Самые знаменитые картины в лувре. Главные шедевры Лувра (17 фото)

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Парижская резиденция французских королей на протяжении целого тысячелетия давно уже является самым богатым собранием шедевров мирового искусства. Экспозицию музея невозможно осмотреть за один день, но именно один день на изучение этого музея бывает у "организованного" туриста.

Что касается скульптуры, представленной в музее, то самое разумное в - сосредоточиться на главных шедеврах пластики, вокруг которых концентрируется самое большое внимание посетителей. Экспозиции французской сокровищницы размещаются в хронологическом порядке, в каждом из разделов есть нечто, что нельзя пропустить.

Древний Египет


"Египетская" коллекция Лувра одна из самых впечатляющих в мире. Но самыми выдающимися являются две работы древних мастеров:



Античность


В этой категории скульптуры Лувра первенство принадлежит Венере Милосской и Нике Самофракийской .


Первая считается идеалом женской античной красоты. О Венере, лишенной рук, рассказывают легенду: скульптор, долго искавший модель для статуи богини любви, нашел ее на острове Милос, влюбился в нее без памяти, а когда статуя была готова, несчастный влюбленный бросился к ней в объятия, разгневанная таким непочтительным отношением к своему изваянию, Афродита оживила статую, которая задушила несчастного мастера. Так погиб автор великой скульптуры, а последняя осталась без рук.


Скульптура Ники Самофракийской - загадка для скульпторов: было предпринято несколько попыток восстановить статую в первоначальном виде - Нике пытались приделать руки, но всякий раз вся скульптура полностью теряла свою динамичность и устремленность вверх. Попытки "улучшить" античный шедевр были оставлены и сегодня Ника Самофракийская предстает перед зрителем в том виде, в каком была обнаружена археологами.

Средние века


Средневековая скульптура представлена в музее очень широко: грубые каменные романские распятия, надгробия, скульптуры, украшавшие некогда старинные церкви и монастыри.


В этой категории особое внимание стоит уделить скульптуре "Надгробие Филиппа По". Восемь плакальщиц несут на своих плечах усопшего бургундского вельможу. Несмотря на знатность происхождения и великие свершения при жизни, имя этого рыцаря известно благодаря неизвестному мастеру, выполнившему его надгробие с необыкновенным пиететом и уважением к личности заказчика.

Эпоха Возрождения


Первенство в богатстве коллекций этой эпохи в Европе принадлежит, разумеется, . Однако и в Лувре можно увидеть целый ряд несомненных шедевров Ренессанса.


Главное богатство музея в этой категории - две известные работы Микеланджело: "Восставший раб" и "Умирающий раб". Изначально предназначенные для украшения гробницы одного из пап, эти работы не вошли в окончательную композицию. Работы противоположны по своему содержанию: Восставший раб полон решимости и энергии - зритель впечатляется динамикой и отчаянным напряжением фигуры, проникаясь сочувствием; умирающий - апатичен, его отказ от всякой борьбы вызывает у зрителя скорбь и жалость. Особый "почерк" великого скульптора, его великолепные знания в области анатомии, делают его работы особенно драматичными и реалистичными.

Барокко, рококо и классицизм


Стили 18-19 веков нашли во Франции свое наилучшее воплощение. Именно поэтому, среди шедевров Лувра этой эпохи особняком стоят скульптуры французских мастеров.


Скульптуру "Амур и Психея" украшает коллекцию пластики не только в Лувре, но и в Эрмитаже. Известно, что Канова создал две одинаковых работы с разницей в несколько лет. Лувр владеет ранней работой.

Помимо этого несомненного шедевра залы музея полны отличными образцами скульптуры 18 и 19 веков: многочисленные интерьерные работы, череда скульптурных портретов. Великие имена, великие работы. Этот раздел Лувра необыкновенно обширен.

К сожалению, в Лувре практически не представлено искусство модерна и современная скульптура. Но в Париже есть музей, целиком посвященный этому периоду в истории искусства.

Богатейшая коллекция картин Лувра завораживает. И не только "Мона Лиза" великого Леонардо. Об этом чуть позже. А вот, например, высоко ценящаяся искусствоведами картина Доменико Гирландайо "Старик с внуком". Внимательно посмотрите на обоих персонажей и вы увидите одно лицо. Обратите внимание на пейзаж за окном. Вроде бы ничего примечательного, но приглядевшись, вы увидите виляющую тропу жизни, начинающуюся из пустоты. Дальше юность молодого дерева, дом, как символ зрелости и семьи и восход выше и выше...к небесам.

01. Доменико Гирландайо - "Старик с внуком"


Примечательно, что среди искусствоведов картина Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist) ставится гораздо выше "Джоконды". И мы видим снова загадочную улыбку на выделенном светом полотне. Да и не похож здесь Иоанн Креститель на аскетствующего пророка.

