Щекавица — гора неразгаданных тайн. Киев

Глава 20

Щекавица

Щекавице повезло. Её несколько раз упомянули в древней летописи - то относительно живущего на ней Щека, то как о месте захоронения Вещего Олега. И само название Щекавицы, искажаясь в Скавику, Шкавику, Щкавицу, дошло до наших дней да вернулось к Щекавице - и никому в голову не придет перенести ея на другую гору.

Щекавица лежит к северо-западу напротив Замковой, и на север от Кудрявца. Между ними протекала речка Глубочица.

Начинаясь холмом к западу от Житнего рынка, Щекавица расползается в сторону Кирилловских высот на северо-запад к «новой» Юрковице (прежней Лысой), и на запад в сторону Лу-кьяновки, причем там уже трудно определить, где Щекавица заканчивается. В 21 веке гора стала борзо застраиваться многоквартирными и частными домами-теремами. Беспощадно сносят старые домики. Склоны попросту срывают и «укрепляют». По горе проходят две основные улицы - Олеговская (с 18 века до 1869 года Погребальная) и Лукьяновская, названная так потому, что идет к Лукьяновке. А Олеговская по имени Вещего Олега.

В 19-20 века веках были на Щекавице и прочие улицы, например Черный яр. Жила память об урочищах: Волчий яр (западнее старообрядческого кладбища), Чмилев яр.

Сложно дать описание Щекавицы на 2014 год. Гора застыла в ожидании изменений, которые навсегда изменят её облик. Это уже случилось на отрогах вдоль оврага Глубочицы, где от стройки вечной склоны калечные.

Но есть и уснувшие уголки. Среди зеленого пустыря -битый кирпич, остатки фундаментов. Разрезанный пополам отрог на Лукьяновской улице, в нем - следы древней печи. Заброшенная строительная площадка. Странные огражденные участки. Бывшая вышка-глушилка, ныне передающая FM-станции, нависает над всем. Выше неба!

От улицы Нижний Вал на холм лезет Олеговская улица, между новостроек и уцелевших старинных домиков, украшенных деревянной резьбой. Справа на пригорке, на прямоугольном охраняемом пространстве - вышка, посторонним ход заказан. Улица поворачивает то направо, то влево. Название навевает вопрос - где же именно была Олегова могила?

Этого я коснусь в другой части книги, отдельно про Воль-гу. Пока же вспомним утверждение Повести временных лет о Вещем Олеге: «и погребоша и на горе, иже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словёт могила Олгова».

Невесть с чего наши современники иногда пишут, что змея укусила Олега здесь же, на горе. Но летописный Олег поехал «в поле», чтобы поглядеть на кости коня своего. Потом его укусила змея, он болел, затем его похоронили на Щекавице. В списках, гору называют также «Сщековища», «Щоковика». А в 19 веке в народе говорили просто Скавика.

Название «Олгова» встречается в летописи порой отдельно от Щекавицы. Вот Ипатьевский список, распря между Изяс-лавом Мстиславичем и Гюрги (Юрием Долгоруким) за Киев в 1151 году:

Вячьслав же, Изяслав и Ростислав повелеша Володимиру поити с Берендеи, и с вежами и с стады их пойти ко Олгове, и сташа мьжи дебрьми от Олговы оли (даже) и в огород святаго Иоана, а семо (сюда, здесь) оли до Щковице.

Вячьслав, Изяслав и Ростислав повелели Владимиру пойти с берендеями к Олгове. И Владимир с берендеями стали между дебрями от Олговы да в ограде церкви святого Иоана, и до Щковицы.

Тут ясно разделяются местности - Олгова и Щекавица. В летописях князья часто ездят к именно Олговой могиле, а Щекавица вот упомянута, кроме захоронения Олега и места жительства Щека, только в приведенном куске про берендеев.

Если моё толкование верно, речь идет о двух смежных местностях, Щекавице и Олгове могиле. Возможно, одна часть горы называлась Щекавицей, а другая - Олгова могила. Хотя Нестор пишет, что Олгова могила находится на Щекавице. Но Лашкарев в 19 веке сам слышал, как Ольговой могилой именовали мыс над Вознесенским спуском на Кудрявце.

О церкви святого Иоанна, за год 1121 летопись сообщает: «Того же лета заложи церкви святаго Ивана в Копырев Конци». Закревский, принимая эту церковь за ту же, про кою говорилось касательно берендеев, делает вывод - местность Копырев Конец тоже находился на Щекавице.

Очень возможно. Но вероятно и что было две разные церкви, посвященные одному святому, либо церковь перенесли из Копырева конца на Олгову. Замечу еще, что летопись упоминает сей храм с привязкой к двум местам - Олгове и Копыреву концу, не к Щекавице. В истории затерялась дальнейшая судьба этого сооружения.

