Семья воспитание образование евгения онегина. Проблемы воспитания и образования в романе А.С

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Проблемы воспитания и образования в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Одним из основных вопросов, обсуждаемых в обществе в этот период и, как следствие, на страницах многих литературных произведений, был вопрос о воспитании и образовании современной молодежи.

В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г., Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».

По мнению поэта, воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрение. А воспитание человека в то время всецело зависело от общественной среды, от исторической ситуации, от социально-политической обстановки, от отдельных лиц, книг и т. д. В этой связи вопросы воспитания представляли огромный интерес, как для писателей, так и для читателей…

Поэтому проблема воспитания и образования в романе «Евгений Онегин» выступает одной из центральных, которая предопределяет судьбы главных героев.

Тематика образования и воспитания героев занимает одну из ведущих позиций в романе Пушкина и может быть прослежена на всем протяжении «Евгения Онегина». В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски - дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приемы, театр - место общения, сбора сплетен и демонстрации новых туалетов) или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников.

Безусловно, проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Научно-критическая литература в рассмотрении воспитания и образования Евгения сходится во мнении относительно того, что воспитание противоречиво.

С одной стороны, героя окружают с детства гувернеры, которые в домашних условиях дают ему все необходимое, чтобы вступить в свет. К слову, «Золотая молодежь» Москвы и Петербурга воспитывалась гувернерами - французами, остатками «Великой армии» Наполеона после Отечественной войны. Они брались в учителя музыки и танцев по определению, раз француз - значит, знает толк в искусстве. В то же время воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности:

Monsieur l"Abbi, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». Высшее общество вело именно такую, беззаботную и легкую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному течению. К этому обществу на первых страницах принадлежит и Онегин:

Спокойно стоит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он, бесспорно, умен и видит все недостатки, как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. При этом Онегин - тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой является миру немой укор:

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиной появился он…

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. Он читает труды экономиста Адама Смита, и затем в деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян, что явилось результатом его увлечения экономикой. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:

… Роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел явно он,

Что и в деревне скука та же.

По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онеги, который представляет собой «европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события. В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца, не воспитанные в нем в детстве и юности, нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света.

При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина, подчеркивая тем самым, что ничего не изменилось в обществе. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина -- Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Что же до семьи Лариных, то там вместо французских гувернеров, характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Чудесная няня воплощает связь героини с миром крестьянства и тем народным творчеством, которое щедро питает воображение «мечтательницы милой». Ведущие место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Недаром волшебные вымыслы народной наставницы уносят Татьяну от прозаического мира Пустяковых и Фляновых, столь чуждого ей. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже.

Следует отметить, что героиня зачитывается французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Героиня Пушкина, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать. Татьяна, как и ее мать, сестра, да и многие женщины того времени, зачитывалась романами популярных писателей, но не просто пробегала глазами по тексту, а переживала его, уединяясь с книгой в саду, мечтая о романтической любви и «прекрасном принце»:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, непристойный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Возвращаясь к литературе, стоит отметить также и то, что романов отечественных в ту пору еще почти не было, господствовала мода на французский язык. Проза наша, как заметил Пушкин, была «мало обработана». Душа же героини, весь строй ее мыслей и чувствований были обращены к родной, отечественной культуре, и сны ее были сотканы из русских сказочных образов.

Итак, Татьяна представляет собой в воспитательном плане полный антипод Онегину. Она не жила светской жизнью, не пропитана духом интриг и кокетства, а по-детски искренна и лишена светских предрассудков, что позволяет ей первой признаться в любви к Евгению.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность -- основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые в силу воспитания Татьяна с упоением слушала рассказ няни о ее любви), не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет:

Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Но «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Когда же Евгений вновь встречается с Татьяной, то понимает, насколько любит ее. Однако моральные качества берут у Татьяны верх над чувством, и она отказывает Евгению, в этом-то и заключается отличие в воспитании героев: один привык получать все, что захочет, другая же живет, руководствуясь нормами морали.

