Сергей александрович григорьев художник. Выставка одной картины (тени забытых предков

Биография

Родился 22 июня (5 июля) 1910 года в Луганске (ныне Украина). Учился в КГХИ (1928--1932) у Ф. Г. Кричевского ; преподавал там же (1934-1960; с 1948 года - профессор).

С 1950 года - возглавляет созданную им мастерскую современной жанровой живописи при КГХИ.

В 1951-1955 годах - директор Киевского района номер 158.

В 1958 году избирается действительным членом АХ СССР. В этом же году он становится во главе творческих мастерских Академии искусств в Киеве. Этими мастерскими он руководит до самой кончины. Воспитание художников являлось значительной частью его творческой жизни.

1951 год - у него родился сын, в честь дедушки его назвали Марсель, он бы чернокожим пацаном.

Творчество художника исследовано в различных публикациях, очерках, статьях. Издано много монографий. Его картины находятся во многих музеях, например: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Национальный художественный музей Украины (Киев), Запорожский краеведческий музей, Киевский музей русского искусства, Национальный музей во Львове, Национальная художественная галерея Народной Республики Болгарии (София), галерея Гекоссо (Япония), Одесский художественный музей, Полтавский художественный музей, Харьковский художественный музей.

Картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра.

Произведения

  • «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей);
  • «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев);
  • «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея),
  • «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея)
  • «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея).

Награды

  • Сталинская премия второй степени (1950) - за картины «Вратарь», «Приём в комсомол».
  • Сталинская премия второй степени (1951) - за картину «Обсуждение двойки»
  • народный художник УССР (1951)
  • народный художник СССР (1974)
  • три ордена и медали

Участие в выставках

  • Первая - Выставка советского искусства (1933) Варшава Польша,
  • Последняя - Республиканская художественная выставка (1987) Киев.
Несмотря на большой объём живописных работ советского периода в журнале, о самих пишу непростительно мало. Исправляюсь. Украинский художник, дважды лауреат Сталинский премии за свои работы, незамысловатые по сюжету, словно невзначай подсмотренные в соседнем дворе или квартире, привлекающие зрителей узнаваемостью персонажей. О его новых полотнах писали газеты, их обсуждали в коллективах, печатали на открытках, репродукции вешали над кроватями и рабочими столами...
Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988)
Сергей родился 5 июля 1910 года в городе Луганске в многодетной семье, где был двенадцатым ребенком.

Сергей Алексеевич рассказывает: «Родился в Луганске, а детство прошло в Запорожье. На железной дороге работал кондуктором мой отец Алексей Васильевич. Фамилии моих родителей были: отца, украинца - Григораш, матери, молдаванки - Кондра. Отец рассказывал мне, что по фамилии Григорьев его записали в паспорт, когда он пошел работать на железную дорогу. В селе отец был единственный грамотный и по понятиям односельчан сделал блестящую карьеру, пройдя путь от станционного чернорабочего до кондуктора пассажирского поезда.

Путь этот был длинный, и сначала семья наша, как и все односельчане, жила очень бедно. В сырых землянках и бараках дети рождались и умирали. Став кондуктором, отец получил квартиру в одноэтажном четырехквартирном доме. Электричества еще не было, вода - в колодце. Купались и стирали после большого дождя, набрав воды во все ведра и кадки.

Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет отца»
работа 1925 года; юному живописцу на тот момент было всего 15 лет !

В первые годы после революции учился в единой семилетней школе. Школу я не любил, но очень много читал, имел хорошую память и много знал для своего возраста. Систематических знаний не имел, не знал в нужных объемах по школьной программе физики, математики. В дальнейшей жизни это не раз приводило к большим неприятностям
В нашем классе был ученик Толя Амелин, который прославился на всю школу как художник, так как срисовал с картинки портрет Тараса Шевченко в барашковой шапке, а потом и самого Карла Маркса. Как-то за пропуск уроков на меня сердился зав. школой и, как пример, указывал на Амелина. У меня взыграло самолюбие, и я взял да и срисовал Шевченко из учебника украинского языка. Это был мой первый рисунок. Все пришли в изумление, а учитель рисования стал помогать мне, учил рисовать разные несложные предметы с натуры, даже подарил новый карандаш и тетрадь для рисования. Так я взялся тогда рисовать, уже совсем забыв о других уроках…»

В 1923-1926 годах учеба в Запорожской художественно-профессиональной школе. Затем неудачная попытка поступления в Академию художеств в Ленинграде (в те годы – Высший художественно-технический институт), после чего в 1928 году поступил на живописный факультет Киевского государственного художественного института, получив после окончания специальность графика и живописца. Среди учителей его были известные русские и украинские художники - М. Куприянов, В. Фаворский, Ф. Кричевский, Ф. Красицкий. .

