перед обрывом. И...кто всех убивал, Корелли или Мартин? И тут я вспомнила нечто похожее. Был старенький фильм "Сердце ангела" с Микки Рурком. Там детектив вел расследования, в итоге убийцей оказался он сам. Но направлял его Люцифер. Я думаю, что Давид также и убивал всех причастных к делу под внушением Корелли. А почитайте-ка аннотацию к книге. Три тайны. Три загадки. Тайна Давида - молодого журналиста, сумевшего уйти от карающего меча судьбы. А я бы добавила - меча судьбы и справедливости. Это еще камень на весах вины Мартина.

Хм, я бы еще поспорила со мнением, что Корелли божий посланник. И книга нужна небу. Я стою на позиции, что все не так. Давайте смотреть в название. Игра ангела. Кто ангел? Сразу отметаем Давида Мартина. Он пока человек. Пусть и необычный. Каким-то шестым чувством он смог описать Хлое. То есть "углядел" в обыденной жизни вампира. Андреас Корелли? Да. Вспомним, как Мартин в первый раз отметил неестественность движений и странные глаза. И еще куча жутких и неприятных деталей. Ну-с, подумайте, дамы и господа, является божий посланник и одним своим видом и оскалом внушает страх Давиду. Это ангел из библии? Предположим, наш писатель впечатлительный и нервы ни к черту. Проигнорируем это несоответствие. А дальше узнаем, что были еще предшественники написать КНИГУ на заказ. И кто? Наркоман, погибший в пожаре, пытавшийся сжечь свою книгу. Бывший адвокат, ударившийся в писательство, не ладивший с женой. Сын его погиб. И тогда он ударился в мистицизм, спутался с певичкой и проституткой. По библии гадание, ясновидящие это богохульство и ходить к ним грех))) И как выясняется Марласка убийца. А книга Марласки поэма о смерти и семи именах Люцифера. Как-то очень странные кандидатуры для новой религии, нэ? А Мартин, написавший Город проклятых? Где набожность и благочестие? Что за странный выбор для божьего посланника? Я не согласна с мнением, что это был ангел божий. Это ангел падший. Иными словами Люцифер, Сатана, Дьявол. Тут уж сами выбирайте слово для Зла. Ну сделаем натяжку, якобы добрый ангел дает последний шанс бедолагам. И? Почему книга до сих пор не написана? Где религиозное вдохновение и почему вокруг одни смерти? Еще один довод в пользу заказчика от темных сил. Богатство и смерти это в духе тьмы, а не света. Совсем смешно, кто считает Корелли ангелом света. Вы читали его проповеди? Кто природа для него? Мать, пожирающая своих детей!! Не чудо божье, а беспощадная бесчувственная убийца. Люди, ау, ЗАДУМАЙТЕСЬ!!! Слово ангел многозначно. Не стоит принимать его за библейского ангела, воплощение доброты и святости. Хотя, конечно, я могу получить встречное возражение. Были же в библии карающие ангелы. Почему Корелли не может быть им?
В мою теорию стройно вливается понятие ангел. Давайте смотреть, как упоминается слово ангел в романе.
- стр 1. Резиденция издательства находилась на кладбище, в окружении ангелов и крестов;
- визитка Корелли с изображением ангела, брошь на его пиджаке, печати на письмах, фигурка на его машине. Везде ангел;
- черные крылья над городом;
- черный паук с белым пятном в виде расправленных крыльев во сне Мартина, когда смерть от рака покинула его тело;
- ангел на картине в доме Корелли;
- смерть - белый ангел с глазами змеи из книги Марласки;
- мраморная скульптура скорбного ангела около могилы Видаля во сне Мартина;
- статуя Меркурия в городе, напомнившая ангела на роллс-ройсе. Цитирую вики: Гермес или Меркурий - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов]. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида;
- мавзолей с ангелами - место встречи на кладбище, которое выбрал Корелли;
- облако мрака распростерло крылья и обволокло Кристину во сне Мартина. Ему тогда снилась ее смерть.
Думаю достаточно примеров. В любом случае ангел в первую очередь связан со смертью. Крылья тоже важны в романе. Особенно показательно для образа города. Прогресс и город Сафон не жалует. А теперь что получается, перед нами ангел смерти?! Уверена, да
Почему книга называется Игра ангела. Мне кажется, падший ангел играет с Мартином, он словно тень стоит за ним. Это и игра в убийства, и игра в диалогах. По-моем мнению, Корелли завлек в свою паутину Давида и передал ему свои взгляды. Корелли ведет изящную игру с оппонентом. Если хотите, это игра и с читателем. Я как-то увидела сравнение книги с черным пауком, которая затягивает читателя. Скажу, что это 100% верно. Я прочитала книгу на три раза, и с каждым разом она затягивает все глубже и глубже. Это не та книга, которую прочитал на раз и больше не хочется.

