Сценарий бала в стиле XIX века «Императорский благотворительный бал. Сценарий литературной гостиной «Век XIX Сценка про открытие школы в 19 веке

, Внеклассная работа , МХК и ИЗО

Под звуки вальса (композитор М.Глинка) девочки вальсируют по сцене.

Выходят ведущие (Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.)

Пушкин А.С.:

– О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…

(Звучит отрывок вальса.)

Гончарова Н.Н.: Сколько известных людей присутствует на нашем балу. О, граф Третьяков Павел Михайлович со своей спутницей, графиней Софьей Александровной Засекиной.

Третьяков П.М.: Посмотрите, Софья Александровна, приобрел несколько картин в свою коллекцию. Полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Васнецова, Шишкина. Планирую в скором времени открыть галерею. А какие у Вас успехи в области искусства? Слышал, Вы знатная мастерица по бисерной вышивке.

Засекина С.А.: Ну что Вы, Павел Михайлович! Это рукоделие так нынче модно. Посмотрите сами – сумочки, кисеты, вот недавно столешницу бисером вышила. Очень увлекает. Наталья Николаевна. Позвольте преподнести вам в знак почтения этот бисерный гарнитур.

(Дарит украшения и отходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: Господа, хочу представить вам человек, которому подвластны семь нот. С удовольствием слушаю его вальсы, особенно люблю романсы на мои стихи.

(Звучит отрывок из романса “Я помню чудное мгновенье…”)

Глинка: Александр Сергеевич, хочу представить Вам молодого поэта Нестора Васильевича Кукольника.

Кукольник: Михаил Иванович, как Вам мое новое стихотворение “Жаворонок”?

Глинка: Замечательно! Я уже сочинил на эти стихи песню и дарю ее всем гостям этого бала.

В исполнении вокальной группы звучит песня “Жаворонок”. Герои уходят на задний план сцены.

Пушкин А.С.: О, кого я вижу: Василий Осипович Ключевский и Николай Михайлович Карамзин.

(Подходят действующие лица.)

Ключевский В.О.: Добрый вечер, уважаемый Николай Михайлович! Как продвигается ваша работа?

Карамзин Н.М.: И вам добрый вечер! Пишу батенька.

Ключевский В.О.: И что же пишите?

Карамзин Н.М: Пишу я о том как доблестная русская армия выбила неприятеля из России, а потом и всю Европу освободила от узурпатора Наполеона.

Ключевский В.О.: А что еще заслуживает внимания?

Карамзин Н.М: Народ русский хотел царя с престола скинуть, но прочно держится трон императора, сильна власть Николая. Расправились мы с бунтовщиками: кого в солдаты, кого на виселицу, а кого в Сибирь на каторгу.

А вы говорят “Курс русской истории” пишите?

Ключевский В.О.: Стараюсь. Хочу оставить потомкам подлинную историю государства Российского.

Карамзин Н.М.: Какие события были важные?

Ключевский В.О.: О, вторая половина XIX века полна событий.

Карамзин Н.М.: Нетерпится узнать!

Ключевский В.О. Крымская война, где Россия потерпела позорнейшее поражение, Царь Александр II решился дать волю народу русскому, освободив их от крепостной неволи, народовольцы убили Александра-освободителя, победа России в русско-турецкой войне, где русская армия освободила народы балканского полуострова от османского владычества.

Карамзин Н.М.: Непременно заканчивайте свою работу, чтобы память о героическом прошлом народа русского сохранилась в веках.

(Под звуки вальса девочки вальсируют по сцене, а герои уходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: А вот вижу на балу нашем двух изобретателей, которые ведут о чем-то спор.

Попов: Уважаемый Павел Львович, Вы из Китая недавно возвратились. Какое впечатление на Вас произвела страна?

Шиллинг: Удивительная страна, Александр Степанович. Больше всего потрясло умение китайских предсказателей угадывать будущее с помощью шести линий двух типов: прерывной и непрерывной. И знаете, что подумалось, если с помощью этих линий возможно предать всю судьбу человека, то уж для передачи алфавита их тем более хватит!

Попов: Павел Львович. Так вы соединили восточную мудрость, немецкую практичность и русскую смекалку. А в результате наша страна получила электромагнитный телеграф!

Шиллинг: А над чем Вы работаете, Александр Степанович?

Попов: Над созданием радиоприемника и системой радиосвязи. Изобретаемый мною аппарат будет способен принимать на расстоянии без проводов электромагнитные сигналы различной длительности.

Шиллинг: Любопытно-любопытно. Александр Степанович….а представим себе, что потомки в честь вашего изобретения будут праздновать праздник, скажем – День Радио.

Попов: Да уж. Ну тогда пусть празднуют его весной, в мае, числа седьмого, когда тепло, солнышко светит, птички поют. Да что там птички – душа поет! Ох, да Вы, Шиллинг не только изобретатель, но и мечтатель….

