Сергиев посад и михаил михайлович пришвин. Пришвин: «Путь веры в миссию своей страны кончится войной Когда били колокола…

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный литературный музей представляют выставку фотографий выдающегося русского писателя и публициста - Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Выставка откроется 9 декабря 2015 года и продлится до 31 января 2016 года. Вход для участников Russian Photo club - свободный.

«Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь „для себя“, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». (М.М. Пришвин)

С 1905 года, на протяжении полувека, до самой смерти, Михаил Пришвин, широко известный как автор охотничьих и детских рассказов, втайне вел дневник. Когда начали публиковаться первые фрагменты дневников писателя, для большинства литературоведов и читателей, сам факт их существования оказался полной неожиданностью. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В жизни писателя были взлеты и падения, на страницах дневника естественно переплетаются его увлечения охотой и фотографией, его отношения с близкими и друзьями, неизменным было одно - Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после октябрьской революции.

Михаил Пришвин. Беломорканал. 1933. Из коллекции Государственного литературного музея.

Выставка, состоящая из фотографий, напечатанных с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей позволит по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы», как называл его Константин Паустовский, почувствовать необычайную красоту и поэтичность языка писателя, сочетающуюся с наблюдательностью, сдержанностью и простотой, лиричностью и образностью, присущим Пришвину-фотографу.

Отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Посетители выставки получат уникальную возможность услышать их в исполнении самого автора. Дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Теперь, благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире... Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в „природе вещей“...».

За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков, писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» включает, как отдельные снимки, так и целые серии, созданные писателем на строительстве Уралмаша и Беломорканала, во время поездок по северным областям России, на Дальний Восток и на Соловки. И конечно, автор огромного количества рассказов о природе не мог обойти своим вниманием пейзажи и животный мир.

Любимым охотничьим собакам Пришвина, среди которых знаменитая Жизель или Жулька, как он ее называл - будут посвящены новогодние занятия для детей, ежегодно проводимые МАММ. До 31 января в часы работы выставки по выходным планируется чтение произведений писателя, с участием специально приглашенных гостей и посетителей музея.

Стратегический партнер МАММ: RENAULT

При поддержке: ALCATEL ONETOUCH

Контактная информация

Адрес: Остоженка, 16.

Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.

Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.

Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.

Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами

Из письма Горького Пришвину

4 февраля исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954). Он был одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях.

М. М. Пришвин оставил нам множество рассказов, повестей, очерков о природе. Все эти произведения объединены взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой. Книги Пришвина неповторимы, просты и содержательны. Знакомясь с ними, не перестаёшь удивляться его таланту и поэтике речи. Поразительно – как можно словом передать запахи, шум лесов и полей, цвета земли и неба. Пришвин был одарён умением слышать пенье птиц, шелест трав, разговор зверей и мастерски описывал всё это в своих произведениях. Книги М.М.Пришвина предназначены для читателей разного возраста: для детей дошкольного возраста и школьников, для молодежи и читателей старшего поколения.

Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего.

В муниципальных библиотеках Ельца пройдут мероприятия, посвященные юбилею М.М. Пришвина.

План

мероприятий МБУК «ЦБС г. Ельца»

к 140-летию со дня рождения М.М. Пришвина

Выставка «Краевед, мудрец, философ»

Выставка«Певец родной природы»

Выставка «Щедрость души – щедрость таланта»

Выставка-портрет «Наш Мазай»

Дет. б-ка№1

Выставка «О той земле, где Пришвин жил…»

Дет. б-ка№1

Беседа «Сердечные мысли М.М. Пришвина»

Презентация фотовыставки «Добро пожаловать в мир М. Пришвина»

Выставка «Добром пропитаны страницы»

Выставка-юбилей «Путешествие в мир Пришвина»

Выставка «Художник света и радости»

День писателя «Открываем богатства Пришвина»

Литературно-музыкальныйвечер «С природой одною он жизнью дышал» (клуб «Елецкие корни»)

День громкого чтения «Живой мир в рассказахПришвина

Вечер-портрет «Наш земляк, писатель, краевед»

Урок-знакомство с произведениями писателя «Колумб родной природы»

Литературный час«Кладовая солнца»

Б-ка-ф.№ 9

Литературная гостиная «Память сердца»

Дет.б-ка№1

Литературно-экологический вечер «Исследователь и путешественник»

Литературный час по творчеству М.М. Пришвина «Радость света»

Дет.б-ка№2


Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. И охранять природу – значит охранять родину.

