Сергей степаненко. Панорама Пинакотека современности

Пинакотека - это коллекция произведений живописи, открытых для публичного посещения т.е. картинная галерея. В Мюнхене есть 3 пинакотеки:
1. Старая пинакотека - где собраны картины авторов 14-18 веков, таких как Дюрер, Рубенса, Леонардо да Винчи, Эль Греко и других. Тут есть огромные картины метров 10 на 15, потрясающие своей красотой.
2. Новая пинакотека - авторы 18 - 19 века.
3. Пинакотека современности - художественный музей авторов 20-21 веков.

Собственно о Пинакотеке современности и пойдет речь.
1.

Для тех, кто будет в когда-нибудь Мюнхене, рекомендую посещать пинакотеки в хронологическом порядке т.е сначала идем в Старую Пинакотеку, потом в Новую и затем в Пинакотеку современности. Они все расположены рядом. В Старой и Новой снимать не стал, поскольку там одни картины и информацию можно найти в интернете. А вот Пинакотека современности кардинально отличает от первых двух.
После посещения Старой и Новой Пинакотек видимо от перебора информации в голове был туман и тянуло в сон. Не ценитель, наверное, я высокого искусства:). Но Пинакотека современности внезапно вернула меня к жизни, взорвав мозг:) Смотрим ниже почему:)

2. Когда заходишь во внутрь музея, то попадаешь в огромный зал - ротонду.

3. С крыши бьет дневной свет

4. поднимаемся по лестнице. Оттуда видно 2 подъемника типа лифта высотой этажа в три. На каждой полочке подъемника расставлены всячески совремунные предметы непонятно как сочетающиеся вместе: кроссовки, стулья, пластиковые тазы и т.д и т.п.

5. 2-й подъемник со всякой всяченой

6. в пинакотеке залы с очень высокими потолками. На одной из стен куча фотографий лиц кадрированных так, что остаются одни глаза и нос

7. Переходим в залы с экспонатами. В этом зале типа скульптуры из металлолома:)

8. этот зал взорвал мозг – это пустая комната, в которой натянуты провода. Говорят, их положение периодически меняют, видимо быстро приедается:)

9. этот зал продолжил разрыв мозга – огромный пустой зал с зелеными лампами, создающими необычное освещение.

10. в этом зале по цетру стен расставлены лампы дневного света.

11. никогда не понимал современного абстрактного искусства:) но тут оно смотрелось прикольно.

12. каляки-маляки

13. зал современной немецкой фотографии с огромной фотографией какого-то пейзажа и портретом девушки.

14. тут я подсел на современное искусство:)

15. уже начинаю что-то понимать:)

16. еще пара залов с выносом мозга

18. когда поднимаешься по круговой лестнице на более высокий этаж, то можно увидеть это

19. мозг уже оказывался понимать - что это

20. старые стулья висят на стене

21. вид на ротонду с третьего этажа

26. Несколько картин Сальвадора Дали. Эта называется «Апофеоз Гомера»

27. А эта «Загадка желания»

28. Втыкающий Олег

29. Стена с множеством стеллажей на входе в экспозицию дизайна. Содержит предметы, которые намекают на экспонаты, кторые можно увидеть в коллекции дизайна

31. да, это проект мотоцикла

33. разрыв мозга продолжается из-за современных инсталляций

35. просто ряд мониторов, которые что-то показывают

36. порадовали жесты руки

37. архитектура пинакотеки потрясает. Небольшой ресторанчик.

38. И, напоследок, общий вид здания Пинакотеки современности

Пинакотека модерна в Мюнхене (Мюнхен, Германия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Пинакотеку модерна (Pinakothek der Modern) в Мюнхене часто называют «Третьей пинакотекой», потому что, кроме этой, их в городе еще две - Старая и Новая. Но эта, третья - самая молодая, самая современная, и специализируется она, соответственно, на современном искусстве. Коллекция тут большая, интересная, старая и с довольно большим количеством неожиданностей.

Создан музей «Пинакотека модерна» только в 2002 г. - его отделили от городского Музея искусств, а вот собственно коллекция гораздо старше. Во многих других городах Германии произведения современного искусства были уничтожены во время правления нацистов - они считали современные жанры «дегенеративными» и часть из них просто сожгли. Мюнхену же повезло: его городская галерея осталась нетронутой, ее часть и послужила основой для создания этой пинакотеки.

Самая знаменитая часть экспозиции - несомненно, довольно внушительное собрание картин Пабло Пикассо.

