Самые знаменитые литературно-музыкальные салоны россии. Салон олениных

Салоны , франц. salon (от итальян. salone - большая зала ). Первоначальное значение: комната, служащая для приема гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения.

В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи.

Салон - это, прежде всего, его хозяйка - женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Хозяйки известных салонов, такие как, маркиза Рамбулье, мадам Бурдоне, мадам Граммон или мадам Рекамье - по праву оставили в истории свои имена. В России - это З.Н.Волконская и А.О. Смирнова-Россет, Е.М.Хитрово и А.П.Елагина и др. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А.Н.Оленин, В.Ф.Одоевский, М.Ю.Вильегорский, В.А.Соллогуб.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т.д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми - десяти до нескольких десятков человек.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи - когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное: гости беседовали.

Итак, знакомьтесь:

Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова (1780-1850 гг.).

Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее была сестрой знаменитого князя Юсупова. Наверное, от татарских предков получила Авдотья Измайлова черные волнистые волосы, огненные черные глаза и смуглую упругую кожу, а также совершенно восточную ленивую негу движений. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование.

В 1816 году в Петербурге она открывает салон. И какой салон! Ее дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима (разумеются сцены с весталками, а не с гетерами). Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне. За эти бдения Голицыну прозвали "ночной княгиней" ("la Princesse Nocturne").

Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюбленный

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)

Таланты, красота, искусство и политика увенчали героиню чуть ли не с колыбели.

В её салоне бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи "Погасло дневное светило…" Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…

Дом семьи Карамзиных.

Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было бы назвать «семейным приютом муз». Не в том смысле, что его хозяйка (точнее, хозяйки) были художественно одарены, а в том смысле, что нигде литераторы и художники (но особенно все-таки литераторы) не чувствовали себя так по-домашнему уютно и непринужденно. Гостей здесь ждали ежевечерне. В красной гостиной с простыми соломенными креслами царили самовар и… русский язык! Это была единственная гостиная в Питере, где в то время предпочитали родную речь и НИКОГДА не играли в карты. Поэты в скромных сюртуках и заехавшие мимоездом одетые по бальному первые красавицы, дипломаты и провинциальные родственники, – все находили для себя интерес и душевное отдохновение в салоне, который вели жена (а потом вдова) историка Карамзина Екатерина Андреевна и ее дочери Софья и Екатерина.
Вот картина салона Карамзиных из черновых набросков к «Евгению Онегину»:

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный…
И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила…

В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И. Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором.

Салон Алексея Николаевича Оленина.

Салон Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина не мог не быть одним из главных очагов (точнее – камельков) культуры Северной Пальмиры в начале 19-го столетия. Рыженький и горбатенький, но необычайно легкий в общении, остроумный и любезный Оленин удивительно сочетал в себе сердечность, ум, глубокую образованность с потрясающей способностью к «искательству», то есть, был ловчайшим и тончайшим чинодралом и бюрократом. И если выбирать ему приходилось между музами и карьерой, он всегда бестрепетно предпочитал второе.

Оленин оставался в общем-то литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин. Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно…

В столичном доме и усадьбе Приютино Алексея Николаевича Оленина начинающие художники и писатели всегда находили поддержку и протекцию своим дарованиям. Об этом с благодарностью вспоминали многие, в том числе С. С. Уваров, Ф. Ф. Вигель, М. Ф. Каменская, Ф. П. Толстой. Основатель и первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, человек творческий и увлекающийся, А. Н. Оленин имел притязания на звание литератора, историка, археолога, палеографа, знатока, ценителя и коллекционера древнерусских рукописей, оружия. Сам император Александр I называл его Tausendkünstler, тысячеискусником.

В дневнике дочери Анны, сочинившей музыку к думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», отмечается благородная миссия отца в духовном сближении творческих людей разных поколений: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что перепало. В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щед-рина и проч., почерпала я все, что было в то время лучшего». Салон также посещали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Д. И. Языков, П. А. Катенин, М. Ю. Виельгорский, Ф. П. Толстой, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, С. И. Гальберг, А. М. и Н. М. Муравьевы. В салоне А. Н. Оленина познакомились М. П. Бестужев-Рюмин и А. С. Пушкин. Здесь актеры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли.

