Сделав несколько сильных огневых налетов. Сделав несколько сильных огневых налетов рано утром, немцы теперь вели систематический минометный и орудийный огонь

Инструкция

Сначала определим проблему. Чтобы понять, какую проблему рассматривает писатель К.М. Симонов, нужно увидеть в тексте основное событие о том, что автор рассказывает о поступке солдата, который добывает «языка». Из его действий понятно, что он чётко выполняет задание. Он верен солдатскому долгу.
Первое предложение в сочинении может быть таким: «Русский писатель К.М. Симонов рассматривает проблему отношения к воинскому долгу».

Для комментария к проблеме сделайте краткий пересказ поведения человека с формулировкой нравственных понятий, относящихся к выбранной проблеме. Для комментирования выбирайте предложения, которые относятся конкретно к проблеме. Желательно ответить на вопросы: Что происходит с человеком, о котором рассказывается? Как он ведёт себя?
Комментарий может быть таким: «Перед солдатом, о котором рассказывает автор, поставлена задача – добыть «языка». Школенко действовал осторожно, экономил время. Когда увидел немцев, подумав, изменил первоначальное решение стрелять из автомата, спокойно взял противотанковую гранату. Когда он взял немца в плен и тот нёс пулемёт, Школенко это показалось забавным».

Когда раскрываем позицию автора, обращаем внимание на то, как выражены его чувства. Отношение автора к поднятой проблеме можно оформить так: «Автор хочет сказать, что воинский труд разведчика стал для него повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным. Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за порученное дело, наступила победа».

Своё отношение к позиции автора: согласие или несогласие – надо пояснить. Возможны дополнительные мысли по поводу достойного поведения солдат.
Например, можно написать так: «Я согласна с мнением писателя. Действительно, самое главное для солдата – всегда чувствовать долг перед людьми, которых он защищает».

Для читательского аргумента №1 рекомендуем использовать события из жизни главного героя произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева.
Читательский аргумент №1 может выглядеть таким образом: «Остался верным воинскому долгу, клятве, которую он принёс императрице, Пётр Гринёв, главный герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Молоденький офицер впервые оказался в ситуации, когда его принуждали присягнуть Пугачёву, когда надо было задуматься о солдатском долге: остаться в живых, но стать изменником или умереть, но остаться с чистой солдатской совестью».

Для читательского аргумента №2 советуем взять сведения о главном герое повести Б. Васильева «В списках не значился» Николае Плужникове.
Читательский аргумент №2 может быть написан так: «Чувство долга было на первом месте в жизни молодого лейтенанта Николая Плужникова, главного героя повести Б. Васильева «В списках не значился». Это чувство никогда его не покидало. Ни тогда, когда он мог бы выбраться из Брестской крепости, ведь он даже не числился ещё в списках. Ни тогда, когда два солдата предлагали ему бросить девушку Мирру и пробраться к своим. Ни тогда, когда он остался совсем один. И только тогда, когда немцы направили еврея Свирского в катакомбы с условием, что он останется живым, если выведет советского командира, Николай Плужников вышел из подземелья. Немцы поняли, что солдатский долг этот человеку выполнил сполна. Они поразились его стойкости и отдали ему, врагу, высшие почести».

Чтобы написать заключение, подумайте над тем, в чём солдат должен быть внутренне убеждён и когда он бывает стойким до конца и одерживает победу.
Заключение в сочинения в формате ЕГЭ может быть оформлено так: «Итак, если солдат внутренне убеждён в необходимости защищать других, оставаться верным тому, кому присягал, он будет стойким до конца и всегда будет одерживать победу».

Это было утром. Командир батальона Кошелев позвал к себе Семена Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов:
- "Языка" надо достать.
- Достану, - сказал Школенко.

Сочинение

Когда я слышу о войне, первое, что всплывает у меня в голове – это гордость за своих соотечественников, которые одним лишь своим характером смогли доказать немцам, что нет никого сильнее русского человека. В своем тексте К. Симонов поднимает проблему мужества солдат в военные годы.

Рассказчик приводит в пример солдата, сначала в одиночку захватившего пленного, а затем, так же, без какой-либо помощи, с ружьем, несколькими гранатами и мотком медной проволоки узнавшего о местонахождении вражеских минометов. Автор делает акцент на поведении героя, указывая, что «чувство одиночества и страха за то, что ему каждую минуту из-за любого куста могут выстрелить в спину, не было ему чуждо», но в то же время Школенко без какого-либо смятения продолжает выполнять приказы в одиночку. Благодаря своей смелости, солдат не боится действовать сразу и напрямую, и таким образом спасает из плена своих соотечественников, к тому моменту уже роящих себе могилу, и так же мужественно приводит их к своему батальону.

Автор убежден, что мужество – это бессмертное понятие, обозначающее силу духа, силу характера, проявляемого человеком в преодолении разного рода опасных ситуациях. Мужество в годы Великой Отечественной воны – это все, что оставалось у многих солдат, разбитых и потерявших все, что у них было.
Я полностью согласна с мыслью К. Симонова. Действительно, мужество помогало нашим солдатам при любых условиях преодолевать разного рода трудности и выполнять поставленные задачи. Они действовали без страха и сожаления, движимые одной лишь мыслью: закончить это ужасное, кровопролитное событие и показать немцам, что нет никого сильнее и мужественнее русского человека, защищающего своё Отечество.

Так, в повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» автор рассказывает нам о судьбе летчика, сумевшего несколько дней без ног прожить в лесу, добраться до помощи и потом снова сесть за штурвал самолета. В историю Алексея Маресьева сложно поверить, но такими были советские солдаты: не останавливающиеся не перед чем, борющиеся до последнего. Герой сумел найти в себе силы двигаться дальше даже с невероятной болью в ногах, и, сломленный голодом и усталостью, он не потерял стремление бороться с немцами. И, как только появляется возможность снова сесть за штурвал, он, сквозь невероятную боль, проводит несколько месяцев в школе переподготовки и вновь продолжает войну.

Примером бравого, мужественного солдата служит также герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Он, несмотря на свой веселый нрав, на самом деле прекрасно понимает серьезность войны. И вот, сегодня он поднимает своим товарищам настроение и намеренно приводит их в веселое расположение духа, - а завтра вместе со своим взводом по ледяной воде под огнем прорывается на вражеский берег, а затем в одиночку плывет обратно. Тогда погибли целые два взвода, но Василий Теркин, молодой парень, справился в одиночку. В главе «В наступлении» этот мужественный персонаж и вовсе берет на себя командирование взводом, тем самым показывая, что своей мужественностью и стойкостью он может показывать пример даже самым заядлым военным.

