Сценарий театрализованного представления играй гармонь. Сценарий юмористической программы «Посиделки в клубе

Позволяющей выделить и расставить приоритеты, остается матрица Эйзенхауэра. Ее начало было положено 14 октября 1890 года одновременно с рождением ее основателя Дуайта Эйзенхауэра в городе Денисоне, штат Техас. Семья Эйзенхауэров была обычной и ничем особым не выделялась.

Во время церемонии закладки здания музея Эйзенхауэра 4 июня 1952 года Дуайт произнес: «Позднее я понял, что мы были очень бедными. Мы знали только то, что не уставали нам повторять наши родители – все пути открыты для вас. Не ленитесь, воспользуйтесь ими». Родители, Дэвид и Айда, этими возможностями никогда не пользовались, при этом все свои надежды возлагали на своих сыновей. Они развили в них такие качества как самостоятельность, честность и целеустремленность. Именно эти качества в дальнейшем сыграли ключевую роль в жизни одного из сыновей – выдающегося человека, мужа, отца, генерала и президента США.

Умение владеть собой к Дуайту пришло не вдруг и не сразу. Путь к овладению этим навыком был долгим и интересным. Первые способности лидера и организатора у него проявились во время организации дружеских матчей по футболу или бейсболу между школами. Последующее развитие и совершенствование своих способностей продолжилось в военной академии, а после – в регулярной армии. За свои достижения Дуайт Эйзенхауэр был удостоен звания майора и в 1925 году был направлен в командирскую и штабную школу Ливенуорта, штат Канзас.

Отличительной особенностью школы являлась методика преподавания. Обучение заключалось в организации конкретных военных игр. Слушатели получали задания в виде вводных, в которые входила информация о враждебных соединениях, численности противника, особенностях местности, позиции, выбранной стратегии и другие показатели. Руководствуясь полученными данными, командующим нужно было организовать работу штаба, определить зоны ответственности между своими подчиненными и выработать четкий план действий, направленный на выполнение боевой задачи.

Нагрузки в штабной школе были на грани человеческих возможностей, но не для Дуайта Эйзенхауэра. Он умело начал применять разработанную им же методику планирования и расстановки приоритетов, которая не только не утратила своей актуальности, но и является одной из ключевых в области планирования. Предложенная Эйзенхауэром методика позволяет рассортировать дела одновременно по срочности и важности. Он выделил четыре критерия, по которым можно определить и выделить наиболее приоритетные задачи для последующего влияния на итоговый результат. Важность определяется тем, насколько результат выполнения влияет на деятельность.

Срочность одновременно определяется двумя факторами:

  • Насколько быстро надо решить задачу;
  • Как взаимосвязано выполнение задачи с временным интервалом.

В соответствии с матрицей Эйзенхауэра необходимо отнести каждое дело к одному из четырех критериев:

Матрица Эйзенхауэра

К каждому из четырех обозначенных критериев относится определенный перечень дел. Их мы разберем немного подробнее. В таблице 1.1. приведен перечень ключевых показателей, соответствующих одному из четырех критериев, по которым можно определить, попадает под них та или иная задача или нет.

Таблица 1.1. Показатели срочности и важности задач

Тип задач: «Срочно и важно»

В этот квадрант попадают дела, которые либо вышли из-под контроля, либо были не запланированы и возникли внезапно . Все, что соответствует приведенным критериям в обозначенном квадранте, предстоит решить самостоятельно и оперативно. Промедление в решении таких задач может привести к значительному ущербу и потерям. Если список дел, попавших в данный квадрант, не уменьшается, а наоборот, регулярно пополнятся, то можно сделать вывод, что присутствуют проблемы с планированием. Решением будет являться пересмотр своей деятельности и прохождение специализированного обучения методикам эффективного планирования.

Тип задач: «Важно, но не срочно»

Это основные задачи, которые должен решать менеджер любого уровня. Данные задачи относятся к задачам, ориентированным на будущее. Применяя правило 80/20 или принцип Парето , сформулировав его следующим образом: «20% дел – это ключевые дела, которые необходимо выполнить для получения 80% результата», вы начинаете эффективно, а самое главное, правильно использовать свое рабочее время . Более того, вы умеете расставлять приоритеты и в совершенстве владеете навыками самоорганизации.

Для достижения успеха необходимо приложить максимум усилий. Требуется определенное старание, направленное на выполнение дел, определенных как важные, но не срочные. На эти задачи должно уходить максимальное количество времени. Своевременное решение этих задач в дальнейшем предотвратит многие кризисные ситуации, а возникновение новых возможностей станет нормой. Остается добавить: «Так держать!».

Оставшиеся два квадранта являются обычными поглотителями времени. Я бы не стал тратить на их описание свое время, но все же, для понимания процесса работы с матрицей Эйзенхауэра, постараюсь кратко изложить их суть.

Тип задач: «Срочно, но не важно»

Если в данный квадрант начинает попадать все больше дел, то у вас проблемы, которые необходимо срочно решать, либо вы просто не умеете расставлять приоритеты. Вы делаете абсолютно все, кроме своей работы .

Помните лирическую комедию режиссера Эльдара Рязанова «Служебный роман»? Вы уже догадались, какого героя я решил привести в пример? Конечно, это – общественница Шура. Чтобы все вернулось на свое место, вам надо вспомнить свое предназначение. А для этого просто проиграйте следующий эпизод, меняя роли. Представьте себя с одной стороны Людмилой Прокофьевной, а с другой – той самой Шурой, и проговорите следующий диалог:

Л.П. : Шура, если память мне не изменяет, вы числитесь в бухгалтерии?

Ш. : По-моему, да.

Л.П. : Вы это хорошо помните?

Ш. : Да, по-моему.

Л.П. : Вот идите и займитесь своим делом.

А как мы уже определили, ваше дело – это решение важных, но не срочных задач.

Тип задач: «Неважно и не срочно»

Мне вас искренне жаль. Вы просто прожигаете жизнь и растрачиваете свою энергию на абсолютно ненужные дела. Если вы перегорели на работе и начинаете замечать, что стали чаще убивать время, то можно сказать, что ваша деятельность стала неэффективной.

Решение одно – срочно пройти специализированное обучение по личной эффективности , мотивации и методикам эффективного планирования.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 20 октября 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник фото: twitter.com, личные архивы автора

Действующие лица: Ведущая. Домовой. Клубовой. Гармонист.

Сценарий юмористической программы «Посиделки в клубе»

Звучит тягучий русский распев. На сцену выходит Клубовой .

Клубовой . Ох-хо-хо! Да, ох-хо-хо! Дело наше нелегко!

Фонограмма микшируется. Навстречу Клубовому под русскую плясовую выходит Домовой .

Домовой . Здорово, сосед! Чего все вздыхаешь?

Фонограмма заканчивается.