Очень любопытно услышать доказательства обратной теории. Кто посчитает Мартина невиновным. Люди, пишите.

Почему-то никто не попытался определить жанр Игры ангела. Безусловно, мистический детектив. Но это лишь оправа для зеркала. А если заглянуть внутрь, то там на вас будут смотреть несколько зеркал. Детектив это оправа для книги, костяк своего рода. А суть запрятана в зеркалах.
Всего один человек назвал роман современным готическим. Без всяких объяснений почему он так решил. Я бы не согласилась. Да, черты есть, с натяжкой можно определить роман и так. Но ведь это не главное здесь. Я досконально порылась в определении. Для готического романа свойственны ужасы, мистическая атмосфера и необъяснимое состояние тревоги. Атрибуты романа: развалины, руины замка, призраки и все в таком духе. Да, ГГ живет в доме-башне. Да, мистики тут полно и тревоги от присутствия Корелли. Но это ли самоцель писателя? Нагнать жуть? Нет. Это нужно для другого. Чтоб указать на библейский и философский смысл. Андреас Корелли зло, ну или добро, кому как, в любом случае суть его нечеловеческая. А где в романе ужасы? Их тут нет вообще. Главного элемента готики нет. Чувствуете несоответствие? Хмм, из всего что я читала яркий образчик готического романа это произведение Джеймса Герберта "Тайна Крикли-холла". Вот вам чистой воды готический роман. Ха, а как это современный готический роман? Чушь. Он или готический или нет. Нет такого современный и старинный. Да, назовите Игру философским романом, да, религиозным, да, экзистенциальным. И вы не ошибетесь. Но готический...вряд ли. Определение мистический детектив гораздо больше подходит.
Думаю, по жанру хватит. Кому интересно, сами ищите и определяйтесь. Гораздо любопытнее для меня, зачем собственно была написана эта книга, о чем она? Естественно, пишем мы, когда хотим излить свои мысли и чувства. Рискну набросать несколько идей, которые я выискала в книге. Сразу скажу, тапками не кидаться. Это только мои предположения. Но ведь и в интернете никто не излагал ни одной мысли, поэтому я первая. А уж как получилось, вам судить.

Сафон мрачно изображает Барселону. Город предстает не слепяще красиво и теплых тонах, выбрано тяжелое послевоенное время, здесь нищие дома, убогие кварталы. С образом города тесно связан прогресс: радио, телефон, автомобили. Набирающие популярность новинки не нравятся автору. Есть намек на начинающуюся разобщенность людей из-за этого. Тот же телефон отдаляет людей друг от друга

В переломный момент мир особенно остро нуждается в вере, и тут таится угроза для людей. Какой она станет? Это может быть что угодно, любая идея, но может она идти и от зла, и от добра. Мне кажется, Андреас Корелли стремился от стороны Зла создать новую религию, веру

Сафон показал уникально добро и зло: хитро и пугающе неоднозначно. Сразу и не поймешь, где что. И в этом опасность и предостережение от подмены этих понятий. Я вижу это в двух линиях, глобальной, философской Корелли- Мартин и мелкой, бытовой Кристина- Видаль. С первой все понятно, со второй поясню - Кристина во имя добра и благодарности выходит замуж за дона Педро, в результате только приносит ему страдания

Предательство. Самое древнее предательство - предательство Иуды. Близкого ученика, друга своего учителя, Иисуса Христа. Это линия зеркально повторяется в линии Педро Видаль - Давид Мартин

Любовь очень несчастливая вещь. В романе лишь одна пара удостоена великой любви. Но опять-таки печальной. Родители Мартина: мать бросила мужа и сына. Родители Кристины: отец непрестанно простил прощения перед смертью у жены. Исабелль и Семпере: не вижу любви со стороны Исабелль, больше похоже на невзаимную любовь. Педро - Кристина, мучительная невзаимная любовь. Алисия и Диего Марласки: бесконечные ссоры, несчастливая семейная жизнь