Михаил Пришвин

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он так любил лес и все живое, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.


Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущево Орловской губернии в купеческой семье.

Михаилу Дмитриевичу Пришвину, отцу писателя, досталось богатое наследство, которое он проиграл в карты. Мать Пришвина, Мария Ивановна, осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что ей удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

Первое образование Михаил получил в деревенской школе. Затем учился в Елецкой мужской гимназии, откуда был исключен «за свободомыслие» и конфликт с учителем географии. Лишь через 10 лет, сдав экстерном экзамены за седьмой класс реального училища, Пришвин продолжил образование в Рижском политехникуме.

В 1897 году был арестован за участие в революционном студенческом кружке марксистов, и заключен на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы в 1900 году уехал за границу, где учился в университете Лейпцига. Там он получил диплом агронома. Вернувшись на родину, Михаил работал агрономом. Но вскоре оставил эту профессию и увлекся фольклором и этнографией, стал корреспондентом в газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России».

Большую часть жизни Пришвин провел в путешествиях и охотничьих скитаниях. Он объездил и обошел чуть ли не всю страну, наблюдая и изучая природу. Писатель не раз бывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в степях Казахстана, в горах Крыма, в дремучих заволжских лесах и в старых дубравах на привольной Оке. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Как поэтична его первая книга – «В краю непуганых птиц» (1907).

Первозданная красота природы стала его темой на долгие года. Он отправлялся «За волшебным колобком» (1908), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим», где в нетронутом виде живет древняя Русь с ее вечными сказочными героями.

Дважды Михаил Михайлович был женат – от первого брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни. После его смерти Лиорко работала с архивами мужа.

Хочется отметить, что в честь писателя названы:

пик высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро ;

мыс на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде;

улицы в Москве, Донецке, Липецке, Ельце и Орле.

Писателю установлены памятники в городе Елец (автор – Н. Кравченко) (фото5), в селе Па́льна-Миха́йловка (скульптор – Ю.Д. Гришко)

в Сергиевом Посаде (скульптор – Ю. Хмелевский)

Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой; видишь, словно своими глазами, все, о чем в них написано, учишься еще лучше любить и понимать родную природу.

Хотите узнать, от чего луг становится золотым? Читайте рассказ « Золотой лу г» .

Золотой луг.


У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

А из рассказа «Еж» вы узнаете, о повадках ежа и как он обустроился в человеческом жилище.

Еж.


Р аз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.

Эти и многие другие тайны природы и животных откроются при прочтении замечательных произведений Михаила Михайловича Пришвина.

А в библиотеке №16 «Маяк» по ул.Керченская, 6 вы сможете заглянуть в «Литературный сундучок» – цикл выставок и мероприятий, посвященный писателям и книгам юбилярам 2018 г.

В этом «Литературном сундучке» найдете выставку книг «Певец русской природы – Михаил Пришвин». Она предлагает читателям познакомиться с произведениями М.М.Пришвина и открыть для себя красоту природы и сокровища леса, проникнуться теплотой и любовью, с которой автор рассказывает о простых вещах. Эти книги учат бережному отношению ко всему живому и будут интересны не только детям, но и взрослым.

Татьяна Володкина,

«Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»… и кажется тогда, что если бы удалось открыть какую-то завесу, то и будет видно, что есть красота на земле, и в ней заключается смысл» , - писал в своих дневниках Михаил Пришвин.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Сегодня часть этих фотографий, снятых в промежутке между 1929 и 1936 годами, представлены на выставке в Мультимедиа Арт Музее. 01 Под фотографиями подписи - выдержки из дневника писателя, который он вел с 1905 года до самой смерти, на протяжении полувека. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки.