Киевский епископ Иосиф Верещинский в конце 16 века, желая затеять стройку века и заодно расширить владения доминиканов, написал к депутатам сейма обращение «Способ заселения Нового Киева и обороны бывшей столицы киевского княжества от всякой опасности без обременения его величества короля и без затрат для короны польской, объясненный господам послам будущего краковского сейма». Его перевод напечатали в мартовском нумере «Киевской старины» за 1894 год.

Там мы находим важнейшие сведения про то, что Верещинский был очевидцем двух «кремлей» - одного на Щекавице, другого на противоположной горе, и что на Щекавице обитали иудеи. Значит, летописное урочище «Жиды» и есть Щекавица. Вначале епископ опровергает расхожее тогда мнение, что Киев прежде был Троей, затем рисует картины запустения города (в развалинах Софии, например, пасутся свиньи), и далее сообщает:

К тому же Киев имел собственных земель пространством более, чем на 50 польских миль, и два

стольных кремля, расположенных друг против друга и принадлежавших двум родным братьям, Кию и Щеку. Они и теперь еще стоят пустыми, окруженными огромными земляными валами.

Валы эти, если бы нанимать грабарей, с большой натяжкой едва ли можно было бы насыпать за 500,000 червонцев.

Один из этих двух пустых кремлей захватывает такое пространство, какое - краковские стены со всем своим замком. Этот киевский старинный кремль, запущенный еще до тех пор, как началось процветание киевской столицы, имеет валы такой высоты, как костел св. Станислава в краковском замке.

Что касается другого кремля, который и теперь еще стоит, то всегда после его разрушения еще во времена язычества, и после смерти бездетного упомянутого выше Щека, родного брата Кия, он был заселен жидами.

С введением христианства, по убеждению апостола Киевского св. Яцк они были изгнаны оттуда, так как замучили для своих жидовских суеверий христианское дитя, а их местожительство вместе с упомянутым кремлем отдано было польскими королями кафедре киевского бискупств .

Этот кремль и теперь называется жидовским городом; он разделен в середине на две половины двумя огромными валами, а вокруг обсыпан также огромным валом вышиною, как костел св. Станислава в краковском замке; ширина и длина его, как Стра-до между Краковом и Казимиром.

Необходимо подумать, чтобы эти два огромных опустелых старинных кремля могли заселиться людьми без всяких расходов для Его Величества Короля и без обременения для республики; чтобы эти люди охраняли огромные валы от пограничных неприятелей и защищали почтенную столицу от различных опасностей, а особенно от князя московского.

К тому же следует укрепить и теперешний замок, который расположен на довольно высоком холме; холм под теперешним замком, наполовину изгнившим, имеет сам по себе высоту краковской ратуши, а по ширине и длине он соответствует краковскому замку со всем его пригородом.

Вот этот-то теперешний замок на вышеупомянутом холме, по природе высоком, должен быть возобновлен, но своим порядком должно быть устроено поселение на месте прежнего княжеского двора, на том роскошном холме, где князь киевский, названный Кием, имел свои великолепные палаты.

Другая гора от природы высока, похожа на упомянутую Киеву гору и не уступает ей по ширине и длине. Эти две горы, как брат с сестрой, стоят на расстоянии друг от друга, какое занимает краковский рынок. Вторая гора называется бискупской горой или Щекавицей, от князя Щека, родного брата князя Кия. На этой горе он имел свой особый двор, очень роскошный, от которого теперь нет и признаков. Гора эта должна быть обращена в бискупский замок для его кафедры, так как она не может быть застроена никак именно, кроме самого Его Величества Короля или киевского бискуп . Эти две горы, равные высотой, если будут укреплены стеной и строениями, то будут служить одна другой опорой в годину опасности от неприятеля Короны Польской.

Теперь остановимся и рассудим. Можно сказать, что по разные стороны напротив Щекавицы лежат три горы. Это Юрковица (Лысая), Замковая и Кудрявец. На одной из них, по словам бискупа, был кремль Кия. Замковую исключаем, поскольку Верещинский говорит о ней, как об отдельной горе, не той, где расположен «кремль» Кия.

Значит, выбор сводится к двум вариантам - Кудрявец и Юрковица-Лысая. Первый в протяженности напротив Щекавицы не больно крут и неприступен, чтобы служить естественной крепостью. Да и не приходит в голову сравнить Кудрявец и Щекавицу с братом да сестрой.