Шиллинг: Господин Попов, пойдемте-ка, помечтаем вон за тем столиком…

Уходят на задний план сцены. Звучит вальс. Пушкин с Гончаровой танцуют вальс. Наталья Николаевна подворачивает ногу, лакеи подают стул на который она садится.

Пушкин: Не беспокойтесь, Наталья Николаевна. На нашем балу присутствует знаменитый врач Пирогов Николай Иванович. А вот и он.

(Подходит Пирогов Н.И.)

Пирогов: Что случилось?

Пушкин: Наталья Николаевна вальсируя подвернула ногу.

Пирогов (осматривает ногу): Ничего страшного, просто легкий вывих. Моих изобретений здесь не понадобится.

Гончарова: Благодарю Вас. А о каких изобретениях идет речь?

Пирогов: В худшем случае я применил бы эфирный наркоз и наложил гипсовую повязку.

Под звуки вальса все уходят со сцены. На сцене остается Пушкин А.С.

Пушкин А.С. На нашем балу не принято скучать. Ого, какая важная гостья сегодня присутствует здесь.

Подходит к директору школы и приглашает ее на вальс. Танцуют вальс.

Пушкин: Сударыня, а что Вы интересного скажете нашим гостям?

(Директор школы говорит об открытии проектно-ролевой игры и зачитывает план проектной недели.)

Пушкин: Любимым занятием на балах в XIX веке была игра в фанты. Давайте и мы сегодня немного поиграем.

Проводят Пушкин А.С. и Гончарова Н.Н. игру со зрителями. За правильный ответ получают зрители фант. Правильные ответы сопровождаются мультимедийной презентацией.

Пушкин: На этом наш бал окончен, но впереди нас ждут увлекательное путешествие по XIX веку. Сохраните свои фанты, они пригодятся вам, когда будут подводить итоги. До свидания.

Игра в фанты.

  1. Как называли 19 век в литературных кругах?
    (Золотой век.)
  2. Какой праздник отмечали в нашей стране 7 мая?
    (День радио.)
  3. В каком городе находится Третьяковская галерея?
    (В Москве.)
  4. Какой композитор написал музыку к стихам А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”?
    (М.И.Глинка.)
  5. В какой войне Россия потерпела поражение?
    (Крымская война.)
  6. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был отправлен впервые в ссылку?
    (На смерть поэта.)
  7. На стихи какого поэта был написан романс “Жаворонок”?
    (Н.В.Кукольник.)
  8. О каком восстании говорит Карамзин Н.М.?
    (Восстание декабристов.)
  9. Кто изобрел телеграф?
    (Шиллинг П.Л.)
  10. Модное занятие дам из высшего света в 19 веке?
    (Бисероплетение.)
  11. Каким народам Россия принесла свободу в русско-турецкой войне?
    (Народам Балканского полуострова.)
  12. О каких изобретениях говорит врач Пирогов на балу?
    (Эфирный наркоз и гипсовая повязка.)

Сценарий бала в стиле XIX века

«Императорский благотворительный бал»

Цель: Создание условий для развития творческой личности.Задачи:
    Учить творческому восприятию художественной культуры. Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века. Развивать эстетический вкус. Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Воспитать духовную культуру учащихся
Оборудование:
    проектор мультимедиа, компьютер, микрофоны

На сцене инструментальный ансамбль. Играет музыка. Гости собираются в зале, рассаживаются по местам (15 минут)

Слайд с бальной сценой.

По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. За кадром звучат стихи в исполнении 2-3 голосов.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.

Слайд с портретом Петра I.

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование. Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары .

1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!1-я дама: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.Пары уходят. Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Выходят ведущие.

Слайд с изображением бала.

Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!Девушка. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечиЮноша. От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.Девушка. Мы открываем бал!Юноша. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.Девушка. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей). Юноша. Участники бала: графиня Рюмина Алена Васильевна со своим семейством!

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Девушка. Герцогиня Пестова Светлана Викторовна, с сыновьями и дочерьми.Слайд Юноша. Графиня Плешакова Елена Витальевна, с племянниками!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Вяткина Валентина Сергеевна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Герцогиня Назарова Наталья Владимировна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Княгиня Полякова Светлана Андреевна, с сыновьями и дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Графиня Ячменева Ирина Леонидовна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Шаповалова Галина Валерьевна с дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Юноша. Герцогиня Гуляева Галина Константиновна с сыном.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Графиня Скочилова Милада Викторовна с семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах
Юноша. Княгиня Петрова Наталья Петровна с сыновьями.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Девушка. Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Церемониймейстер: «Божиею милостию Александр Второй, император и самодержец Всероссийский».

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

В зал входит император под руку с императрицей. За императорской четой шествует Пара, проходят в центр зала.

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Юноша. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.Девушка. Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Юноша. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Девушка. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!Юноша. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.Девушка. В исполнении инструментального ансамбля звучит….

