Сестры бронте. Мои любимые англичанки

Сестры Бронте - английские романистки 40-50-х гг. XIX в. Историки литературы до сих пор не могут найти ответа, каким образом девушки из бедной семьи, жившие в захолустье, не получившие специального образования, смогли создать значительнейшие произведения своего времени? Их книгами зачитывались современники, а в наши дни романы Шарлотты, Эмили и Энн Бронте переведены на десятки языков, многократно экранизированы и известны каждому интеллигентному человеку.

В семье бедного сельского священника Патрика Бронте было пять дочерей и сын. Жена святого отца ушла из жизни рано. А спустя несколько лет умерли старшие девочки - Мария и Елизавета. Атмосфера тоски и уныния воцарилась в доме пастыря. Детство Шарлотты (1816-1855), Эмили (1818-1848), Энн (1820-1849) и Бренуэлла (1817-1848) Бронте прошло в местечке Хауорт в Западном Йоркшире, где у их отца был небольшой приход. Дом не отличался уютом, семья была настолько нищей, что экономили даже на свечах. Дети воспитывались в строгости, никаких поблажек им не делали. Патрик Бронте времени семейству почти не уделял, поручив заботу о своих отпрысках их тетке.

Классического образования сестры и брат не получили. Зато с детства пристрастились к книгам. Со временем они начали сочинять захватывающие сюжеты, записывать их в самодельный домашний «Журнал для молодых людей» и иногда даже инсценировать. У Эмили довольно рано обнаружились способности к поэзии, и она создала цикл романтических стихов о воображаемой стране Гондал. Шарлотту больше привлекали сказки. А все вместе юные Бронте придумывали острова и королевства, где велись войны, плелись интриги, совершали подвиги благородные герои. Сочинительство открыло замкнутым подросткам иной, так не похожий на окружающую действительность яркий и волшебный мир, полный необычайных событий, мир, где есть место чуду и празднику.

Но время детских игр закончилось очень быстро. Нужно было думать о будущем. Сестры мечтали скорее уехать из опостылевшего дома отца. И первой на это решилась старшая, Шарлотта. Должность гувернантки была ей по сердцу. Однако жизнь вдали от семьи показалась девушке невыносимой, и она вернулась в Хауорт. К счастью, ненадолго. И лишь для того, чтобы предложить сестрам новое предприятие: Шарлотта задумала открыть школу. А для того, чтобы осуществить этот план, необходимо было основательно подучиться. Заручившись материальной поддержкой старой тетки, Шарлотта вместе с Эмили отправляется в Брюссель, где изучает французский язык и литературу. Но вскоре тетка умирает и девушкам приходится вернулся в Англию, чтобы ухаживать за отцом. Идею открыть собственную школу они оставляют, но не оставляют занятия литературой.

Еще в 1837 году Шарлотта послала свои литературные опыты одному из мэтров английской поэзии Роберту Саути. И получила довольно чопорный совет «блюсти свои женские обязанности и не мечтать о славе». Подобная «благая» рекомендация могла выбить из колеи кого угодно, но только не Шарлотту. Она не собиралась сдаваться и по возвращении с учебы вместе с сестрами выпустила сборник стихов. Дабы избежать нравоучений относительно «женского предназначения», девушки взяли мужские псевдонимы - так появились на свет поэты Каррер, Эллис и Эктон Беллы. Книга получила благосклонный отзыв критиков, но большого резонанса у читательской аудитории не вызвала. Однако это не смутило сестер: на смену стихам пришла проза.

Вскоре на стол лондонских издателей Смита и Элдера легли три рукописи: «Учитель» Каррера Белла, «Холмы бурных ветров» (в последующей русской редакции - «Грозовой перевал») Эллиса Белла и «Агнесс Грей» Эктона Белла. Первая повесть не заинтересовала издателей, но они обещали дать писателю второй шанс. Романы Эллиса и Эктона Беллов были приняты. А вскоре подоспел и новый труд Каррера Белла - роман «Джейн Эйр».

Книги имели оглушительный успех и хорошо продавались. Издатели с удовольствием подсчитывали немалую прибыль и не спешили делиться ею с авторами. Когда же на их пороге появились жаждущие справедливости Шарлотта и Энн, Смит и Элдер удивились: они ожидали увидеть мужчину, поскольку подозревали, что за тремя псевдонимами скрывается один и тот же господин. А перед ними предстали две очаровательные барышни. Оправившись от изумления, издатели выплатили девушкам небольшой гонорар и предложили остаться в столице.