Таким образом, можно сделать вывод, что нет ничего сильнее мужественности, стойкости и патриотизма русских солдат. Этим, конечно, стоит гордиться, но при этом нельзя и забывать, что Великая Отечественная война – это страшный период истории, и, какой бы не была наша гордость за победу, стоит помнить, что это, в первую очередь, скорбное событие.

Единый государственный экзамен, 2019 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1
Ответами к заданиям 1 - 26 являются цифра (число) или слово
(несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в
поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ
№ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву
или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с
приведёнными в бланке образцами.

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку
отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1-26 являются число, слово, словосочетание или
последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте
работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3
(1) Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2) Если две звезды
выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит
возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает
как гравитационная линза, собирая её свет. (3) … если у близкой звезды
есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета
также сработает как маленькая линзочка. (4) По параметрам изменения
блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и
планеты.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному
тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных
материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в
бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.

Желаем успеха!


Составитель: Н.Д.Угрюмова

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Эффект микролинзирования заключается в том, что две звезды
выстраиваются на одной линии и более близкая работает как
гравитационная линза, собирая свет более далёкой звезды.
2)Земной наблюдатель может заметить эффект микролинзирования только
у двух звёзд, выстроившихся на одной линии и имеющих планеты.
3)Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно
наблюдать эффект микролинзирования: виден рост блеска далёкой звезды,
так как ближайшая работает как гравитационная линза.
4)Дополнительный эффект микролинзирования можно наблюдать, если у
ближайшей звезды есть планета, работающая как гравитационная линза.
5)Эффект
микролинзирования
позволяет
восстановить
массу
гравитационной линзы, если у близкой звезды есть планета.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180910

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоят на
месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Тренировочный вариант №2 от 10.09.2018

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова ЗВЕЗДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в
третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗВЕЗДА, -ы, мн.ч. звёзды, звёзд, -ам, ж.р.

Ответ: _____________________.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ДЛИТЕЛЬНОЕ путешествие всегда утомляет.
ЗЛОЙ человек многое теряет.
В АКАДЕМИЧНОМ собрании сочинений поэта не хватало его писем.
ДРУЖЕСКАЯ встреча двух команд закончилась ничьёй.
С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВИЯ: вещевое и
денежное.

1.Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как
светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная з.
2. О деятеле науки, искусства, о спортсмене: знаменитость. З. экрана.
3. Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности.
Пятиконечная з. Кремлёвские з.
4. Животное. Морская з.
5. В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде
пятиконечной звезды на погонах. Генеральские звёзды.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово.
щавЕль
зАвидно
сантимЕтр
прозорлИва
лЕкторы

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
лишнее слово. Выпишите это слово.
Перед своей смертью преступник покаялся и указал на подельников.
Ответ: _____________________.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
успешныеТРЕНЕРЫ
СЕМЬ княжон
НОВАЯ тюль
дальние БЕРЕГА
нет КЛЕШНЕЙ

Ответ: _____________________.

Ответ: _____________________.

2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Н.Д.Угрюмова

Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2019kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180910

РУССКИЙ ЯЗЫК

Единый государственный экзамен, 2019 г.

Тренировочный вариант №2 от 10.09.2018

Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)

Как обогатилось бы наше
представление о Гоголе, если бы
мы могли услышать, как он
читает, например, комедию
«Женитьба»!
Благодарялучшим произведениям
словесности каждый из нас
познаёт себя через других,
постигает законы человеческой
жизни, учится уважению и любви
к людям.
Замечено, что те, кто в детстве
проводил больше времени не
дома, а под открытым небом, реже
становились близорукими.
Евгений Вахтангов опирался и
развивал в своей работе с
актёрами систему
К.С.Станиславского.
Одним из важных событий
минувшей недели был юношеский
турнир по боксу.
Ведущий программы новостей
сообщил то, что областная
комиссия по землепользованию
выделила каждой многодетной
семье участок под личное
подсобное хозяйство.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)

Нарушение в
построении
предложения с
несогласованным
приложением
ошибка в построении
предложения с
однородными членами

Неправильное
употребление падежной
формы
существительного с
предлогом

2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Н.Д.Угрюмова

Благодаря отца мы переехали
из деревни в город.


безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) расст..лать, бл..стеть, прим..рять (платье)
2) п..ровать, заг..рать, накл..нить
3) подр..сток, р..внина, м..кать
4) изл..гать, заж..гать, зан..маться
5) пор..вну, вым..кший, к..ллекция

Д) ошибка в построении
сложного предложения

Это приспособление, как и
большинство других
приспособлений подобной
конструкции, работают от
заводской сети сжатого воздуха.

В городе Великих Луках в
2016 году отметят юбилейную
дату - 850 лет.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В) нарушение связи между
подлежащим и
сказуемым
Г)

Ответ: ____________________.
10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

1) пр..быть, пр..внести, пр..падать (к земле)
2) вар..ирование, п..янящий, в..южит
3) пр..ронить, пр..бабушка, поз..быть
4) ра..молоть, во..звание, ..дача
5) без..мянный, вз..мать, с..мпровизировать

Ответ: ____________________.

Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2019kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180910

РУССКИЙ ЯЗЫК

Единый государственный экзамен, 2019 г.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) танц..вать, хлебуш..к
2) выкач..нная (коляска), плать..це
3) налаж..вать, кра..вой
4) слев.., выкач..л (воду)
5) кавказ..кий, турец..кий

Тренировочный вариант №2 от 10.09.2018

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) каж..щийся мраморным, курлыч..щие журавли
2) сороки стащ..т, они бор..тся
3) та..щий снег, ворота раскро..тся
4) жажд..щий успеха, слова много знач..т
5) животрепещ..щий вопрос, трактора паш..т

Ответ: _________________.
13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Громадный кожаный диван с высокой спинкой, два (НЕ)ОБИТЫХ тканью
деревянных кресла, шкаф с книгами и тяжёлые стулья тёмными
выпуклыми пятнами выступали на фоне светлых обоев.
Спектакль оказался (НЕ)УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, как было указано в афише, а
довольно скучным, и зрители по одному стали покидать зал.
Встреча в утренние часы (НЕ)ЖЕЛАТЕЛЬНА.
Ещё (НЕ)РАСКРЫВШИЕСЯ бутоны цветов покачивались на тонких
стеблях.
Турбулентность - слово далеко (НЕ)НОВОЕ.
Ответ: __________________.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ВСЁ(ТАКИ) пришёл на соревнования, ЧТО(БЫ) поддержать ребят из
секции, с которыми тренировался несколько лет.
(С)НАЧАЛА обдумайте, как лучше справиться с предстоящим делом, а
(ЗА)ТЕМ приступайте к его выполнению.
Убедившись, что (В)БЛИЗИ никого нет, гольфист отвёл клюшку назад и
(С)РАЗМАХА ударил по мячу, который прокатился до дальней лунки и
остановился прямо перед ней.
Только неугомонные кузнечики (БЕЗ)УМОЛКУ стрекотали в высокой
траве, да (ИЗ)РЕДКА и словно нехотя попискивали в роще мелкие птички.
Горбовский вспоминал все происшествия прожитого дня, и в душу к нему
закрадывалось КАКОЕ(ТО) приятное и в ТО(ЖЕ) время странно
беспокоящее чувство.

