Сент женевьев дю буа. Русское кладбище в Париже: Сент-Женевьев-де-Буа

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это — великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь — работа архитектора Альберта Бенуа — брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор — Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко – музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.

Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса – это служебный вход.

А ещё на этом кладбище похоронен строитель Петербурга архитектор Мульханов Павел Михайлович. Он построил более 80 домов (более всего на Петроградской стороне), а также церковь под Петербургом в Лисьем Носу. Печально, что такого плодовитого архитектора сейчас мало знают даже в самом Питере. На фото у его могилы правнучка Людмила.

Сент-Женевьев де Буа. Кладбище великих

Более ранние посты о Сент-Женевьев де Буа здесь и здесь

На кладбище более 7000 русских могил, в том числе известных русских писателей, ученых, артистов, художников, государственных и политических деятелей, военных и представителей духовенства. Кладбищенская церковь Успения построена по проекту архитектора Альберта А. Бенуа в новгородском стиле с псковской звонницей и воротами, она была торжественно освящена 14 октября 1939 г.

Рисунок художника Василия Кукса

Моцарт - Реквием

На кладбище захоронено более 10 тыс.русских. Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт-бард Александр Галич (1919-1977), писатель Дмитрий Мережковский (1866-1941), его жена поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1949), киноактеры братья Александр (1877-1952) и Иван (1869-1939) Мозжухины, писатель, гл.ред. журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая)(1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950) был потом перезахоронен 30 мая 2000 года в родной Москве, Князь Феликс Юсупов (1887-1967).

На кладбище церковь Успения Богородицы в духе новгородских храмов, построена и расписана Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах. В крипте церкви похоронены: архитектор этой церкви Альберт Бенуа (1870-1970), его жена Маргарита, в девичестве Новинская (1891-1974), графиня Ольга Коковцова (1860-1950), графиня Ольга Малевская-Малевич (1868-1944).

Справа от иконостаса установлена мемориальная доска в память о 32 тысячах солдатах и офицерах, служивших во Вторую мировую в немецкой армии. Они были сданы союзниками советскому командованию и казнены за измену.

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию? И тогда эмигрантский комитет решил купить под Парижем замок и превратить его в дом престарелых. Такой замок нашелся в департаменте Эссон в 30 километрах к югу от Парижа в местечке Сент-Женевьев-де-Буа. Тогда это было настоящее захолустье.

7 апреля 1927 года здесь был открыт старческий дом с примыкавшим к нему большим парком, в конце которого находилось коммунальное кладбище. В самом начале своего существования Русскому дому в Сент-Женевьев-де-Буа суждено было стать хранителем реликвий дореволюционной России. Когда Франция официально признала Советский Союз, послу Временного правительства в Париже Маклакову пришлось уступить здание посольства новым хозяевам. Но он успел перевезти в Русский дом портреты российских императоров, старинную мебель и даже царский трон из дерева с позолотой. Все и по сей день находится в Сент-Женевьев-де-Буа.

Этот первый русский старческий дом во Франции населяло 150 жильцов. Здесь закончили свой земной путь замечательные, и даже выдающиеся люди. Многие российские дипломаты, художники Дмитрий Стеллецкий, Николай Исцеленов... Последний знаменитый человек, который умер в этом доме в возрасте 94-х лет, - княжна Зинаида Шаховская. Так к началу 30-х годов здесь, на чужой стороне, появились русские могилы.

Незадолго до войны русские предусмотрительно купили здесь участок земли примерно в тысячу квадратных метров и по проекту Альберта Бенуа (родственника Александра Бенуа) построили церковь в новгородском стиле. 14 октября 1939 года эта церковь была освящена и таким образом погост, получивший название Русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа, сложился. Позднее здесь были похоронены и советские командиры, и солдаты.

Дорога на кладбище от остановки автобуса. Солнечно и безлюдно, за спиной проносятся изредко машины. Впереди - кладбищенский забор.

Кладбищенские центральные ворота, за ними - церковь с голубым куполом. По случаю субботы все закрыто. Вход на кладбище - чуть дальше.

Иван Алексеевич Бунин. Спокойно и тихо.

Рядышком - Надежда Тэффи.

Памятник русским, воевавшим и погибшим во Второй Мировой войне на стороне французского Сопротивления.

Римские-Корсаковы

Рудольф Нуреев

Сергей Лифарь

Александр Галич

Великий Князь Андрей Владимирович Романов и "Малечка" Кшесинская

Мережковский и Гиппиус

"В окопах Сталинграда". Писатель Виктор Платонович Некрасов

Писатель Владимир Емельянович Максимов

Капитан Меркушов

Великий Князь Гавриил Константинович Романов

Протоиерей Сергий Булгаков

Вениамин Валерианович Завадский (Писатель Корсак) - памятник очень интересный.

Профессор Антон Владимирович Карташев

Шмелевы. Символическая могила.

Феликс Юсупов, убийца Распутина. И его (Феликса) супруга.

Памятник Дроздовцам

Генерал Алексеев и его верные товарищи (Алексеевцы)

Алексей Михайлович Ремезов. Писатель.

Андрей Тарковский ("Человеку, который увидел Ангела" - так написано на памятнике)

Символическая могила генерала Кутепова (для тех, кто читал "Незримую паутину" Прянишникова, должно быть понятно, почему она символическая).

Галиполийцы...

Знаменитый богослов протоиерей Василий Зеньковский

Один из первых актеров русского кино Иван Мозжухин

На аллеях кладбища чисто... и тихо... только птички голоса подают

Казаки - сыны Славы и Воли

Вид с алтарной части Успенского храма.

