Сергей эйзенштейн выставка. Выставка Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМ. А.А. БАХРУШИНА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО
МУЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ
ГОСФИЛЬМОФОНД РОССИИ
КИНОКОНЦЕРН «МОСФИЛЬМ»
КИНОКОМПАНИЯ «СТВ»
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

представляют выставку

СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН «МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ»

Куратор: Ольга Свиблова

В рамках празднования 20-летия Мультимедиа Арт Музея, Москва

Стратегические партнеры выставки: Норильский Никель, MasterCard
Стратегические партнеры Музея: ОАО «Новатэк», Ahmad Tea в России
Партнеры открытия: Ruinart, Бюрнье

В рамках празднования 20-летнего юбилея МАММ представляет выставку «Монтаж аттракционов», посвященную творчеству великого режиссера, художника, сценариста, педагога, автора фундаментальных работ по теории кино - Сергея Эйзенштейна. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.

Сергей Эйзенштейн - легендарная фигура в истории мирового кинематографа. Невозможно переоценить влияние, которое он оказал на развитие современного российского и зарубежного кино. Эйзенштейну посвящено огромное количество книг и научных исследований, он является одним из наиболее упоминаемых во всем мире режиссеров, а его знаменитый фильм «Броненосец «Потемкин» по праву признан одним из лучших фильмов в истории по итогам опросов критиков, режиссёров и публики.

Выставка в МАММ представляет разные грани творчества Эйзенштейна: его рисунки - от самых ранних, которые показывают, насколько ярко и персонажно он мыслил уже в детстве, до поздних - а рисовал Эйзенштейн всю жизнь. В рисунках энциклопедически образованного гения, словно скорописью намечены его замыслы, осуществленные и неосуществленные, его эмоциональные и интеллектуальные переживания, связанные с мировой культурой, в которой отразилось история человеческой цивилизации. На выставке представлены дружеские шаржи на близких друзей - Михаила Ромма (рисунок доделан самим Роммом и подписан «Частично испорчено М. Роммом»), режиссера Григория Рошаля, актера Максима Штрауха, оператора и фотографа Виктора Домбровского, а также многочисленные автошаржи.

В экспозицию включены эскизы декораций и костюмов к спектаклям, поставленным в 1920-е годы, как самим Сергеем Эйзенштейном, так и другими режиссерами, а также костюмы к фильму «Иван Грозный». Особое место на выставке занимают уникальные артефакты - бисерный ридикюль и серьги, подаренные Эйзенштейном дочери его друга Григория Рошаля - Марианне. С семьей Рошаля Эйзенштейна связывала многолетняя дружба. Дни рождения Марианны и Сергея Эйзенштейна практически совпадали и многие годы праздновались совместно. Позднее, Марианна Рошаль стала студенткой Эйзенштейна и работала ассистентом на съемках киноэпопеи «Иван Грозный». Свой последний подарок Марианне Рошаль Сергей Эйзенштейн сделал, когда был уже тяжело болен и не мог ходить. Он подарил девушке, которую знал с младенчества, бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Не мечите бисер по примеру учителя». В тот момент у Эйзенштейна были проблемы со второй серией «Ивана Грозного», и он знал, что даже Сталинская премия, полученная за первую серию картины, не спасет от цензуры вторую.

На выставке много фотографий, связанных с жизнью и творчеством режиссера. В их числе портреты Сергея Эйзенштейна, созданные классиками российской фотографии: Александром Гринбергом, Дмитрием Дебабовым, Моисеем Наппельбаумом и др.; фотосъемки знаменитых спектаклей Эйзенштейна времен его работы в «Пролеткульте», фотографии, запечатлевшие его поездку в Америку, снимки Эйзенштейна с деятелями российской и мировой культуры, и конечно, кадры со съемок знаменитых фильмов Сергея Эйзенштейна: «Стачка», «Октябрь», «Броненосец «Потемкин», «Старое и новое», «Бежин луг», «Александр Невский», «Иван Грозный», созданные его друзьями-операторами: Виктором Домбровским, Борисом Франциссоном, Александром Сигаевым и Яковом Толчаном. На выставке будет показана серия, связанная с работой Сергея Эйзенштейна над оперой Рихарда Вагнера «Валькирия», поставленной в Большом театре в 1940-м году.