Клубовой и Домовой усаживаются на лавку, которая стоит сбоку сцены.


Клубовой . Да не дают мне, Клубовому, покою. Негде мне спокойно приклонить головушку.

Домовой . Так ты в таком звонком месте живешь, а все какого-то покоя ждешь!

Клубовой . Разве ж я для себя место выбирал? Так жизнь сложилась. Раньше-то я тоже Домовым был. Все как-то поспокойнее для меня.

Домовой . А что же переквалифицировался?

Клубовой . Сам знаешь, не моя воля. Не можем мы с насиженного места срываться. Дом снесли, клуб построили. Был, значит, Домовым, а стал Клубовым.

Домовой . Опять, стало быть, веселье в твоем жилище затевается?

Клубовой . Затевается.

Домовой . А я вот люблю на праздники к тебе приходить. Весело!

Клубовой . Веселье хорошо в меру, а у меня чуть ли не каждый день.

Домовой . А что за праздник сегодня ожидается?

Клубовой . Гармонисты понаедут со всех волостей, певцы да частушечники.

Сзади лавочки, на которой сидят Домовой и Клубовой , появляется Гармонист . Он начинает наигрывать.

Домовой . Эх, частушку я люблю! (Начинает петь.)

Сам бы пел да плясал,

Да уж стар я стал.

Лучше сиднем посижу,

На людей я погляжу.

Клубовой (подхватывает).

Старый дед сидит на лавке,

Сидит, все сморкается.

А народ глядит на это

Да все удивляется.

Гармонист , тихо наигрывая, покидает сцену.

Домовой . Это чего ты тут спел?

Клубовой . Что сумел, то и спел!

Домовой (запаляется). Да ты меня, что ли, обозвал?

Клубовой . А не назвал, значит, не тебя обозвал!

Домовой . Всегда ты, Клубовой , вывернешься!

Клубовой . Знаешь, Домовой , что я подумал?

Домовой . Ну, чего ты надумал?

Клубовой . Собираются они вот тут частушками народ забавлять, а ведь ничего они про частушку не знают.

Домовой . А ведь и вправду. Частушка-то на наших глазах частушкой становилась. Ведь мы с тобой давно на свете живем.

Клубовой . Это точно. Вот я и подумал, пускай гости поют, на инструментах играют. А мы...

Домовой . А мы?..

Клубовой . А мы между делом расскажем о частушке.

Домовой . А давай и расскажем!

Клубовой и Домовой остаются на сцене. Звучит русский наигрыш, на сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Добрый день, гости наши дорогие! Жители родные и граждане заезжие! Начинаем наш праздник, посвященный народному творчеству! Здесь и гармонист сердце радует, и частушка душу веселит. А открывает наш праздник представитель администрации.

Звучит приветственная речь.

Ведущая . Как сейчас мы коротаем вечерок? Сидя у телевизора. А раньше как? А раньше так: собирала гармонь парней да девчат на гуляночку. Летом за околицей, а зимой в доме у какой-нибудь молодой вдовушки. И начиналось веселье... Начинается веселье сейчас и у нас. Встречайте гостей...

Ведущая

Домовой . Это как же так? Праздник начали, а нас народу не представили?

Клубовой . Ты что, забыл? Мы же невидимые!

Домовой . А как же народу будем про частушку рассказывать, если мы невидимые?

Клубовой . Это мы для артистов невидимые, а

народ нас видит!

Домовой . Как такое может быть?

Клубовой . А на свете все может быть! Ты лучше

скажи, помнишь ли, когда частушку первый

раз услышал?

Домовой . Да не так уж и много времени прошло!

В середине XIX века.

Клубовой . В середине XIX? А сейчас-то какой

Домовой . А сейчас XXI уж идет!

Клубовой . Да, сравнительно недавно. И ведь назывались-то частушки все по-разному.

Домовой . А я вот помню, что по-разному.

Клубовой . А я больше названий помню!

Домовой . Нет, я!

Клубовой . А вот и я!

Домовой . А вот спорим на щелбан!

Клубовой . А спорим!

Домовой . Тот щелбан я тебе задам!

Клубовой . Это я тебе задам! Кто первым остановится, тот в проигрыше! По рукам?

Домовой (ударяет Клубового по рукам). По рукам!

Клубовой . Поехали-и-и!

Звучит задорный русский наигрыш.

На его фоне идет перекличка.

Клубовой . Матаня!

Домовой . Припевка!

Клубовой . Приговорка!

Домовой . Прибаутка!

Клубовой . Перевирка!

Домовой . Сбирушка!

Клубовой . Набирушка!

Домовой . Перебирушка!

Клубовой . Коротушка!

Домовой . Прибаска!

Клубовой . Тараторка!

Домовой . Пригудка!

Клубовой . Бологовка!

Домовой . Ихохошка!

Клубовой . Скоморошина!

Фонограмма заканчивается.

Домовой (задумался). Да-а!

Клубовой (обрадовался). Ага! Задумался? Значит, проиграл!

Домовой . Ничего не проиграл!

Клубовой . А тогда говори!

Домовой . А вот и скажу!.. Сейчас скажу!.. Или не скажу...

Клубовой . Считаю до трех. Раз! Два! Три! Все!

Проиграл! Лоб сюда давай!

Домовой (нехотя подставляя лоб). Ну, давай свой

Клубовой дает щелбан Домовому.

Домовой . Ой-ой-ой! Как больно! (К Клубовому.) Не хочу с тобой праздник вести! Ты дерешься!

Клубовой . Я не дерусь! Я только справедливость восстанавливаю!

Домовой . Ой-ой-ой! (Трет лоб и убегает. Клубовой бежит за ним вслед.)

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок. Будь он городской житель или сельский. И наш праздник продолжает частушечница.

Ведущая уходит со сцены. Исполняются частушки.

После номера на сцене вновь появляются Клубовой и Домовой . Клубовой пытается помириться с Домовым.

Клубовой . Ну, Домовой , ну, не обижайся ты так сильно на меня! Ну, не виноват я, что у меня рука тяжелая!

Домовой (возмущен). Ах, он не виноват! Руку и попридержать можно было, чего ей волю-вольную давать?

Клубовой . Ну, хорошо! Дай мне тоже щелбан, но только помирись!

Домовой . Не буду я тебе никаких щелбанов давать! Потому что я Домовой , а не какой-нибудь там Воиновой!

Клубовой и Домовой садятся на лавочку.

Клубовой . Воиновой не Воиновой, а помнишь ли, частушки-то, пели, как в армию забирали?

Домовой . А забирали аж на пятнадцать-двадцать лет в царские времена. Почитай, вся твоя молодая жизнь проходила на военной каторге.

Клубовой . А иногда отец заменял женатого сына-призывника братом, очередь которого служить еще не наступила. И как он соколик-то сетовал на родителей своих!

Домовой . А как сетовал?

