Сергей шнуров живопись. Шнуров сергей


Сергей Шнуров. Ретроспектива Брендреализма

Часы работы:
Пн. - Вс.: 12:00 - 20:00
Чт.: 13:00 - 21:00
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.
Cтоимость билетов

Консультант выставки: Дмитрий Озерков

Возрастное ограничение: 18+

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку музыканта Сергея Шнурова «Ретроспектива Брендреализма», которая станет продолжением громкого проекта, прошедшего в Санкт-Петербурге в Музее Эрарта. Центром экспозиции станет живопись С. Шнурова и инсталляционные объекты, созданные художником на основе авторской концепции «брендреализма».

Согласно идее брендреализма, человек XXI века живет в среде искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что все эти проявления, результаты человеческого труда и прогресса - и есть реальная жизнь. Не только товары первой необходимости считаются брендами, но и политики и дипломаты, высшие учебные заведения и корпорации, популярные рестораны и туристические города. Существует мнение, что хорошее образование можно получить только в тех университетах, которые входят в топ-10; что работать надо в компаниях, чьи названия вызывают тихую зависть у окружающих, а отдыхать там, куда советуют лететь дорожные билборды. Предметом эмоционального вожделения становится последняя модель чего угодно, но обязательно модной марки. А чистые эмоции - те, которые общество получает из ТВ-шоу и компьютерных игр. Теория Шнурова описывает значение брендов в современной жизни человека, говоря о том, что выбор бренда тоже самое что и выбор своей сущности. Основной смысл, по мнению автора, наглядно передан в тексте и видеоклипе песни «Экспонат» группировки «Ленинград».

Брендреализм критически относится к явлениям в целом, и в частности к процессам в искусстве. Стало ли современное искусство частью общей теории брендов? Какое место в искусстве сегодня занимают вдохновение и профессиональная работа с материалом? Современный художник зачастую подстраивает свое творчество под образ потенциального покупателя своих работ: человека модного, обеспеченного, неглупого, остроумного, обладающего статусом, следящего за новинками. Жажда соответствовать сразу всем этим качествам - практически неминуема. А само торжественно-сакральное понятие «творчество» рискует обернуться сегодня очередным статусным брендом.

Пространство Московского музея современного искусства для проведения выставки было выбрано Сергеем Шнуровым и консультантом проекта Дмитрием Озерковым не случайно. Музей, миссия которого - образование самой широкой публики в сфере культуры и искусства, имеет статус нейтрального места, где зрителю предлагается познакомиться с проявлениями актуального искусства. Этот же принцип очевиден и в проекте Шнурова: здесь и широкая презентация потенциально нового направления в искусстве, которое отражает трансформацию современной жизни; и демонстрация авторского подхода к воплощению простых рекламных образов; и неоднозначность взгляда на музыканта Сергея Шнурова.

Выставка «Ретроспектива Брендреализма» в ММОМА рассматривает фигуру С. Шнурова в непривычном для московской аудитории качестве современного художника, а сами работы провоцируют дискуссию на тему: возможна ли критическая свобода в условиях брендреализма, где любые значимые вещи становятся символами и, как следствие, брендами. С этим вопросом брендреализм входит в свое второе десятилетие.

Сергей Шнуров (1973 г.) - российский рок-музыкант, киноактёр, телеведущий, художник и композитор, лидер групп «Ленинград» и «Рубль». Родился в Ленинграде. Получил высшее образование в Ленинградском инженерно-строительном институте и Реставрационном лицее, после которого получил специальность реставратора произведений из дерева 4-го разряда. В 1991 году Шнуров стал музыкантом. Начал с проекта «Алкорепица», это был первый российский хардкор-рэп-проект. Затем был коллектив электронной музыки под названием «Ухо Ван Гога». 9 января 1997 года появилась группа «Ленинград». А 26 сентября 2008 года музыкант создал группу «Рубль». Кроме этого Сергей Шнуров выпустил два сольных альбома. Шнуров также был ведущим телевизионных передач и снимался в кино. Автор концепции «брендреализм». Работа Шнурова «Рубашка», выполненная в стилистике брендреализма, хранится в коллекции музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Озерков (1976 г.) - российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21» (с 2007), хранитель французской гравюры XV–XVIII веков Государственного Эрмитажа (с 1999).