А ведь я уже писал, что град Кия находился на горе Лысой («новой» Юрковице) к северу от Щекавицы. Напишу и еще, далее, в части про Кирилловские высоты. Всё сходится - даже про валы!

Но всему своё время - продолжим гулять по Щекавице.

Во время, когда бискуп Верещинский желал расширения владений, и когда Киев был под Литвой да Польшей, Щека-вица впервые после летописей появляется в источниках, а именно в земельных документах как местность, где расположены пахотные нивы и пастбища. На южной стороне горы, напротив Киселевки, в 16 веке зеленел виноградник.

В 1619 году Сигизмунд III жалует Щекавицу, по их челобитью, киевским мещанам на «осаживание людей», дабы гора населялась и город расширялся. Границы передаваемого «грунтика» определяются так:

гору Щекавицу, з ея принадлежностями, почавши от Юркового ставка, потом в гору Щекавицу, от Оболонья отираючися о грунт, о дом и острог бис-купий, в конец гребли; а от конца гребли в ставок в долину Кудрявец, до самого конца Кудравца, а от конца Кудравца просто чрез дуброву до борку Свято-шицкого, по дорогу, которая идет з Белгородки до Киева, а дорогою идучи до Киева, пришовши к концу долины Юркова ставка, в долине Юрков ставок, откуда началась граница

В 1770 году в Киев пришла чума. На верху Щекавицы начали спешно хоронить подольских умерших, равно как и просто во дворах, близ жилья. Как раньше, при добрых царях, с чумой боролись? В основном - окружали район войсками и никого оттуда не выпускали. Так люди и умирали семьями. Кого-то вывозили в карантин на Труханов остров, и там здоровые соседствовали с больными. Обычно дома, куда заглянула чума, сжигались. Но Подол был столь тесно застроен, что сжечь там один дом значило бы распалить пожар повсюду. Когда чума перебралась в другие районы, включая верхний город и даже Зверинец, не пострадали одни лишь монахи Михайловского монастыря - они попросту заперлись за его стенами и никого не впускали. Между тем как в соседней Софии усопли 50 монахов и 70 певчих.

Спустя два года на Щекавице разрешили хоронить уже официально. Далее, в 1782-м, там появилась церковь Всех Святых. Примерно на ее месте сейчас - вышка. В свое время церковь эту зарисовал приятель Тараса Шевченко, художник Михаил Сажин:

А вот скорее всего оконечность улицы Лукьяновской, либо чуть выше, севернее, поворот Олеговской. Прямо по курсу церковь Воздвиженья у подножия Киселевки:


Кладбище росло, принимая тех, про кого мы не видим память, и тех, чей труд сохранился - например, архитектора Андрея Меленского. Он спроектировал колонну Магдебург-скому праву, церковь-ротонду на Аскольдовой могиле, Кресто-воздвиженскую церковь возле Киселевки, Николу Доброго и многое другое. Сам Меленский жил на Подоле, и последний дом его, принадлежащий супруге Меленского, до сих пор стоит на улице Хоревой, под номером 11/13 - это через дорогу от церкви Николы Притиска, около северо-восточного ея угла.

В 1900 году кладбище закрыли, но в советское время на уцелевшей части кладбища, той, что была старообрядческой, снова хоронили, в частности у входа есть братская могила времен Великой Отечественной войны.

Примечательна могила юродивого Ивана Босого (Иван Иванович Расторгуев, 1800-1849) . Сведения о нем находим у Закревского ]:

Очевидцы сообщают о нем следующее: Около 1844 г. в двух-этажном доме, составляющем часть фундамента Андреевской церкви, жил некто Иван Босый, уроженец города Зарайска, названный так потому, что ни в какое время года не носил обуви, и в самые лютые морозы его видели босым на улицах Киевских. Жизнь свою он посвящал непрестанной молитве и сбору подаяний, употребляя их на содержание в Андреевском доме странников, число которых иногда достигало до двух сот человек. Узнав от бывавших в Киеве поклонниках (то бишь паломников - прим. Семилетов) об этих подвигах благочестия Ивана Босаго,

Русь часто слала ему издалека разные приношения и много помогал ему также бывший Киевский губернатор И. И. Фундуклей, оставивший по себе в Киеве память учреждение женской гимназии. Этим только может быть объяснено, как мог Босый, без всяких собственных средств, содержать множество поклонников, сменяющихся одни другими. Когда он умер, то оказалось, что Босый носил многовесныя железныя вериги, с которыми его и похоронили на горе Щекавице, с большим торжеством. За гробом его шли тысячи народа и слышен был плач многих беспомощных, лишившихся в нем своем подпоры.

Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) - Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора);
далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, - Юрковица (Иорданские высоты).