Клубовой . Да вот так...

На сцене появляется Гармонист , начинает играть.

Клубовой (поет). Милые родители,

Зачем меня обидели?

Большого брата сберегли,

Меня в солдаты повезли.

Домовой (подхватывает).

Увезли меня в солдаты,

Как невесту из ворот.

Я запел солдатску песенку,

Заплакал весь народ.

Гармонист прерывает мелодию.

Клубовой . А в частушках-то вся история стороны нашей!

Домовой . Так что мы с тобой по частушкам-то давно бы всю историю детям нашим в школах рассказали.

Клубовой . Да не всю! А только с середины XIX века.

Домовой . Вот, например, революция и гражданская война.

Гармонист подыгрывает.

Домовой (поет). Офицерик молодой,

Ручки беленьки,

Ты катись на Кавказ,

Пока целенький.

Клубовой (стремительно пускается в пляс, поет).

Ах, яблочко, сбоку зелено!

Нам не надо царя, надо Ленина!

Клубовой пускается в неудержимый пляс.

Домовой еле успокаивает его.

Гармонист прерывает мелодию.

Домовой . Хватит натанцовывать! Надо сцену освобождать! Чтобы на сцене могли артисты наши выступать!

Клубовой (к Гармонисту). Ну, сыграй еще чуть-чуть «Яблочко»!

Гармонист начинает играть «Яблочко». Клубовой и Домовой , пританцовывая, покидают сцену. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . «Какая ж песня без баяна...» И хоть современные песни обходятся без баяна, и не собирает веселая гармонь парней и девчат на гулянье, ни одна свадьба, ни один юбилей не обходятся без гармониста. А уж хороший гармонист сейчас и вовсе на вес золота. Итак, встречайте гармониста!

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. После номера на сцене появляются Клубовой и Домовой .

Домовой (к Клубовому). Ну, что, натанцевался?

Клубовой . Мне волю дай – я век буду плясать!

Домовой . То кряхтишь, дескать, праздники надоели! То пляшешь – не остановишь!

Клубовой . А как ты хотел? С кем поведешься, от того и наберешься!

Домовой . А я вот хочу вопрос тебе задать!

Клубовой . А коли хочешь, задавай да не томи!

Домовой . Вот какая главная тема в частушках?

Клубовой . Да, вроде все темы главные, жизненные.

Домовой . А вот и нет! Среди всех главных тем есть одна наиглавнейшая, без которой и не обойтись вовсе.

Клубовой . Ах, ты об этом, значит!

Домовой . Ты мне тут не крути! Не об этом, не об том! А называй самую важную тему!

Клубовой . Сам называй!

Домовой . Я-то назову, потому что знаю! А главная тема – любовная!

Клубовой . Эка! Для меня эта тема неглавная!

Домовой . Для всех главная!

Клубовой . А для тебя она тоже неглавная!

Домовой . А тебе почем знать, главная или неглавная?

Клубовой . А потом! Бобыли мы с тобой! Бо-бы-ли!

Домовой (вздыхает). Что за судьба такая – злодейка! Живем долго, а все без любви!

Клубовой . Только и остается, что друг с другом перекликаться!

На сцене появляется Гармонист ,

начинает играть.

Клубовой (поет). Рожь высокая, густая,

Поскорее колосись!
Я люблю тебя, сударушка,
И ты не заносись.

Домовой (повязывает платочек на голову, поет).

Не ходи, мил, нараспашку,
Не заманивай меня,
Не кажи белу рубашку –
Я и так люблю тебя.

Гармонист и Клубовой с Домовым уходят со сцены, Клубовой и Домовой изображают влюбленную пару. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Конечно, ни один праздник ни раньше, ни сейчас не обходился и не обходится без песен о любви. И я приглашаю на сцену вокальную группу.

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности.

На сцене вновь Ведущая .

Ведущая . Для вас, дорогие наши зрители, поет...

Сценарий юмористической программы «Посиделки в клубе». Часть 2

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой . А под «елецкого» пляши! Пляши, пляши, наяривай!

Домовой . А под «страдания» страдай! Страдай, страдай, наплакивай!

Клубовой . А вот что, Домовой , а давай-ка лучше «Семеновну» жахнем!

Домовой . А давай и жахнем!

На сцене появляется Гармонист ,

начинает играть «Семеновну».

Домовой (поет).

Эх, гора, гора, гора гористая,

А на той горе трава волнистая!

Клубовой (поет).

Трава волнистая на землю клонится,

А расхороший мой с другой знакомится.

Домовой (поет).

Ты не стой на льду, не насвистывай!

Потерял любовь, не разыскивай!

Клубовой (поет).

Я стоял на льду и стоять буду,
Потерял любовь и искать буду!

Гармонист прерывает мелодию.

Домовой . Клубовой , а знаешь, сейчас ведь ведущая объявит супругов Стуловых, которые исполнят «Семеновну».

Клубовой . А чего нам ведущая, мы и сами объявим! Итак, встречайте супругов Стуловых!

Домовой . «Семеновна!»

Гармонист , Домовой и Клубовой покидают сцену. Исполняются частушки. На сцену выходит Ведущая .

Ведущая . Ничего не понимаю! По-моему, на нашем празднике происходят какие-то неожиданные вещи. Вот ведь никто не объявлял предыдущий номер. Но номер прекрасно прошел и без объявления. Или кто-то объявил? Или народное творчество обрело такую силу, что и объявления не требует?.. Я увлеклась, увела вас, наши дорогие гости, в сторону от праздника. А наш праздник продолжается. И продолжает его детская фольклорная группа...

Ведущая уходит со сцены. Номер художественной самодеятельности. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой . А здорово мы номер объявили!

Домовой . Да, напроказничали!

Клубовой . Не напроказничали, а проявили инициативу!

Домовой . Человека запутали!

Клубовой . А тебе вроде совестно стало, твоя идея!

Домовой . Моя идея, но мне она не нравится!

Клубовой . А ты знаешь, кто следующим-то номером идет?

Домовой (заинтересованно). Кто?

Клубовой . Да гармонистка наша знаменитая!

Домовой . Гармонистка?

На сцене появляется Гармонист , начинает играть.

Клубовой (поет). Поиграй, полубаян,

Играй, полубаяночка,
Играйте, серые глаза,
Веселая поглядочка.

Домовой (поет). Возьму гармонь-двухрядочку,

Пойду плясать вприсядочку,

Разбегутся курицы

Все с колхозной улицы.

Гармонист прерывает мелодию, уходит со сцены.

Клубовой . На сцене гармонистка из села...

Домовой . Ну, зачем ты опять объявил?

Клубовой . Смываемся! А номер объявлен!

Клубовой и Домовой покидают сцену. Выступает гармонист. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Кто ведет концерт? Совсем ничего не понимаю! Но следующий номер объявляю...