Приглушенно звучит музыка вальса. Инсценировка отрывка из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Печорин и Мери, прогуливаясь по залу, разговаривают.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…Мери. Вам это будет довольно трудно…Печорин. Отчего же?Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее…(Изменив интонацию ) А, впрочем, пока позвольте пригласить вас на тур вальса.Церемониймейстер: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.


Девушка. Венский вальс в исполнении учащегося 11 класса гимназии № 212 Артема Куценка и его обворожительной партнерши Красносельской Елены посвящается деяниям императора – освободителя, Александра Великого.
Юноша. Мы продолжаем наш бал.Предлагаю всем гостям бала исполнить танец «Вальс дружбы». Просим всех желающих кавалеров выйти в круг и встать спиной внутрь круга.Девушка. Всех дам приглашаем занять места напротив партнеров, лицом друг к другуЮноша. Итак, Вальс дружбы! Запоминаем легкие движения!

Показ и объяснение. Исполнение танца. 2 класс Дунаева Г.И.

Девушка. То был вальс прелестный, да то был дивный вальс.Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.

Звучит музыка польки .


Слайд с иллюстрацией о польке.


Девушка. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

Юноша: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!Девушка. Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» - опухшие ступни и растянутые связки.Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении 1А и 1Б класса

По окончании танца, к микрофону выходит пара: Он и Она.

Слайд с изображением бальной сцены.


Она: Граф, вы слышали, сегодня на балу сольный танец исполнит герцогиня Назарова.
Он: Герцогиня -прославленная танцорка. Не сомневаюсь, сегодня мы увидим настоящий русский танец в самом лучшем исполнении.

Русский народный танец в исполнении учителя 4 класса, Назаровой Н.В.


Он: Герцогиня Назарова – совершенная богиня, восхитила всех своею русскою пляскою. Аплодисменты, господа, аплодисменты.

На сцену выходят ведущие.

Звучит музыка. 4 класс с художественным номером

Девушка. Дамы и господа, сейчас вашему вниманию будет представлен обрядовый хоровод «День и ночь».Слайды, иллюстрирующие хоровод. Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Катильон»

Катильон в исполнении 2 класса

Девушка. Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.

Звучит музыка. По сцене вновь проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!

Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.


Юноша: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.

Звучит мелодия мазурки.


Девушка: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Юноша: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Девушка: …Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!

Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка.

Мазурка в исполнении 4 класса.

Слайд с бальной сценой.


Юноша: Бал – это не только танцы, но и школа общения. На балу обсуждались последние новости.

Девушка: Нынче состоялось в нашей Гимназии путешествие по Санкт-Петербургу 19 века «Энциклопедия русской жизни».

Юноша: Обратите внимание на экран. Фотограф запечатлел фрагменты этого путешествия.

Слайд-шоу

Девушка: В императорском театре давали комедию господина Сологуба «Беда от нежного сердца».

На экране демонстрируются слайды с фотографиями из спектакля.


Девушка: Сегодня была проведена благотворительная ярмарка. На благое дело помощи детям-сиротам собрано (называется сумма)
На экране демонстрируются слайды с фотографиями с ярмарки.
Юноша: Наш бал продолжает танец галоп.
Девушка: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Церемониймейстер: Галоп, господа.

Галоп в исполнении 3 Класса.

Юноша: 19-ый день рождения празднует сегодня наша гимназия и по сложившейся традиции в это день в дар библиотеке преподносятся книги.Девушка: Для поздравления представители классов приглашаются на сцену.

Кутузов читает указ:

- Зачислить в ряды гимназистов Ф.И. (дети и педагоги выходят на сцену, дамы пристегивают значки).Пушкин: Мы вручаем каждому гимназисту значок, как символ принадлежности к гимназии.Девушка: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
В зал вносят подносы с записками. Каждый гость берет записку.
Тексты пожеланий:
    «Выбрав дорогу, не сворачивай» «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца» «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!» «Не забывай о себе!» «Помни, пущенная стрела, не возвращается!» «Найди счастье в дне сегодняшнем!» «Знай, рассеются облака, покажется вершина!» «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!» «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!» Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные! «То, что вас ждет, будет прекрасно!» «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!» «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!» «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Юноша: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Церемониймейстер: Господа, бал окончен. При выходе из зала Вас ждет приятный сюрприз – праздничный фуршет.

Сценарий бала в стиле XIX века «Литературный бал для школьников»

Цель: создание условий для развития творческой личности.
Задачи:
познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века;
развивать эстетический вкус;
формировать у обучающихся социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
воспитывать духовную культуру обучающихся.
Оборудование:
ноутбук;
столы;
настольные игры, свечи;
платок для игры в «жмурки»;
записки с заданиями для игры в «фанты»;
тексты пожеланий.
Домашнее задание:

Ход мероприятия.

Играет музыка. Гости собираются в зале, расходятся по местам.
По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала.
За кадром
И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.
Выходят концертмейстер и ведущая. Звучит торжественная музыка.
Концертмейстер:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем балу. Бал – это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века.
Ведущая: Для юной девушки, которую начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье и будет много света. И она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она грациозная, легкая… Вспомните бал Наташи Ростовой.К балу готовятся – ведь это целый спектакль. И чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.
Концертмейстер:
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
Ведущая:
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры.
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.
Концертмейстер:
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты.
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты.
Ведущая:
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало.
Концертмейстер:
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался!

