Сценарий театрализованного занятия богатыри земли русской. Воспитательное мероприятие: "Былинные богатыри земли Русской"

Открытое мероприятие

Тема: «Былинные богатыри земли Русской»

Подготовила: Косинова В.А.

Воспитатель

Цели занятия:

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

    Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

    Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, сказитель, нараспев, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях.

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.
Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.
Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Скоро мы с вами будем поздравлять всех мальчиков, пап, дедушек, мужчин с праздником «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина? (Ответы детей).

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).

Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич). Расскажите о нём, какой он?

Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что одевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).

Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)

Разминка:

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси.

Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу. В руках у каждого ребенка веревочка с большим количеством навязанных на нее узелков.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

    Не родом богатырь славен, а подвигом.

    • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

      Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

      В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Посмотрите на картину. Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

Что надето на головы богатырей? (Шлем).

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Я предлагаю вам сейчас раскрасить трех богатырей.

Дети садятся за столы и раскрашивают в раскрасках богатырей.

Подведение итогов:

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка;

д/и «Пазлы»;

музыкальные инструменты;

теннисные мячи и цели.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова « Богатыри » ,«Витязь на распутье» ; И. Я. Билибина ; И. В. Симакова « Русский богатырь Святогор тянет суму переметную» ; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

Чтениерусских былин и сказок :«Как Илья Муромец богатырём стал » ,«Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,«Вольга Всеславьевич» ,«Микула Селянинович» ,«Алёша Попович и Тугарин Змеевич» ,«Святогор» ,«Никита Кожемяка» ,«Садко» и др.

Составление предложений по схеме.

Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » ,«Сколько слогов?» .

Изодеятельность« Богатыри » .

Под песню группы »Цветы» «Богатырская наша сила» участники входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая . Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, накануне великого Дня Победы мы поговорим о богатырях – защитниках нашей страны. А как называется наша страна?

Дети . Россия.

Ведущая. Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит, родная, как мама и папа. Вот она, посмотрите. (слайд)

Ведущая. Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.

Ребёнок. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ведущая. А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети . Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая. Правильно. Вот они, посмотрите. (слайд)

Ребёнок. Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Ведущая. Ну что ж пришла пора сразиться в турнире богатырей между двумя командами, а судить этот турнир будет компетентное жюри в составе…

Современные дети мало времени уделяют прогулкам, играм на свежем воздухе. Компенсировать этот недостаток помогают спортивные праздники, которые проводятся на свежем воздухе – в парке, на площадке или на школьном стадионе. Этот праздник можно проводить как летом, так и зимой. Организация не требует материальных затрат и зависит только от желания и умения организовать оздоровительную работу в школе.

Основным содержанием такого мероприятия являются подвижные игры, объединенные общим сюжетом.

Подготовка к проведению

Продумав сценарий праздника, его организаторы составляют Положение, инвентарь, наградной материал, принимают заявки, выбирают подходящую площадку и празднично украшают ее, подбирают специальные музыкальные заставки, танцевальные номера, назначают ведущих – скоморохов, богатырей, шутов.

Организаторы

Эту функцию выполняют учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, родительский комитет.

Участники

В празднике участвуют ученики разных классов, их классные руководители и родители.

Праздник можно провести между учащимися одной параллели или разных возрастных групп: младшие, средние и старшие классы. Команды могут быть и разновозрастными.

Участники команд должны иметь спортивную одежду для занятий на свежем воздухе с отличительными деталями: например, шарфики одного цвета, повязки, жилетки и т.д.

Сроки и условия проведения

Праздник проводится на спортивной площадке зимой.

Продолжительность

Время проведения праздника – 1 ч 30 мин. Продолжительность праздника для детей разных возрастов можно менять за счет количества состязаний, игр.

Определение победителей

Команды-победительницы определяются по наибольшему количеству набранных очков в эстафетах, играх. Отдельно награждаются победители в индивидуальном зачете.