Русский старческий дом в Сент-Женевьев-де Буа, где еще доживают осколочки первой послереволюционной эмиграции. Среди них - Лидия Александровна Успенская, вдова знаменитого иконописца Леонида Успенского, расписывавшего Трехсвятительский храм и похороненного на этом кладбище. В октябре с.г. ей исполнится 100 лет. Во Франции она оказалась в 1921 г., ей было 14...

Лидия Александровна Успенская перед панихидой на кладбище:

Панихида 13 февраля 2006 на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа по всем почившим и похороненным здесь соотечественникам (в рамках празднования 75-летия Трехсвятительского подворья РПЦ МП в Париже).

Панихиду возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (В.Р. - в н.в. Патриарх РПЦ).

А здесь уже хоронят совсем незнакомых людей...

Завтра сюда приедут другие русские люди и вновь прозвучит тихая молитва...

Здесь похоронены:
Отец Сергий Булгаков, богослов, основатель Богословского института в Париже
Л.А. Зандер, профессор Богословского института
Протоиерей А. Калашников
В.А. Трефилова, балерина
В.А. Маклаков, адвокат, бывший министр
Н.Н. Черепнин, композитор, основатель Русской консерватории им. Рахманинова в Париже
А.В. Карташев, историк, профессор Богословского института в Париже
И.С. Шмелев, писатель (осталась только символическая могила)
Н.Н. Кедров, основатель квартета им. Кедрова
Князь Ф.Ф. Юсупов
К.А. Сомов, художник
А.У. Чичибабин, химик, биолог
Д.С. Стелецкий, художник
Великий князь Гавриил
С.К. Маковский, художник, поэт
А.Е. Волынин, танцор
И.А. Бунин, писатель, лауреат Нобелевской премии
М.А. Славина, оперная певица
С.Г. Поляков, художник
В.П. Крымов, писатель
С.Н. Малолетенков, архитектор
А.Г. Чесноков, композитор
Протоиерей В. Зеньковский, богослов, профессор Богословского института в Париже
Князья Андрей и Владимир Романовы
Кшесинская, прима-балерина
К.А. Коровин, художник
Н.Н. Евреинов, режиссер, актер
И.И. и А.И. Мозжухины, артисты оперы и кино
О. Преображенская, балерина
М.Б. Добужинский, художник
П.Н. Евдокимов, богослов
А.М. Ремизов, писатель
Общая могила Галлиполийцев
Общая могила членов Иностранного легиона
З. Пешков, приемный сын Максима Горького, генерал французской армии, дипломат
К.Н. Давыдов, зоолог
А.Б. Певзнер, скульптор
Б. Зайцев, писатель
Н.Н. Лосский, богослов, философ
В.А. Смоленский, поэт
Г.Н. Слободзинский, художник
М.Н. Кузнецова-Массне, оперная певица
С.С. Малевский-Малевич, дипломат, художник
Общая могила членов Русского кадетского корпуса
Л.Т. Зуров, поэт
Общая могила казачества; атаман А.П. Богаевский
А.А. Галич, поэт
П. Павлов и В. М. Греч, актеры
В.Н. Ильин, писатель. Философ
Общая могила прихожан
С. Лифарь, балетмейстер
В.П. Некрасов, писатель
А.Тарковский, кинорежиссер
В.Л. Андреев, поэт, писатель
В. Варшавский, писатель
Б. Поплавский, поэт
Тэффи, писательница
Рудольф Нуриев, танцор, хореограф
Д. Соложев, художник
И.А. Кривошеин, участник сопротивления, узник нацистских и советских лагерей
С.Т. Морозов, последний представитель рода Морозовых во Франции.

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois находится по адресу улица Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange) во французском городе Sainte-Geneviève-des-Bois парижского региона, почему его иногда еще называют «русское кладбище под Парижем «. Раньше станция и городок назывались Перрей-Воклюз (PERRAY-VAUCLUSE - Station du Perray du côté d’Epinay-sur-Orge)

Кладбище является преимущественно православным, хотя там есть захоронения представителей и других конфессий. Обязано своим существованием Русскому старческому дому, основанному в апреле 1927 г. княгиней В. К. Мещерской. Пансионеров La Maison russe, а затем и соотечественников из Парижа начали регулярно хоронить здесь с 1927 г. К 1939 г. существовало около 50 захоронений, к 1952 - около 2000. Среди похороненных эмигрантов, значатся многие военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты - всего около 15 тысяч человек выходцев из России (5220 захоронения), что даёт основание называть «русским». Для многих россиян оно является местом паломничества.
Начиная с 1960 г. местные власти систематически ставят вопрос о его сносе, мотивируя это тем, что земля нужна для удовлетворения общественных нужд. По нормам французского законодательства любое погребение сохраняется лишь до истечения срока аренды земли. По русским захоронениям этот срок истекал в 2008 г., пока в ситуацию не вмешалось правительство России и не выделило 692 тысячи евро на содержание и погашение задолженности перед Францией за аренду 648 кладбищенских участков.
В 2000-х годах прах нескольких известных деятелей, изначально похороненных в Sainte-Geneviève-des-Bois, был перезахоронен в России.

Что такое Сент-Женевьев-де-Буа для русских эмигрантов?

Андрей Дмитриевич Шмеман, многолетний староста Знаменского прихода и Председатель ОКО.

