Самые пессимистичные писатели. Пять самых известных мистификаций русской литературы


Великие оптимисты


Величайшим оптимистом, без сомнения, можно назвать Людовика XIV. Оннаслаждался жизнью во всех ее проявлениях, окружал себя красивейшимиженщинами, увлекался, влюблялся, заводил романы. Не случайно время егоправления осталось в истории Франции ярким периодом, наполненным различнымисобытиями, которые касались как самого короля, так и его ближайшего окружения.



Великие пессимисты


Весьма пессимистичной женщиной была жена Людовика XIV – испанская принцесса, инфанта Мария-Тереза. Она была робка, неинтересна, любила тишину, большей частью находилась в одиночестве, проводила время в молитвах или чтении. Немудрено, что жизнелюбивый монарх Людовик XIV не обращал на нее никакого внимания, предпочитая развлекаться на стороне.



Великие оптимисты


Маршал Ришелье, правнучатый племянник великого кардинала, был известен как человек ветреный и увлекающийся женщинами. Сменив трех жен и множество любовниц, он и к женской неверности относился весьма снисходительно. Застав свою жену с любовником, он весело посоветовал ей быть осторожнее, чтобы избегать неловких ситуаций, ведь на его месте мог оказаться кто-нибудь посторонний.



Великие оптимисты


Один из президентов Франции Шарль де Голль отличался большим оптимизмом. Люди, общавшиеся с ним во время становления его политической карьеры, отмечали его неиссякаемую веру в успех. Именно благодаря этой вере де Голль смог в итоге получить президентское кресло.



Великие пессимисты


Известный скульптор Микеланджело отличался довольно неуживчивым характером и непривлекательной внешностью. Он всю жизнь искал чувство, созвучное своему, однако так и не преуспел в этом деле, что постепенно ввело его в глубокую меланхолию.



Великие оптимисты


Среди великих людей одним из самых больших оптимистов считался Жан Жак Руссо. Этот француз считал человека величайшим творением Вселенной, существом совершенным, изначально не имеющим никаких недостатков. С оптимизмом он относился и к обычной жизни. Все жизненные неудачи, даже самые серьезные, он встречал с улыбкой, чем немало удивлял своих друзей и родственников. Известен случай, когда из-за своего оптимизма он даже поссорился с женой, которая сочла его реакцию на неприятности чересчур легкой.



Великие оптимисты


Великая итальянская актриса Софи Лорен известна своим оптимизмом. Еще будучи совсем молодой, она, вооруженная лишь собственной красотой и верой в удачу, решила выбраться из нищеты, окружавшей ее. С возрастом оптимизма у Софи Лорен не убавилось. Великая актриса, как отмечают ее друзья, любую неприятность воспринимает с улыбкой и умеет находить в ней положительные стороны.



Великие пессимисты


Солист группы Depesh mode Дэйв Гэхан выражает свой пессимизм в творчестве. Тексты песен наводят на мысли о несовершенстве мира, да и музыка подобрана соответственно. Пессимизм Гэхана стал уже той особенностью, которая отличает эту группу от многих других, ее своеобразной маркой.



Великие оптимисты


Оптимисткой была русская балерина Майя Плисецкая. Возможно, успешная карьера повлияла на такое мироощущение балерины, а может быть, личная жизнь. Как бы то ни было, ученики ее школы в Мадриде отмечали: «Оптимизм Майи Михайловны был поистине неиссякаем, она и нас умела им заразить».



Великие оптимисты


Двукратному чемпиону мира по автогонкам «Формула-1» немцу Михаэлю Шумахеру именно оптимизм помог восстановиться после тяжелой травмы и вновь вернуться в спорт. Друзья Михаэля не ожидали, что он решит вернуться, но вера в удачу не покидает великого гонщика. «Мне повезло, что все окончилось хорошо. Значит, повезет и дальше».



Великие оптимисты


Известный французский кутюрье Пьер Карден отличается легким характером и оптимизмом. Он верит в удачу, умеет ее использовать, и фортуна благоволит к нему. Его коллеги считают, что оптимизм Кардена помог ему стать популярным, завоевать мировую известность.



Вел икие пессимисты


Великий композитор Людвиг ван Бетховен отличался пессимистическим взглядом на мир. Впрочем, жизнь не особенно баловала его. Гений не находил признания, к тому же прекрасные дамы не жаловали его своим расположением. Всю жизнь гениальному композитору приходилось ограничиваться дружескими отношениями с красавицами, к которым он частенько питал подлинную страсть.



Великие оптимисты


Оптимизмом отличался великий советский композитор Сергей Прокофьев.Несмотря на то что его творчество не находило отклика в обществе, а наоборот, всячески порицалось, он продолжал писать музыку, полную света, жизни и солнца. Он умел не переносить свои проблемы на творчество, которое по сей день вселяет оптимизм в наши души.



Великие пессимисты


Известен своим пессимизмом французский писатель Виктор Гюго. Все воспоминания, оставленные его современниками, свидетельствуют об этом. В дневнике одной парижской художницы была найдена такая запись: «Он сказал мне, что все его былые неприятности – это ерунда по сравнению с теми, что ожидают его впереди. Гюго всегда был немного мрачен, но в этот раз он превзошел самого себя».



Великие оптимисты


Наверное, никто из поэтов не пользовался такой популярностью и признательностью при жизни, как Вольтер. В свое время среди современников он занимал место чуть ли не полубога, поскольку именно перед ним преклонялись, как перед высшим существом. Зачастую его мнение о чем-либо значило больше, чем слово какого-то высокопоставленного чиновника. Несмотря на свою внешнюю безобразность, Вольтер никогда не терял прекрасного расположения духа и природного жизнелюбия.



Великие пессимисты


Великий английский писатель Чарльз Диккенс был очень несчастен в браке. Возможно, именно это обстоятельство наложило неизгладимый отпечаток на мироощущение писателя. Постепенно он разучился радоваться жизни и, несмотря на грандиозные вечера, которые он устраивал для выдающихся личностей того времени, так не смог полностью наслаждаться своим благополучием и общественным положением.



Великие оптимисты


Поэта Гете принято считать истинным баловнем судьбы. По крайней мере, во всем, что касалось его взаимоотношений с противоположным полом, а также в вопросах творчества судьба была благосклонна к этому гениальному человеку. Женщины его боготворили, и уже в ранней юности поэт добился всеобщего признания и славы.