Не вызывает сомнений в том, что так она называлась уже в эпоху Мономаха, так её именовали в 18 веке, так она называется и нынешнее время.

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева - Щека. Возле подножия горы размещены славянские захоронения дохристианского периода 8-9 столетий.

На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег: «И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год). К горе ведёт улица, которая ныне называется Олеговской.

В 1619 году историческая местность над Подолом гора Щекавица была передана мещанам для поселения.

Наверное, нет в Киеве места более загадочного и до конца не изученного, чем гора Щекавица, расположенная над плоской частью Подола.

В народе ее называют еще Олеговкой или Лысой горой (кстати, всего в Киеве пять Лысых гор).

Владимир Иванович Даль утверждал, что здесь собирались ведьмы со всех концов Российской империи для проведения шабашей и сбора магических трав.

Еще одна загадка горы — предполагаемая могила воспетого Пушкиным Вещего Олега. Считается, что именно здесь в 912 г. был похоронен киевский князь Олег, который умер якобы от укуса змеи, выползшей из черепа его боевого коня. Утверждают, что сам А.С.Пушкин долго ходил по горе, разыскивая могилу князя. Некоторые историки и ученые, изучив топографию старого Киева, согласились с тем, что могила Олега находится в том месте, где расположена старая обсерватория.

Гора Щекавица упоминается также в летописи 1151 года в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев. Уже в 12 веке, как свидетельствует летописная статья 1182 года, на горе стояла каменная церковь, и во время избрания игумена Печерского монастыря посылали сюда послов за священником Василием. Известно, что в 15веке здесь был построен Киевский замок.

В конце 19 веке гора Щекавица становится городским кладбищем, на котором в 1782 г. построена церковь Всех Святых. Здесь похоронены композитор А.Ведель, первый городской архитектор А.Меленский, архитектор В.Иконников. Сначала это было городское кладбище для жителей Подола, чьи жизни унесла эпидемия холеры 1771-72 гг. Затем здесь стали хоронить членов магистрата, богатых мещан, знаменитых горожан. С давних пор на горе находятся также кладбища мусульман и староверов.

В настоящее время на Щекавице мирно уживаются мечеть, протестанская и православная церкви. Кстати, генеральный план реконструкции Киева 1935 года предполагал устройство на этом скорбном месте развлекательного парка!

