Сергей николаевич глинка. Биография глинка с

рождение: 8 июнь 1786, Сутоки, Духовщинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
войсковое звание: 1803, Санкт-Петербург, Российская империя, Окончил Первый кадетский корпус и определён в Апшеронский пехотный полк прапорщиком
войсковое звание: с 1805 по 1806, Состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в военном походе при Аустерлице
место жительства: 1807, Сутоки, Духовщинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя, Выйдя в отставку, был сотенным начальником дворянского ополчения, проживал в родовом имении
профессия: 1808, Написал и издал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии, с описанием походов 1805-1806 годов»
место жительства: с 1810 по 1811, Путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев
войсковое звание: 1812, Опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене. Имел награжды: орден св. Анны 2 ст. за арриергардные дела 1813 г., св. Владимира 4 ст. с бантом за сражение под Вязьмой, Прусский за заслуги, золотая шпага «за храбрость» и медаль 1812 г.
профессия: 1815, Санкт-Петербург, Российская империя, Вернувшись в Россию, переведён в гвардейский Измайловский полк, издал продолжение «Писем русского офицера» - записки об Отечественной войне 1812 года в 8-ми томах, которые принесли Фёдору Глинке литературную известность
место жительства: 1816, Санкт-Петербург, Российская империя, Участвовал в деятельности «Вольного общества любителей российской словесности», где состоял вице-председателем, председателем
профессия: 1817, Санкт-Петербург, Российская империя, Работал редактором «Военного журнала», выходившего при штабе Измайловского полка
профессия: 1819, Санкт-Петербург, Российская империя, Поступил на должность правителя канцелярии при Санкт-петербургском генерал-губернаторе М. А. Милорадовиче.
место жительства: 1820, Санкт-Петербург, Российская империя, Участвовал в деятельности декабристского «Союза спасения», затем вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия северных рыцарей». Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», участвовал в Петербургском совещании 1820 года. Вместе с Г. А. Перетцем основал общество «Хейрут»
место жительства: 11 март 1826, Санкт-Петербург, Российская империя, Арестован, содержался в Петропавловской крепости
место жительства: 15 июнь 1826, Петрозаводск, Олонецкая губерния, Российская империя, Освобождён, исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск, где был определён советником Олонецкого губернского правления
место жительства: 1830, Тверь, Тверская губерния, Российская империя, Переведён на жительство в Тверь. Служил в Тверском губернском правлении, имел гражданский (статский) чин коллежский советник, 6 класс табели о рангах
брак : Евдокия Павловна Голенищева-Кутузова (Глинка) , Тверь, Тверская губерния, Российская империя
место жительства: 1832, Орёл, Орловская губерния, Российская империя, Переведён с женой на жительство в Орёл
профессия: 1835, Москва, Российская империя, Вышел в отставку в чине полковника, получил разрешение поселиться с женой в Москве. Писал и издавал книги. Свои стихотворения печатал в разных журналах. Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), лёгшие в основу популярных народных песен
место жительства: 1853, Санкт-Петербург, Российская империя, Жил с женой в Петербурге
место жительства: 1856, Тверь, Тверская губерния, Российская империя, Переселился с женой в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах. Сохранил до глубокой старости свежесть ума. Основал Тверское благотворительное общество «доброхотной копейки», учредившее бесплатную столовую для нищих и ремесленную школу, и был его председателем. Был избран, несмотря на старческий возраст, гласным Твери
смерть: 11 февраль 1880, Тверь, Тверская губерния, Российская империя

. Старший брат Фёдора Глинки , прадед Александра Глинки (Волжского) .

Сергей Глинка родился в 1776 году в известной семье смоленского шляхетства . Двоюродный брат - Григорий Глинка , профессор Дерптского университета. Семи лет поступил в Сухопутный кадетский корпус , откуда выпущен в 1795 году [уточнить ] и определен адъютантом к кн. Ю. В. Долгорукому в Москве.

В 1800 году, по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем на Украину. Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени успел сочинить немало стихотворений и повестей, а также перевёл «Юнговы ночи» (М., 1806).

В 1807 году в числе первых записался в ополчение (в качестве бригад-майора сычевской дружины). Узнав о вступлении Наполеона в Россию, Глинка написал стихи, взяв для них эпиграфом слова: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его». 11 июля 1812 г. в 5 ч. утра, прочитав воззвание Александра I к Москве, он во главе большой толпы народа двинулся на Поклонную гору навстречу императору. Его речи к народу показались подозрительными московской администрации, и за ним велено было следить. Во время приема дворянства и купечества в Слободском дворце 15-го июля Глинка много и горячо ораторствовал, предсказывая, между прочим, падение Москвы .

С 1808 по 1824 гг. издавал журнал «Русский вестник» , посвященный борьбе с французским влиянием и имевший широкий, хотя и непродолжительный успех далеко за пределами столиц. Славянофильская деятельность Глинки получила поддержку властей во время народного возбуждения 1812 г. , когда его отметили орденом Владимира 4 степени. Любитель эффектных тирад Ф. В. Ростопчин прямо заявил: «Развязываю вам язык на всё полезное для отечества, а руки - на триста тысяч экстраординарной суммы». Эти средства он после войны возвратил казне, не истратив из них ни копейки . Перед тем, как оставить занимаемую неприятелем Москву, сжёг все французские книги из своей библиотеки .

Антифранцузская пропаганда Глинки может считаться индикатором становления в России консервативной и националистической идеологии. Публицист отчаянно идеализировал все русское, превозносил доблести и добродетели русских царей и полководцев прошлого. Он создавал в своих сочинениях патриархально-консервативную утопию, опрокинутую в прошлое. Идеализированный образ России противопоставлялся Франции. На страницах «Русского Вестника» критиковались французские моды и увлечение французским языком, идеи французских философов, политика Наполеона. Угроза со стороны наполеоновской Франции рисовалась Глинкой не только как прямая военная угроза, но и как угроза культурной экспансии, ведущей к разрушению дорогих его сердцу устоев традиционного общества.

Один из самых плодовитых авторов своего времени, Глинка содействовал патриотическому делу и нескончаемой вереницей своих пьес: «Наталья, боярская дочь» (СПб., 1806); «Михаил князь Черниговский» (М., 1808); «Ольга Прекрасная», опера (М., 1808); «Боян» (М., 1808); «Минин», драма (М., 1809); «Осада Полтавы», драма (М., 1810) и пр. Писал он также поэмы и повести в стихах: «Пожарский и Минин или пожертвования россиян» (М., 1807): «Царица Наталья Кирилловна» (М., 1809). В те же годы издал множество исторических и нравоучительных повестей и анекдотов в прозе. Патриотическое увлечение Глинки доходило до признания «Athalie» Расина украденной из российского Стоглава , а «Андромахи » - подражанием «Погребению кота ». Утверждал, что название «славяне » происходит от слова «слава».