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».
Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары.
1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.
1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие, правила.
2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.
2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.
1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!
1-я дама: О времена, о нравы!
2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.
2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.
Пары уходят. Выходят ведущие.

Ведущая: Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
Концертмейстер:
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущая: Мы открываем бал!
Концертмейстер:
По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
Ведущая: На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей).
Концертмейстер:
Участники бала:

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.
Ведущая:
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

ПОЛОНЕЗ
Церемониймейстер: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Церемониймейстер: Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Ведущая: В исполнении …… звучит РОМАНС

Церемониймейстер: Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию любимые «Фанты».
Ведущая: (раздаёт листочки с заданиями). На листочках бумаги написаны задания, которые вам предстоит выполнить. Итак, приступим. Я обожаю эту игру! Это так весело!
Церемониймейстер: Большое спасибо! Мы вдоволь повеселились!

СЦЕНА № 2

К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.
Машенька : Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной он танцы танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!
Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.
Церемониймейстер: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.
Ведущая : Какой прекрасный вечер! Таинственные свечи, романтическое настроение.. Так хочется закружится в танце!
Церемониймейстер:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой
Кружится вальса вихорь шумный
Чета мелькает за четой.
Вальс, господа! Вальс!
ВАЛЬС

Церемониймейстер: То был вальс прелестный, да то был дивный вальс. Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.
Ведущая: Кокетку 19 века невозможно представить без веера. Каждая красавица знала правила обращения с веером.

КОНКУРС «ЯЗЫК ВЕЕРА»
Вам предстоит перевести на язык веера следующие фразы:
- “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
- “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
- “Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
– “Я хочу с тобой танцевать“ – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
- “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
- “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.

РОМАНС
Ведущая: Как прекрасны девушки на балу, как интересны и галантны кавалеры! Дамы старались привнести в свой наряд что-то особенное, отличительное. Специально для нашего бала каждый присутствующий также изготовил бутоньерки. Что они означают вы узнаете прямо сейчас!
Церемониймейстер:
незабудка твердит: «Помни меня»;
василёк означает нежность и счастье;
белая роза – юность и очарование;
колокольчик – радостная новость;
камелия – восхищение, совершенство.

Молодые люди могут преподнести свои бутоньерки девушкам.

СЦЕНА № 3 «РАЗГОВОР ДВУХ ВЛЮБЛЕННЫХ»

Он : В который раз беспомощно пьянею
В родные, глядя, милые глаза…
Хотел бы я любить тебя еще сильнее,
Да только жаль, сильней уже нельзя!..
Она : Сильней нельзя! Да, я, поверь, согласна!
Не потому, что нет сильней любви!
А потому, что нет ведь больше счастья,
Чем просто заглянуть в глаза ТВОИ!
В них просто раствориться без остатка,
Поняв одно: ты – рядом, ты – со мной!
Любовь, мой Милый, до безумья сладка,
И мне не надо никакой другой!..
Он: О, как я счастлив, быть с тобою рядом,
И наслаждаться близостью твоей…
Мне в этой жизни ничего не надо,
Лишь знать, что будешь навсегда моей!..
Она: Я обещаю, Милый, так и будет –
Твоей я буду, ты же – мной любим!
И что бы ни случилось в этой жизни,
Любовь с тобой мы нашу сохраним!
И заглянув в глаза с тобой друг другу,
Пусть, даже через много долгих лет,
Поймем, Любимый, мы с тобой одно лишь:
Дороже этих глаз на свете нет!..

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАДМИНТОН

Церемониймейстер: На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
Ведущая: (удивлённо) Вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
Церемониймейстер: именно посоревноваться, …….! Потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 2 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" в двух раундах! Приглашается по 2 человека от отряда.
Ведущая: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.
1. Маяковский - (Владимир Владимирович)
2. Достоевский - (Фёдор Михайлович)
3. Грибоедов - (Александр Сергеевич)
4. Тургенев - (Иван Сергеевич)
5. Куприн - (Александр Иванович)
6. Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
7. Державин - (Гавриил Романович)
8. Ахматова - (Анна Андреевна)
Церемониймейстер: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:
1. Война – и мир.
2. Герой – нашего времени.
3. Записки – охотника.
4. Тихий – Дон.
5. Сказка о попе – и работнике его Балде.
6. Бедная – Лиза.
7. Слово – о полку Игореве.
8. Мастер – и Маргарита.
Церемониймейстер : Мазурка! Мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!
Ведущая: Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Церемониймейстер: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Ведущая: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!
Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка!