Мадам Рекамье.

Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан , горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бев , лучшая подруга Жюли писательница

Салон Олениных считался одним из самых знаменитых салонов Петербурга. Дом на набережной Фонтанки объединял литераторов, принадлежащих к разным поколениям и имеющим различные эстетические пристрастия. Здесь собирались наиболее яркие представители художественной интеллигенции (художники, писатели, актеры), чтобы поделиться новостями культурной жизни российской столицы и обсудить их.

Лояльность взглядов хозяина салона способствовала терпимости. Оленин «жил мирно и с Шишковым, и с Карамзиным». Именно это позволяло встречаться в одном месте образованнейшим людям своего времени. "Нет биографии отечественного писателя, от Державина до Пушкина, в которой не было бы страницы, посвященной памяти Оленина; не было художника и артиста, которого Оленин обошел бы своим вниманием или не принял радушно в своей гостиной".

Этот один из самых модных столичных салонов иногда называли “Ноевым ковчегом”, подчеркивая многочисленность его участников и различие их взглядов. К постоянным посетителям принадлежали Гнедич, Крылов, Кипренский, Грибоедов, Батюшков, братья Брюлловы, Стасов, Мартос, Федор Толстой и многие другие. Кстати, именно в доме Олениных произошла первая встреча Пушкина и А.П.Керн, которая доводилась племянницей жене Алексея Николаевича.

Хозяин салона был директором Публичной библиотеки и занимал должность президента Академии художеств. Его можно было назвать писателем, художником, археологом, знатоком и ценителем древностей. Сам император подчеркивал широту его интересов, называя Алексея Николаевича тысячеискусником. Оленин был поклонником искусства Эллады, поэтому комнаты его дома украшали предметы античности, а его исследования, посвященные культуре Древней Греции, косвенным образом способствовали завершению перевода «Илиады» Гнедичем.

В стенах гостеприимного дома Олениных живописец получал совет, где можно посмотреть оружие и одежду для реального отображения на полотне конкретного исторического момента, а молодые литераторы находили в лице хозяина дома сочувствующего собеседника. Здесь часто читались новые пьесы, и нетерпеливый Шаховской - завсегдатай вечеров у Оленина - тут же распределял роли среди актеров петербургских театров и проводил первые репетиции.

Руководя с 1811 года Императорской Публичной библиотекой, Оленин привлекает туда в качестве библиотекарей лучших писателей и своих друзей - Крылова, Батюшкова, Гнедича, Дельвига и др. Есть версия, что Пушкин тоже мог пополнить этот список. Одно время он частенько посещал салон Оленина и был влюблен в дочь Алексея Николаевича Анну, но помолвка расстроилась. Поводом называют непростительное опоздание поэта к обеду. Но, вероятнее всего, причины этого были намного серьезней. Процветающий чиновник всегда был на гребне волны, и когда кто-то попадал в немилость, то этот осторожный человек предпочитал обособиться от него.

Даже в летние месяцы, когда Оленины покидали столицу и отправлялись в их имение Приютино, которое находилось под Петербургом, они оставались центром притяжения для литераторов, художников, музыкантов, артистов. “Приют русских поэтов” - так называли эту дачу члены оленинского кружка, которые всегда могли рассчитывать на теплый прием, обязательно предполагавший отдельную комнату и свободу для творчества.

Оленин стал одной из легенд Петербурга. И хотя его никак нельзя причислить к вольномыслящим людям, но необычайная легкость в общении и острый ум помогали ему принимать у себя в первой трети XIX века передовых людей эпохи, хотя постоянно этот дом был открыт для немногих.

Петербург. Салон Алексея Николаевича Оленина (1763–1843)

Дочь Марка Федоровича Полторацкого - Елизавета Марковна стала женой просвещенного человека, президента Академии художеств, директора императорской Публичной библиотеки, члена Государственного совета А.Н. Оленина.