Сергей Глинка запомнился современникам как «беспорядочный энтузиаст, совершенно неспособный к последовательной деятельности» . «Литературное старообрядство» и русопятство Глинки рано стало предметом шуток современников ; Воейков вышутил его в «Доме сумасшедших», справедливо предрекая, что из всех его «многоплодных сочинений выкроится маленькая книжечка» . Молодой Аксаков , однако, нашёл в Глинке «самого доброго, прямого, открытого и правдивого человека» :

После 1812 года под именем прежнего «Русского вестника» выпускал «серенькие учебники по русской истории» . Книга его о русской истории выдержала три издания, причём сам Карамзин ходатайствовал о награде сочинителю оной у тогдашнего министра просвещения Шишкова , утверждая, что книга эта достойна быть введённою во всех учебных заведениях . Несколько раз пытался посвятить себя педагогической деятельности, в 1817 г. устроил в Москве пансион для выходцев с Дона . В 1821-23 гг. издавал «Новое детское чтение» и «Плутарха для детей». В 1817-20 гг. в Москве вышло его собрание сочинений.

В 1820-е гг. Глинка примкнул к охранительному лагерю Шишкова. С 1827 г. служил в Москве цензором, пока, не рассорившись в 1830 г. окончательно с тамошним обществом, не уехал в Петербург, где ему покровительствовали влиятельные при дворе Шишков и Жуковский . Материальное положение его было самое бедственное, несмотря на сотни публикуемых ежегодно страниц. В 1832 г. составил «Обозрение истории армянского народа». Вплоть до 1836 г. общался и спорил с Пушкиным , критиковал «Евгения Онегина » как летопись «модных бесцветных, безжизненных дней» :

В браке с Марией Васильевной Остаповой (1791-1853) имел сыновей Владимира (1813-60), Сергея (1819-93), Василия (1821), Павла (1824), Фёдора (1826-1910), дочерей Александру (1826-1893, за князем М. М. Баратаевым), Анну, Софью (ум. 1907). Старший сын пытался пойти по отцовской стезе: в 1837 г. напечатал драму «Отрочь монастырь, быль XIII столетия» (1837), а 5 лет спустя - еще одну: «Малоярославец в 1812 году, где решилась судьба большой армии Наполеона».

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Глинка (Сергей Николаевич) - писатель-деятель двенадцатого года. Родился в дворянской семье Смоленской губернии, в 1776 г., и семи лет поступил в сухопутный кадетский корпус, откуда выпущен в 1795 г. и определен адъютантом к князю Ю.В. Долгорукому в Москве. В 1800 г., по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем в Украину. Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени он написал много стихотворений и повестей, а также перевел ""Юнговы ночи"" (М., 1806). В 1807 г. вступил в ополчение, был бригад-майором сычевской дружины. В 1808 г. основал журнал ""Русский Вестник"", посвященный борьбе с французским влиянием. Общественное настроение очень благоприятствовало деятельности Глинки, и хотя и наружность, и внутреннее содержание его журнала были очень серенькие, он обратил на себя внимание публики и влиятельных сфер. Это особенно ясно выразилось во время народного возбуждения 1812 г., когда Глинка был пожалован орденом Владимира 4 степени, а любитель эффектных тирад граф Ф.В. Ростопчин сказал ему: ""развязываю вам язык на все полезное для отечества, а руки на триста тысяч экстраординарной суммы"". Князь П.А. Вяземский говорит: ""Глинка был рожден народным трибуном, но трибуном законным, трибуном правительства"". На самом деле, это был беспорядочный энтузиаст, совершенно неспособный к последовательной деятельности. Характеристика Глинки, сделанная Воейковым в ""Доме сумасшедших"", очень меткая: патриотическое увлечение его доходило до признания ""Athalie"" Расина украденною из российского Стоглава, а ""Андромахи"" - подражанием ""Погребению кота"". Успех ""Русского Вестника"" был, по сознанию самого Глинки, кратковременный; после двенадцатого года журнал собственно прекращается, и под этим именем выходит ряд сереньких учебников по русской истории. Наряду с изданием журнала Глинка действовал патриотическими пьесами: ""Наталья, боярская дочь"" (СПб., 1806); ""Михаил князь Черниговский"" (М., 1808); ""Ольга Прекрасная"", опера (М., 1808); ""Боян"" (М., 1808); ""Минин"", драма (М., 1809); ""Осада Полтавы"", драма (М., 1810) и пр. Писал он также поэмы и повести в стихах: ""Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян"" (М., 1807); ""Царица Наталья Кирилловна"" (М., 1809) - и множество исторических и нравоучительных повестей и анекдотов в прозе. Собрание сочинений его вышло в Москве (1817 - 1820). ""Русский Вестник"" прекратился в 1824 г., причем в 1821 - 23 гг. он заменялся ""Новым Детским Чтением"" и ""Плутархом для детей"". В 1827 г. Глинка был назначен цензором в московский цензурный комитет, где выслужил пенсию, а затем вышел в отставку. До конца жизни он не оставлял литературы, написал массу стихов, рассказов, детских книжек, издавал альманахи и т. д. Из необъятной массы написанного им следует упомянуть еще: ""Записки о 1812 годе"" (СПб., 1836); ""Записки о Москве"" (СПб., 1837); ""Очерки жизни и избранные сочинения А. Сумарокова"" (СПб., 1841); ""Русское Чтение"" (СПб., 1845). Глинка не обладал сколько-нибудь заметным литературным талантом: любопытны только его записки, рассеянные по разным изданиям. Человеком, несмотря на все увлечения, Глинка был прямым, честным, бескорыстным: достаточно сказать, что данные в его распоряжение триста тысяч рублей он возвратил казне, не истратив из них ни копейки. Умер 5 апреля 1847 г. См. Б. Федоров ""50-летие литературной жизни Глинки"" (СПб., 1844) и соч. кн. П.А. Вяземского, т. II. М. Мазаев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Глинка, Сергей Николаевич

- майор в отставке, литератор, родился в патриархальной помещичьей семье 5 июля 1775 г. (по надгробной надписи) или 1776 г. (по его "Запискам") в с. Сутоках Духовщинского уезда, Смоленской губ. Отец его, Николай Ильич, в молодости служил в гвардии и по выходе в отставку поселился в деревне и стал заниматься сельским хозяйством. Предки Г. еще в XVI веке служили в Речи Посполитой. На 5-м году Г. стали учить. Первым его учителем был его дядя-масон, майор Лебедев. Потом он перешел под надзор дядьки, Иоганна, полунемца-полурусского, который, по словам Г., "только присматривал за ним". Мальчик был способный, отличался хорошей памятью (Г. и потом всегда много помнил из выученного и прочитанного и легко цитировал многочисленных авторов), и учение шло легко. В 1781 г. Екатерина II во время поездки в Белоруссию проезжала через деревню Глинок Холм и приняла угощение от родителей С. H. - отец его в это время был капитан-исправником в Духовщинском уезде. В знак благоволения к нему Екатерина записала двух его сыновей, и в том числе Сергея, в Сухопутный Шляхетский корпус в Петербурге. И вот через год, 5 июля 1782 г., 6-летнего Г. отправили в корпус. Учился он там недурно и рано начал, по его собственному признанию, "пописывать" и "кропать стихи". Большое влияние на него оказывал писатель Яков Борисович Княжнин, служивший в корпусе учителем словесности. Г. всегда потом отзывался о нем с восторгом. Не менее важное и благотворное влияние на Г. оказывал директор корпуса гр. Ангальт, гуманный и просвещенный человек. Ему в своих "Записках" - воспоминаниях Г. посвящает много теплых, восторженных страниц.

