Самое интересное в третьяковской галерее. Самые загадочные картины третьяковской галереи

Третьяковская галерея отмечает 160-летие. Крупнейшее в мире собрание русской живописи началось с частной коллекции московского купца Павла Третьякова.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины русских художников "Искушение" Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова.

Молодой да ранний

На тот момент коллекционеру было всего 24 года, но он уже точно знал, что страсть к искусству — это на всю жизнь.

Будучи старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, Павел, как и его брат Сергей, получил прекрасное домашнее образование.

В 20 лет он поехал в Санкт-Петербург, где познакомился с коллекцией Эрмитажа. В свой следующий приезд Павел Михайлович встретился с видным общественным деятелем и благотворителем Федором Прянишниковым, который на тот момент уже владел внушительным собранием русской живописи. После осмотра этой коллекции Третьяков активно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, следил за выставками, читал рецензии.

В 27 лет, отправляясь в заграничное путешествие и находясь в полном здравии, он составил своё первое завещание: "Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…". Ключевое слово — "общественной": Третьяков считал своей миссией сделать искусство общедоступным и для дворянина, и для простого служащего.

Эстет и аскет

Изначально Павел Михайлович хотел выкупить собрание Прянишникова и дополнить его, но из-за высокой цены Третьякову пришлось создавать свою галерею с нуля, опираясь только на свой художественный вкус, а также на помощь жены и брата Сергея.

День рождения Третьяковки: создай и подари галерее виртуальный шедевр 160 лет назад была основана Третьяковская галерея. В настоящее время ее уникальная коллекция насчитывает более 100 тысяч произведений искусства..

Коллекционер шел к своей цели упорно и методично. Несмотря на то что торговые дела Третьяковых шли в гору, собирательство требовало больших трат, поэтому Павел Михайлович до конца дней вел очень скромный по меркам его сословия образ жизни — даже поездки по Европе из экономии совершал в ночных поездах и сидячих вагонах. К такому же аскетизму коллекционер приучил и свою семью.

В письме дочери Александре он объяснял: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение… Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь…".

Единственной праздной бытовой привычкой, которой обладал сам Третьяков, была послеобеденная сигара.

Выше излишеств, как в материальном, так и в художественном плане, Третьяков ценил правду. Заказывая Горавскому пейзаж, меценат писал живописцу: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".

Меценат и друг

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. Начинающие художники ходили туда набираться опыта, а состоявшиеся мастера искали дружбы и покровительства Третьякова.

Некоторые из тех, кому коллекционер заказывал работы, стали настоящими друзьями его семьи. Во многом благодаря этой дружбе Третьяковка сегодня располагает великолепной портретной галереей выдающихся деятелей русской культуры конца XIX века.

Сблизившись с художником Василием Перовым, Третьяков заказал ему целую серию портретов, которые сегодня знает каждый школьник: Островского, Достоевского, Майкова, Погодина, Даля и Тургенева. Другой вхожий в дом Третьякова живописец, Иван Крамской, исполнил портреты Толстого, Салтыкова-Щедрина, Аксакова и Некрасова.

Визионер и строитель

Несмотря на большое влияние друзей-художников на формирование его коллекции, к концу жизни Третьяков полностью полагался на свой вкус, часто покупая картины, неоднозначно встреченные критиками и публикой.

По мере того как коллекция разрасталась, всё острее вставал вопрос о том, где её разместить. Приобретаемые картины Павел Михайлович вешал в своем доме в Лаврушинском переулке, но места там катастрофически не хватало.

В 1872 году Третьяков начал строительство двух первых сугубо музейных залов, которые, однако, сообщались с жилыми помещениями. Через два года они были готовы. Но этого вскоре оказалось недостаточно. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься об очередной перестройке.

В 1882 году, после того как Третьяков разместил в галерее туркестанскую серию работ Верещагина, было пристроено еще 6 новых залов.

В следующее пятилетие Павел Михайлович приобрел, пожалуй, самые известные сегодня полотна Третьяковки: "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" Сурикова, "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" Репина, "Утро в сосновом лесу" Шишкина и "Неутешное горе" Крамского.