"В ноябре (1814 г.) Алексей Николаевич и Елизавета Марковна Оленины возвратились из Приютина и открыли дом свой… Подобного дома трудно было бы сыскать тогда в Петербурге, ныне невозможно, и я думаю услужить потомству, изобразив его. Начн. м с хозяина. Принадлежа по матери к русской знати, будучи родным племянником князя Григория Семеновича Волконского, Оленин получил аристократическое воспитание, выучен был иностранным языкам, посылаем был за границу. Древность дворянского рода его и состояние весьма достаточное не дозволили, однако же, ему, подобно знатным, ожидать в праздности наград и отличий, подобно им быть знакому с одною роскошью и любезностью гостиных. Вероятно, он это почувствовал, а может быть, по врожд. нной склонности стал прилежать к наукам, приучать себя к трудам; он прослужил целый век и приобр. л много познаний, правда, весьма поверхностных, но которые в его время и в его кругу заставили видеть в н. м уч. ного и делового человека… В н. м можно было найти тонкий ум, вес. лый нрав и доброе сердце. Он не имел пороков, а несколько слабостей, светом извиняемых и даже разделяемых. Он имел притязания на звание литератора, артиста, археолога… Сам Александр, шутя, прозвал его Tausendkuenstler, тысячеискусником… Нигде нельзя было встретить столько свободы, удовольствия и пристойности вместе, ни в одном семействе - такого доброго согласия, такой взаимной нежности, ни в каких хозяевах - столь образованной приветливости. Всего примечательнее было искусное сочетание всех приятностей европейской жизни с простотой, с обычаями русской старины. После смерти графа Строганова Оленин был назначен президентом Академии художеств и директором императорской Публичной библиотеки. Она помещена была в прекрасном закругл. нном здании, построенном при Екатерине на углу Невского проспекта и Садовой улицы. С приобрет. нными прежде и вновь приобретаемыми творениями число книг было довольно значительно, но все они, неразобранные, лежали грудами. Заботливый Оленин составил новое положение и новый штат для заведения сего, и они были утверждены в начале 1812 года, после чего книги кое-как приведены в некоторый порядок" (Ф.Вигель).

Дом Оленина считался одним из центров просвещения светского Петербурга того времени. "Дом Оленина всегда оставался центром соединения писателей русских. Из Москвы переселившись в северную столицу, Карамзин, Жуковский, Батюшков и - по выходе из лицея - Пушкин там встречались друг с другом часто. Или уже по крайней мере по воскресеньям. Знаменитые иностранцы (например, барон А.Гумбольдт), приезжая в Санкт - Петербург, тут находили лучшее русское общество литераторов, уч. ных и художников… Кроме просвещ. нного и радушного хозяина там было существо - олицетвор. нная доброта и участие, Е.М.Оленина, урожд. нная Полторацкая" (П.А.Плетн. в). Замечательный портрет хозяйки дома написал В.Боровиковский.

"Мне очень нравилось бывать в доме Олениных. Потому что у них не играли в карты… но зато играли в разные занимательные игры и преимущественно в charades en action, в которых принимали иногда участие и наши литературные знаменитости - Иван Андреевич Крылов, Иван Матвеевич Муравь. в- Апостол и другие… У Оленина ужинали на маленьких столиках, без церемоний и, разумеется, без чинов. Да и какие могли быть чины там, где просвещ. нный хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами" (А.П.Керн).

Яркие воспоминания о вечерах у Олениных оставила А.М.Каратыгина, дочь знаменитой балерины Евгении Ивановны Колосовой: "У них бывали часто домашние спектакли, в которых участвовали, кроме членов их семейств, И.А.Крылов, П.А.Каратыгин, М.Е.Лобанов и моя мать". Каратыгина отмечает "два замечательных представления: "Хвастуна", комедии в стихах Княжнина, у Олениных, в которой роли хвастуна и его дяди играли в совершенстве П.А.Катенин и И.А.Крылов; и у Бакуниных - "Модной лавки", комедии И.А.Крылова, в которой роли Сумбурова и его жены играли сам Иван Андреевич и В.И.Бакунин неподражаемо".