МАЗУРКА
Церемониймейстер: Ни один бал не обходился без игр. Наиболее любимой были всем известные «Жмурки».
Ведущая: Мы приглашаем 8 человек для игры. Дамы и кавалеры, не стесняемся!
«ЖМУРКИ»

РОМАНС

Церемониймейстер:
Ведущая:

СЦЕНА № 4

Дама 1: А, месье ……! Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?
Он: Да, ну, конечно, … кто же сравнит с Петербургом…(Берёт стул, садится в центр бала). Эх, что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только войду куда-нибудь, уже все говорят: «Вон, говорит, ….., идёт».
Дама 2: Скажите так! Подумать только!
Он: С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные там водевильчики пишу. Моих, впрочем, сочинений много, там «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол». Уж и названий даже не помню… И всё случаем: не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, напишите что-нибудь!» Думаю себе, ну, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях!
Дама 3: Так, верно, и «Евгения Онегина» вы написали?
Он: Да, это моё сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Дама 1: Я думаю, там со вкусом и великолепием балы даются…
Он: Просто и не говорите! На столе, например, арбуз… в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижу… Я всякий день на балах. Там у нас и компания своя составилась: французский посланник, немецкий, английский и я! А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся… Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно жжжжжж. Иной раз министр: жжжжжжж. Мне даже на пакетах пишут: «Ваше Превосходительство». Меня сам Государственный совет боится! Я такой! Я говорю всем: «Я сам себя знаю!»Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас в фельдмаршалы произведут!!!
КОНКУРС «КОМПЛИМЕНТ»
Приглашаем по 2 человека от отряда.
Ваша задача – всем присутствующим дамам говорить комплименты. Победителем станет команда, которая дольше всех продержится в соревновании.

Ведущая: Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.
Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Котильон»!

КОТИЛЬОН
РОМАНС
Церемониймейстер: Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!
Ведущая : Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом! Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» - опухшие ступни и растянутые связки.
Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Ведущая : Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вносятся подносы с записками. Каждый гость берет записку.
ПОЖЕЛАНИЯ НА ПОДНОСЕ

Тексты пожеланий:
«Выбрав дорогу, не сворачивай»
«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»
«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
«Не забывай о себе!»
«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»
«Найди счастье в дне сегодняшнем!»
«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
«То, что вас ждет, будет прекрасно!»
«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
«Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Церемониймейстер:
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущая:
Довольны все: и стар, и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро!

Церемониймейстер: Наш бал завершает танец галоп.
Ведущая: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!
Церемониймейстер: Галоп, господа!

ГАЛОП
Церемониймейстер: Господа, наш бал окончен. До скорой встречи!

«Бал XIX века»

(сценарий внеклассного мероприятия)

Борисова Светлана Петровна, Попова Валентина Николаевна, учителя русского языка и литературы Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса Республики Саха

План вечера:

Представление гостей. Встреча их хозяевами бала.

Светская беседа.

Дуэль.

Игра в фанты.

Бал. Танцы (полонез, менуэт, вальс).

СЦЕНА 1. Представление гостей. Встреча их хозяевами бала

(в ролях учащиеся 9-10-ых классов)

Действующие лица : Хозяин и хозяйка бала, тётушка, граф, богатая вдова княгиня Друбецкая, распорядитель бала, виконт Мортемар, граф Потанин, графиня Потанина с дочерьми Элен и Анет, княгиня Болконская с дочерью Ольгой, первый раз прибывшей на бал, полковник и другие.

Чтецы .

Чтец: Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лиц;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик по-старому шутивший;

Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Хозяйка бала (мужу): Mon cher, я очень волнуюсь... Ведь сегодня будет столько \ именитых гостей. Сама княгиня Друбецкая обещала быть. Ты ведь знаешь, она

похоронила мужа и теперь - богатая вдова. Она будет украшением нашего салона. Я

так надеюсь на виконта Мортемара - он, говорят, удивительный рассказчик.

Хозяин бала: Дорогая, у нас непременно пройдёт отличный вечер. А вот, кажется,

первые гости.

Хозяин бала: (Обращаясь к первому гостю). Моё почтение, граф!

Граф: Здравствуйте, я всегда так люблю бывать в вашем доме! Графиня, Вы, как

всегда обворожительны! (Графу) Надеюсь, мы сегодня будем играть в карты?

Хозяин бала: Да, в преферанс, как всегда.

Граф: 3начит, у меня будет возможность отыграться!

Хозяин бала: Прошу к гостям. Вы не знакомы с тётушкой? (подводит к ней).

Чтец: В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Граф: Граф_________. Моё почтение! Как ваше здоровье? Как здоровье её величества?

Тётушка: Слава богу, нынче лучше, мой друг!

Хозяйка бала (следующей гостье): Вот и княгиня Друбецкая! О, я слышала, что Вы недавно из Парижа? Надеюсь, вы всё нам расскажете?

Княгиня Друбецкая: Да, chere Марго (подходят к тётушке и раскланиваются).

Чтец: Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука… (А.С.Пушкин «Признание. К Александре Ивановне Осиповой»

Распорядитель бала: Виконт Мортемар.