Уже в это время в Г. обнаружились те черты, характера, которые сохранились в нем на всю жизнь: мечтательность и восторженность. Последняя обнаруживалась в его ученических сочинениях и обратила на него внимание начальства корпуса. Когда после смерти гр. Ангальта директором корпуса был назначен М. И. Кутузов, то Г. приветствовал его торжественной речью. Выслушав ее, Кутузов сказал: "не долго послужит солдатом; он будет писателем". Восторженностью проникнуто и первое печатное произведение Г.: "Песнь Великой Екатерине", написанное еще в корпусе, но напечатанное уже по выходе из него (напечатано в корпусной типографии). Появлению этой "Песни" в печати содействовал покровитель всей семьи Г. - Л. А. Нарышкин. Корпус не дал Г. особенно серьезных и глубоких знаний, но развил в нем вкус к литературе и сообщил знание новых языков, которыми - особенно французским, Г. потом прекрасно владел. Из корпуса Г. вышел поручиком в январе 1795 года., пробыв в нем таким образом 13 лет. Сейчас же вместе с братом Николаем он поехал на короткое время в родную деревню, а оттуда (в марте) в Москву, так как получил назначение в один из московских батальонов. Выпросив здесь отпуск, он снова уехал в деревню, и служба его началась лишь летом 1795 г. в должности адъютанта при кн. Ю. Вл. Долгорукове, главном начальнике московских войск. Тут он свел знакомство с артистами (между прочим, с известным тогда Сандуновым) и писателями - Шатровым, Николевым и др. Но в конце 1795 г. кн. Долгоруков вышел в отставку, и Г. опять уехал в отпуск. В 1796 г. он вернулся в свой батальон, который теперь был расположен уже в Тверской губ., а потом переведен в Литву. После вступления на престол Павла Г. вернулся в Москву и стал много заниматься литературой. В это время в Москве было 2 театра: один, летний, находился в московском Вокзале, под управлением Медокса, а другой был домашний, кн. Волконского. И вот первый из них Г. начинает "снабжать операми" - переводами и переделками с французского.

В 1799 г. Г. вызвался идти в поход в Италию со вспомогательным для Суворова войском, но поход не состоялся, и Г., дойдя до Брест-Литовска, вернулся в чине капитана в Москву. В конце следующего, 1800 г., после смерти отца, он вышел в отставку с чином майора, не чувствуя призвания к военной службе, и уехал в деревню. Вскоре умерла его мать, и Г., отказавшись от своей доли наследства (30 душ крестьян, движимое и недвижимое имущество) в пользу сестры, в 1802 г. уехал в Москву, откуда вскоре же уехал учителем к одному помещику в Украйну. Пробыв там 3 года, Г. возвращается в Москву и опять начинает усиленно работать для театра, при котором он состоял теперь в звании "переводчика и сочинителя". Из переведенных им до этого опер были напечатаны: "Тайна" (M., 1800. 8°), "Маленький матрос", "Шведские рыбаки" и "Странная предприимчивость" (М., 1800. 8°). Вскоре, однако, военные события вновь несколько отвлекли Г. от литературных занятий: в 1806 г. он вступил в милицию и был бригад-майором сычевской дружины. Через некоторое время он подал Н. Н. Новосильцеву записку о тех неустройствах, которые были созданы внезапным оповещением о составлении милиции. В то же время, однако, он занимался сочинением героической драмы с хорами "Наталья боярская дочь", в 4 д. (СПб., 1806 и 1807 г. 8°), которая шла с успехом в театре (ею, между прочим, закрылся московский Новый Императорский театр - Арбатский, в пятницу, 30 авг. 1812 г.). Вообще эти годы, 1807-1810, а потом 1817 г., были временем драматического творчества Г. Так, тогда были написаны и напечатаны следующие пьесы: "Ольга Прекрасная", героическая опера в 2 д. (М., 1808 и 1817 г. 8°), "Баян, древний песнопевец славян", пролог с хорами, муз. Кашина, - им открылся Новый Императорский (Арбатский) театр в Москве, в понедельник, 13 апр. 1808 г., "Осада Полтавы", драма (M., 1810), "Антонио Гамба, сопутник Суворова в горах альпийских", драма в 1 д., с хорами и балетами (М., 1817), "Одни сутки царствования Нурмаголы, или Торжество любви и добродетели", опера в 2 д. (М., 1817 г.), "Сумбека, или Падение Казанского царства", трагедия в 5 д. в стихах (M., 1817 г. 8°), "Михаил, князь Черниговский", трагедия в 5 действиях в стихах (M., 1808. 8°) - ее он читал с большим успехом у Державина в большом обществе (обе эти трагедии шли в Москве и в Петербурге), "Минин", отечественная драма в стихах, в 3 д. (М., 1809 и 1817. 8°).

После заключения Тильзитского мира Г. снова поселился в Москве и стал издавать "Русский Вестник" для "возбуждения духа народного и вызова к новой и неизбежной борьбе" (с Наполеоном) - этим началась публицистическая деятельность Г. Примкнув к так называемому "патриотическому" направлению, Г. стал яростно нападать на Наполеона, Францию и все французское. Одним из первых и немногих его сотрудников стал гр. Ростопчин, незадолго перед тем выпустивший свои "Мысли вслух на Красном Крыльце"; для первого № "Русского Вестника" он дал "Устина Веникова". Но сотрудничество Ростопчина продолжалось недолго, точно так же, как и сотрудничество кн. Дашковой, и в дальнейшем "Р. В." наполнялся почти исключительно писаниями самого Г. Направление журнала отвечало настроению некоторых дворянских и бюрократических кругов, и он имел успех, однако, по словам самого Г., "даже в грозный 1812 г. разошлось не свыше 100 экземпляров" ("Записки", стр. 227). Резкие нападки на Наполеона вызвали протест французского посла Коленкура. Тогда цензор журнала А. Ф. Мерзляков получил выговор, а Г. "по политическим обстоятельствам был уволен от московского театра". Однако "Р. В." не был запрещен, и Г. продолжал издавать его в прежнем шовинистическом духе.

24 апреля 1808 г. Г. женился и имел потом от этого брака довольно многочисленное потомство. В 1811 г. он опять ездил в Украйну, но зачем, неизвестно ("Записки", стр. 253). 28 октября 1811 г. Г. по предложению А. Ф. Мерзлякова был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности, но 24 февраля 1812 г. прислал на имя председателя Общества следующее письмо: "Ни время, ни обстоятельства, ни здоровье мое не дозволяют мне пользоваться честью и преимуществами действительного члена. Посему покорно прошу увольнения из числа действительных членов". На этом основании в заседании 7 июня определено более не числить Г. в числе членов. Однако в 1829 г. он изъявил желание участвовать в трудах Общества. В ч. IV "Трудов" этого Общества напечатана его речь: "О пользе обществ, учреждаемых к распространению отечественной словесности".