Истинное искусство и посредственность, нельзя губить необыкновенный талант на мелочные вещи. Надо иметь мужество и настойчивость, чтоб не потерять возвышенность. Нелегкий путь каторжного труда Мартина тому пример

Особое внимание Сафон уделяет книгам. С бесконечной любовью и трепетом описано отношение к ним. Книга есть частичка души автора. А Кладбище забытых книг нечто поразительное, я такое не встречала

В итоге по мироощущению книги вырисовывается очень мрачный взгляд писателя. Тяжелое время, беспросветная городская жизнь, даже любовь - великое чувство, веками воспеваемое поэтами и писателями не дает утешение. В моем любимом фильме "Пятый элемент" Лилу спрашивает: "Зачем спасать вам жизнь, если вы уничтожаете ее?" Помните ответ? "Любовь. Любовь достойна спасения". А тут остается только цепляться за спасение. Перечитайте финальные строки. За душу пробирает. Нет светлого и счастливого чувства. Давид обречен на вечную жизнь, Кристина - на короткое смертное существование. Конец печальный

PS Пока набросала примерно. Еще будет время, покопаюсь в имени Давид Мартин, еще что-нибудь докину при желании. Если кто включится в беседу, с удовольствием поговорю
Если заинтересуетесь автором, то у него есть Тень ветра. Говорят, ее надо читать после Игры ангела. Ничего не могу сказать про эту книгу, еще не дошла. Возьмусь за Сентябрьские ночи. Это, вроде, автономный роман

ссыль на группу вконтакте. Ничего интересного не нашла для себя. Зато много фото писателя

Играющий на варгане ангел, изображенный на одной из колонн. Изображение XV в.

Варга́н — один из древнейших . Под различными названиями распространён у большинства мира.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит . Изменение рта и дыхания даёт возможность менять инструмента. Кроме того, положение диафрагмы вносит новые оттенки в звучание.

Этот сюжет появляется в западноевропейской живописи сравнительно по-здно — в конце XIV века; картина Мастера Бертрама на так называемом Грабовском алтаре (ок. 1379) является самым ранним известным примером. Такое позднее появление этого сюжета кажется странным, особенно в свете того, что от легенды о пальмовом дереве, укрывшем Марию с Младенцем от солнечного зноя, до отдыха Св. Семейства — один шаг. Объясняется это, по-видимому, тем, что на этот сюжет даже намека нет в канонических Евангелиях.

К концу XV века на картинах с этим сюжетомначинают доминировать Мария сМладенцем,благодаря чему он сближается с образом Мадонны с Младенцем. Иосифу отводится здесь второстепенная роль.

Совершенно уникальное толкование этого сюжета дает .

Караваджо. Бегство в Египет (Отдых на пути в Египет) (1594—1596). Рим. Галерея Дориа-Памфили.


Художник изображает Ангела, играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф. В нотной книге записан верхний голос мотета фламандского композитора Ноэля Болдуина « Quam pulchra es et quam decora ». Мотет вдохновлен «Песней песней» Соломона, и этот стих переводится: «Как ты прекрасна, как привлекательна [возлюбленная твоею миловидностью]». Внимательно слушающий музыку осел заставляет вспомнить самозабвенно поющего осла на картине Пьеро делла Франческа «Рождество» (ок. 1470; Лондон, Национальная галерея): ирония заключается в том, что осел издревле считается самым немузыкальным животным.

Александр МАЙКАПАР

Крумгорн (или круммгорн, круммхорн) - буквально "кривой рог" - духовой инструмент, возникший примерно в начале 15 века. Он считается предком гобоя и фагота (поэтому я рассказываю об этой ссылке), поскольку в нем используется двойная трость. Главная особенность крумгорна (помимо его изогнутой формы) - это то, что трость заключена в чашу, так что губы исполнителя вообще не касаются трости. Крумгорн был весьма распространен, на нем играли еще во времена "высокого барокко" - во времена "торжества" гобоя и фагота. Он применялся и в более поздней музыке, например, у Ф.Пуленка (хотя это отдельная история, как он там применялся:).

да Форли. "Ангел, играющий на ЛЮТНЕ "

6. Ханс Мемлинг Ангел. Около 1490
Деталь створки
алтаря
Дерево, масло

Э.К.Бёрн-Джонс

Аллилуйя.
Музыкальный ангел 1880

Песня любви. Тут Ангел скорее слушает...