02. Леонардо да Винчи - "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist)

03. Леонардо да Винчи - "Мона Лиза" ("Джоконда"), куда же без неё. Около портрета всегда толпится куча людей и карманники не дремлют. Так что берегите свои кошельки в Лувре.

04. Люди у "Моны Лизы"

05. Леонардо да Винчи - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Неоконченная картина

06. Леонардо да Винчи "Портрет молодой женщины" ("Прекрасная Ферроньера"). Считается, что это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи

07. Лоренцо Лотто - "Несение креста". На картине интересно прописаны слезы, как живые и три лучика света, идущие из головы.

08. Алессандро Ботичелли - ""Венера и три грации преподносят подарок девушке"

09. Роспись на потолке

10. Работа Гвидо ди Петри Фра Анжелико

11. Работа Genny di Pepe

12.

13.

14. Алессандро Ботичелли - "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем"

15. Франческо Боттичини - "Мадонна с младенцем в Славе со св. Марией Магдалиной, св. Бернардом и ангелами"

16.

17. Работа Андреа Мантенья

18.

19. Джованни Беллини(?) - "Святой Антоний"

20. Бартоломео ди Джованни - "Кортеж Фетиды"

21.

22. Франческо Мармитта - "Мадонна с младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами"

23. Лоренцо Коста - "Аллегория двора Изабеллы д′Эсте"

24. Антонио Джованни Больтраффио - "Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами"

25.

26. Паоло Веронезе - "Брак в Кане"

27.

28.

29. Лоренцо Лотто - "Христос и грешница"

30.

31.

32. Жак-Луи Давид - "Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины"

33. Пьер Поль Прюдон - "Портрет императрицы Жозефины"

34. Пьер Поль Прюдон - "Большая одалиска"

35.

36. Антуан Жана Гро - "Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау"

37. Антуан Жана Гро -"Наполеон возле больных чумой в Яффе"

38. Теодор Жерико - "Плот Медузы"

39. Эжен Делакруа - "Алжирские женщины"

Конечно, посмотреть все в Лувре просто невозможно. И за несколько часов, которые нам были выделены экскурсией, мы только взглянули на самые знаменитые изюминки этого уникального музея.

Лувр на меня произвел незабываемое впечатление. Но были моменты, которые впечатлили сильнее. Так как объять необъятное невозможно, я остановлюсь на том, что запомнилось больше всего.

Оказывается, большая стеклянная пирамида в Лувре не одна, а окружена еще тремя меньшими. Так как проект их строительство был предложен архитектором китайского происхождения Йо Мин Пеем, то он, естественно, вложил в свое детище символический смысл. Большая пирамида должна соединить землю и небо, а все пирамида как бы олицетворяют главные человеческие органы, между которыми коридоры олицетворяют кровеносные сосуды. Люди ходят по коридорам Лувра, как кровь течет по жилам человека.

Вход на выставку, посвященную истории и искусству Древней Македонии. Надпись гласит: «Царство Александра Великого. Древняя Македония». Но нас туда не повели.

А попали мы сразу в залы, посвященные античной скульптуре.

Первая статуя, возле которой мы остановились, «Спящий Гермафродит».

Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо.

«Артемида с ланью». Поскольку в греческой мифологии животное считалось спутником или помощником бога, Артемиду, как богиню охоты, изображали с ланью.

И вот, наконец-то, мы подошли к знаменитой статуе Венеры Милосской.

Статуя была найдена в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море. Известная мраморная скульптура выполнена в стиле позднего эллинизма. Предположительно она была создана в 150-100 годах до нашей эры скульптором Александром (или Агесандром) из Антиохии на Меандре.

Нашёл Венеру крестьянин Георгески. Он захотел продать свою находку подороже, поэтому на время припрятал её в сарае. Там статуи приметил французский офицер Дюмон-Дюрвиль, который сразу узнал в мраморной женщине богиню. Но у француза не было достаточно средств, чтобы выкупить Венеру у крестьянина. Тогда он отправился на поиски денег. А когда вернулся, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статую уже купил некий чиновник из Турции. Венера была готова отправится в путь. Тогда офицер перекупил статую и поспешил с ней на корабль. Но турки обнаружили пропажу и ринулись за ней. В драке Венера Милосская потеряла руки, которые так и не были никогда найдены.

Но экскурсовод нас заинтриговала: с одной стороны у Венеры женские черты, а вот с другой, присмотритесь – мужские, торс и даже виден кадык.

Еще одна знаменитость Лувра - статуя Ники Самофракийской. Это скульптура богини победы Ники из мрамора.

Это произведение искусства было найдено в 1863 году на острове Самотраки археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Он сразу же отправил находку во Францию. В настоящее время эта статуя стала визитной карточкой Лувра, его драгоценностью и одним из лучших экспонатов. Находится Ника Самофракийская на лестнице Дару галереи Денон.