Младшая дочь Олениных - Анна была жемчужиной литературных вечеров. Все отмечали е. образованность, музыкальность, необычайную подвижность, изящество. Ей поклонялись, посвящали стихи.

Из фрейлин лучшая Оленина Анета!

Я поздравляю вас, поздравьте вы меня,

Мы оба родились теперешнего дня,

Какое счастие для вашего поэта! (Гнедич)

Постоянно посещали дом Оленина Державин, Жуковский, Вяземский, Крылов, молодой М.И.Глинка и многие другие. Михаил Иванович Глинка был частым гостем у Олениных в Петербурге и на даче в Приютине, близ Петербурга. Из дневника А.А.Олениной: "Стали приезжать гости. Приехал премилый Сергей Голицын (Фирс), Крылов, Гнедич, Зубовы, милый Глинка, который после обеда играл чудесно и в среду придет дать мне первый урок пения. Приехал, по обыкновению, Пушкин…" Глинка - гениальный композитор, высокообразованный человек был непременным участником литературно- музыкальных вечеров у В.Д.Одоевского, Мих. Ю. Виельгорского, Н.Кукольника, М.Шимановской.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Петербург - Краков - Петербург А пока еще только-только начинали поиски И. В. Джугашвили в Томске, он уже был в Петербурге. Считается, что сюда он вернулся 12 сентября{1}.И на этот раз одним из первых, с кем он встретился здесь, стал С. И. Кавтарадзе. Встреча произошла на

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

«МАРКСИСТСКИЙ САЛОН» Попытка сформулировать общие задачи рабочего социализма в России, предпринятая Ульяновым в «Друзьях народа…», привлекла внимание всей социал-демократической публики. А поскольку марксизм начинал все более входить в моду, то вскоре после выхода

Из книги Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883 автора Креспель Жан-Поль

Глава вторая Салон - бастион сопротивления За двадцать лет борьбы, с 1863 по 1883 год, импрессионистам не удалось отвоевать себе место на художественном Олимпе, и в искусстве по-прежнему господствовала мелочная и непоследовательная, сектантская диктатура Салона или, точнее

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

«Манифест» Императора Николая II об отречении от престола в пользу своего сына Наследника Цесаревича Алексея Николаевича Когда Н. В. Рузский сообщил М. В. Родзянко, что Государь согласился даровать манифест об Ответственном министерстве, то в ответ от председателя Думы

Из книги Государевы вольнодумцы. Загадка Русского Средневековья автора Смирнов Виктор Григорьевич

Глава 8. Салон Федора Курицына Душа самовластна - заграда ей вера. Ф. Курицын Новгородский попик Самсонка не солгал: еретики действительно собирались в богатом московском доме Федора Курицына, превратившемся в штаб-квартиру ереси. Присутствие высокопоставленных лиц, а

автора

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ Впервые - «Киевская мысль», 1911, 5 июня, № 153. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 125-132. В дощатом бараке, протянувшемся вдоль знаменитой Орсейской набережной и разделенном на пятьдесят зал, помещается двадцать

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ЮМОРИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 1 апр., № 90. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 141 -146. Начинается весна и в Париже. Уже открылось несколько Салонов, между ними сумасшедший Салон Независимых. Но в этом году я не буду

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ДЕСЯТЫЙ ОСЕННИЙ САЛОН В ПАРИЖЕ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 22 окт., № 293. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 147-153. Парижские Осенние салоны, созданные анархистом–архитектором Францем Журденом и другими смелыми

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ФРАНЦУЗСКИХ АРТИСТОВ Впервые - «День», 1913, 28 мая, № 141. Печатается по тексту газеты. Принципиальной разницы между двумя большими парижскими Салонами - Французских артистов и Национального общества изящных искусств - сейчас нет. Правда, сосиетеры «Артистов»