Также в галерее появились работы Поленова, Левитана, Остроухова. К дому в Лаврушинском срочно пристроили еще 7 залов. В конце 80-х Третьяков скупил неоцененные знатоками картины молодого Нестерова, а также работу Серова "Девушка, освещенная солнцем" и "После дождя. Плёс" Левитана.

Гендиректор Третьяковки рассказала о сотрудничестве с европейскими музеями Третьяковская галерея поддерживает тесные контакты с галереей Тейт Модерн и Национальной портретной галереей в Лондоне, а также с центром Помпиду в Париже, рассказала гендиректор галереи Зельфира Трегулова.

"Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" была официально открыта для посетителей 15 августа 1893 года. Павла Михайловича назначили попечителем галереи, однако скромный меценат не хотел участвовать в торжествах и отправился за границу.

Тем не менее, благодарность москвичей настигла его и там. Критик Стасов писал о Третьякове: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более глубокой любви к своему дорогому делу".

Павел Михайлович не перестал заботиться о своем детище и после передачи его городу. Третьяков продолжал покупать картины и дарить их галерее. Он также ежегодно издавал каталоги собрания, переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая ценные сведения, и сам предлагал названия для картин.

В 1897-98 годах здание галереи было вновь расширено за счет внутреннего сада, где любил гулять Третьяков.

Даже после смерти меценат не переставал заботиться о деле своей жизни. В своем завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и возражал против того, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер.

Этот пункт, к счастью для нас с вами, не был выполнен, и сегодня Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений.

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Новости и факты публикует этот потрясающий материал для своего читателя.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.

Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.

Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.

Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.

Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.

Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев России. Он был основан исключительно по частной инициативе и начинался с небольшой коллекции, которая за полторы сотни лет существования выросла в тысячи раз. Какие интересные факты об истории и современной жизни Третьяковской галереи нам известны?

  1. Третьяковская галерея названа в честь ее основателя - купца Павла Михайловича Третьякова (1832-1898 гг.).
  2. Годом рождения галереи считают 1856 год, когда Третьяковым были приобретены первые работы русских художников, ставшие началом коллекции.
  3. Есть даже точная дата - 22 мая 1856 года, когда была написана расписка о приобретении Третьяковым картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.).
  4. В 1867 году это был уже настоящий музей, открытый публике для посещения.
  5. Все коллекции и экспонаты Третьяковской галереи посвящены русскому искусству и тем художникам, которые внесли в него большой вклад. Эта идея принадлежала основателю музея и поддерживается до сих пор.
  6. Брат Павла Михайловича, Сергей, тоже собирал картины, но отдавал предпочтение западноевропейским художникам. Его коллекция, подаренная городу после смерти, в итоге оказалась разделенной между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
  7. Сначала все экспонаты купец хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а когда они перестали там помещаться, в 1872 году начал строить отдельное здание, но примыкающее к особняку.
  8. В музей можно было попасть из дома или с отдельного входа для посетителей, совершенно бесплатно.
  9. Самая первая кража произошла в 1891 году, когда из музея вынесла 4 картины. Две из них впоследствии нашли, а Павел Третьяков даже временно закрыл галерею из-за этого случая.

10. После передачи галереи городу в 1892 г., Третьяков все равно оставался его попечителем и сам выбирал картины для пополнения фондов вплоть до своей смерти в 1898 году.

11. Опустевший после смерти хозяина дом в течение ближайших двух лет также превратили в залы музея.

12. Знаменитый фасад в русском стиле был создан в 1902-1904 гг. архитектором Башкировым по рисункам художника Васнецова.

Третьяковская галерея - интересные факты

Из-за того, что коллекция музея постоянно росла, уже в середине XX века встал вопрос о переносе ее в новое здание, делать пристройки к старому было, казалось, уже некуда.

14. В качестве вариантов предлагалось перенести всю коллекцию в новое здание на Крымском валу или снести все существующие постройки и воздвигнуть на этом же месте что-то более вместительное.

15. В итоге историческое здание все-таки решили сохранить, проведя масштабную реконструкцию, которая началась в 80-х гг. и заняла 15 лет.

16. Историческое событие - открытие обновленной галереи для посетителей после 9-летнего перерыва состоялось 5 апреля 1995 года.

