Семнадцать мгновений весны сцена встречи с женой. "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров

Кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль "не осилил" Куравлев, зачем была нужна Фрау Заурих и что знает о Штирлице режиссер фильма Татьяна Лиознова — в материале проекта Weekend.

Штирлиц знал, что война закончилась, но не знал только, где.

К этому анекдоту из цикла двусмысленных шуток про знаменитого разведчика можно только добавить, что и война не знала, где "закончился" Штирлиц. Что было с ним после возвращения в Берлин? Фильм "17 мгновений весны" не до конца удовлетворяет наше любопытство, оставляя своего героя на обочине дороги за 45 дней до великой победы. И это далеко не единственное, чего вы могли не знать о легендарном фильме.

Ничего особенного

"Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит", — так вспоминал о съемках фильма актер, исполняющий роль Мартина Бормана, Юрий Визбор.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно - снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день - так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Штирлиц - грузин

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко - в качестве "штирлицев" она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала , что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть". Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая.

Но у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым - сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Также сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера - а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили.

Были даже пробы, репетиции, но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: "Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против", — рассказывал он.

После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для "смелости". Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. "Играть ты должен, прожигая им своего партнера", — повторяла Лиознова.

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: "И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож - отказался бы от роли". Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера.

На тему фильма у него есть даже любимый анекдот: "Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. "Броневой", - понял Штирлиц".

Чего не было в сценарии

Как известно, фильм "17 мгновений весны" является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова. Однако Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

Для Лиозновой съемки "17 мгновений…" были не просто работой: в дни, когда ей попалась в руки книга Семенова, она как раз искала историю, которая сможет ее по-настоящему вдохновить. Образ разведчика Исаева, вынужденного находиться за сотни километров от родины в "логове" врага, впечатлил ее.

Другие кафе "Элефант" , либо появившиеся после фильма, либо претендующие на звание того кафе из фильма

Любопытно, что затем в Москве сделали бар, интерьер которого повторяет тот "Элефант" :

Все помнят фильм «17 мгновений весны», где в ресторанчике «Элефант» встречается со своей женой Штирлиц. Кадры из этого фильма и стали основой для оформления интерьера: чёрно-белые фотографии из фильма, висящие на стенах бара, воссоздают атмосферу 70-х годов XX в. Возможно, это и привлекает в ресторан многих знаменитостей и звёзд. Сам Вячеслав Васильевич Тихонов справлял здесь свой юбилей! http://actuality.ru/mod_restoran_setletter_alfavit_E_search_center_bar.htm
Сайт ресторана: http://bar-elefant.ru/about_we.php

Притаился в переулках в районе Цветного бульвара пивной ресторан "Элефант".
Достаточно спуститься из шумного города на три ступени…и… истинный рай встретит Вас. Два уютных зала различной тематики. Один, всем известный, в котором полковник Исаев (или просто Штирлиц) встречался со своей супругой. Многое здесь напоминает о нем: фотографии на стенах, лыжи, и даже фуражка, видимо некогда оставленные полковником. Еще в зале присутствует неимоверное количество слоников, расставленных повсюду. http://menu.ru/?action=pv&id=993

Было еще кафе "Элефант" в Екатеринбурге :

К сожалению, его больше нет (см. коммент внизу) - но путь информация из Интернета останется памятником этому интересному начинанию...