Музыка и музыкальные инструменты.
Безграничен их мир, бесчисленными нитями связан он с нашей душой. Множество ассоциаций рождают сами инструменты, заставляющие звучать радостную или грустную, мятежную или умиротворенную музыку.
Речь в этой статье пойдет о том символическом значении музыкальных инструментов, которое они приобрели еще в давние времена, и это придавало определенные "обертоны" многим картинам европейских художников средневековья, Возрождения и более позднего времени.
С незапамятных времен считалось, что любовь и музыка неразделимы. И музыкальные инструменты на протяжении столетий прочно ассоциировались с любовью, причем определенные инструменты - с различными ее проявлениями. Средневековая астрология учит, что все музыканты - "дети Венеры". Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример - цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый "Венера с музыкантом". Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и "Венера с лютнистом", и "Венера с органистом". Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные "обертоны" отчетливо "прослушиваются" на картине Караваджо "Амур-победитель", где родословная Амура - сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью - с другой.
Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия. Мельком я упомянул об этом в статье "Прекрасный союз"; сейчас повод остановиться на этом подробнее (обстоятельный разговор о различии этих сюжетов и музыкальной подоплеке этих мифов пойдет, я надеюсь, в одной из следующих статей - "Первый музыкальный турнир: литературные свидетельства и художественные иллюстрации").
Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши. Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом:
Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.
(Перевод С. Шервинского)

Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит "подпевание" осла ансамблю ангелов (трое из них с музыкальными инструментами, а еще двое - поют; кажется, третьего голоса действительно не хватает) в трогательной сцене "Рождество" (ок. 1470) итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Осла, поющего по нотам - один из символов глупости, - изобразил на своей гравюре "Осел в школе" Питер Брейгель Старший.
Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона. Овидий излагает эту историю более кратко:

Другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" -
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!"
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...

Интересным претворением этого сюжета является диптих итальянского художника Джованни Пальмы (1544-1628), внучатого племянника знаменитого Пальмы Веккио [Старшего]) "Аполлон и Марсий". Правая его часть изображает казнь Mapсия. Оба инструмента - лира да браччо и флейта - лежат на земле. О них необходимо сказать несколько слов. Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов", мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.
Пояснений требует и инструмент Марсия. На этой картине художник смешал - сознательно или случайно? - оба мифа. С одной стороны, Аполлон сдирает кожу со своего конкурента, следовательно, соперник Аполлона - Марсий; с другой - мы видим здесь инструмент побежденного: флейту Пана. В таком случае это Пан. А ведь флейта Пана и авлос, на котором в действительности играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах"), как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник. Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.
Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало алоллоническое.
Итак, античная лира заменялась европейскими художниками на современную им лиру да браччо. Подобная замена происходила и с инструментом Марсия. Нередко художники вместо малознакомого авлоса давали ему в руки хорошо известную им волынку. Это был типичный инструмент народной европейской культуры, хотя на волынке, по свидетельству Светония, играл римский император Нерон (в античную эпоху), а на изящном мюзете (французская разновидность волынки) - чуть ли не весь французский двор. И тем не менее сельские, пасторальные и пастушеские "обертоны" в символическом звучании волынки сопровождают всю историю западноевропейской живописи. Во множестве картин на сюжет "Поклонения пастухов" пастухи изображены именно с волынкой. В Италии испокон веков существует традиция играть во время Рождества перед образами Богоматери и младенца на всевозможных дудках, в том числе на волынках.
Дудки, флейты, жалейки - все они отчетливо указывают на пастушескую тему. Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.
Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручь

(Перевод С. Шервинского)
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим их связь с определенными персонажами мифологии или Священного писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа. В сознании европейцев средневековья и Возрождения она прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. На картинах его часто изображали играющим на этом инструменте, покуда он пас скот (в юности Давид был пастухом). Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом: "И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него" (1-я книга Царств, 16: 22 - 23).
Замечательно композиционное решение неизвестного богемского художника XVII века, украсившего своей картиной корпус старинного клавесина: инструмент этот, построенный вертикально (он называется клавицитериум), напоминает арфу, и царь Давид изображен играющим на нем.
Зная о таком употреблении арфы, не должны ли мы по-особому "читать" портрет английского короля Генриха VIII, где он изображен играющим на арфе, и видеть в этом монархе как бы нового Давида?
Высокое предназначение арфы подтверждается и Новым Заветом. В Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) старцы, восседающие вокруг алтаря с агнцем, поют, аккомпанируя себе на арфах (в русском переводе Библии арфа повсюду именуется гуслями): "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь..." (Откровение святого Иоанна Богослова, 5: 8-9).