Отечественная война была временем наибольшей известности Г. Узнав о вступлении Наполеона в Россию, он написал стихи, взяв для них эпиграфом слова: "Да воскреснет Бог и расточатся врази его". 11 июля 1812 г. в 5 ч. утра, прочитав воззвание Александра I к Москве, он бросился к московскому главнокомандующему гр. Ростопчину, чтобы первому записаться в ратники московского ополчения. Так как Ростопчин, разговаривавший в это время с архиепископом Августином, не приинял его, то Г. оставил ему такую записку: "у меня нигде нет поместья, у меня нет в Москве никакой недвижимой собственности, и хотя я не уроженец Московский, но где кого застала опасность Отечества, тот там и должен стать под хоругви отечественные. - Обрекаю себя в ратники Московского ополчения, и на алтарь Отечества возлагаю на триста рублей серебра". В тот же день Г. во главе большой толпы народа двинулся на Поклонную гору навстречу Александру І. Все его поведение при этом и его речи к народу показались подозрительными московской администрации, и за ним велено было следить. Во время приема дворянства и купечества в Слободском дворце 15-го июля Г. много и горячо ораторствовал, предсказывая, между прочим, падение Москвы. Через 4 дня его неожиданно потребовали к Ростопчину. Известие об этом произвело сильную тревогу в семье Г., и он в смущении отправился к Ростопчину. Но все опасения оказались напрасны: Ростопчин встретил Г. с распростертыми объятиями и сказал: "Государь жалует вас кавалером 4-й степени Владимира за любовь вашу к отечеству, доказанную сочинениями и деяниями вашими. Это слова рескрипта за собственноручною подписью Государя Императора. Вот рескрипт и орден. Поздравляю вас". Затем Ростопчин продолжал: "Священным именем Государя Императора развязываю вам язык на все полезное для Отечества, а руки на триста тысяч рублей экстраординарной суммы. Государь возлагает на вас особенные поручения, по которым будете совещаться со мною". Таким образом, Г. становился агентом правительства, которое, очевидно, убедилось, что Г. не может быть для него опасен. Как говорит кн. П. А. Вяземский, "Глинка был рожден народным трибуном, но трибуном законным, трибуном правительства". "С сего времени, говорит один из его биографов, Б. Федоров, С. H. Глинка сделался собеседником народа, на площадях, на рынках, на улицах, говоря везде свободно - все, что могло служить к пользе Отечества". Но, очевидно, никаких денежных затрат "для возбуждения духа народного" не потребовалось; сам Г. был безусловно честный и бескорыстный человек (это признают все знавшие его), и потому 300 тыс. рублей остались нетронутыми. Издание "Русского Вестника" Г. продолжал и в это время, и лишь занятие Москвы французами прервало на некоторое время его издательскую деятельность (книжки журнала за сентябрь и октябрь вышли вместе с августовской в августе), так как Г. в числе других должен был покинуть Москву, сжегши перед этим свою французскую библиотеку.

Когда кончилась Отечественная война и схлынуло националистическое настроение, охватившее некоторые круги русского общества, популярность и влияние Г. упали, а его "P. Вестник" стал прямо ненужным, и он постепенно хиреет. Кое-как Г. дотянул его до 1825 г., выпуская все более и более тощие тетрадки. Г. пробовал прибавить к нему "Детское Чтение" (6 частей, 1822-23 гг.), "Плутарх в пользу воспитания" (6 частей, 1822-23 гг.), но это не помогло делу. С другой стороны, когда "Р. Вестник" стал терять значение, как политический журнал, Г. от публицистики обращается к русской истории. При содействии атамана Платова (2 тыс. рублей) он издал все то, что писал в своем журнале о Доне и донцах (вообще в "Р. Вестнике" было много исторических статей и очерков), а в 1816 г. он приступил в своем журнале к печатанию "Русской истории" (первые I-VI части). Это сочинение представляло собой довольно легковесную компиляцию, лишенную всякого научного аппарата. В нем много вообще свойственной сочинениям Г. риторики, много пафоса, но совсем нет исследования. Не привлекши новых документов, не анализируя старых, Г. не мог, конечно, написать научной истории России; к тому же к этому он совершенно не был подготовлен своими прежними занятиями, да и натура Г. - экспансивная, неуравновешенная, увлекающаяся, не располагала к научной работе. Несмотря, однако, на все свои недостатки и высокую цену - последнее ее издание стоило, например, 40 рублей, - "История" Г. имела известный успех и выдержала 3 издания: М., 1817-18 гг., 10 ч., М., 1818-19 гг., 10 ч. и М., 1823-25 г., 14 ч. Для уплаты в университетскую типографию за напечатание 3-го изд. Г. было выдано из казны 6 тыс. руб.; одновременно с этим он был награжден перстнем в 3 тыс. рублей.

С 1817 г. Г. попробовал еще раз посвятить себя педагогической деятельности и устроил у себя в Москве пансион для донцов. В конце этого года приехал в Москву А. В. Иловайский с одним из своих сыновей и сыном другого донца и просил Г. взять их на воспитание. Г., по его словам, долго отказывался, но, говорит он в своих "Записках" (стр. 311), "гордая мысль, что положу начало воспитанию донского юношества, и страсть к воспитанию победили", и он открыл пансион для донцов. Его жена тогда же ему говорила: "Мы опять разоримся, будет хуже двенадцатого года: ты все мечтаешь!" И ее опасения оправдались. Неумелое ведение пансионного хозяйства, неблагоприятные для Г. слухи о системе его воспитания и обучения, вследствие чего родители стали брать своих детей из пансиона -все это заставило Г. закрыть свое заведение в конце 1819 г. с дефицитом в 10 тыс. рублей. Платить долгов было нечем, литературной работы было мало, и Г. сильно бедствовал. Он вообще всю свою жизнь бедствовал, но время с конца 1819 г. до сентября 1823 г. было особенно для него тяжелым; все домашние вещи были уже в закладе. В сентябре 1823 г. Глинка неожиданно получил 6 тыс. руб. по завещанию знакомого музыканта Альберта Фишера, но почти вся эта сумма ушла на уплату долгов, и он по-прежнему мог рассчитывать только на случайный литературный заработок; получение наследства дало только возможность выкупить зимнюю одежду. Так, говорит Г. ("Записки", стр. 327), "мы тянулись раковым ходом до исхода 1824 г." Сочинения Г. почти совсем не шли, особенно его "Русская История" (в 1823-25 г., как указано выше, вышло ее 3-е изд.) после отрицательного отзыва о ней в "Телеграфе". В Г. принял участие тогдашний министр народного просвещения A. С. Шишков. В конце 1824 г. он писал Г., что "Российская академия не преминет обратить внимание" на 3-е изд. его "Истории", а затем предложил ему написать записку о своей службе и своих сочинениях. Ввиду этого, Г. решил ехать в Петербург. В то время как он раздумывал, в чем и на какие средства ехать, к нему неожиданно явился один московский портной и сказал, что с него "приказано снять мерку и на ваточный капот, и на ваточный сюртук, и на всю пару". Как выяснилось потом, портного послал к Г. один московский купец, B. В. Варгин.

