Сейчас современно заняться сущностью той культуры. Глава iii духовная культура

Этика отношений ( белая этика, БЭ , Relatio ) - аспект информационного метаболизма, внутренняя статика поля.

Семантика

Отношения одного объекта к другому, притяжение и отталкивание, потенциал взаимодействия. Субъективное отношение человека к другим людям и предметам (симпатия и антипатия, любовь и ненависть, дружба и вражда, признание и игнорирование). Этичность поведения по отношению к другим, нормы и правила поведения в обществе, этикет.

Восприятие и проявление

Чувства к другим, привязанность, понимание чужого отношения к себе и другим. Разделение на добро и зло. Вежливость.

Белая этика (БЭ, этика отношений) - это интровертный аспект, с помощью которого человек может легко разобраться в том, какие и с кем у него отношения. С помощью именно этого аспекта индивид понимает, как к нему относится, например, начальник на работе, и какие с ним строить отношения. Как построить отношения с коллегами, а также с домочадцами. Естественно, БЭ проявляется не только в отношении к людям, но и в отношении к вещам. Например, высказывание «какая милая сумочка» - это высказывание по этике отношений.

Люди с сильной этикой отношений хорошо чувствуют нормы морали и нормы поведения. Умеют вписаться в общество и в коллектив. Однако, поскольку чувствуют людей, их души, их порядочность, поэтому могут далеко не всегда хотеть быть с ними в близких отношениях. Иногда они могут начать воспитывать других, стремясь изменить их поведение, иногда отдаляют от себя тех, кто не нравится. А могут принимать и прощать любое поведение. И все это им важно, все это чутко воспринимается. Белые этики, как правило, знают, «что этично», а что нет. И даже если сами ведут себя «неэтично», у них это происходит осознанно, понимают, когда и как можно нарушать нормы в отношениях, и как исправить/загладить ситуацию в случае чего.

Базовые белые этики: ЭСИ-«Драйзер» и ЭИИ-«Достоевский».

Область рассмотрения аспекта БЭ:

Уровень действий: чувствовать (не выражая), мирить, приближать к себе, отдалять от себя (психологически), создавать отношения, проявлять симпатии, знакомиться, доверять и вызывать доверие, находить что-то общее с другими, воспитывать.

Уровень чувств: чувство близости, доверия, чувство родного, притяжения, принятия человека, доброта, общность.

Итак, сегодня мы продолжим серию статей о соционических аспектах разговором о Белой Этике или Этике отношений. Как и в предыдущих статьях этой серии, мы будем раскрывать суть аспекта через его проявления в разных функциях.

Прежде всего Белая Этика это ОТНОШЕНИЕ. С одной стороны, это собственно отношение к конкретным людям, и вообще выстраивание системы отношений между ними. С другой это отношение вообще к явлениям в нашей повседневной жизни, их оценка с точки зрения своих собственных личных представлений о том, что есть правильно и неправильно.

Соответственно, для базовых Белых Этиков, Доста и Драя, отношение является фундаментом всего в их жизни. Они видят свою главную задачу в том, чтобы как бы заполнить поле этики своим личным отношением, рассчитывая, что партнёр в эту сферу лезть не будет. Для базового БЭшника отношение во всём, ко всему и всегда к месту. Своё отношение они выражают довольно прямо, например, признаваясь в любви будут фактически дарить себя человеку (партнёрами разных ТИМов это воспринимается очень по-разному). При этом БЭ как базовая функция проявляет себя негибко, и определяет собой действия по творческой. Драйзер с творческой ЧС будет пытаться силой поменять то, что ему не нравится, в том числе и человека, к которому у него негативное отношение (Драевское желание «воспитать»), и силой защитить то, к чему у него хорошее отношение (Драи имеют свойство прощать буквально всё тем, кто им нравится). Связь базовой БЭ и творческой ЧИ у Достов сводится к тому, что исходя из отношения к человеку или явлению Досты преувеличивают или преуменьшают их потенциал: восхваляют тех, к кому относятся хорошо, и очень негативно отзываются о тех, к кому относятся плохо. При этом отношение само по себе негибкое, сами Досты и Драи как бы привязываются к своему отношению, и потому хорошее отношение меняется на плохое (так же как и плохое на хорошее) редко, и при этом очень резко, и в основном под влиянием субъективных факторов (то есть речь идёт о самой сути отношения).

Для творческих Белых Этиков, Гексли и Наполеона, отношение уже является более гибкой вещью, зависимой от их сознательных действий, и тех факторов, которые ими воспринимаются как самые важные в жизни. Так отношение Гексли очень зависит от того, какой потенциал он видит в человеке, что чаще всего выражается категориями «интересно», «умный человек», «можно много узнать» и так далее. А отношение Наполеона зависит от того, как он, в соответствии с базовой ЧС, выстраивает систему отношений вообще так, чтобы она «охватывала пространство», и чтобы отношение соответствовало значению людей и явлений в этой системе. При этом важно подчеркнуть, что гибкость БЭ не означает её постоянную переменчивость, это лишь означает её зависимость от описанных выше факторов, и в соответствии с ними отношение Гексли и Наполеона к человеку или явлению тоже часто вполне постоянно и наполнено искренними чувствами. Даже больше, самим творческим БЭшникам отношение базовых БЭшников часто кажется необоснованным, ведь в нём нет привязки к объективным факторам, которую Гек и Нап чувствуют в себе.

