Сценарий мероприятия по творчеству горького воробьишко. Инсценировка «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» по мотивам произведения М

Тема: М.Горький «Воробьишко»

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве М. Горькой,

совершенствовать навыки беглого сознательного чтения;

воспитывать у детей такие качества, как умение быть милосердным, сопереживать, желание придти на помощь нуждающемуся;

развивать речь и мышление обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух и про себя. анализировать художественный текст; составлять характеристику главных героев; определять главные мысли;

Метапредметные:

Регулятивные:

Принимать, понимать и решать учебные задачи урока;

Осуществлять контроль своих действий;

Формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

Прогнозировать содержание текста по его заголовку;

Понимать содержание прочитанного произведения;

Составлять характеристику главных героев;

Восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

Определять главную мысль произведения;

Формулировать вывод.

Коммуникативные:

Пересказывать текст по заданному плану.

Личностные:

Интерес к творчеству М. Горького;

Чувство ответственности за свои поступки.

- формирование нравственных качеств.

Словарь настроений:

С каким настроением пришли на урок?

Прочитайте загадку:

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей) найдите звукоподражание

цели

Что знаете о воробьях?

Сообщения заранее подготовленных детей.

Что запомнили?

А сегодня-другой жанр- сами скажете какой…

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького. русский писатель, известный всему миру. У писателя было очень тяжелое детство. Ему пришлось с 11 лет работать как взрослому человеку. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Учиться не пришлось. От всей этой бренности и появился псевдоним - Максим Горький.

Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, у него не так много. Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.

Горький искренне любил детей. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние » , первого детского издательства «Детгиз» .

Что запомнили о писателе?

Аудиозапись

Понравилось ли? Почему? Какие чувства испытали? (зелёный лист)

Какой жанр произведения? Почему это произведение-сказка? Что заметили в речи воробьёв?

Словарная работа:

Наличник – накладная планка вокруг окна или двери

Пакля- грубые нити, полученные из растений

Чин – порядок, должность

Благополучно – удачно, успешно

Растопырил крылья - неуклюже раздвинул в стороны.

Дыбом перья - торчком, поднявши вверх.

Чтение текста детьми.

Вопросы по первой части:

Кто главный герой?

Что о нем узнали?

Каким показался вам Пудик?

Можете ли вы сопоставить себя с ним свою и его жизнь?

Если ли сходства?

Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

(Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.)

Вопросы по второй части:

Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

(Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...

Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...

Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.)

Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

(Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.)

Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?

(Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.)

Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

(Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!

Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.)

А верил ли Пудик родителям? Как он выслушивал её советы?

(Не верил родителям. Он думал, что его пугают.)

Работа в группах: выберите из всех характеристик те, которые подходят нашему герою.

активный несмышленый заботливый

непослушный послушный пугливый

хвастливый жадный мудрый

глупенький смелый трусливый

любознательный спокойный капризный

Любознательный: (все высовывался из гнезда, все разглядывал)

непослушный (Пудик не верил маме, любил объяснять все по-своему)

Хвастливый: (когда я вырасту я сделаю, чтобы все летали).

Вопросы по третьей части:

Какие чувства вы испытали?

Как это произошло, что он вывалился из гнезда?

Чем могло это закончиться?

(Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.)

За что был наказан Пудик? Как это получилось? /Не верил маме/

К чему привело непослушание Пудика? Только ли Пудик пострадал? Из-за кого пострадала мама?

Был ли момент, когда вам стало особенно жалко Пудика? (Прочитайте, как мама защищала Пудика.)

Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

(Наверно ему было жалко маму Пудика.

Тут мама подлетела – без хвоста...

Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...)

А для чего хвост?

(Для того, чтобы летать. Для красоты.)

А хвост у мамы отрастет?

(Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.)

На кого похож Пудик? А воробьиха?

Что общего между воробьихой и вашей мамой?

Исправится ли Пудик? Почему?(Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.)

-«Всему сразу не научишься» - чьи это слова?- почему их произнёс? оправдывается

Определите тему сказки?

Найдите в тексте слова, в которых выражается главная мысль автора. (…он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится…)

Кому своей жизнью обязан воробьишко? (маме)

Почему мама не испугалась?

- Что сделало ее сильной? (любовь к сыну)

Вы видите на что способна родительская любовь! За это мы должны их уважать, но не только маму, а всех тех, кого мы любим, и кто любит нас.

Задумайтесь над тем, как вы общаетесь со своими близкими.

Действительно, мы не всегда бываем сдержанными со своими близкими, иногда позволяем себе повысить на них голос, бываем слишком резкими. У кого в жизни бывало такое. Как можно исправить? Как можем порадовать?