В феврале 1825 г. Г. приехал в Петербург. Здесь он встретил поддержку в консервативных литературных кругах. Между прочим, в нем принял участие историограф H. M. Карамзин. По докладу Шишкова Г. была выдана вышеуказанная награда - 6 тыс. руб. и перстень в 3 тыс. руб. Затем по представлению Карамзина, находившего, что "Русская История" Г. "по изложению происшествий и по нравственной цели заслуживает быть классической книгой", о Г. был составлен второй доклад. Не дожидаясь его результатов, Г. уехал в Москву. В мае этого года Г. получил уведомление от кн. П. А. Ширинского-Шихматова (директор канцелярии министерства народного просвещения с 1824 г., писатель лагеря Шишкова), "что Его Величество не соблаговолил на пенсию", так как Г. не служит, но обещал еще "временное вспомоществование". В июле Г. опять поехал в Петербург проситься на службу. Он добивался у Шишкова места директора гимназии в каком-либо городе, но тот отказал ему в этом и обещал за то назначить цензором в Москву, когда пройдет новый цензурный устав; пока же он обещал дать ему какое-нибудь место при Московском университете. По возвращении в Москву, Г. получил (с 19 ноября) место "обер-корректора университетской типографии", что немало его обидело, как литератора. Поэтому он отправил попечителю Московского университета, А. А. Писареву, такое письмо: "поелику я никуда никогда не подавал никакого прошения о занятии места обер-корректора, то на основании всех законов отказываюсь не только от оного, но и от всякого сношения с Московским университетом".

Годы 1819-26 были малопроизводительными в литературном творчестве Г.: он постепенно сводил на нет издание "Р. Вестника", который прекратился в 1825 г., издавал в подкрепление его "Детское Чтение" и "Плутарха в пользу воспитания", а, кроме того, отдельно им был выпущен "Московский Альманах для прекрасного пола" на 1826 г. (по представлению Жуковского императрица Александра Федоровна пожаловала Г. за эту книгу драгоценный перстень). Поиски заработка заставили его, между прочим, взяться за перевод басен Лафонтена, по 5 руб. асс. за каждую; всего им было переведено 100 басен. Кроме того, он занимался в 1826 г. сочинением надгробных надписей. Наконец, несколько сот рублей дали ему стихи, сочиненные по случаю пожалования Николаем I войску Донскому сабли Александра І ("Послание к воинам тихого Дона, по случаю пожалованной им ныне Царствующим Государем Императором сабли покойного Государя Имп. Александра I. М., 1826 г. 8°). Им изданы были затем альманахи: "Незабудочка, московский альманах на 1827 г." (М., 1826 г. 12°) и "Московский альманах на 1828 г." (М., 1828. 16°). Когда был издан цензурный устав 1826 г., Г. было предложено место цензора в Москве. Ознакомившись с уставом, Г. заявил, что "в силу такого чугунного устава" он не может быть цензором, потому что на основании его и "Отче наш" можно запретить. Г. просил теперь места объездного инспектора над частными пансионами, но получил отказ с указанием, что если не примет должности цензора, то не получит никакого места. Г. уступил, и 1 октября 1827 г. был назначен цензором в Московский цензурный комитет, что все-таки обеспечивало его существование. В то же время ему удалось пристроить своих детей. В 1826 г. он подал просьбу в Комиссию прошений, бывшую под председательством кн. A. Н. Голицына, указывая на свое тяжелое семейное положение. Вскоре он получил запрос, куда желает он поместить своих детей? Г ответил, что, "однажды поручив детей своих Богу и Государю, он отрекается от всякого собственного распоряжения". Тогда 8 человек его детей были приняты под Высочайшее покровительство в разные учебные заведения. Так как один из его сыновей поступил в Московский кадетский корпус, то Г. в продолжение 1828-30 гг. сочинял патриотические пьесы для кадетских спектаклей (насколько известно, напечатаны они не были).

Служба Г. в цензурном комитете продолжалась до 1830 г. и доставила ему много неприятностей. К своим обязанностям Г. относился довольно небрежно. С одной стороны, по своей натуре он совершенно не подходил к типу цензора по уставу 1826 г. и был неспособен кропотливо корпеть над чужими писаниями; он не был чиновником-карьеристом, умеющим читать между строк. С другой стороны, и по убеждениям своим он не считал нужным это делать, считая, что "тюрьмы, цепи и секиры" не могут поддержать самодержавного правления ("Записки", стр. 350). Не желая стеснять свободы слова авторов представляемых рукописей, он часто подписывал их к печатанию, не читая. Столкновение с издателем "Вестника Европы" Каченовским из-за того, что Г. пропустил в "Телеграфе" фразу о том, что "Вестник Европы" выходит из стен университета на скудельных ногах; история с напечатанием стихов Н. А. Кашинцова на приезд в Москву Николая I в 1830 г. (Г. пропустил их помимо цензурного комитета); арест Г. из-за стихов девицы Тепловой на смерть утонувшего юноши со словами "волны бьют в его гробницу" - в этом увидели намек на 14 декабря и узников Петропавловской крепости, - все это быстро вело к отставке. Когда Г. был арестован и сидел на гауптвахте у Ивана Великого, то к нему было настоящее паломничество - за 3-4 дня у него перебывало человек 300; этим московское общество заявляло протест против тогдашних цензурных строгостей. Но в то же время многие стали сторониться Г., так как по Москве стали ходить слухи, что он агент тайной полиции. По-видимому, повод к этим слухам он подал сам одной неосторожной фразой. Цензор Двигубский долго задерживал рукопись "Городской и сельской управитель", несмотря на просьбы ее владельца ускорить ее рассмотрение. Не раз о том же просил Двигубского и Г., но все было напрасно. Тогда Г., желая оказать услугу владельцу рукописи, как-то шепнул секретарю цензурного комитета, что, если рукопись тотчас же не будет скреплена рукой цензора, то он отправится в тайную полицию и заявит о притеснениях, делаемых комитетом. Рукопись была сейчас же пропущена, а за Г. утвердилось прозвище агента тайной полиции. что поссорило его с большей частью московского общества. Кроме того, его стали считать агентом каких-то тайных обществ, обвиняли в масонстве и иллюминатстве. Основанием для последнего послужила изданная Г. книжка под заглавием: "Considérations morales sur la presse périodique en France", в которой он отстаивал свободу слова. Об этой книжке было напечатано в № 12 "La Revue Encyclopédique", а этот № был доставлен председателю цензурного комитета кн. С. М. Голицыну, сменившему Писарева, расположенного к Г. Наконец, разыгралась история с пропуском в "Московском Телеграфе" (приложение к "Телеграфу" "Новый Живописец обществ и литературы" 1830 г., № 10, май) пасквиля на князя Юсупова ("Утро в кабинете знатного барина") по поводу пушкинского "Послания к кн. Ю.", и Г. был уволен от должности цензора в 1830 г. с назначением, однако, пенсии.

