Сценарий на сольный концерт вокалиста популярных исполнителей. Сценарий отчетного концерта вокальной студии «Вдохновение» «Зажигаем звезды!» (2015 г.)

В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен - это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
Что в природе напоминает вам звучание бубна?
Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания
Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
Дети делятся на группы. Каждая группа - ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой - музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.

Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания
Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.

Колокольчик - музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол - его отец -
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.

На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания
Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
Почему для колоколов строят колокольни?
Кто такой звонарь?

У детей в ладошах птички,
С виду птички - невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек - те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

Вопросы и задания
Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, - радостно рассказывал мальчик. - У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
- Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, - ответила мама.
- Тогда я не пойду на праздник весны,-расстроился мальчик. - Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
- А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
- Цвинь-цвинь, - звонко пропела синичка на подоконнике.
- Хорошо, - согласился мальчик. - Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
- Мама, откуда ты муку взяла? - удивился мальчик.
- У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, - ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
- Цвинь, цвинь, - вилась над ним его синичка.
- Лети в лес, ты теперь свободна, - махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
- Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
- А где же твоя чудо-свистулька? - улыбнулась мама.
- Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
- Синичка отплатила тебе добром за добро, - задумчиво проговорила мама.

Вопросы и задания
Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?

Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.

Флейта - сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.

Вопросы и задания
Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Придумайте сказку о том, как фея Флейтовой Музыки пригласила вас в свой сказочный музыкальный дворец.
Придумайте сказку о том, как духовые инструменты выбрали флейту своей королевой. Нарисуйте королеву-флейту в музыкальной короне.

На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.

Вопросы и задания
Предложите детям прослушать музыку арфы.
Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим голосом.

Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.

Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.

И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.

Вопросы и задания
Почему люди берут с собой в поход гитару?
Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
Вы когда-нибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали.
В белых - чистые тона,
Ровная у них стена.

Нрав у белых - величавый,
Короли они праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.

Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.

Вопросы и задания
Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.

Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.

Так и быть, - сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.

Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!

Вопросы и задания
Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?

Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.


В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент - трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

Динь-дон! - звякнул колокольчик. - А я умею весело звенеть.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. - Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки - не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, - сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

Трах-тах-тах - трещали трещотки.

Трам-там-там! - били барабанные палочки.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - радовался колокол.

Динь-дон! - звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов , и нам не нужно спорить, - гремел барабан.

Вопросы и задания

Разделите детей на группы и раздайте каждой группе по одному ударному музыкальному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте веселое обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают, о чем говорит та или иная мелодия.

Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?

Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?

Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.

Если бы музыкальные инструменты из сказки попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

Придумайте свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов.

Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.
Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше.
Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно.

Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

Звездная флейта

(притча для чтения и обсуждения с детьми родителями)

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спит важный черный рояль. Спят гулкие барабаны и звонкие тарелки. Спят скрипочки в своих бархатных футлярах. Не спит только старая флейта. Однажды хозяин музыкального магазина забыл закрыть форточку на ночь. Любопытная звездочка случайно залетела в магазин через открытую форточку и спряталась в старой флейте. С тех пор по ночам старая флейта еле слышно, чтобы не будить музыкальные инструменты, напевает звездную музыку. Днем флейта, конечно, молчит, и никто не знает, что старая флейта получила звездный голос.

С утра мальчик - слуга аккуратно протирает пыль. Когда он дотрагивается до старой флейты, она тихонько звенит. Больше всего на свете мальчик мечтает купить эту чудесную флейту.

- Дзинь! - звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

Проходите, рады вас видеть. Что желаете? - любезно произнес хозяин магазина, увидев богато одетого покупателя.

- Пока ничего, я посмотрю и подумаю, - сухо ответил старик.

С тех пор богатый старик стал приходить в магазин каждый день. С детства он мечтал научиться играть на флейте, но вместо этого всю жизнь работал директором фабрики, которую передал ему отец. Ему казалось, что поздно учиться музыке в таком возрасте, однако, каждый день его неудержимо влекло в музыкальный магазин.