Ответ: ____________________.
12

Ответ: _________________.
15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В самом начале Тополи(1)ой улицы возвышался каме(2)ый дом со
стекля(3)ой верандой и большим ухоже(4)ым фруктовым садом.
Ответ: ___________________________.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пришедшие в цирк малыши смеялись и приходили в
совершеннейший восторг от забавных и умных дрессированных
собачек и от огромного доброго слона.
2) От сильного волнения мысли путались и поэтому невозможно было
принять хоть какое-то решение.
3) Спустя несколько минут небо опять было прозрачно-голубым и
по-прежнему ярко сияло лучистое солнце.
4) За время прогулки дети успели измерить глубину всех луж и
мимоходом нарвать крыжовника и малины.
5) Вот уже и солнце скрылось и небо потемнело.
Ответ: ___________________________.

2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Н.Д.Угрюмова

Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2019kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180910

РУССКИЙ ЯЗЫК

Единый государственный экзамен, 2019 г.



Вдруг собака перестала выть и (1) поджав хвост (2) и (3) прижав уши
(4) глухо заворчала.
Ответ: ___________________________.

Расставьте все недостающие знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
стоять запятая(-ые).
Представьте себе (1) уважаемые (2) коллеги (3) сегодня я первый раз не
взял с собой зонт. И в полдень (4) конечно же (5) хлынул дождь. А ведь (6)
в течение двух недель на землю не упало ни капли! Что (7) вы (8) на это
скажете? Впрочем (9) не будем больше отклоняться от предмета нашего
обсуждения.
Ответ: ___________________________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Прозвучала последняя реплика актёра (1) несколько секунд (2) после
которой (3) стояла необыкновенная тишина (4) а затем зал взорвался
аплодисментами.
Ответ: _____________________________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
По целым дням братья (1) пропадали где-то с мальчишками -
ровесниками (2) а (3) когда созрели фрукты (4) их можно было
застать дома только рано утром или ночью.
Ответ: ___________________________.

2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Н.Д.Угрюмова

Тренировочный вариант №2 от 10.09.2018

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и
тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Каждое общество, обслуживаемое конкретным языком, имеет национальносвоеобразную культуру.(2)Эта культура получает отражение в языке: освоение
культурных ценностей невозможно без знания языка.(3)Стоит отметить: язык хранитель культуры, с его помощью культура наследуется новыми
поколениями людей данного общества. (4)Сам термин "культура" должен
пониматься здесь достаточно широко. (5) Культура - совокупность достижений
человечества в различных отношениях: производственном, общественном и
духовном.(6) Все эти проявления культуры бывают в значительной степени
своеобразными, национально-окрашенными. (7) Носители того или иного
языка с детства постепенно впитывают и национальные формы материальной и
духовной культуры.

Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 22-26
(1) Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы
теперь вели систематический минометный и орудийный огонь. (2) То здесь,
то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.
(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии
глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками
укреплённых землянок. (4) Подходы к ним были минированы.
(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало
полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову
мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.
(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по
снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.
(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов - немцы ещё молчали.
(10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала
раздалась пулемётная очередь.
(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала
огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал
короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз,
другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брёвен.
(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась
вперёд ещё на тридцать шагов.

Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2019kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180910

РУССКИЙ ЯЗЫК

Единый государственный экзамен, 2019 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК

2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Н.Д.Угрюмова

(45) Они не назывались так раньше и не будут называться потом.
(46) Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными
отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за
каждую лесную прогалину.
(48) Эти рощи - место ежедневных кровавых боёв. (49) Их новые
имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда
упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информбюро от всего этого
остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не
произошло».
(По К.М. Симонову*)
*Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) -
русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и
общественный деятель.
22

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1.
2.

Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш
погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.
Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из
рощи, где было сдел