Виконт Мортемар: Графиня, целую ваши ручки! Вы как всегда прекрасны! Вашу

красоту можно сравнить лишь с красотой розы!

Хозяйка бала: Ах, mon cher, Вы умеете говорить комплименты!

Виконт Мортемар: Avant tous dites - moi, commet voux alles, chere amie? (Прежде

всего скажите, как ваше здоровье, милый друг?)

Хозяйка бала: Как моё здоровье? Спасибо, слава богу. Надеюсь, вы у нас до конца?

Виконт Мортемар: Нынче середа. У английского посланника праздник. Мне надо

показаться там.

Хозяйка бала: Ах, как жаль.

Распорядитель бала: Княгиня Болконская с дочерью.

Хозяин бала: Княгиня! Добрый вечер! (целует руку)

Княгиня: Это моя дочь Ольга!

Хозяин бала: Рад, очень рад! Вы не видали тётушку? Извините, я должен вас оставить. (Уходит, кланяясь.).

Княгиня: (подходят к тётушке) Как ваше здоровье, тётушка? Позвольте представить мою дочь – Ольга, повернись к нам!

Тётушка: Какое милое создание!

Чтец: Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Всё в Ольге…но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет; он очень мил. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Княгиня: Пора, Ольга, подумать тебе о замужестве.

Дочь княгини: Маменька, я слишком молода!

Княгиня: Посмотри, сколько здесь кавалеров! А вот виконт Мортемар, самая

известная фамилия в Париже. Я слышала, что он недавно вернулся из Парижа. Его

отец оставил ему огромное состояние.

Дочь княгини: Маменька, какой он душка!

Княгиня; Смотри, он идёт к нам"

Подходят хозяйка бала и виконт Мортемар.

Чтец: Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род – с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой. (А.С.Пушкин «К портрету Вяземского»)

Хозяйка бала: Княгиня! Разрешите вам представить виконта Мортемара.

Княгиня: Я очень рада! (Обращаясь к хозяйке бала) Марго! Я давно Вас не видела!

(Глядя на дочь и виконта) Оставим их! (Уходят)

Виконт Мортемар: Как ваше имя, о прекраснейшая?

Дочь княгини: Ольга!

Виконт Мортемар: Я вижу, Ваша мать строга с вами? Разрешите мне Вас

ангажировать на менуэт?

Дочь княгини: Да, конечно! Я первый раз на балу. Надеюсь, Вы мне обо всём

расскажете? (Уходят)

Распорядитель бала: Граф и графиня Потанины с дочерьми! (Входят супруги

Потанины, дочери Элен, Адель)

Хозяин бала: Как дела в сенате?

Граф Потанин: Как всегда - дебаты.

Хозяин бала: Графиня, рад Вас видеть. Представьте своих дочерей.

Графиня Потанина: Это наша старшая дочь, Элен. Это младшая дочь, Адель.

Хозяин бала: Располагайтесь, надеюсь, Вам у нас понравится! Прошу к гостям.

(Уходит)

Элен: Maman, посмотрите, в каких туалетах блистают дамы, а мы так давно ничего

нового не покупали!

Потанина: Вы у меня самые обворожительные!

Адель: А как наши прически?

Потанина: Вот только здесь подправить. Я думаю, вы хорошо воспитаны. Не

забывайте о манерах!

Чтец: Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель

Твою качали.

Твоя весна

Тиха, ясна:

Для наслаждения

Ты рождена.

Час упоения

Лови, лови!

Младые лета

Отдай любви,

И в шуме света

Люби, Адель,

Мою свирель. (А.С.Пушкин «Адели»).

Сцена 2. Светская беседа

(в ролях учителя)

Друзья, вы, надеюсь, уж все прочитали комедию бытописателя Москвы?

Вы говорите об Александре Грибоедове?

Разумеется! О его комедии «Горе от ума». Пушкин с восторгом отзывался о ней!

Замечательная вещь! «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы».

Но этой замечательной вещи цензура не дала хода! Пока знаем ее только по спискам.

Хочу порадовать! Фаддей Булгарин издал первый театральный альманах «Русская талия». (Рассматривают журнал.)

Вы смотрите! Какая пестрая смесь! И рассказы о деятелях театра, и отрывки из пьес...

И созвездие имен драматургов... А вот и «Горе от ума»! Два действия.

Друзья! Я слышала, что Пушкин посетил Московский университет и студенты

восторженно его встретили.

Да, известен такой случай. Поэт был приглашен в университет на лекцию по

теории искусств известного профессора И.И.Давыдова, и там прозвучала знаменитая фраза президента Академии наук: «Это вам теория искусств, а это (он указал на Пушкина) - практика

Сцена 3. Игра в карты

(в ролях ученики 9 класса)

Хозяин бала : Господа, играем в преферанс. Ну, что, как обычно?

Князь Друбецкой : Да, с Вашего позволения, граф.

Полковник: Господа, с удовольствием. А если в фараон, я располагаю нынче выиграть.