Получив материальную независимость и славу, сестры смогли, наконец, заняться любимым делом. Однако переезд в Лондон, знакомство с литературным сообществом, в частности, с Диккенсом и Теккереем, яркие образы большого города стали последними светлыми впечатлениями в их жизни. Энн заболела и вернулась домой, в Хауорт. Шарлотта еще некоторое время пребывала в столице, однако вскоре тоже была вынуждена отправиться в родные места: ей сообщили о смерти брата.

Талантливый самобытный художник и поэт Бренуэлл Бронте не нашел в себе сил справиться с тягой к вину. А туберкулез довершил пагубное воздействие алкоголя. Дальнейшая цепь событий превратила, по выражению Шарлотты, хауортский дом в «долину теней». Во время похорон брата простудилась Эмили, у нее началась чахотка. Чуть позже страшный диагноз прозвучал и для Энн. Год спустя обе они угасли. Шарлотта осталась на свете практически одна. И без того мрачный замкнутый отец сделался совсем отрешенным, после того как ослеп. Поговорить было не с кем, поддержки ждать неоткуда. Огромным усилием воли Шарлотта заставила себя вернуться к письменному столу, к творчеству.

Как бы ни было трудно, жизнь продолжалась. И когда влюбленный священник Артур Николс сделал немолодой уже писательнице предложение, измученная одиночеством Шарлотта ответила согласием. Казалось, если она не уедет из печального отцовского дома, то скоро ее постигнет та же участь, что сестер и брата. Грустное предчувствие не обмануло: вскоре женщина тяжело заболела и три месяца спустя умерла.

Три жизни, три судьбы, три не английской и мировой литературы имена Шарлотты, Эмили и Энн Бронте вписаны золотыми буквами.

Их стихи и романы не теряют актуальности и в наши дни. А феномен сестер Бронте, вероятнее всего, так и останется неразрешимой загадкой для литературоведов.

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века.

Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.

Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.

В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей».

В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами.

В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр.

Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища.

24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров.

Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже.

На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти.

В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание.

После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами.

Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы.

В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.

Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами.

К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней.

Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.

В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений. Проблемы, поставленные в них, актуальны и продолжают волновать современного читателя.

Сёстры Бронте: Семейное проклятие
http://bagira.guru/literatory/semejnoe-proklyatie.html

История и жизнь английской семьи Бронте уникальна, и прежде всего тем, что все шестеро детей священника Патрика Бронте умерли раньше, чем их отец. Никто из них не дожил до 40 лет.
Писательница Эмили Бронте умерла, спасая брата

Из пяти сестёр Бронте три стали писательницами — классиками британской литературы.

Самой известной и дольше всех прожившей из них была Шарлотта, написавшая замечательный роман «Джейн Эйр», который до сих пор остаётся одной из самых читаемых книг в мире.


И не только читаемых: с 1934 года этот роман экранизировали девять раз. Но Эмили Бронте заслуживает ничуть не меньшего признания, чем её сестра. Её жизнь можно считать символом отказа от всего личного ради счастья близких людей.

Тяжёлый опыт
Эмили Бронте, автор несколько менее известного романа «Грозовой перевал», родилась на два года позже своей сестры Шарлотты, 30 июля 1818 года.
Изучая биографию семьи, невольно приходишь к выводу, что существует некая высшая сила, которая своим проклятием как будто компенсировала таланты, дарованные Бронте природой.



Отец семейства Патрик Бронте был священником. В первой половине позапрошлого столетия получение духовного образования зачастую становилось единственной возможностью для небогатого человека получить разносторонние знания в самых разных областях.

Он был низкого происхождения — начинал с работы ткачом. Но любовь к книгам привела его в духовное учебное заведение…


Долгие злоключения семьи начались в тот день, когда мистер Бронте с женой Мэри переехал в Хауорт, малолюдное местечко на севере Англии, где Патрик получил приход.