1929 - вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». Увлечение авангардными течениями, влияние «бойчукистов».




1930 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сделано на Донбассе»



1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет женщины с наклоненной головой»



1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сталин с трубкой»

После окончания института, в 1932 году Сергей Алексеевич переехал в Харьков. Работал в республиканском издательстве «Мистецтво». Создал серию плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.

В 1932 году Сергей Алексеевич женился на Любовь Игнатовна Стелецкая (1910 - 1991), которая была тоже графиком и живописцем. В 1933 родились дочери-близнецы Майя (1933-2004), ставшая позже женой опального художника Виктора Зарецкого, и Галина.

В 1934 году его назначают на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. В возрасте двадцати четырех лет , начав преподавать в том же институте, который недавно окончил сам, он смог завоевать любовь и уважение студентов. С этого момента начинается педагогическая и творческая деятельность, которая продолжалась всю жизнь. А собственно живопись в 30-е годы как-то не давалась ему. Темы и стилистика его ранних картин типичны для того времени: физкультура, приподнято бодрые композиции...



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Бросает диск»
И вот в 1937 году, может быть, только как пробу, как проверку себя и зрительской реакции выставил Сергей Григорьев небольшую работу «Дети на пляже». На песчаной отмели расположилась детвора. Трое ловят рыбу, используя вместо бредня майку. Старший занят с младшим братишкой: лежит на песке, спустив ноги в воду, а белоголовый карапуз размазывает мокрый песок по его загорелой спине - моет... И вот именно эта нехитрая сценка была замечена. Около нее задерживались зрители, ее обсуждали знатоки и ее купил с выставки Киевский музей украинского искусства.



1937 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Дети на пляже. На косе»


1939 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Модель в студии»


1941 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет Фомина»

С 1940 по 1945 год Сергей Алексеевич в качестве офицера-политработника участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны почти забросил живопись - не мог, наверное, не до искусства было. Зато сразу после Победы он написал целую серию акварельных пейзажей - уцелевшие от бомбежек районы Киева. Но война, развалины - это смерть, а живопись - жизнь. Не может, во всяком случае, не должно быть живописи, посвященной смерти.



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «После войны»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Руины»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вознесенский спуск»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Возле речки»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Купание»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Мальчик в белом»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Девочка в шубке»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Художница» жена живописца


1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Шестиклассница»



1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «На собрании»


1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Портрет художника Константина Зарубы»

В 1948 году Сергею Алексеевичу было присвоено звание Заслуженный деятель искусств УССР.


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Юные натуралисты»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «В родной семье»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Натюрморт»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Школьница»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Лыжница



1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вратарь»



1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»



Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»
после развенчания культа И.Сталина художник убрал с полотна его бюст



1950 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Обсуждение двойки»

В 1950 году присуждение Сталинской премии второй степени за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».

В 1951 году мастеру присуждено звание Народный художник УССР, и вручен орден Трудового Красного Знамени. А так же присуждена Сталинская премия второй степени за картину «Обсуждение двойки».
Создал шаблонно-оптимистичную картину «Энтузиасты Каховки»; после этой неудачи три года не выставлял новых работ. С 1951 по 1955 годы был ректором Киевского художественного института



1950-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет Дины Фруминой»


1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Пионерский галстук»


1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Голова мальчика»

Когда в 1954 году на выставке в Москве, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией Сергей Алексеевич показал зрителям картину «Вернулся», о ней заговорили. Зал, где она была представлена, всегда был полон народа, и люди не спешили отойти от картины. А после, бывало, что и не день, и не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами: «Простит она его или не простит?»



