Сценарии по произведениям м горького воробьишко. Внеклассное мероприятие, посвящённое дню матери «мама-слово-то какое! Станция «Любопытный воробьишко»

Викторина с ответами по рассказу М.Горького "Воробьишко" для младших школьников 3 класса

Автор Ляпина Виктория Олеговна воспитатель МБОУ школы № 79 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения урока внеклассного чтения в 3 классе.
Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
-«открывать» учащимся произведения М.Горького;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире;
- организовать эмоционально-эстетическое восприятие;
-учить формировать идею произведения;
-развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
-воспитывать любовь ко всему живому, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Викторина. Вопросы


1. Как живет молодежь у воробьев?
(Так же как и у людей, молодежь живет своим умом)


2. Где находилось гнездо желторотого воробья Пудика?

(Над окошком бани, за верхним наличником)


3. Для чего Пудик выглядывал из гнезда?
(Хотелось поскорее узнать-что такое божий мир и годится ли он для него?)
4. Что говорил Пудик о земле?
(Чересчур черна, чересчур)
5. О чем беспокоилась мама воробьиха, когда Пудик высовывался из гнезда?
(Что он упадет на землю, а кошка слопает)


6. Что не понравилось Пудику, когда однажды подул ветер?
(Что деревья качаются, поэтому и ветер дует)
7. Что любил делать Пудик?
(Любил объяснять все по-своему)
8. Почему, по мнению Пудика, у человека крыльев нет?
(Он думал, что их оборвала кошка и остались одни косточки)


9. О чем мечтал Пудик?
(Когда он станет большой, он сделает так, чтобы все летали)
10. Из-за чего Пудик вывалился из гнезда?
(Он сидел на самом краю гнезда, распевал свои стихи и вывалился)


11. Отчего Пудик растопырил крылья и начал чирикать перед кошкой?
(Он сильно испугался)


12. Что помогло Пудику приподняться с земли?
(Именно страх и помог)
13. Отчего мама была рада?
(Что она спасла Пудика от кошки)


14. Чем пожертвовала мама ради спасения сына?
(Своим хвостом)
15. Какой вывод можно сделать в итоге рассказа? Для чего он был написан?
(Всему сразу не научишься. Необходимо слушать советы старших, у них большой жизненный опыт)

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню матери «МАМА-слово-то какое!»

Учитель: Ермолаева И.Н.

Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.

Задачи.

    Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.

    Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.

    Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери;

    Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, костюмы и декорации для сценки, цветы матерям

Предварительная подготовка : создание учащимися презентаций о своих матерях, заучивание стихов, постановка сценки по сказке М.Горького «Воробьишко»

Ход мероприятия:

Блок 1. Вступление. Рассказ о матерях учащимися.

Ведущий 1

Есть в мире слово нашем вечное -

Короткое, но самое сердечное.

Оно прекрасное и доброе,

Оно простое и удобное,

Оно душевное, любимое.

Ни с чем на свете не сравнимое.

Слово «Мама» - особое слово.

Ведущий 2.

Слова «Мама, мать - одно из самых древних на земле». Все люди уважают и любят своих матерей. Словом «Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по–матерински относится к своим детям. Этот день отмечается во многих странах, люди поздравляют своих матерей и приезжают к ним в гости, дарят подарки, внимание и заботу, устраивают для них праздник. И мы сегодня собрались, чтобы поговорить о маме.

Ведущий 1. Мама, мамочка…Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого близкого и дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, даёт советы, оберегает нас.

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Ведущий 2 . Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа –скоро, что надо заживлять страшную рану-потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учреждён орден «Мать-героиня». В 1997 году Государственная дума приняла указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Ведущий 1. Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный Вам. Первое слово, которое произносит человек» - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Максим Горький писал: «Без солнца не растут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Ведущий 2. Сегодня каждый хочет поздравить свою маму и поздравить по-особенному, ведь каждая мама – особенная. (Учащиеся рассказывают о своих матерях, сопровождая рассказ подготовленными презентациями, зачитывают стихи о мамах)

Блок 2. Сценка по сказке М.Горького «Воробьишко».

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него? (Слайд 2)

Мама – воробьиха. - Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

Воробьишк о - Чересчур черна, чересчур!

Воробьишко - - Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

Мама – воробьиха. - Чив, чив!

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

Мама – воробьиха. - Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!

Воробьишко - - Чем, чем? - спрашивал Пудик.

Папа - воробей - Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.

Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:

Воробьишко - - Что, что?

Мама – воробьиха. - Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Воробьишко - А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Воробьишко - Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!

Мама – воробьиха. - Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.

Воробьишко - Почему?

Мама – воробьиха. - У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

Воробьишко - Зачем?

Мама – воробьиха. - Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...

Воробьишко - Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Воробьишко

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

Воробьишко - Честь имею, имею честь...

Мама – воробьиха. - Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

Мама – воробьиха. - Что, что?

Воробьишко - Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!

Кот - Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...

Блок 3. Исполнение песни «Мама для мамонтёнка»

Ведущий 1 . Мама нужна каждому, не просто нужна – необходима.(Дети исполняют песню под видео – сопровождение мультфильма).