Великие пессимисты


Пессимистом был русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Его самоощущение было продиктовано особенностями эпохи и отражалось в его творчестве позднего периода. Даже в успешные дни Гоголь недоверчиво относился к своему счастью, считал его случайным. «Удача переменчива», – любил говорить писатель.



Великие оптимисты


Величайшим оптимистом можно считать Дейла Карнеги. Он смог разработать теорию, позволяющую не только повысить настроение, но и поддерживать его таким постоянно. Дейл Карнеги обрел подлинную популярность во всех странах мира именно потому, что его принципы одновременно просты и эффективны. Самое интересное, что свои теории Карнеги более чем успешно использовал в собственной жизни, благодаря чему добился очень многого.



Великие пессимисты


Среди представителей русской интеллигенции не так много пессимистов, так как свойственные им качества не находили отражения в натуре российского человека. Пожалуй, одним из наиболее близких к пессимистической доктрине творческих людей среди наших соотечественников является Михаил Юрьевич Лермонтов:



И скучно, и грустно, и некому руку подать


В минуту душевной невзгоды…


Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..


А годы проходят – все лучшие годы!



Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,


А вечно любить невозможно.

Философия здравого пессимизма

Современному обычному человеку из толпы толковать о философии бессмысленно: кому нужны эти мудрствования, коль забота одна - у бедных выжить, у богатых - заработать? Все эти мудреные философские построения, термины, «вещи в себе» и так далее, - попробуй разберись. Недаром сам Гегель шутил: «Только один человек меня понял, да и тот меня, по правде сказать, не понял». Понять до конца Шопенгауэра тоже не просто, хотя его посыл к философскому осмыслению мира и человека довольно-таки прост.

«Уже в 17-летнем возрасте, - признавался Шопенгауэр, - я был настолько проникнут горечью жизни, как Будда в своей молодости, когда узрел болезнь, старость, страдания и смерть…» Большинство людей старается не акцентировать свое внимание на всех негативах жизни, не замечать их, а тем более не «пережевывать» их в голове. А вот Шопенгауэр, напротив, погружался в них без остатка. В своих произведениях он писал «о ничтожестве и горестях жизни», которая «как в великом, так и в малом - всеобщее горе, беспрерывный труд, непрестанная сутолока, бесконечная борьба, подневольная работа, связанная с крайним напряжением всех физических и духовных сил». Он считал, что человек - «главный источник самых серьезных зол», ибо человек homo homini lupusest (человек человеку волк. - Ю.Б. ) и «взаимные отношения людей отмечены по большей части неправдой, крайней несправедливостью, жесткостью и жестокостью».

Все это писал Шопенгауэр задолго до XX века, до Первой и Второй мировых войн, до применения газов, до взрывов атомных бомб, до Освенцима и Дахау, до Бабьего Яра, до миллионов жертв советского ГУЛАГа. Он как бы предвидел, что человеческое зло может стремительно идти по нарастающей. Социальный оптимизм по Шопенгауэру лишен всякого основания: «Прогресс - это сновидение XIX века, подобно тому, как воскресение из мертвых было сновидением X века; у каждого времени свои сны».

«Все прекрасно лишь до тех пор, пока вас не касается… - говорил Шопенгауэр. - Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасна только картина жизни… в очистительном зеркале искусства».

Основные идеи своей философии Шопенгауэр изложил в первом томе «Мира как воли и представления» и отчасти в книге «О воле в природе». Что такое мир и что мы можем о нем знать? Шопенгауэр утверждает, что все сущее вокруг нас есть, собственно, не сам мир, не вещи сами по себе, а наши представления о них. То есть все сконцентрировано в восприятии человека, не сам мир - это слепая «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективизации», речное бессмысленное коловращение. И вывод: жизнь не имеет смысла, не имеет цели или, говоря иначе, она сама для себя цель. «Всегда и повсюду истинной эмблемой природы является круг, потому что он - схема возвратного движения, а оно действительно самая общая форма в природе, которой пользуется везде…» Постоянное умирание и постоянное возрождение, как смена сезонов: весна - лето - осень - зима - снова весна и так бесконечно. И все подчинено воле. Воля есть темный безначальный порыв - воля к существованию. И эта воля в человеке, в животных, в растениях, во всей живой и неживой природе.

Однако воля человека - это не только достижение какого-то конкретного результата, но главное - осознание бессмысленности и безнадежности собственного существования. Жизнь - это смена страдания и скуки, скуки и страдания. Our life is faise nature, - как говорил почитаемый Шопенгауэром лорд Байрон, наша жизнь - недоразумение, и даже самоубийство не обещает никакого выхода.

Но самоубийцы - это все же единицы, а так человек в массе больше всего любит свое существование, инстинкт самосохранения - первая заповедь воли к жизни. Неудержимое, непрестанное стремление к благу, к наслаждению, к радости - ее движущая воля, воля к жизни претворяется к неустанной погоню за счастьем. А счастье - это по сути своей химера. Это понимал не только Шопенгауэр, но понимали до него и после него. Зигмунд Фрейд меланхолически замечал: «Задача - сделать человека счастливым - не входит в план сотворения мира».

«Главная и основная пружина в человеке, как и в животном, есть эгоизм», - считал Шопенгауэр и различал две разновидности эгоизма: эгоизм, который хочет собственного блага, и гипертрофированный, злобный эгоизм, который хочет чужого горя. В первом случае обычно он прикрывается вежливостью, этим «фиговым листком эгоизма». Во втором он выступает как обнаженное злодеяние: «Иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать себе сапоги!» Но при этом, добавляет Шопенгауэр, «у меня осталось сомнение, действительно ли это гипербола».

Второй вид эгоизма, или, иначе говоря, зависть, черная зависть расцвела в России при сломе социалистической системы и построения капиталистической. Все общество пропитано черной завистью, злобой и ненавистью.

Шопенгауэр выделяет и третью пружину человеческих поступков: сострадание, которое хочет чужого блага, доходит до благородства и даже до великодушия. Люди остались бы чудовищами, если бы природа не дала им в помощь разуму сострадание. Но, увы, оно не так распространено, как зависть и ненависть. Давно замечено, что сопереживание радости соседа (товарища, коллеги и т. д.) обычно дается человеку трудней, чем сопереживание его неудач. Неудача другого - это тихая радость завистника.

Человеческая судьба, по Шопенгауэру, есть «лишения, горе, плач мука и смерть». Мир - юдоль скорби и страдания - таков лейтмотив всей его философии. Шопенгауэровский афоризм к месту: «Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное хотение».