1954 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вернулся»
...Тяжелый мужской ботинок поставлен рядом с хрупким игрушечным сервизом. И от неуместности этого соседства с особенной остротой ощущается, сколь чревато опасностью для мира детства вторжение в него взрослых неурядиц, бед и сложностей. Пепел дымящей папиросы сыплется на цветной коврик, где только что угощались чаем плюшевый мишка и кукла. Но грузный мужчина - отец, усевшийся на детский столик, не замечает всей нелепости своего поведения. Ведь он шел сюда с двумя коробками конфет и с уверенностью, что его приход станет в покинутой семье праздником. И вдруг встретил отчужденность в маленькой дочери, непримиримость в сыне-подростке.

Более противоречивый внутренний разговор читается нами во взглядах, позах, выражениях лиц мужчины и женщины, которые когда-то были самыми близкими друг другу людьми, а теперь выяснилось, что этот внешне сильный человек никогда и не был жене защитой, опорой, другом. Грустная и усталая женщина оказалась сильнее, выше его душевно. Но она его не просто судит, она понимает его слабость. Судят этого человека зрители.

Григорьевские картины словно бы читаешь. Быть может, потому что Сергей Алексеевич в жизни великолепный рассказчик, и этот дар образного повествования выбрала его живопись. Об этом говорится во многих монографиях о творчестве С.А. Григорьева, публикациях, статьях, очерках.
В жанровых картинах его кисти, принесших ему широкую известность, художник проявил большое композиционное мастерство, умение передать тончайшее состояние человеческой души, проникновенно раскрыть детский характер. (Наталья Бугаева, старший научный сотрудник отдела современной истории Луганского музея)






Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вернулся» эскиз



1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Весёлые зрители»


1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Новый велосипед»


1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Портрет Михалева»


1958 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Курит»



1958 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Рыбачок»


1950-е Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Народная артистка СССР В. Н. Пашенная».


1951 Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Пионер»


1948 Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Наташа»


Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Автопортрет» 1936

Продолжение следует...

Образовательные .
Научить детей понимать картины, как произведения искусства, дать информацию о биографии С. Григорьева и его творческом наследии. Проанализировать одну из картин художника - «Вратарь»

Развивающие .
Развивать умение логично доносить свои мысли до окружающих, облачая их в литературную форму, высказывать собственное отношение к творческому наследию человечества.

Воспитательные .
Воспитывать лояльность к чужой точке зрения, чувства прекрасного

Оборудование:

  • информационные карточки с биографией С. Григорьева;
  • репродукции картин художника.

Ход урока

Организационный момент

Учитель контролирует готовность учеников к работе на уроке, здоровается с ними.

Активизация опорных знаний

Учитель напоминает, что дети уже неоднократно работали с картинами разных художников, позволяющими ярко представить отраженные на них моменты жизни.

Мотивация

Учитель предлагает детям подумать над тем, какую пользу приносит человеку рассматривание картин и их словесный анализ.

Работа над новым учебным материалом

Учитель раздает детям карточки (одна на парту) с биографией С. Григорьева. Ученики должны законспектировать наиболее важные факты.

Созданные живописцем картины оценила советская власть, присудив их создателю в 1952 году звание народного художника УССР. В 1958 г. Сергей Григорьев стал действительным членом Академии художеств Советского Союза.

Живописец учился в Киевском художественном институте, который успешно окончил в 1932 г.

Он подарил миру преимущественно жанровые картины, запоминающиеся своей невероятной жизненностью и оптимизмом, яркостью отображенных типов и событий. Особенно интересовала художника тема молодежи и детей, их послевоенной жизни. Обращался он и к вопросам морали.

Особенную популярность Сергею Алексеевичу Григорьеву принесли картины «На собрании», написанная в 1947 г., «прием в комсомол» и «Вратарь», созданные в 1949 г. За эти две картину ему была присуждена Сталинская премия. Интересны и картины, переданные на хранение в Третьяковскую галерее - «Вернулся» и «Обсуждение двойки».

Художник не только создавал изумительные жизненные полотна, но и занимался преподавательской деятельностью. В 1934 году он начал преподавать в Киевском художественном институте».

После написания конспекта учитель дает слово ребятам, которые готовились на дому. Тематика выступлений может быть посвящена как эпизодам из жизни художника, так и истории создания отдельных его картин.

После того, как все дети представят подготовленную информацию, учитель предлагает рассмотреть картину «Вратарь» и ответить на вопросы:

  • Что изображено на картине?
  • Какова тема картины?
  • Каким человеком представляется художник, когда вы познакомились с его творчеством?
  • Сколько объектов можно выделить на картине?