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ТРИДЦАТЫЙ САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ АРТИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1914, 6 марта, № 65. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 213-218. Печальнее всего, когда отчет о новой выставке приходится начинать привычными словами: нынешний Салон -

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

X. Рождение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Гемофилия. Тяжкое бремя Августейших Родителей и Их мужественная борьба с болезнью. В первый год Русско-Японской войны, 30 июля/12 августа 1904 года, в России совершилось, наконец, долгожданное радостное событие: рождение

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Полные решения зодиака МР: 1785 или 1843 год Лучшее решение - 11–12 августа ст. ст. 1843 года н. э Для того, чтобы выделить из пяти найденных нами предварительных решений зодиака МР полное решение и определить тем самым дату, записанную на зодиаке, необходимо проверить все эти

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

К 125-летию Петра Сергеевича Оленина 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1995 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося оперного режиссера и певца-актера П. С. Оленина, жизнь и деятельность которого близко соприкасалась с Л. В. Собиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. И.

Есть дача за Невой, Верст двадцать от столицы, У Выборгской границы, Близ Парголы крутой; Есть дача или мыза, Приют для добрых душ, Где добрая Элиза И с ней почтенный муж,

С открытою душою

В свой маленький приют

Друзей из Петрограда

На праздник сельский ждут, -

писал о Приютине К.Н. Батюшков.

Приютино - один из крупнейших усадебных ансамблей в окрестностях Петербурга. На рубеже XVIII-XIX веков оно принадлежало известному художнику, писателю и археологу, президенту Академии художеств и директору Публичной библиотеки Алексею Николаевичу Оленину (1763-1843).

При нем обширное и благоустроенное имение включало в себя двухэтажный кирпичный дом, такой же флигель («людской»), кухню, дом для прислуги, скотный двор, погреба, оранжереи, конюшни и кладовые. Часть этих сооружений сохранилась до наших дней. Многие характерные черты в облике господского дома в Приютине позволяют говорить о том, что автором его проекта мог быть известный архитектор Николай Александрович Львов - близкий друг семьи Олениных.

Большой пейзажный парк, разбитый в долине речки Лубьи, создан, по-видимому, в начале XIX столетия. Центром паркового ансамбля является большой пруд. В парке было проложено множество прихотливо извивающихся дорожек и аллей, обсаженных лиственницами, елями и дубами. Из некогда многочисленных парковых сооружений сохранились круглая беседка, своим обликом напоминающая римский Пантеон, солнечные часы и памятник-мавзолей, сооруженный А.Н. Олениным в память о своем старшем сыне Николае, павшем смертью героя на Бородинском поле в 1812 году.

«В известном многим Приютине жизнь текла тихая, мирная, аккуратная, простая, деревенская и казалось по образу жизни верст за 5000 от Петербурга. Все было весело, радушно, просто, свободно», - вспоминала старшая дочь А.Н. Оленина, Варвара Алексеевна. Как и петербургский салон Олениных, Приютино было местом встреч многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства.

«В городском доме Олениных или в подгородней даче Приютино почти ежедневно встречалось несколько литераторов и

художников русских, - писал об этих встречах современник. - Предметы литературы и искусств занимали и оживляли разговор... Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все что могло питать любопытство людей, более или менее движимых любовью к просвещению». В Приютине бывали Г.Р.Державин, A.C. Пушкин, К.Н. Батюшков, A.C. Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.И. Гнедич и П.А. Плетнев, историк Н.М. Карамзин, баснописец И.А. Крылов, драматург В.А.Озеров, композиторы М.И. Глинка, А.Н. Верстовский, A.A. Алябьев, живописцы А.П. и К.П. Брюлловы, O.A. Кипренский, В.Л. Боровиковский, А.Г. Венецианов, А.О. Орловский, скульптор И.П. Мартос. Побывал здесь и знаменитый немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, который в шутку сказал, что он объездил оба полушария Земли и везде ему приходилось только говорить самому, а в При-ютине он впервые с удовольствием слушал.