17. Но вопрос расширения музейной площади по-прежнему открыт, в 2014 году неподалеку, на Кадашевской набережной, все-таки началось строительство нового корпуса, которое должно быть закончено в 2018 году.

18. Летом 1941 года началась эвакуация Третьяковской галереи - все экспонаты были вывезены в Новосибирск и Пермь, а в Москву вернулись только в мае 1945 года.

19. Количество экспонатов, принадлежащих музею уже перевалило за 180 000, часть из них, относящаяся к послереволюционному периоду, выставляется на Крымском валу.

20. В Третьяковской галерее находится одна из богатейших искусствоведческих библиотек России, помимо культурного - это еще и научный центр.

Кто знает, смогли бы наши современники увидеть знаменитые: «Утро в сосновом лесу», «Богатыри», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и другие шедевры, ставшие не просто классикой, а легендами, если бы не начинание Павла Михайловича Третьякова? Помимо своей основной работы - производства и торговли, он решил посвятить свою жизнь созданию «хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинание одного человека стало важнейшей вехой в истории русской культуры.

Главная / Музеи / Картины в музеях мира

Картины Малевича в музеях мира

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Лондон. Британская галерея Тейт (Tate Britain)

В галерее Тейт собрана широкая экспозиция образцов современного искусства. Творчество К. Малевича в ней представлено всего одной картиной - «Динамичный супрематизм».

Тайны Третьяковской галереи

Полотно написано маслом на холсте.

Абстрактные работы Малевича относятся к периоду интенсивных художественных экспериментов. Он отказался от создания конкретных образов в пользу того, что он назвал супрематизмом в 1915 году.

Галерея Тейт приобрела полотно «Динамичный супрематизм» в 1978 году.

Лондонскую галерею Тейт вы можете посетить по адресу: Millbank, London SW1P 4RG0. Принимает посетителей ежедневно с 10 до 18 часов.

Вход в галерею бесплатный (исключение - специальные экспозиции).

Сайт: tate.org.uk

США

Нью-хейвен. Галерея искусств Йельского университета

В галерее искусств Йельского университета представлена всего одна работа Малевича - «Точильщик». Написана картина маслом на холсте в 1912 году. «Точильщик» - завершенное произведение автора, результат длительной работы.

Галерея искусств Йельского университета находится по адресу: 1111 Chapel Street (at York Street), New Haven, Connecticut.

Сайт: artgallery.yale.edu

Нью-Йорк. Музей современного искусства

В Нью-Йоркском музее современного искусства творчество Малевича представлено пятью работами. Посетители музея могут увидеть такие картины мастера: «Черный квадрат и красный квадрат», «Голубой космос», «Жница», «Спортсмен», «Черт».


«Черный квадрат и красный квадрат», 1915 год

Музей современного искусства расположен по адресу ул. Западная 53-я, 11.

Рабочие часы: по пятницам с 10:30 до 20:00, в остальные дни - с 10:30 до 17:30.

Вход в музей стоит $20, для пенсионеров - $16, для учащихся и студентов - $12. По пятницам с 16:00 до 20:00 вход свободный для всех желающих.

Сайт: moma.org

ФРАНЦИЯ

Париж. Национальный музей современного искусства

Творчество Малевича в парижском Национальном музее современного искусства представлено тремя картинами: «Четыре фигуры с серпом и молотом», «Бегущий человек», «Этюд портрета крестьянина».


«Бегущий человек», 1934 год

Национальный музей современного искусства расположен по адресу: Centre Pompidou (Beaubourg), place Georges Pompidou, 75004 Paris.

Часы работы музея: с 11:00 до 22:00, по четвергам - до 23:00.

Сайт Центра Жоржа Помпиду, в котором расположен музей: centrepompidou.fr

ГОЛЛАНДИЯ

Амстердам. Государственный музей

В Государственном музее Амстердама собрана самая большая коллекция работ Малевича за пределами бывшего СССР. Среди них: «Музыкальный инструмент (Лампа)», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Крестьянки в церкви», «Мозольный оператор в бане», «Полотеры», «Мужчина с мешком», «Уборка ржи», «Супрематизм (с восемью прямоугольниками)», «Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником», «Супрематизм (18-я конструкция)», «Супрематизм», «Живописный реализм футболиста», «Красочные массы в четвертом измерении», «Англичанин в Москве», «Супрематизм (Белый крест)», «Стоящая фигура», «Супрематическая живопись», «Купальщик», «На бульваре», «Супрематизм: автопортрет в двух измерениях», «Гвардеец», «Дама у афишного столба», «Супрематизм (Черный крест на красном овале)», «Дама на остановке трамвая», «Лесоруб».