Целью нашего урока было подумать зачем автор написал эту сказку для нас. Чему он хотел нас научить?

- Ч то автор имел в виду,когда писал строки: У воробьев совсем так же как у людей.
- О чем мы должны помнить всегда?
(Если маме не верить, то это плохо кончится.)

составим характеристику его маме.

храбрая любящая ленивая преданная

умная мудрая смелая отважная

смелая заботливая трусливая верная

Итог-

слайд Я -- основная мысль текста

Самооценка лист самооценки

словарь настроений

Цель: знакомство дошкольников с творчеством писателя Алексея Максимовича Горького.
Мероприятие основано на предварительном чтении детьми сказок «Случай с Евсейкой», «Жил-был самовар», «Воробьишко» в Социально-реабилитационном центре и создании рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказок М. Горького.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации буктрейлеров «Случай с Евсейкой», «Воробьишко».
Оформление: выставка произведений М. Горького и детских рисунков и поделок по сказкам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ЕВСЕЙКА; МАЛЬЧИК-САМОВАР.
За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. 28 марта исполняется 150 лет со дня рождения писателя Максима Горького. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Он родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Бабушка привила ему любовь к литературе.
Всего два года он учился в Нижегородском училище. Затем из-за бедности пошел работать. Горький написал много сказок для детей: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Жил-был Самовар», «Случай с Евсейкой».
Вспоминая о своем трудном детстве, Горький организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.
С 1906 по 1913 годы он жил в США и Италии. После возвращения в Россию работал в издательствах, занимался общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни вновь уезжает за границу. В Россию писатель окончательно вернулся в октябре 1932 года. На родине Горький продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки Московской области.

Станция «Приключения Евсейки в подводном царстве»

Заходит мальчик Евсейка.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел. Ответы детей: Евсейка.
ЕВСЕЙКА : Я знаю, ребята, вам понравилась сказка «Случай с Евсейкой». Я хочу задать вам вопросы.
Показывает изображения, называет подводных обитателей, затем дети должны узнать подводных обитателей. В сказке присутствуют (синяя морская звезда, усатые лангусты, краб, актинии, морские лилии, креветки, морская черепаха, рак-отшельник, голотурия, сифонофоры).
Какие рыбы упоминаются (щука, лещ).
Как Евсейка вернулся на берег (ухватился за жабры рыбы).
Соревнование. Две команды должны раскрасить карандашами изображение щуки.

Просмотр буктрейлера «Случай с Евсейкой».

Станция «Любопытный воробьишко»

ВЕДУЩИЙ : ребята, вы, конечно, знаете сказку о воробьишке.
Как его звали? (Пудик).
Где жил Пудик? (над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов).
Чем кормил Пудика папа? (букашками и мошками).
Ребята, птицам часто мешает летать ветер. Давайте, представим себе, как будто дует ветер, и мы качаемся из стороны в сторону.

Игра «Качание деревьев от ветра». На раз наклоняемся влево, на два наклоняемся вправо, на три наклоняемся вперед.

Какого цвета была шерсть у кошки? (рыжая).
Кода Пудик вывалился из гнезда (когда распевал стихи собственного сочинения на краю гнезда).
Что чирикал Пудик, стоя перед кошкой? (честь имею, имею честь).
Чем закончилась сказка? (Пудика защитила мама воробьиха, он улетел, и мама тоже улетела).
Какое главное качество было у Пудика? (любопытство, стремление к узнаванию нового).
Просмотр буктрейлера «Воробьишко».

Станция «Житейская история Самовара»

ВЕДУЩИЙ: ребята, в давние времена самовар был любимым предметом быта людей. Около него собирались гости. Алексей Максимович сочинил сказку о хвастливом самоваре.
(Показать настоящий самовар или его изображение).
Входит Мальчик-самовар (на груди изображение самовара).
МАЛЬЧИК-САМОВАР: Ребята, узнали меня? Я хочу задать вам вопросы.
С кем спорил самовар (с чайником).
Кто присутствовал при споре (синий сливочник и стеклянная сахарница).
Почему самовар развалился на кусочки (в нем было мало воды, она выкипела).
Почему чашки не жалели самовар (он зазнавался, считал себя лучше других).

Нельзя, ребята, включать электрический самовар или чайник, если там мало воды, а также ставить его на плиту.

Станция «Литературная путаница»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, сказки перепутались. Надо определить к какой сказке относятся отрывки.

Однажды маленький мальчик Евсейка, – очень хороший человек! – сидя на берегу моря удил рыбу. («Случай с Евсейкой»).

Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, – поет себе во всю мочь:
Фух, как я горяч!
Фух, как я могуч!
Захочу – прыгну, как мяч,
На луну выше туч! («Жил-был самовар»)

И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста. («Воробьишко»).

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошло к концу путешествие с героями сказок Алексея Максимовича Горького. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия, после этого будем пить чай у самовара.

Литература

Горький, М. Воробьишко: сказка / М. Горький; рисунки Е. Чарушина.- Москва: Детская литература, 1988. – 12 с. : ил.
Горький, М. Жил-был самовар / М. Горький. – URL: http://skazkibasni.com/skazki-maksima-gorkogo
Горький, М. Случай с Евсейкой: сказка / М. Горький; художник Ю. Молоканов. – Москва: Малыш, 1990. – 12 с. :. ил.
Видеофильмы по сказкам «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» Youtube

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург

Центральный район

Открытый урок для студентов

по литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.

3Д класс

2013 - 2014 учебный год

Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"


Цель:Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.Воспитать чувство юмора.Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.
– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
Дети. Воробей.
– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.
(Вешая картину воробья)
Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.
(Записываю на доске).
– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.
(Дописываю на доске).
2. Работа с произведением.
– Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.
– Мы сейчас узнаем, кто был прав.
(Прослушивание записи)
Пауза.
– Что вы почувствовали? Почему было смешно?
Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.
– Кто был прав? Докажите.
Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.
– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).
– Возникли ли у вас вопросы?
Д. Что такое пакля?
– Кто знает, что такое пакля?
Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.
– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?
Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.
– А кому повезло? Докажи?
Д. Пудику, он научился летать.
– Что за произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.
(Все вместе поем)
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...
Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...
Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.
Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!
Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.
Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?
Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.
– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.
3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"
1. Где жил воробей Пудик? Над окошком бани На самой толстой ветке дуба Рядом с забором
2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю? "Что-то там, что?" "Хочу туда!" "Чересчур черна"
3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер? Старый дворник метет двор и поднимает ветер Кто-то из-за дома дует Деревья качаются и делают ветер
4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"? Коня Человека Козла
5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет? Чтоб у всех были крылья и все летали Чтобы все были сыты Чтобы все были здоровы
6.После чего Пудик вывалился из гнезда? После разговора с вороной После песни собственного сочинения После того, как увидел кошку и испугался
7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком? Рыжая Черно-белая Серая, полосатая
8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно? Крылья Страх Его мама
9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки? Голос Несколько перышков Хвост
10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации? "Всему сразу не научишься!" "Кошка для птиц - лютый враг" "Нужно учиться летать!"

4
. Подпиши картинку







Домашнее задание.
– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.
5. Очень хорошо рассуждали...
Спасибо за активную работу.

Инсценировка по мотивам сказки М. Горького сказка «Воробьишка»

Цель: воспитывать в детях наблюдательность, скромность, умение оценивать свои действия.

Ход занятия

I. Вводное слово воспитателя.

Сегодня у нас очень интересное занятие.

Отгадайте загадки:

Целый день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой:

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Птичка-невеличка,

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

II. Беседа о воробьях.

Воспитатель. Перед вами изображение воробьиной стаи. Что вы можете рассказать об этих птицах?

Дети рассказывают о воробьиных повадках.

III. Просмотр видеофильма о повадках и жизни воробьев.

IV. Воробьиный танец.

Звучит песня Ю. Антонова «Воробьиная дискотека».

Под мелодию песни дети танцуют, выполняя следующие движения: прыжки, хлопки, взмахи руками (крыльями), повороты головы вправо, влево. Они изображают воробьев.

V. Инсценировка сказки. «Воробьишка».

Действующие лица : сказочник, Воробьиха-мама, Пудик, Воробей-папаша, Кошка.

Сказочник. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик. Летать он еще не мог, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось узнать, что такое мир?

Воробьиха-мама. Что, что?

Пудик (смотрит на землю). Чересчур черна, чересчур!

Воробей-папаша (принес сыну букашек, хвастается). Чив ли я?

Воробьиха-мама (одобряет). Чив, чив!

Пудик (в сторону). Чем чванятся! Червяка с ножками дали - чудо! (Высовывается из гнезда.)

Воробьиха -мама (беспокойно). Смотри, чебурахнешься!

Пудик. Чем, чем?

Воробей-папаша (объясняет). Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! И слопает! (Улетает на охоту.)

Сказочник. Однажды подул ветер. Деревья закачались.

Пудик. Что, что?

Воробьиха-мама. Ветер дунет на тебя - чирк! И сбросит на землю кошке!