«Жизнь всякого отдельного человека… собственно, всегда трагедия, - такой безрадостный вывод делает Шопенгауэр, - но разобранная в частности, она имеет характер комедии». Этот мир, по Шопенгауэру, еще ужаснее Дантова ада, ибо в нем каждый человек, гоняющийся за своим счастьем, «должен быть дьяволом для другого» («Ад - это другие», - скажет позднее Сартр). В конце концов «дьявол» не что иное, как «персонифицированной воля к жизни», или скажем от себя: счастье одного основывается всегда на несчастии другого.

Что может облегчить страдания? По мнению Шопенгауэра, существуют две вещи, приносящие облегчение. Прежде всего, созерцание чужих страданий. Не какая-нибудь оценка их, которая бы давала возможность помочь страждущим, а просто сочувствие, временно отвлекающее от собственных страданий. Созерцание несчастной судьбы других людей помогает нам легче переносить собственную судьбу, - утверждает Шопенгауэр.

Временное облегчение может принести созерцание произведений искусства. Созерцание приостанавливает действие воли. Погружение в красоту на какое-то время утешает нас. Еще один вывод франкфуртского отшельника. Пример из личной жизни. Когда я приехал во Флоренцию, то шел дождь, ненастная погода портила настроение, в душу закралось отчаяние. Но, всматриваюсь, в полотно Боттичелли «Весна», душа прояснялась и делалось радостнее. Красота красок и линий очаровывала и заставляла забыть об окружающем мире.

Шопенгауэр своеобразно смотрел на историю человечества, считая, что ее периоды (или главы) не отличаются по своему существу друг от друга, а «только именами и хронологией». «Все, о чем повествует история, это в сущности только тяжелый, долгий и смутный кошмар человечества». «Устройство человеческого общества колеблется, как маятник, между двух зол» - деспотизмом и анархией. Применительно к России скажем: или пугачевская вольница с раззором и насилием и смертью, или аракчеевский полицейский намордник. Крайние варианты: Иван Грозный и Иосиф Сталин, и море крови.

В реформы Шопенгауэр не верил, революции презирал и считал, что «никакие конституции и законодательства, никакие паровозы и телеграфы никогда не сделают из жизни чего-нибудь истинно хорошего». Сегодня мы с вами видим, как научно-технический прогресс многое сделал для облегчения труда людей, но сделал ли он их счастливее? - вот в чем вопрос, появилось много всяких технических «штучек», но они не смогли решить человеческие проблемы.

Какой прок от просветителей, реформаторов, гуманистов? - спрашивал Шопенгауэр: «чего добились на самом деле Вольтер, Юм, Кант?» Все их старания - тщетные и бесплодные усилия, ибо «мир - это госпиталь неизлечимых».

Говоря о соотношении веры и знания, Шопенгауэр говорил, что они - вера и знания - «это две чашки весов: чем выше одна, тем ниже другая». Необходимо выбирать: либо-либо. «Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так в множественном числе».

И вернемся снова к понятию счастья. Тут, как считает Шопенгауэр, многое зависит от темперамента. Один продолжает смеяться там, где другой близок к отчаянию. Один, достигнув девяти целей из десяти, не радуется девяти удачам, а печалится об одной неудаче, другой в одной-единственной удаче находит утешение и радость. Богатые и бедные. У каждого из них свои радости и печали, на этот счет у Шопенгауэра есть следующее рассуждение:

«Подобно тому, как та страна всего счастливее, которая менее нуждается или совсем не нуждается в импорте, так надо это же сказать и о человеке, которому достаточно его внутреннего богатства и который мало чувствует потребности во внешних благах или даже совсем может обойтись без них, ибо подобного рода привозные товары дорого стоят, лишают независимости, вовлекают в опасности, причиняют досады и в конце концов все-таки являются лишь плохой заменой для произведений собственной почвы».

Шопенгауэр стоит на позициях древнегреческого писателя Лукиана «Только в богатстве души настоящее наше богатство; все остальное таит больше печалей в себе».

Вот и Брунгильда в «Кольце Нибелунгов» говорит: «Я покидаю дом желаний…»

Надо не желать бесполезного, а надо действовать. «Наша жизнь - безостановочное движение, и полное безделье скоро становится невыносимым, порождая отчаянную скуку. Эту потребность в движении надо регулировать, чтобы методически - и следовательно полнее - удовлетворять ее…» Только вот, увы, мир ценностей, как во времена Шопегауэра, так и в нынешние, перевернут. И как точно выразился другой немецкий мыслитель Лессинг: «Одни бывают знаменитыми, другие заслуживают это». Такое положение с горечью констатировал и Шопенгауэр. Общество отталкивает умных людей своим принципом равноправия, то есть равенством притязаний при неравенстве способностей, следовательно, и заслуг, «вообще вся общественная жизнь, - говорит Шопенгауэр, - есть непрерывное разыгрывание комедии».

И финальный аккорд: «Потому-то, как бы ни менялись на мировой сцене пьесы и маски, но лицедеи в них остаются все те же. Мы сидим вместе и говорим, и волнуем друг друга, и разгораются глаза, и голоса становятся громче… но точно так же за тысячу лет сидели другие: было все то же, и было все так же: как раз то же самое будет и через тысячу лет».

Герои и собеседники уходят, умирают, исчезают, но все «неизчезновенно» (таков дословный перевод выражения Шопенгауэра). Материя и мир вечны.

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

ФИЛОСОФИЯ Велик перечень научных достижений Вернадского. Учение о биосфере, о геологической деятельности живых организмов и человеке. Учение о природных водах; история минералов и химических элементов земной коры; анализ сущности симметрии и времени; исследования

Из книги Царская Россия во время мировой войны автора Палеолог Морис Жорж

IX. Припадок пессимизма: снарядный кризис Среда, 9 декабря 1914 г.Неуверенность, царящая относительно военных операций в Польше, слишком оправдавшееся предчувствие огромных потерь, понесенных русской армией под Брезинами, наконец, оставление Лодзи - все это поддерживает

Из книги Футбол на линии огня автора Эпштейн Арнольд

В созвездии здравого смысла (Ноябрь 1991) - Извините, талончик не продадите?- Не продам. Даром отдам!Мой попутчик произнес эти слова так гордо и торжественно, что я живо представил себе: вот сейчас дребезжащий трамвай остановится, в салон впорхнут девушки в чеченских