Однажды хозяин магазина отлучился, и богач спросил мальчика слугу:

- Ты умеешь играть на флейте?

Что вы, господин, у меня есть только деревянная дудочка. Хотите, я вам сыграю на ней? - предложил мальчик. Дудочка заиграла веселую песенку, и старая флейта тихонько вторила ей.

- Отлично! Теперь попробуй сыграть вот на этой флейте, - попросил старик.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды зазвенели и засмеялись в вышине. Богатый человек был удивлен и очарован, но мальчик был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал он, - флейта сама играет, наверно, она волшебная.

Старик тут же купил старую флейту, заплатив за нее втридорога, и вечером отправился к учителю музыки.

К своему удивлению он встретил там мальчика из музыкального магазина, который умолял:

Господин учитель, пожалуйста, дайте мне хотя бы один урок, а на следующей неделе я принесу Вам еще десять грошей.

Десять медных грошей мало за один урок, мальчик, - мягко отвечал учитель. - Я же объяснил тебе, что моя дочка больна, и мне нужны деньги для доктора.

Учитель, я дам Вам десять золотых монет, если Вы научите меня играть на этой флейте, - перебил мальчика богатый старик.

Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель богачу. - Я согласен Вас учить, если Вы заплатите вперед. А ты, дружок, - обратился он к мальчику, - приходи попозже, когда моя дочка выздоровеет, и у тебя накопится больше грошей.

Получив десять золотых монет, учитель старался изо всех сил. Он отменил все остальные уроки и целыми днями занимался с одним богатым человеком. Прошел первый урок, второй..., десятый, но ничего не получалось. Где та волшебная мелодия? Богатый человек смог извлечь из флейты только нескольких фальшивых звуков. Он упражнялся часами, но все было напрасно. Однажды ночью он долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но, не добившись результата, грустный лег спать. Вдруг ему почудилось, что он слышит ту самую переливчатую музыку, которая так поразила его в магазине. Богатый человек привстал и увидел, прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто ты? - прошептал старик, завороженный музыкой флейты.

Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос зазвенел:

- Я Фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Богатый человек вскочил с дивана, но видение в тот же миг исчезло. Всю ночь думал старик о словах Феи. Утром он побежал в музыкальный магазин.

Собирайся, - сказал он мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Ты талантливый музыкант. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.

Богач устроил мальчика в музыкальное училище, а затем отправился к учителю музыки.

Извините меня, учитель, - сказал он, - я заставлял вас давать мне уроки, хотя знал, что ваша дочка тяжело больна. Отныне уроков не будет, пока она не выздоровеет. А на ее лечение примите вот этот кошелек.

“Наконец-то моя флейта заиграет”, - думал богач, возвращаясь домой. Каково же было его разочарование, когда у него снова ничего не получилось. В этот момент в дверь постучали, и вошел мальчик из музыкального магазина.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - я сочинил для вас песенку и хочу сыграть вам ее на моей дудочке.

Богатый человек протянул мальчику флейту:

- Лучше исполни свою песенку вот на этой флейте.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды засмеялись в вышине.

Когда музыка смолкла, богатый человек сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу взять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе - флейту, - предложил богач и почти насильно, вложил мальчику в руки флейту.

Мальчик ушел, не чуя ног под собой от счастья.

Поздно вечером, собираясь спать, богач взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес дудочку к губам и полилась прелестная, журчащая песенка.


Вопросы и задания к сказке (для детей и родителей):

· Почему в руках богатого человека флейта теряла свой звездный голос?

  • Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
  • Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
  • Послушайте в течение нескольких минут музыку флейты. После этого попробуйте нарисовать эту музыку.
  • Чем звучание флейты отличается от звучания других музыкальных инструментов?
  • Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая? Придумайте продолжение этой сказки.
  • Представьте, что маленькие звездочки спрятались в разных музыкальных инструментах. Чем инструменты со звездочками внутри отличаются от простых музыкальных инструментов?
  • На каком музыкальном инструменте вы мечтаете научиться играть?