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельломены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент.
Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.
С распространением христианства и его священных книг призыв царя Давида, содержащийся в 150-м псалме, стал мощным стимулом для художников:

Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя.

Хор ангелов становится непременным участником всех наиболее волнующих сцен христианской истории. И поскольку человек в воображении своем творил небеса по образу земному, он окружил Создателя, правящего как царь, ангелами-слугами, причем расположил их по ранжиру, и эта иерархия символизировалась, помимо прочих атрибутов, музыкальными инструментами.
Особая роль отводилась так называемой тубе, мощно звучащему духовому инструменту очень древнего происхождения (библейская туба не имела ничего общего с современной, используемой в симфонической и духовой музыке, - наша туба появилась лишь в XIX веке. Встречающийся в русских переводах термин "труба" является собирательным и включает в себя библейскую тубу). В эпоху средневековья тубой назывались многие духовые инструменты. Главное, что их объединяло, - способность издавать мощные сигналы. Именно это наделяло их символическим значением. Вот третий стих второго раздела "Dies irae, dies ilia" ("Тот день, день гнева") - заупокойной католической мессы (Requiem):

Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum
Coget omnes ante thronum. (Труба, сея дивный клич
Среди гробниц всех стран,
Всех соберет к трону.)

В "Реквиеме" Моцарта начало этого раздела возвещается мощным авторитарным соло тенорового тромбона. Мы слушаем его, и перед мысленным взором предстают живописные образы Страшного суда, например, Джотто, где четыре ангела вокруг Христа во славе трубят на все четыре стороны (на "все страны"), или Рогира ван дер Вейдена (здесь опять-таки четыре ангела трубят, дабы воскресить мертвых и взвесить их на весах добродетели и греха, которые держит архангел Михаил), или Ганса Мемлинга, или, наконец, Микеладжело, где это ожидающее всех нас событие предвосхищено с гипнотической силой.
Под мощный глас трубы сошел Господь на гору Синай для разговора с Моисеем и передачи ему десяти заповедей: "На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стране... И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом" (Исход, 19:16,19).
Легендарную роль сыграли семь труб во взятии Иерихона: "Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом; и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город" (Иисус Навин, 6:19).
Символическое значение имел и другой древний инструмент - псалтериум. Так, в руках ангелов он указывал на Иисуса Христа, а точнее, на его человеческую ипостась. Согласно средневековым представлениям, форма псалтериума как бы имитирует форму тела распятого Христа, а будучи в целом инструментом треугольным, псалтериум символизировал также св. Троицу. С другой стороны, десять - когда изображалось именно такое их число - струн этого инструмента символизировали десять заповедей.
Порой на картинах старых мастеров можно видеть младенца Иисуса, играющего на псалтериуме, как, например, на картине Верхнерейнского мастера "Райский сад" (ок. 1410). В таком случае этот инструмент становится символом божественной природы Спасителя, представшего перед нами в облике человека. Все, вплоть до мельчайших деталей этой картины (мы воспроизводим лишь ее фрагмент - центральный образ), являет нам мир видимый, но при этом олицетворяет собой и мир невидимый, трансцендентный. Подлинный смысл картины проясняется только через раскрытие символических взаимосвязей и внутренних контактов, существующих между персонажами и предметами, изображенными на ней.
Особенно часто мотив музицирующих ангелов встречается на картинах, изображающих Марию с младенцем. Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы прославляют Мадонну и передают ее скрытую радость - ведь существовавшие каноны не позволяли изображать Марию ликующей; мы видим ее всегда сосредоточенно-умиленной. Музицирование ангелов сопровождает и другие истории, связанные с Марией, - Вознесение и Коронацию. Эти сюжеты давали художникам поистине безграничные возможности для изображения целых оркестров; во всяком случае, здесь мы можем увидеть едва ли не весь инструментарий, бытовавший во времена того или иного мастера.
Из множества сюжетов, связанных с Девой Марией, остановимся на одном, встречающемся сравнительно редко. Он основан на рассказе Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откровение святого Иоанна Богослова, 12:1).