В экспозиции будут представлены плакаты к фильмам Сергея Эйзенштейна, в том числе две работы Александра Родченко для фильма «Броненосец «Потемкин». Один из плакатов Родченко стал каноническим и был широко растиражирован, а другой, не вошедший в рекламную кампанию фильма, существует в единственном экземпляре, отрисованном художником.

Главное место на выставке, конечно, отведено фрагментам кинофильмов Сергея Эйзенштейна. В своей знаменитой статье «Монтаж аттракционов» 1923-го года Эйзенштейн писал: «Аттракцион в разрезе театра - всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего … Аттракцион в формальном плане я устанавливаю как самостоятельный и первичный элемент конструкции спектакля - молекулярную (то есть составную) единицу действенности театра и театра вообще. В полной аналогии - «изобразительная заготовка» Гросса или элементы фотоиллюстраций Родченко». Эту статью Эйзенштейн писал еще во время своей работы в театре, но именно в ней был сформулирован его творческий метод, который он будет развивать, работая в кинематографе - «монтаж аттракционов».

Революционная теория «монтажа аттракционов» сегодня актуальна как никогда. В эпоху нарастающего информационного шума, борьба за чувства и мысли зрителей является главным для каждого художника.

В юбилейный год в нашем музейном пространстве одновременно встречаются выставки двух великих новаторов русского искусства, начало творческой деятельности которых совпало с началом ХХ века и его великими революционными потрясениями - Александра Родченко и Сергея Эйзенштейна. Оба они жили и работали во имя будущего. Их творчество изменило развитие российской и мировой культуры и, почти сто лет спустя, не теряет своей актуальности. Их уникальные ракурсы и визуальные метафоры задают вектор движения.

Одна из самых популярных и «модных» столичных площадок - Мультимедиа Арт Музей - отмечает 20-летие целым рядом юбилейных мероприятий и выставок. Первая из них также приурочена к Году кино. Экспозиция «Монтаж аттракционов» посвящена одной из важнейших фигур мирового кинематографа - Сергею Эйзенштейну. Подробности - у Станислава Дорэ.

Выставка, посвящённая одному из главных гуру мирового кинематографа, занимающая три этажа музея, сама подобна аттракциону. Она, как фильмы Эйзенштейна, выстроена интуитивно, психологично, со множеством смыслов и подтекстов и с намерением захватить зрителя, погрузить его в разные состояния. Фотография демонстрирует привычную реальность, рассказывает о важных событиях из жизни режиссёра, его эскизы и рисунки погружают в богатый внутренний мир. Название выставки повторяет название статьи Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», написанной в 1923 году, когда автор еще работал в театре, но уже сформулировал свои главные принципы работы в кино.

Эйзенштейн очень по-своему определяет «аттракцион» и пишет, что это не трюк, а специфическое воздействие на зрителя, причем агрессивное, которое должно достучаться до эмоций, состояния человека и вызвать у него потрясения, переживания и переосмысления», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В экспозиции - первые издания трудов Эйзенштейна, его эскизы к несостоявшимся спектаклям, и фотоснимки тех, что увидели свет. Эксперименты с фотографией, плакаты к фильмам, рисунки, например, один интересный - называется «Святой Себастьян в райвоенкомате». Много фотографий с кинопроб и съёмочных площадок, кадры из большинства знаменитых фильмов, в которых важное место занимали темы власти и толпы.

«Проблема неорганизованной толпы, массы. Он дает первый титр в «Броненосце Потёмкине»: «Личность, едва осознав себя, растворилась в массе. Масса растворилась в порыве, потому что Эйзенштейну - мальчику из хорошей семьи буржуазной, тоже нужно с этим миром было найти взаимоотношения», - объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Эйзенштейн был человеком компромиссов. Особенно это касается власти. Он разделял идеи революции, однако со временем наступать на горло своей собственной песне становилось всё труднее.

«Иван Грозный» - один из самых сложных фильмов Эйзенштейна. Картина режиссёру давалась трудно. Говорят, сценарий утверждал лично Сталин. Правки, цензура, запреты. Третью серию так и не сняли. Фильму «Иван Грозный» посвящён целый зал. Здесь представлены фото, видео, рисунки, костюмы.