Случилось это в 1820-м. В том же году родился их последний ребёнок — дочь Энн. А уже в 1821-м от туберкулёза скончалась Мэри Бронте.
Смерть жены сломила прежде жизнерадостного Патрика. В 1824 году он, погружённый в глубокую депрессию, отдал четырёх дочерей из пяти (кроме самой младшей) в приют. Точнее, школу-интернат для детей духовенства.


Заведение представляло собой то, что сегодня относят к ужасам Англии 19-го века, неоднократно описанным в произведениях британской литературы. Над девочками в приюте глумились, содержали их в грязи и в голоде, заставляли ослабленных такими условиями детей выстаивать долгие церковные службы. Впечатления от пребывания в интернате легли в основу рассказа о страшном детстве главной героини в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Приют стал «прототипом» заведения Ловуд, где провела самые кошмарные дни своей жизни героиня книги…


За этот опрометчивый поступок Патрик заплатил очень высокую цену: спустя год в приюте разразилась эпидемия. Умерли старшие сёстры — Мэри и Элизабет Бронте. Шарлотту и Эмили, совершенно ослабленных болезнью, перепуганный отец забрал домой.
В бедном доме священника, оторванном от внешнего мира, дети, как ни странно, провели не самое несчастное детство.

Выдуманный мир
Три сестры и их брат Бренуэлл пристрастились к чтению — Патрик покупал много книг. Родителя радовало увлечение детей печатным словом, ведь он и сам был к нему весьма неравнодушен. В доме следовало соблюдать тишину — отец без конца читал духовную литературу и писал проповеди для прихожан. Но дети есть дети — им хотелось не только читать, но и развлекаться.


Младшие Бронте нашли для себя отдушину — в игре. Детей не тянуло на мрачное кладбище, которое простиралось прямо за их домом. Йоркширские вересковые пустоши тоже не настраивали на оптимистический лад. Так что отпрыски священника предпочитали игры под крышей. Сестры и брат придумывали сказочный мир, яркий и счастливый, истории из жизни которого они записывали. Кроме того, дети издавали собственный журнал.


Девочки писали в него литературные произведения, а мальчик рисовал иллюстрации. У Бренуэлла проявился яркий талант художника. Вообще, в семье именно сына считали самым одарённым. Возможно, потому что он был единственным потомком мужского пола. Сестры и отец относились к Бренуэллу с большим пиететом: Патрик не отдал своего единственного сына на учёбу вдали от дома и самолично дал ему обширное классическое образование.
А игра набирала всё новые обороты. Эмили Бронте была особенно близка с младшей сестрой Энн. С ней-то они и изобрели фантастический мир под названием Гондал. Населили его мистическими персонажами. Придумали захватывающие сюжеты из их жизни. Эмили настолько прижилась в воображаемом мире, что у неё не возникало желания как-то приспосабливаться к реальности. Исключительно в стенах отчего дома она чувствовала себя комфортно. Эмили ловко и деловито вела хозяйство. Если в семействе кто-нибудь заболевал, именно средняя сестра брала на себя заботы о нем.
Шло время.


Дочерям священника предложили закончить образование в пансионе Маргарет Вулер, который славился гуманным обращением с воспитанницами. Это заведение закончили Шарлотта и Энн. Сестры остались очень довольны обстановкой в пансионе и знаниями, которые там получили. Эмили покинуть родные места отказалась.
Отсутствие связей с внешним миром — кроме брата и сестёр, у Эмили не было друзей, — только стимулировало её фантазию и страсть к творчеству.

Без хеппи-энда
В 1846 году сестры Бронте решились показать людям плоды своего творчества и выпустили книгу стихов. Авторы назвали себя братьями Белл. В Викторианскую эпоху женщин-литераторов не очень-то одобряли.
Критики не оставили без внимания сборник. Особо они выделили творения Эллиса Белла — под этим псевдонимом выступила Эмили Бронте. Её стихи, несмотря на бодрый ритм, были наполнены отнюдь не оптимизмом:


Молюсь я не затем,
чтоб влезть
Своей молитвой в рай:
«Оставь меня таким,
как есть,
И мне свободу дай!»
К концу подходят
быстро дни —
Прожить их не спеши;
Что жизнь, что смерть —
всегда храни
Спокойствие души.