Коллекция

Основная экспозиция живописи состоит из двух больших разделов.

Первый раздел - «Модернизм», здесь есть интереснейшая подборка работ немецких импрессионистов, это большая редкость, они почти не известны в России. Но самая знаменитая часть экспозиции - несомненно, довольно внушительное собрание картин Пабло Пикассо.

Кроме того, тут можно посмотреть работы Матисса, Сальвадора Дали, Кандинского, Миро и Маргитта.

Вторая часть выставки называется «Современное искусство», самый известный в России автор из представленных тут, - пожалуй, Энди Уорхол. Но, кроме него, можно посмотреть работы и множества других художников - создателей современных жанров живописи, они в России тоже известны только специалистам.

Вторая часть музея - «Коллекция дизайна», это крупное собрание образцов индустриального и графического дизайна, одно из лучших в мире. Предметы тут разные - от авиамоторов до мебели и от машин до рекламных плакатов, но все интересные. Этот раздел музея - серьезный эксперт в своей сфере, один из самых авторитетных, появление работ какого-то дизайнера тут - «статусная» для него вещь. Есть в музее и коллекция фото, видео и инсталляций, она небольшая, но хорошая.

Самая необычная и знаменитая часть музея - это «Коллекция работ на бумаге». Она содержит только рисунки, сделанные, соответственно, на бумаге, тут есть работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Сезанна и Матисса.

Основная часть коллекции хранится в отдельном Собрании графики - есть в Мюнхене и такое, тут только небольшая часть, но она очень-очень хорошая.

Коллекция в этом музее неожиданно яркая, тут много нестандартных элементов, которые ожидаешь увидеть в каком-то другом месте. Если вы любите современное искусство - сходите обязательно. Ну а консервативному человеку лучше выбрать другой музей, хотя в целом эта галерея не особо провокативная.

Практическая информация

Официальный адрес: Munchen, Barer Strasse, 40, Pinakothek der Moderne. Ближайшие станции метро - Odeonsplatz, Universitat, Konigsplatz и Theresienstrasse.

Время работы: со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам - до 20:00. Выходные дни - понедельник, 15 августа, 24,25 и 31 декабря.

Стоимость билета: 10 EUR, льготная цена - 7 EUR, по воскресеньям - 1 EUR.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В Мюнхене входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна XX и XXI веков. Пинакотека совмещает в себе сразу 4 музея: Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена.

Пинакотека современности в Мюнхене — Часы работы

Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Пинакотека современности в Мюнхене — Цены

  • Взрослый — 10 eвро (льготный 7 евро — при предъявлении документа, даже русские документы немцы проверяют очень придирчиво; если у вас студенческий — позаботьтесь о том, чтобы он был своевременно продлен со всеми печатями).
  • Единый входной билет – 12 евро
  • Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака).
  • По воскресеньям вход во все Пинакотеки –­ 1 евро !

Пинакотека современности в Мюнхене — Как добраться

Tрамвай № 27: остановка Pinakotheken

Метро U2: станция Königsplatz или Theresienstraße; U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität; U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус № 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

В непосредственной близости от Пинакотек парковок нет!

Пинакотека современности в Мюнхене — Впечатления

На входе советую сразу взять схему музея на информационной стойке (напротив касс). Если вам нужно оставить вещи — спускаетесь на цокольный этаж по указателю cloakroom. Там есть гардероб с человеком (платный), и за ним есть кабинки для хранения вещей (бесплатные, но надо вставить залог 2 евро, когда откроете кабинку — монетка вернется), также возле кабинок есть туалет .

Бесплатный туалет в Мюнхене — во всех Пинакотеках. Проверка входных билетов происходит после зоны гардеробов/туалетов.

В картинном «отсеке» я бы посоветовала начать обход с конца , т.к. в последних залах концентрация шедевров наиболее велика. А потом уже, если останутся силы, смотреть все остальное.

Изначально я не планировала обходить весь музей, но аппетит приходит во время еды. В итоге я провела там около 3-х часов , обошла практически всё.. картины на несколько раз, современное искусство, различные инсталляции и успела заблудиться среди мебели в «отсеке» дизайна. Почти всё увиденное мне понравилось (хотя себя любителем современного искусства не назвала бы).