Вскоре Г. уехал из Москвы сначала в Смоленск, а потом в Петербург, считая невозможным оставаться долее в Москве вследствие ходивших там о нем слухов (см. об этом его письмо к Кс. А. Полевому из Смоленска от 19 января 1835 г. - "Записки К. Полевого"). В Петербурге он продолжал пользоваться поддержкой Шишкова и Жуковского. При содействии первого он получил от Академии Наук пособие на издание "Записок о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 года до половины 1815 г." (СПб., 1837 г.). Жуковский же содействовал проникновению этой книги ко Двору. При его же посредстве Г. получил в январе 1841 г. подписку от Наследника на книгу "Очерки жизни и сочинений Сумарокова", в 3 частях (СПб., 1841 г.), и 400 рублей. Через год Г. выпустил книгу "Русские в доблестях своих" (СПб., 1842 г.), а в "Журнале М. Нар. Просв." за 1843 г. напечатал "Очерк характера Суворова".

В последние годы жизни Г. ослеп, и потому уже не мог писать; тогда дочь стала писать под его диктовку. Умер он 5 апреля 1847 г. и был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Г. состоял почетным членом Императорского Московского Общества Естествоиспытателей и Общества любителей коммерческих знаний. По словам всех знавших Г., это был человек оригинальный и эксцентричный. С. Т. Аксаков, служивший с ним в Цензурном комитете, изображает его как человека, "одетого крайне небрежно, всегда с полувыбритой бородой и странными движениями, не подчиняющегося никаким формам общественного и служебного приличия". По словам Полевого, он вечно спешил, но ездил на самых скверных извозчиках, всегда мечтая и декламируя; весной он ездил одновременно на двух извозчиках: где можно, на санях, а где нельзя - на колесах. За обедом он разбрызгивал и разбрасывал кушанье, попадал рукавами в суп и без умолку говорил. "Он постоянно носил один костюм, говорит A. A. Кононов, не изменяя ни цвета, ни покроя: синий или серый фрак и мягкую круглую шляпу". Прямой, открытый, правдивый и добрый по характеру, Г. в то же время бывал неуживчив и непоследователен. Хорошо изучив с детства французский и немецкий языки, он предавал проклятию французский язык, как и все французское, в эпоху борьбы с Наполеоном, а потом закаивался писать по-русски и хотел писать только на языке всемирном , т. е. французском.

Писал Г. очень много, - драмы, повести, стихотворения, рассуждения, но почти все им написанное теперь забыто, и таким образом оправдались слова А. Ф. Воейкова, что из всех его "многоплодных сочинений выкроится маленькая книжечка". Он был торопливого нрава, говорит Аксаков, весь состоял из порывов, поэтому все, им написанное, быстро теряло цену. В настоящее время представляют интерес его записки о 1812 г. и его автобиографические записки, хотя они написаны очень субъективно, с большим пафосом, постоянными отступлениями и большой долей риторики. Часть его воспоминаний появилась еще при жизни автора в разных журналах, часть - после его смерти; в полном виде они изданы "Русской Стариной" (СПб., 1895 г.) и в предисловии к ним указано, где и когда они были напечатаны в отрывках раньше. Указания на труды Г. можно найти в следующих книгах: 1) Справочный словарь Г. Н. Геннади, 2) Словарь митр. Евгения, 3) Б. Федоров, "Пятидесятилетие литературной жизни С. Н. Глинки". СПб., 1844 г.

Из 5 сыновей С. Н. Г. двое прикосновенны к литературе: старший сын Владимир Сергеевич (род. 18 февраля 1813 г.) напечатал драму "Отрочь монастырь, быль XIII столетия"(СПб., 1837) и "Малоярославец в 1812 году, где решилась судьба большой армии Наполеона" (СПб. 1842), с предисловием и эпилогом отца автора, а третий сын Василий Сергеевич (род. в июле 1821 г. или 1825 г.), учившийся в Петербургском университете и служивший в министерстве внутренних дел, сотрудничал в "Отечественных Записках" 1854 г., "Искре" 1859 г., и "Русском Вестнике". Одна из дочерей С. Н., Анна, будучи 11 лет, написала стихотворение "На кончину благотворительной Государыни Императрицы Марии Феодоровны" (напечатано в "Дамском Журнале" 1828 г., № 24).

Митрополит Евгений, "Словарь светских писателей", т. І; Геннади, Г. Н., "Справочный словарь о русских писателях", т. I; Березин, "Русский энциклопедический словарь", т. V; Старчевский, "Энциклопедический словарь"; Брокгауз-Ефрон, "Энциклопедический словарь", т. VII; Гранат, "Энциклопедический словарь", (нов. изд.), т. 15; Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга", т. I (в родословной Глинок год рождения С. Н. - 1776); "Петербургский Некрополь", т. І; "Словарь членов Общества любителей российской словесности"; Вольф, "Хроника петербургских театров", ч. І; "Московские Ведомости" от 10 апр. 1808 г. (по поводу постановки "Баяна"); Н. И. Греч, "Записки о моей жизни", издание Суворина, 1886 г.; И. И. Дмитриев, "Мелочи из запаса моей памяти", стр. 102-113, 241 ; К. А. Полевой, "Записки", стр. 233-55, (тут помещено письмо Г, к Полевому от 19 января 1835 г., из Смоленска, с объяснением причин отъезда Г. из Москвы); А. Мерзляков, в "Трудах Общ. любит. российской словесн.", 1812 г., ч. 4, стр. 68-69; "Дух журналов", 1816 г., № 13, стр. 112-120; "Сын Отечества", 1822 г. № 17, стр. 137; "Московский Телеграф", 1830 г., №1, стр. 86; "Галатея", 1830 г., № 1; "Дамский Журнал", 1833 г., ч. 42, № 19, стр. 90; "Сын Отечества", 1839 г., № 9, отд. VI, стр. 87; "Журнал для чтения воспитан. военно-учебн. завед.", 1844 г.; т. 51, № 203; Б. Федоров, "Пятидесятилетие литератур. жизни С. Н. Глинки", СПб., 1844 г.; "Маяк", 1844 г., т. 16, № 7, стр. 1-37; "Отечественные Записки", 1844 г., т. 36, стр. 75-76, 226-27; "Журнал Мин. Нар. Просв.", 1844 г., ч. 44, т. V, стр. 205, 1847 г., ч. 54, стр. 13-14 (некрологи); кн. П. А. Вяземский, "СПб. Вед.", 1847 г., №№ 277-78, и в "Сочинениях", т. II, стр. 335-47, и т. VIII, стр. 365, 383 и 483; "Вед. Петербургской гор. полиции", 1847 г., № 76; "Отечеств. Записки", 1847 г., т. 52, отд. VIII, стр. 59; кн. П. А. Вяземский, в "Москов. Ведом.", 1848 г., №№ 3 и 8; С. Т. Аксаков, в "Русск. Беседе", 1856 г., IV, и 1858 г., III, кн. 2; А. А. Кононов, "Записки" в "Библиогр. Зап.", 1859 г., т. II, № 10, стр. 510-513; А. Галахов, "Историч. хрестоматия", ч. П, стр. 224 и след.; Ф. Ф. Вигель, "Записки"; Ив. Панаев, "Записки", стр. 113; Сочинения Державина, 2-е акад. изд., т. VI, стр. 20, 223-224, тут же 3 письма Г. к Державину, стр. 199-204; "Русская Старина", 1874 г., т. IX. 590, Воейков, "Дом сумасшедших", здесь известное четверостишие:

Нумер третий: на лежанке,

Истый Глинка восседит;

Перед ним "дух русский" в склянке

Не закупорен стоит.