В произведениях Эмили чувствуется тоска по любви, которую ей не пришлось испытать…
Сестры мечтали открыть собственный пансион. И даже смогли собрать некоторое количество денег на реализацию этой затеи. Но их единственный брат Бренуэлл влюбился в хозяйку дома, где служил учителем рисования. Муж женщины разоблачил его и прогнал. После этой грустной истории Бренуэлл пристрастился к спиртному и опиуму. Жизнь семьи среди тихих йоркширских пустошей превратилась в настоящее мучение. Юный Бронте в короткий срок промотал все деньги, которые его сестры с таким трудом собирали.



Все трудности, сыпавшиеся на семью, Эмили переносила с поразительным стоицизмом и преданностью родным. Единственной отдушиной, оставшейся у неё, стало творчество. В 1847 году вышел роман «Грозовой перевал». Эта книга стала чем-то вроде манифеста писательницы. Герои произведения живут в мрачном, безнадёжном мире. И только после смерти они таинственным образом воссоединяются в любви.


В сентябре следующего года от туберкулёза, осложненного алкогольной и наркотической зависимостями, умер Бренуэлл. Сестры Эмили и Энн самоотверженно ухаживали за ним во время болезни. И конечно, заразились. В декабре 1848 года, в возрасте 30 лет скончалась Эмили. А в мае 1849-го за ней последовала 29-летняя Энн.


После смерти близких людей Шарлотта, ставшая к тому времени известной писательницей, ещё раз опубликовала роман сестры «Грозовой перевал». И теперь его встретили восторженно…
Несчастная Шарлотта вскоре также стала жертвой семейного проклятия: она ушла из жизни в марте 1855 года в возрасте 38 лет. Она — единственная из сестёр — была замужем.


Несчастный Патрик Бронте пережил свою супругу и всех детей. В письме другу он горько жаловался: «Я прожил так долго, что похоронил любимую жену и шестерых детей — всех, кто у меня был. Я любил их общество и разговоры с ними; многие из них были созданы достойными собеседниками для мудрейших и лучших.

Теперь их нет, остались только их образы и память о них…».

Мария Конюкова

12 февраля 2012, 17:20

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века. Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла. Шарлотта Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях. В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей». Шарлотта В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами. Эмили В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр. Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища. Энн 24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров. Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже. Энн На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти. Грозовой перевал В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание. После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами. Джен Эйр Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы. В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.
Скульптура, посвященная сестрам Бронте Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами. К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней. Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.
Музей Бронте В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

(Сестры Бронте. Биография по мотивам книги Тима Викари. История сестер Бронте)

«Случайностей не существует - все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие»
Вольтер

Сестры Бронте:

  • Шарлотта (1816-1855)
  • Эмили (1818-1848)
  • Анн (1820-1849)

У сестер Бронте был особый талант. Этот талант был им дан от Бога. Никто не учил их, как писать книги. Придя в этот мир и создав три гениальных романа, они вскоре покинули его, видимо, выполнив свое предназначение.

Сестры Бронте. Биография по книге Тима Викари

Часть 1. Семья Бронте. Переезд в Хаворт

Весь день дул холодный ветер, и солнце появилось только на два часа. Овцы прятались за каменными изгородями. Серые облака плыли над холмами на запад. И хотя была только середина ноября, в воздухе чувствовался запах снега.

Маленькая деревня Хаворт, состоявшая из нескольких десятков серых домишек, расположилась на севере холмистой Англии. Патрик Бронте, семидесятивосьмилетний старик, жил в доме на самой вершине холма, рядом с церковью и кладбищем.

Зима 1855 года выдалась суровой. В тот день он шел через кладбище к церкви. На этом кладбище была похоронена вся его семья и он, смотря на серые камни и танцующие над могилами желтые листья, думал, что ему уже недолго осталось. Скоро он будет лежать рядом с детьми и женой.А пока темными вечерами, слушая завывание ветра, он вспоминал свою жизнь, точнее, жизнь своей семьи.

Эта история началась в апреле 1820 года, когда он с женой Марией и шестью детьми, Элизабет, Марией, Шарлоттой, сыном Бранвеллом, Эмили и малышкой Энн, приехали в Хаворт, куда он был назначен приходским священником. В тот день на траве лежал снег и тоже дул ветер. Он, казалось, приветствовал их своим ледяным дыханием, когда они поднимались по тропинке к своему дому, стоявшему на самой вершине холма.