А.Лопатина, М. Скребцова /из "Волшебный мир музыки"

ГИМН МУЗЫКЕ

(по В.Вакенродеру)

Музыка — это, безусловно, последняя тайна веры,
мистика, религия, данная в откровении.

Когда я искренно наслаждаюсь тем, как из безмолвной пустоты внезапно сама по себе вырывается прекрасная вереница звуков, возносится жертвенным дымом, парит в воздухе, а потом снова опускается на землю, — тогда в моей душе возникает, тесня друг друга, так много новых чудесных образов, что я не могу прийти в себя от блаженства.

То представляется мне музыка птицей Феникс, которая, услаждая себя, легко и смело взмывает ввысь, гордо возносится туда, где ей привольно, и радует богов и людей размахом своих крыл. — То представляется мне музыка ребенком, спящим в гробу, — розовый солнечный луч ласково принимает его отлетающую душу, и, перенесясь в эфир небесный, она наслаждается золотыми каплями вечности и обнимает прообразы прекраснейших человеческих снов. — А то, — какая огромная масса образов! — представляется мне музыка совершенным подобием нашей жизни — до боли короткая радость, из ничего возникающая и возвращающаяся в ничто, которая рождается и умирает бог весть зачем: маленький веселый зеленый островок, с солнечным светом, песнями и плясками, затерянный в темном бездонном океане...

Воистину, радоваться звукам, чистым звукам — это невинное, трогательное наслаждение! Детская радость! — Когда другие оглушают себя беспокойной деятельностью и, окруженные, словно полчищами диковинных ночных птиц или ядовитых насекомых, жужжащим роем суетных мыслей, наконец, падают в изнеможении — я погружаюсь в священный утоляющий источник звуков, и богиня-исцелительница вновь вливает в меня невинность детства, так что я смотрю на мир новыми глазами и растворяюсь в радостном примирении с окружающим. — Когда другие ссорятся из-за выдуманных ими самими причуд, или предаются мучительной игре ума, или в одиночестве вынашивают уродливые мысли, которые, подобно мифическим воинам, в отчаянии пожирают самих себя, — о, тогда я закрываю глаза, дабы не видеть этой всеобщей борьбы, и тихо удаляюсь в страну музыки, в страну веры, где все наши сомнения и страдания теряются в звучащем море, где мы забываем людской гомон, где у нас не кружится голова от пустой болтовни, от путаницы букв и иероглифов и где сразу легким прикосновением врачуется весь страх нашего сердца.

Но каким образом? Там ответят нам на наши вопросы? Там откроются нам тайны? — О нет! Вместо ответов и откровений нам покажут веселые, прекрасные воздушные картины, глядя на которые мы успокоимся, сами не зная отчего; и вот уже с храброй уверенностью бродим мы по неизвестной стране, мы приветствуем и обнимаем, как друзей, незнакомых нам духов, и все непонятное, что теснило наши сердца и что есть болезнь рода человеческого, исчезает, и душа наша исцеляется созерцанием чудес, еще гораздо более непонятных и возвышенных. И тогда человеку хочется воскликнуть: «Вот оно, то, чего я искал! Наконец-то я нашел это! Теперь мне весело и радостно!»

Такова прекраснейшая и удивительнейшая картина, в какой я могу представить музыку, хотя многие назовут все это пустыми мечтаниями.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

И.Гете

Величие искусства сильнее всего
проявляется в музыке.
В музыке нет ничего материального;
это чистая форма,
возвышающая и облагораживающая все,
что поддается ее выражению.