Важно отдельно отметить, что отношение – крайне субъективная штука, не зря Белая Этика именно Белая, то есть интровертная. Это значит, что собственно к морали или общим представлениям о нормальных отношениях между людьми Белая Этика имеет опосредованное отношение, что особенно заметно по базовым БЭшникам. Дост и Драй на самом деле мало интересуются общепринятой моралью, потому что они считают свою собственную мораль общепринятой и обязательной к исполнению. С одной стороны, это делает их людьми твёрдых убеждений, но с другой, уверенность в своих убеждениях у базовых БЭшников совершенно не зависит от самих этих убеждений: негативно относиться ко всему, противоречащему их морали, будут в том числе и те Досты и Драи, у которых такая мораль, что их самих бы на костре сжечь:3 Субъективность проявляется и в творческой БЭ. Гибкость творческих БЭшников выражается в том, что их отношение ситуативно, но если ситуация, к которой Гек или Нап уже выработал своё отношение, повторяется, то изменить это отношение они практически неспособны, даже если к тому есть объективные причины.

Есть и общие проявления БЭ в блоке эго. Для всех четырёх ТИМов, о которых речь идёт выше, характерно осознание своего отношения, а значит и открытое его выражение. БЭшники считают важным, чтобы об их отношении (как негативном, так и позитивном) знали (хотя иногда это ограничивается банальной стеснительностью), искренне считают, что это может повлиять на людей. Так что БЭшники бывают неплохими мотиваторами, хотя в сочетании с тупостью конкретного человека это превращается просто в навязчивость. Так же общей чертой Белых Этиков является удивительная мотивированность и целеустремлённость именно исходя из отношения к чему-то, что называется «пахать за идею», особенно удивительно это на фоне того, как плохо с ними работают другие, более «осязаемые», факторы мотивации.

Внушаемая Белая Этика, как уже понятно во многом из описания базовой, настроена на то, чтобы этическое поле заполнял своим отношением партнёр. При этом поле отдаётся не по принципу «отдал и забил», а по принципу «отдал и внимательно наблюдает», так как заполнение этого поля чьим-то отношением для них потребность и даже больше – фактор мотивации. Типичное для Драев и Достов выстраивание отношений многими воспринимается как попытка повесить себя на шею вместе с кучей проблем, но для Джека и Штира это награда свыше, показатель того, что они не просто так живут и не зря делают свои дела. Кроме того, для Штира и Джека этические вопросы – это ответственность, которая их очень тяготит, поэтому они ждут, что их от этой ответственности избавят, и можно будет заняться вещами, ответственности за которые они уже не боятся. Отдельно отмечу, что «внушаемость» БЭ проявляется ещё и в склонности к довольно консервативным суждениям. К самим убеждениям это отношения не имеет, просто если рядом с Штиром или Джеком не оказывается человека, который бы помог найти ориентиры в сложном этическом мире, они вынуждены принимать те ориентиры, которые есть, а обычно это привычные для большей части социума установки.

Активационная БЭ так же является как бы функцией-потребностью, но настроена уже на творческую. И поскольку творческая это функция сознательных действий и изменений, то по активационной человек определяет, а много ли делают для него. Так что Бальзак и Габен нуждаются в дозах «этической движухи» именно для того, чтобы постоянно знать, что их партнёр что-то делает именно для них. Выражаться это, по ощущению Балей и Габов, должно в таком непрерывном этическом поиске, с переосмыслением, например, тех же моральных установок и помощью в оценке людей. Ну и кроме того, Габены и Бальзаки коряво регулируют дистанцию, но хорошо её чувствуют, и их активационная БЭ требует, чтобы дистанция партнёром всегда была отрегулирована в соответствии с ситуацией (от чего собственно у Гека и Напа отношение ситуативно).

Соответственно болевая БЭ, как уже понятно из всего вышесказанного, это не просто неприятие морали или отношений. Неприятные ощущения у Дон Кихота и Жукова вызывает излишний поток информации по этому полю, поэтому больше всего они не принимают моральных установок, которые противоречат здравому смыслу (во всяком случае, в их понимании), и того, что на самом построении отношений делается акцент. Это приводит к тому, что Искатели и Маршалы часто даже используют общепринятые моральные установки как шаблоны для защиты своей болевой (сказал, что думаешь как все – и можешь быть спокоен), а в отношениях с людьми они больше всего не любят эти отношения выяснять и разбирать, порой даже не решаются оборвать связи, которые уже давно надо было оборвать, лишь бы не пришлось разбираться с отношением человека к себе, и тем более себя к человеку. Дон или Жук чувствует себя как муха в паутине Белой Этики – чем больше ты двигаешься и дёргаешься, тем больше это паутина тебя опутывает и затягивается.