Из топовых картин и интересных картин тут встретились Пабло Пикассо — Художник и его модель (1963):

Сальвадор Дали — Загадка желания, или Мою мать, мою мать, мою мать (1929):

Одна из импровизаций Василия Кандинского — Импровизация. Мечтательное (1913):

И, пожалуй, менее известный, Ловис Коринт и его впечатляющий Красный Христос (1922):

Также в музее встречаются трешовые картины из жженых пакетов, рваных полотен и т.д.. Странное оно конечно порой, это современное искусство.

Под конец я попала на специальную выставку Государственного графического собрания Мюнхена и берлинского музея Haus am Waldsee, посвященную утерянной картине Башня синих лошадей (1913) выдающегося живописца и яркого представителя немецкого экспрессионизма Франца Марка.

Тут мне встретилась картина Башня синих лошадей, которая меня заворожила. Её автор — Славомир Елснер. Картина на холсте размером 2 х 1.3 метра нарисована цветными ручками.. на самом деле это огромное количество разноцветных прямых! линий.

Историческая подоплека картины Башня синих лошадей (1913) Франца Марка такова. До войны картина была представлена в Мюнхене и Берлине. В 1937 году национал-социалисты объявили картину вырожденческой. Всего дегенеративными объявили 650 полотен и десятки художников.

Но вместо того, чтобы избавиться от этих картин, националисты устроили выставку дегенеративного искусства , которая проехала по нескольким городам Германии и собрала 3 миллиона зрителей . Но после войны картина Марка Франца бесследно исчезла. Искусствоведы всего мира до сих пор задаются вопросом, куда делось это произведение.

Так вот, выставка называлась «В поиске «Башни синих лошадей»» и проходила с 9 марта по 5 июня. В общем не проходите мимо временных выставок , впечатлений от них может остаться больше, чем от постоянной экспозиции. 🙂

Итак, если вы не являетесь большим фанатом современного искусства и вообще не понимаете всей этой мазни импрессионистов — за полную цену билета идти сюда не рекомендую. Если есть возможность, сходите в воскресенье за 1 евро, хоть не так обидно будет. 🙂 Для любителей — однозначно идти за любую цену, по времени закладывать не менее 2-3 часов (с аудиогидом еще дольше).

Пинакотека современности (нем. Pinakothek der Moderne)

Рубрика: Мюнхен

Пинакотека современности является одним из самых известных выставочных домов во всем мире. На площади 12 000 квадратных метров она объединяет четыре независимых друг от друга музея, охватывающих различные области искусства. Пинакотека современности была спроектирована архитектором Штефаном Браунфельсом (нем. Stephan Braunfels) и открыта 16 сентября 2002 года. Уже через полтора года она приветствовала своего миллионного посетителя.

Импозантная постройка обладает впечатляющим стеклянным куполом высотой 25 метров. Ротонда является отправной точкой для многочисленных экскурсий. В музее в 2002 году нашла приют не только коллекция современного искусства Баварских Государственных собраний картин. Здание, расположенное прямо напротив Старой Пинакотеки , охватывает также три другие области искусства, среди которых новая коллекция музея дизайна в Мюнхене, музей архитектуры мюнхенского технического университета и Государственное графическое собрание Мюнхена .

Коллекция современного искусства

Мюнхенская коллекция произведений искусства является одним из важнейших собраний в своем роде. Здесь представлены все направления классического современного искусства: от экспрессионизма, кубизма, новой вещественности, Баухауза, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма и до поп-арта и минимализма. Основа для Государственной галереи современного искусства была заложена в 1950 году из всего семи картин. Лишь после Второй мировой войны коллекция современной живописи и скульптуры выросла за счет приобретений и прежде всего благодаря пожертвованиям из частных собраний. Помимо современного классического искусства коллекция включает также важные произведения из области медиа, фотографии и видео.

Государственная графическая коллекция

Государственная графическая коллекция относится к важнейшим графическим собраниям в мире и насчитывает около 350 000 гравюр, 45 000 рисунков. Ее фонд располагает работами от 15-го века до современности. Головной офис Государственного графического собрания находится в мюнхенском Доме институтов культуры (нем. Münchner Haus der Kulturinstitute) на Кёнигсплац и с 2002 года имеет свои собственные выставочные площади в Пинакотеке современности.

Новая коллекция музея дизайна

Новая коллекция считается первым музеем дизайна в мире. Она была узаконена в качестве музея в 1925 году. Монументальный вход ведет посетителей к постоянной экспозиции на цокольном этаже. Здесь представлен широкий диапазон экспонатов из области истории дизайна, среди которых ранние компьютерные модели, автомобильный и компьютерный дизайн, дизайн стульев, мебели, украшений и различных товаров, от обуви до мобильных телефонов. Всего представлено около 80 000 объектов.

