Самый лучший блюзовый самоучитель электрогитары. Блюз на гитаре

Прежде чем начать разговор о том, как играть на гитаре блюз, для начала немного пройдемся по теории. Попутно затронем историю и наиболее ярких представителей гитарного блюза. В будущем эти знания еще пригодятся и не раз в импровизации или блюзовом аккомпанементе. А многие вещи из упражнений, которые будут разбираться на примерах других гитаристов в других статьях, будут понятнее. Тут правда стоит отметить, что нередко гитаристы перенимают не только гитарные фразы своих коллег, но и заимствуют у исполнителей на других инструментах. Например духовые партии. Но об этом речь будет идти в других уроках блюза на гитаре.

Немного о блюзе и блюзменах

Сейчас уже многие знаю то, что блюз это проявление страдания души в музыке. Выросший из африканской этнической музыки и возникший в среде афроамериканцев работающих на плантациях в дельте реки Миссисипи. Если обратиться к общедоступным источникам, то мы узнаем, что изначально блюз представлял из себя ритмические выкрики во время работы. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке, все так же продолжали работать на плантациях, а выступали на различных вечеринках за еду и выпивку.
Но так или иначе, с конца восемнадцатого века термин «блюз» периодически использовался в некоторых случаях, до того момента, когда в печатном варианте увидела свет блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой являлся Харт Уэнд.
Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые живы и по сей день.
В двадцатые годы ХХ века, блюз постепенно стал переходить в шоу-бизнес. Когда фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, стали раскручивать первых блюзовых исполнителей, а точнее исполнительниц.
Говоря о тех временах, стоит вспомнить одну легенду и личность с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Наверное это самая загадочная личность в истории блюза чью жизнь связывают с легендой, которую скорее всего он сам и породил. Когда неожиданно исчезнув из поля зрения своих друзей на год и вернувшись рассказал о загадочном перекресте и его сделке с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Но как бы то не было, влияние Роберта Джонсона на других исполнителей огромно. его песни исполняли и исполняют до сих пор многие как известные, так и не очень исполнители. Среди которых были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Robert Johnson — Phonograph Blues

На видео классический блюз дельты в исполнении Роберта Джонсона

Стоит отметить тот факт, что сам блюз, как жанр музыки оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-рол, джаз, поп, рок. Даже хард-рок и хэви метал не обошлись без влияния блюза. А многие фразы и приемы блюзовых гитаристов нашли свое применение и развитие в различных жанрах и направлениях музыки. Что можно увидеть из примеров выше.

Основой блюза является блюзовый квадрат. Как правило в гармонии используется 12 тактовая последовательность. Основная аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Варианты блюзового квадрата:
1. Во втором такте аккорд первой ступени заменяется на аккорд четвертой.
2. В десятом такте аккорд пятой ступени заменяется на аккорд четвертой.

Замечание: Аккорд четвертой ступени может использоваться как во 2-м так и в 10-м тактах, или во 2-м, 9-м и 10-м тактах.

Блюзовый ритм

Говоря о блюзовом квадрате не следует забывать и о блюзовом ритме — шаффл. В большинстве случаях блюз играется в размере 4/4, но используется триольная ритмика или шаффл. В триольной ритмике на каждую четверть выпадает три ноты:

Шаффл играется аналогично, но с пропущенной средней нотой:

В нотах шаффл записывается восьмыми нотами:

А чтобы было ясно, что играется шаффл используется следующее обозначение:

К характерным чертам блюза еще относится блюзовый лад. Именно этот лад является основой для блюзовых импровизаций, которыми славится современный гитарный блюз. На изображении ниже мы видим минорный блюзовый лад в тональности G (соль) так как он выглядит на гитарном грифе. От обычной пентатоники его отличает пониженная 5 ступень.

Это наиболее употребляемая аппликатура блюзового лада, которая очень быстро запоминается и удобна для транспонирования в другую тональность. достаточно передвинуть руку в нужное место грифа. Естественно существуют и другие аппликатуры блюзового лада, но формат данной статьи не предназначен для подробного рассмотрения данной темы.

Приемы звукоизвлечения

Бенд

Бенд или подтяжка струны является одним из самых популярных приемов игры в современной гитаре. Исполняется бенд подтягиванием струны от исходной ноты на нужную высоту. Что создает в различных случаях разное настроение в музыке. Существует множество способов исполнения бенда на гитаре. Но то как и когда будет использоваться бенд будет зависеть в первую очередь от самого исполнителя и того настроения, который он хочет передать в песне. По длительности бенды могут быть короткими в момент удара по струне или по длительности в такт и больше. Часто бенды сочетаются со стаккато, флажолетами, вибрато и другими приемами звукоизвлечения.