Князь Друбецкой : …до ужина, чтобы прогнать как сон,

В задоре иногда, в игры зело горячи,

Играем, в карты мы, в ерошки, в фараон,

По грошу в долг и без отдачи.

Полковник : А вы раздумали и написали опять обыкновенный куш, двадцать рублей?

Юнкер : Так и быть, господа, я вам сделаю банчик в двадцать пять тысяч!

Хозяин бала : Так, Браво, юнкер! Главное что в игре? Нужна отвага, удар, сила!

Князь Друбецкой : А не про Вас ли говорят, господин полковник:

При нем остерегись, переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

Полковник : Нет не про меня. Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты.

Князь Друбецкой : Полковник, здесь была другая карта!

Полковни к: Вы оскорбили меня, наконец! Как вы смеете! Я требую сатисфакции. Прямо здесь и сейчас. Граф, прошу Вас быть моим секундантом!

Князь Друбецкой : Тогда Вас прошу быть моим! (юнкеру)

Юнкер : Бога ради, позвольте мне уладить дело с миром, если только возможно!

Полковник : Это не в нашей власти!

Хозяин бала : Господа! Прошу Вас! Только не здесь! В соседней зале! А то дамы могут услышать!

Сцена 4. Дуэль

Князь Друбецкой : Все ли у вас готово?

Юнкер : При мне всегда две пары: одна Кухенрейтера, другая Лепажа: мы вместе осмотрим их.

Хозяин бала : Это наш долг, Пригоняли ли вы пули?

Юнкер: Пули деланы в Париже и, верно, с особенною точностию.

Хозяин бала : Я согласен на все, что может облегчить дуэль; будет ли у нас лекарь, господин полковник?

Юнкер : Вот перед вами величайший оригинал и благороднейший человек в мире господин доктор Вернер, не возьметесь ли вы, доктор, сопровождать нас до сего места, где должны встретиться в поединке эти господа.

Доктор Вернер: Я очень знаю, господа, что не могу ни запретить, ни воспрепятствовать вашему безрассудству, - и приемлю охотно ваше предложение, Я рад купить, хотя и собственным риском, облегчение страждущего человечества!

Полковник (стреляет)

Князь Друбецкой : Вы промахнулись! Я стреляю вверх! Не могу унизиться, чтобы убить человека.

Хозяин бала: Господа, пожмите руки в знак примирения. Предлагаю Вам доктор, получить этот подарок за ваше беспокойство.

Доктор Вернер : Я отказываюсь от подарка, и покорнейше кланяюсь Вам.

Сцена 5. Игра в фанты (в зале)

Бал . Танцы (полонез, менуэт, вальс).

Участвуют все классы в несколько заходов.

Чтец: Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец: Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец: В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец: Меж тем, и в лентах, и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Чтец: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

К конкурсам

«Кудри девы – чародейки,

Кудри – блеск и аромат,

Кудри – кольца, струйки, змейки,

Кудри – шелковый каскад!

Вейтесь, лейтесь, сыпьтесь дружно!

Пышно, искристо и жемчужно!

Вам ненадобен алмаз:

Ваш извив неуловимый

Блещет краше без прикрас,

Без перловой диадимы;

Только роза – цвет любви,

Роза – нежности эмблема-

Красит роскошью эдема

Ваши мягкие струи…

Кудри, кудри золотые,

Кудри пышные, густые-

Юной прелести венец!» Владимир Бенедиктов

«Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит» Алексей Толстой

«Дитя столицы, с юных дней

Он полюбил ее движенье,

И ленты газовых огней,

И шумных улиц оживленье.

Он полюбил гранит дворцов,

И с моря утром ветер влажный,

Он научился находить

Везде поэзию – в туманах,

В дождях, не устающих лить,

В узорах инея зимою,

И в дымке хмурых облаков,

Зажженных зимнею зарею…» Семен Надсон

«Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.» Иван Бунин

«Между дев, что на свет

Солнца глядят,

Вряд ли, я думаю,

Будет в мире когда

Хоть бы одна

Дева стол мудрая» Сапфо

«Лира, лира священная,

«Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение,

Кто ж хорош – сам собой и прекрасным покажется»

«Кому венец: богине ль красоты

Иль в зеркале ее изображенью?

Поэт смущен, когда дивишься ты

Богатому его воображенью.

Не я, мой друг, а божий мир богат,

В пылинке он лелеет жизнь и множит,

И что один твой выражает взгляд,

Тог поэт пересказать не может» Афанасий Фет

«..замирают звуки лиры

В руках дряхлеющих певца:

Его смущает вид порфиры

И ослепляет блеск венца.

Воздвигни ж хоры песнопений,

Младые окрыли мечты,

Царица светлых вдохновений

И королева красоты!» А.Фет

К светской беседе. Анекдоты 18 начала 19 века (литературные)

1 )Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?

– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, - ведь я с ней говорил по - французски.

2 ) Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе?

Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:

– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.