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Философия Оганян приходит в гости к Всеволоду Лисовскому, начинает осматривать книги, стоящие у того на книжных полках.- Ильенков? Это кто? Философ? Дай почитать!- Да на что он тебе? Марксист-шестидесятник с человеческим лицом, ни то, ни се, давай я тебе лучше

Из книги Владимир Путин автора Медведев Рой Александрович

Из книги Гаршин автора Порудоминский Владимир Ильич

«ЖЕМЧУЖИНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕССИМИЗМА» Гаршин написал сказку. Затащил дядюшку к себе в комнату, затворяя по дороге все двери. Читал недолго - четверть часа: сказочка была крохотная.На лице милого дядюшки застыло недоумение. Удивительная сказка!.. Что за герои? Улитка,

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Поиск здравого смысла В “Капитанской дочке” Пушкин-правовед, окончивший Царскосельский лицей гуманитарно-юридического направления, рядом с вещими словами “Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” сформулировал авторскую позицию здравого

Из книги Побег из тьмы автора Дарманский Павел Федорович

БИБЛИЯ И БОГОСЛОВИЕ ПЕРЕД КРИТИКОЙ ЗДРАВОГО СМЫСЛА Было бы гораздо легче освободиться от уз религии, если бы передо мной стояла задача стать атеистом. Но в том-то и заключалась трудность, что я был далек от мысли порвать с религией. Как утопающий за соломинку, я хватался за

Из книги Почему я перестал верить в бога автора Дулуман Евграф Каленьевич

РЕЛИГИЯ ПЕРЕД КРИТИКОЙ ЗДРАВОГО РАЗУМА После окончания семинарии в 1947 году меня послали учиться в Московскую духовную академию.Более глубокое, без излишней поспешности изучение основ религии позволяло не только усваивать основные положения религии, но и внимательно

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

Философия Если спросить современного человека, кем был Аристотель, то с наибольшей вероятностью последует ответ - «философом». Действительно, в нашем сознании Аристотель прежде всего философ. Но хочется еще раз отметить, что слово «философ» древними греками понималось

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

в) Философия Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии».Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение

Из книги КГБ и тайна смерти Кеннеди автора Нечипоренко Олег Максимович

Паранойя против здравого смысла 5 февраля 1964 года между Центром в Москве и резидентурой КГБ в Женеве начался «телеграфный пинг-понг». В течение нескольких последующих дней шифротелеграммы, словно шарики, летали между двумя городами. Возрос обмен телеграммами и с другими

Из книги Время Путина автора Медведев Рой Александрович

Экономика здравого смысла Владимир Путин пришел во власть, не имея еще ни готовой команды, ни готовой экономической и политической программы. Он воздержался поэтому от пространных и громких деклараций, и его экономическая программа складывалась постепенно, по мере

Из книги Ницше автора Стретерн Пол

Философия Чтобы показать, насколько превосходна развернутая философия Ницше, посмотрим, как он рассматривает наше понятие истины и его подлинное значение (в ходе рассмотрения используя неправомерно «истинный» довод). При этом он приходит к ряду оригинальных открытий –

Из книги Занятие для старого городового. Мемуары пессимиста автора Голомшток Игорь Наумович

Вместо заключения: о пользе пессимизма В наши нелегкие времена достаточно быть пессимистом, чтобы прослыть пророком. Пророком, правда, я не прослыл, но в политическом отношении мои самые мрачные предчувствия и предположения всегда оправдывались. Я не был ни ленинцем, ни

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Урок здравого смысла В 1966 году по поручению Московского горкома партии Ролан Антонович Быков снимал документальный фильм о московском ополчении. Эта работа была приурочена к 25-летию битвы за Москву. Я был «брошен» к нему в помощники. Вот тогда я и заразился от него

10 главных писателей современной России

Когда речь заходит о современной литературе, читатель зачастую формирует свой круг чтения, опираясь на существующие рейтинги. Но в каждой нише книжного рынка есть свои лидеры, и ни один из них не является абсолютным литературным авторитетом. Мы решили провести своего рода чемпионат России среди литераторов. Из 50 разных писателей — от авторов бестселлеров до любимцев интеллектуальной критики — путем сложных подсчетов мы выявили 10 чемпионов. Это писатели, транслирующие те идеологии, которые востребованы большинством читателей и потому важны сегодня для всей страны

1 место

Виктор Пелевин

За что получил
За кропотливую и последовательную расшифровку настоящего и объяснение жизни новой России через абсурд и метафизику.

Как он это делает
Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя «истинную» подоплеку любых событий новейшей истории России.

Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой «оборотни в погонах» превращаются в настоящих людей-волков («Священная книга оборотня»), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги («Омон Ра»), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора («Generation “П”»), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков («Священная книга оборотня»). При этом портрет России в исполнении Пелевина почти всегда фотографически точен: в «Чапаеве и Пустоте» (1996) он дал срез 90−х с их «новыми русскими» и китчевой модой на восточную эзотерику, в «Generation “П”» (1999) предсказал грядущее царство пиара и мучительные поиски национальной идеи, которыми мы занялись в 2000−х.

Пелевин — самый востребованный писатель нашей страны, в которой по-прежнему силен конспирологический дух и многие уверены, что власти от них все скрывают, но что именно и как, никто точно не знает.

Баллы

  • Премии — 3 («Национальный бестселлер», 2004 год, «ДПП NN» — 300 тыс. рублей).
  • Признание экспертов — 5 (важность Пелевина для современной культуры признают даже его последовательные критики).
  • Тиражи — 5 (с середины нулевых стартовый тираж его новых книг — около 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (коллективное безумие вокруг Пелевина существует уже лет 15, в 1999 году в Москве даже прошел слет его фанатов).
  • Публичность — 3 (игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Generation “П”» выходит на экраны в феврале 2010 года).
  • Репутация — 5 (его политических воззрений не знает никто; люди самых разных взглядов находят в его прозе подтверждения своим гипотезам и догадкам).
  • Итого 31

2 место

Людмила Улицкая

За что получила
За утверждение той простой истины, что современный человек по сути не так уж и плох.

Как она это делает
Улицкую больше всего интересуют люди. В этом смысле она уникальна. В центре ее внимания не мода, не актуальная политика, не сюрпризы истории, а именно люди, наши современники с их недостатками, достоинствами, грехами, талантами, верой и неверием. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа «Искренне ваш Шурик» испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути.

Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала «сверхчеловека» — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 2001 год, «Казус Кукоцкого» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2007 год, «Даниэль Штайн, переводчик» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (Улицкую любят критики самой разной направленности).
  • Тиражи — 5 («Даниэль Штайн, переводчик» — более 400 тыс. экзем-пляров).
  • Наличие фанатов — 1 (романы Улицкой, как правило, о слишком интимных переживаниях, поэтому ее поклонники обычно помалкивают и скрывают свои чувства).
  • Публичность — 3 (не любит публичности, хотя периодически дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Казус Кукоцкого» (2005) по одноименной книге).
  • Репутация — 5 (выбранная Улицкой человеческая тема оказывается универсальным ключом к сердцам самых разных читателей всех возрастных групп и подчас противоположных взглядов).
  • Итого 29

3 место

Леонид Юзефович

За что получил
За объяснение нашего настоящего через прошлое и нашего прошлого через настоящее.

Как он это делает
Юзефович сочиняет исторические триллеры, причем в реальной истории находит сюжеты более богатые и интересные, чем любая выдумка. У него в книгах фигурирует заговор эсперантистов на Урале во времена Гражданской войны; монгольский князь, пытающийся продать душу дьяволу; русский самозванец, скитающийся по Европе в XVII веке. Все это — гибрид исторической реальности и мифов, который всякий раз оказывается актуальным и помогает читателю разобраться в событиях сегодняшнего времени. Юзефович нигде не утверждает, что история циклична, но при этом, например, Смутное время из его романа «Журавли и карлики» поразительно напоминает российские 90−е, а проблемы полиции в Российской империи конца XIX века очень похожи на те, что решают «менты» в наши дни. Оказывается, все это мы уже проходили, но выводов так и не сделали.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2001 год, «Князь ветра» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2009 год, «Журавли и карлики» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (единодушное одобрение почти всех критиков).
  • Тиражи — 3 (меньше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (фанатского движения как такового книги Юзефовича не породили; он требует от читателя думать и анализировать факты, а к этому массовая аудитория не всегда готова).
  • Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но с прессой общается).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Сыщик Петербургской полиции» (1991) по повести «Ситуация на Балканах»; сериал «Казароза» (2005) по роману «Клуб “Эсперо”»; сериал «Сыщик Путилин» (2007) по романам «Костюм Арлекина», «Дом свиданий», «Князь ветра»).
  • Репутация — 5 (вызывает уважение в разных политических лагерях — осторожностью и обдуманностью высказываний).
  • Итого 27

4 место

Владимир Маканин


За что получил
За детальный и беспощадный анализ самых больных и острых общественных вопросов.

Как он это делает
Маканин ведет собственную летопись российской жизни, фиксируя и анализируя такие важные ее составляющие, как судьба интеллигенции («Андеграунд, или Герой нашего времени») или война на Кавказе («Кавказский пленный» и «Асан»).

Маканин работает как зеркало российской действительности с эффектом многократного увеличения. Нельзя сказать, что он показывает то, чего нет, но его картинки нравятся далеко не всем — точно так же, как мало кому может понравиться отражение собственного лица со всеми его порами и угрями. Через полгода после вручения ему премии «Большая книга» роману «Асан» в интернете присвоили звание «худшей книги года»: это произошло стараниями ветеранов чеченских войн, капитально обидевшихся на писателя.

Маканина порой обвиняют в «дешевых провокациях». Дешевая или нет, но «провокация» — точное определение: писатель выбирает наиболее тяжелые для общества темы и представляет на суд читателя их исследование. А уж дальше каждый волен или возмущаться, что все у нас так плохо, или восторгаться, как искусно писатель показывает, что все у нас так плохо.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 1993 год, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» — $10 тыс.; «Большая книга», 2008 год, «Асан» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (либерально настроенные критики Маканина ценят за «правду жизни», патриоты возмущаются и обвиняют писателя в передергивании исторических фактов).
  • Тиражи — 5 (на закате советской эпохи Маканин издавался многотысячными тиражами).
  • Наличие фанатов — 1 (как таковых фанатов Маканин себе не нажил, есть только верные читатели).
  • Публичность — 3 (не стремится к публичности, но время от времени дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Орел и решка» (1995) по повести «На первом дыхании»; фильм «Пленный» (2008) по повести «Кавказский пленный»).
  • Репутация — 4 (у либералов пользуется абсолютным авторитетом, для консервативно-патриотической части общества он лжец и провокатор).
  • Итого 27

5-7 место

Александр Кабаков

За что получил
За правдивое отражение нашего страха перед будущим.

Как он это делает
Кабаков сумел уловить дух времени еще в конце 80−х, когда написал повесть «Невозвращенец» — антиутопию, которая запечатлела висевшее тогда в воздухе предчувствие гражданской войны. Впервые за всю советскую историю будущее начало пугать широкие массы, и Кабаков вербализировал популярный в те годы страх: суммарный тираж только официальных изданий перевалил за 200 тыс. экземпляров.

Через 20 лет после «Невозвращенца» Кабаков снова написал антиутопию — роман «Беглецъ», действие которого происходит в 1917 году, в последние месяцы досоветской России. Казалось бы, это дела прошлые, чего их бояться? Но события 1917 года оказываются уж больно похожи на наше время. А главное, и тогда, и сейчас, и 20 лет назад будущее по-прежнему нас пугает. В современной культуре Кабаков играет роль резонера-пессимиста, который к месту и не к месту произносит свое «memento mori» (помни о смерти).

Баллы

  • Премии — 4 («Большая книга», 2006 год, «Все поправимо» — 1,5 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (вызывает уважение, но не у всех, частенько его поругивают).
  • Тиражи — 5 («Невозвращенец» — свыше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (ярых фанатов у Кабакова нет).
  • Публичность 3 (в публичные персонажи не рвется, но часто появляется в СМИ).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Невозвращенец» (1991) по одноименной повести).
  • Репутация — 4 (его умеренно-либеральные и умеренно-консервативные взгляды как притягивают, так и отталкивают оба лагеря критиков).
  • Итого 26

5-7 место

Сергей Лукьяненко

За что получил
За популяризацию конформизма и традиционных ценностей.

Как он это делает
Как и Пелевин, Лукьяненко показы-вает скрытые механизмы функционирования реальности вокруг нас. В «Дозорах» и «Черновике» можно найти объяснение самым разным событиям современной жизни, от политических до бытовых. Но объяснения, которые предлагает Лукьяненко, гораздо проще пелевинских: его мир по-манихейски разделен на добро и зло, черное и белое. При этом каждая политическая сила склонна видеть в «темном» Дневном дозоре своих оппонентов, а в «светлом» Ночном дозоре — себя.