Сценарий

Выходит ведущий в костюме богатыря.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и уважаемые друзья-болельщики! Мы очень рады видеть вас на празднике состязаний и игр наших предков. Мы вместе совершим путешествие в прошлое к нашим дедушкам и бабушкам, узнаем, какие игры и соревнования увлекали наших предков. Самое интересное – наши команды будут соревноваться с помощью необычного инвентаря, вы познакомитесь с чудесами. Оценивать ваши успехи будет жюри: Забава Путятична, Иван – царский сын и Илья Муромец. А теперь под звуки марша приветствуем команды богатырей.

Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Среди учителей школы доктора и кандидаты наук, школа показывает высокие результаты в городских, республиканских и международных олимпиадах, выпускники школы поступают в лучшие университеты мира. Школа набирает группы развивающего обучения. Ознакомиться с информацией о школе, стоимости обучения и расположении Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: www.нашашкола57.рф .

Команды совершают почетный круг по площадке.

Ведущий. А сейчас слово предоставляется председателю жюри Илье Муромцу.

Зачитываются правила состязаний, эстафет, игр.

Ведущий. А теперь, юные богатыри, готовы ли вы размять свои ноженьки резвые, руки сильные, тело крепкое перед состязаниями богатырскими? Богатырь Добрыня Никитич, покажи разминку нашу, а вы, детинушки, за ним повторяйте, не отставайте!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

Все участники повторяют упражнения за Добрыней.

Скоморохи

Мальчишки, девчонки и наши богатыри,
На наше поле бранное скорей спешите вы!
Здесь будут состязания представлены всем нам,
Кто будет победителем, потом расскажем вам.

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня. Алешенька, хочу узнать: как ты силушку свою испытывал, ножки быстрые, руку крепкую да глазки острые?

Алеша. Да людям добрым помогал, водицу в бочках носил, снопы разом собирал, булаву кидал да в поле плуг таскал.

Добрыня. Ой да силу земля-матушка дала, а мы приумножали на радость людям земли нашей! А давай, друг мой Алешенька, испытаем наших богатырей сегодня. Я думаю, не перевелись богатыри на земле нашей, а?

Алеша. Нет, не обеднела земля русская богатырями! А ну, выходите состязаться, покажите скорость ног сильных, богатырских!

Бег с ведрами

В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой команды.

На стартовой линии стоят пустые ведра. Задача участников – добежать до места разворота (30 м), набрать полное ведро снега и вернуться к стартовой линии. За первое место команда получает 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье место – 1 балл.

Добрыня. Алеша, ножки быстры, а ручки сильны? Проверим?

Алеша. Это же просто!

Тачка в валенках

В конкурсе принимают участие по два человека от каждой команды. По сигналу ведущего первые номера принимают положение упор лежа, на руки надевают валенки, а вторые номера держат их за ноги. В таком положении пары начинают движение, преодолевая расстояние 8 м до разворота. На этом месте партнеры меняются ролями и возвращаются к стартовой линии.

Добрыня. Хочу, Алеша, я узреть, как наши дети смогут быть быстрыми в больших сапогах от больших богатырей. Сапоги-скороходы не просты – убегать с ног они хитры! А ну, выходи, кто не потеряет сапоги!

Сапоги-скороходы

В конкурсе может принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по забегам (по два человека). Для конкурса понадобятся две пары сапог большого размера. Игроки выстраиваются на линии старта, каждый надевает сапоги на ноги. Задача участников – добежать до финиша быстрее всех и не потерять сапоги-скороходы.

Победитель забега приносит своей команде один балл.

Добрыня. Ох вы, детушки, ох вы, милые, да задам я вам задание и увижу вашу силушку, как и мы ранее, в годы юные, друг у друга силу мерили.

Борьба на кушаках

В конкурсе могут принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по парам. Каждому повязывается пояс-кушак. Борцы встают лицом друг к другу, и каждый, захватив противника за пояс, старается поднять его так, чтобы ноги оторвались от земли. Побеждает игрок, выигравший в двух поединках из трех. Он приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот и еще одно наше древнее состязание.