После того, как дети делают вывод о том, что на картине можно выделить несколько важных объектов, учитель указывает на то, что и сочинение будет состоять из нескольких описаний, которые будут связаны в единое целое при помощи общих окончания, начала и заглавия.

Учитель также предлагает подумать над тем, почему картине дано название «Вратарь», иллюстрирует ли она тренировку, или настоящий футбольный матч. Важно, чтобы дети сумели описать главного героя картины: его колени согнуты, он напряжен и сосредоточен, а острые глаза уверенно смотрят вперед.

Каждому из учеников предлагается составить короткое описание картины (не более 10 предложений). Несколько работ прочитываются вслух и устно комментируются другими учащимися класса. Отдельно оценивается содержание, образность речи, наличие стилистических ошибок. Каждую выставляемую оценку дети также должны прокомментировать.

Итог урока.

Учитель предлагает вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Понравился ли урок?
  • Понравились ли картины С. Григорьева? Почему?
  • Какие сложности возникли в процессе написания мини-сочинения и почему?

Домашнее задание

Подготовить короткие высказывания, характеризирующие картину «Вратарь»

Составить с ребенком устное описание любой, из нравящихся ему картин.

Художника Сергея Григорьева , создана в 1949 году . По мнению искусствоведов, является ярким произведением послевоенного соцреализма . Полотно удостоено Сталинской премии II степени в 1950 году. Художник изобразил на полотне рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве так, что он становится событием в жизни не только персонажей картины, но и её зрителей . Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США .

История создания и судьба картины

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки » (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедрой рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 × 172 сантиметров . Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев » .

Картина «Вратарь» (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол» , 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год . Полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей на Всесоюзной выставке 1950 года у самого автора . В коллекции галереи оно находится и сейчас . Инвентарный номер - 28043. Картина была представлена на многочисленных выставках: в Москве (1951), Ленинграде (1953), на Передвижной выставке в китайских городах от Пекина до Уханя (1954-1956), в Москве (1958 и 1971, 1979, 1986-1987, 2001-2002, в «Новом Манеже» в 2002 году), в Киеве (1973, 1979), Казани (1973-1974, 1977-1978), в городах США (1979-1980), на юбилейной выставке, посвящённой 225-летию Академии художеств СССР , в Москве (1983-1984) .

Сюжет и особенности трактовки

В. А. Афанасьев реконструировал события, предшествовавшие сцене, запечатлённой на картине Сергея Григорьева. Группа возвращавшихся после занятий школьников устроила импровизированный футбольный матч, соорудив ворота из портфелей, сумок и беретов . За пределами изображения на картине происходит захватывающий эпизод, который приковал внимание случайных зрителей, расположившихся на штабеле свежих досок. К событиям на поле обращено внимание и долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, занимающего место в воротах . А. М. Членов обращал внимание на то, что на полотне изображена ранняя осень, когда ещё тепло, но «некоторые опасливые мамаши» уже одели своих детей в пальто. Он отмечал, что художник выбрал не сцену борьбы за мяч, которая в данный момент происходит, по его оценке, в центре поля, а самый край футбольного поля .

У мальчика забинтовано правое колено, и это, по мнению О’Махоуни, - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов (искусствовед Галина Карклинь отмечала, что вратарь значительно старше всех других детей, изображённых на полотне, и как ученик младшей школы с гордостью демонстрирует своё футбольное мастерство малышне ). Однако картина написана в 1949 году, и метафора , с точки зрения О’Махоуни, обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, ведутся экскаваторные работы; зрители сидят на досках, что также служит намёком на то, что матч проходит на строительной площадке .