По окончании песни дети дарят мамам цветы.

Гульнара Валиуллина
Инсценировка «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» по мотивам произведения М. Горького «Воробьишко»

Действующие лица :

Папа Воробей

Мама Воробьиха

Воробьишко Пудик

На сцене ширма домика, а перед ним гнездо, оно находится на возвышенности. Около гнезда стоит Мама – Воробьиха , а рядом с ней сидит Воробьишко - Пудик . Воробьишко разглядывает все вокруг. Вдалеке - лежит и спит рыжая кошка. Кошка изредка поглядывает на гнездо.

Ведущий : В деревне, маленьком гнезде, под крышей старенькой избушки,

Жил воробей с семьей своей .

Папаша воробей был важен очень ,

А мать, как любящая всяк свое дитя,

Заботливой была и терпеливой.

Любила крепко всех она,

А Пудик сын их был малышкой – шалунишкой.

Мама. Что, что, сыночек, мой ты смотришь вниз?

Пудик. (Встряхивает крыльями) Ой, чересчур черна земля! Ой, чересчур!

Прилетел Воробей - папа , принес букашек Пудику.

Папа. Чив ли я? Ведь целый день тружусь я! Чив ли я?

Мама. Конечно, чив! Еще как чив! Ведь без тебя не вырастет наш Пудик.

Пудик. (Глотает букашек) Чем чванятся? Чем хвалятся они? Ведь носят червяков да мошек. Вот чудо!

(Мама и папа гладят Пудика. Пудик поел. Опять высовывается из гнезда и разглядывает все вокруг).

Мама (грозит) : Чадо, Пудик, не смотри на землю! Смотри, вниз - чебурахнешься!

Пудик (раскинув руки) : Чем, чем я чебурахнусь, мама?

Папа (строго) : Не чем, сынок, а просто упадешь на землю и кошка - чик! - и слопает тебя!

Пудик : Что, что? Не понимаю, чик – чирик!

Мама (обнимая его говорит и грозит) : Подует ветер, Пудик, на на тебя - чирик! - и сбросит! И попадешь ты в лапы рыжей кошки!

Пудик : Тогда пусть не качаются деревья! Не будет ветра, будет тишина!

Мама (качая головой) : Ох! Глупый мой сыночек.

Пудик. А это почему еще , чирик?

Мама : Лишь человек не попадает в лапы кошек. А если б были крылья у людей, ловили бы они нас словно мошек. Будь осторожен, Пудик, чик – чирик!

Мама и папа гладят сына и улетают. Летают на заднем плане сцены.

Пудик (важно) : Вот чушь! Вот чепуха, какая! Когда я вырасту, большой я сделаю, чтобы все летали.

Пудик (Поет) : Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки.

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Пудик пел и вывалился из гнезда. Воробьиха - за ним . Кошка бросилась к Воробьишке . Пудик растопырил крылья, качается на ногах.

Пудик : Чирик, чик-чик! Чирик, чик-чик! Честь имею, имею честь.

Воробьиха отталкивает Пудика в сторону. Бросается на Кошку.

Мама : Прочь! Прочь! Лети, сынок, скорей! Лети в гнездо, лети.

Пудик подпрыгнул, замахал крыльями и взлетел в гнездо. Кошка бросилась на Воробьиху , оторвала ей хвост. Воробьиха вырвалась и взлетела в гнездо.

Мама : Что, что, сынок?

Пудик (опустив голову) : Ну что ж! Прости меня, я буду осторожен! Я буду слушаться тебя!

Кошка сидит под гнездом и счищает перья с лап, смотрит на Воробьев .

Кошка :Мя-яконький такой воробушек , словно мы-ышка. Мя-увы.

Ведущий : И вот истории конец,

Но помните, друзья!

Такие злые кошки

Вас могут ожидать всегда,

Коль будете вы не послушны и беспечны.

Ведь маму с папой надо слушаться! Пока!

Публикации по теме:

Инсценировка по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» (видеоотчет) Видеоматериал по итоговой работе со старшими дошкольниками. Мероприятие посвящено году литературы в России и представлено на Фестивале сказок.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Аленушка и лиса» Инсценировка сказки «Аленушка и лиса». Сказку можно показать на новогоднем празднике как сюрпризный момент. Действующие лица: Аленушка,.

Инсценировка для детей среднего дошкольного возраста по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» Цель: постановка мини-спектакля по сказке "Волк и семеро козлят" Задачи: - развитие эмоциональной отзывчивости, артистизма, выразительности.

Воспитатель: Барскова Надежда Николаевна Цель: приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Задачи: способствовать.

Ко дню матери в нашем детском саду была представлена инсценировка по мотивам сказки "Марья Искусница", в которой приняли участие все возрастные.

Ведущая: Волшебные сказки бродят по свету, А мы вам расскажем историю эту Она всем знакома и очень проста, Но в ней побеждает всегда доброта.