Наши сани едут сами

В конкурсе принимают участие два человека от каждой команды. Для игры понадобятся санки и веревка. Середина веревки крепко привязывается к столбу так, чтобы ее концы оказались равными и имели длину не менее 5–6 м. Концы веревки разводят в разные стороны и привязывают к ним санки. По сигналу два игрока садятся в них, берут в руки концы веревки и, подтягивая их к себе, доезжают до столба. Тот, кто быстрее дотронется до него рукой, приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот мы, бывало, на санях и ловкость испытывали.

Уральские горы

Для проведения конкурса требуются санки и шишки. Участвуют по два человека от команды. На склоне горки, с правой и левой стороны санного спуска, организаторы праздника раскладывают еловые шишки или другие мелкие предметы на расстоянии 5–6 м один от другого. Задача участников игры – съезжая с горы, собрать наибольшее число предметов, не снижая скорости. Побеждает тот, кто соберет больше предметов.

Звучит музыка (заставка).

Выходят девочки с одинаковыми ведрами. Участники конкурса, отдыхая, любуются на хоровод.

Добрыня. Да, Алеша, и такое бывало – загадывали нам загадки красны девицы. Погляди, они не просто несут ведра – плывут, как лебедушки!

Алеша. Согласен, знаю, что девицы-красавицы придумали!

Царская охота

Девочки оставляют ведра на расстоянии 8 м перед каждой командой. Участники команд вынимают из ведра снежки и начинают бросать их в ведра, стараясь отодвинуть их как можно дальше. Побеждает команда, у которой при равном количестве бросков ведра окажутся дальше, чем у другой.

Добрыня. Алеша, а давай-ка предложим детушкам посостязаться в метании копья. А ну-ка, богатыри, возьмите копья острые да постарайтесь в цель попасть!

Метание копья

В конкурсе могут принимать участие все желающие. Участники команд берут лыжные палки и по очереди метают их на дальность. Победитель конкурса приносит своей команде один балл.

Добрыня. Друг ты мой Алеша, припомни мне: какое состязанье зимой самое любимое у деток и взрослых?

Алеша. Ого, да я думаю, и по сей день его детки малые знают, и допытываться не надо!

Алеша. А ну, богатыри, становитесь да за дело беритесь! Кто из вас быстрее бабу снежную слепить горазд?

Снежные бабы

В конкурсе участвуют все ребята. Звучит музыка, и каждый начинает лепить снежную бабу, а окончив работу, встает рядом с ней. Жюри подводит итоги и отмечает лучших.

Добрыня и Илья. Молодцы вы, богатыри юные! Молодцы, детушки добрые! Вот вы нас и потешили, играми, состязаньями утешили. А как в старину бывали забавы-забавушки, молодцы-удальцы, – усадите вы девиц-подружек да на сани расписные! Сами катайте, а девиц не потеряйте. Задача забавы-потехи – не перевернуться и не столкнуться с другой парой.

Пока дети катаются на санках, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, и отмечает особо отличившихся участников соревнований.

Награждение

Скоморох

Вот летят минутки,
Времечко бежит,
Сердце замирает,
Сердце так и ждет –
На площадку с поздравленьем
Илья Муромец идет!

Илья Муромец. Ах вы, братья мои милые, настала светлая минутка – объявить победителей, да с награждением!

Начинается церемония награждения. Звучит веселая зимняя песня «Ах, снег, снежок, белая метелица». Девочки надевают платки и танцуют веселую плясовую, приглашая всех желающих.

Подвижные игры зимой на улице для детей и взрослых – это всегда праздник, а если включить фантазию, то можно организовать незабываемый праздник. Предлагаемый сценарий может послужить основой и для летних игр и состязаний.