Вечером он спросил Марию, нравится ли ей здесь, и был удивлен ее ответом. Грея озябшие руки у огня камина, она сказала, что уверена, что этот дом будет прекрасным местом для их детей и него. Она не упомянула себя, забыла или предчувствовала, что проживет здесь только полтора года. И умирать будет тяжело, проведя в агонии долгие семь месяцев. За что это ей? Будучи слабой здоровьем, она всегда казалась утомленная детьми и домашней суетой. Но так рано… Ей было всего 38 лет, когда он похоронил ее. Это случилось в сентябре 1821 года.

Вскоре на помощь по хозяйству приехала сестра Марии, Элизабет, тетушка Элизабет, как они ее звали. Она, которая всю жизнь жила в Корнуолле, теплом солнечном местечке на юго-западном побережье Англии, всю оставшуюся жизнь провела в холодном, обдуваемом со всех сторон ветрами, Хаворте. И эта добрая самоотверженная женщина ненавидела его всю жизнь.

Часть 2. Школа

Девочки Мария и Элизабет пошли в школу в 1824 году. Затем отец отдал туда Шарлотту и Эмили (одной было 8, а другой 6 лет). В то время школы при церкви были единственным местом, где можно было получить хорошее образование, а школа, в которую пошли сестры Бронте, считалась одной из лучших, так как была школой для дочерей приходских священников — Clergy Daughters` School. Ею руководил мистер Уилсон, тоже священник.

Сын Бранвелл остался дома и получал домашнее образование. Отец был уверен, что девочкам хорошо в школе, тем более что из писем Марии, его старшей дочери, он узнавал об ее успехах, чему был очень рад. Она писала не часто и не обо всем. Она не писала о скудной еде и холодных постелях, о том, что голодные девочки, умывшись по утрам ледяной водой, шли в школу и, промочив ноги, потом сидели в холодных классных комнатах, о том, что многие болели. Да, Мария не хотела расстраивать отца. Или боялась, что ее письма прочтут учителя, а потом больно накажут. Описание этой тяжелой жизни вы найдете в романе «Джейн Эйр». Шарлотта Бронте расскажет отцу обо всем, но будет уже слишком поздно… А подруга Джейн Эйр – Элен Бернс, это и есть Мария Бронте – ее сестра.

Будучи очень занятым, отец не навещал дочерей. Да и путешествовать по английским холмам было тяжело. Даже на Рождество девочки оставались в школе. Он сам, тетушка Элизабет, Бранвелл и малышка Энн, были, как будто отрезаны от мира, там в Хаворте. Было холодно, и они сидели дома, у камина, слушая завывания ветра и треск поленьев. На вопрос малышки Энн, почему ее сестренки опять не приехали на Рождество, отец успокоил ее, сказав, что не надо волноваться. Девочки в школе и им там хорошо, ведь они среди своих ровесниц. Он был действительно уверен в этом…

Но вот в феврале пришло письмо. Оно было не от Марии, ровный женский почерк сообщал, что в школе болеет много детей и несколько уже умерло, и что если он не заберу Марию домой, она тоже умрет. И он отправился в дорогу. Приехав в школу, он застал Марию в холодной постели в нетопленой комнате. Она кашляла. Ее три сестры стояли около ее постели. Они были испуганы и печальны. Вид у них был больной. Но школьный доктор заверил его, что девочкам ничего не грозит, и он забрал только Марию… Всю дорогу пока они ехали домой по холмам, то вверх, то вниз, дул ветер. Он держал руки Марии в своих руках, но уже не мог согреть их: маленькие руки были холодны как лед, а тонкие пальчики почти не двигались.

Мария была обречена. Она пролежала в постели около трех месяцев, была слишком слаба и почти ничего не ела. Ее мертвенно бледное заострившееся лицо стало похоже на лицо ребенка. На белом лице блестели большие темные глаза. «Скоро я буду с мамой, и с богом», — утешала она отца.

Он похоронил Марию радом с ее матерью, а через несколько месяцев похоронил там же и Элизабет. Ее, тоже умирающую, привезли из школы. Через две недели отец все-таки забрал домой Шарлотту и Эмили. Как много надежд он возлагал на своих старших дочерей и все напрасно. Теперь они лежали в земле, рядом со своей матерью, а он стоял у ее могилы и просил прощения. И ему казалось, что он видел, как она, обнимая своих дочек, улыбалась ему.