Археолог и живописец Ф.Г. Солнцев, неоднократно приезжавший в Приютино на рубеже 1820-1830-х годов, вспоминал: «Гостить у Олениных, особенно на даче, было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое и затем объявляли: в 9 часов утра пьют чай, в 12 - завтрак, в 4 часа - обед, в 6 часов полудничают, в 9 - вечерний чай; для этого все гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно: гулять, ездить верхом, стрелять в лесу из ружей, пистолетов и из лука... Как на даче, так и в Петербурге игра в карты у Олениных никогда почти не устраивалась, разве в каком-нибудь исключительном случае; зато всегда, особенно при Алексее Николаевиче, велись очень оживленные разговоры... Несмотря на глубокую ученость Алексея Николаевича, при нем все держали себя свободно».

Дольше всех, иногда на все лето, в Приютине оставались гостить Н.И. Гнедич и И.А. Крылов - оба холостяки, они обрели здесь семейный очаг. В память о посещениях Приютина Иваном Андреевичем Крыловым один из парковых павильонов назывался «Крыловской кельей» - здесь баснописец любил отдыхать и работать. В Приютине Крыловым написаны басни «Крестьянин и овца», «Плотичка», «Паук и гром», «Осел и заяц» и другие.

Мечтает там Крылов Под сению березы О басенных зверях И рвет парнасски розы В приютинских лесах... -

писал о жизни Крылова в Приютине К.Н. Батюшков.

«Басни свои, - вспоминал современник, - как известно, Иван Андреевич писал на разных лоскутках, которые и таскал иногда с собою в кармане... чуть ли не каждую басню прочитывал Алексею Николаевичу по нескольку раз...» У Олениных любили играть в шарады, и И.А. Крылов пользовался в этой игре неизменным успехом, изображая героев своих басен.

Н.И. Гнедич работал в Приютине над переводом «Илиады» Гомера. В своем стихотворении «Приютино», посвященном жене хозяина усадьбы Елизавете Марковне, Гнедич писал:

Еще я прихожу под кров твой безмятежный, Гостеприимная приютинская сень!

Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний, Твою приютную всегда любивший тень.

В Приютине устраивались музыкальные вечера и концерты, ставились спектакли. Здесь играл на фортепьяно А.С. Грибоедов, исполнял свои романсы М.И. Глинка.

Весной и летом 1828 года частым гостем Приютина был А.С. Пушкин. В эту пору он был страстно влюблен в дочь хозяина усадьбы, двадцатилетнюю Анну Алексеевну Оленину, которой посвятил множество стихотворений, самое известное из них - короткое, всего в восемь строк, полное печали стихотворение «Я вас любил», написанное год спустя, когда роман с Олениной уже был завершен, а отношения поэта с ее семьей утратили сердечность и искренность. Памятью об этой несчастной любви Пушкина на полях пушкинских рукописей остались выведенные рукой поэта инициалы Анны Олениной, ее профили. На автографе одного из стихотворений, посвященного Олениной («Пустое «Вы» сердечным «Ты» она, обмолвясь, заменила...»), осталась пометка, сделанная рукой поэта: «30 мая 1828 года, Приютино». Несколько раз Пушкин, движимой тайной мечтой, вывел на полях: «Annette Pouchkine» - Анна Пушкина... Однако этим мечтам было не суждено осуществиться: осенью 1828 года Пушкин просил руки Анны Олениной, но получил отказ: отец его избранницы был категорически против этого брака.

В Приютине Пушкин встречался с А.С. Грибоедовым. Во время одной из встреч Грибоедов сыграл на фортепьяно для него мотив песни, которую слышал в Тифлисе. Этот грузинский мотив так понравился Пушкину, что через несколько дней он написал созвучные ему стихи «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных». Присутствовавший при этом М.И. Глинка переложил впоследствии эти стихи на музыку.

В 1841 году, вскоре после смерти жены, Е.М. Олениной (урожденной Полторацкой), скончавшейся за три года до этого, А.Н. Оленин продал Приютино доктору Адамсу.

С 1974 года в Приютине действует историко-художествен-ный музей.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.




Top