Ассистентом Эйзенштейна на съёмках этой ленты была дочь его близкого друга - Марианна Рошаль. В экспозиции представлен последний подарок режиссёра своей ученице. Это бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Не в пример учителю никогда не мечите…»

В этом году Мультимедиа Арт Музей, Москва - первый российский музей, который начал специализироваться на фотографии, новых медиа и современном искусстве, празднует свое 20-летие.
В рамках празднования 20-летия музей открывает выставку Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» , на которой будут представлены фотографии, рисунки и фрагменты кинофильмов, костюмы к фильмам и личные вещи, связанные с жизнью и творчеством легендарного российского кинематографиста. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.


1929. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино.


Мультимедиа Арт Музей, Москва, был основан в 1996 году. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 130 000 экспонатов, и это — самая крупная и представительная коллекция, отображающая всю историю развития отечественной фотографии и современного искусства, использующего фотографию как медиа. Музей обладает наиболее полным корпусом произведений Александра Родченко, русской модернистской фотографии (Макс Пенсон, Елеазар Лангман, Михаил Прехнер, Георгий Петрусов) и русского пикториализма (Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола).

Значительное место в коллекции занимают видео-арт, интернет-арт и новые медиа. Современный период представлен работами Бориса Михайлова, Александра Слюсарева, Николая Бахарева, Сергея Чиликова, Сергея Браткова, Ольги Чернышевой, группы AES+F, Олега Кулика, Дмитрия Булныгина. Только за последние несколько лет выставки из музейной коллекции были показаны в лондонской галерее «Хейвард», Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Фотографическом музее Винтертура, Музее современного искусства Кастелло ди Риволи (Турин), Музее современного искусства Сан-Пауло, Фотографическом музее Амстердама.

На съемках фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный».


Главная цель МАММ — способствовать развитию российского современного искусства во всем его разнообразии, а также знакомить российскую публику с выдающимися произведениями звезд мировой художественной сцены.
Начиная с 1996 года, музей провел более 1500 выставок в России и за рубежом. Первым познакомил российскую публику с творчеством «Флюксуса» и группы «Zero», показал масштабные выставки arte povera, Джозефа Кошута, Андреаса Гурски, Ребекки Хорн, Аннетт Мессаже, Фабриса Ибера, Дэвида Линча, Марка Куинна, Дэмиена Херста, Ай Вэйвэя, Тарин Саймон и многих других художников, без которых невозможно представить мировое искусство второй половины 20-го и 21-го века. За двадцать лет существования музея партнерами МАММ стали ведущие мировые институции, включая Центр Жоржа Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей Ван Аббе (Эйндховен), Лондонскую Королевскую академию художеств, Художественный музей Хельсинки, Художественный музей Рейкьявика и др.

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»).
1929 Серебряно-желатиновый отпечаток Государственный центральный музей кино


Структурным подразделением музея является Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая в этом году тоже празднует свой юбилей - 10 лет. Сегодня студенты и выпускники Школы уже стали заметным явлением в российском и международном художественном ландшафте. Они регулярно участвуют в значимых музейных и галерейных выставках по всему миру и становятся лауреатами и финалистами важнейших российских премий в области современного искусства — премии «Инновация» и Премии Кандинского, а также международных премий и конкурсов, включая World Press Photo, Foam Talent, MACK First Book Award, Leica Oskar Barnack Award, Vienna Book Festival и German Photobook Award.

Людмила Целиковская и Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный».
1943-1944 Авторский серебряно-желатиновый отпечаток


В год своего двадцатилетнего юбилея музей благодарит всех, кто помогал и помогает ему, и особенно — меценатов, коллекционеров, художников и наследников.
Следуя примеру Центра Помпиду, сегодня отмечающему свое 40-летие, МАММ объявляет свой юбилейный год Годом мецената. Ведь только благодаря нашим совместным усилиям коллекция музея может расти и развиваться.

Мультимедиа Арт Музей (он же Московский дом фотографии) отмечает свой двадцатилетий юбилей выставкой "Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов", уникальный материал для которой предоставили три архива (РГАЛИ, РГАКФД, Госфильмофонд России), три музея (Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Государственный музей кино, Музей Большого театра), а также "Мосфильм" и кинокомпания СТВ.

Фактически в Год кино МАММ предложил любопытный перевод истории экспериментов, триумфов и драм, поисков и открытий крупнейшего героя, режиссера, теоретика отечественного и мирового кинематографа на язык мультимедийной инсталляции. "Монтаж аттракционов", эта самая известная формула режиссера, дает ключ не только к фильмам Эйзенштейна, но и к экспозиции, созданной Ольгой Свибловой, Анной Зайцевой и архитекторами Кириллом Ассом и Надей Корбут.