На этот сюжет написал чудесную картину "Дева Мария с Младенцем" нидерландский художник XV века Гертген тот Синт Янс. И хотя далее Иоанн говорит о том, что Дева беременна и явился дракон, чтобы пожрать младенца, лишь только он родится на свет, художник изобразил Марию уже с новорожденным, соединив тем самым как бы два сюжета: "Богоматерь с Младенцем" и апокалиптический образ "Дева Солнца".
У младенца в руках колокольчики, и он как бы управляет мировой гармонией. Его взгляд устремлен на ангела, в руках которого такие же два колокольчика; ангел этот - весь внимание, он готов передать исходящий от младенца Иисуса импульс многочисленному ангельскому оркестру. Эта картина в точности иллюстрирует концепцию Фомы Аквинского, согласно которой Иисус - творец гармонии сфер. Гармония символизируется на картине Гертгена множеством ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В сущности, здесь полный набор инструментов XV века - лютня, большая свирель, виела (иначе - фидель), необычный плоский колокол, по которому ангел бьет колотушкой, флейта и барабан (как своеобразный единый инструмент, на котором играет один исполнитель; английский композитор елизаветинской эпохи Уильям Бёрд написал пьесу для вёрджинела, которая имитирует звучание этих двух инструментов и так и называется - "Флейта и барабан"), колесная лира, треугольник, всевозможные медные духовые. В правом нижнем углу художник поместил цимбалы, а в остальных углах - все три известных тогда клавишных инструмента: орган, клавикорд и, судя по всему, клавесин с вертикально расположенными струнами - уже известный нам клавицитериум.
Безусловно, художник не ставил себе задачу изобразить ансамбль, встречавшийся в реальной музыкальной практике того времени, - многие из этих инструментов не сочетаются друг с другом. Его целью было создать настроение всеобщего ликования и символически передать самую громкую и богатую звучность.
Итак, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты символизируют наиболее возвышенные христианские идеи и образы. Но в ином смысловом контексте они оказывались символами чего-то прямо противоположного. Так, например, а эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.
Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока. Правда, выбраны лишь вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.
Но среди атрибутов Порока порой встречались и другие инструменты, те, что мы видели в руках ангелов на небесных концертах. Вот они на знаменитой картине Иеронимуса Босха "Ад", или, как часто уточняют, "Ад музыкантов", поскольку здесь много музыкальных атрибутов: труба, барабан, треугольник, волынка, альтовый поммер, флейта и, наконец, главные - лютня, арфа и колесная лира. Есть даже изображение нот. Но, Боже, как все это употреблено! Кто только не пытался проникнуть в тайны символики Босха. В трех огромных струнных инструментах усматривали символ св. Троицы. Кстати, числовая символика срабатывает не только в этом наборе инструментов. Тот же символ видится в изображении двадцати одной струны на арфе, что соответствует трем полным октавам. Далее, шесть струн лютни и колесной лиры (у лиры мы судим об этом по числу изображенных колков) и столько же игровых отверстий у поммера говорят о шести днях Творения. И, наконец десять ладов колесной лиры могут толковаться как символ десяти заповедей.
Треугольные предметы на церковной картине эпохи Босха, безусловно, символизировали св. Троицу, и музыкальный инструмент, который так и называется - треугольник, конечно, является и здесь этим символом.
Но дается и другой ответ на вопрос, почему художник поместил все эти инструменты на картине, изображающей ад. Музыка дарует наслаждение, а наслаждение есть тема всего триптиха "Сад земных наслаждений", в котором "Ад музыкантов" является правой створкой. За преходящие плотские радости на этом свете придется терпеть жестокие муки в аду. И муки эти Босх изображает вместе с символами совершенных в жизни грехов - кувшином для вина, игральными картами и доской и конечно же с музыкальными инструментами.
Символизм в культуре средневековья, Возрождения и барокко имел огромное значение (достаточно вспомнить поэзию Данте, насквозь пронизанную символикой). Символическим значением наделялись многие изображавшиеся предметы. Картина, помимо того чтобы дарить радость глазу, стремилась быть посланием. И чтение этого послания требовало понимания языка символов, в том числе знания символики музыкальных инструментов.

Александр МАЙКАПАР





Top