Провоторская Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад №23
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: конспект
Тема: Тематическое развлечение "Богатыри земли русской"
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №23 Тематическое развлечение для детей подготовительной группы
«Богатыри земли русской»
Подготовила и провела: Воспитатель Провоторская Галина Николаевна Орел 2015

Цель:
Приобщать детей к культурно – историческим ценностям и героическому прошлому Родины.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 2. Расширять словарный запас детей, посредством использования в речи старинных слов: палица, кольчуга, копье, щит, меч; 3. Способствовать активному использованию детьми в речи пословиц и поговорок о дружбе, силе духа, смелости и любви к Отчизне. 4. Развивать художественно – образное мышление и двигательную активность детей. 5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. 6. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
 Рассматривание и беседа по картинам В.Н.Васнецова «Три богатыря», «Илья Муромец», «Богатырь», «Витязь на распутье».  Чтение сказок и былин по теме.  Экскурсии с родителями в краеведческий музей и детскую библиотеку.  Просмотр мультфильмов по теме.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проэктор, экран, физкультурное оборудование: канат, набивные мячи, модуль,; картинки с изображением орудий русских богатырей; картинки с орудиями труда: прялка, ткацкий станок, соха, вышивка.

Ход развлечения

Дети входят под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»
(В центре зала, в это время, двое детей имитируют сражение)
Вос.
(встречает детей) Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте гости! Я рада вас видеть!
Дети:
Здравствуйте хозяйка! Здравствуйте гости дорогие!
Вос
. Дети, а вы знаете, что означает это слово «здравствуйте»?
Дети:
Это значит, что мы всем желаем здоровья и процветания.
Вос
. Верно, ребята. Это не простое слово. Говоря людям «здравствуйте» мы желаем им хорошей жизни, крепкого здоровья. Я пригласила вас в гости, чтобы рассказать вам о русских традициях и наших предках. Вас сегодня ждет много интересного и необычного, усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. (на экране мини фильм…. Поля, леса, нашей Родины)
Вос.
Ребята, как красива наша страна! Её великолепная природа: бескрайние поля, быстрые реки, непроходимые леса, ее необъятные просторы. (остановка фильма)
Ребенок:
Это наша Родина-милая Россия Нет другой на свете Родины такой. В сердце ты у каждого, Родина-Россия! Белые березы, колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей, Нет другой на свете Родины такой.
Вос.
Да, ребята. Нет ничего краше Родины. Но так было не всегда. (продолжается фильм) Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне, наши древние предки. Но жизнь их была трудной и опасной. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Поэтому славяне постоянно должны были защищать свою землю от врагов. Как вы думаете, какими качествами должны были обладать наши предки?
Дети
: Они были сильные, смелые, храбрые, выносливые.
Вос.
А как же назывались эти защитники земли русской?
Дети:
Это богатыри.
1 ребенок:
Это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе),
мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт
Вос.
Откуда вы узнали про богатырей?
Дети:
Из сказок, былин, смотрели мультфильмы, кино, рассматривали картины художника Н. В. Васнецова, ходили с родителями на экскурсию в краеведческий музей.
Вос.
Молодцы! А теперь ответьте мне на вопросы.
.

ВИКТОРИНА.
- Каких, вы знаете богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка) - Откуда, родом Илья Муромец? (из города Мурома) - Откуда, родом Добрыня Никитич? (из города Рязани) - Из какой семьи Алеша Попович? (из семьи священника, попа) - Каким недугом страдал Илья Муромец? (ноги болели, не мог ходить) - Какие три богатыря изображены на картине художника В.М. Васнецова «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - Кто был, «правой рукой» Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) - Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (калики перехожие) - Назовите, отрицательных персонажей - былин. (Соловей разбойник, Змей Горыныч, Тугарин –Змей) - Кто, был самым молодым из трех богатырей? (Алеша Попович) - Как звали, коня Ильи Муромца? (Бурашка) - Назовите оружие богатырей? (палица, меч, лук, булава, щит)
Вос
. Молодцы. Вы действительно много знаете о русских богатырях. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей. А для этого надо быть сильным и смелым. Вы готовы похвастаться силой и удалью молодецкой?
Дети:
Да. (вдруг звучит музыка и появляется Илья Муромец)
Илья М.:
Ой беда пришла на нашу землю русскую!
Вос.:
Что случилось? Кто ты такой?
Илья
: Я богатырь, Илья Муромец. Принес вам вести недобрые, странные да тревожные. Змей Горыныч захватил красоту русскую – Василису Прекрасную. Забрал дары Земли русской – воду родниковую да хлеб теплый, что дает силу богатырскую. Вот и хожу я по земле русской, собираю дружину храбрую. К вам зашел, может у вас есть сильные богатыри?
Вос.:
Ты проходи, Илья Муромец, да погляди на наших ребят. Они у нас очень сильные и смелые.
Илья:
Да, у вас тут молодцов полным-полнехонько. И девицы-красавицы им под стать. А хотите вступить в мою дружину?