Вместо зачина - длиннющая бумажная лента с нарисованной очередью 1916 года за чаем, сахаром, кофе, в которой, кажется, не стоят, а живут, - эффектная "проба пера" начинающего карикатуриста и, разумеется, обещание будущих кинолент. Но еще - и камертон. Игра, шаржи, обыгрывание слов (иногда - на трех языках сразу, как в московском автошарже сентября 1941) и вещей (как в подписи к подарку ученице - бисерному кисету: "Не в пример учителю - никогда не мечите!", где вместо слова "бисер", как в шараде, сам кисет) - это не заготовка "экспромтов" впрок, это способ думать и жить. Вот фотография Виктора Домбровского - Михаил Ромм и Эйзенштейн на съемках "Ивана Грозного" в 1942-1943. Могли бы дежурно таращиться в камеру, но для обоих режиссеров (а Ромм тут еще и актер, загримированный для роли английской королевы Елизаветы I) это слишком скучно. К тому же появление объектива - почти как команда "Мотор! Начали!". И вот уже Ромм-Елизавета, со стула-трона наклоняется к Эйзенштейну, взяв его за подбородок как нашкодившего ребенка. Снимок удваивает пространство игры, не говоря уж о смыслах… Много позже, Ромм вспоминал о том, что Эйзенштейн "почти никогда и ничего не говорил всерьез", "его язвительно-добродушные остроты", вспомнил, "что каждую его фразу нужно было понимать двояко…".

"Двоякость" игровой стихии пронизывает выставку, выстроенную очень тонко… Так, "перевод" знаменитых картин "Стачка", "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", "Старое и новое (Генеральная линия)" в формат показа на планшетах, конечно, дань современной "речи", в которой уже рутинным стал параллельный монтаж (поклон автору "Октября"!) видео из youtube, снимков Instagram, комментов в твиттере и постов в блогах… Но любопытно, что этот же формат - при других возможностях техники, конечно, - использовал Эйзенштейн в театральных постановках. Так, на призыв Луначарского в 1923 году ставить пьесы Островского Эйзенштейн ответил постановкой "Мудреца", где дневник Глумова представал как нечто похожее на современный видеоблог. Киновставки из "дневника" появлялись на заднике сцены и пародировали документальную хронику и популярные немые фильмы о Фантомасе... В эксцентричном "Мудреце" Эйзенштейн впервые взял в руки кинокамеру.

Эйзенштейн почти никогда и ничего не говорил всерьез

Но к этой рифме в экспозиции, закольцовывающей театральный поиск 1920-х годов, открытия нового киноязыка и современную скоропись на планшетах и телефонах, добавляется еще одна. Я имею в виду параллель между "монтажом аттракционов" и поисками конструктивистов, которые очевидны, скажем, в эскизах Эйзенштейна к декорациям и костюмам в театральных постановках. Эти "переклички", как и отсылки к буффонаде и цирковым трюкам, - прямой мостик не только к ФЭКСам, но, конечно, еще и к большой выставке Александра Родченко тут же в музее.

Кураторы избегают развернутых комментариев, стараясь везде, где можно дать слово самому Эйзенштейну. Благо речь его оказывается не только блистательной, щедрой на неожиданные ассоциации (чего стоит шарж времен войны "Св.Себастьян в военкомате" - надо ли говорить, что героя, который, как и полагается, весь в стрелах, признают годным к службе?), но и очень современной. В эпоху, когда визуальная информация теснит словесную, его рисунки не требуют перевода. Среди графических работ в третьей части выставки, где "Александр Невский" выступает на пару с "Иваном Грозным" - сразу на многих экранах, рядом с "Бредовыми видениями" танцоров без голов, можно увидеть набросок "Проверка человека метелью". Его персонаж, как воздушный гимнаст под куполом цирка, висит, держась одной рукой за кольцо. Но вместо арены и зрителей - вкруг него вихри метели, в которой ни зги не видно.