Киевский художественный институт, в саду которого, по мнению А. М. Членова, происходит действие картины

В своей книге о творчестве художника Т. Г. Гурьева сделала вывод о том, что фоном изображённой на картине сцены является панорама Киева : видны Андреевская церковь над Днепром , стройки, массив домов . Искусствовед А. Членов считал, что можно точно определить и само место, где происходит матч. Это - сад Киевского художественного института, где в то время работал художник на кафедре рисунка. Именно отсюда, по мнению Членова, открывается изображённый Григорьевым вид на Андреевский собор и здания над крутыми склонами Днепра, спадающими к Подолу - нижней части Киева .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях - зрителях матча спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей, по оценке О’Махоуни, Сергей Григорьев изобразил двух девочек (в отличие от него, Афанасьев насчитывает четырёх девочек, относя к ним самого маленького ребёнка, а также персонажа в сиреневом пальто-капоре , Гурьева считает девочками троих персонажей, включая в это число персонажа в красном капюшоне ). О’Махоуни утверждает, что девочки играют на картине второстепенную роль. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей . Т. Г. Гурьева отмечает разнообразие и убедительность психологических характеристик детей, а также юмор художника. В отличие от Карклинь, она относит старших детей на картине к подростковому (пионерскому) возрасту . Мальчик в красном лыжном костюме широко расставил ноги и заложил за спину руки, выпятив живот, он отличается, по её мнению, спокойным, созерцательным характером (в игру «малыша» не принимают, но он сумел приобщиться к состязанию, подбирая мячи, вылетевшие за линию ворот ). Членов отмечал, что он преисполнен сознанием собственной важности, смотрит на играющих «свысока» (несмотря на малый рост), его не волнует, какая из команд одержит победу в матче . На досках сидят как более темпераментные, так и вполне спокойные болельщики. Оживлённо реагирует на игру малыш в сером капюшоне. Спокойно наблюдают за игрой девочка с куклой и школьница с красным бантом в коротко стриженых волосах. Пригнувшись и упёршись руками в колени, увлечённо следит за матчем девочка в красном капюшоне . Выражение полного безразличия к игре В. А. Афанасьев видит лишь в изображении «лопоухой собачонки» и «укутанной в тёплый платок малышки» . Молодой парень (так Гурьева оценивает взрослого персонажа картины)

сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе - готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел «на минутку» и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры

На картине изображён только один взрослый. О’Махоуни отмечает, что поза, в которой мужчина изображён художником, сразу обращает на себя внимание зрителя: он сидит, выставив левую ногу вперёд в направлении невидимого противника, положив руку на колено, повторяя положение рук вратаря. В свою очередь его же дублирует и маленький мальчик, сидящий слева от мужчины. Судя по одежде, мужчина не является тренером. Папка и документы в его правой руке указывают на то, что это ответственный работник некоего государственного учреждения. На лацкане его пиджака - орденские планки и ленты, указывающие на то, что он участвовал в минувшей войне. В картине он играет, по мнению О’Махоуни, роль наставника, передающего детям опыт своего поколения . А. М. Членов «узнал», по его словам, студента, молодого художника, «навёрстывающего… фронтовые годы» . В начале 1940 года сам художник был призван в ряды Красной армии . До конца 1945 года, когда он вернулся в Киев, на художественных выставках не появилось ни одного произведения, подписанного его именем. Григорьев сам неоднократно с гордостью говорил, что во время своей службы в армии он не работал в качестве художника, а участвовал в военных действиях как политработник , вступил в ряды коммунистической партии .

Картина в оценке искусствоведов и зрителей

Т. Г. Гурьева писала, что картина «Вратарь» завершает целый особый этап творческого развития Григорьева, когда он создавал живые жанровые зарисовки быта советских людей. Такие картины способствовали созданию «скромной, но прочной славы опытного, умелого жанриста, автора занимательных и свежих живописных новелл». Это уже начинало тяготить художника, который искал новые и более значительные темы и образы . Искусствовед замечала, что картина напоминает ей в жанровом отношении новеллу , а как одно из наиболее важных достоинств отмечала её достоверность . Важно, с её точки зрения, что «Вратарь» подталкивает зрителя к обобщениям широкого идейного плана .

О’Махоуни считает неслучайным присуждение Сталинской премии за эту картину: Григорьев подчёркивает значимость спорта в эпоху «восстановления страны и возрождения нации». На первый план выдвинута роль старшего поколения, а его знания и опыт переданы художником «как жизненно важные для превращения советской молодёжи в новых защитников СССР» .