Ну так мы этих и возьмем, - решает Кудашкин. - Я бью головного, вы второго и третьего, а последних двух испытаем. Либо залягут, либо побегут, тогда и посмотрим, как с ними быть.
Первые три немца пали замертво, уцелевшие сначала легли, а затем панически побежали назад.
Кудашкин вскочил.
- Хальт! - закричал он. - Сдавайся!
Двое немцев подняли руки. Разведчики повели их в штаб.
Но, придя в штаб и ожидая перевязки, Геннадий Кудашкин опять вспомнил того пулеметчика, что прострелил ему руку, и злость, совсем было утихшая, снова поднялась в нем.
- Я его, гада, все-таки так не могу оставить, - сказал он тем двоим бойцам, что ходили с ним. - Сходим-ка еще раз. Надо его успокоить.
Не ожидая, когда его перевяжут, вернулся Кудашкин к реке. Немец прыгал у пулемета и хлопал руками по бокам. Кудашкин узнал его - это был тот самый, что ранил его. Он внимательно прицелился, и немец навсегда перестал прыгать на русском снегу.
- Теперь пойдем, товарищ старший сержант, перевязать вас надо, сказали бойцы.
Но боевой азарт уже овладел всем существом Кудашкина. Он распахнул ворот шинели. В бою мороза не чувствуешь. Сибирское охотничье упорство играло в Кудашкине.
- Зачем отходить? - сказал он. - Надо пулемет забрать. Я ему, гаду, и мертвому пулемета не оставлю.
И Кудашкин с бойцами стал переползать реку.
Но пулемет не был одинок.
Стоило разведчикам вылезти на открытый лед, как два соседних пулемета скрестили над ними светящиеся линии огня.
Укрыться было негде. Трое разведчиков оказались хорошей мишенью.
- Не вышло дело, - со злостью и раздражением сказал Кудашкин. - Ползем назад.
Взяв двух "языков", убив шестерых и ранив одного немца, сибиряк Кудашкин возвращался недовольный собою. Он считал, что задача дня была им не выполнена, как надо.
В санбате, где он, мрачно хмуря брови, рассказал о своей "неудаче", сержант Борзов и боец Прокопьев в один голос спросили его:
- Ты не из Сибири, Кудашкин?
- А вы как признали?
- Да ведь характер не скроешь. Сибиряка сразу узнать можно - упорный человек.
6 марта 1942 года
Отступая под ударами советских войск, немецкие изверги грабят население, жгут деревни, расстреливают стариков, женщин и детей.
Из сообщения Совинформбюро
15 апреля 1942 г.
Павел Нилин
Завтра
Петух не поет, а кричит на рассвете - голосисто, задорно и весело, будто радуясь, что немцы не успели сожрать его.
Всю деревню спалили, а петух остался.
Под глубоким снегом, в предутренней темноте, хлопотливо журчит ручей, пахнет прелым прошлогодним листом, землей, дегтем.
Но когда из-за леса поднимается солнце, вместе с ним возникают, как страшные видения, одинокие черные столбы печей, обугленные остовы каменных фундаментов, обрушившиеся и вставшие дыбом железные крыши.
И даже лес, поредевший, нестриженный артиллерией, напоминает, что здесь совсем недавно ураганом прошла война.
Она сровняла с землей добротные русские колхозные избы, изранила, искромсала, обожгла эту землю.
И петух кричит из-под земли, из прикрытой погоревшим железным листом землянки, где живет теперь его хозяйка -старуха Зотова Катерина Степановна.
Она потеряла мужа, двух сыновей, невестку и внучка, замученных немцами, и по случайности сберегла только петуха, укрываясь с ним в лесу, согревая его теплом своего старушечьего сердца.
Петух - последний живой свидетель ее былого семейного благополучия.
- И с чего он поет, окаянный? - ласково и, пожалуй, почтительно говорит она про него. - Пищи я ему никакой не даю, ведь ничего нету, а он поет и поет. Природа у него, что ли, такая крепкая, веселая?
У петуха, наверно, и в самом деле природа такая. Но поет он еще и потому, что подходит весна и он чует ее приближение в темном своем подземелье, в узком логове, похожем на могилу.
Весна приходит в свои естественные сроки и на эти обожженные земли, на эти места, которые теперь мы называем Западным фронтом.
Вот здесь, на желтом немецком столбике при дороге, как будто совсем недавно еще была давно прибитая немцами табличка: "Nach Moskau"- "На Москву".
Красноармеец из наступавшей части гневно сорвал ее, бросил в снег. Потом, подумав, снова поднял ее, снова, но обратной стороной прибил к желтому немецкому столбику и, не сильно грамотный, хмуря брови от напряжения, старательно, большими буквами написал: "На Берлин".
Наша армия пошла дальше.
Но не все немцы, ставившие эти столбики на израненной ими земле, ушли отсюда. Далеко не все. Из-под глубокого снега и сейчас еще высовываются их ноги и руки, и заржавевшие каски.
У обочин валяются опрокинутые, разрушенные бомбой и заметенные последней предвесенней вьюгой немецкие пушки, сгоревшие танки с порыжевшим знаком свастики, изрешеченные пулями кузова автомобилей. И вдоль широкого шоссе, за кюветами, тянутся длинной шеренгой бесчисленные немецкие кресты, срубленные из наших юных, нежных березок.
Но в России еще много берез, и сосен много, и елей.
Ранним утром заморенная лошаденка, которая вместе с хозяевами своими долго скрывалась от немцев в лесу, тащит из леса в деревню, в колхоз, напрягая все силы, три огромных сосновых, остро пахнущих весной бревна.
Не вытянуть бы их ей одной, если б в оглобли не вцепились женщины, дети.
Всей деревней, всем колхозом помогая коню, они тащат из леса эти три огромных бревна.
И притянут еще десять, сорок, тысячу, две, три, сколько надо, чтобы восстановить деревню.
Плотник Злобин Антип Захарович, крепкий, сильный, жилистый старик, скинув полушубок и поплевывая со страстью в ладони, берет топор и с хрустом, ловко обтесывает бревна.
Немцы сожгли его избу, расстреляли у оврага его единственного сына и его самого повели было на расстрел.
Но в самый последний момент из трех солдат, которые вели его на тот свет, двух потребовало к себе зачем-то начальство, а одного немца за околицей окружили бабы и слезно просили отпустить старика. Ведь это плотник-то какой знаменитый, его и в Москве даже знают!
- Не губи его, ваше благородие! - умоляли солдата бабы. -Он никому никакого вреда не сделал, не губи его, пожалуйста. Побойся греха. А то мы тебя растерзаем...
Но немец не внял их просьбам, пугал их своим автоматом и сердито кричал им, как собакам, какое-то собачье слово: "Цурюк!"
Тогда озорная крупная баба Степанида Любина бросилась на немца сзади, свалила его в снег, и с немцем сделали то, что и обещали.
А Антип Захарович Злобин, человек действительно добрый, несмотря на свою фамилию, незлобивый, низко поклонился бабам за спасение своей души, поднял немецкий автомат и ушел в лес, к партизанам.
Теперь он обтесывает бревна, из которых будут строиться новые колхозные избы, и на теплом предвесеннем солнце поблескивает его топор, и летят пахучие щепки.
Около него, невдалеке, на развалинах колхозной школы, поместил горн кузнец Барыка Михаило Осипович.
Хромой после немецкой пули, он работает, кует болты для плуга, а у наковальни стоят его костыли. Но он, должно быть, забыл про них, охваченный азартом труда, по которому давно истосковались душа и руки, тяжелые, цепкие руки кузнеца.
Огонь озорно и яростно ворчит в горне. Осиротевший мальчонка лет семи, Сережа Пехов, старательно раздувает мехи, гордый порученной ему важной и ответственной работой.