«С каждым годом все больше и больше близких и дорогих нам могил на Русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа. С каждым годом, традиционная поездка членов Обще - Кадетского Объединения помолиться на этих могилах и побыть немного с теми, кто еще так недавно жил и работал в Объединении - приобретает новый смысл, становится грустной, но и приятной потребностью.
В этот день, собравшись около храма, под родными березками, как то невольно, перед мысленным взором, вспоминаешь жизнь ушедших друзей и как-то строже и требовательнее оглядываешься на собственный жизненный путь.
Пути Господни неисповедимы, - только Он знает, кого мы недосчитаемся в этот день на будущий год, но то, что кого-то опять не будет, и то, что место его навсегда останется пустым придает нашей поездке и обходу кадетских могил, настоящий и глубокий смысл.
В этом году, все наши мысли невольно неслись к так внезапно и преждевременно ушедшему от нас в июне прошлого года, дорогому другу, члену Правления - Шуре Руссаковичу. Он как никто другой вдохновлял всегда эту нашу ежегодную поездку и поэтому его, именно его так не хватало нам в этом году. Все казалось, что вот он приедет и пойдет с нами обходить могилы с пением Вечной Памяти. Это он первый возглавил несколько лет тому назад этот трогательный обход, - мы начали его в этом году с его могилы!
Немного нас собралось вчера. Поздняя дата, совпавшая с Троицей, многим помешала быть в этот день, как всегда, вместе. Но те, кто был, те пережили много грустных, но и радостных моментов, связанных с тем, что как-то особенно ясно в этом году выявилось в этот день чувство нашей дружбы, нашей сплоченности, нашей принадлежности к одной большой и крепкой семье, в которой все мы, и даже ушедшие от нас, остаемся слитыми в одно ВЕЧНО ЦЕЛОЕ!»
(Вестник ОКО N70 от 1 июля 1959 года, по материалам, предоставленными ОКО)

Воинские и казачьи мемориалы
Воинские союзы, полковые объединения Российской Императорской Армии и Белой Гвардии, казаки, кадеты и другие организации зарубежья построили на своих участках собственные мемориалы и памятники. Наиболее известными являются следующие:

  • Памятник галлиполийцам, Вождям Белой армии и генералу Кутепову

В результате Великого исхода из России в 1920 году 1-й Армейский корпус ген.л. Врангеля оказался в Галлиполи. От полученных ранее ран и от болезней в этом турецком городе скончалось несколько сот офицеров, казаков и кадет, которые были похоронены на специальном месте, где 16 июля 1921 г. был открыт Памятник. После убытия войск из Турции он со временем разрушался, особенно после землетрясения 1949 г. и к 1960 г. фактически превратился в руины. В память о своих боевых друзей, покоящихся на чужбине, а также вместо разрушенного временем старого, на участке галлиполийцев этот пантеон был восстановлен по образцу оригинала и торжественно освящен в 1961 г.

Восстановление Памятника Освящение в 1961 вид в наши дни галлиполийский участок

освящение могилы генералу Кутепову
Символическая могила генерала Кутепова

  • Ген.-майору М.Дроздовскому и чинам Дроздовской дивизии

Одно из самых легендарных подразделений Белой гвардии, про которое было написано в книге А.В.Туркула «Дроздовцы в огне». Объединение имеет свой участок, где покоятся офицеры во главе со своим командиром дивизии. Здесь поминают и ген. М.Г.Дроздовского, так как место его тайного захоронения в Севастополе до сих пор так и не найдено.

Дроздовский уч. в 1950-е гг. центральная часть панихида по дроздовцам
венки и цветы дроздовцам
вид в 1961 году современный вид

  • Генералу М.Алексееву и чинам Алексеевской дивизии

Начальнику Штаба Ставки, основателю «тайной противобольшевистской» организацией, со временем превратившуюся в Добровольческую армию, его белым партизанам и всей молодежи, ставшей на защиту Отечества.

Фото в 50-е годы Мемориал Алексеевцам современный вид

  • Казачий некрополь и памятник Атаману А.П.Богаевскому

Расположен в глубине, после Дроздовского, Галлиполийского и Алексеевского участков.

Донских казаков было больше всего, долгое время существовали кадры даже многих полков и дивизионов. Объединение Лейб-Гвардии каз. Его Величества полка в Курбевуа существует и по сей день (!). Кроме донцов здесь присутствуют и все казачьи войска Российской Империи и зарубежных союзов. Кубанцы, терцы, астраханцы, уральцы, большая станица была оренбуржцев во главе с самим атаманом ген. Акулининым… Здесь традиционно отмечали главный праздник - Покров. Здесь жертв «расказачивания» в Дни казачьей скорби. Поминают здесь и Великую казачью трагедию в Лиенце…

Казачий участок, некрополь… памятник казакам Атаману ВВД Богаевскому Председатель Правительства В.В.Д.

  • и гражданские пилоты
  • мемориалов и некоторые отдельные захоронения

Место православного паломничества
В дни поминовения воинов Российской Армии, воинские и казачьи праздники, а также различные памятные даты (см. календарь памятных дат) у мемориалов совершаются богослужения с участием представителей православных, военно-патриотических, молодежных, спортивных и ветеранских организаций зарубежья. Фрагменты истории:

  • 1953 год, 6 июля

День Кадетской Скорби- поминовения Вел. Князя Константина Константиновича и всех братьев и товарищей, кадет Российских, легших на поле брани и в миру скончавшихся.
Торжество возглавил Вел. Князь Гавриил Константинович с супругой Ириной Иоановной. Проникновенно, при пении хора, служил панихиду на могиле Бориса Приходкина, отец Александр Ергин. После краткого слова старейшего из присутствующих кадет, Тифлисца генерала Ракитина, дроздовский поэт Генкин прочел стихи, посвященные памятному дню*.

Сент-Женевьев-де-Буа

Здесь вечным сном покоятся кадеты…
Могила… Крест… Зеленая трава…
Здесь были им в последний раз пропеты,
Кадетами, прощальные слова.