Ведущая уходит со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Застучали каблучки,

Засверкали юбки,

Камешковские плясуньи

Пляшут без запинки.

На сцене хореографический ансамбль...

Ведущая уходит со сцены. Исполняется танец. На сцене появляются Клубовой с гармонью в руках, за ним следом идет Домовой .

Домовой (к Клубовому). Где гармошку взял?

Клубовой . Одолжил на время!

Домовой . Да не одолжил ты, а стащил ее! Только вот думаю, у кого?

Клубовой . Я же сказал, одолжил!

Домовой . А что-то гармониста нашего не слышно да и не видно. Наверно, гармонь свою ищет.

Клубовой (не особо прислушиваясь к словам Домового). Наверно!

Домовой . Вот и проговорился!

Клубовой . Чегой-то проговорился?

Домовой . Взял, значит, гармонь у нашего гармониста. Э-э-э! Не стыдно? А он вон следующим нашим участницам подыгрывать должен! А ты гармонь взял! Покрасоваться захотел?

Клубовой . Да, верну, верну я гармонь! Объявляй следующий номер!

Домовой . Объявляю! Встречайте наших частушечниц!

Клубовой и Домовой уходят со сцены.

Исполняются частушки.

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая (выходит на сцену). Придется подкараулить мне тайных соведущих праздника. Спрячусь вот здесь...

Ведущая прячется за первую кулису. На сцене появляются Клубовой и Домовой .

Клубовой (к Домовому). Будем следующий номер объявлять?

Домовой . А тебе удалось подсмотреть в сценарии, кого следующего звать?

Клубовой . Мне не удалось!

На сцене появляется Ведущая .

Ведущая . Так вот кто тут артистов объявляет

без Ведущей!

Клубовой и Домовой (испуганно жмутся друг к другу). Ой! Ой-ой-ой!

Клубовой (опомнился, к Ведущей). А вы разве нас видите?

Ведущая . Вижу и очень даже хорошо. Я-то думала, детишки балуются. А у меня старички веселятся.

Домовой (немного обидевшись). Ну, мы еще ребята крепкие, а не старички.

Ведущая . Не знаю уж, крепкие вы или нет, но то, что хулиганистые – это точно! Весь праздник чуть не испортили.

Домовой . Да мы сначала хотели быть невидимыми, посидеть тихонечко, понаблюдать все со стороны.

Клубовой . А потом ненароком как-то увлеклись, всю осторожность потеряли.

Ведущая . Нехорошо!

Клубовой . А ведь мы самое прямое отношение к вашему празднику имеем.

Ведущая . Это как же так?

Клубовой . Так ведь у вас праздник народного творчества – а мы и есть самые народные.

Домовой . Без нас редко какая сказка с присказкой сказываются.

Ведущая . Ну, тогда скажите же нам, кто вы такие?

Домовой . Я – Домовой .

Клубовой . А я – Клубовой .

Ведущая . Домового знаю, а вот про Клубового первый раз слышу.

Клубовой . А я из свежего народного творчества.

Ведущая . Ну, а раз из свежего, значит, и сил у тебя побольше нашего будет. Объявляй следующий номер!

Клубовой . На сцене гармонистка и частушечница...

Все уходят со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Ведущая .

Ведущая . Не бывает праздник без песни звонкой. Вот и наш праздник продолжает...

Ведущая уходит. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Домовой и Клубовой .

Домовой . И снова на сцене мы зажигаем!

Клубовой . Новые номера вам представляем!

Домовой . Новых любителей народного творчества на сцену приглашаем!

Клубовой . И без всякого сомнения и страха свой номер объявляем!

Клубовой и Домовой уходят со сцены. Исполняется номер художественной самодеятельности. На сцене Ведущая , Клубовой и Домовой .

Ведущая . А праздник наш завершается.

Домовой . Как завершается? Так быстро? Мы даже не успели насладиться ролью ведущих!

Ведущая . Ничего, зато успели и пошуметь, и народ позабавить.

Домовой . Так сказать, внесли изюминку в праздник.

Ведущая . А праздник завершается. И я приглашаю на сцену всех участников представления!

Звучит песня о России. На сцену выходят все участники представления.

Ведущая . Спасибо всем участникам праздника. И пусть в память об этой встрече вам останутся эти подарки и громкие аплодисменты зрителей.

Домовой (подлизываясь). А нам подарки-то будут?

Клубовой . Так хочется.

Ведущая . Конечно, и вам подарки будут.

Звучат русские народные наигрыши. Участники детского фольклорного коллектива разносят подарки.

Ведущая . До свидания!

Домовой . До новых встреч!

Клубовой . Всего вам доброго!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сценарий мероприятия

«Прелесть русского фольклора»

Составила: Шульгина Л. А.

педагог дополнительного образования

Когалым, 2017г .

(сл №1 )

У каждого народа есть свой, особо любимый музыкальный инструмент. В России одним из таких инструментов по праву считается баян. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами из жизни русского народа от прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что этот музыкальный инструмент гордо носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси – Баяна.

Вы, конечно, поняли, что предметом нашей сегодняшней встречи будет русский народный инструмент – баян.

Скажите, вам известно какой музыкальный инструмент является прародителем баяна? Правильно, гармонь (сл №2 ).

Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях.

( сл №3 )

Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название "гармоники русского строя".

( сл №4 )

В первой половине 70-х годов XIX столетия в Бологое русскими мастерами были впервые сконструированы двухрядные гармоники. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у «бологойской» гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Но музыкантам-гармошечникам необходим был инструмент с полным хроматическим звукорядом.

( сл №5 )

Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда , расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.

( сл №6 )

При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник. Первый в мире оркестр хроматических гармоник был создан под управлением Н.И.Белобородова.

Выступление уч-ся объединения «Истоки» Крыловой Д.

Как известно, время не стоит на месте, и по эскизам Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер Л.А.Чулков изготовил первый инструмент с полным хроматическим строем . Это изобретение стало важнейшим шагом на пути возникновения нового музыкального инструмента – баяна.

( сл №7 )

Но известный исполнитель, конструктор гармоник Яков Фёдорович Орланский (псевдоним Орланский-Титаренко) (1877-1941), хотел играть не на гармошке, а на чём-то лучше её и поиски привели его к талантливому русскому мастеру-конструктору Петру Стерлигову. Виртуоз заказал у этого мастера инструмент своей мечты. Стерлигов выполнил заказ. Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян.

Вальс «Грёзы» А.Андреев исполняет дуэт баянистов

В начале XX века, особенно после революции, баян стал выпускаться в серийном производстве на специальных фабриках и приобрел массовое распространение. Гармоники постепенно уходили в прошлое, а баян можно было увидеть повсеместно: на свадьбах, танцевальных и концертных площадках, в клубах и на прочих народных гуляньях. Сравнительно легкий и удобный для переноса, он был подобен маленькому оркестру, совмещавшему возможности разных инструментов.