Часть 3. Детство. Маленькие книжки

Теперь у него осталось их четверо: Шарлотта, Бранвелл, Эмили и Энн. Они не будут больше учиться в школе. Пути господни неисповедимы. Он подумал, что бог прогневался на него и поэтому забрал двух его старшеньких. Теперь девочки будут получать домашнее образование, тетушка Элизабет будет учить их. Слава богу, что они не заболели.

Шарлотта, Эмили и Энн были очень способные. На лету схватывая то, чему их учила тетушка, они быстро усвоили основы знания по всем предметам. Но больше всего они любили писать и рисовать. Долгие прогулки по заросшим вереском полям, они проводили в бесконечных разговорах. Они были одни наедине с природой, ветром и птицами. Такие прогулки пошли на пользу их здоровью, они окрепли, и на щеках появился здоровый румянец.

Как-то он подарил им набор игрушечных солдатиков. Они часами играли в них, а потом стали сочинять про них истории. А однажды, когда он зашел в комнату, они что-то спрятали от него. Это были маленькие книжки. Их размер был около 5-6 см, буквы были крошечные, а рисунки миниатюрные. Книжечки были очень красиво оформлены, их было много. Сейчас они хранятся в музее сестер Бронте в Йоркшире. С тех пор они не переставали писать, тогда Шарлотте было 10 лет, а Эмили 8. Их первые истории, которые вы найдете в этих маленьких книжках, были о выдуманных странах. Шарлотта и Бранвелл придумали страну Ангрию, а Эмили и Энн страну Гондэл. Они рисовали карты и города, придумывали истории людей, живущих в них, писали от их имени письма и даже поэмы. Это был мир, в которым они жили.

Часть 4. Юность

Все дети в семье Бронте прекрасно рисовали. Шарлотта предпочитала акварель, Эмили карандаш, а Бранвелл масляные краски.
Когда Бранвеллу исполнилось 14 лет, он нарисовал всех жителей их маленькой деревушки. Жители, без труда узнав себя на полотнах, были восхищены его талантом. Все были уверены, что Бранвелл станет известным художником.

В пятнадцать лет Шарлотта опять пошла в школу. Эта школа была намного лучше, но Шарлотта все равно не любила там находиться. Но она хотела стать гувернанткой, и поэтому ее нужно было получить образование. Она понимала, что для этого надо усердно учиться, и она училась.

Эмили и Энн остались дома и вместе с братом продолжили домашнее обучение. Тетушка Элизабет научила их играть на пианино, и потом Бранвелл стал играть на органе в церкви.
Прогулки двух сестер по холмам продолжались. И теперь у них были собаки! У Энн был Флосси, а собаку Эмили звали Кипер. Это был большой и сильный пес и Эмили почти никогда с ним не расставалась. Казалось, она любила его больше, чем кого-либо вообще. Эмили была трудным ребенком. Она была диковата и ни с кем, кроме членов своей семьи не разговаривала. Когда отец попытался еще раз отправить ее учиться, она закричала, что ненавидит школу, и отец отправил вместо нее младшую сестру Энн.

Зато Бранвелл не был застенчив. Разговорчивый и обаятельный, он быстро завоевывал расположение людей, и все в деревне любили его. Отец вспоминал, как в 1835 году он отправился в Лондон учиться на художника в Королевской Академии. Когда он спускался по холму вниз с котомкой за плечами, вся деревня провожала его глазами, а отец стоял на холме и гордился. Эх, тщеславие, проклятое тщеславие…

Через две недели Бранвелл вернулся домой, весь грязный в порванной одежде. Он заперся в своей комнате и никого не хотел видеть. Он так никому и не рассказал, что с ним случилось.
Потом отец снял для него комнату в Бредфорде, он думал, что там Бранвелл будет рисовать портреты людей и тем самым зарабатывать себе на жизнь. Это было бы очень легко для него. Но Бранвелл не захотел. Потратив все деньги, которые отец дал ему на первое время, он вскоре вернулся в родительский дом.

Настали тяжелые времена, и в довершение всего пришло письмо из школы, в котором говорилось, что Энн заболела. К счастью, отец незамедлительно отправился за ней и успел забрать ее из школы, а заодно и Шарлотту. Энн поправилась. Теперь они снова были вместе в своем маленьком доме: старик-отец, тетушка Элизабет, Шарлотта, Эмили, Энн и Бранвелл. Все было хорошо, но только… надо было на что-то жить.