Музей архитектуры

Музей архитектуры располагает фондом, насчитывающим около 500 000 чертежей и эскизов более чем 700 архитекторов. Кроме того, он содержит более 100 000 оригинальных фотографий и многочисленные модели. Особое место в коллекции отведено немецкой архитектуре с 19 по 21 века.

Старая и Новая Пинакотека дополняют историческое наследие Баварских Государственных собраний картин. Оба здания находятся всего в нескольких метрах. Старая Пинакотека представляет работы с 14 по 18 века, в то время как Новая Пинакотека демонстрирует экспонаты 19 - начала 20 веков. Вместе с музеем Брандхорста и некоторыми другими музеями Максфорштадта Пинакотеки образуют Ареал искусства Мюнхена.

Время работы

Понедельник: закрыто
Вторник: 10:00 - 18:00
Среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 10:00 - 20:00
Пятница: 10:00 - 18:00
Суббота: 10:00 - 18:00
Воскресенье: 10:00 - 18:00

Сайт: www.pinakothek.de/besuch/pinakothek-der-moderne

Адрес: Barer Str. 40, 80333 Мюнхен, Германия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с...


Макстурм - единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором...


Дом литературы - культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри...


Максимилиансанлаген - парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866...


Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан...

Старая пинакотека

Вторник – с 10:00 до 20:00

Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции – ориентировочно до 2025 года. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Пинакотека современности
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Музей Брандхорста
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Галерея Шака
Среда-воскресенье – с 10:00 до 18:00
Каждая первая и третья среда месяца – до 20:00

Режим работы в праздничные дни
Новый год (1 января): все музеи открыты для посещения
Богоявление/Три короля (6 января): все музеи открыты для посещения
Карнавальный вторник: все музеи закрыты для посещения
Страстная пятница: все музеи открыты для посещения
Пасхальное воскресенье: все музеи открыты для посещения
Светлый понедельник: все музеи открыты для посещения
День труда (1 мая): все музеи закрыты для посещения
Вознесение Господне: все музеи открыты для посещения
Троицa: все музеи открыты для посещения
День Св. Духа: все музеи открыты для посещения
Праздник Тела и Крови Христовых: все музеи, кроме Галереи Шака, открыты для посещения
Вознесение Богородицы (15 августа): Новая пинакотека открыта, все остальные музеи закрыты для посещения
День немецкого единства (3 октября): все музеи открыты для посещения
Праздник Всех Святых (1 ноября): все музеи, кроме Новой пинакотеки и Галереи Шака, открыты для посещения
Сочельник (24 декабря): все музеи закрыты для посещения
1-й день Рождества Христова (25 декабря): все музеи закрыты для посещения
2-й день Рождества Христова (26 декабря): все музеи открыты для посещения
31 декабря: все музеи закрыты для посещения

Актуальная информация: закрытие Новой Пинакотеки

Уважаемые посетители!

31 декабря 2018 года галерея Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Обратите внимание на эти изменения, планируя посещение Ареала искусства и Пинакотек. С октября нынешнего года подробную информацию об экспозиции можно будет получить на нашем веб-сайте.

ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Старая пинакотека
Сниженные цены на входные билеты во время проведения модернизации системы освещения в 2014-2018 гг.
Постоянная экспозиция
4 евро | льготная цена 2 евро
По воскресеньям –­ 1 евро

Пинакотека современности

По воскресеньям –­ 1 евро

Музей Брандхорста
Выставка «Painting 2.0: изобразительное искусство в эпоху информационных технологий» до 30.04.2016 г.
10 eвро | льготная цена 7 евро

Обратите внимание: в Музее Брандхорста на период до 30.04.2016 г. льготных цен на входные билеты по воскресеньям не предусмотрено; кроме того, в этот период на Музей Брандхорста не распространяется действие единого входного билета и входного билета на пять посещений.

Галерея Шака
4 евро | льготная цена 3 евро
По воскресеньям –­ 1 евро
Отдельные цены на входные билеты для посещения специальных выставок.

Единый входной билет – 12 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Не даёт права на посещение специальных выставок.