Выступление ансамбля баянистов

Русские народные песни: «Котик», «Маки-маковочки», «Там за речкой»

Постепенное совершенствование баяна в России привело к созданию основных его разновидностей: с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). Возможности современного баяна таковы, что на нём можно исполнять музыку разных направлений: от классики до современных эстрадных и роковых композиций. В подтверждение своих слов хочу предложить вам несколько видео записей.

Но прежде, в исполнении Шендря О. прозвучит

эстрадная миниатюра «Фокстрот в квинте»

Видео запись гр. «Эспозито», «Изумруд»

Русский народный инструмент - баян, прежде всего, ассоциируется с народной музыкой, которая является источником всех существующих в наше время направлений.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

Русская народная музыка очень тесно связана с русским фольклором, который возник ещё во времена отсутствия письменности. Фольклор – это вид устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались сказки да легенды. Труд вызвал к жизни первые песни – они облегчали работу, подчиняя её определённому ритму. Народные песни богаты своей разножанровостью.

( сл №8 )

Переставив слоги в горизонтальных рядах этой таблицы, мы получим названия основных жанров русских народных песен.

Сейчас в исполнении учащихся нашего объединения прозвучат русские народные песни, а вы внимательно слушайте и определяйте, к какому жанру они относятся.

Выступление учащихся 2 г.о.

Палиевец Н. «Уж, как по мосту, мосточку»

Кудаков Н. «Во саду ли, в огороде»

«Полянка»

«Позарастали стежки дорожки»

«Во поле берёза стояла» дуэт

Говорят, у каждого народа есть своя путеводная звезда-хранительница. Должно быть, у всякого человека есть и своя песня или песни, слова и напевы которых неисповедимыми путями проникают в сердце, согревают его, озаряют тихим светом добра и надежды. Эти песни на всю жизнь становятся любимыми, заветными. Вряд ли кто станет спорить о том, что в жизни наших предков песня занимала куда более важное место, чем сегодня. Не голос с экрана телевизора, а живой материнский голос убаюкивал младенца в колыбели. А в долгие осенние и зимние вечера собирались в просторной избе девушки на посиделки, где уж никак не обойтись без песни.

Выступление солиста ансамбля «Росинка»

«Мой костёр» исполняет Гайнанов Д.

Ранее уже было сказано, что фольклор – это вид устного народного творчества, скажите, а какие жанры фольклора вам известны?

( былины, сказы, прибаутки, игры, гадания, причитания, легенды, песни, обряды, героические эпические произведения, мифы, пословицы, поговорки, колыбельные песни, сказки )

Всем нам с детства знакомы русские народные сказки, а насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим.

Для вас приготовлены шуточные вопросы, попробуйте на них ответить:

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая являлась сельскохозяйственным продуктом (репка).

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря современным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (теремок)

    Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая на ступе? (нечистая сила)

    К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? (курочка Ряба)

    В какой русской народной сказке от брошенной шапки вся изба закачалась? («Иван – крестьянский сын»)

    Откуда родом Илья Муромец? Чей он сын? (Из села Карачарова, крестьянский сын).

    Что за конь: «…одна шерстинка серебряная, другая – золотая, бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздри пламя пышет?» (Сивка-Бурка)

    Кто сидел на 3-х дубах, на 9-ти суках? (Соловей-разбойник)

10) Кто стал сад посещать, золотые яблоки воровать? (Жар-птица в сказке «Иван-царевич и серый волк»).

11) Кого из собирателей русских народных сказок вы знаете?

(А. Н. Асафьев, В. Даль).

Владимир Иванович Даль – глубочайший знаток и ценитель русского языка, кроме сказок, собравший и издавший целых два тома русских пословиц и поговорок.

А теперь я предлагаю проверить, как вы знаете пословицы: ваша задача - закончить пословицу:

Семь раз отмерь, (один отрежь).

Ученье свет, (а неученье - тьма).

Век живи – (век учись).

Повторенье – мать (ученья).

Написанное пером, не вырубить и (топором).

Терпенье и труд всё (перетрут).

Под лежачий камень (вода не течёт).

Молодцы, а теперь – другая игра. Я вам прочту пословицу, которая в то же время будет и загадкой: вам нужно догадаться, о какой черте характера человека в ней идёт речь.

Язык без костей – что хочет, то и лопочет. (Болтовня)

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень)

Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие)

Моё горе - стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм)

Ещё один хорошо известный и любимый жанр народного творчества – это частушки. Попробуй-ка усидеть на месте под лихие переборы гармошки, под многоцветную россыпь озорных частушек!

Славься русская гармошка,

Веселись и пой душа!

На Руси все люди знают

Как частушка хороша!

Разновидностью частушек являются припевки, которые прозвучат сейчас в исполнении учащейся объединения Клёван Юлии «Сибирские припевки»

Подобно вольной птице, песня не признаёт никаких государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. По всему земному шару гуляют наша «Калинка» и наша «Катюша».

М.Блантер «Катюша» исполняет Клёван Юлия

А на русской земле прижились гостьи-певуньи: грузинская «Сулико», итальянская «Санта Лючия», татарск

Палиевец Н. Бел.нар.песня «Савка и Гришка»

Польская нар.песня «Весёлый сапожник»

Кудаков Н. Украинская нар.песня «Бандура»

Шендря О. Украинская нар.песня «Ой, лопнув обруч»

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, не часто можно услышать звучание гармони и баяна не только на эстраде, но и в быту. Многочисленные телепередачи и музыкальные шоу, в основе которых музыка легкого жанра, занимают достаточно много эфирного времени, чего нельзя сказать о народной музыке. Однако, благодаря развитию интернета, который сейчас есть даже в дальних уголках страны, многие узнали, что-гармонь-то ещё жива! На различных Интернет-ресурсах появилось большое количество любительских съёмок исполнителей на гармони и баяне. И все же слушатели в большинстве случаев отдают свои предпочтения жанрам популярной эстрадной музыки, поэтому нужно активно пропагандировать народную музыку и русский народный инструмент – баян. Эту задачу, в меру своих возможностей, стараются решать учащиеся нашего объединения, принимая участие в концертно-исполнительской деятельности.

Мы надеемся, что интерес к народному творчеству будет расти: ребята, желающие заняться музыкой, всё чаще будут смотреть именно в сторону гармони и баяна, а слушатели перестанут относиться к этим инструментам снисходительно.

«Русская плясовая» исполняет дуэт баянистов

Сценарий концерта.

Задний план сцены может быть оформлен панно (рис.10а). На рис.106 приведен вариант оформления афиши или пригласительного билета.

Ведущий . Итак, в номинации «Любовь к жизни во всех ее проявлениях» побе-дительницами сегодня стали...