Куратор выставок по классическому и современному искусству в Государственном Эрмитаже, среди которых «Воспитание Амура» (2006), «Джейк и Динос Чепмены: Конец веселья» (2012) и «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» (2016). Курировал выставки Государственного Эрмитажа, «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов» (2011) и «Glasstress 2015 Gotika» (2015), на 54-й и 56-й Венецианской биеннале изобразительного искусства. Кураторские проекты часто строятся на диалоге современного искусства и произведений старых мастеров. Комиссар выставки «Манифеста 10» (2014).

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров организовал свою персональную выставку «Ретроспектива брендреализма» в музее современного искусства «Эрарта» . Ключевая тема - отношения между человеком и вещью.

Сергей Шнуров работает в стиле «брендреализм», концепция которого заключается в доминировании бренда над людьми. Данное направление провозгласил сам Шнуров ещё в 2007 году. Ретроспектива, которая проходит с 9 февраля по 9 апреля , отмечает 10-летие нового течения.

«Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружен не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах», - говорится в аннотации к экспозиции.

Сергей Шнуров в мире художественного искусства отнюдь не новичок. Он начал писать картины ещё в середине 90-х годов. Сначала полотна выставлялись в Санкт-Петербурге, а в 2010 году впервые в столице, в галерее FineArt , чему способствовал друг Сергея – художник Дмитрий Шорин . Тогда выставка назвалась «Эксклюзив брендреализма» и представляла собой 8 полотен музыканта. По словам Сергея, галерея небольшая, поэтому сколько картин туда поместилось – столько он и выставил. После этого Сергей Шнуров выставлял свои работы во многих российских галереях, занимающихся современным искусством.

«Брендреализм есть замещение истинной реальности реальностью сделанной. Ты - это то, что ты ешь, что ты носишь и на какой машине ты ездишь. Внутренняя сущность человека уходит на второй план. Именно бренд определяет настоящее человеческое лицо. Выражение себя происходит через приверженность к марке», – Сергей Шнуров

В своих работах Сергей Шнуров иронизирует над зависимостью людей от брендов, причем не только в одежде, автомобилях, напитках, но и от публичных персон. На каждой картине можно найти и узнать либо символ, либо проекцию популярного бренда: от нефти до религии.

«Брендреализм – это не совсем направление, это ракурс, точка зрения. Основная фишка отражена в песне «Экспонат»: ничто не является ничем, и все может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства» – Сергей Шнуров

Стоит отметить, что арт-объекты, представленные на выставке сделаны не руками Сергея Шнурова, но его воображением: «Путем личных переговоров и селекций я выбрал трёх соратников. И с этими тремя соратниками я сделал это их руками. По большому счёту, я художественный руководитель».

На расспросы журналистов о значении тех или иных работ Сергей Шнуров отвечал чётко и строго. А если точнее, то не отвечал: «Если бы я хотел что-нибудь рассказать, я обязательно рассказал бы: с помощью инстаграмма – я бы сделал там аннотацию. Видимо, я не хочу ничего рассказывать, и мне вот этого высказывания в качестве ответа достаточно».

В год двадцатилетия группировки «Ленинград» ее лидер Сергей Шнуров сделал для своих поклонников настоящий подарок: эпатажный музыкант открыл персональную выставку в петербургском музее «Эрарта». Среди экспонатов - картины и арт-объекты, выполненные в жанре «брендреализма»: это направление изобрел сам Сергей 10 лет назад. В рамках выставки Шнур попытался показать зависимость людей от известных марок и брендов, без которых не проходит ни одного дня современного человека. Главным экспонатом выставки, по словам музыканта, стал его любимый бренд - сам Сергей Шнуров.