Пудик (капризно). А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Воробьиха-мама. Нельзя этого сделать. Это не от нас зависит.

Пудик (наблюдает из гнезда, видит мужика). Ой, что это? Чисто крылья ему оборвала кошка. Одни косточки остались!

Воробьиха-мама. Это человек, они все бескрылые!

Пудик. Почему?

Воробьиха-мама. У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу!

Пудик. Зачем?

Воробьиха-мама. Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек.

Пудик. Чушь! Чушь! Чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе! Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Сказочник. Пудик не верил маме: он еще не знал, что если маме не верить, что это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения.

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Сказочник. Пел, пел и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.

Кошка. Мя-у!

Пудик (растопырил крылья, чирикает). Честь имею, имею честь...

Воробьиха -мама (отталкивает Пудика в сторону, клюв раскрыла, целится кошке в глаз). Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Пудик (раз-раз - и на окне). Лечу, мама, лечу!

Кошка. Мя-у! Мяу-мяу! (Хватает Воробьиху за хвост.)

Воробьиха-мама (вырывается из лап кошки, садится рядом с Пудиком, клюет его в затылок). Что, что!

Пудик. Ну, что ж! Всему сразу не научишься.

Кошка (смотрит на них). Мя-аконький такой воробышек, словно мы-ышка, мя-у...

Сказочник. И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.

VI. Беседа по сказке.

Почему воробьиха осталась без хвоста?

Как родители заботились о воробышке?

Какой была воробьиха?

Каким был воробышек?

Какие чувства вызывает эта сказка?

Чему она учит?

VII. Рисование иллюстраций к сказке.

В конце занятия - конкурс рисунков.

VIII. Рефлексия занятия.

Сафина Язиля Ясавиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект
Тема: Урок чтения в 3 классе
Дата публикации: 10.10.2017
Раздел: начальное образование

Урок чтения в 3 классе

Наш театр. М.Горький «Воробьишко». Инсценирование.

Цели:

Учить распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с

чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.

Планируемые

результаты :

предметные:

осмыслить

произведение

М.Горького

«Воробьишко»;

Метапредметные:

коллективно

обсуждать

прочитанное

работать

распределять роли);

Личностные: принимать участие в драматизации

Оборудование :

выставка

декорации,

инсценирования произведения, карточки с текстом речевой разминки

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие гостей.

2.Речевая разминка (1 слайд)

У нас сейчас урок чтения. Мы будем много говорить.

Давайте подготовим наш речевой аппарат к активной деятельности.

ЩА,ЩА,ЩА – ДАЙТЕ МНЕ БОРЩА.

ОЧ,ОЧ,ОЧ-МОЖЕШЬ МНЕ ПОМОЧЬ.

ЭЧ,ЭЧ,ЭЧ- ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ

ЧУ,ЧУ,ЧУ –ПЯТЁРКУ ПОЛУЧУ

Что от вас требуется, чтобы получить пятёрку?

Работа с пословицей (2 слайд)

Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Сам с воробья, а сердце с кошку».

Как вы думаете, о чём или о ком эта пословица? (о храбрых людях)

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ней и проанализируем ваши ответы.

3.Проверка домашнего задания (3 слайд)

произведением

познакомились

произведения? Что запомнили о Максиме Горьком из моего рассказа на прошлом уроке?

Горького

работать.

грузчиком,

пароходе,

булочной.

Горький очень любил детей, жалел их, помня о своём непростом. Организовывал для

нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был

организатором

и редактором первого советского журнала для детей «Северное

сияние». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость,

питали его творчество. Настоящая фамилия и имя Алексей Максимович Пешков.

Я хочу дополнить ваш рассказ. Когда Максиму было 16 лет, он приехал в наш город

Казань, чтобы поступить в университет, но знаний не хватало, поэтому ему приходилось

работать. Он работал пекарем в булочной. До сих пор сохранилось это здание – там музей

М.Горького.

4.Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим работу с произведение «Воробьишко», поучимся рассуждать.

Доказывать

подумаем,

М.Горький

произведение.

На прошлом уроке вам предлагалось узнать какие- нибудь факты о жизни воробьёв. Кто

это сделал? Что вы узнали воробьях?(слайды 4,5,6,7)

случайно

называются

домашними, поскольку обитают они только там, где живёт человек. Воробьи живут

оседло и обычно не вылетают за границы того города или той деревни, где появились

на свет. Питаются они семенами растений. Самец воробья отличается от самки

ярким оперением. Они образуют одну пару на всю жизнь. У молодых воробышков вокруг

клюва жёлтое оперение. Их называют «желторотиками»

Словарная работа (слайд 8)

Когда вы перечитывали текст дома, вы должны были отметить карандашом незнакомые

слова и поработать с толковым словарем.