Ведущая. Все, что накипело в сердцах их питомцев за эти годы, они могут выразить только под музыку!

Ведущий. Музыка группы «Сплин», а сердца все равно наши. На сцене - выпускные классы!

Выпускники поют на мотив песни «Мое сердце».

Мы учились все вместе до этого лета,

Мы болтались по свету, земле и воде.

А на экзамене как-то мы взяли билеты,

Но одна только тема была там везде.

И мое сердце остановилось,

Мое сердце замерло.

Мое сердце остановилось,

Мое сердце замерло.

И ровно тысячу лет ты была нашей классной,

Расставаться нам трудно будет наверняка.

Но сегодня мы вместе.

И это прекрасно!

Мы почти что как братья по ДНК.

Жаль, что сегодня аста ла виста!

Нам прощаться тяжело.

Наше сердце остановилось,

Наше сердце замерло!

Предоставляют слово классным руководителям.

Ведущий. В этот торжественный, празд-ничный и немного грустный вечер мы не хотим пропустить ни одного из наших педагогов. Хочется каждому сказать хоть несколько теплых слов. Ведущая. Но никакими словами не передать нашей благодарности вам, нашей признательности и любви! Ведущий. Особо мы хотим побла-годарить завучей нашей школы (перечисляет имена) и директора... Пусть этот вечер запомнится вам, как он запомнится выпускникам образца 2004 года. Знайте - вы стали победителями в самой главной нашей номинации.

Ведущая. Она называется «Вера в лучшее». Потому что мы знаем - вы в нас верите! И правильно делаете! Мы еще вернемся в эту школу!

Выпускники поют на мотив песни «Этот город» (группа «Браво»).

Эта школа лучшая, конечно, на Земле, Она словно нарисована мелками

на стене.

Нарисованы и парты, и цветы, Разноцветные веснушки, белые банты...

Эта школа, просыпаясь, смотрит в облака.

Где-то там совсем недавно пряталась луна.

А теперь взрывают птицы крыльями восход,

И сегодня подошел к финалу старый школьный год.

Припев. Я не знаю, где еще на этом свете

Есть такая же весна.

Я, пожалуй, отпущу попутный ветер

И останусь навсегда (с тобою).

Эта школа не похожа ни на что вокруг:

Улыбается учитель и звонки зовут.

Помогла она поверить в чудеса.

Пусть над нею вечно будут ясны небеса.

Молодые педагоги, ясные глаза,

Расставаясь, мы еще, конечно, вам хотим сказать,

В эту школу, нарисованную мелом на стене,

Мы вернемся! Приведем детей однажды в сентябре.

Припев. Мы не знаем, где еще на этом свете

Есть такая же весна.

И всегда чудесный добрый школьный ветер Нам покажет путь сюда.

Звучат русские народные песни.

Перед началом концерта раздаются позывные песни Г. Заволокина «Я - деревня», музыка микшируется, за сценой звучат слова:

Нам негоже, тысячане,

Про обычай забывать.

И частушку под гармошку

Надо нынче вспоминать.

«Барыню», «Подгорную»,

«Семеновну» задорную,

Чтоб зажгли в душе огонь

Балалайка да гармонь!

На сцене появляется ведущий в русском народном костюме.

Добрый день, дорогие хуторяне! Как вы думаете, что может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть бытовые и политические разногласия? Объединить нас может только народное творчество. Поэтому сегодня мы и проводим праздник самого народного инструмента - русской гармони - и самой народной песни - частушки. Давайте вернемся на полвека назад. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье.

Музыкальный номер.

Гармонь - неказистая штука, Меха да ремень поясной, Но мир удивительных звуков Таится под планкой резной. А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородое в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая и явилась прообразом последующих более усовершенствованных инструментов, в част-ности, современного баяна. И зачастили к мастеру иноземные гости: «Продай секрет изготовления инструмента». На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла с тех пор гармонь гулять по российским просторам! И до сих пор радует и удивляет нас красотой и душев-ностью звучания. Я приглашаю на сцену гармониста...

Ведущий задает гармонисту несколько вопросов о том, когда он взял в первый раз гармонь в руки, чем нравится ему гармошка, были ли случаи в жизни, когда гармонь выручала в трудную минуту и т.д. Затем гармонист исполняет любимое произведение.

А знаете ли вы, что во второй половине XIX века гармонь потеснила из повсед-невного быта все другие инструменты, ибо наилучшим образом подходила к сопровождению городской песни и частушки. Недаром же частушку назы-вают родной сестрой гармошки. И на сцену приглашается исполнительница частушек...

После музыкального номера ведущий беседует с исполнителем, задавая ему вопросы о причине увлечения этим жанром и др.

Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весе-лые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта - их сочинил народ. И сегодня, дорогие зрители, мы предлагаем вам стать участниками народного творческого конкурса на сочинение самой интересной частушки. Вы видите на стене плакаты с рифмами, в зале на столах есть бумага и ручки. Пожалуйста, сочиняйте, записывайте и не забывайте подписать, потому что лучших авторов ждут призы.

Музыкальный номер.

Вы знаете, в чем преимущество гармо-нистов? Есть про это анекдот. Сидит мужик в доме, наяривает на гармошке. Заходит к нему сосед и давай стыдить: «Как тебе не совестно. Сидишь в тепле, у печки, а баба твоя на морозе дрова колет!» «Она же на гармошке играть не умеет», - отвечает гармонист. И мы приглашаем на сцену еще одного гармониста...

Вопросы ведущего могут быть такими: кто научил играть на гармошке, сколько вы поменяли гармошек за свою жизнь, были ли в жизни интересные случаи, связанные с гармошкой? Гармонист исполняет музыкальный номер.

Отгадайте русский народный инструмент из десяти букв. Правильно, балалайка. И на сцене мы ждем балалаечника...

Ведущий задает несколько вопросов исполнителю, объявляет произведение.

Петь на Руси умели всегда. Само-забвенно, голосисто, с припевками да прибаутками. Пели в одиночку, хором, в радости и в горе. А не было голоса - пели сердцем, припевали, выгова-ривали. Я приглашаю на сцену во-кальную группу...

Музыкальный номер.

Многие из вас помнят, что раньше без гармониста не обходилось ни одно событие в деревне. Свадьба - его зовут, рождение ребенка - ему первую чарку наливают. Перед хорошим гармонистом даже старики снимали шапку, с гулянки он обычно провожал первую красавицу. А сколько из-за гармониста слез у девчат пролилось... Я приглашаю на сцену гармониста...

Ведущий задает гармонисту несколько вопросов и объявляет его номер.

Эти кнопки, эти планки, Эти радуги-меха Для веселья, для гулянки, А совсем не для греха! Забирают сердце крепко! Расступитесь! Шире круг! И частушка, и припевка Зал любой поднимут вдруг! Частушки поют...

Музыкальный номер.