Вибрато

Так называется прием, когда извлекается нота с одновременным колебанием струны пальцем поперек грифа или рычагом гитары. В некоторых случаях вибрато можно рассматривать как серию быстро исполняемых бендов. Таким образом часто исполняется широкое вибрато.

Бенд и вибрато наиболее часто употребляемых и часто используемых приемов звукоизвлечения в блюзе. Но учитывая развитие гитары как инструмента и ее возможностей, гитаристы стали изобретать новые приемы и способы извлечения нот на гитаре. С появлением электрогитары и гитарного рычага тремоло добавились приемы с использованием рычага. В игре на гитаре медиатором стало немаловажным и угол наклона медиатора по отношению к струне, что привело к массовому появлению медиаторных флажолетов. Гитаристы научились играть используя пальцы наравне с медиатором, а в более позднее время появились и элементы слепа на гитаре. Это все не обошло стороной и блюзменов, которые все новшества приняли на вооружение создавая свой неповторимы стиль игры на гитаре.

Уважаемые гитаристы! Совсем недавно я закончил работу над самоучителем, который задумал написать аж три года назад.

Самоучитель называется - Блюз на гитаре. Уроки импровизации

Импровизация в блюзе - это навык, который поможет вам не только играть блюзовые соло, но и приблизит вас к пониманию импровизации вообще - в роке, джазе и других стилях.

Самоучитель состоит из текстовых пояснений, учебных табулатур, аудио примеров и т.д. Для тех, кто изучал мою первую работу, скажу, что этот самоучитель выполнен в таком же формате.

50 уроков, 4 главы, около 90 страниц набранной табулатурной информации и более года ежедневной работы.

Скачать локальную версию самоучителя можно

Уроки первой главы: Что такое блюз? История блюза / Музыка блюза и фильм о блюзе / Необходимое гитарное оборудование / Кантри блюз в стиле Роберта Джонсона / Кантри блюз в стиле Биг Билла Брунзи / Кантри блюз в стиле Миссисипи Джона Хёрт / Простой учебный кантри блюз / Блюз Филлипа / Кантри блюз в стиле Блайнд Блэйка / Кантри блюз в стиле Блайнд Лемона Джефферсона / Тёрнэраунды в блюзе / Завершая тему кантри блюза. О современном фингерстайле Уроки второй главы: Чикагский блюз / Основы импровизации. Первый бокс блюзовой гаммы / Базовые элементы в блюзовой импровизации / Второй бокс блюзовой гаммы / Третий бокс блюзовой гаммы / Четвёртый бокс блюзовой гаммы / Пятый бокс блюзовой гаммы / Импровизация на одной струне / Мажорная гамма в импровизации / Арпеджио / Хроматическая гамма / Скоростные легатные пассажи / Аккорды / Мотив и т.д.
Уроки третьей главы: Об аккордах. Мажорные и минорные аккорды / Аккорды в виде баррэ. Система CAGED / 12 тактовая блюзовая прогрессия / 3 аккорда на всём грифе гитары / Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды и т.д. Уроки четвёртой главы: Классика блюза. BB King - The Thrill Is Gone / Классика блюза. Stevie Ray Vaughan - Pride and Joy / Классика блюза. Kenny Wayne Shepherd - Blue on Black / Классика блюза. Gary Moore - The Loner / Классика блюза. Robben Ford - Another Jacket


Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи. Вот этот лад:

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации. Импровизация - это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть. Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке. Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды. Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и... снова два такта Ля. Потом все повторяется. Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт. И играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Самоучитель : «Блюз на электрогитаре»
Год выпуска : 2005
Издатель : Акелла
Страна : Россия
Жанр : Мультимедиа / обучение

Описание : «Блюз на электрогитаре» - это медиа-школа для начинающих гитаристов, желающих освоить один из популярных направлений в музыке – блюз. С помощью этой программы вы получите все необходимые теоретические знания, научитесь аккомпанировать в различных блюзовых стилях, научитесь импровизировать.

Обучение построено на изучении рифов и соло известнейших блюзовых музыкантов, таких как: B.B. King, Eric Claptone, Stive Ray Vaughan и других.

Все уроки и примеры наглядно проиллюстрированы видео и аудио материалыми. Особое внимание уделено импровизации. Одна из основных задач программы – развить ваш собственный, неповторимый и узнаваемый стиль. Кроме того, вы узнаете как выбрать гитару и дополнительное оборудования для игры в блюзовом стиле, а также об особенностях звукоизвлечения.

Школа рассчитана на тех, кто уже владеет электрогитарой, и задумывалась как вторая часть «Школы игры на электрогитаре. Акелла»

Видео : DivX 3 720x576 25.00 FPS
Аудио : MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256 кбит/сек




Top