Автором статуи считается скульптор Пифокрит, предположительно, в 190-180 годах до нашей эры. Во время создания она символизировала победу родосцев над сирийской флотилией. Жители острова поместили Нику на скале над морем на постаменте в виде носа корабля. Богиня изображена в движении вперёд. Голова и руки статуи отсутствуют, так как не были найдены. Ника Самофракийская считается эталоном женской красоты.

Покидая зал античных скульптур, мы передвигаемся в залы живописи.

Наша группа была уже настолько утомлена, что буквально попадала возле картин.

Остановлюсь на более запомнившихся картинах.

Подробнее мы остановились на великом художнике Жаке Луи Давиде. Это его автопортрет.

Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери.

«Клятва Горациев» 1784 г. Давид Жак Луи.

Но одна из самых известных работ Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», написанная им в 1800 году. Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Когда он закончил, Жюли портрет не понравился, она себе показалась слишком легкомысленной и попросила мастера дорисовать ей, например, книгу. Но художник не согласился. Картина осталась в таком виде. Жюли отказалась ее покупать.

Второй известный художник Жан Огюст Доминик Энгр. Внимательно присмотритесь, что интригует в этой картине?

Диспропорциональность в изображении. Взгляд сразу падает на глаза женщины, потом ползет ниже: грудь, рука… И по руке спускается ниже и ниже… Такая диспропорциональность позволяет создать эффект ласки. Картина называется «Портрет мадам Ривьер».

Но, пожалуй, одна из известных его работ «Большая одалиска». В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала».

Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона "Сарданапал" (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет. На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища.

В каталоге Салона Делакруа отметил, что созданный им образ Сарданапала должен стать суровым предупреждением для всех тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. При этом современники находили, что Сарданапал у Делакруа выглядит слишком спокойным и вовсе не страдает от угрызений совести, а скорее наслаждается затеянным им кровавым спектаклем.

Картина «Свобода на баррикадах» или по-другому «Свобода, ведущая народ» является одной из самых известных в музейной коллекции Лувра. Шедевр принадлежит кисти французского художника Эжена Делакруа. Тема картины – июльская революция 1830 года, которая стала концом режима Реставрации монархии Бурбонов. Полотно было выставлено на обозрение публике весной 1831 года в Парижском салоне. Картину тут же выкупило государство. В центре полотна мы видим женщину, которая стала символом свободы. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - знамя республиканцев - триколор, в левой - ружьё. У женщины несколько обнажена грудь, что сделано специально для показа самоотверженности и смелости. Вокруг женщины расположены несколько вооруженных людей в простой одежде. Задний фон картины скрыт дымом пороха от выстрелов. Свобода указывает путь восставшим, возглавляет их.

И вот, наконец-то, мы заходим в зал, где находится ОНА!

Она там, вдалеке, под бронированным стеклом!

Можно сказать, повезло, мы попали в Лувр почти под закрытие, людей было меньше, и нам удалось подобраться к Моне Лизе спокойно, без толкотни.

Естественно, я обошла ее с двух сторон и проверила правильность утверждения, она, действительно, смотрит на тебя с любой точки.

Полное название картины - "Ritratto di Monna Lisa del Giocondo", что в переводе с итальянского означает "Портрет госпожи Лизы Джокондо". На прямоугольном полотне Леонардо изобразил женщину с блуждающей улыбкой, выполненной техникой "сфумато", одетую в тёмную одежду. Мона Лиза сидит вполоборота в кресле. У женщины прямые гладкие волосы, разделённые пробором и прикрытые прозрачной вуалью. Интересно то, что брови и лоб у Джоконды выбриты. Она сидит на балконе или же лоджии, откуда открывается прекрасный вид на холмы.

Напротив Моны Лизы находится картина Кальяри Паоло «Брак в Кане».

Конечно же, нельзя обойти и посмотреть все. К тому же, Лувр имеет самые большие выставочные площади в мире, благодаря тому, что все подсобные и технические помещения с кассами вынесли под землю. Но и это не спасает, и на обозрение выставляется только 5% произведений, потому что больше не умещается. Поэтому залы Лувра постоянно обновляются полотнами с архивов, и музей можно посещать бесконечно, наслаждаясь все новыми и новыми произведениями.

  • 24/06/2012 --
  • Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

    Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

    Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

    При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

    Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

    Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

    На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

    График работы:
    Понедельник - 9:00-17:30
    Вторник - Закрыто
    Среда - 9:00-21:30
    Четверг - 9:00-17:30
    Пятница - 9:00-21:30
    Суббота - 9:00-17:30
    Воскресенье - 9:00-17:30

    Официальный сайт музея: louvre.fr

    Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

    История

    Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

    Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

    В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

    Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

    По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

    Коллекция

    Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

    Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

    Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

    Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

    Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

    Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

    В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

    Джоконда

    Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

    Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

    Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

    Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.



    
    Top