«Голова крестьянской девушки», 1913 год

Адрес музея: Paulus Potterstraat 13, 1071 CX Amsterdam.

Часы работы музея: вторник, среда - 11:00–17:00; четверг - 11:00–23:00; пятница–воскресенье - 10:00–18:00.

Сайт: stedelijk.nl/en

ГЕРМАНИЯ

Кёльн. Музей Людвига

Посетители музея Людвига в Кёльне могут увидеть такие картины: «Динамический супрематизм № 57», «Мужчина. Алогичные фигуры мужчины и женщины», «Прачка», «Зимний пейзаж», «Квадрат, круги и стрела».


«Квадрат, круги и стрела», 1915 год

Музей Людвига находится по адресу: Museum Ludwig Bischofsgartenstr. 1 Koln.

Часы работы музея: вторник–воскресенье - с 10:00 до 18:00, каждую первую пятницу месяца - с 10:00 до 22:00.

Входной билет - до €7,5.

Полезная информация: первый четверг каждого месяца с 17:00 до 22:00 вы можете посетить музей со скидкой 50%.

Страница на сайте музеев Кёльна: museenkoeln.de/museum-ludwig/

РОССИЯ

Москва. Третьяковская галерея - Музей современного искусства

В Третьяковской галерее представлено 11 работ Малевича. Среди них есть автопортрет, написанный в 1910 году. Эта работа очень ценна прежде всего тем, что автор редко обращался к такому жанру. Картина «Сестры», написанная в 1930 году, - подарок автора Третьяковской галереи. В музее также представлена, наверное, самая известная работа мастера - «Черный квадрат», написанная в 1915 году.

Галерея находится по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.

Режим работы: с 10.00 до 19.30, выходной день - понедельник.

Сайт: tretyakovgallery.ru

Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В Государственном Русском музее представлено 140 работ Малевича - 40 графических и 100 живописных.

Собрание музея охватывает огромную часть творчества мастера. В коллекции представлены работы мастера разных лет - от самых ранних до поздних.

В 2000 году гости Государственного Русского музея ознакомились с выставкой «Казимир Малевич в Русском музее». К этой выставке музей подготовил каталог со статьями о жизни и творчестве Малевича, альбомом иллюстраций, приложениями, в которых напечатаны воспоминания учеников художника и его переписка.


«Пейзаж», 1906 год


«Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)», 1906 год

Посетить Государственный Русский музей вы можете по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1.

Часы работы музея: с 10:00 до 18:00, в понедельник - с 10:00 до 17:00. Выходной день - вторник.

Саратов. Государственный музей искусств

В Саратовском государственном музее искусств выставлены две картины: «Городок» и «Четыре квадрата».

«Четыре квадрата», 1915 год

Находится музей искусств по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 39; ул. Первомайская, 75.

Режим работы музея: с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего рабочего дня каждого месяца. По четвергам - с 12:00 до 20:00.

Десять неизвестных фактов о Третьяковской галерее

Букник-младший уже не раз писал, как говорить с детьми об искусстве. Но если ваш ребёнок ещё слишком мал, чтобы стоять перед картиной больше двух минут, если это его первое знакомство с живописью, лучше всего отправиться на обзорную экскурсию в Третьяковскую Галерею. Ту, что в Лаврушинском переулке.


Портрет П.М.Третьякова работы художника И.Н.КрамскогоЗатейливый дом в неорусском стиле понравится, безусловно, любому малышу. И неплохо бы уже на подходе к зданию рассказать, что всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. Что многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Собственно, с картин друзей и нужно начать знакомство с Третьяковкой. Бесценные, но несколько однообразные древнерусские иконы или галерея жеманных дам в напудренных париках XVIII века едва ли понравятся малышам.

Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс — предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные «плохие» и «хорошие» герои. Недаром Иван Николаевич Крамской как-то сознался: мол, как художник я, может, и не очень, зато сколько хороших и поучительных идей в моих полотнах!