Ну и кратко о БЭ в оставшихся функциях:
Фоновая БЭ (Дюма, Есенин). Эта функция сильная, но неосознанная, чтобы прикрыть болевую, и при этом ненароком по ней не «съездить». Отношение фоновых БЭшников прямолинейно, несколько упрощенно, и исходит из очевидных вещей. Это делает их комфортными партнёрами для Жуков и Донов, но у самих Есей и Дюма она создаёт банальную проблему: сами они не всегда осознают, что происходит в их личной жизни. А люди со стороны, из-за недостатка этого отношения, могут принять за него проявляющиеся по творческой ЧЭ сильные эмоции.
Ролевая БЭ (Максим Горький, Робеспьер). Максы и Робы проявляют отношение к людям «как положено», то есть привычными ухаживаниями, знаками внимания, комплементами и тому подобным. В принципе, такими общими вещами могут пользоваться все условно не сильные этики, но ролевая всегда пытается показать себя сильнее, чем она есть, поэтому Робы и Максы всячески проявляют её почти постоянно. Почти, потому что настроены на ограничительную…
Ограничительная БЭ (Гамлет, Гюго). …а ограничительная имеет свойство включаться на всю катушку в наиболее неблагоприятной обстановке. Когда в отношениях всё спокойно и хорошо (то есть пока базовой ЧЭ это не надоест), Гамлет и Гюго оставляют на себя роль внимательного наблюдателя и критика, который подмечает и выражение отношения, и то, как меняются моральные установки у людей вокруг. Если в отношениях возникают серьёзные, настоящие проблемы, то ролевая БЭ закрывается, и ограничительный БЭшник берёт их на себя. В этот момент внезапно (иногда для самого носителя) выясняется, что Гамлет или Гюго может в короткий промежуток времени «разрулить» проблемы в отношениях и расставить моральные ориентиры. После чего снова становится в отношениях наблюдателем и критиком – до следующего раза.

Так же хочется отметить одну внефункциональную вещь. Белой Этике приписывается желание всем помочь и всем сделать хорошо. Это в корне неверно, потому что БЭ неотделима от оценочных суждений. Гексли просто не может одинаково относиться к людям с разным потенциалом (базовая ЧИ), Драй не может одинаково относиться к людям с разной отдачей в делах (внушаемая ЧЛ) и т.д. То есть БЭ это не только само по себе отношение, это его дифференциация, в основном в зависимости от квадральных ценностей.

В конце подчеркну, что Белая Этика не так далека от Чёрной Этики, как кажется. Именно эмоции и чувства создали пласт, делающий нас людьми, пласт культуры, пласт эмпатии и сопереживания, да и в конце концов пласт тем для разговора ни о чём вечером с друзьями. И Белая Этика через отношение людей и отношения между людьми создаёт свою, интровертную часть этих пластов, которая очень важна для всех нас вне зависимости от ТИМа.

Белая этика - это этика отношений. Она относится к интровертным аспектам и помогает разобраться в отношениях. Белая этика особо ярко раскрывается в связях между двумя людьми. Но это лишь главная сфера, по своей сути она ответственна за формирование у человека собственного взгляда на вещи, объекты, людей, жизнь. Причем белые этики не рассматривают человека как общее, абстрактное понятие, их интересует конкретная личность. Не зря в их стихией и сутью является индивидуальный подход ко всему.

Взгляд такого этика на личности и события отличается от большинства. Если обобщить, то главными функциями белого этика можно считать:

  • собственное мировоззрение;
  • индивидуальность взглядов;
  • внутренние, интровертные отношения ко всему.

А когда белая этика выступает как базовая функция, то индивидуум полностью погружается в интересы близких людей, семьи. Они становятся главными ценностями его жизни.

Отличительные черты белых этиков

Главной положительной чертой белых этиков считается умение находить общие интересы практически с любым человеком. Благодаря своей сильной функции они уже в детском возрасте умеют налаживать контакты и, что главное, поддерживать их.

И если представителям других психотипов необходимо обучение для осознанного понимания внутреннего мира другого человека, его эмоционального состояния, умения активно слушать, то бело-этики являются эмпатами с рождения. Желание прикоснуться, обнять, пожалеть возникает у них спонтанно, иногда даже помимо их воли. Причем они интуитивно знают, кому это просто необходимо в данный момент. Из них получаются прекрасные психологи. Лучше белого этика никто не может слушать и утешать.

Белых этиков любят дети. Они легко находят к ним подход и с любовью общаются с ребятами. Их умение подстроиться под любого человека делает бело-этика идеальным партнером. Но иногда он настолько растворяется в партнере, что не может высказать свое мнение, проявить индивидуальность.

Самое страшное для белого логика - это разрушить хорошие, качественные отношения, установившиеся в паре. И чтобы это не произошло, он пойдет на любые уступки, пусть даже и во вред себе. Считается, что из белого этика получаются идеальные вторые половинки в семье. Они спокойно уживаются с любым




Top