Они ушли… Уйдут потом другие…
Не знаю я, здесь у родных крестов
Жить будет вечно память о России
И о кадетах Русских корпусов.

Труд непосильный наши плечи горбит,
Уныло тянется дней скучных череда
И чувствую что всей кадетской скорби
Я не смогу словами передать.

И грустно мне что, в час печальной тризны
Не прозвучит здесь воинский салют,
Лишь соберутся пасынки отчизны,
И «память вечную» ушедшим пропоют.

  • 1957 г., общая панихида

23-го июня в традиционный «День Кадетской Скорби«, Союз Российских Кадетских Корпусов в полном составе, с семьями и друзьями совершили поездку на кадетские могилы. В этом году, ввиду большого числа пожелавших принять участие в поездке пришлось воспользоваться вспомогательным транспортом. В 12 часов после Литургии в Храме при кладбище, отцом Александром Ергиным была отслужена общая панихида с провозглашением вечной памяти убиенному Государю Императору Николаю II, Державным Шефам, Августейшим кадетам, воспитателям, преподавателям и всем Российским кадетам за Веру, Царя и Отечество на поле брани павшим и в миру скончавшимся. После окончания службы в Храме, все принявшие участие в поездке, с Крестным Ходом прошли на могилы Вел. Князя Гавриила Константиновича, генерала Алексеева и полковника Приходкина, у которых были отслужены краткие литии, закончившиеся пением «Коль Славен». Председатель СРКК полковник Шпилевский в кратком слове указал на значение «Дня Кадетской Скорби«. Благородная инициатива почившего Великого Князя, деятельность Первого Председателя СРКК ген. Алексеева и его помощника полковника Приходкина должны быть руководящей линией в нашей работе, направленной к усилению сил кадетского движения. Заветы наших руководителей являются священным долгом каждого русского кадета и залогом братского единения для достижения успеха в поставленных нами задач. По окончании официальной части, в церковной ограде была организована общая трапеза. В этот день поминовения, наша дружная семья была осчастливлена присутствием Покровительницы Ярославского кад. корпуса, входящего в Союз, Княгини Ирины Иоанновны и Почетного Председателя Союза ген-лейт. Стогова. В 18.00 «День Кадетской Скорби» был закончен и все принявшие участие в поездке вернулись в Париж. («Кадетъ». Информационный журнал СРКК. Paris, 1957 год. Архив редакции)

  • 1958 г. «День кадетской скорби», памяти Великого Князя Константина Константиновича и закладка памятника

«День кадетской скорби» в этом году назначен на 15 июня, в дату кончины Великого Князя Константина Константиновича - 2 июня 1915 года (старого стиля). В этом году, поездка приобретает особое значение, ибо она входит в цикл намеченных торжеств в дату столетия рождения Великого Князя. Торжественная закладка памятника Российским Кадетам и панихида по в Бозе почивающим Августейшем Генерал-Инспекторе Военных Учебных Заведений состоится на «Кадетском участке«. В этот знаменательный день все Российские Кадеты должны принять участие в традиционной поездке и тем самым почтить память Незабвенного Отца воспитанников кадетских корпусов. («КАДЕТЪ» Информационный журнал СРКК. Paris. 1958 г.)

Кадеты, некрополь… памятная доска Памятник директор корпуса Римский-Корсаков

  • 2011 г., 90-летие образование Общества Галлиполийцев и Великому исходу из России. фото…

Православная Церковь, поминовение «галлиполийцев»
90-летие Обществу галлиполийцев

Панихида у памятника Духовенство во главе с Владыкой Михаилом прохождение возле русской церкви Русский дом

Успенская церковь
Здесь же находится православная церковь Успения Божьей Матери, заложенная в апреле 1938 года и освящённая 14 октября 1939 года, через полтора месяца после начала Второй мировой войны. Успенская церковь построена по проекту А. А. Бенуа в стиле псковской архитектурной школы XV-XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище.

Успенская церковь 1991 год, архивное фото В.Жуменко Иконостас и роспись внутри
вид церкви в 2016 году вид со стороны кладбища, 2016 г. О Владыке Мефодии

Как добраться из Парижа?
Посетить можно следующими основными путями:

  • Общественным транспортом: электричкой (RER) до ж/д станции, далее на местном автобусе или автобусом из Парижа (рейсовым по Иль де Франс)

Дорога на русское кладбище Сент-Женевьев -де-Буа
станция Сент-Женевьев-де-Буа из Парижа
Сент-Женевьев-де-Буа, жел.дор. станция RER из Парижа
автобус до Сент-Женевьев-де-Буа

  • Экскурсионным автобусом (в составе группы туроператора). День в Вашей программе назначается фиксированным, а сама экскурсия «групповая» со всеми ее «прелестями»
  • или микроавтобусе, индивидуальная (или небольшая группа) с русским гидом (из отеля)

Полезные советы и личный опыт посещения, FAQ’s.

  • Где купить цветы, свечи, венок?

Цветы продаются на территории кладбища, есть большой выбор. Свечи можно купить также в местной церкви. Венки надо заказывать заранее, но можно выбрать и готовые. Ленты, например «От администрации города Екатеринодара кубанским казакам, скончавшимся на чужбине» однозначно надо заказывать заранее на родине, а венки или букеты сочетания цветов своего региона можно приобрести уже на месте.