Экспозиция делится на несколько тематических групп - это съемки снятия колоколов в Троице-Сергиевой лавре, строительство завода Уралмаш и Беломор-Балтийского канала, отдельно представлены портреты и снимки природы. Пришвина как фотографа интересовало все - события, люди, собаки, этнографическая съемка, паутина, солнечный свет, охотничья собака Жулька. Пришвин не считал себя фотографом, но был уверен, что ему, непрофессионалу, открыто то, что никогда не увидит профессиональный фотограф:

«Конечно, настоящий фотограф снял все бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Уникальность выставки не только в том, что на ней представлены фото, отпечатанные с недавно обнаруженных негативов, но и в том, что посетители знакомятся с еще неопубликованными выдержками из тайного писательского дневника, в том, что отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина в его исполнении: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Дневниковые записи писателя читает заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Кроме того, гости выставки смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.


1930 год. Сергиев Посад. 8 января. Оттепель продолжается. Вчера сброшены языки сГодунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный. Был какой-то еще старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И вообще намечается тип такого чисто государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела. Холодное неумолимое существо.

9 января. На колокольне идет работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребятами, с утра до ночи колокол звонит.

19 января. Весь день отделывал снимки колокола. «Разрушьте храм сей…» На какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле на всех языках. Но… вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, чтобы звучало как бронза!

Все это время лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на куски Карнахого и Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать

3 февраля. Мороз и ветер. Дома сидел. Трагедия с колоколом потому трагедия, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, прямо скажем, личностью, единственным в мире колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенной в природный сплав. Не и то бы ничего, - это есть в мире, бывает даже цивилизованный народы сплавляются. Страшно в этом некое принципиальное равнодушие к форме личного бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось - и будет подшипником. И самое страшное, когда переведешь на себя: «Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах».

1 марта. Уралмашстрой. Только на Урале я понял посредством глубокого чувства, что новое строительство значительно именно тем, что это строительство - не-дело в том смысле, как далось мне это понятие, что истинно железные люди, которые стали во главе этого строительства, только потому и стоят, что совершенно отрицают старое «дело».

Оставив первых людей, мы пошли ближе к позициям и скоро услыхали звук, отвечающий на войне пулеметам: это работали бесчисленные пневматические молотки. Скоро мы привыкли к этим звукам до того, что они стали нам как кузнечики. Огромное большинство их возле цеха металлической (клепки), и что удивительно было нам: тут и бабы и мужики, били молотом, как будто это те самые виденные нами первые люди перешли на клепку. Бабы стояли у жернова и щипцами подавали рабочим клепку, а те… Нам объяснили, что «первый человек» с этого начинал, но он уже не крестьянин, как первый, а рабочий. От вторых людей мы перешли к третьим и четвертым, посмотрели весь цех металлической клёпки с точки зрения рабочего сознания…

От цеха к цеху так мы дошли до здания комбината, в котором каждый «первый человек», уделяя в день два часа времени, должен сделаться инженером. Так строится этот гигантский завод в расчете сделаться заводом-вузом.


Дальний Восток. 24 июля. К полудню разгорелся солнечный день. Так пока с утра очень тяжело все выходит из тумана. А растения развиваются роскошно. Странно, что и трава и огороды поспевают в один срок с нашими. В Семеновской гавани фотографировал. Женщины сидели на корточках у самого моря, китаянки с ребятами, привязанными назади, все ждали судов, иваси 60 копеек, и беднота ожидает, чтобы купить. Жарить иваси можно без масла, такая она жирная.

Вечером из Золотого Рога перебрались на другой конец города в Гнилой угол на житье…

Есть сказание, что будто Бог при посеве своем забыл про Дальний Восток и, увидев его пустым, посеял остатки всевозможных семян.


1933 год. Соловки. 27 июля. Встреча начальника, Владимир Петрович Солодухин… На барже («Клара») сидит «Навал»: успели друг у друга украсть, и среди них женщина (КР) мирит, а у нее в это время украли. Навал: 1) 58 КР - контрреволюционеры, 2) 35 - тридцати-пятники (1-ая ступень урки, 2-я высшие уркаганы), 59-3- бандиты. Блатной язык: борьба с ним: блокировать, филонить и пр.


