Сценарий экскурсия в музей творчества. Сценарий музейного урока «История старинных вещей

Экскурсия в школьном краеведческом музее «Возрождение»

Цель экскурсии:

Ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;

Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;

Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.

Продолжительность экскурсии: 20-25 минут.

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Перед нами разыгрывается действие:

За столом сидит Петя, он читает и постепенно засыпает. Появляется Янус. Петя просыпается. В изумлении смотрит на Януса.

Янус: Ты испугался? Не ожидал меня увидеть? Не узнал?

Петя: Почему не узнал? Узнал. Пап, а уроки все равно учить не буду.

Янус: (ошарашено) Я не пап. Я - Янус, Бог времени.

Петя: Да нет, маски я твои вижу. Но мне интересно пап, зачем ты их надел?

Янус: Да не папа я, не папа.

Петя: А кто?

Янус: Я Янус, древнеримский Бог, Бог Времени.

Петя: Значит, ты из компьютерной игры.

Янус: Какая игра? Ну, подожди, я тебе сейчас покажу «игра»

(Разворачивается, дает Пете подзатыльник. Петя падает на пол).

Петя: Ого, похоже, не игра. А мой папа, кажется, не дерется.

Янус. Я же говорил, а ты мне не верил.

Петя: Значит ты и вправду Янус?

Янус: И вправду.

Петя: Вот здорово! И ты можешь меня во времени покатать?

Янус: Могу.

Петя: А как мы поедем?

Янус: Как захочешь.

Петя: На машине времени?

Янус: Давай на машине.

Петя: А на волчке можешь?

Янус: Можно и на волчке.

Петя: А если в шкафу?

Янус: Как захочешь.

Петя: А куда мы отправимся? Давай полетим назад в прошлое.

Янус: Это понятно. А куда именно?

Петя: Не знаю. Куда-нибудь.

Янус: Хорошо! Чтобы полететь, ты должен вставить в дверь (дверь школьного музея) ключ, повернуть два раза и сказать: » В глубь готов назад. Вперед! Машина времени, полный ход» Все запомнил?

Петя: Да.

Янус: Еще не передумал лететь?

Петя: Нет. (берет ключ, говорит слова,! Машина времени, полный ход, Вперед!» открывает дверь музея).

Звучит таинственная музыка. Петя вместе со зрителями входит в школьный музей. Их встречают в русских народных костюмах экскурсоводы – краеведы.

Руководитель музея: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы -Буянова Анастасия, Егин Иван.

Краевед 1: Настя

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2 : Иван говорит, Настя подносит, вручает хлеб соль.

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Ведь не зря хлеба растили,

Собирали урожай.

Вы примите, дорогие,

Гамалеевский наш каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущие вручают Пеннер Н.В. Хлеб, соль.

Краевед 1: Сегодня во время экскурсии, мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта, документы, альбомы, экспозиции, фотографии, и многое другое, что находится в нашем музее.

Кто был самым внимательным , я узнаю в конце нашей экскурсии.

Краевед2:

Школьный краеведческий музей в Гамалеевской школе был создан в сентябре 2002 года и получил название «Возрождение».

Инициатор создания музея, бывший учитель истории и краеведения Решетова Валентина Ивановна. Под ее руководством работала поисковая группа ребят. Они собирали экспонаты и исторические справки для музея у местного населения и в районном краеведческом музее.

Краевед2 : С 2011 года руководителем музея - является Коренькова Е.Н. Создано объединение «Музейное дело». В музее на данный момент собрано 85 экспонатов. Среди основного фонда 6 разделов:1 раздел «Моя малая Родина – Гамалеевка» раскрывает достопримечательности села, 2 раздел «Оренбургу -270 лет», «Сорочинск» знакомит нас с историческими местами города Оренбурга и города Сорочинска. Следующий раздел раскрывает возникновение и развитие села Гамалеевки становление колхоза «Победа». Раздел «Они сражались за Родину» знакомит нас с односельчанами – участниками Великой Отечественной войны». «Летопись Гамалеевской школы рассказывает нам об истории возникновения и развития школы, с педагогическими работниками, осуществляющими свою деятельность в разные годы.

Краевед1:

А следующий раздел для меня очень интересен, знакомит нас с предметами быта, кухонной утварью, и другими вещами деревенского дома.

Выходят Аня и Юля в русских народных сарафанах со словами.

Под русско – народную музыку выходят.

Контяева Анна и Иванова Юлия рассказывают и показывают экспонаты.
Сегодня Аня и Юля
Показывают друг на друга рукой, якобы представляя, друг джруга.