Воробьиха- мама маленького воробья

Желторотый – о птенцах, с желтизной около клюва

Наличник – накладная планка вокруг двери или окна

Пакля – грубые нити, полученные из растений

Чересчур – слишком

Чадо – ребёнок

Растопырил крылья – неуклюже раздвинул крылья в стороны

Чин- должность

Благополучно – удачно

Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием.

Инсценирование

А теперь давайте вспомним содержание произведения. Группа детей подготовила

для нас спектакль по этому произведению. Давайте, пригласим их сюда.

Инсценировка

Работа с текстом

Вот мы с вами вспомнили содержание произведения. А теперь давайте поговорим,

порассуждаем с вами.

К какому жанру относится это произведение? Почему?

разговаривают,

животные,

разговаривают как люди.

Сколько героев в этой сказке? (3) Кто главный герой произведения, как его зовут?

(воробушек, Пудик)

маленький)

Вот вы узнали, что Пудик маленький, найдите в сказке слова, которые указывают на это.

Летать он ещё не пробовал. Но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда.

Какой звук больше встречается в речи героев? (чик – чирик)

Каким вы его представили? Почему? Докажите. Найдите в тексте слова

Он был беззаботный, рассуждал, критиковал всё.

Он потряхивал крыльями и глядя на землю. Чирикал… Прилетал папаша. Приносил

букашек Пудику.

Пудик думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо»

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Чисто крылья ему оборвала кошка. Одни косточки остались. Чушь! Чепуха! Все должны

иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали…

Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать всё, что его окружало?

Он думал, что он самый лучший. Родители его любят, кормят, заботятся о нём.

А еще Пудик задавал очень много вопросов, значит он какой, ребята?

Любопытный. Он всё время высовывался из гнезда и интересовался.

А еще он жизнерадостный. Всё было хорошо, нечего было бояться.

Посмотрите

листочки.

предлагаю

некоторые черты характера. Выберите из них те, которые подходят нашему герою. И

попробуйте составить 2-3 предложения о Пудике. Какой он? (слайд 9)

маленький несмышлёный

непослушный послушный

хвастливый отважный

мудрый глупенький

смелый трусливый

заботливый храбрый

неопытный любознательный

самоуверенный

5.Физкультминутка (1 0 слайд)

Встал воробышек на лапки. Подготовился к зарядке. Крылышки свои расправил, перышки

поправил.

Повернулся

Приседанье

Наклонился,

приподнялся, звонко – звонко засмеялся

говорили

воробьиха)

Мама какая в этой сказке? (заботливая, любящая. Переживает за Пудика)

Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности. (Ветер дунет

на тебя –чирк! И сбросит на землю – кошке! Чадо, чадо, -смотри, чебурахнешься.)

А верил ли Пудик родителям? (нет, не верил. Он думал, что его пугают)

Значит наш Пудик еще какой? (самоуверенный)

Работа с иллюстрацией

А теперь ребята, откройте стр.137, посмотрите на иллюстрацию. Подберите строчки из

текста к ней.

вывалился

почувствовал Пудик? (он очень испугался)

А что почувствовали бы вы?

6.Продолжение работы по теме урока

Вот мы и приблизились к концу сказки. Давайте прочитаем концовку сказки.

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

Да, ребята, всё закончилось благополучно, воробышек остался жив.

Кому он обязан своей жизнью?

Мама пожертвовала собой ради непослушного сына, о сама осталась без хвоста. А для

чего нужен хвост?(для того чтобы летать, для красоты)

А у мамы хвост отрастёт? (нет)

Хвост у мамы не отрастёт. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Вам жалко маму?

В течении урока мы с вами говорили о своих чувствах.

воробьиха?

(Пудик похож на маленького,

непослушного

ребёнка. Воробьиха похожа на маму.)

А что общего между воробьихой и вашей мамой?

Вы видите, на что способна материнская любовь.

Вспомните начало сказки: У воробьёв совсем так же, как у людей»

Кто чему научился в рассказе?

Исправится ли Пудик? Почему?

Вывод:

А мы с вами чему научились?

Вспомните пословицу, о которой мы говорили в начале урока. О ком она.

О чём мы должны помнить всегда?

Если не верить маме, то это плохо закончится!

7.Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок?

За что вы сегодня себя похвалили

8.Домашнее задание

Рассуждения на тему: «Что случится, если не слушаться родителей…»




Top