Автобиографический характер рисунка почти не вызывает сомнений. Достаточно посмотреть на кадры из "Александра Невского", рядом с которыми - раритетные снимки из оперы Вагнера "Валькирия". Ее в 1940-м Эйзенштейн ставил в Большом театре. Дело даже не в том, что снимки проявляют "оперную", условную природу фильма. Опера и фильм сообщают о прямо противоположных политических контекстах. "Александр Невский", за который режиссер получил Сталинскую премию, был изъят из проката после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. А в знак дружбы с Германией на сцене Большого срочно поставили оперу Вагнера, столь любимого Гитлером… Война вернет "Невского" на экраны страны. А Эйзенштейн в итоге неожиданно получит шанс поработать с цветом - мрачный танец в сцене пира и убийства во второй части "Ивана Грозного" снят на трофейную немецкую цветную пленку. И вихревое движение в этом эпизоде вдруг напомнит о рисунке, где вкруг висящего на волоске альтер эго автора кружит-вертит метель. То ли как акробата в цирке, то ли как ребенка в прятках, то ли как обреченного князя в "Иване Грозном"... Эйзенштейн знал, что рисовал, когда набрасывал этот фантасмагорический сюжет.

–– первый российский музей, который начал специализироваться на фотографии, новых медиа и современном искусстве, празднует свое 20-летие.

Юбилейный год Мультимедиа Арт Музей открывает выставкой Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» (25.11.2016 - 26.02.2017 ), на которой будут представлены фотографии, рисунки и фрагменты кинофильмов, костюмы к фильмам и личные вещи, связанные с жизнью и творчеством легендарного российского кинематографиста. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.

Стратегические партнеры Музея: Норильский Никель, MasterCard, ОАО «Новатэк», Ahmad Tea в России

Партнеры открытия: Ruinart, Бюрнье

Мультимедиа Арт Музей, Москва, был основан в 1996 году. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 130 000 экспонатов, и это - самая крупная и представительная коллекция, отображающая всю историю развития отечественной фотографии и современного искусства, использующего фотографию как медиа. Музей обладает наиболее полным корпусом произведений Александра Родченко, русской модернистской фотографии (Макс Пенсон, Елеазар Лангман, Михаил Прехнер, Георгий Петрусов) и русского пикториализма (Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола). Значительное место в коллекции занимают видео-арт, интернет-арт и новые медиа. Современный период представлен работами Бориса Михайлова, Александра Слюсарева, Николая Бахарева, Сергея Чиликова, Сергея Браткова, Ольги Чернышевой, группы AES+F, Олега Кулика, Дмитрия Булныгина. Только за последние несколько лет выставки из музейной коллекции были показаны в лондонской галерее «Хейвард», Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Фотографическом музее Винтертура, Музее современного искусства Кастелло ди Риволи (Турин), Музее современного искусства Сан-Пауло, Фотографическом музее Амстердама.

Главная цель МАММ - способствовать развитию российского современного искусства во всем его разнообразии, а также знакомить российскую публику с выдающимися произведениями звезд мировой художественной сцены.

Начиная с 1996 года, музей провел более 1500 выставок в России и за рубежом. Музей познакомил российскую публику с творчеством «Флюксуса» и группы «Zero», показал масштабные выставки arte povera, Джозефа Кошута, Андреаса Гурски, Ребекки Хорн, Аннетт Мессаже, Фабриса Ибера, Дэвида Линча, Марка Куинна, Дэмиена Херста, Ай Вэйвэя, Тарин Саймон и многих других художников, без которых невозможно представить мировое искусство второй половины 20-го и 21-го века. За двадцать лет существования музея партнерами МАММ стали ведущие мировые институции, включая Центр Жоржа Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей Ван Аббе (Эйндховен), Лондонскую Королевскую академию художеств, Художественный музей Хельсинки, Художественный музей Рейкьявика и др.

Структурным подразделением музея является Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая в этом году тоже празднует свой юбилей – 10 лет. Сегодня студенты и выпускники Школы уже стали заметным явлением в российском и международном художественном ландшафте. Они регулярно участвуют в значимых музейных и галерейных выставках по всему миру и становятся лауреатами и финалистами важнейших российских премий в области современного искусства - премии «Инновация» и Премии Кандинского, а также международных премий и конкурсов, включая World Press Photo, Foam Talent, MACK First Book Award, Leica Oskar Barnack Award, Vienna Book Festival и German Photobook Award.

В год двадцатилетнего юбилея МАММ благодарит всех, кто помогал и помогает музею, и особенно - меценатов, коллекционеров, художников и наследников.

Следуя примеру Центра Помпиду, сегодня отмечающему свое 40-летие, МАММ объявляет свой юбилейный год Годом мецената. Ведь только благодаря нашим совместным усилиям коллекция музея может расти и развиваться.




Top