Однако имейте в виду: добраться до вожделенных шедевров будет не так-то просто. Третьяковская Галерея - это анфилады залов, сквозь которые придётся пробежать в поисках нужной экспозиции. Существуют, правда, какие-то переходы и лестницы, позволяющие срезать путь. Но так как это музей, а не ИКЕА, подробных указателей и бумажных планов вы не найдете (как, впрочем, во многих московских музеях). Спрашивайте дорогу у смотрителей!

Хорошо, если вам сразу удастся протащить ребёнка за руку в нужную часть здания. А если он упрётся или кинется к «незапланированной» работе? На этот случай перед походом в Третьяковку неплохо бы освежить в памяти основные библейские сюжеты - ведь именно их чаще всего рисовали русские живописцы-академики. На моих глазах малыш, не обращая внимания на огромные эффектные полотна, завис у картинки размером с ладонь - на ней была изображена встреча Иосифа с братьями. Что ж, ничего не поделаешь, каждый вправе восхищаться тем, что нравится именно ему.

Но вот, наконец, преодолев трудный путь, вы оказались в нужных залах. Что же здесь смотреть?


Прежде всего - работы Виктора Васнецова. «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства» и другие известные полотна висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые «Богатыри». Вглядитесь внимательно в их лица - некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно похож на самого Васнецова. Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин, а свою Алёнушку, по воспоминаниям самого художника, он встретил в Ахтырке.

По соседству висят картины Василия Верещагина: «Апофеоз войны», «Двери Тимура». Подумайте заранее, нужно ли около них останавливаться, не испугают ли они ребёнка. Сам художник остроумно называл гору человеческих черепов натюрмортом: «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мёртвая природа…»

Теперь, когда малыш погрузился в привычный мир сказки, сто ит вернуться на пару залов назад и полюбоваться реальностью. Пейзажи Саврасова, Левитана, Васильева и Куинджи можно рассматривать бесконечно: вспомнить про время года и суток, поговорить о том, как выглядят похожие ландшафты у вас на даче. Обязательно обратите внимание ребёнка на богатую палитру: когда рисуют золотую осень, берут множество оттенков жёлтой краски, когда лето - несколько тонов зелёного и т.д.

Здесь же вы найдёте любимую «конфетную» картинку «Утро в сосновом лесу», которая числится за Иваном Ивановичем Шишкиным. Собственно, сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он. А Шишкин написал только ёлки. Однако, если верить легенде, Третьяков стёр на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.


Не забудьте и про жанровые работы.

Шесть тайн Третьяковской галереи

Обсудите, почему мечется невеста в «Сватовстве майора» Федотова, обратите внимание на кошку, которая умывается прямо на переднем плане. Разглядите, что пытается спрятать герой произведения «Завтрак аристократа» под книгой, и посмейтесь над засаленным халатом «Свежего кавалера».

Разбитные «Охотники на привале» и душещипательные полотна «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Петрова, возможно, покажутся вам чрезмерно наивными, но ребенок всё это воспринимает несколько по-другому.

Скорее всего, к этому моменту ваше чадо уже совсем устанет. Таскать его дальше по музею не имеет смысла - увиденное просто не дойдёт до детского сознания. И всё же загляните напоследок в зал с работами Врубеля: переливающиеся красками «Царевна-лебедь», «Демон» и «Пан» вернут ребёнка в атмосферу сказки и оставят самые нежные воспоминания о музее.

В художественном киоске можно купить игру-memory, в которой на парных картинках изображены самые известные полотна Третьяковской Галереи. Раскладывая их дома с ребёнком, вы будете вспоминать увиденное и готовиться к следующим походам в музей.

Адрес: Москва, Лаврушинском переулке, д. 10
Дата основания 1856 год
Координаты: 55°44"29.0"N 37°37"12.9"E

Содержание:

В знаменитой галерее экспонируется более 180 тысяч произведений отечественного искусства. Мир картин русских художников завораживает и привлекает немало гостей. Чтобы увидеть старинные иконы, мозаики, пейзажи, портреты и исторические полотна, в Третьяковку приходят школьники, студенты, служащие и пенсионеры. По статистике за год один из самых известных музеев Москвы посещает более полутора миллионов посетителей.