(в изд. "Дома сумасшедших" под редакц. И. Розанова и Н. Сидорова, - "Универсальная Библ." № 537, М. 1911 г., см. примеч. на стр. 36-37); Ф. Глинка, "Письма русского офицера"; Воейков, "Русск. Арх.", 1866 г., № 5, стр. 763; К. С. Сербинович, "Русск. Стар.", 1874 г., т. XI, стр. 237; кн. В. Баюшев, "Русск. Арх.", 1875 г., т. 3, "Русск. Арх.", 1875 г., № 7, стр. 274, 298, 299-301, 305-6, № 8, стр. 373-75, 391, № 9- 12 (ст. Попова), 1899 т. II, стр. 83-91 (С. Глинка, "Два письма кн. П. А. Вяземского", Письмо С. Н. Глинки к В. А. Жуковскому); "Русская Стар.", 1877 г., т. XX, стр. 573, 1898 г., № 2, стр. 246, М. И. П., в "Нов. Вр.", 1897 г., № 7579; "Русск. Стар.", 1898 г., № 2, стр. 246; Батюшков, соч. под редакц. Майкова и Саитова, в 3 тт. (см. Указатедь); А. Н. Пыпин, "История русск. литер.", т. III, стр. 488, т. IV, стр. 295, 302, 308, 325; его же "Общественное движение при Александре І"; Барсуков, "Жизнь и Труды Погодина", т. І, II, III, IV. VI, VII, VIII, XI, XVI и XVIII (см. Указатель в XXII т.); "Остафьевский Архив", т. I; "Голос Минувшего", 1913 г., № 2, стр. 272, № 6, стр. 25; "Архив братьев Тургеневых", вып. II, стр. XLI и 345; Богданович, "История царств. Александра І"; "История русской литерат. XIX в." под ред. проф. Овсянико-Куликовского, т. І, т. II (ст. проф. Замотина, о русских журналах начала XIX в.), т. V; "Отечественная война и русское общество", сборник статей под ред. Дживелегова, Мельгунова и Пичета, т. V, ст. К. В. Сивкова, "Война и цензура", ст. проф. И. И. Замотина, "Русск. Вестн. С. Н. Глинки"; В. И. Семевский, "Политические и общественные идеи декабристов", стр. 21 и 28; "Книга для чтения по истории нов. времени" под ред. Истор. Комиссии. Уч. Отд. О. Р. Т. Зн., т. IV, ч. 2, ст. Катаева. Перечень отзывов и рецензий на отдельные произведения см. в "Источниках словаря русских писателей" проф. С. A. Венгерова, т. І. О Вас. Серг. Глинке см. М. И. Семевский, "Альбом. Знакомые", стр. 32; о сочинении Влад. Серг. Г. "Малоярославец" см. "Отеч. Записки", т. 23, отд. VI, стр. 45.

К. Сивков.

{Половцов}

Глинка, Сергей Николаевич

Писатель-деятель двенадцатого года. Родился в дворянской семье Смоленской губернии, в 1776 г., и семи лет поступил в сухопутный кадетский корпус, откуда выпущен в 1795 г. и определен адъютантом к кн. Ю. В. Долгорукому в Москве. В 1800 г., по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем в Украину. Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени он написал много стихотворений и повестей, а также перевел "Юнговы ночи" (М., 1806). В 1807 г. вступил в ополчение, был бригад-майором сычевской дружины. В 1808 г. основал журнал "Рус. Вестн.", посвященный борьбе с французским влиянием. Общественное настроение очень благоприятствовало деятельности Г., и хотя и наружность, а внутреннее содержание его журнала были очень серенькие, он обратил на себя внимание публики и влиятельных сфер. Это особенно ясно выразилось во время народного возбуждения 1812 г., когда Г. был пожалован орденом Владимира 4 ст., а любитель эффектных тирад гр. Ф. В. Ростопчин сказал ему: "Развязываю вам язык на все полезное для отечества, а руки на триста тысяч экстраординарной суммы". Кн. П. А. Вяземский говорит: "Глинка был рожден народным трибуном, но трибуном законным, трибуном правительства". На самом деле, это был беспорядочный энтузиаст, совершенно неспособный к последовательной деятельности. Характеристика Г., сделанная Воейковым в "Доме сумашедших", очень меткая: патриотическое увлечение его доходило до признания "Athalie" Расина украденной из российского Стоглава, а "Андромахи" - подражанием "Погребению кота". Успех "Русского Вестника" был, по сознанию самого Г., кратковременный; после двенадцатого года журнал собственно прекращается, и под этим именем выходит ряд сереньких учебников по русской истории. Наряду с изданием журнала Глинка действовал патриотическими пьесами: "Наталья, боярская дочь" (СПб., 1806); "Михаил князь Черниговский" (М., 1808); "Ольга Прекрасная", опера (М., 1808); "Боян" (М., 1808); "Минин", драма (М., 1809); "Осада Полтавы", драма (М., 1810) и пр. Писал он также поэмы и повести в стихах: "Пожарский и Минин или пожертвования россиян" (М., 1807): "Царица Наталья Кирилловна" (М., 1809), - и множество исторических и нравоучительных повестей в анекдотов в прозе. Собрание сочинений его вышло в Москве (1817-1820). "Русский Вестник" прекратился в 1824 г., причем в 1821-23 г. он заменялся "Новым Детским Чтением" и "Плутархом для детей". В 1827 г. Г. был назначен цензором в моск. цензурный комитет, где выслужил пенсию, а затем вышел в отставку. До конца жизни он не оставлял литературы, написал массу стихов, рассказов, детских книжек, издавал альманахи и т. д. Из необъятной массы написанного им следует упомянуть еще: "Записки о 1812 годе" (СПб., 1836); "Записки о Москве" (СПб., 1837); "Очерки жизни и избранные соч. А. Сумарокова" (СПб., 1841); "Русское Чтение" (СПб., 1845). Г. не обладал сколько-нибудь заметным литературным талантом; любопытны только его записки, рассеянные по разным изданиям. Человеком, несмотря на все увлечения, Г. был прямым, честным, бескорыстным: достаточно сказать, что данные в его распоряжение триста тысяч руб. он возвратил казне, не истратив из них ни копейки. † 5 апр. 1847 г.

См. Б. Федоров "50-летие лит. жизни Г." (СПб., 1844) и соч. кн. П. А. Вяземского, т. II.

М. Мазаев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сергей Глинка родился в дворянской семье в Смоленской губернии , в 1776 году, и семи лет поступил в Сухопутный кадетский корпус , откуда выпущен в 1795 г. и определен адъютантом к кн. Ю. В. Долгорукому в Москве.

В 1800 году, по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем на Украину. Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени он написал много стихотворений и повестей, а также перевёл «Юнговы ночи» (М., 1806).