  • Погода, как одеваться, личный опыт посещения в непогоду

Погода в Sainte-Geneviève-des-Bois, как правило, совпадает с погодой в самом Париже. Летом, обычно, проблем нет никаких. А вот зимой, осенью и весной бывает резкое отличие погоды в столице и здесь. Прежде всего, весной-осенью иногда идет дождь. Если Вы выйдете из отеля и будет солнечно, то очутившись в этих краях можете оказаться под проливным дождем или мелким и затяжным, но крайне неприятным. Весной-осенью лучше брать на всякий случай с собой зонтик или плащ. Плащ-палатку видели только один раз, когда там были ветераны французской армии русского происхождения:-). Удивительно, но зимой там может даже быть снег. Бывает крайне редко, но такую вероятность тоже лучше не исключать. Для тех, кто путешествует самостоятельно, это надо иметь виду. Да и тем, кто приезжает с групповым туром на автобусе тоже, так как под дождем забывшим в отеле зонтик будет не комфортабельно и уж точно они будут ограничены в объеме увиденного. Это не Париж, здесь арабы зонтики не продают. Лучше смотреть прогноз погоды за две недели (гис метео и другие сайты)

Редкий снег зимой

Ходить по аллеям этого русского погоста особенно грустно и тяжело. Вокруг – море крестов с фотографиями офицеров Белой гвардии, их жен и детей. Гардемарины, великие князья и балерины, ученые и писатели. Что было бы с ними, если бы они остались на Родине, и что стало бы с Россией, не лишись она своих достойнейших сынов и дочерей? И хотя историю не изменить, а годы не повернуть вспять, именно здесь – как нигде – память охотно преодолевает время.

«Городок»

К середине 20-х годов XX века в Париже оказалась значительная часть русской интеллигенции, вынужденно покинувшей Родину. Воодушевление от удачи покинуть погрязшую в ненависти и беззаконии Родину быстро сменилось растерянностью и осознанием невосполнимой утраты. К тому же остро вставал финансовый вопрос.

Ощущение неприкаянности большинство из них не покинуло до конца дней. Кому быть полезным в чужой стране с совершенно чужими людьми? Только своим. Единственным способом самосохранения в насквозь ином обществе для многих стало обособление от всего незнакомого и замкнутость на своем мире – «городке», как его назвала Тэффи: « Местоположение городка было очень странное. Окружали его не поля, не леса, не долины, – окружали его улицы самой блестящей столицы мира, с чудесными музеями, галереями, театрами. Но жители городка не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазинчики заводили свои. И в музеи и галереи редко кто заглядывал. Некогда, да и к чему – «при нашей бедности такие нежности».

Жители столицы смотрели на них сначала с интересом, изучали их нравы, искусство, быт, как интересовался когда-то культурный мир ацтеками.

Вымирающее племя… Потомки тех великих славных людей, которых… которые… которыми гордится человечество!

Потом интерес погас.

Из них вышли недурные шоферы и вышивальщицы для наших увруаров. Забавны их пляски и любопытна их музыка…»

Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

(Роберт Рождественский)

Приют для русских стариков

Скрываться от большевистского преследования пришлось и княгине Вере Кирилловне Мещерской, дочери дипломата Кирилла Струве и внучке генерала Н.Н. Анненкова. В поисках пристанища княгиня остановилась во Франции. В отличие от многих русских эмигрантов, на новом месте Вера Кирилловна освоилась довольно быстро: дала объявление в газете, обзавелась клиентами и вскоре основала пансионат для благородных девиц в парижском районе Пасси.

Одна из учениц княгини – англичанка Дороти Пейджет – в благодарность и признание преподнесла наставнице денежный подарок. Принять подношение Вера Кирилловна отказалась. После долгих уговоров компромисс все же был найден: «Купите небольшое имение, – сказала княгиня ученице, – и устроим в нем приют для русских стариков».

Так 7 апреля 1927 года появился Русский старческий дом – для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Место было выбрано живописное и уединенное – французское имение Коссоннри (фр. Cossonnerie) в Сент-Женевьев-де-Буа. Пансионерами стали первые русские эмигранты. В 1920–1940-х годах Русский дом принимал до 250 человек.

С года основания пансионеров Русского старческого дома стали регулярно хоронить совсем рядом – на месте, получившем название «кладбище Сент-Женевьев-де-Буа». В апреле 1938 года здесь была заложена православная церковь. Автором проекта стал А.А.Бенуа. Уже 14 октября 1939 года – через полтора месяца после начала Второй мировой войны – Успенская церковь в стиле псковской архитектурной школы XV–XVI веков была построена. Здесь служили первые иерархи Русской Церкви в изгнании.

Постепенно кладбище расширилось и стало местом упокоения не только постояльцев Русского дома, но и многих эмигрантов – от главы и министра Временного правительства Георгия Евгеньевича Львова (похоронен в 1925 году) и русского философа, теолога, священника Сергея Николаевича Булгакова (похоронен в 1944 году) до поэта Александра Аркадьевича Галича (похоронен в 1977 году) и режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (похоронен в 1986 году).

Здесь открывается вся история русского XX века.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память – была…
Ваши сиятельства, их благородия –
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)

Молодая княгиня

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа покоятся Юсуповы, Бунины, Толстые, Кшесинская, Тэффи и Гиппиус… Величественные надгробия с именитыми фамилиями, а рядом – безымянные могилы с простыми православными крестами. Судьбы всех этих людей невозможно отделить от судьбы их Родины.

Мемориал русским эмигрантам, борцам французского Сопротивления. Фото: Jean François Python / Flickr

Среди стройных рядов могильных плит стоит похожий на небольшую часовню памятник воинам-эмигрантам, участвовавшим в Сопротивлении и сражавшимся в рядах французской армии. Этот памятник стал символической могилой для многих русских – известных и безымянных – отдавших свои жизни за други своя.

Одна из надписей на мемориале посвящена Вики – Вере Оболенской.