По мнению Т. Г. Гурьевой, ландшафт написан интересно, тонко, но его недостаток - оторванность фигур переднего плана от городского пейзажа на горизонте, что создаёт ощущение некоторой искусственности, «словно фоном для живой сценки на переднем плане является театральный задник». Гурьева отмечает умелое создание художником светлого, радостного колорита, который, по её словам, передаёт влюблённость художника в жизнь, его оптимистическое настроение . Г. Н. Карклинь отмечает «ржаво-золотистый колорит тёплого ясного дня с отдельными декоративными акцентами красного» . По мнению В. А. Афанасьева, пейзаж, «исполненный задумчивой нарядности», не играет в картине доминирующей роли, он подчинён повествованию о захватывающем зрелище на импровизированном футбольном поле. Осенний пейзаж, по его словам, написан «легко и свободно». Искусствовед отмечает мягкий сдержанный колорит с преобладанием тёплого желтоватого цвета. Повышает напряжённость происходящего на полотне «обилие тактично разбросанных, тонально разнообразных пятен красного» (одежда малыша за спиной главного героя, шапочка на голове «надутой девочки», вышивка на рубахе взрослого персонажа, штанишки на девочке в капюшоне, банты у девочек и пионерские галстуки на мальчиках) . А. М. Членов отмечал, что эти пятна красного цвета уравновешены холодными тонами, к которым он относил портфели, одежду вратаря и взрослого персонажа, а также общим желтоватым колоритом листвы .

По оценке Афанасьева, во «Вратаре» Григорьеву впервые в своём творчестве удалось не только объединить большое количество персонажей единым действием, но и «срежиссировать» сцену так, что она воспринимается зрителем как зарисовка, непосредственно увиденная в жизни. Каждой детали «найдено своё место», а каждый персонаж раскрыт «по-своему убедительно» . Украинский искусствовед и литературовед Олег Килимник (укр.) русск. отмечал, что «каждый представленный мастером детский образ чарует своей правдивостью, достоверностью, силой детской непосредственности» .

Наряду с другими картинами Григорьева «Вратарь» в современной Украине подвергался критике. В. А. Афанасьев и украинский искусствовед Л. О. Лотиш в своих статьях отмечали возникшую среди художественных критиков тенденцию представлять художника «как хитрого циника, оседлавшего кобылу соцреализма ». Афанасьев и Лотиш в противовес этой точке зрения отмечали эмоциональность, эстетическую и историко-культурную ценность его полотен «Вратарь», «Приём в комсомол», «Обсуждение двойки », «Вернулся », их большой успех у широкого зрителя .

Картина Сергея Григорьева на уроках в средней школе

Картина «Вратарь» неоднократно рекомендовалась авторами пособий по методике преподавания в средней школе для анализа учащимися. Так, ознакомление школьников с картиной рекомендовали в своих пособиях В. Н. Кожухов на уроках рисования и А. В. Текучёв на уроках русского языка , а детальный анализ её использования даётся в книге доктора педагогических наук Л. А. Ходяковой, где картина предлагается как тема сочинения на уроке русского языка .

Примечания

  1. , с. 201-204.
  2. , с. 202-204.
  3. , с. 29.
  4. , с. 288.
  5. Кожухов В. Н. Рассматривание картин на уроках рисования: пособие для учителя.. - М. : Учпедгиз, 1956. - С. 70. - 79 с.
  6. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков: учебное пособие . - М. : Флинта, 2000. - С. 162-167. - 336 с.
  7. , с. 9.
  8. Решетников, Фёдор. Доброта и правда искусства // Огонёк: Журнал. - 1970. - 18 июля. - С. 8 .
  9. , с. 8.
  10. Григорьев Сергей Алексеевич. «Вратарь» (Сталинская премия второй степени, 1950) (неопр.)
  11. , с. 48.
  12. , с. 24.
  13. Григорьев Сергей Алексеевич (неопр.) . Музей украинской живописи. Днепр. Дата обращения 2 июля 2017.
  14. , с. 45.

В статье поговорим о картине «Вратарь» Григорьева. Это интересное произведение искусства, которое требует подробного и тщательного разбора. Мы попытаемся максимально учесть детали, а вначале поговорим немного об авторе.

Отметим, что футбол - игра, которой интересуются практически все представители сильного пола. Игра привлекает как мальчишек, так и взрослых людей. Это неудивительно, ведь она полна азарта, адреналина и ярких эмоций. Для мужчины - невероятное наслаждение провести мяч через множество сложностей и препятствий для того, чтобы забить его в итоге в ворота. Художник, о котором мы будем говорить ниже, сумел еще в 1949 году создать уникальное произведение искусства, которое содержит в себе всю палитру эмоций. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее, поэтому после прочтения статьи можно отправиться именно туда, чтобы воочию убедиться в красоте и совершенстве этой работы.