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург
Центральный район

Открытый урок для студентов

По литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.
3Д класс

2013 - 2014 учебный год
Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"

Цель:
Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.
Воспитать чувство юмора.
Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.

– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

Дети. Воробей.

– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.

(Вешая картину воробья)

Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.

(Записываю на доске).

– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.

(Дописываю на доске).

2. Работа с произведением.

Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.

– Мы сейчас узнаем, кто был прав.

(Прослушивание записи)

– Что вы почувствовали? Почему было смешно?

Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.

– Кто был прав? Докажите.

Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.

– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).

– Возникли ли у вас вопросы?

Д. Что такое пакля?

– Кто знает, что такое пакля?

Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.

– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?

Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.

– А кому повезло? Докажи?

Д. Пудику, он научился летать.

– Что за произведение? Почему?

Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.

– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.

(Все вместе поем)

– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.

– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...

Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...

Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.

– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?

Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.

– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!

Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.

– А верил ли Пудик родителям?

·
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.

– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.

Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.

– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.

Тут мама подлетела – без хвоста...

Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...

– А для чего хвост?

Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.

– А хвост у мамы отрастет?

Д. Наверное, как это без хвоста.

– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.

Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.

– На кого похож Пудик? А воробьиха?

Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.

– Что общего между воробьихой и вашей мамой?

Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.

– Кто чему научился?

Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.

– Исправится ли Пудик? Почему?

Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.

– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?

Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.

– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.

3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"

1. Где жил воробей Пудик?
Над окошком бани
На самой толстой ветке дуба
Рядом с забором

2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю?
"Что-то там, что?"
"Хочу туда!"
"Чересчур черна"

3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер?
Старый дворник метет двор и поднимает ветер
Кто-то из-за дома дует
Деревья качаются и делают ветер

4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"?
Коня
Человека
Козла

5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет?
Чтоб у всех были крылья и все летали
Чтобы все были сыты
Чтобы все были здоровы

6.После чего Пудик вывалился из гнезда?
После разговора с вороной
После песни собственного сочинения
После того, как увидел кошку и испугался

7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком?
Рыжая
Черно-белая
Серая, полосатая

8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно?
Крылья
Страх
Его мама

9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки?
Голос
Несколько перышков
Хвост

10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации?
"Всему сразу не научишься!"
"Кошка для птиц - лютый враг"
"Нужно учиться летать!"

4. Подпиши картинку

Домашнее задание.

– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.

5. Очень хорошо рассуждали...

Спасибо за активную работу.

В книгу "Воробьишко" классика отечественной литературы Максима Горького вошли хрестоматийные сказки и рассказы "Воробьишко", "Дед Архип и Ленька", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", которые проходят в начальной и средней школе. Яркие произведения писателя увлекут ребят и расскажут им о жизни детей в дореволюционной России.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Максим Горький
Воробьишко. Рассказы с вопросами и ответами для почемучек

Комментарии биолога – учитель биологии Елена Андреевна Маслова и ученики 10 биологического класса ГБОУ школы № 57 г. Москвы Анна Маковская, Дарья Файзуллина, Галия Мурсалимова, Мария Крупская

Воробьишко

У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом.

Жил-был желторотый воробей , звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?

– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

– Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

– Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

– Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!"

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!

– Чем, чем? – спрашивал Пудик.

– Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:

– Что, что?

– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему.

Идёт мимо бани мужик, машет руками.

– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались!

– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.

– Почему?

– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

– Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.

– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне!

– Что, что?

– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – и сожалительно мяукает :

– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста

Справочное бюро

Почему воробей желторотый?

В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.

Бывают ли червяки с ножками?

Да, бывают, например конечности (то есть "ножки") морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.

А зачем деревья качаются?

Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.

Неужели воробьиха может победить кошку?

Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку.

Может ли воробей жить без хвоста?

Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.

Бабушкин скворец

Скворцу , отнятому у кота, бабушка обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, учила её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой на косяке окна – большой такой, добрый зверь – и густым голосом твердит переимчивой, чёрной как уголь птице:

– Ну, спроси: скворушке – кашки!

Скворец, скосив на неё круглый, живой глаз юмориста, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею и свистит иволгой, передразнивает сойку, кукушку, старается мяукнуть кошкой, подражает вою собаки, а человечья речь не даётся ему.

– Да ты не балуй! – серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке – кашки!

Чёрная обезьяна в перьях оглушительно орёт что-то похожее на слова бабушки, – старуха смеётся радостно, даёт птице просяной каши с пальца и говорит:

– Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё можешь, всё умеешь!

И ведь выучила скворца: через некоторое время он довольно ясно просил каши, а завидя бабушку, тянул что-то похожее на

– Дра-астуй…

Справочное бюро

Что за птица – скворец?

Певчая птица длиной около 20 см, чёрного с металлическим отливом цвета. Зимой у скворцов появляются светлые крапинки. Клюв длинный, чёрный, весной, в сезон размножения – жёлтый. Скворцы известны своей способностью к звукоподражанию – то есть способны копировать многие звуки. Например, звуки транспорта, других животных, человеческую речь.




Top