Перефразируя слова песни, хочется сказать:

Какая песня без баяна? Какая зорька без росы, Какой концерт без танцев на Руси! Танцует коллектив народного танца... Напоминаем, конкурс на сочинение самой интересной частушки продол-жается. В давние времена говорили: «Гармонь в одном селе играет, в другом слышно». Одна гармонь играет-хорошо, а две - еще громче и звонче. На сцене дуэт гармонистов...

Музыкальный номер.

Гармонь - чудо России такое же, как неугасимый свет ее берез, как чистое дыхание русской метели, как волны золотого ржаного поля, как родные, до щемящей боли, звуки ее заветных песен. Для вас звучит песня на стихи С. Есенина «Сыпь, тальянка».

Звучит песня Булата Окуджавы «Про дураков», открывается занавес, на сцену выходит ведущий.

Доброе утро, страна! В смысле - добрый вечер, город! Здравствуйте все, кто снова пришел в наш зал на выборы! Да-да, сегодня - и это правда! - мы с вами вновь будем выбирать состав Правительства Смеха и президента Клуба Дураков. И сейчас, не откладывая

Музыкальный номер.

Дорогие друзья, время для сочинения частушек подошло к концу, а, пока подводят итоги, мы проведем конкурс на самую смешную частушку среди зрителей.

Ведущая спускается в зал с микрофоном

и дает возможность исполнить

частушки зрителям.

А теперь итоги нашего конкурса. Я приглашаю на сцену всех участников нашего праздника. Спасибо вам за участие в нашей программе! И пусть на память вам останутся эти фотографии, памятные подарки и громкие аплодис-менты наших благодарных зрителей!

В заключение все участники программы вместе со зрителями могут исполнить песню.

Рябинкины именины

Праздник проводится в сентябре - октябре на открытом воздухе, возле дома, где растет рябина или в рябиновой роще, парке. Устраивается выставка "Дары природы", выставка цветов, продажа сушеной рябины и чая. Участников можно разместить за столиками, накрытыми пирогами, вареньем из рябины. Особым украшением праздника должна послужить рябина. Главным призом праздника могут быть рябиновые бусы и венок из рябины

Ведущая : Говорят, не горит земля, не исчезает в несчастьях своих, а возрождается всякий раз от того, что защищена деревом огнестойким. Не горит в огне оно, не гниет в болоте. И огонь, и гниль к жилью человеческому не пускает. А по осени само полыхает огнями ягод своих. Зовут то дерево оберег рябина. Вот почему это дерево сажали у себя возле дома. Равнялись по этому дереву и земледельцы. Только сойдет с земли первый снег, как появится на рябине лист - пахоту кончать пора. В это время встречают первые Рябинкины именины да смотрят как резной лист ее на сером небе рисуется. Люди песни поют, угощаются за общим столом, радуются, что первая весенняя забота справлена - вспахана земля.

Отыграли, отгуляли, отдохнули и за работу. Земля, словно живая, дышит, ждет семя. Нельзя в холодную, неживую землю семя класть, но нельзя и в перестоялую, переждавшую да несхожую. Начинают посевную после первых Рябинкиных именин. Но только цвет на рябинке появится - конец посевной. Надо суметь в срок управиться, а срок придет ровно по рябиновому цветку. Издавна примечали люди: зацветет черемуха - пойдут Черемухины холода, а зацветет рябина - наступит Рябинкино тепло. И земля убрана, посеяно все, и тепло на улице началось - в доме не усидишь. А и не сидит никто, ведь срок пришел вторым Рябинкиным именинам. Самый светлый праздник - на третьи Рябинкины именины, на новогодье, но не на 1 января, как Петр 1 повелел, а на новогодье древнее русское, на 1 сентября. Новый год и бабье лето одновременно. На этот праздник не надо дерево рубить - грех портить его ради мимолетной забавы. (Коллектив художественной самодеятельности исполняет песню "Ой, рябина, кудрявая".)

Ведущая: Рябина росла под окнами каждого дома. Рубят дом и сажают под окном рябину на все будущие года, пока жив дом, стоит под окном рябина и сторожит его. Издавна известно было, что беда в дом входит через окно и дверь. В новогодье со своего дерева рябину брали и на зиму между оконными рамами клали, и лютый мороз не выс/удит избу, и недобрых глаз на домочадцев порчи не наведет. Чтоб в доме здоровье; достаток и радость жили.

Если набрать в кувшин воды и рябину в воду положить, постоит вода и станет чище прежнего. А из озера вода, на рябиновой ягоде настоянная, умывает лиц/белым - бело, чистым - чисто.

Заживляет такая вода все раны да болячки. Настой из ягод рябины можно пить вместо чая, проходят при этом все воспаления, уходят раздражение и усталость, отчего и лицо свежеет, хорошеет на глазах. Отваром ягодным волосы моют, чтобы волос у красавицы шелковый был, пышный, золотой отлив имел. Отвар и пьют, но им и просто рот полощут. Оттого зубы, словно рисованы - белые, ровные, крепкие. (Звучит музыка "Ой, рябина, кудрявая", девушки В русских костюмах обносят всех чарками с рябиновым морсом.)

Ведущая: Ягоду рябиновую собирают в срок, от третьих до четвертых Рябинкиных именин, от новогодья до Покрова. Никогда не добирают рябиновые ягоды с дерева до конца, оставляют птицам. А после Покрова - четвертые Рябинкины именины, сбор рябины прекращается. А для сбора есть надобность. Не знали раньше на Руси, что такое апельсин или лимон. Да и почто знать, когда в рябиновой ягоде, а особенно в листе витамина С больше, чем в лимоне. Подробнее о лечебных свойствах рябины расскажет работник аптеки....

Ведущая: И чай, и кисель, и квас из рябины можно сварить. Едят сушеную, пареную, моченую. Маринуют и делают вино, дубят кожи и красят ткани, мастерят музыкальные инструменты и оси для телег - все из рябины. И словно яркие, твердые ягоды, собираются в гроздья звуки малых звонких колокольчиков, вызванивающих по слогам рябиновую приговорку.

(Выходит фольклорный ансамбль и вместе со зрителями под звуки колокольчиков несколько раз читают приговорку:

Ря-би-на - ря-би-на.

Ря-би-на - ря-би-на.

Куд-ре-ва-тая.)

Ведущая: А еще с помощью рябины гадать можно. Собирают гадальную рябину, приносят ее домой, а когда высохнет гроздь, примечают: сколько почернело ягод, сколько опало. На святки на этих ягодах будущее загадывают, бросая их в воду.

(Выходит фольклорный коллектив и исполняет одну из песен о рябине.)

Ведущая: Много сложено о рябине песен русских народных.