3 ) Когда Гоголю подали котлетку, жаренную на прованском масле и совершенно холодную, Гоголь снова выразил неудовольствие. Лакей преспокойно пощупал ее грязной рукой и сказал:

Нет, она тепленькая: пощупайте её!

4 ) Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил»

5 ) Приятель Дашкова выражал ему удивление, что он ухаживает за госпожою, которая не хороша собою, да и не молода. «Все это так, - отвечал князь, - но если бы ты знал, как она благодарна!»

6) Когда В.А.Перовскому сообщили о замужестве Софи Бобринской, его спросили: «А кто её выдал замуж?»- «Мужики, - ответил Перовский, - 8000 душ».

7 ) Блудову однажды передали, что какой-то сановник худо о нем отзывался, говоря, что он при случае готов продать Россию. «Скажите ему, что, если бы вся Россия исключительно была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её».

8 ) Пушкин говаривал про Дениса Давыдова: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают, что он отличный генерал».

9 ) Некую госпожу Андриан Тютчев называет: «Неутомимая, но очень утомительная».

10 ) Одна дама, услышав, что сало вздорожало по причине войны, вскричала: «Ах, боже мой! Неужели армии будут сражаться при свечах?»

11) Кто-то спрашивает должника: «Когда же заплатите вы мне свой долг? – «Я и не знал, что вы так любопытны», - отвечает тот».

12 ) Умному К. советовали жениться на умной и любознательной девице Б. И она, и он были рябые. «Что же, - отвечал он, - вы хотите, чтобы дети наши были вафли».

13) Г-жа Б. не любила, когда спрашивали её о здоровье. «Уж увольте меня от этих вопросов, - отвечала она, - у меня на это есть доктор, который ездит ко мне и которому плачу 600 р. В год»

14) - Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.

По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.

15) У одной деликатной дамы вскочил на лице или на руке прыщик. Увидела, испугалась и в ту же минуту послала за доктором. Приезжает доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает язву и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт.


Сценарий бала в стиле XIX века

Цель: Создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

Учить творческому восприятию художественной культуры.

Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.

Развивать эстетический вкус.

Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Воспитать духовную культуру учащихся

Оборудование:

проектор мультимедиа, компьютер,

слайд с бальной сценой.

За кадром звучат стихи в исполнении.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Вед.1. Герцогиня Ротарь Снежанна Федоровна, с сыновьями и дочерьми!

Вед.2. Герцог Туктаров Данил, с сестрами!

Вед.1. Графиня Осерцова Тамара Анатольевна, с племянниками!

Вед. 2. Баронесса Андреева Татьяна Владимировна, со своим семейством!

Вед. 1. Герцогиня Круткова Светлана Анатольевна, со своим семейством!

Вед.2. Княгиня Вагапова Ольга Геннадьевна, с сыновьями и дочерьми!

Слайд с портретом Петра I.

Вед. 1 Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Вед. 2: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Вед. 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Вед. 2: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

Вед. 1: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.

Вед. 2: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

Вед. 1: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Вед. 2: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

вед. 1: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

Вед. 2: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

Вед.1: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

Вед. 2: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

Вед. 1: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.

Слайд с изображением бала.

Вместе . Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Вед. 2. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.

Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Е.Н.

Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Е.Н.:

«Божиею милостию Татьяна Борисовна, императрица Всея Ашпанской школы».

С княжной Васильевой Зоей Михайловной

С графиней Довженко Ольгой Алексеевной

(проходят и занимают места ЖЮРИ)

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

Вед. 1: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Вед.2: Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Вед.1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

Вед.2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

Вед.1. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Литературная дуэль

    Задание для начальных классов: командой разукрасить плакат

    Литературная дуэль среди учащихся старших классов

Презентация с литературной дуэлью

    На пути облако “Запевайка” для начальных классов

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?.......

А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..

(Исполнение песен под фонограмму)

Пример:

- “Жил, да был черный кот…”

- “Голубой вагон бежит, качается…”

- “Голубая луна…”

- “Где-то на белом свете…”

- “Листья желтые над городом кружатся…”

- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”

- “Синий, синий иней…”

- “Синенький скромный платочек…”

- “Рыжий, рыжий кот…”

- “Калина красная…”

- “Очи черные…”

Вед.1. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

вед.2: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении класса

Е.Н. выходят желающие 5-10 чел

Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из из­вестных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой - только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумы­вание ответа отводится 1 минута.

Вот примеры вопросов-ответов:

Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)

Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)

Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (АЛ. Фет.)

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А Фет.)

5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)

И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)

Вед.1. Дамы и господа, а сейчас игра «Ручеек».

Вед.1: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.

Вед.2 . Итак, Вальс дружбы!

Вед.1: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вед.2 В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Тексты пожеланий:

«Выбрав дорогу, не сворачивай»

«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

«Не забывай о себе!»

«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»

«Найди счастье в дне сегодняшнем!»

«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!

«То, что вас ждет, будет прекрасно!»

«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»

«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Вед.1: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

вед.2: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Вед. вместе: Господа, бал окончен.




Top