Дети:
Да.
Илья
: Но прежде я хочу испытать вашу ловкость, смекалку. А ну-ка выходите и покажите себя.
Физминутка
(дети под слова выполняют определенные движения).
Дети:
Богатырь – вот он каков Он силен, он здоров. Он из лука стрелял, Метко палицу бросал. На границе он стоял Зорко – зорко наблюдал. Подрастем мы и смотри Станем как богатыри!
Илья:
Молодцы! Я беру вас в свою дружину. Путь наш будет нелегкий. Но вместе мы сможем преодолеть все трудности и опасности, недаром говорят «Один в поле не воин». А какие пословицы о силе, дружбе и родине вы знаете?
Вос.:
Ребята, давайте вспомним такие пословицы.
Дети:
вспоминают пословицы о дружбе, силе, отваге и родине. - Жить, Родине служить; - Один в поле не воин; - Сам погибай, а товарища выручай; - Тот герой, кто за Родину горой; - За край свой - насмерть стой; - В бою кто смел, тот и поспел; - Богатырь умрет, имя его останется; - Крепок телом – богат делом; - Если дружба велика, будет Родина крепка; - Нет друга – ищи, а нашел – береги; - На чужой сторонушке солнышко не греет; - Любовь к Родине сильнее смерти.
Илья:
Да, умны вы добры молодцы и красны девицы. С такой дружиной можно смело отправляться в опасный путь, где нас ждут испытания и трудности. Впереди огненная река, топкое болото. Оступиться нельзя, погибнем. А мы должны Василису выручить! (полоса препятствий – пройти по канату с закрытыми глазами, перешагнуть преграду, перепрыгнуть; в середине преграды остановиться на д/и: картинки с изображением старинного и современного оружия разобрать). Дети прошли полосу препятствий. На экране появляется Змей Горыныч «Фу-фу! Раньше русского духа слыхом было не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух сам явился. Зачем пожаловали?»
Илья
: Мы прошли твой заколдованный путь и пришли к тебе за Василисой Прекрасной!

Змей:
Ишь, что захотели! Преграды вы преодолели, а теперь отгадайте мои загадки. Тогда, уж так и быть, отдам вам Василису Прекрасную.
Илья:
Загадывай
Змей:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга); 2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем); 3. Назовите сказки, в которых рассказывается обо мне (Иван – крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
Змей:
Да! Победили вы меня. Слово своё сдержу, получайте Василису Прекрасную. (входит нарядно одетая девочка)
Василиса Прекрасная:
Спасибо вам, молодцы и красны девицы, что спасли меня, победили Змея. Знаю, теперь не топтать врагу Землю Матушку, раз такие богатыри подрастают в нашем Отечестве!
Вос.:
Показали вы свою смелость, силу и смекалку, а теперь можно показать и таланты, исполнить русский танец «Ложкари»
Илья:
Добры молодцы, красны девицы! Спасибо вам за помощь, за русскую удаль! На память я хочу подарить молодцам – плащи, похожие на мой, а девицам платочек с браслетом. И вот вам наш наказ: «Любите свою Родину и растите настоящими защитниками нашей Отчизны». До свидания!
Вос.
Молодцы. Я вами горжусь. Наше путешествие в прошлое было очень интересным, вы преодолели все трудности, показали свою силу, ловкость, смекалку и веселье. Пришла пора прощаться и с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!
Дети:
До свидания!




Top