В России это имя практически неизвестно. Зато во Франции благодарная память о ней – награжденной высшими французскими знаками отличия: Кавалерским крестом ордена Почетного легиона, медалью Сопротивления и Военным крестом с пальмовой ветвью – живет по сей день.

Государственные награды Франции, присужденные посмертно Вере Оболенской

Вера – дочь бакинского вице-губернатора Аполлона Аполлоновича Макарова – попала во Францию, когда ей было девять лет. Фактически эта страна стала для нее второй родиной, и внутренний конфликт, мучивший многих ее соотечественников, был ей незнаком. Жизнерадостная, импульсивная и авантюрная девушка, обладавшая прекрасной внешностью и умением за несколько минут расположить к себе незнакомого человека, быстро стала вращаться в кругах «золотой» парижской молодежи.

Окончив французскую среднюю школу, Вера стала манекенщицей. В те годы подобная участь выпадала многим русским девушкам: их умение держаться, благородная внешность вкупе с постоянной нуждой, заставлявшей соглашаться на нищенские зарплаты, делала их идеальными претендентками на эту работу. К счастью, манекенщицей Вере долго быть не пришлось: во многом благодаря знанию языков она поступила секретаршей в контору, принадлежавшую преуспевающему парижскому предпринимателю.

Вскоре Вера познакомилась с Николаем Александровичем Оболенским – представителем древнего рода князей, ведущих свое начало от Рюрика – сыном бывшего градоначальника Санкт-Петербурга.

Свадьба Вики Макаровой и князя Николая Оболенского

Крестник вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великого князя Константина Константиновича, Николай был воспитанником Пажеского корпуса, а позже окончил экономические курсы в Женеве. После смерти отца, совпавшей с временными финансовыми сложностями, он совершил неудачную попытку самоубийства. Но постепенно дела семьи стали налаживаться. Николай жил значительно лучше большинства эмигрантов из России. Про него не без иронии поговаривали, что он был одним из немногих русских, который мог ездить в такси, не сидя за рулем. Жить и вправду было на что: выручали доходы от удачно приобретенной недвижимости в Ницце.

А в перспективе маячило целое состояние: Государственный банк Франции хранил десять ящиков мингрельских сокровищ, принадлежавших князьям Дадиани (мать Николая – Саломия Николаевна – была дочерью светлейшего князя Дадиани-Мингрельского, а значит – прямой наследницей этого состояния). Галантный кавалер, Николай отличался нарочитым английским акцентом и привычкой оставлять дамам розы со своей княжеской визитной карточкой.

9 мая 1937 года жизнерадостная Вера стала женой Николая Александровича и приняла княжеский титул. Торжественное венчание состоялось в соборе Св. Александра Невского на рю Дарю.

Сопротивление

Счастливая семейная жизнь длилась всего около трех лет. В 1940 году, вскоре после оккупации Франции немцами, Вера Оболенская – авантюрная и легкомысленная особа, как думали многие из ее окружения – вошла в один из подпольных кружков. Там ее стали называть «Вики».

Николай и Вера Оболенские

Со временем кружок разросся, объединился еще с несколькими подобными организациями, в результате чего появилась Organisation Civile et Militaire – OСM («Гражданская и военная организация»). Эта организация стала одной из самых крупных и разветвленных во французском Сопротивлении. Ее члены занимались разведывательной деятельностью, организовывали побеги за границу английских военнопленных, готовили оружие и резервистов для перехода к активным боевым действиям, которые планировалось начать одновременно с высадкой союзников во Франции. Вики стала генеральным секретарем ОСМ и во всех мероприятиях принимала активное участие. Ей было присвоено воинское звание лейтенант.

Николай Оболенский («Ники») также не остался в стороне от работы организации. И когда в 1943 году в работе Сопротивления появилась необходимость установления контактов с гражданами СССР – пленными военнослужащими Красной армии и «остарбайтерами», занятыми на строительстве Атлантического вала, а также военнослужащими «восточных частей» вермахта, по линии ОСМ заниматься этим направлением стал князь.

17 декабря 1943 года на одной из конспиративных квартир Вики была арестована. Первое время отношение к Оболенской было вполне корректным. Более того, недостаточная бдительность следственных органов гестапо и тюремной охраны позволяла узникам из разных камер обмениваться информацией, выстраивая общую линию поведения на допросах, тем самым вводя следствие в заблуждение. К тому же удалось связаться с соратниками, находившимися на свободе, и предотвратить некоторые аресты и раскрытие явок. Но к концу февраля 1944 года большинство руководителей ОСМ были арестованы, а к 6 июня 1944 года организация практически перестала существовать.

Княгиня Вера Оболенская

Задержали и Николая Оболенского. Вики выгораживала его, как могла. Княгиня заявила, что уже давно «разошлась» с мужем, и поэтому к делам организации он абсолютно непричастен. За недостатком улик князя освободили, но вскоре вновь арестовали. Оболенского отправили в концлагерь Бухенвальд.

Допросы учащались, давление на изможденную Вики росло. Тогда Оболенская выбрала новую тактику поведения – единственно возможную в сложившихся условиях – полный отказ идти на контакт с гестапо и давать какую-либо информацию. Следователи прозвали ее «Princessin – ich weiss nicht» («Княгиня – ничего не знаю»).

Сохранилось такое свидетельство: когда немецкий следователь с притворным недоумением спросил ее, как это русские эмигранты-антикоммунисты могут оказывать сопротивление Германии, воюющей против коммунизма, княгиня ответила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Тогда немцы принялись за нее по «антисемитской линии».

«Я христианка, – ответила им на это Вики, – и поэтому не могу быть расисткой».

Вере Оболенской был вынесен смертный приговор. На предложение написать прошение о помиловании она ответила отказом.