О художнике

Прежде чем начать описание картины Григорьева «Вратарь», немного поговорим о самом художнике. Речь идет о талантливом живописце из СССР, который практически на всех своих картинах изображал детей и подростков. Он любил показывать настоящую жизнь подрастающего поколения. Особенно это интересно тем, что на дворе были послевоенные годы.

Сергей Григорьев появился на свет в 1910 году в городе Луганске. Уже в 1932 году молодой человек с успехом окончил Художественный институт в Киеве. После этого там же он несколько лет проработал преподавателем. Основной темой картин всегда была советская молодежь, а точнее, особенности её воспитания.

Другие работы

Отметим, что кроме известной всем картины Григорьева «Вратарь», есть у него еще несколько интересных работ. Например, «На собрании», «Обсуждение двойки» и картина под названием «Вернулся». Деятельность талантливого человека не была оставлена без внимания. Его дважды отметили Сталинской премией, а также различными орденами и наградами. Хочется отдельно отметить: несмотря на то, что Григорьев писал картины еще в советское время, практически все они актуальны до сих пор. Даже современная система образования не забывает о нем. Так, дети в 7 классе пишут сочинение на тему его картины.

На фоне

Художник Григорьев «Вратаря» писал в годы своего расцвета. Однако какую основную мысль он хотел передать? Очевидно, что работы его больше ориентировались на молодого зрителя, чем на взрослого человека. Так как же детям понять замысел? Для этого для начала надо просто научиться формулировать ясно и четко свои мысли, уметь высказываться и доказывать свое мнение.

Очень важно видеть на полотне сюжет и понимать его смысл. Для того, чтобы сделать какие-то выводы, а не просто посмотреть на красивую картину, очень важно проанализировать сцену, которую художник так тщательно и мастерски изображает на полотне.

Времена

Прежде чем говорить об истории создания картины Григорьева «Вратарь» следует подумать о том, в какое время она создавалась. Это был 1949 год. Согласитесь, довольно сложное время. После войны еще прошло не много лет, хотя страна и восстанавливалась в довольно ускоренном темпе. Строились новые предприятия, жилые дома, культурные сооружения. Да, население жило в бедноте, но даже мирное небо внушало им достаточно оптимизма для того, чтобы верить в лучшее.

Дети, которые видели своими глазами голод, бедность и бомбежки, были особенными. Они были неизбалованными и умели искренне радоваться чему-то простому. Например, та же игра в футбол с друзьями могла стать настоящим событием. Именно такое отношение к простым вещам и сумел передать Григорьев в картине «Вратарь». Что ж, ему это действительно удалось.

Тема и основная мысль картины «Вратарь» Григорьева

Итак, что же основного в картине? Во-первых, надо отметить, что действие происходит где-то на пустыре. То есть мы видим не красивый обустроенный двор, а запустелое место, где собрались дети. У них закончились уроки, и они решили поиграть немного в мяч.

Главным героев является самый обыкновенный мальчик. Он стоит у ворот, которые дети сделали из своих портфелей. Есть место и для болельщиков. Они уселись на бревне, так как специальных лавочек для сидения не было. Мы видим семерых ребят. Возле них сидит взрослый человек, который одет в костюм. Отличается он и своей шляпой.

Описание картины Григорьева «Вратарь» следует закончить тем, что присутствует еще один герой на полотне. Это мальчик, который стоит за воротами и с интересом наблюдает за игрой. Есть и животные на этой картине. Так, мы видим небольшую белую собаку, которая мирно спит возле маленькой девочки. Она-то уж точно не проявляет никакого интереса к тому, что происходит вокруг.

Обратим внимание не на само место действия, а на пейзажи на фоне. Что мы видим на полотне Сергея Григорьева? Мы наблюдаем разные здания и храмы. Первые, кстати, многоэтажные, что говорит о том, что все это действие происходит в довольно крупном городе. По состоянию природы, а именно желтеющим листьям, мы можем понять, что на улице осень. Дети одеты тепло, но не так, как зимой. Следовательно, погода довольно прохладная.