«Бренды есть во всем»

9 февраля в музее современного искусства «Эрарта» открывается выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма». В экспозицию вошли картины и арт-объекты, которые показывают жизнь современного человека в мире известных торговых марок. Понятие «брендреализм» придумал сам лидер группировки «Ленинград» еще 10 лет назад. По мнению музыканта, в XXI веке человек окружен не чистыми явлениями, а исключительно продуктами-брендами, без которых жизнь уже невозможна: так, за новыми знаниями люди обращаются к бренду «Википедии», а объектом мечтаний становится дорогой автомобиль или последний айфон, и все эмоции сводятся только к брендам.

Сам Сергей видит бренды в абсолютно всех предметах. «Они есть во всем, - заявляет музыкант. - Путин, Россия, мама - все это бренды. Я уже лет 10 кричу о том, что Сергей Шнуров - тоже бренд. Меня все знают».

Понятие "брендреализм" музыкант придумал 10 лет назад. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Идея воплотить свои мысли на этот счет в одну экспозицию посетила Шнурова уже давно. «Ленинград» уже давно не существует в медийном пространстве без визуального ряда, - объясняет лидер группировки. - Визуальная сопровождающая в виде выставки стала логичным продолжением моего творчества». С помощью Instagram Сергей выбрал себе нескольких соратников, которые и помогли ему создать картины и инсталляции. Сам же музыкант называет себя художественным руководителем.

От Милонова до Земфиры

В своих арт-объектах Шнуров показал самые известные российские и зарубежные бренды. Так, банку «Кока-Колы» музыкант изобразил в виде гроба, наполненного кубиками сахара. «Лайк» в социальных сетях выполнен в виде мужских гениталий, а инсталляция «Русский конец» предстает в образе трех кранов самоваров на разном фоне - белом, золотом и красном. Отдельная часть выставки посвящена отечественной музыке. Инсталляцию из пустой рюмки и темных очков Шнур назвал лаконично: «Лепс-спел». За дверцей золотого шкафа висит портрет любимца женщин бальзаковского возраста Стаса Михайлова - это арт-объект «Иконостас». На их фоне выделяется огромное вязаное полотно, на котором изображена Земфира. «Сам вязал, - хвастается Сергей. - Взял спицы в бизнес-классе самолета и вперед!».

Гроб в виде банки "Колы" наполнен кубиками сахара. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Среди медийных персон Шнуров не обошел вниманием и Владимира Познера, в программе которого музыкант ранее представил себя не с лучшей стороны. Портрет телеведущего Сергей разместил за жалюзи и назвал объект «И это пройдет». В центре зала - инсталляция из букв фразы Дмитрия Медведева: «Денег нет, но вы держитесь». Некоторые буквы выражения уже упали на бок.

Свой талант художника Шнуров решил проявить в нескольких картинах, представленных на выставке. Героями картин лидера «Ленинграда» стали герои клипов группы, депутат Виталий Милонов и, конечно же, сам Сергей. На одной из картин Шнур изобразил родной Петербург: на холсте грузный мужчина в купальнике парит над историческим центром города. Картина называется «Легкое похмелье».

На картине "Легкое похмелье" мужчина пролетает над Петербургом. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Красоту искать не стоит

Шнуров просит зрителей не искать на его выставке эстетику или красоту: музыкант ставил перед собой совсем иные цели. «Романтика осталась в прошлых столетиях, а мы живем в XXI веке, - подчеркивает Сергей. - Я не буду говорить, для чего я создавал эту выставку, зачем она нужна: это моя внутренняя инструкция. Мне эта выставка нравится тем, что она моя. Этого достаточно».

Лидер «Ленинграда» рассчитывает, что посмотреть на его творческие работы придет широкая аудитория. Со своей же стороны музыкант обещает пробовать себя в новых сферах и продолжать удивлять своих поклонников. Сергей доволен всеми экспонатами на выставке без исключения, однако комментировать их смысл он отказывается: «Все, что я хотел сказать, я уже сказал в своих работах», - отрезает Шнуров. Любимой картины или инсталляции у Сергея тоже нет. «Экспонат нестатичен, - считает музыкант. - Главная фишка отражена в одноименной песне: ничто не является ничем, и все может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства. На этой выставке главный экспонат - я!».