Правда, иногда выясняется, что зло бывает и не таким уж злым, а добро не по делу пускает в ход кулаки. Но все же на фоне общественного постмодернизма, который принципиально не отличает добро от зла, проза Лукьяненко выглядит глотком традиционализма. Он продолжает гнуть линию советской фантастики, всем знакомой с детства. А его персонажи в массе своей конформисты: даже самые героические из них то и дело перестают геройствовать и плывут по течению. В этом писателю удалось поймать дух времени: массовый читатель нулевых годов, человек эпохи «стабильности», с радостью принял этот конформизм, сочетающийся с пат-риотически-консервативными воззрениями самого Лукьяненко.

Баллы

  • Премии — 1 (не получал).
  • Признание экспертов — 3 (Лукьяненко — единственный из фантастов, о ком регулярно пишут критики не из фантастической тусовки. Правда, хвалят его редко).
  • Тиражи — 5 (стартовый тираж от 200 тыс. экземпляров для книг Лукьяненко — обычное дело).
  • Наличие фанатов — 5 (уже добрых десять лет Лукьяненко является кумиром масс, по его книгам проводятся ролевые игры).
  • Публичность 3 (публичности не любит, но на публике показывается и интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006) по одноименным романам; фильм «Азирис Нуна» (2006) по книге «Сегодня, мама!»; запланировано еще несколько картин).
  • Репутация — 4 (является авторитетом для большой группы приверженцев традиционных ценностей и «стабильности»; других его взгляды, скорее, отталкивают).
  • Итого 26

5-7 место

Борис Акунин

За что получил
За создание эскапистского мифа о золотом веке России.

Как он это делает
Первые романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: «Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом». В конце 90−х годов, в разгар пересмотра российской истории с новых идеологических позиций, беллетрист Акунин начал создавать эскапистский миф для «умного», но не слишком интеллектуального читателя — миф о прекрасной России конца XIX столетия.

Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе. Целому поколению российских офисных работников Акунин дал надежное убежище от настоящего.

Баллы

  • Премии — 1 (на премии не номинировался и шансов не имеет: премии не любят развлекательную литературу).
  • Признание экспертов — 3 («интеллектуальные» критики его не любят, но для глянцевых изданий он — фаворит).
  • Тиражи — 5 (средний тираж — больше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (мир Фандорина, Пелагии и других акунинских персонажей является предметом массового безумия уже почти десять лет).
  • Публичность — 3 (светиться в прессе не любит, но иногда напоминает о себе яркими медийными жестами: например, интервью с Михаилом Ходорковским в журнале Esquire).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Азазель» (2001), «Турецкий гамбит» (2004), «Статский советник» (2005), а также сериал (2009) «Пелагия и белый бульдог»).
  • Репутация — 4 (известен как убежденный либерал, за что ценим одними и ненавидим другими).
  • Итого 26

8 место

Дмитрий Быков

За что получил
За способность найти общий язык с каждым — вне зависимости от убеждений, политических пристрастий и т. д.

Как он это делает
О Быкове как-то пошутили, что он, как газ, заполняет любое отведенное ему пространство. Он ведет программы на радио, а до недавнего времени и на телевидении, публикует статьи, рецензии и колонки в газетах и журналах самой разной направленности. Любителям поэзии он предлагает стихи, любителям прозы — романы, причем написанные в струе модных тенденций своего времени. Для тех, кому не нравится художественная литература, есть нон-фикшн: биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Для интеллигентов Быков рисует портрет Окуджавы как представителя особой советской аристократии, для пессимистов — страшноватую антиутопию «Списанные» про то, как самые разные люди вдруг обнаружили себя в зловещих списках, составленных кем-то неизвестно для чего. Идеальный универсальный писатель эпохи тотального кризиса всех идеологий.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2006 год, «Борис Пастернак» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2006 год, «Борис Пастернак» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (некоторым критикам не нравится его идеологическая всеядность, но каждая новая книга Быкова становится событием).
  • Тиражи — 2 (ни одна книга еще не вышла тиражом больше 50 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть немногочисленное, но хорошо организованное фанатское движение и фан-клубы).
  • Публичность 4 (так или иначе постоянно присутствует в СМИ: ведет колонки в журналах, программу на радио «Сити-FM» , вел телепрограмму «Времечко»).
  • Наличие экранизаций — 1 (пока о них только ведутся переговоры).
  • Репутация — 4 (Быков мог бы быть авторитетным литератором, но ему вредит то, что он не «над» всякими идеологиями, а, наоборот, солидарен с любой из них).
  • Итого 23

9-10 место

Евгений Гришковец

За что получил
За воспевание радостей жизни и повседневного быта простого современного человека.

Как он это делает
Ленин утверждал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом». Евгений Гришковец доказывает, что человек — и в первую очередь его быт, ежедневные поступки и мысли — так же неисчерпаем, как электрон. Его рассказы, романы и пьесы — изложения самых обыденных баек, дневниковых записей, воспоминаний о молодости, школьных и университетских годах, анекдотов про соседей, попутчиков или случайных знакомых, которые перемежаются размышлениями о смысле бытия. Читатели легко узнают себя во всех перечисленных историях, байках и анекдотах, и даже рефлексия в произведениях Гришковца вполне архетипична.

При этом бытие заурядного человека у Гришковца получается радостное: даже если встречаются грустные эпизоды, общего светлого впечатления они все равно испортить не могут. Все неприятности тонут в сладко-доброжелательном и всепрощающем стиле изложения. Гришковец, как добрый сказочник, убаюкивает невротическое поколение 30-40−летних, переживших не один кризис.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал).
  • Признание экспертов — 3 (критики относятся к нему холодно, но новые книги все-таки рецензируют).
  • Тиражи — 4 (в последние годы средний тираж — больше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть активно действующие фан-клубы Гришковца).
  • Публичность — 4 (мелькает в прессе и на телевидении, вел собственную телепередачу, но в итоге счел этот опыт неудачным).
  • Наличие экранизаций — 4 (по произведениям Гришковца есть много театральных постановок).
  • Репутация — 3 (моральным авторитетом не является по собственному выбору, поскольку предпочитает вообще не высказываться публично по глобальным вопросам).
  • Итого 22

9-10 место

Алексей Иванов

За что получил
За воспевание российской провинции и уравнивание ее в правах со столицами.