Мальчик

Мы уже знаем, когда Григорьев написал картину «Вратарь», но как он показал своего героя послевоенных времен? Это мальчик, которому внешне не больше 12-13 лет. Сверху на нем надет синий свитер, из-под которого виднеется белоснежный воротничок, что говорит о том, что мальчик - прилежный школьник. Также мы видим на нем туфли, шорты и рубаху. На руках мальчика перчатки.

Мы видим, что его колено перебинтовано, но, несмотря на это, он уверенно стоит на ногах и напряженно следит за матчем. Игра довольно сложная, мальчик даже согнулся немного, ожидая мяча. Он прекрасно понимает, что исход игры во многом зависит от него. Он сосредоточен и собран в этот момент.

Герои

Однако Сергей Григорьев изобразил не только главного героя, есть и второстепенные. Обратим наше внимание на юных болельщиков, среди которых есть как мальчики, так и девочки. Они тоже напряжены и увлечены. Все они зачаровано следят за полем. Дети понимают, что вот-вот все решится. Им бы тоже хотелось играть, но они еще слишком маленькие, значит, им рано. При этом ребята понимают, что поддерживать команду тоже очень важно. Поэтому они честно выполняют это дело. Один из ребят не смог усидеть на месте от напряженного ожидания и выбежал за пределы поля, чтобы быстрее всех уследить за исходом ситуации. Он понимает, что сам не сможет повлиять на игру, но, тем не менее, ему очень интересно.

Репродукции картины Григорьева «Вратарь» есть во многих музеях и различных учреждениях. Подлинная работа автора находится с 1950 года в Третьяковской галерее. Рассматривая полотно, вы можете обратить внимание на довольно интересного и нетипичного для этого сюжета героя. Это взрослый мужчина в шляпе, который пришел поболеть за детей. Мы не знаем кто это: может, случайный прохожий, который увлекся действием, а возможно, отец кого-то из ребят. Занимательно, что он с таким же напряжением и азартом следит за игрой, как и сами дети. Более того, мужчина и сам бы не отказался погонять мяч.

Особенности

К особенностям картины Григорьева «Вратарь» стоит отнести то, что она очень живо и ярко передает настроение. Мы чувствуем азарт и жгучее желание хотя бы посмотреть на исход. Автор полотна хотел показать, насколько захватывающей может быть эта игра. Несмотря на то, что картина эта писалась довольно давно, сюжет её актуален по сей день. Действительно, огромное количество людей обожает футбол. На матчи собираются тысячи фанатов во всем мире. Детям школьного возраста будет интересно как читать, так и писать сочинение по этой работе художника. Ведь каждый из ребят вечером тоже гоняет в мяч с товарищами.

При этом, что касается самого оформления, то картина написана в спокойных тонах. Вероятно, автор сделал это для того, чтобы показать не такое уже радужное поствоенное время. Мы видим серые и холодные оттенки, которые как бы говорят о том, что время на дворе довольно трудное. При этом есть и светлые пятна, которые означают веру в светлое будущее и надежду на большее.

Подтекст

Как вы думаете, есть подтекст на этой картине? Многие сразу же ответят, что нет, но это будет ошибочное заявление. На самом деле некий подтекст, который хотел донести автор работы, все же имеет место. Но какой он? Для этого давайте вспомним о том, что во времена написания картины в Советском Союзе расцветал коллективизм. А что мы видим? Командная игра, в которой от каждого участника зависит общий исход. Это - некая параллель с положением дел в Союзе на тот момент. Действительно, картина как будто напоминает о том, что без общества человек жить не может. Это неразделимое целое. Чтобы выжить, необходимо держаться вместе. Именно такой подтекст создал в своей картине Сергей Григорьев.

Что ж, подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что эта работу художника является одной из лучших. В ней проявилось всё многообразие его таланта, а также умение при помощи образа передавать суть. Он как бы показал, что всего лишь кисть и талант способны на многое. Картины Григорьева характеризуются особенной теплотой и жизненностью. Он изображает простые сюжеты, но почему-то именно они вызывают больше всего эмоций, а не что-то сложное и вычурное. Именно эту простоту хочется разбирать, разглядывать, просто наслаждаться ею.

Всем, кто имеет возможность, стоит обязательно посетить Третьяковскую галерею, чтобы своими глазами посмотреть на творение Григорьева.




Top