Выставку Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» можно увидеть в музее современного искусства «Эрарта» до 9 апреля. Посещение экспозиции входит в стоимость билета в музей.

Здесь банки сгущёнки достигают метра в высоту и наполнены нефтью, на надгробной плите изображена жертва селфи и айфономании, Волочкова сложила пуанты, Милонов окрасился в чёрный цвет, Стаса Михайлова превратили в икону, а от Лепса остались только рюмка и очки. Всё это происходит на выставке современного искусства от Сергея Шнурова под названием «Ретроспектива брендреализма».

Согласно идее брендреализма, человек XXI века живёт в среде искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что они - и есть реальная жизнь. Брендами становятся не только товары первой необходимости, но и политики и дипломаты, высшие учебные заведения и корпорации, популярные рестораны и туристические города. Жертвы брендомании начинают верить в то, что хорошее образование можно получить только в университетах из топ-10; работать надо в компаниях, чьи названия вызывают тихую зависть у окружающих, а отдыхать там, куда советуют лететь дорожные билборды.

Все экспонаты были придуманы самим Сергеем Шнуровым, а создавали их неизвестные художники, которых музыкант нашёл через Инстаграм. Представленные на выставке арт-объекты и предметы живописи, как и песни лидера группы «Ленинград», - неоднозначные, откровенные, шокирующие.

Икра

Исцеление


Ванна душ


Музыкант высмеивает погоню за последней моделью чего угодно, но обязательно модной марки, и говорит, что выбор бренда - это выбор своей сущности. Основной смысл брендреализма Шнуров наглядно передал в тексте и видеоклипе песни «Экспонат» .

Всех желающих увидеть десятиметровые буквы ставшего крылатым выражения «Денег нет, но вы держитесь», посмотреть, как собаки выгуливают людей, а охота за вожделенными брендами становится смыслом жизни, солист группы «Ленинград» приглашает лично посетить свою персональную выставку, которая будет работать с 7 июня по 12 июля в Московском музее современного искусства.

А пока эксперты спорят о ценности современного искусства и эпатажа в нашей жизни, «Ридус» предлагает вам пройти тест и угадать названия экспонатов выставки Сергея Шнурова, которые получились ожидаемо провокационными и откровенными.

Главный эпатажник российской сцены Сергей Шнуров не устает радовать фанатов и сочувствующих одиозными выходками, ярчайшими образами, злободневными текстами и, чего уж там скрывать, отличной музыкой. Он прекрасен в своей непохожести на других, смел, эффектен, безусловно, талантлив. Но мало кто знает, что творчество Шнура не ограничивается сценой, и даже набирающие в последнее время популярность глубокомысленные цитаты - вовсе не предел его возможностей. заслуживают не меньшего внимания со стороны всех, кому близок хулиганский дух «Ленинграда» да и всё современное искусство в целом.

Что такое брендреализм?

Не удивляйтесь, если не слышали о таком направлении в искусстве. Сергей Шнуров - художник, картины которого являются своеобразным эталоном брендреализма. А все потому, что сам он и вывел главную концепцию, да и название придумал. В основу лёг своеобразный протест против развития конъюнктуры и главенства определенных брендов в массовом сознании. На каждой из его картин присутствует либо символ, либо намек на определенный бренд, начиная с нефтепродуктов и заканчивая верой в высшие силы.

Бренд в искусстве и искусство как бренд

Стоит упомянуть еще об одном художнике, картины которого если и не стали главным источником вдохновения для Шнурова, то уж во всяком случае во многом перекликаются. Речь идет об на полотнах которого мы можем видеть Мэрилин Монро, банки с популярным супом, супермена, Мао и Ленина, кока-колу... Что объединяет эти образы? Все они, по мнению художника, являются брендами. Как и сам Уорхол. Как и всё искусство в целом.