Много надо железа, чтобы привести в порядок разрушенное хозяйство. И железо надо найти самим.
У горна лежат остов фашистской пушки, половина танка и тяжелая блестящая деталь бомбардировщика "Юнкерс-88".
Все это, с особого разрешения, приволокли сюда на себе колхозные ребята-школьники. Все это кузнец перекует, починит плуги и сеялки, наделает лопат и вил и подкует единственную уцелевшую в колхозе кобылу Люсю.
Весна все стремительнее наступает на эти места. Солнце торопливо растапливает снег, гонит по канавам голубую воду и торопит кузнеца и плотника, и другой колхозный народ.
Из Москвы в воскресенье приехали шефы-женщины - домашние хозяйки и работницы. Они привезли с собой подарки, собранные от разных неизвестных, пожелавших остаться неизвестными, людей.
Из землянки вылезла худенькая, с навеки испуганными глазами девочка Нюра Петушкова. У нее теперь нет ни матери, ни отца, ни старшей сестры. Их угнали немцы куда-то далеко, в завоеванный ими и еще не отбитый нами Минск, что ли, и Нюра живет в землянке со старушкой Бубиковой, которой поручено пока наблюдать за нею.
Шефы привезли ребятам ботинки и калоши, и штаны с рубашками.
Нюре достался пестренький ношеный пиджачок, он пришелся ей в самую пору. Она надела его, прошлась в нем вокруг землянки, и впалые, страдальческие щечки ее порозовели от счастья.
- Может, я девочку-то у вас заберу, - говорит добродушная, закутанная в мохнатый платок домохозяйка из Москвы. - У меня их трое, все мальчики. Ну, пусть четвертая будет девочка. Как-нибудь перебьемся. Муж у меня печник, человек хороший, очень даже сознательный.
- Нет, - твердо ответила старуха Бубикова. - Председатель у нас будет против этого несогласный. Девочка - она тут нужная. Она хорошая, вострая девочка. Она только сейчас немножко заморенная, а потом она поправится. Вы что ж думаете, мы вечно вот этак жить будем? Мы поправимся, встанем на ноги. А как же, дорогая!
- Ну что ж, - сказала, чуть обидевшись, домохозяйка из Москвы, - как хотите. А я думала, девочке будет лучше у меня. У нас все-таки квартира с газом, с электричеством!
Старуха Бубикова подозвала девочку.
- Желаешь, Нюрушка, с электричеством жить вот у этой тети?
- Нет, - решительно сказала Нюра. И, должно быть, боясь обидеть приезжую тетю, сейчас же прижалась к ней, поиграла концами ее пухового платка и добавила: - Я никуда не хочу уходить. Я тут хочу. Я за грибами тут в лес ходить буду. Приезжайте, тетенька, к нам. У нас лес красивый...
- У вас в лесу покойники, - улыбнувшись, сказала москвичка. - Глядите, полный лес покойников немецких...
- А их не будет потом, - твердо сказала девочка. - Покойников ведь потом закопают. И одни живые будут ходить.
Большое, тяжелое, страшное горе, постигшее взрослых, постигло и маленькую, худенькую Нюру. Но как взрослые, занятые починкой разрушенного, из гордости не плачутся и неохотно вспоминают о том, что случилось с ними, так и девочка охотнее думает о завтрашнем дне.
Завтра еще будут бои, грандиозные и ожесточенные, прольется кровь, сгорят еще новые дома, осиротеют еще многие дети. Но завтра будет наша победа, обязательно будет, во что бы то ни стало.
В это верует всей силой сердец своих весь народ наш.
И весь народ работает на войну, на победу, на завтра, которое встает и встанет из этих еще теплых пепелищ.
В полдень мы выезжаем из этой деревни на шоссе.
Автомобиль опять продвигается мимо длинной шеренги могил, мимо березовых крестов, мимо оброненных в отступлении немецких касок, мимо брошенных при поспешном бегстве немецких автомобилей, танков, мотоциклеток.
Враг прошел здесь совсем недавно - может быть, всего неделю или несколько дней назад.
В двух километрах от деревни нас останавливает заградительный отряд. Проверка документов. Дальше ехать нельзя.
Автомобиль уводят в укрытие, мы идем пешком.
Вдалеке, метрах в четырехстах от нас, по широкой, уже источенной солнцем снежной целине, ползут вперед в белых маскировочных халатах красноармейцы.
- Наверно, они учатся, - вслух думает шофер.
Да, может быть, учатся. И мы, остановившись, смотрим на них.
Но странное дело - почему на ученье стреляют с той стороны, почему пули свистят совсем близко и трепещут кусты при шоссе?
- Головы! - тревожно кричит нам кто-то невидимый из кювета.
Мы наклоняем головы, потом ложимся.
Нет, красноармейцы не учатся. Они ведут бой. На целине столкнулись русские разведчики с немецкими.
Впереди, всего в полутора километрах отсюда, находится передний край нашей обороны.
Война совсем недалеко ушла от выгоревшей деревни Алексеевки.
Вот уже хорошо слышны клекот и кваканье, и визг, и грохот мин. И на снегу впереди вспыхивает красный огонь.
Но в памяти все еще стоит уцелевший от немца исхудавший пестрый петух, который, несмотря ни на что, изо всех сил поет о наступающей суровой и нежной русской весне. И в лукошко сыплется золотистое зерно, которым скоро - вот как сойдет снег и уберут мертвых немцев - крестьяне засеют обожженную землю, как засевали в прошлом году и в позапрошлом, и, может быть, тысячу лет назад...
Апрель 1942 года
В течение 16 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
Из сообщения Совинформбюро
16 апреля 1942 г.
Константин Симонов
День, в который ничего не произошло
В городе кажется, что уже весна. Здесь, в лесах Смоленщины, среди берез и сосен, по пояс заваленных небывалым снегом, - еще зима.
Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; над березовыми немецкими крестами летают черные вороньи стаи, напоминая о декабрьских боях; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков.
По календарю весна. Но стоит на пять шагов отойти с дороги - и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.
На косогоре, с которого широко видны белью холмы и синие перелески, стоит памятник. Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова:
"Самоотверженные командиры - старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш - пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной.
Прощайте, наши боевые друзья. Вперед, на запад!"
Памятник стоит высоко. Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.
Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие - Березовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.
Они не назывались так раньше и не будут называться потом. Это маленькие безымянные перелески и рощицы Их крестными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.
Эти рощи - место ежедневных кровавых боев. Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. Но в сводке Информбюро от всего этого остается только короткая фраза: "За день ничего существенного не произошло".
День... Двадцать четыре часа непрерывного боя, глухих минных разрывов, треска ломаемых танками деревьев, короткого щелканья пуль о стволы берез...
Полк майора Грищенко только что овладел маленькой рощицей со злым названием "Аппендицит". Роща врезалась в наши позиции. В ней зарылись немцы. Несколько дней она мешала жить полку. Ее называли по-медицински "Аппендицит" и сделали именно то, что полагается делать при этой болезни, проникли вглубь и отрезали.