Часть 5. Поиски себя

Вначале Шарлотта и Энн стали работать гувернантками. Они учили богатых детей в больших красивых домах. Но эта работа не радовала их. Дома они всегда были веселы и разговорчивы, а вне дома становились тихими и грустными. Бранвелл хотел быть писателем, но, в конце концов, нашел себе работу продавца железнодорожных билетов на станции и … покинул родительский дом. Теперь его часто видели в деревенском пабе, он сидел за столиком и разговаривал.

Но вот однажды у сестер родилась идея. А что, если организовать школу для девочек. О, они-то понимали, какой должна быть хорошая школа. Так как денег на то, чтобы арендовать помещение, у них не было, они решили, что обучение будет проходить в одной из комнат их собственного дома. Но вначале, нужно было подучить французский язык. Ведь они должны были стать самыми лучшими учителями. Иначе, кто будет отправлять детей в ничем непримечательный Хаворт.

Тетушка Елизавета отдала девочкам свои последние сбережения, чтобы Шарлотта и Эмили смогли отправиться в Брюссель учить французский язык. Вначале все шло хорошо. Из Брюсселя приходили письма, и отец снова был рад успехам своих дочерей. Но вот неожиданно умерла тетушка Елизавета. Так как Энн продолжала работать гувернанткой, хозяйство вести стало некому. Эмили заявила, что она готова вернуться, что ей не нравится Брюссель, и она лучше будет помогать по дому и ухаживать за старым больным отцом, чем учиться в школе. И она вернулась.

Все-таки странная она была девушка, Эмили. Она была самой высокой среди сестер и самая сильная. Обществу людей она предпочитала одинокие прогулки по холмам с Кипером. Она часто разговаривала сама с собой или пела, или писала что-то, запершись в своей комнате.
Шарлотта вернулась из Брюсселя через год, грустная. Она часто писала кому-то письма на французском языке, но в ответ писем не было. Позже Шарлотта Бронте напишет свой роман «Учитель» , в котором расскажет о том, что произошло с ней в Бельгии.

Но надо было действовать, ведь они уже были готовы. Шарлотта дала объявление в несколько газет, о том, что в Хаворте открывается школа-пансион для юных леди. В расписании уроков были такие предметы: письмо, арифметика, история, география, французский, немецкий, латинский, музыка, рисование, вышивание, обучение игре на пианино. Также объявления-приглашения были разосланы всем друзьям и знакомым. Они стали ждать своих первых учениц. Но никто не приехал…

Шарлотта давала объявления еще несколько раз, но все напрасно. И они стали терять надежду. Бранвелл стал еще больше пить. К тому же, у него была несчастная любовь, и он все больше и больше превращался в животное. Потом он вымарал себя на семейном портрете.

Часть 6. Успех

Потом в дом стали приходить странные посылки, адресованные Каррер Белл. Отец каждый раз отправлял их обратно, говоря, почтальону, что это ошибка. Однажды дверь почтальону открыла Шарлотта, она взяла посылку, сказав, что это ее друг.

А вскоре оказалось, что Каррер Белл – это псевдоним Шарлотты и что она … пишет книги. Она отправляла их издателям, но они приходили обратно, но вот однажды вечером Шарлотта вошла к отцу в комнату, вся светясь от счастья. В руках она держала книгу. «Вот прочти, папа»,- сказала она отцу. –« Я не платила деньги, чтобы издать эту книгу. Издатели сами заплатили мне, а вот что пишут про нее в журналах». И она протянула ему несколько известных журналов, в которых были написаны длинные похвальные статьи о книге «Джейн Эйр» , автором которой был Каррер Белл.

Отец читал всю ночь эту книгу о маленькой девочке Джейн, об ужасной школе, об ее подруге, которая умерла и так напомнила ему его старшую дочь Марию. И в глазах его были слезы. Это была прекрасная книга.