В июле 1944 года, после высадки союзников в Нормандии, Оболенская была перевезена в Берлин. 4 августа 1944 года в 13 часов Вики была гильотинирована в тюрьме Плётцензее. Тело ее после казни было уничтожено.

Гильотина, в том виде, в каком ее застали вошедшие в Берлин советские войска

«Мертвые живут и нам помогают…»

Настоящим чудом стало то, что выжил князь Николай Оболенский. Из его партии заключенных во Францию вернулся лишь каждый десятый. 11 апреля 1945 года доведенный до предела истощения князь вместе с горсткой уцелевших пленников был освобожден американскими войсками.

Долго разыскивал Николай Александрович свою супругу, не теряя надежды найти ее среди живых.

Через четыре дня после освобождения, еще из Бухенвальда, Оболенский слабой рукой писал жене в Париж:

«Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты уже давно на свободе, что ты себя хорошо чувствуешь и что мы скоро будем вместе. Меня все время поддерживала уверенность в том, что после нашего общего испытания мы станем ближе, сильнее и еще более счастливыми, чем когда-либо, и что никакая облачность не сможет нас разделить. Вот я на свободе и живой, и могу сказать только одно: это чудо Господней Милости. Ты увидишь, как я во всех отношениях изменился и думаю, что к лучшему».

«…Мысли мои, – писал он, – тебя не оставляли ни на миг, и я так счастлив, думая, что наши страдания нас еще больше сблизят». Письмо он закончил такими словами:

«Милая моя, я спасся только благодаря моей вере. У меня есть твердые доказательства, что мертвые живут и нам помогают…

…Я тебя крепко целую, мою любимую Вики, преклоняюсь перед тобой и тебя благословляю. Твой старый муж, Николай».

Страшную правду Оболенский узнал лишь в 1946 году. 5 декабря князь написал Мишелю Пасто на серой бумаге с черной каймой:

«Мой дорогой друг, помня о славных и страшных часах, которые Вы пережили вместе с Вики в сорок третьем году, считаю своим долгом известить Вас о том, что я получил официальное уведомление о ее смерти.

Моя бедная жена была расстреляна 4 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее, в предместье Берлина в возрасте 33 лет. Ее товарищи по тюрьме говорят, что она до конца оставалась преисполненной мужества и надежды, старалась быть веселой и поддерживать в них бодрость духа.

Вернувшись тяжело больным из Бухенвальда, я не могу свыкнуться со смертью Вики, навсегда сокрушившей мою жизнь, а я мог бы быть таким счастливым».

Как бы ни была тяжела утрата, нужно было продолжать жить – тем более рядом оставалась стареющая мать – Саломия Николаевна.

Много усилий князь потратил на сохранение памяти о любимой жене. О н бережно собирал информацию о последних месяцах жизни Вики, выдержки из мемуаров уцелевших руководителей и членов ОСМ, тексты речей, произнесенных при освящении мемориала русских участников французского Сопротивления. На основе этих материалов в 50-х годах Николай Александрович выпустил за собственный счет небольшую книжечку на французском языке «Вики – 1911–1944: Воспоминания и свидетельства».

Владимир Путин у кенотафа Веры Оболенской на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Служение

В декабре 1961 года в Париже умерла Саломия Николаевна.

Теперь Николаю Оболенскому ничто не мешало исполнить решение, к которому он пришел давно – вскоре после того, как узнал о гибели жены. Л.С.Флам, автор документальной повести «Вики. Княгиня Вера Оболенская», писала: « Размышляя над своей жизнью и беседуя со своим духовником, он пришел к твердому заключению, что Бог ему дважды спас жизнь для того, чтобы посвятить себя служению другим и искупить свой тяжкий, с точки зрения христианского учения, грех молодости – попытку самоубийства. Епископ Евлогий пытался снять с него бремя этого греха: «Вы же живы, значит, Бог простил», – были его слова, но от стремления принять священство не отговаривал. При жизни матери, однако, Оболенский не считал себя вправе принять сан. Будучи ее главной опорой в течение многих лет, он взял на себя уход за матерью, когда она заболела раком, и был при ней до самой ее смерти».

Протоиерей Николай Оболенский

В ноябре 1962 года Николай Оболенский был посвящен епископом Мефодием в сан диакона. После этого, погрузившись почти в полное уединение и изучение богословия, князь стал готовиться к рукоположению.

В марте 1963 года в православном соборе Св. Александра Невского на рю Дарю – том самом, в котором они с Вики венчались – Николай Оболенский был рукоположен во иереи. Вскоре отец Николай стал настоятелем этого собора.

С какими только просьбами к нему не обращались! Однажды он сокрушался в письме: «На днях одна француженка позвонила спросить, что я знаю про… водку! Я сказал, что про русскую водку я могу ей все рассказать, а вот насчет польской пускай обращается к Папе Римскому».

«Захожу в церковь. Сначала, со свету, ничего не могу различить. Постепенно глаза начинают привыкать. Вот он, отец Николай, – худая смиренная фигура в черной рясе, странно и трагично одинокая в этой холодной полупустой церкви.

Лицо, словно ожившая икона, – тонкое, строгое, грустное. Покорность судьбе в каждом жесте, в каждом движении…»

Л.С.Флам писала: «Прихожане особенно ценили отца Николая как исповедника; случалось, к нему даже на дом шли исповедоваться. Он выслушивал исповедь, беседовал с пришедшим, отпускал грехи и сразу мчался куда-то дальше: в больницы – причащать больных, в тюрьмы – навещать заключенных, в психиатрические лечебницы или еще на занятия в церковно-приходских школах с детьми, которых так любил и которые отвечали ему тем же».