Сейчас в роще все тихо. Молчат полтора десятка крытых в четыре наката землянок. Молчат мертвые немецкие солдаты, в разных позах лежащие под белыми русскими березами. Один из мертвецов сидит на снегу, вцепившись в березу руками, и почему-то хочется оторвать от нее эти вцепившиеся нечистые руки.
В двух местах мертвецы сложены в штабеля. Они убиты еще вчера и позавчера, очевидно, оставшиеся к тому времени в живых немцы стащили их вместе, чтобы похоронить здесь или сжечь.
Да, они дерутся с волчьим упорством. И побеждать их - это значит каждый день на каждом метре земли ломать их невероятное упорство своим еще более невероятным напором.
Здесь это знают и не закрывают на это глаза.
В феврале Гитлер взял клятву с каждого солдата не отступать ни на шаг без его личного приказа. Это был призыв к воинскому духу солдат.
Но его оказалось мало. Тогда было объявлено, что скупо раздававшиеся награды будут теперь даваться за каждое ранение, даже царапину.
Это был призыв к тщеславию, но и его оказалось недостаточно.
Тогда был введен немедленный расстрел за каждую попытку отойти.
Это был призыв к чувству страха.
Все вместе создавало безысходность, которая наряду с издавна вскормленной привычкой к тупому повиновению вдавила немецкого солдата в этот снег и сказала: лежи до конца.
Мы убиваем их много, но штабель из трупов, такой, как сегодня, редкость. Немцы во что бы то ни стало уносят убитых в тыл.
Вечер. Стволы берез становятся синими. Снежные навалы и наших и немецких траншей сливаются с окружающим снегом. В немецких землянках черные дыры бойниц замаскированы платками и обрывками белья. Все бело и невидимо.
Короткие полчаса обманчивой тишины. Только кое-где редким дятлом стукнет автомат.
Там, где только что взятая роща соединяется перелеском со следующей, которую в сводках называют теперь "Дубовой", в наскоро вырытых траншеях лежит батальон. Он зарылся в снег и приготовился отражать новую контратаку.
Утром подойдут наши танки и батальон будет брать Дубовую рощу. А сейчас, лежа на краю длинной снежной траншеи, комиссар батальона вслух читает последнюю сводку трофеев Ленинградского фронта:
"С шестнадцатого по двадцать шестое марта войсками Ленинградского фронта захвачены следующие трофеи..."
Он останавливается, и рядом с ним лежащий боец, повернувшись к следующему, тихо повторяет:
"С шестнадцатого по двадцать шестое марта войсками Ленинградского фронта..."
А через три минуты эти слова, повторенные уже сотыми устами, слышатся на другом конце траншеи.
Тишина обманчива. Стоит пройти по траншее, зашуметь, обнаружить себя и лес снова огласится воющим полетом мин.
Но лежащие на снегу смоленской земли люди хотят сегодня же знать, что произошло в Ленинграде, и комиссар терпеливо повторяет фразу за фразой:
"Семьдесят шесть орудий, восемь танков, два самолета..."
Девять вечера. Самое темное время. Луна еще не взошла. Нервы напряжены до предела. Пальцы даже не замечают, как холодна сталь автомата. Все ждут контратаки.
Но автоматная трескотня неожиданно начинается не с запада, откуда ее ждали, а сзади, из взятой сегодня днем рощи.
Майор Грищенко отправляет отряд еще раз прочесать рощу.
По мере продвижения отряда огонь стихает.
Короткая очередь сверху. Прижавшись к стволу ели, сержант Королев стреляет вверх, в гущу ветвей, где что-то мелькнуло.
"Кукушка" падает вниз неуклюжим серым мешком. Со вздрогнувших ветвей хлопьями сыплется мокрый снег.
Вот и землянки. Узкие амбразуры, толстые накаты, черные дыры входов. Внутри брошенные каски, тряпье. Здесь мы проходили уже раньше, днем. Но сейчас, сунув штык под широкие низкие нары, бойцы натыкаются на что-то мягкое. Резкий крик. Несколько коротких рукопашных схваток в темноте землянок.
Днем бойцы торопились, они наскоро проскочили землянки и пошли дальше. Ночью двое или трое из немцев вышли на воздух и открыли автоматную стрельбу. И вылезших, и оставшихся постигла одинаковая участь. В роще прибавилось еще восемнадцать трупов.
К рассвету прочищавший рощу отряд, продвигаясь шаг за шагом, дошел почти до опушки. Здесь одного из шедших впереди бойцов сразила неожиданная автоматная очередь. Он молча упал. Его соседи продолжали двигаться вперед, перебегая от ствола к стволу, падая и снова поднимаясь. Огонь усиливался. В густо заросшей лесом лощинке засела оставшаяся у нас в тылу крупная группа немцев. Теперь стреляли уже не только автоматы. Прерывисто, короткими очередями били немецкие ручные пулеметы. В синеватом холодном рассвете за низким снежным бруствером траншей то там, то здесь было заметно движение.
Нельзя было двигаться в глубь Дубовой рощи, не истребив этих засевших у нас в тылу солдат. Но особенно откладывать атаку на Дубовую рощу тоже было нельзя.
Майор Грищенко приказал своему головному батальону, прикрывшись с фронта тонкой цепочкой, всех остальных бросить в тыл для молниеносного уничтожения засевших там немцев.
Атака была короткой и бесстрашной. Может быть, именно благодаря своей стремительности она не сопровождалась большими жертвами.
Немцы были выбиты из наспех вырытой траншеи, рассеяны и убиты поодиночке.
Всего их здесь было пятьдесят. Сорок девять мертвых солдат и обер-лейтенант. Они накануне думали, отойдя из рощи, отсидеться здесь и потом прорваться к своим. Но их нервы оказались слабее наших. Они не выдержали прочесывания леса и выдали себя огнем.
Впрочем, мертвых солдат здесь было не сорок девять, а сорок пять.
Помня об истории с землянками, бойцы, не веря одним глазам, пробовали трупы штыком, и, не выдержав этого испытания, четверо "мертвецов" встали и подняли руки. Глубоко впечатанные в снег, чернели лежавшие под ними на всякий случай автоматы.
В одиннадцать часов в роще "Аппендицит" все было кончено. Оставалась Дубовая.
В половине двенадцатого к одной из немецких землянок, теперь уже служившей командным пунктом майора Грищенко, подошел представитель танкистов.
Он доложил, что танки прибыли. Майор вышел вместе с ним. Танки стояли на опушке - тяжелые, серо-белые машины, ломающие, как спички, двадцатисантиметровый березовый лес.
Сделав несколько сильных огневых налетов рано утром, немцы теперь вели систематический минометный и орудийный огонь. То здесь, то там среди стволов взметывались высокие снежные столбы.
Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укрепленных землянок. Подходы к ним были минированы.
Но майор уже не первый день штурмовал эти лески и перелески.
У него были заранее отобраны маленькие штурмовые группы, по шесть-семь человек в каждой. По три группы на танк. Одна впереди него, две по бокам. На опушке, рядом с танками, наготове стояли легкие сорокапятимиллиметровые орудия.
Майор подзывал к себе одновременно командира штурмовой группы, командира танка и командира орудия.
- Вот командир группы, которая пойдет впереди твоего танка, - говорил он танкисту, показывая на рослого сержанта с автоматом через плечо. - Вот танкист, который за тобой пойдет. А вот командир орудия, который вас обоих поддержит.
Трое людей молча стояли перед майором. Они молчали потому, что им все было ясно. Они видели друг друга и видели цель, на которую им троим предстояло идти через пятнадцать минут.