Впрочем, идея высмеивания превалирования материального над духовным вовсе не нова. Это всё старо как мир. Многие художники обращались к этой идее, Уорхол и Шнуров не одиноки. Но художник Сергей Шнуров - первый, кому удалось собрать всё воедино и сформулировать так, чтобы всем стало понятно.

Слово автору

«Апокалипсис близко», - уверяет Шнур. Озвучивая авторский манифест, он утверждает, что пора прекращать пить квас, надо скорее определяться. Картины Сергея Шнурова - попытка не только высмеять зависимость отдельных граждан от показухи и тщеславия, но и своего рода напоминание о бренности бытия. Художник откровенно насмехается над поклонением Золотому Тельцу в целом и брендам в частности.

Эти идеи находят отклик и в творчестве певца: в его текстах и клипах. Да взять хотя бы знаменитые «Лабутены».

Путь к искусству

Бунтарский образ артиста дается ему легко, а оттого и получается таким органичным. Но он не дает разглядеть то, что артист умело прячет за грубой лирикой и наплевательством на этикет. А ведь Шнуров - вовсе не малообразованный мужлан с извечным похмельным синдромом. За его плечами Ленинградский инженерно-строительный институт, знаменитая «путяга» (лицей, где он обзавелся специальностью реставратора) и философский факультет Теологического института.

Живопись влекла артиста давно. Кстати, один из первых музыкальных коллективов, который он возглавлял, еще будучи школьником, носил название «Ухо Ван Гога». А рисовать Шнур начал еще в родном Питере.

Первая выставка

Картины Сергея Шнурова впервые предстали перед публикой в петербуржской галерее «Файн Арт». По словам артиста, в этом ему помог давний друг - художник а самому ему не пришлось прилагать каких-то усилий. Выставка так и называлась - «Эксклюзив брендреализма». Небольшая галерея вместила всего восемь картин, которые выбрал сам художник.

Образы

Выставка картин Сергея Шнурова привлекла немало посетителей. Его картины довольно разноплановые. Многие из них можно назвать даже провокационными.

К примеру, полотно «Не воруй» рассказывает печальную историю о погибшем возле холодильника «Бош» котенке. Судя по всему, имела место попытка воровства еды и какой-то несчастный случай, результатом которого стала весьма внушительная лужа кошачьей крови.

Весьма любопытна и панорама, на которой изображена Стрелка Васильевского острова. Чадят факелами высокие но вода темна из-за разлившейся по ней нефти. Присмотритесь внимательнее - и вы поймете, что никакой воды там и вовсе нет, нефть полностью поглотила ее.

Некоторые картины Сергея Шнурова - откровенные пародии. Например, его интерпретация Матисса, украшенная красноречивой подписью «В Эрмитаже». Ну, или черный прямоугольник, явно отсылающий к творчеству Казимира Малевича.

Разумеется, не обошлось и без тем «ниже пояса», иначе и быть не могло - это просто был бы не Шнур. Ёмкое название «Акт» говорит само за себя - на полотне действительно во всей красе изображен акт физической близости. Кстати, посетителям выставки была предоставлена возможность приобрести эту картину за 30 тысяч долларов.

Мнение эксперта

Осенью 2016-го, в преддверии грядущей выставки картин Шнурова «Ретроспектива брендреализма», было опубликовано интервью Михаила Пиотровского - директора «Эрмитажа». По его словам, Шнуров однозначно является яркой фигурой в современном искусстве. Пиотровский, разглядевший в полотнах серьезный талант, призвал не считать творчество артиста поп-искусством.

Открытие выставки запланировано на 1 февраля 2017 года. На этот раз она пройдет в галерее современного искусства «Эрарта». Но кто знает, возможно, когда-нибудь мы увидим картины Сергея Шнурова в «Эрмитаже»? Всё-таки можно бесконечно спорить о его творчестве, но неоспоримо одно - свой вклад в питерское искусство он всё-таки сделал.




Top