Энн и Эмили тоже написали книги. Их псевдонимы были Эктон Белл и Эллис Белл и издатели уже были более благосклонны к «братьям» писателя, написавшего «Джейн Эйр». Книги были изданы в один и тот же год. Книга, которую написала Энн Бронте, называлась «Агнесс Грей» . В ней рассказывалось о судьбе девушке-гувернантке и, прочитав ее, отец узнал, как несчастлива была его младшая дочь. А книга Эмили, которая называлась «Грозовой перевал» , была о любви… о страстной и дикой любви. О любви, которая не могла быть счастливой изначально, ибо дети, в сердцах которых она зародилась, уже были отмечены особой метой. И были обречены соединиться только на небесах.

Часть 7. Смерть

Бранвелл умер первым. Это случилось в сентябре 1848 года. Из горла у него пошла кровь, и он упал на пол.

Все члены семьи Бронте страдали от наследственной болезни – туберкулеза, которая передалась им, видимо, по материнской линии и была усугублена проживанием в болотистом Йоркшире.


Они похоронили его на кладбище в той же могиле, где упокоились его мать и две старшие сестры. Тот вечер был холодный и дождливый, опять дул пронзительный ветер и опавшие листья жалобно шуршали пол ногами. После кладбища Эмили не пошла вместе со всеми домой, она еще долго бродила под дождем с собакой и вернулась вся промокшая насквозь. Спустя несколько дней она тяжело заболела. Она отказалась вызвать врача, и принимать какие-либо лекарства. Симптомы болезни были схожи с болезнью Бранвелла. Ее было тяжело дышать, она сильно кашляла и на платке была кровь. Она умерла в 1848 году через несколько месяцев после смерти брата. Долгие недели Кипер лежал возле ее комнаты и протяжно выл…

Но беда не приходит одна. Вскоре заболела Энн, но в отличие от Эмили, она, будучи благоразумной, принимала лекарства и делала все, что говорили ее доктора. Но ничего не помогало. Ее становилось все труднее дышать, и на носовом платке была кровь. Наступила весна и она сказала, что очень хочет поехать к морю, ведь там так тепло весной. Доктора не советовали ехать, но в мае Шарлотта повезла Энн в Йорк. Увидев величественный Йоркский Собор (York Minster), Энн была поражена: «Если люди смогли построить такой храм на земли, то каков же дом божий на небе».

Вскоре отцу пришло письмо от Шарлотты из Скарбурга: «Двадцать шестого мая Энн каталась на ослике на пляже. Она была очень счастлива. Мы сходили в церковь, а потом долго сидели на берегу моря, наслаждаясь теплым вечером, и смотрели на воду». Двадцать восьмого мая Энн Бронте стало хуже и в два часа дня она умерла. Ее похоронили на кладбище Св. Марии с видом на море. Энн было всего двадцать девять лет. Незадолго до смерти она написала еще одну книгу «Незнакомка из Уайт-холла» , о женщине, которая покинула своего жестокого мужа. Она не хотела умирать, еще так много идей было у нее в голове, еще так много книг она могла написать…

Часть 8. Пока живая

Когда Шарлотта вернулась домой, собаки радостно залаяли. Возможно, они ожидали, что и Эмили, и Энн тоже войдут следом. Но Шарлотта была одна, самая маленькая, обычная, совсем не сильная, не красивая, и даже не странная, она вернулась домой, его последняя дочь, и ее предстояло быть самой знаменитой.

Шарлотта написала еще две книги: роман «Шерли», о сильной духом женщине, похожую на ее сестру Эмили, и «Городок» , о любви между ученицей и ее учителем. Но ее книга «Джейн Эйр» была самой известной, все в Англии говорили о ней, все хотели почитать ее. Теперь Шарлотта часто ездила в Лондон и встречалась с известными писателями, но она никогда не оставалась там надолго. Тихий дом в Хаворте было ее любимым местом.

И она обрела там счастье. Она вышла замуж за Артура Николса и уже готовилась стать матерью, когда вдруг заболела. Было Рождество 1854 года. Ее любящий муж нежно ухаживал за ней, но ее становилось все хуже и хуже, и 31 марта 1855 года Шарлотта Бронте умерла. Ее последние слова были: «Боже, ведь я не умру. Пожалуйста, не отнимай меня у Артура сейчас, ведь мы так счастливы вместе».

Послесловие

Вот такая жизнь была у сестер Бронте. Их книги автобиографичны, поэтому прочитайте их, и вы узнаете об их жизни намного больше, чем из этой статьи, навеянной мотивами книги «История сестер Бронте» Тима Викари.




Top