Так, не торопясь, но и не теряя времени, майор сводил вместе всех командиров, которые должны были идти в атаку.
Все было предусмотрено. Орудия на широких лыжах были подтащены по траншеям к самому переднему краю. Танки стояли, заглушив моторы. Люди ждали бесшумно, поправляя на плечах ручные пулеметы и автоматы.
Было ровно двенадцать. Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы, как в мирный зимний день.
Первыми скользнули вперед штурмовые группы. Они шли по снегу во главе с саперами, очищая путь для танков.
Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов - немцы еще молчали. Но вот кто-то не выдержал. Из-за высокого снежного завала раздалась пулеметная очередь.
Штурмовая группа залегла. Она сделала свое дело, вызвав на себя огонь. Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулеметной амбразуре раз, другой, третий. В воздух полетели снег и обломки бревен.
Немцы замолкли. Штурмовая группа поднялась и рванулась вперед еще на тридцать шагов.
Снова то же самое. Пулеметные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов - и летящие вверх снег и бревна.
Немцы отступали по траншее. Но танк, то лавируя между деревьями, то ломая их, тоже двигался вдоль траншей, посылая туда снаряд за снарядом.
Сначала немцы, пробежав несколько шагов по траншее, пробивали дырку в бруствере и, просунув в нее ствол автомата, били по нашей пехоте, сами оставаясь неуловимыми. Теперь им все чаще приходилось выскакивать из одной траншеи и, проваливаясь по пояс в снегу, пытаться дойти до следующей.
Но в эти секунды поднимались наши, шедшие впереди танков бойцы, и одна за другой темными пятнами оставались лежать на снегу немецкие шинели.
В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег.
Первая линия траншей была занята. Артиллеристы, с помощью пехоты расчищая рыхлый весенний снег, на руках волокли свои пушки вслед за танками и с каждой остановкой били, без конца били по землянкам и блиндажам.
Все уже стало так близко, что стоявшие на противоположной опушке немецкие минометы были приведены в молчание, иначе им бы пришлось бить по своим.
Впереди была вторая линия траншей. Огонь оттуда стал яростным.
Немцы потеряли остатки выдержки и, уже не боясь себя обнаружить, истерически и беспрерывно обстреливали все находившееся перед ними пространство.
Под этим огнем трудно было поднять голову. Но первая траншея без второй - это была бы не половина успеха, а едва десятая доля его. В бою обыкновенная арифметика неприменима.
И усталые бойцы, как им ни хотелось хоть минутку отсидеться, передохнуть в только что отбитой траншее, все-таки вылезали и шли дальше рядом с танками и впереди них, вызывая на себя огонь автоматов.
К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. Роща Дубовая была взята. Несколько сот убитых немецких солдат, восемь пленных, пулеметы, автоматы, винтовки сколько их, еще не знали, еще продолжали считать, но уже знали, что много.
Землянок было до сорока, частью брошенных, частью разбитых. У их входов обломки дерева были смешаны с почерневшим от орудийных разрывов снегом.
Санитары выносили раненых. День выдался тяжелый, раненых было много.
Мимо командира полка пронесли на носилках командира штурмовой группы политрука Александренко.
Он лежал, смертельно раненный, бледный, со сжатыми губами.
Майор Грищенко остановил носилки и взглянул ему в лицо.
- Хорошо, хоть отомстили им, это хоть хорошо, - с трудом раздвигая губы, сказал Александренко и, застонав от боли, закрыл глаза.
Носилки понесли дальше.
Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный минометный огонь.
Уже темнело. Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов.
Усталые люди тяжело дыша лежали в отбитых траншеях. У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.
А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. Был восьмой час, кончались сутки боя.
В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.
А ночью в редакции газет поступила очередная, скромная сводка Информбюро: "На фронте за день ничего существенного не произошло".
16 апреля 1942 года
Илья Эренбург
20 апреля 1942 года
Я видел немецкий танк, выкрашенный в зеленый цвет. Его подбили наши в начале апреля, тогда еще лежал снег, и немецкий танк напоминал франта, который преждевременно сменил одежду. Но не франтовство, нужда выгнала в холод весенние танки и весенние дивизии Гитлера. А теперь снег сошел. Дороги потекли. Они покрыты ветками, едешь и подпрыгиваешь: автомобиль будто скачет галопом. Распутица на несколько недель замедлила военные операции. Кое-где - в Карелии, в районе Старой Руссы, на Брянском фронте продолжаются атаки наших частей, но это отдельные операции. Перед майскими битвами наступило грозное затишье. А по Десне, по Днепру проходят последние льдины. На полях - разбитые немецкие машины, трупы людей и лошадей, шлемы, неразорвавшиеся снаряды - снег сошел, открылась угрюмая картина военной весны.
Никогда столько не говорили о весне, как в этом году. Гитлер колдовал этим словом. Он хотел приободрить немецкий народ. И вот весна наступила. Две армии готовятся к бою. Тем временем Гитлер начинает лихорадочно оглядываться назад. Что его смущает? Добротные фугаски томми? Кампания в Америке и в Англии за второй фронт? Растущее возмущение порабощенных народов? Так или иначе, Гитлер начал весну походом... на Виши. Для этого ему не пришлось израсходовать много горючего. Несколько баков на поездки Лаваля и Абеца. Английское радио передает, что фон Рундштедт перекочевал с Украины в Париж. Это, однако, только путешествие генерала. По дороге фон Рундштедт должен был встретиться с немецкими эшелонами: Гитлер продолжает перебрасывать дивизии из Франции, Бельгии, Норвегии в Россию. Видимо, ни RAF{8}, ни статья в американской печати, ни гнев безоружных французов не отразились на немецкой стратегии.
Перед весенними битвами Гитлер хочет приободрить своих солдат, потерпевших зимой поражение. Он пускает слухи о новом "колоссальном" вооружении немцев. Он распространяет вздорные сообщения о слабости Красной Армии. Вряд ли солдаты 16-й армии обрадуются, услыхав по радио рассказы Берлина о том, что в русских полках теперь только шестидесятилетние старики и шестнадцатилетние подростки...
Сейчас не время говорить о наших резервах. О них расскажут летние битвы. Я побывал в одной из резервных частей, видел молодых, крепких бойцов, хорошо обученных и хорошо экипированных. Настроение в резервных частях прекрасное: все понимают, что враг еще очень силен, но все понимают также, что враг будет разбит. Прошлым летом люди помнили о Париже, о Дюнкерке, о Крите. Теперь они помнят о Калинине, о Калуге, о Можайске, о Ростове. Ненависть к захватчикам воодушевляет резервистов. Прошлым летом Германия представлялась русскому крестьянину государством, фашизм еще мог сойти за газетное слово. Теперь фашизм стал реальностью - сожженными избами, трупами детей, горем народа. Между Нью-Йорком и Филиппинами не только тысячи миль, между ними - мир. Сибиряк чувствует, что под Смоленском он защищает свою землю и своих детей.