Для того, чтобы сохранять наши чувства, было сделано много прекрасных изобретений, и так возникли все изящные искусства. Но музыку я считаю самым чудесным из всех этих изобретений, потому что она описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком, ибо она показывает все движения нашей души в невещественном виде, вознося их над нашими головами в золотых облаках эфирных гармоний, ибо она говорит на языке, которого мы не знаем в нашей обыденной жизни, которому учились невесть где и как и который кажется языком одних лишь ангелов.

Это единственное искусство, которое сводит все разнообразные и противоречивые движения нашей души к одним и тем же прекрасным мелодиям, которое говорит о радости и горе, об отчаянии и благоговении одинаково гармоническими звуками. Поэтому музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекраснейшее сокровище, доступное смертному, — я имею в виду ту ясность духа, при котором все в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе, при которой мы с чистым сердцем ощущаем все существа родными и близкими нам и, подобно детям, смотрим на мир как бы сквозь пелену приятной мечты.


Вопросы и задания

Под музыку прочитайте эти отрывки.

Согласны ли вы с тем, что музыка является самым прекрасным изобретением?

Какими именами Вакенродер описывает музыку? Какие описания и определения музыки в этих отрывках понравились вам больше всего и почему?

Напишите свой гимн музыке.

ГИМН НЕБЕСНОЙ МУЗЫКЕ

А.Сталь

Музыка оживляет в нас сознание
наших душевных способностей.
Звуки ее окрыляют нас
на благородные усилия.

Где найти слова, дабы объяснить ту силу, которая имеет над нашими сердцами небесная музыка с ее полнозвучными аккордами, с ее обворожительными созвучиями? Она прямо входит к нам в душу, утоляя ее своим небесным дыханием. О, как быстро возвращаются к нам в это мгновение воспоминания обо всем испытанном когда-то блаженстве, как поднимаются навстречу прекрасной гостье все благородные чувства, все возвышенные мысли! Как скоро, подобно волшебным семенам, пускают в нас корни звуки, и вот они уже растут, согреваемые незримыми пламенными силами, и вот уже в нашей душе шелестит дубрава с тысячей удивительных цветов, с непостижимо причудливыми красками, а в листве дерев резвятся и играют наше детство и наше еще более отдаленное прошлое. Цветы приходят в движение и водят веселые хороводы, краски сверкают тысячекратным блеском, и весь этот свет, искристость, дождь лучей рождают новый блеск и новые лучи. И кто же, растворившись в этих пучинах сладострастия, с душой, превратившейся в нечто, для чего у нас нет ни слов, ни мыслей, что само по себе есть все, есть высшее блаженство, — о, кто станет тогда еще оглядываться на жизненные тяготы, кто не последует за потоком, который с кроткой, но непреодолимой силой влечет нас... туда, туда?

Что же это такое, сильнейшее, нежели все законы, нежели разум и вся философия, что столь мощно обращается к нашей душе? Как описать могущество, которое словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке и так производит удивительнейшее?

Музыка могущественно побуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру, она внушает нам терпимость к нашим злейшим врагам, и наше просветленное сердце слышит лишь победную песнь своего Божественного преображения, заглушающую все жалобы, всю брань, все жалостные речи...

Что же может быть более достойно удивления, чем это чудо, когда благодаря усилиям и умению смертных в тишине вдруг являются незримые духи, которые обступают наше сердце и покоряют его наслаждением и блаженством? И когда мы радостно отвращаем взор от убогой повседневности, которая порой теснит и душит нас, подобно стенам темницы, — новая страна, райская обитель, с цветами и прекрасными деревьями и золотыми фонтанами простирается над нашими головами. — Она подобна блаженному острову в бурном океане. Словно бы солнечный закат вдруг сгустился в плотное телесное вещество, и поднимает нас на своих облаках, и окружает нас светлейшими лучами, и так легко и привольно нам гулять по лазури, там мы находим свой дом в багряном сиянии, своих друзей в светлых облаках; и все, что было нам мило и дорого, улыбается нам навстречу в зримых обличьях.