Идеологически выверенное кафе. На каждом столике красуется бюст Штирлица, в обеденный перерыв показывают все семнадцать мгновений весны, а стены украшают картины с сюжетами из фильма. Все это дело идет под сопровождение музыки 30-50-х гг. при интимном освещении. Атмосфера фильма передается полностью, этому способствуют и названия блюд: картофель с икрой "Штирлиц в мундире" - 200 р., закуска "Радистка Кэт" - 120 р., "Лыжи пастора Шлага" - 180 р. Но это еще не все. кафе называется "Элефант", поэтому здесь присутствуют фигурки слонов как символ добра и благополучия, а каждому тысячному посетителю обязательно дарят маленького слоника - на счастье. Время работы: с 09.00 до 24.00 ежедневно. Ул. Малышева, 108. Тел. 24-01-95. http://ng1.apress.ru/art.html?a=otdih&b=@331_o.html

Еще на Малышева, неподалеку от железной дороги (до ж.д. моста на правой стороне если стоять спиной к центру) есть кафе "Элефант". По замыслу, должно напоминать место, где Штирлиц встречался с женой. Так, ничего особенного, но чуть дешевле и довольно-таки вкусно. http://wwwboards.auto.ru/restaurant/39878.html

О кафе в Чехии, в Карловых Варах :

А нам чешский гид рассказывала, что сцены внутри кафе снимали в Карловых Варах. http://www.cofe.ru/apple/vb/printthread.php?s=...71794&perpage=81

Карловы Вары - советуем посетить кафе "Элефант", где Гете праздновал свой 35-й день рождения, и где Штирлиц встречался со своей супругой. http://feerie.com.ua/prajholidays.html

Небезызвестный нам Штирлиц имел кофе-брейк в местном кафе "Элефант", и жену свою там встречал. Мы тоже туда заглянули - милое уютное заведение, в основном пирожные-морожные вкусные подают. Как и полагается, на видном месте статуя слона на постаментике. Из огромных окон - замечательные виды. Отсюда, надо полагать, Максим Максимыча Исаева и рвало на Родину.
http://www.prag.ru/impr-prag/impr-prag-4.html

Легенда о том, что в Карловых Варах снимали фильм про Штирлица - небылица полная . Кафе "Элефант" действительно есть в Карловых Варах, но не встречался в нем ни Штирлиц с женой, ни Вячеслав Тихонов. Фильм не снимался в Карловых Варах. Кто-то напутал в путеводителях, которые я прочла на сайте. http://www.prag.ru/Czech/impres/929/

Германия, Веймар
О тех временах В. Путину наверняка напомнило и название гостиницы «Элефант», в которой он остановился в Веймаре и где имеется ресторан с одноименным названием. В кафе «Элефант» на фоне грустной музыки - «мгновения, мгновения, мгновения» - советский разведчик Штирлиц заказывал кофе и, прищурив от дыма глаза, курил сигареты.

Свидание Штирлица с женой

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Формально «Семнадцать мгновений весны» - телесериал, а не кинофильм, но он занимает такое место в нашей культуре, что мы вправе поставить его в один ряд с более «престижными» произведениями искусства. Тем более что в нем есть одна из эмоциональнейших немых сцен всего советского кино. В конце третьей серии режиссер Татьяна Лиознова демонстрирует свидание разведчика с женой. Чтобы не вызвать подозрений, Штирлиц не может подойти и заговорить с супругой, которую привезли в Германию его товарищи. Он может лишь переглядываться с ней, сидя в противоположных углах ресторана. Сколько боли при этом в его и ее глазах!

Смотреть все сразу 10. Побег на автобусе – «Выпускник» (1967) 9. Поиск драгоценной руды – «Нефть» (2007) 8. Воссоединение Роуз и Джека – «Титаник» (1997) 7. Шпильман играет Шопена – «Пианист» (2002) 6. Билл охотится на Клариссу – «Молчание ягнят» (1991) 5. Высадка на пляже Омаха – «Спасти рядового Райана» (1998) 4. Младенец прекращает перестрелку – «Дитя человеческое» (2006) 3. История брака Карла и Элли – «Вверх» (2009) 2. Свидание Штирлица с женой – «Семнадцать мгновений весны» (1973) 1. Финальная дуэль – «Хороший, плохой, злой» (1966) Расскажите друзьям