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 4

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1.

(1) Венера - наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2)Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не отходит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3) с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами - «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Венеру часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой», потому что на земном небе Венера всегда видна вблизи Земли на фоне утренних или вечерних зорь.

2) Венера - наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны - обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров.

3) Венерианский год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток, Венера наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны.

4) Венеру - наиболее яркую из планет, орбита которой находится целиком внутри орбиты Земли и которая на земном небе всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

5) Поскольку орбита Венеры, самой яркой из планет, находится целиком внутри орбиты Земли и на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, её часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что Несмотря на это, Вот почему Следовательно, Именно такой

Ответ:

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЩАТЬСЯ , -аюсь, -аешься; нсв.

1) с кем. Вести себя по отношению к кому-л., держать себя с кем-л. каким-л. образом. Ты не умеешь о. с детьми! Как ты обращаешься со старшими? С животными надо о. ласково.

2) Находиться в употреблении, иметь хождение. В нашей стране обращаются новые денежные знаки.

3) Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. / О кровообращении, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.

4) с чем. Пользоваться чем-л., применять что-л. Уметь о. с инструментом. Осторожнее обращайтесь с микроскопом! Разве можно так о. с книгами! Математика научилась о. с бесконечно малыми величинами. Он свободно обращается с музыкальной терминологией. Ты слишком вольно обращаешься с философскими понятиями.

Ответ: _____________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый закупОрив начАвшись добралАсь ненадОлго

Ответ: _____________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, когда появились супермаркеты - универсамы с налаженной системой самообслуживания.

Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравнительно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Ответ: _____________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников новые ДИРЕКТОРА БЫСТРЕЕ всех нет ТУФЕЛЬ
фонарь ПОГАСНУЛ

Ответ: _____________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

Б) нарушение связи между подлежа-
щим и сказуемым

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Большинство писателей работают над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие - ночью.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

6) Ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без на пряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».

7) Каждый из создателей фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.

9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун..верситет / к..мпания (предвыборная) / прогр..ссивный / проб..русь / бл..стательный

Ответ: _____________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, с..язвить / з..крытие, под..шёл / пр..бытие, пр..градил / ра..шить, бе..голосый

о..данный, на..шить

Ответ: _____________________________.

10. Е .

выращ..вать / доверч..вый / сетч..тый / глянц..вый / приветл..вый

Ответ: _____________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

задерж..шься / побре..шься / спряч..шься / обознач..нный / узнава..мый

Ответ: _____________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Посредине комнаты стояли (НЕ)РАСПАКОВАННЫЕ пока коробки с вещами и игрушками.

Это была (НЕ)МИМОЛЁТНАЯ, а совершенно устойчивая мысль, хотя и мгновенно созревшая.

И, убедившись, что с попутчиком (НЕ)РАЗГОВОРИШЬСЯ, Ивлев отдался спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков.

С раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, был (НЕ)ЖАРКИЙ и скучный день, какой бывает в августе, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет.

Скоро Раскольников впал в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, в какое-то забытьё, и пошёл, уже (НЕ)ЗАМЕЧАЯ окружающего, да и не желая его замечать.

Ответ: _____________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Солнце (В)ТЕЧЕНИЕ дня меняет своё положение, (ПО)НАЧАЛУ описывая траекторию дуги примерно 60° зимой и 120° и более летом.

Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а ТАК(ЖЕ) на специальных кораблях погоды ТО(ЖЕ) подтвердили существование в приэкваториальных широтах пояса западных ветров.

(И)ТАК, спустя девяносто лет КАК(БУДТО) был понят смысл текстов, свёрнутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Обычные кубики, (ПО)ВИДИМОМУ, ВСЁ(ТАКИ) полезнее для развития ребёнка, чем электронные гаджеты.

Генеалогически оба слова происходят от одного корня, но по КАКИМ(ТО) причинам одно из них обрело популярность и закрепилось, а другое ВСЁ(ЖЕ) отступило в тень.

Ответ: _____________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

В многочисле(1)ых сараях, построе(2)ых на песча(3)ом берегу, зимой хранились просмолё(4)ые лодки.

Ответ: _____________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Величественность зданий зависела от их соразмерности гармонических пропорций украшений оконных наличников картушей и барельефов.

2) Писатель должен держать читателя в напряжении вести его за собой и не допускать в своём тексте непонятных или неритмичных фрагментов.

3) Самым высоким и покоряющим читателя явлением в литературе может быть только органическое слияние поэзии и прозы.

4) В разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце и степь дымилась и блестела.

5) Я полюбил Среднюю Россию: свежесть её природы обилие чистых и прохладных вод сырые лесные чащи моросящие и пасмурные дожди.

16.

Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами (1) слова (2) начисто потерявшие для нас образные качества (3) и (4) живущие только как словесная скорлупа (5) в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Ответ: _____________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Цвет мёда (1) по мнению специалистов (2) зависит исключительно от растения, с которого собран нектар, и (3) может быть (4) всех оттенков коричневого, жёлтого и даже зелёного.

Ответ: _____________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Эрмитаже у меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2)То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3)Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4)Подходы к ним были минированы.

(5)Было ровно двенадцать. (б)Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7)Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8)Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9)Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов - немцы ещё молчали. (10)Но вот кто-то не выдержал. (11)Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12)Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13)Вызвала огонь на себя. (14)Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15)В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16)Немцы замолкли. (17)Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18)Снова то же самое. (19)Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов - и летящие вверх снег и брёвна.

(20)В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21)Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22)К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23)Роща Дубовая была взята.

(24)День выдался тяжёлый, раненых было много. (25)Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26)Уже темнело. (27)Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28)Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29)У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30)А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31)Был восьмой час, кончались сутки боя. (32)В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33)Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34)По календарю весна. (35)Но стоит на пять шагов отойти с дороги - и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36)На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37)Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38)Самоотверженные командиры - старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш - пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39)Прощайте, наши боевые друзья. (40)Вперёд, на запад!»

(41)Памятник стоит высоко. (42)Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43)Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44)Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие - Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45)Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46)Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47)Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48)Эти рощи - место ежедневных кровавых боев. (49)Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50)Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло». (По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979) - русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.

2) Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сделано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок.

3) Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.

4) Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продвигаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.

5) Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.

Ответ: _____________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) Предложение 6 включает описание.

3) В предложениях 14,16-17 говорится о последовательно совершаемых действиях.

4) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 43 представлено повествование.

22. Из предложений 41-47 выпишите контекстные антонимы.

Ответ: _____________________________.

23. Среди предложений 43-48 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

24. «Константин Михайлович Симонов показывает читателю истинную цену одного из вроде бы обычных эпизодов войны. Чтобы воссоздать картину боя, автор использует разнообразные средства выразительности. Так, в тексте использованы различные синтаксические средства, в том числе (А)___ (в предложениях 14, 20), и троп - (Б)___ («кровавых метров» в предложении 22, «несмотря на оглушительный огонь» в предложении 29), а также приёмы, среди которых (В) ___ (предложения 12-13). Ещё один приём - (Г) ___ (предложения 38-40; предложение 50) - помогает понять мысль автора».

Список терминов:

1) цитирование

3) синонимы

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

9) метафора

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Top