Таким образом, герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», доказали, что человек, оторванный от своей национальной почвы, воспитанный на европейский манер, может быть либо пустым и никчемным либо очень быстро разочароваться в жизни и не суметь найти себя, как, например, Евгений; Татьяна же, несмотря на то, что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в образ «идеальной женщины».

Онегин и Ленский, несмотря на то, что оба принадлежат к , получили разное воспитание. рос в Петербурге под присмотром французских гувернеров, получил домашнее образование.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Чему успел научить «француз убогой» Евгения? Прежде всего, французскому языку, которым он, как носитель языка, владел в совершенстве. Ребенок еще не умел говорить, а к нему приставили французскую Madame, которая, общаясь с ним, обучала малыша французскому. Родители Евгения: занятый «проматыванием имения» отец, и предпочитавшая ни во что не вмешиваться мать — не уделяли должного внимания сыну, не общались с ним на родном для него языке. Поэтому можно предположить, что Евгений долго не знал русского языка, как, впрочем, и сам Пушкин. Мосье научил Евгения танцевать мазурку, и вести себя в светском обществе. Этого было достаточно, чтобы произвести впечатление умного и милого молодого дворянина.

Пушкин явно принизил заслуги французского воспитателя. Онегин в определенных пределах своих знаний мог поддержать разговор, а когда чувствовал, что его знаний маловато, то с умным видом предпочитал помалкивать. Способность вовремя промолчать, тоже дана не каждому. Он немного знал латынь, мог процитировать некоторых древнеримских поэтов.

Онегин знал наизусть остроумные эпиграммы, которыми не упускал случая блеснуть перед женским полом, был рассказчиком забавных анекдотов «от Ромула до наших дней».

Евгений совершенно не разбирался в стихотворчестве, «ругал Гомера, Феокрита», вероятно, за тяжелую стихотворную строку. Но увлекался экономическими вопросами, читал Адама Смита.

Наконец, Евгений получил свободу от родительской опеки и гувернеров. Оказавшись в высшем свете, он увидел царившие в обществе лицемерие, лесть, игру в любовь. Он легко принял эти правила поведения и общения.

Но не будем касаться его образования в области «науки страсти нежной», тем более что сфера любовных отношений имеет к его воспитанию довольно отдаленное отношение, а лучше перейдем к .

В России того времени немного найдется молодых людей, получивших университетское образование. Не было принято у дворян посылать своих отпрысков в учебные заведения. Можно предположить, что после смерти родителей Владимира, его родственники приняли решение отправить ребенка на учебу в Германию, чтобы самим не заниматься его воспитанием.

Как бы там ни было, свое воспитание и образование Владимир Ленский получил в Геттингенском университете, где общался с такими же, как он сам, молодыми людьми, верившими в любовь и дружбу, и готовыми ради дружбы на жертвы. Пылкость и искренность были главными чертами в характере Ленского.

Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь

В отличие от Онегина, который не мог отличить ямба от хорея, Ленский разбирался в поэзии, был поклонником Гете и Шиллера, сочинял элегии.

Они были разными – Онегин и Ленский. в возрасте, воспитании и мировоззрениях порождало споры.

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

И тем интереснее им было вместе.

Онегин не ездил к соседям. Более того, завидев, что кто-то едет к нему, он требовал коня и просто сбегал из дома. Ленский, в отличие от Онегина, нанес визиты вежливости, но разговоры о «псарне и вине» были ему скучны. Единственная семья, к которой он ездил с удовольствием почти каждый вечер, была семья Лариных. Там жила его любимая – . Девушка простая, бесхитростная, но живая, и энергичная. Владимир посвящал Ольге свои стихи, мечтал о женитьбе. И все предвещало скорый брак между ними.

Но вот чего не хватало Евгению Онегину и Владимиру Ленскому в их образовании и воспитании, так это их увлеченности каким-либо занятием, отсутствие полезности государству и обществу. Если Ленский еще мог применить свои знания на практике – стать неплохим поэтом или журналистом и печататься в журналах, то Онегин был вовсе не приспособлен ни к какому труду. Отсюда его метания, хандра и скука.




Top