Вид на вход в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. В центре - памятник Павлу Третьякову

Основатель музея

Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.

Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.

Зал № 9 - «Всадница» - 1832 (Карл Брюллов)

В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.

Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.

Зал № 26 - «Богатыри» - 1881 - 1898 (Виктор Васнецов)

В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.

Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.

Зал № 28 - «Боярыня Морозова» - 1884 - 1887 (В. И. Суриков)

История галереи

Художественное собрание картин содержалось за счет завещанного капитала Третьякова – 125 000 рублей. Еще 5 000 ежегодно доплачивало государство. На проценты от денег мецената приобретали новые картины.

Галерея размещалась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Однако, коллекция постоянно росла, и места для нее не хватало. Музейное здание несколько раз перестраивалось. В начале прошлого века у него появился выразительный фасад, спроектированный архитектором Василием Николаевичем Башкировым по эскизам, которые создал художник Василий Васнецов. Сегодня красивый фасад в псевдорусском стиле стал одним из узнаваемых символов московского музея.

Зал № 25 - «Утро в сосновом лесу» - 1889 (Иван Шишкин, Константин Савицкий)

В 1913 году попечителем художественного собрания избрали живописца Игоря Грабаря. Вскоре после революции, коллекция получила статус государственного музея. Грабарь ввел расположение картин по хронологии и создал фонд, благодаря которому можно было пополнять музейные коллекции.

В 1920-е годы галереей заведовал известный архитектор Алексей Щусев. Музей получил еще одно здание, и там разместились администрация, научная библиотека и фонды графических работ.

Зал № 27 - «Апофеоз войны» - 1871 (Василий Верещагин)

В 1930-х годах в стране проводили активную антирелигиозную кампанию. Власти на местах закрывали обители и церкви, забирали принадлежащее им имущество и арестовывали священников. Под лозунгами борьбы с религией был закрыт Никольский храм в Толмачах. Освободившееся культовое здание пустовало недолго, и его передали музею в качестве запасника для хранения живописи и скульптурных работ.

Позже церковь соединили с музейными залами корпусом в 2 этажа, и здесь стали демонстрировать огромное полотно «Явление Христа народу», написанное художником Ивановым. Потом появился новый «щусевский» корпус. Поначалу там проходили выставки, но с 1940 года новые залы включили в главный музейный маршрут.

Иконы в Третьяковской галерее

В начале войны, когда фашисты рвались к столице страны, галерею начали демонтировать. Все полотна аккуратно вынули из рам, скатали на деревянные валы, и, переложив бумагой, упаковали в ящики. В июле 1941 года их погрузили в железнодорожный состав и вывезли в Новосибирск. Часть галереи отправили в Молотов – нынешнюю Пермь.

Открытие музея прошло уже после Дня Победы. Экспозицию полностью восстановили на прежних местах, и, к счастью, ни одна из картин не была утрачена или испорчена.

Зал № 10 - «Явление Христа народу» - 1837–1857 (Александр Иванов)

К 100-летию открытия музея был возведен зал для работ известного русского живописца Иванова. А в 1980 году перед музейным зданием появился монумент Павлу Третьякову работы скульптора Александра Павловича Кибальникова и архитектора Игоря Евгеньевича Рожина.

К 1980-м годам здесь хранилось более 55 тысяч картин. Количество посетителей настолько выросло, что здание необходимо было срочно расширять. Перестройка заняла несколько лет. Музей получил новые помещения для хранилища картин, депозитария и работы реставраторов. Позже возле основного здания появился новый корпус, который назвали «Инженерным».

Зал № 19 - «Радуга» - 1873 (Иван Айвазовский)

Защитой картин от вандалов занимаются все художественные музеи мира, и галерея в Москве – не исключение. В январе 1913 году здесь случилось несчастье. Неуравновешенный зритель набросился на знаменитое полотно Ильи Репина и порезал его. Картина, изображающая русского государя Иоанна IV Грозного и его сына, получила сильные повреждения. Хранитель музея Хруслов, узнав о нападении, от отчаяния покончил с жизнью. В реставрации картины участвовал автор и другие художники, и лица героев воссоздали заново.