О Глинке

В своём очерке «Сергей Николаевич Глинка» (), посвящённом памяти писателя, П. А. Вяземский писал: «Он был современником и учеником Княжнина и одним из литературных сподвижников в эпоху Карамзина . Он беседовал с Пушкиным и многими годами пережил его. Он известен с 1794 года и кончил своё земное и литературное поприще в 1847 году » .

Сочинения и общественные взгляды

Многие статьи в журнале «Русский Вестник», издававшийся с 1808 года писал сам Сергей Глинка. Он был также автором ряда патриотических драм, в том числе «Наталья, боярская дочь» (1805) и «Михаил, князь Черниговский» (1808). Собрание сочинений его вышло в Москве (1817-1820). «Русский Вестник» прекратился в 1824 г., при чём в 1821 - 23 г он заменялся «Новым Детским Чтением» и «Плутархом для детей». В 1827 г. Г. был назначен цензором в московский цензурный комитет , где выслужил пенсию, а затем вышел в отставку. До конца жизни он не оставлял литературы, написал массу стихов, рассказов, детских книжек, издавал альманахи и т. д. Из необъятной массы написанного им следует упомянуть ещё: «Обозрение истории армянского народа» (), «Записки о 1812 годе» (СПб., 1836); «Записки о Москве» (СПб., 1837); «Очерки жизни и избранные соч. А. Сумарокова» (СПб., 1841); «Русское Чтение» (СПб., 1845). Г. не обладал сколько-нибудь заметным литературным талантом; любопытны только его записки, рассеянные по разным изданиям. Известны также и автобиографические «Записки» С. Н. Глинки, впервые изданные в 1895 году .

В период наполеоновских войн С. Н. Глинка развернул в своих сочинениях патриотическую и антифранцузскую пропаганду. Публицист отчаянно идеализировал все русское, превозносил доблести и добродетели русских царей и полководцев прошлого. С. Н. Глинка создавал в своих сочинениях патриархально-консервативную утопию, опрокинутую в прошлое. Идеализированный образ России он противопоставлял Франции. На страницах «Русского Вестника» критиковались французские моды и увлечение французским языком, идеи французских философов, политика Наполеона. Угроза со стороны наполеоновской Франции рисовалась С. Н. Глинкой не только как прямая военная угроза, но и как угроза культурной экспансии, ведущей к разрушению дорогих С. Н. Глинке устоев традиционного общества. Пропагандистские сочинения московского публициста стали индикатором становления в России консервативной и националистической идеологии.

Человеком, несмотря на все увлечения, Сергей Глинка был прямым, честным, бескорыстным: достаточно сказать, что данные в его распоряжение триста тысяч руб. он возвратил казне, не истратив из них ни копейки. † 5 апреля г.

«Книга его о русской истории имела три издания. Наш историограф ходатайствовал о награде сочинителю оной у тогдашнего министра просвещения Шишкова , свидетельствуя о ней, что она достойна быть введённою во всех учебных заведениях» .

Библиография

  • Глинка С. Н. Селим и Роксана. М.,1798
  • Глинка С. Н. Михаил, князь Черниговский. М., 1808
  • Глинка С. Н . Сочинения в 4-х ч. М., 1817.
  • Глинка С. Н. Добродетели женщин. Ч. 1. М., 1824.
  • Глинка С. Н . Поэма о нынешних происшествиях или воззвание к народам о единодушном восстании против турок. М., 1828. (Запрещена цензурой)
  • Глинка С. Н. История жизни и царствования Александра Первого. М., 1828.
  • Глинка С. Н. Картина историческая и политическая новой Греции. М., 1829
  • Глинка С. Н. О библейском и духовном красноречии. М., 1829
  • Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. Ч. 1-2. М., 1832-1833
  • Глинка С. Н. Записки о 1812 годе. СПб., 1836
  • Глинка С. Н. Записки о Москве. СПб., 1837
  • Глинка С. Н. . - СПб. : Редакция журнала «Русская старина», 1895. - 387 с.
  • Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. - 2-е изд.. - Ереван: Гркери Ашхар, 1990. - 480 с.
  • Глинка С. Н. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России, с кратким предварительным изложением исторических времён Армении / Автор-составитель Саядов С. М. - Ростов-на-Дону, 2003.

Напишите отзыв о статье "Глинка, Сергей Николаевич"

Примечания

Литература

  • Сивков К. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Мазаев М. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Саядов С. М. Глинка С. Н. От русской истории к истории армянского народа. - Ереван, 2006.
  • Фёдоров Б. 50-летие литературной жизни Глинки (СПб. , 1844) и соч. кн. П. А. Вяземского, том II.
  • Мирзоев Е. Б. С. Н. Глинка против наполеоновской Франции. У истоков консервативно-националистической идеологии в России. - М., 2010.

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
    • Глинка С. Н. . - М .: Захаров, 2004. - 464 с. - ISBN 5-8159-0397-3 .
    • Мирзоев Е. Б. - М. 2010.
  • Отрывок, характеризующий Глинка, Сергей Николаевич

    – Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
    Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
    – Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
    Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
    «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
    Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
    Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
    – Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
    – Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
    Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
    Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
    – Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
    Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
    Солдаты без команды стали стрелять.
    – Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
    Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
    – Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
    «Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
    – Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
    Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.
    «Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них: – зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его».
    Действительно, другой француз, с ружьем на перевес подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, всё еще не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкой палкой кто то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.
    «Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но всё таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…»

    На правом фланге у Багратиона в 9 ть часов дело еще не начиналось. Не желая согласиться на требование Долгорукова начинать дело и желая отклонить от себя ответственность, князь Багратион предложил Долгорукову послать спросить о том главнокомандующего. Багратион знал, что, по расстоянию почти 10 ти верст, отделявшему один фланг от другого, ежели не убьют того, кого пошлют (что было очень вероятно), и ежели он даже и найдет главнокомандующего, что было весьма трудно, посланный не успеет вернуться раньше вечера.
    Багратион оглянул свою свиту своими большими, ничего невыражающими, невыспавшимися глазами, и невольно замиравшее от волнения и надежды детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза. Он послал его.
    – А ежели я встречу его величество прежде, чем главнокомандующего, ваше сиятельство? – сказал Ростов, держа руку у козырька.
    – Можете передать его величеству, – поспешно перебивая Багратиона, сказал Долгоруков.
    Сменившись из цепи, Ростов успел соснуть несколько часов перед утром и чувствовал себя веселым, смелым, решительным, с тою упругостью движений, уверенностью в свое счастие и в том расположении духа, в котором всё кажется легко, весело и возможно.
    Все желания его исполнялись в это утро; давалось генеральное сражение, он участвовал в нем; мало того, он был ординарцем при храбрейшем генерале; мало того, он ехал с поручением к Кутузову, а может быть, и к самому государю. Утро было ясное, лошадь под ним была добрая. На душе его было радостно и счастливо. Получив приказание, он пустил лошадь и поскакал вдоль по линии. Сначала он ехал по линии Багратионовых войск, еще не вступавших в дело и стоявших неподвижно; потом он въехал в пространство, занимаемое кавалерией Уварова и здесь заметил уже передвижения и признаки приготовлений к делу; проехав кавалерию Уварова, он уже ясно услыхал звуки пушечной и орудийной стрельбы впереди себя. Стрельба всё усиливалась.
    В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул.
    Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками.



    
    Top