Где найти мне слова, чтобы достойно прославить тебя, небесное искусство? Я чувствую, что здесь слова еще более бессильны, нежели при всех прочих видах искусства. Как мне соединить все богатство образов, всю дерзновенность и смелый полет языка, дабы искренне высказать то, что говорит мне мое глубочайшее чувство?


Вопросы и задания

Представьте, что к вам в дом вошла прекрасная гостья-музыка. Как вы ее встретите? Что вы предпримите, чтобы она осталась у вас как можно дольше? Какой дар вы ей преподнесете?

Постарайтесь вспомнить, слушая музыку, самые счастливые мгновения своей жизни. Нарисуйте музыку этих мгновений.

В чем, по-вашему мнению, заключается могущество музыки?

Согласны ли вы с тем, что музыка — самое могущественное на земле искусство?

ЗВУЧАНИЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

Можно осмеивать и вместе оплакивать и боготворить наше сердце, когда оно уносится ввысь из своей земной сферы, и все наши мысли попадают в более тонкую и благородную стихию, где вся наша печаль и вся радость исчезают, как тени, — и горе, и счастье, и восторг, и слезы сливаются воедино и украшаются взаимным отблеском, и в минуты этого наслаждения невозможно вымолвить слово, невозможно разделить и вычленить отдельные ощущения, что обычно так охотно делает наш дух, и ты словно бы глубже и глубже погружаешься в пучину морскую, все дальше и дальше уходишь от мира. И что же дарит нам такое блаженство? Слитое звучание дерева и металла!


Вопросы и задания

Как бы вы описали чудо музыкального инструмента? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на разные музыкальные инструменты?

Очень часто, когда люди видят какой-либо музыкальный инструмент, они хотят дотронуться до него, чтобы он издал хотя бы какое-то звучание. Как вы думаете, почему эти чувства возникают у людей?

Хотели бы вы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте только потому, что он вам внешне очень нравится?

Как вы думаете, есть ли у разных музыкальных инструментов свой характер? Какой, по-вашему мнению, характер у скрипки, виолончели, флейты, арфы, фортепьяно?

Как вы думаете, чувствуют ли музыку животные и растения?

О ТАЙНЕ ЗВУКОВ

Всякий отдельный звук определенного инструмента подобен оттенку цвета, и как всякий цвет имеет основной тон, так и всякий инструмент имеет один-единственный совершенно особенный звук, который выражает его больше всего и лучше всего.

Какое счастье для человека, что в ту минуту, когда, сокрушенный, он не знает, куда убежать, куда спастись, единый звук может протянуть ему тысячи ангельских рук, принять его в свои объятья и унести ввысь! Пусть мы далеко от друзей и любимых и заблудились в темном лесу досады и одиночества, но вот вдалеке раздается звук рога, и стоит ему потрубить лишь раз, как мы чувствуем, что эти звуки несут к нам чью-то страсть и грусть, что те люди, с которыми мы были, увы, разлучены, вновь с нами. Звуки говорят нам о них, мы всем сердцем чувствуем, что и они в эту минуту тоскуют по нас и что разлуки нет.

В звуках часто заключены такие яркие и как бы зримые образы, что это искусство, хочется сказать, пленяет одновременно наш глаз и ухо. То видишь ты сирен, резвящихся в волнах зеркального моря, напевающих при этом сладчайшие песни; то бродишь по прекрасному, пронизанному солнцем лесу, заглядывая в темные гроты, полные загадочных призраков; подземные воды звучат в твоих ушах, мелькают волшебные огоньки.


Вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что искусство музыки «пленяет одновременно наш глаз и ухо»?

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, которая вызвала в вашей душе такие яркие образы, которые вы до сих пор не можете забыть?

Нарисуйте звуки музыки в образе разных волшебных существ.

Предложите детям послушать звучание разных музыкальных инструментов и спросите их, с какими цветами и оттенками ассоциируется у них звучание разных музыкальных инструментов.

Документы для скачивания:

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.




Top