Поведут рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.
Аня:
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

(Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и
раздували для того, чтобы утюг нагрелся.)

Юля:

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Аня:
А вот это лопаточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.

Юля:

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.

(Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит»,
пропускает воздух, в отличие от современных синтетических тканей.
Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.)
Аня:

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Юля:

Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.

(С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты).

Аня:
Это тяпка – мастерица,
Рубит мясо, овощи.
Заменили в этом веке,
На процессор стоящий.

Юля:

А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.

Аня:

В музее есть старинные монеты,
Но на них уже не купишь конфеты.
Все они из тех времен,
Место здесь мы им найдем.

Наш рассказ мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.

Краевед2 : Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 1 :

Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 2 :

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем
Юный краевед!

Настя говорит, Иван показывает указкой на столе экспонаты – документацию.

Краевед 1: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение .

Примерные вопросы викторины.

    Когда был открыт наш музей?(сентябрь 2002г.)

    Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?(из глины)

    Для чего служил рубель? (разглаживали льняные холсты)

    Почему утюг называли угольным? (накладывали угли)

    Какую роль в хозяйстве выполнял ухват? (из печки горшки тянули)

    В каком городе был сделан самовар? (в Туле)

После викторины ведущие краеведы раздают самым активным участникам викторины медальки, на которых написано друг музея, и благодарят детей.

Петя: Как красиво!

Янус: Ну вот, и подходит к концу наше путешествие. А теперь скажи, доволен ли ты, что побывал в прошлом.

Петя:

Да, я очень доволен,

Я даже сочинил стихи.

Музей – живое воплощение

Былых веков и дней былых,

Души и сердца отраженье

В вещах знакомых и родных.

Храня прошедшее живое,

Он тянет в будущее нить.

Его служение святое –

Собой века соединить.

Янус:

Ну а теперь прощайся.

Мы возвращаемся назад.

(в этот момент открываются двери музея и Петя вместе со всеми радостно выходит в коридор)

(Все выходят на поклон)

Руководитель музея: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Ирина Хомякова

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

Цель :

русского народа русского народа экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

русской избы ;

русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Отметить такие черты русских людей

русском народном костюме .

Здесь издавна русские люди живут ,

Раздольные русские песни поют…

избами . И все-то в избе сделано из дерева

видеть

внимание

Без печи хата – не хата.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

(зыбка)

Прелесть русской

В конце экскурсии

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

«Милости просим, гости дорогие»

Цель :

приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа , знакомство с жизнью и бытом русского народа , его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями. Привлечение детей подготовительной группы к проведению экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

Рассказать детям об устройстве русской избы ;

Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Обогатить знания детей пословицами и поговорками;

Отметить такие черты русских людей , как гостеприимство, трудолюбие, мастерство, умение весело отдыхать;

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

У входа в избу детей встречает воспитатель в русском народном костюме .

Милости просим, гости дорогие. Сегодня я – хозяюшка, а вы мои гости.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами . И все-то в избе сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Стол тоже изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. На стенах – расшитые белые полотенца. На полу стелили дорожки. В каждом доме была своя прялка. И эту прялку нельзя никому давать взаймы.

Важную роль в доме играли окна.

Над окнами крепились козырьки-наличники. Позже появились накладные наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Для этого же были придуманы ставни.

Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть : открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание : она занимала центральное место.

Без печи хата – не хата.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал.

В доме имелись сундуки. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки - обязательная принадлежность избы.

В доме стояла колыбель, которую подвешивали к потолку (зыбка) . Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Желаем вам мира в вашем доме, тепла и уюта.

В конце экскурсии воспитатель преподносит гостям на рушнике каравай с солью.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» Сегодня поспешу в музей, Чтоб встретиться с прекрасным, Он открывает свою дверь В свой.

Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка») Людмила Легошина Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка» Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому.

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование:цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит:русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие (гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм)

Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в "Музее народной культуры" Центра детского творчества! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

Ребята, а вы пословицы русские знаете?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь:(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

5. Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)

А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим "С новосельем!"

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

8. Игра "Картошка"

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок ). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.) . Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды - посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло.

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)

А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и заработал, его шнур нужно подключить в розетку. Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на свет появился утюг без шнура. На специальной подставке, он очень быстро разогревается.

Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

13. Кукла-оберег

Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

14. Игра "Ручеек"

Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки . А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

15. Заключение

Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете, и на память об этой встрече я хочу подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе осталось что-то от вашего посещения, давайте сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем цветок настроения) .

Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.




Top