Правом бесплатного посещения музеев пользуются следующие категории граждан: дети и лица, не достигшие 18 лет; студенты факультетов искусства, истории искусства, искусствoведения, а также теории и методики преподавания искусств; школьные классы, дети дошкольного возраста, группы продлённого дня и молодёжные группы из стран-членов ЕС (в сопровождении учителей или воспитателей).

Вход бесплатный или по льготной цене

Дополнительная информация – здесь (PDF) .

ПРОЕЗД

Пинакотека и Музей Брандхорста:

Tрамвай
№ 27: остановка Pinakotheken

Метро
U2: станция Königsplatz или Theresienstraße
U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität
U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус
№ 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

Экскурсионный автобус
Перед Новой пинакотекой имеется две автостоянки для экскурсионных автобусов. Между 10.00 и 20.00 время стоянки (с парковочным диском) ограничено двумя часами.

Галерея Шака :

Aвтобус
№ 100 (музейный маршрут): остановка Reitmorstraße / Schack Galerie

Tрамвай
№ 17: остановка Nationalmuseum
Рекомендуем воспользоваться общественным транспортом, так как в непосредственной близости от музеев нет автостоянки.

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА


Старая Пинакотека знакомит с основными вехами европейской живописи: здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо. Постоянная экспозиция включает более 700 полотен, это настоящая сокровищница немецкой, фламандской, голландской, французской, итальянской и испанской живописи. Здание музея – творение архитектора Лео фон Кленце – было построено в 1836 году в классическом стиле и стало эталоном европейского музея, предлагая достойное обрамление для картин, составляющих золотой фонд западного искусства.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500)
Дерево (липа – Tilia зр.), 67,1 х 48,9 см
Портрет приобретён в 1805 году Центральной дирекцией Картинной галереи
Инв. № 537

НАШИ ШЕДЕВРЫ СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА

Эта картина 28-летнего художника, пожалуй, самое необычное творение в истории портретного искусства. Поворот анфас и высокая степень совершенства образа напоминают изображения Христа, однако оба аспекта следует рассматривать в контексте начатых Дюрером в это время исследований человеческих пропорций. Акцент сделан на выразительном взгляде и руке человека-творца, инструменте художника, которым написан портрет, что позволяет увидеть в этой работе программное произведение художника. Данную мысль почёркивает и надпись на латыни, допускающая разные толкования: «Таким я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя характерными красками в возрасте 28 лет».

НОВАЯ ПИНАКОТЕКА


«От Гойи до Пикассо» – таков девиз Новой пинакотеки, основанной королем Людвигом I в середине 19-го века. Первый музей в Европе, открытый для широкой публики, стал также первым музеем современного искусства – по словам баварского монарха, «коллекцией живописи нынешнего и будущих веков». Знаковые произведения классицизма, романтизма, югендстиля и импрессионизма, назарейцев и немецких римлян представлены здесь наряду со знаменитыми полотнами эпохи модерна. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было разрушено; новое здание (проект архитектора Александра фон Бранки) открыло свои двери в 1981 году.

Винсент Ван Гог (1853-1890)
«Подсолнухи» (1888)
Холст, масло. 92,0 х 73,0 см
Картина приобретена в 1912 году
от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»
Инв. № 8672

НАШИ ШЕДЕВРЫ НОВАЯ ПИНАКОТЕКА

Эту картину в её сияющих красках и жизнеутверждающей красоте Винсент Ван Гог создал в августе 1888 года: она должна была украсить студию художника в Арле, где он намеревался работать вместе с Полем Гогеном. Чрезвычайно просто, даже плоско, художник изобразил цветы, вазу, поверхность, на которой она стоит, и фон. Ледяная бирюза фона в значительной степени усиливает экспрессию жёлтых и жёлто-коричневых тонов, и цветы дают почувствовать не только зной летнего Прованса, но и накал чувств в самой жизни Ван Гога. По замыслу художника подсолнух представляет собой солнце, которое мастер понимает как символ жизни и именно так изображает в ряде своих работ.

Простая форма и насыщенные цвета объясняются влиянием японской гравюры, однако одновременно с этим просматривается и связь с так называемым клуазонизмом, воспринятым Гогеном и его последователями. Ван Гог воспринимал юг Франции в широком смысле как «Японию», где можно обрести счастье, и «Подсолнухи» подтверждают эту великую идею художника.

Картина, хранящаяся в Мюнхене, – это не единственный, но крайне важный вариант «Подсолнухов» кисти Ван Гога. Художник всегда считал данное полотно достойной парой варианту, хранящемуся в Лондонской Национальной галерее. В последствии он намеревался использовать оба натюрморта для создания триптиха, празднично обрамив ими полотно «Колыбельная».

ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ


Под её крышей разместилось четыре значимых, независимых друг от друга, музея – Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена. Tаким образом, Пинакотека современности входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна 20 и 21 веков. Междисциплинарная направленность Пинакотеки современности позволяет сохранить индивидуальное своеобразие каждого из музеев и в то же время представить их как взаимосвязанные части широкого культурного контекста. Просторное здание интересной архитектуры, со стеклянной ротондой в центре, помогает открыть посетителям идею взаимопроникновения искусств и предлагает новый, неожиданный взгляд на вещи.

Макс Бекман (1884-1950)
«Автопортрет в чёрном» (1944)
Холст, масло. 95 х 60 см
Инв. № 10974
© Общество защиты авторских прав в искусстве (VG Bild-Kunst), Бонн, 2016 г.

НАШИ ШЕДЕВРЫ ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ

В 1937 году Макс Бекман эмигрировал в Амстердам, где, преодолевая большие сложности, работал и во время немецкой оккупации. Именно здесь на рубеже 1943-44 годов был создан этот автопортрет, на котором художник предстаёт властным и несломленным, но с лицом, похожим на застывшую нечёткую маску. Чёрный парадный костюм здесь всего лишь атрибут, который уже не соответствует реальному положению дел, но подчёркивает некую отстранённость художника от окружающей действительности, его недоступность и в то же время формально замыкает композицию в направлении зрителя. Такое впечатление ещё более усиливает рука, согнутая под углом, которой художник будто отгораживается от мира, а также спинка стула. Среди многочисленных автопортретов художника, этот, пожалуй, оставляет наиболее тяжёлое чувство, так как нескрываемая агрессивность отчуждает художника не только от враждебного мира, но и от самого себя. Никакое переодевание не смогло бы отдалить Бекмана от самого себя в большей степени, чем этот на первый взгляд заурядный облик. Трагическое оцепенение отпустит художника лишь после эмиграции в Америку, где он обретёт внешнюю свободу.

МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА


Музей Брандхорста в составе Баварских государственных собраний картин был открыт в 2009 году по соседству с Пинакотеками и гармонично дополняет мюнхенский Ареал искусства впечатляющим собранием произведений классического модерна и современного искусства. Новый музей отличается эффектной архитектурой и предлагает вниманию посетителей две значительные коллекции работ Энди Уорхола и Сая Твомбли, а также полотна Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Майка Келли, Брюса Наумана, Дэмьена Хёрста и др.

Интерьер Музея Брандхорста
с циклом «Лепанто» Сая Твомбли

НАШИ ШЕДЕВРЫ МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА

Картины американского художника Сая Твомбли, родившегося в 1928 году в Лексингтоне, штат Вирджиния, и умершего в 2011 году в Риме, приобрели знаковый характер для Галереи Брандхорста. После изучения искусства в целом ряде высших учебных заведений Сай Твомбли недолгое время посещал колледж Black Mountain, а затем вместе с Робертом Раушенбергом отправился в путешествие по Европе и Северной Африке. Именно в тот период Твомбли обратился к теме Средиземноморья, которое стало одним из основных источников его вдохновения.

Твомбли не знает себе равных в тонком и лиричном сочетании рисунка и текста. Наряду с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом он является самым важным представителем своего поколения, пришедшего на смену абстрактному экспрессионизму. Как Раушенберг и Джонс, Твомбли сумел не только ознаменовать новую значительную эпоху в американском искусстве, но и разработать совершенно уникальный, мощный в своей экспрессии язык зрительных образов.

Монументальный цикл «Лепанто» (2001), состоящий из двенадцати частей, вошёл в постоянную экспозицию, развёрнутую в центральном зале, который был оформлен в соответствии с пожеланиями художника. Более чем 170 экспонатов, представленных в Галерее Брандхорста, – среди них картины, скульптуры и рисунки разных периодов – знакомят с творческим развитием этого самобытного художника; данное собрание считается наиболее значительной коллекцией произведений Твомбли за пределами США, сравнимой только с «Галереей Сая

Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Тритон и Нереида» (1874)
Холст, масло. 105,3 х 194,0 см
© Баварские государственные собрания картин, Мюнхен – Галерея Шака

НАШИ ШЕДЕВРЫ ГАЛЕРЕЯ ШАКА

«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской.




Top