Как он это делает
Иванов прорубил окно на восток России, придав своей Перми полусакральный статус. Не исключено, что именно через это окно в Пермь пришли Марат Гельман и государственные деньги на культуру.

Нельзя сказать, что до Иванова никто и никогда не писал про российскую провинцию. Например, Леонид Юзефович сам долгие годы жил в Перми, и в этом городе разворачивается действие его «Казарозы». Но именно Иванов ухитрился создать устойчивый миф о самодостаточности провинции в нашей центростремительной стране, где, согласно общепринятому мнению, все сущее стремится перебраться в Москву или хотя бы в Питер.

В «Сердце Пармы» и «Золоте бунта» пермская версия истории оказывается гораздо интереснее официальной, которая идет из Москвы и Питера. В официальной версии — цари, императоры, крепостное право, указы, министры, бунты и войны, все скучное и безликое; в пермской — волшебство, боевые лоси, осадные сани, загадочные вогулы, красивые обряды и великая река Чусовая.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал, хотя несколько раз фигурировал в шорт-листах).
  • Признание экспертов — 4 (в среде критиков у Иванова есть как ярые сторонники, так и ярые противники).
  • Тиражи — 3 (средний тираж не выше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (пермская общественность носит Иванова на руках, особенно в его противостоянии с Маратом Гельманом. По его книгам проводятся ролевые игры, а летом 2009 года в Перми прошел фестиваль «Сердце Пармы» имени Иванова).
  • Публичность — 3 (редко выезжает из Перми, в публичные персонажи не рвется, но интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 1 (ведутся переговоры, но до съемок дело пока не дошло).
  • Репутация — 5 (моральный авторитет, имеет репутацию муд-реца из уральской глубинки, к которому можно обращаться по особо важным вопросам).
  • Итого 22

Иллюстрации: Мария Соснина

Журнал "Форбс" составил рейтинг писателей, которым удалось заработать рекордные суммы за прошедший год. Ни одного русского имени в этот список не вошло. Зато наши олигархи регулярно в списке "Форбс".
К своему стыду читал только Кинга и Гришема. А вы?

1. Джэймс Паттерсон. Заработок за год - $84 млн

Автор многочисленных триллеров и детективов, в основном известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе. Также выпустил 10 романов в серии «Женский клуб расследований убийств», неоднократно номинировался на всевозможные премии и награды. «Большой куш» Паттерсону принёс контракт на написание 11 книг для взрослых и 6 для детей в период с 2009 по 2012 годы. 20 книг Паттерсона попали в список самых продаваемых в мире в 2010-м году.

2. Даниэла Стил, $35 млн

Автор многочисленных романов и завсегдатай еженедельного списка бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» (продержалась на 1-м месте 390 недель подряд). Суммарный тираж её книг превышает 800 млн экземпляров, благодаря чему Стил заняла 8-е место в списке самых продаваемых авторов всех времён и народов. 24 новеллы Стил были экранизированы, 2 фильма получили кинопремию «Золотой глобус».

3. Стивен Кинг, $28 млн

Прославился как мастер ужасов, но за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму и др. Несколько десятков рассказов и романов Кинга были экранизированы, правда, ходят слухи, что писатель забавляется тем, что продаёт права на экранизацию всего за 1 доллар. Как признаётся сам Кинг, он любит смотреть на то, что получится из его книг на большом экране, и по традиции сам появляется в экранизациях в эпизодических ролях.

4. Джэнет Иванович, $22 млн

Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников. Каждая из 17 книг серии постоянно всплывает в рейтингах бестселлеров крупнейшего онлайн-магазина «Амазон».

5. Стефании Мейер, $21 млн

Американская домохозяйка и мать троих детей, которой в одну прекрасную ночь приснился сон о вампирской «лав-стори». Так родилась серия романов «Сумерки», принесшая Мейер и её издателям многомиллионные прибыли. Все экранизации сумеречной саги имели кассовый успех. В ближайших планах писательницы - мистические романы о привидениях и книга о путешествиях во времени.

6. Рик Риордан, $21 млн

Первая же серия, созданная Риорданом, была удостоена почти всех высших литературных наград Америки. Это были мистические детективы о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре. Следующий сериал Риордана предназначался для детей и повествовал о приключениях 12-летнего мальчика Перси Джексона. В 2006-м году книгу из этой серии назвали лучшим детским произведением в США; в 2010-м вышла экранизация романа «Перси Джексон и Олимпийцы».

7. Дин Кунц, $19 млн

Скромный учитель английского языка из штата Пенсильвания, всегда мечтавший о писательской карьере. Завоевал первых фанатов в 1968-м году, с тех пор считается одним из непревзойдённых мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.

8. Джон Гришем, $18 млн

Основной заработок Гришему принесли так называемые «юридические» драмы и триллеры, многие из которых были экранизированы. Среди них, например, «Фирма» (главную роль исполнил Том Круз), «Время убивать» и «Клиент». Как и другие участники

9. Джеф Кинни, $17 млн

Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака». В 2011-м на экраны вышел второй фильм-экранизация «Дневника»; он стал лидером североамериканского кинопроката в первые же выходные. В 2009-м Кинни вошёл в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала «Тайм».

10. Николас Спаркс, $16 млн

Большую часть аудитории Спаркса составляют женщины после 30. Из-под его пера вышло 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и христианская любовь. 6 книг Спаркса легли в основу киносценариев; ходят слухи, что в 2012-м на широкие экраны выйдет ещё 2 фильма по его сюжетам.

Великие оптимисты

Величайшим оптимистом, без сомнения, можно назвать Людовика XIV. Он наслаждался жизнью во всех ее проявлениях, окружал себя красивейшими женщинами, увлекался, влюблялся, заводил романы. Не случайно время его правления осталось в истории Франции ярким периодом, наполненным различными событиями, которые касались как самого короля, так и его ближайшего окружения.

Великие пессимисты

Весьма пессимистичной женщиной была жена Людовика XIV - испанская принцесса, инфанта Мария-Тереза . Она была робка, неинтересна, любила тишину, большей частью находилась в одиночестве, проводила время в молитвах или чтении. Немудрено, что жизнелюбивый монарх Людовик XIV не обращал на нее никакого внимания, предпочитая развлекаться на стороне.