В легендарной картине «Семнадцать мгновений весны» одной из самых пронзительных и лиричных стала сцена встречи главного героя, Штирлица, с женой в кафе. Актриса, сыгравшая супругу советского разведчика, исполнила свою роль безукоризненно - никто из зрителей не сомневался, что этой женщиной движет любовь, хотя при этом она не сказала ни слова. Но мало кто знает, что Элеоноре Шашковой, которая так талантливо изобразила в немом эпизоде переживания женской души, слава «жены Штирлица» принесла немало страданий и бед.
В этом году советской и российской актрисе театра и кино Элеоноре Шашковой исполнится 75 лет. Массовому зрителю её имя мало что говорит, но стоит вспомнить о той сцене в кафе из «Семнадцати мгновений», и необходимость что-то еще объяснять сразу отпадает. Короткий эпизод помнят все, настолько виртуозно он был сыгран.

«В тот момент я ощущала себя не актрисой Эллой Шашковой, а его женой, влезла в ее шкуру. И зрители это почувствовали», - объясняла потом актриса.

Режиссер картины Татьяна Лиознова изначально хотела, чтобы роль супруги русского разведчика сыграла не слишком знаменитая актриса.И, кстати, даже после того, как фильм с триумфом прошел на экранах страны, поклонники почти никогда не узнавали Шашкову при встрече. В момент съемок актрисе было всего 35 лет, тогда как её героиня была гораздо старше - на съемочной площадке использовали специальный грим, чтобы визуально состарить артистку на 15 лет. Увы, это не спасло Шашкову от зависти коллег, которые устроили на «жену Штирлица » травлю в стенах родного театра.

В театр имени Вахтангова Элла Шашкова пришла за десять лет до знаменитого фильма. Но стоило прийти славе, и этот стаж оказался забыт, коллеги объявили ей бойкот - демонстративно игнорировали, интриговали, распускали сплетни. Для Шашковой столь откровенная неприязнь и травля в родном коллективе оказались сильнейшим потрясением: у артистки началась - она недели проводила лежа на диване, повернувшись лицом к стене.

Впоследствии о Шашковой будут писать: её театральная карьера складывалась не столько успешно, как в кино.

Сама Элеонора Петровна лишь говорила: «Есть такое гадкое чувство человеческое, называется оно зависть. Это отвратительное человеческое качество всю жизнь преследовало меня. Ни в каких сплетнях и закулисных интригах я не участвовала. Мною сыграно около пятидесяти театральных ролей... но почти всегда я играла во вторых составах. В принципе второй состав - это раб. Успех и почести достаются первому составу, а второму приходится все время вкалывать. И никуда от этого не денешься».

В наши дни явление коллективного психологического террора, травли в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег известно под словом «моббинг ». На протяжении недель, месяцев и даже лет человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию в коллективе, его постоянно унижают и часто предъявляют несправедливые обвинения.По словам специалистов такой «психологический террор» насчитывает более 40 специфических вариаций поведения, и каждый его «подвид» расценивается как разновидность насилия. И хотя моббинг может казаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, его эффект имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди, став жертвами травли на работе, всерьез подумывают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Главным фактором моббинга психологи считают нездоровую психологическую атмосферу, которая царит в организации.

«Она требует найти своего «козла отпущения», подогревает жажду власти над другими и личную злобу, продиктованную страхами или завистью. Здесь вступает в действие психология группы и сложное переплетение социальных процессов организации», - объясняют специалисты.

ФАКТ В ТЕМУ

Визитной карточкой блистательной французской актрисы Анни Жирардо стала психологическая мелодрама «Умереть от любви», повествующая о трагической любовной связи учительницы. В основе фильма лежала реальная история школьного преподавателя Габриэль Рюссье, котораяпокончила жизнь самоубийством,не выдержав осуждения и травли. Жирардо решилась на исполнение этой роли, желая вступиться за учительницу. Актриса так блистательно сыграла свою роль, что зрители стали сочувствовать Рюссье, осуждаемой прежде за люобвь к молодому юноше, своему ученику.




Top