Нам показывает Михайлов Сергей Васильевич, помощник начальника отдела КВЧ (культурно-воспитательная часть). Отказчики релиигиозники…

Чайки покинули не только от пожара (куклы в церкви делали), а люди злые: от людей ушли.


Конвейер - подштанники, ватники, рубахи… напиши на материи имя, и оно рядом с тобой пойдет, и вместе с тобой придут подштанники (взято с Форда: автомобиль). Вагонная система. Почему не влечет в человечину… с интересом будешь смотреть, как черпают селедку в закрытой губе, а вагонная система… потому что селедка есть селедка, а человек тут в положении селедки и вот это нехорошо. Тип нового провожатого: складывается с Михайловым: вероятно, очень мало тех, кто модет обходиться с человеком: два-три Довгань, Кичин, Умеров - и все: интеллигенция из сотрудников ГПУ.

Шлюз №10 Канала самое замечательное звено ББ канала, потому что шлюз этот связан с плотиной, замыкающей реку Выг так, что значительная часть воды Выг-озера, не находя обычного выхода, бросается в стороны, от этого берега озера расширяются, острова тонут, вообще создается новая география, и даже железнодорожный путь приходится переносить. Эта замечательная плотина сопровождается другой особой водосливной плотиной, сделанной для того, чтобы пропускать через себя избыток воды озера.

Вопрос: чьей силой создан канал? Ответ: первое, крестьяне, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты - это основная работа, а потому уже идут блестящие бригады бывших соц.вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату.

Вопрос: почему же вся слава отдается этим последним?

Ответ: потому что с крестьянами было очень мало возни, они каждый индивидуально, легко примкнули к работе, и имена этих тружеников распыленно исчезли в громаде строительства.

1935 год. Кольский полуостров. И оттого, что в прошлом ничего не было и все надо было вновь создавать, то непременно надо было все делать по большому размаху, по большой человеческой правде… Тут надо было рвануть, взмахнуть, человек-строитель быт как орел и орел, размахивая крыльями огромной правды.


Портреты

22 июня 1929 года. Можно высказать как правило, характеризующее наше время, что каждый одаренный с успехом созидающий работник окружен сетью шпионов завистников. Это приводит к размышлению о недостатке социалистического строительства; основная ошибка - это теоретическая переоценка значения масс, которыми на практике может управлять небольшая организованная группа, отсюда презрение к строительству личному, без которого невозможен и творческий коллектив.


1936 год. Кабарда. Да, так и у гор, как у людей, очень часто небольшие закрывают собой высочайшие, и надо сделать лично большое усилие, лично совершить трудный путь, чтобы увидать вершины во свей их свободной и ничем не заслоненной красоте. Кабардинцы были всегда передовым народом Северного Кавказа и в то же время у них не было письменности: все неграмотные и передовые!…

1 мая. Советская Пасха! Демонстрация принудительной силы государства, между тем в понятии праздника на первом месте стоит свобода: спустили с цепи песика, он прыгает: ему это праздник. Сладость обиды: сколько людей живет этим!

Пасмурно, холодная мга садится на широкие обнаженные ляжки физкультурниц, и тело покрывается гусиной кожей


5 сентября 1929 года. Живопись в сравнении с литературой приблизительно так же несвободна, как фотография относительно живописи, но в этой несвободе живописи заключается ее значительность, точно так же как ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Но все равно люди не помнят человеческое происхождение мира из творчества и думают, что аппарат дает нам мир сам по себе.

1 сентября 1930 года. Паук - это артист труда, но он, конечно, не думает о красоте, это солнце и роса почему-то согласились украсить его дело. А скорей всего и солнце и роса тоже не думали о красоте, да… все работают и никто не думает о красоте, но кто работает лучше всех возбуждает радость в человеке-художнике и это сорадование, похожее как бы на узнавание самого себя, как члена творческой огромной родственной среды, - вот отсюда является начало того великого сорадования жизнетворчеству, которое мы называем искусством.

Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929-1936», организованная Государственным литературным музеем и Музеем «Московский дом фотографии», будет работать до 31 января 2016 года.




Top