Великие оптимисты

Маршал Ришелье , правнучатый племянник великого кардинала, был известен как человек ветреный и увлекающийся женщинами. Сменив трех жен и множество любовниц, он и к женской неверности относился весьма снисходительно. Застав свою жену с любовником, он весело посоветовал ей быть осторожнее, чтобы избегать неловких ситуаций, ведь на его месте мог оказаться кто-нибудь посторонний.

Великие оптимисты

Один из президентов Франции Шарль де Голль отличался большим оптимизмом. Люди, общавшиеся с ним во время становления его политической карьеры, отмечали его неиссякаемую веру в успех. Именно благодаря этой вере де Голль смог в итоге получить президентское кресло.

Великие пессимисты

Известный скульптор Микеланджело отличался довольно неуживчивым характером и непривлекательной внешностью. Он всю жизнь искал чувство, созвучное своему, однако так и не преуспел в этом деле, что постепенно ввело его в глубокую меланхолию.

Великие оптимисты

Среди великих людей одним из самых больших оптимистов считался Жан Жак Руссо . Этот француз считал человека величайшим творением Вселенной, существом совершенным, изначально не имеющим никаких недостатков. С оптимизмом он относился и к обычной жизни. Все жизненные неудачи, даже самые серьезные, он встречал с улыбкой, чем немало удивлял своих друзей и родственников. Известен случай, когда из-за своего оптимизма он даже поссорился с женой, которая сочла его реакцию на неприятности чересчур легкой.

Великие оптимисты

Великая итальянская актриса Софи Лорен известна своим оптимизмом. Еще будучи совсем молодой, она, вооруженная лишь собственной красотой и верой в удачу, решила выбраться из нищеты, окружавшей ее. С возрастом оптимизма у Софи Лорен не убавилось. Великая актриса, как отмечают ее друзья, любую неприятность воспринимает с улыбкой и умеет находить в ней положительные стороны.

Великие пессимисты

Солист группы Depesh mode Дэйв Гэхан выражает свой пессимизм в творчестве. Тексты песен наводят на мысли о несовершенстве мира, да и музыка подобрана соответственно. Пессимизм Гэхана стал уже той особенностью, которая отличает эту группу от многих других, ее своеобразной маркой.

Великие оптимисты

Оптимисткой была русская балерина Майя Плисецкая . Возможно, успешная карьера повлияла на такое мироощущение балерины, а может быть, личная жизнь. Как бы то ни было, ученики ее школы в Мадриде отмечали: «Оптимизм Майи Михайловны был поистине неиссякаем, она и нас умела им заразить».

Великие оптимисты

Двукратному чемпиону мира по автогонкам «Формула-1» немцу Михаэлю Шумахеру именно оптимизм помог восстановиться после тяжелой травмы и вновь вернуться в спорт. Друзья Михаэля не ожидали, что он решит вернуться, но вера в удачу не покидает великого гонщика. «Мне повезло, что все окончилось хорошо. Значит, повезет и дальше».

Великие оптимисты

Известный французский кутюрье Пьер Карден отличается легким характером и оптимизмом. Он верит в удачу, умеет ее использовать, и фортуна благоволит к нему. Его коллеги считают, что оптимизм Кардена помог ему стать популярным, завоевать мировую известность.

Великие пессимисты

Великий композитор Людвиг ван Бетховен отличался пессимистическим взглядом на мир. Впрочем, жизнь не особенно баловала его. Гений не находил признания, к тому же прекрасные дамы не жаловали его своим расположением. Всю жизнь гениальному композитору приходилось ограничиваться дружескими отношениями с красавицами, к которым он частенько питал подлинную страсть.

Великие оптимисты

Оптимизмом отличался великий советский композитор Сергей Прокофьев . Несмотря на то что его творчество не находило отклика в обществе, а наоборот, всячески порицалось, он продолжал писать музыку, полную света, жизни и солнца. Он умел не переносить свои проблемы на творчество, которое по сей день вселяет оптимизм в наши души.

Великие пессимисты

Известен своим пессимизмом французский писатель Виктор Гюго . Все воспоминания, оставленные его современниками, свидетельствуют об этом. В дневнике одной парижской художницы была найдена такая запись: «Он сказал мне, что все его былые неприятности - это ерунда по сравнению с теми, что ожидают его впереди. Гюго всегда был немного мрачен, но в этот раз он превзошел самого себя».

Великие оптимисты

Наверное, никто из поэтов не пользовался такой популярностью и признательностью при жизни, как Вольтер . В свое время среди современников он занимал место чуть ли не полубога, поскольку именно перед ним преклонялись, как перед высшим существом. Зачастую его мнение о чем-либо значило больше, чем слово какого-то высокопоставленного чиновника. Несмотря на свою внешнюю безобразность, Вольтер никогда не терял прекрасного расположения духа и природного жизнелюбия.

Великие пессимисты

Великий английский писатель Чарльз Диккенс был очень несчастен в браке. Возможно, именно это обстоятельство наложило неизгладимый отпечаток на мироощущение писателя. Постепенно он разучился радоваться жизни и, несмотря на грандиозные вечера, которые он устраивал для выдающихся личностей того времени, так не смог полностью наслаждаться своим благополучием и общественным положением.

Великие оптимисты

Поэта Гете принято считать истинным баловнем судьбы. По крайней мере, во всем, что касалось его взаимоотношений с противоположным полом, а также в вопросах творчества судьба была благосклонна к этому гениальному человеку. Женщины его боготворили, и уже в ранней юности поэт добился всеобщего признания и славы.

Великие пессимисты

Пессимистом был русский писатель Николай Васильевич Гоголь . Его самоощущение было продиктовано особенностями эпохи и отражалось в его творчестве позднего периода. Даже в успешные дни Гоголь недоверчиво относился к своему счастью, считал его случайным. «Удача переменчива», - любил говорить писатель.

Великие оптимисты

Величайшим оптимистом можно считать Дейла Карнеги . Он смог разработать теорию, позволяющую не только повысить настроение, но и поддерживать его таким постоянно. Дейл Карнеги обрел подлинную популярность во всех странах мира именно потому, что его принципы одновременно просты и эффективны. Самое интересное, что свои теории Карнеги более чем успешно использовал в собственной жизни, благодаря чему добился очень многого.

Великие пессимисты

Среди представителей русской интеллигенции не так много пессимистов, так как свойственные им качества не находили отражения в натуре российского человека. Пожалуй, одним из наиболее близких к пессимистической доктрине творческих людей среди наших соотечественников является Михаил Юрьевич Лермонтов :

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…




Top