Протоиерей Николай Оболенский

Писательница и бывший редактор парижской «Русской мысли» Зинаида Шаховская, духовником которой он был, вспоминала, как однажды во время большого приема, устроенного в честь выхода ее книги, князь услышал чье-то антисемитское замечание и взорвался: «Вы подлец! Моя жена за евреев жизнь положила…» Его трудно было успокоить. Но при всей его запальчивости он быстро отходил, легко прощал и учил прощению других. «Я знаю, – писала Шаховская, – какое значение он придавал именно прощению врагов. Ему и в голову не приходило искать убийц своей жены или тех, кто его мучил в Бухенвальде».

Шаховская, отмечая удивительную доброту и отзывчивость отца Николая, приводила рассказ одного католического священника, тоже депортированного в Бухенвальд. Его только что привезли в лагерь и погнали под душ. Было холодно, одиноко и страшно. Вдруг где-то около него раздался голос: «Вы отец такой-то! Подождите, я переброшу вам мой пуловер». Этот сильно поношенный пуловер ему запомнился навсегда: «Когда нищий отнимает от себя, чтобы дать брату последнее, – эта забота обо мне и голос участия в черном мире лагеря были чудом».

В последний путь священника торжественно провожал чуть ли не весь русский Париж, начиная с Великого князя Владимира Кирилловича. Председатель Объединения памяти Сопротивления Мишель Рике посвятил отцу Николаю в газете «Фигаро» некролог. Отметив, что собор не мог вместить всех пришедших на отпевание, Рике писал:

«Его любили за тепло, доброту и щедрость; большинство людей даже не знало о его привилегированном прошлом блестящего кадета Императорского училища, не знало и того, что это он был мужем известной нам княгини Веры Оболенской, об их недолгом счастье, продолжавшемся до того дня, когда оба, войдя в Гражданскую и военную организацию, стали на путь борьбы с нацизмом и заплатили за это столь дорогой ценой: ей эсэсовским лезвием отсекли голову, его – депортировали в Бухенвальд. Вернувшись из лагеря смерти, раздираемый горем по погибшей жене, он был убежден, что Бог сохранил ему жизнь для духовного служения русской общественности… Еще в Бухенвальде та вера, которую он излучал, была для всех нас, как верующих, так и неверующих, источником неодолимой надежды».

Похоронен отец Николай на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на участке Иностранного легиона, в одной могиле с генералом Зиновием Пешковым, сыном Максима Горького. Перед смертью Оболенский завещал, чтобы имя его любимой жены было выбито на его надгробной плите. Это желание было исполнено.

Могила протоиерея Николая Оболенского

*** *** ***

Никто из знавших Вики в довоенное время как веселую, обворожительную, часто легкомысленную женщину, а Оболенского – как светского человека без определенной профессии, баловня судьбы, не мог представить себе, какая им готовится участь и что они способны будут претерпеть. Скорее всего, не догадывались об этом и они сами. Они не жаждали подвижничества, мученичества и отречения от всего, что любили. Но когда перед ними встал выбор: смириться со злом или противостоять ему, сомнений не возникло.

Трудно себе представить, сколько их – здесь, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, да и по всему миру – родных русских людей, самоотверженно бросавшихся на помощь ближним в самых отчаянных обстоятельствах. Лишенные своего земного отечества, они обрели куда большую награду – Отечество небесное.

Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Все-таки – русские. Вроде бы – наши.
Только не наши скорей, а ничьи…

Как они после – забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на нее – победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)

Адрес: rue Leo Lagrang, Sainte-Genevieve-des-Bois (посмотреть на Google Maps)
Время работы: с 8:00 до 19:30 (летом) и с 10:00 до 17:00 (зимой).
Время работы храма: суббота – с 17:00, воскресенье – с 10:00, богослужения в великие церковные праздники – с 10:00, накануне – с 18:00.
Станция RER: Saint-Michel-sur-Orge

Посетив Париж, можно не только почувствовать влияние европейской культуры, но и ощутить дыхание прошлого исторической России. Для этого стоит побывать на одном из самых значимых для русского человека мест – кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

Расположенное в одноименном пригороде Парижа, кладбище является местом паломничества российских туристов и местом, который часто посещают официальные лица РФ.

На Сент-Женевьев-де-Буа похоронено около 15 тысяч наших соотечественников, волею судьбы попавших в Париж. Большинство из них – эмигранты первой волны, покинувшие родину во время революции 1917 г., и те, кто так и не смог почувствовать себя счастливым за железным занавесом.

Более пяти тысяч русских могил военных, представителей духовенства, музыкантов, писателей, артистов и художников. Среди них – самые известные фамилии дореволюционной России – Романовы, Юсуповы и Шереметевы, а также кинорежиссер Андрей Тарковский, музыкант Александр Галич, танцор Рудольф Нуриев, литературные классики: Бунин, Мережковский, Тэффи и Зинаида Гиппиус.

В Сент-Женевьев-де Буа есть несколько исторических памятников – уменьшенная копия Галлиполийского обелиска, посвященного участникам Белого движения, Мемориал русских участников французского движения сопротивления, погибших во время Второй мировой войны, Мемориал казачьей славы и небольшой Мемориал русских авиаторов Первой мировой войны.

На территории кладбища находится заложенный еще в 1938 году и действующий сегодня православный храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором проходят церковные службы.

Как доехать до Сент-Женевьев-де-Буа

Автобус СЕА 58 отправляется от бульвара Saint-Jacques (каждый час с 8:00). Или же можно доехать на экспресс RER (линия С, каждые 10-15 минут) до станции Saint-Michel-sur-Orge, затем пешком или на автобусе (103, 104) до остановки «Piscine» (Russian ortodox cimetiere).




Top