Весной 2018 года произошла очередная трагедия с той же картиной. Пьяный вандал разбил стекло, которое защищало полотно, и в трех местах повредил его центральную часть. Позже он не смог внятно объяснить сделанное.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» - 1839-1843 (Карл Брюллов)

За путенепробиваемым стеклом в галерее хранится одна из самых почитаемых русских икон – Божия Матерь Владимирская. Этой реликвии более десяти веков. По преданию знаменитая икона защитила москвичей и спасла город от нашествия войск хана Мехмет-Гирея. Так как красочный слой со временем начал отслаиваться, реставраторы провели восстановительные работы, но не тронули лики Богоматери и Иисуса.

Музейный комплекс

Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.

Зал № 17 - «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») - 1866 (Василий Перов)

Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.

Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.

Зал № 3 - «Портрет Петра III» - 1762 (Антропов А.П.)

Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.

Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.

Зал № 26 - «После побоища Игоря Святославича с половцами» - 1880 (Валентин Байгильдин)

Как добраться

Основное здание находится в центральной части города, в Лаврушинском переулке, 10. До него легко дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая».

← МУЗЕИ МОСКВЫ МОСКВА →

Основатель Третьяковской галереи известный русский купец и меценат Павел Михайлович Третьяков был большим ценителем живописи, несмотря на то, что сам никогда картин не писал. В юности он часто посещал знаменитый в Москве Сухаревский рынок, где приобретал гравюры и книги.

А в 20-летнем возрасте молодой предприниматель, во время поездки в Санкт-Петербург, побывал в Эрмитаже. Вот тогда у него и появилась идея собрать коллекцию живописи.Биографы Третьякова считают, что первыми картинами в его собрании стали «Искушение» художника Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы В. Худякова. Полотна были приобретены 22 мая 1856 года, когда Павлу Михайловичу шел двадцать четвертый год. Именно эта дата и считается днем основания картинной галереи. А торжественное открытие состоялось только через 11 лет – 4 июня 1867 года. К этому времени собрание насчитывало уже более тысячи картин.

В возрасте двадцати восьми лет Павел Третьяков пишет первое в своей жизни завещание. И не потому, что опасался смерти, просто он отправлялся в зарубежную поездку, а среди промышленников действовало такое правило – оставлять завещание на случай гибели в пути. Именно в этом документе Третьяков впервые официально заявляет о своем желании передать коллекцию в дар любимому городу – Москве.

Галерея была передана Москве в 1892 году. Сам Третьяков, не желая участвовать в торжественной церемонии и выслушивать многочисленные благодарности, уехал на время за границу. Интересно, что собирателем картин был и русский император Александр Третий, также планировавший подарить городу свою коллекцию. Узнав о поступке Третьякова, монарх сказал: «Московский купец опередил государя!».

В знак благодарности за такой щедрый дар, император пожаловал ему дворянство. Правда сам Третьяков отказался, заявив: «Я родился купцом, купцом и умру». Интересно, что в завещании Третьякова оговаривалось одно условие – бесплатный вход в галерею.

После смерти Александра Третьего между его наследником Николаем Вторым и Третьяковым началась «битва» за картину В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Молодой император помнил о желании отца приобрести это полотно и за ценой не стоял, назвав грандиозную для того времени цену – 40 000 рублей. Заплатить больше у Третьякова не было возможности. Правда, художник, в качестве моральной компенсации, подарил ему один из эскизов к этой картине.

16 января 1913 года 29-летний Абрам Балашов, сын крупного промышленника-старообрядца, с ножом бросился на картину И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Балашов нанес три удара по полотну. Вандала признали душевнобольным, а картину реставрировали целых шесть месяцев. А хранитель галереи Е. Хруслов покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд.

Второе покушение на «Ивана Грозного» произошло совсем недавно, весной этого года. Пьяный посетитель разбил защитное стекло, повредив в нескольких местах полотно. Свой поступок он так и не смог объяснить.

Во время Великой Отечественной войны галерея на некоторое время покидала столицу. Летом 1941 года, когда фашистские войска стремительно приближались к Москве, картины погрузили в 17 вагонов и отправили в Новосибирск. Собрание разместили в здании Оперного театра. 17 мая 1945 года Третьяковская галерея была вновь открыта в Москве.




Top