(Проводится конкурс-аукцион "Кто больше назовет песен о рябине")

Ведущая: Жива песня, жив и сам рябиновый образ, живы любовь и уважение к рябиновому дереву. И уже снегом заметено рябиновое дерево, а за окнами лежат красные рябиновые гроздья, ждут новой весны.

(Праздник продолжается. Звучат песни, частушки. Проводятся игры, конкурсы, чаепитие с рябиной.)

Праздник русского валенка.

В фойе развернута выставка художественно оформленных валенок (конкурс проводится среди жителей населенного пункта и объявляется не менее чем за месяц до праздника). Гостей встречают девушки в русских костюмах и в валенках. Музыкальное оформление праздника - русские народные песни. Варианты оформления сцены представлены на рис.9,10 (стр.44), 11 (стр.45).

Ведущий 1. Сталевары, плотники,

Дачники, охотники,

Молодежь и старики,

И полярник, и геолог...

Ведущий 2. Если валенок вам дорог,

Если в доме, на работе

У вас валенок в почете,

Мы вас, как своих друзей,

Приглашаем поскорей

На праздник русского валенка.

Вместе. Валенки, валенки - красивые да ладненькие!

Исполняется танец под музыку песни "Валенки".

Ведущий 1. Валенки - исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, коты - сколько разнообразных ласковых названий дал русский народ вяленой обуви!

Ведущий 2. Слово "валенки" неотделимо от традиционного представления о России с ее русской зимой и снежными просторами. А первые изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае, относятся к IV веку.

Ведущий 1. Валенки - прекрасная обувь, удобная, гигиеничная. В валенках не страшны ни мороз, ни метель. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было: в них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

Проводится конкурс "Пляска в валенках". Желающие (5-6 человек) принять участие в конкурсе получают валенки большого размера и пляшут вприсядку.

Ведущий 2. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам невесты выбирали жениха, ведь жених в валенках - состоятельный человек.

Проводится конкурс "Бой валенками". Участвуют 2 молодых человека, которые

получают по валенку, поднимаются на табуретки и стараются сбить противника

валенком, чтобы он спустился на землю.

Ведущий 1. Известно, что катанки жаловал Петр I, который, помимо прочих достоинств, ценил в них лечебные свойства. Например, после обильных возлияний государь наутро требовал первым делом щей и надевал валенки: теплая обувь должна была обеспечить лучшую циркуляцию крови. Ведущий 2. А В. Ленин нашел для валенок новое применение. Во время ссылки в Шушенском он использовал валенки как тайник для провозки своих рукописей.

Ведущий 1. Очень любил эту обувь и великий русский поэт Сергей Есенин. По свидетельству современников, в сыром Петербурге Есенин ходил в валенках с галошами.

Проводится конкурс

"На ходулях в валенках". Участников (3-4 человека) обувают

в высокие валенки и предлагают пройти на

невысоких ходулях.

Ведущий 2. Валенки - единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, которые не способствуют оскудению природы: шерсть просто срезается с овец и перерабатывается. Натуральная шерсть не раздражает кожу ног, обладает положительной для человека энергией, а еще ее волокна обеспечивают естественную циркуляцию воздуха. Также учеными установлено, что при ходьбе между валенком и нашей кожей создается благоприятное биополе, образуются положительные заряды. Так что валенки не просто природная натуральная обувь, она еще и полезная, и, как теперь доказывают модельеры, - самая модная!

Под русскую музыку идет демонстрация моделей художественно оформленных валенок, подготовленная участниками конкурса.

Ведущий 1. Материал для изготовления теплой обуви был известен на Руси еще раньше - знаменитый русский историк Н.М. Карамзин упоминает войлок среди вещей, которыми пользовались во времена князя Святослава. Первая русская обувь из войлока имела хотя бы один шов. А валенки тем и хороши, что "катали" их целиком, на специальной колодке, доводя до нужного размера неоднократно распаривая и выбивая.

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение "прост как валенок" можно отнести лишь к их форме. Сначала нужно свалять шерсть, прилагая к этому немало усилий. Способ валяния остался таким же, как и в глубокой древности; кипяток, удушливые пары, необходимость "сбивать" шерсть в единую массу сначала на столе, потом на колодке нужного размера.

Ведущий 2. Простые валенки катали из овечьей шерсти естественных цветов -черной, серой, белой. Для валенок пофасонистей брали мягкую козью шерсть.

Производство валенок всегда носило кустарный характер, даже успехи цивилизации не могли избавить мастеров от обилия ручного труда. Какие-то валенки следовало натирать пемзой, чтобы убрать лишний волос и придать им большую плотность, а другие слегка ворсили, делая их пушистыми и мягкими на ощупь.

Ведущий 1. Валенки в виде твердого сапога получили широкое распространение с начала XIX века, а впервые их начали валять в Нижегородской губернии. На нашем празднике присутствует известный мастер по изготовлению валенок. Ему слово.

Мастер рассказывает об изготовлении валенок и показывает необходимые при

этом приспособления.

Ведущий 2. Люди валенки очень ценили и берегли. Хоть войлок мало намокает, но все же нуждается в защите от влаги, и поэтому валенки носили с галошами. Конечно, в XVIII и XIX веках галоши были кожаными, а с появлением нового материала, уже в XX столетии, стали резиновыми. В крестьянском быту для защиты довольно дорогих валенок пользовались лаптями. И все же из-за длительного ношения валенки иногда протирались, появлялись дырочки и их приходилось латать, а валенки подшивать, чтоб они дольше носились.

Ведущий 1 . Народ очень любил валенки и посвятил им песню, которая считалась визитной карточкой Лидии Андреевны Руслановой. Знаменитая песня "Валенки" обрела свою жизнь в годы войны. Рассказывают, что как-то во время фронтового концерта Лидия Русланова увидела у одного молоденького солдатика прохудившиеся валенки. Мгновенно вспомнила она саратовские частушки про валенки да тут же запела их, только на свой манер. Рождение песни приняли на "ура", и осталась она в репертуаре Лидии Руслановой на всю жизнь. Каждый помнит, как тепло вспоминала певица эти валенки "не подшиты, стареньки". Из-за них, замечала она с грустной усмешкой, парню не в чем к миленькой ходить. Однако девица из-за валенок не растерялась и "по морозу босиком к милому ходила". Тоненько выпевала эту "морозную фразу" Лидия Русланова, и мы будто воочию видим босоногую красну девицу, на цыпочках семенящую по снежной тропке.

Песню "Валенки" исполняют артисты художественной самодеятельности.

Ведущий 2. Каких только музеев нет в стране! В России существует два музея, посвященных русскому валенку. "Держи голову в холоде, а ноги в тепле" - гласит русская пословица. Теперь уже точно выяснилось, что сочинили ее в г.Мышкине Ярославской области, где открыт музей "Русский валенок", там же ежегодно проводится фестиваль с этим названием. В музее есть, например, валенки для дискотеки и валенки на свадьбу.




Top