Щекавица. Что первое приходит на ум при этом слове? Легендарные основатели Киева. А еще - князь Олег-прорицатель, который якобы был похоронен на горе Щекавица. Легенды, покрытые пеплом времени. Если сегодня посмотреть на этот холм с Подола, увидишь только современные богатые коттеджи-крепости, радиобашню, воинскую часть и недавно построенную мечеть. Вот, кажется, и вся Щекавица. Вся, да не вся. История места не ограничивается тем, что мы видим сейчас, как нас пытаются убедить в этом люди, привыкшие мерить все и всех деньгами и имуществом. История - это свидетельство о событиях, произошедших здесь, аура места - нечто далекое от материальных благ современности. Это нельзя приватизировать, это можно продавать только как туристическую достопримечательность, но это очень дорого стоит и не в состоянии сразу «отбить» потраченные средства. Поэтому выгоднее просто застроить «ничью» территорию, не говоря о каких-то там местных легендах.
Но Щекавица - это не просто легенда, хотя и легендарного здесь предостаточно. Щекавица (Скавика), или же Олегова гора (максимальная высота - 172,2 метра над уровнем Днепра), имеет историю, которая выходит далеко за хронологические пределы города Киева. Между этой горой и соседней Юрковицей (возможно, легендарной Хоревицей) обнаружено большое количество археологических стоянок и поселений, начиная от палеолита и заканчивая раннеславянскими кладами римских монет. Подавляющее большинство этих находок связано со строительством кирпичного и пивного заводов под Щекавицей, а не с планомерными археологическими раскопками. Знаменитый археолог Михаил Брайчевский писал: «К сожалению, неизвестным пока остается время начального заселения Щекавицы - на этой горе никогда не проводились специальные археологические исследования, а древние вещи из случайных находок датируются VII в. н.э.». Он предполагал здесь существование поселения времен зарубинецкой культуры, то есть рубежа новой эры.
Следующий этап в исторической жизни местности - самый известный и легендарнейший. В «Повести временных лет» Щекавица упоминается как гора, на которой «сидел» Щек, один из трех братьев - основателей Киева. По мнению подавляющего большинства современных историков, и Щек, и Хорив, в отличие от реального Кия - это топонимические персонажи легенды, появившиеся для придания сакральности основанию города. Сравните, например, другие легендарные тройки: Рюрик, Синеус, Трувор (основатели династии Рюриковичей) Рус, Чех, Лях (основатели Польского государства) Рош, Мешех, Фувал (библейские прародители восточнославянских народов).
Есть несколько гипотез, объясняющих это название. Одни историки выводят объяснения из славянского слова «щека» - крутобокий, крутой берег реки. Другие - от слова «щекот», «щек» - соловей. Третьи трактуют через вариант названия Скавика от греческого «скафос» - овраг, пропасть. Но если уж имя сестры братьев - Лыбеди (а также название притока Днепра) связано с пребыванием на этих территориях венгерских племен и их легендарной страной Лебедия, то, вероятно, имя Щека надо искать не в славянских или греческом языке, а в языках народов, которые прокатывались Надднепрянщиной в начале первого тысячелетия новой эры.
Раскритикована современными историками гипотеза о том, что на Щекавице находился Данпртштадир - столица готского государства Германариха (IV в.), так никем и не опровергнута полностью из-за отсутствия археологической карты горы. «Сидел» ли на горе кто-то, тоже непонятно. То есть, был ли там расположен раннеславянских замок, как «городок Кия» в районе Десятинной церкви, неясно, но уже в период Киевской Руси, то есть через 300-400 лет, - это одно из заселенных предместий столицы великой державы.
На Щекавице в 912 году был похоронен первый киевский Рюрикович - вещий князь Олег. Так нам говорят традиция и «Повесть временных лет». За тысячу лет, прошедших с того события, кому только из путешественников не показывали киевляне «тот самый курган на Щекавице», кто только не искал знаменитую могилу на той горе. Пушкин, Максимович, Лохвицкий, Закревский. Педантичный краевед Лаврентий Похилевич нашел даже две «могилы» Олега, к которым водили экскурсии до 50-х годов XIX века. Улица Олеговская, проходящая мимо горы, образовалась на месте тропы, которой водили к «могиле» экскурсантов.
Были ли срыты «могилы» Олега во время других захоронений на Щекавице уже в XIX веке, существовал ли курган над могилой все это время, или вообще был там похоронен варяжский вождь - точно неизвестно, но археологические раскопки 1995 года на очень небольшой территории на горе подтвердили существование здесь кладбища, датируемого Х-ХIII веками. В 1121 году в районе Щекавицы была построена церковь святого Иоанна, в 1183 году священник этой церкви «поп Василий» был избран игуменом Печерского монастыря. А во время раскопок в 1980 году были найдены остатки каменного фундамента, вероятно, именно этого храма по нынешнему адресу ул. Олеговская, 41.
В 1146 году сведения о Щекавице появляются в связи с предательством здесь, на горе, киевских полков великого князя Игоря Олеговича в пользу внука Мономаха Изяслава Мстиславича (княжил в 1146-1154 годах). В 1150 году князь Георгий Владимирович Суздальский (известный больше как Юрий Долгорукий) через Дорожич (современные Дорогожичи) и Олегову могилу (Щекавицу) вошел в Киев, брошенный князем Изяславом. В следующем году Изяслав отвоевал Киев, пройдя с полками снова через Щекавицу. А в 1161 году здесь находились полки Святослава Всеволодовича Черниговского, союзника великого князя Киевского Ростислава-Михаила Мстиславича.
Итак, гора была достаточно заселена, чтобы вместить отряды союзников, а к тому же Щекавица прикрывала подступы к Киеву со стороны Дорожичей, поэтому вполне возможно, что имела какое-то укрепление, как говорит Лаврентьевская летопись об этом - «теремец». В 1169 году войска Мстислава Андреевича, сына Андрея Суздальского Боголюбского, с союзниками пройдя через Щекавицу, осадили Киев, а после трех дней осады впервые в истории взяли столицу штурмом и позорно ограбили ее, после чего Киев потерял первенство среди «городов русских».
Заселенность Щекавицы прерывается после монгольского нашествия. Что происходило на самом верху, мы не знаем, но под горой во время строительства пивоваренного завода в 1873 году был найден склеп с 400 скелетами времен опустошения Киева Менгли-Гиреем (середина XIII века), а в ХХ столетии неподалеку - захоронение с более чем тысячей черепов. В XIV веке Щекавица принадлежала к созданному на соседней горе Киевскому замку. С военной точки зрения здесь должна была быть создана укрепленная позиция, поскольку гора является ключом к Подолу, и ее захват гарантировал доступ к этой части города, где концентрировалась его хозяйственная жизнь, особенно в Литовский период. В 1543 и 1548 годах при Ревизии Киевского замка на горе выращивали пшеницу и кое-где виноград.
В 1581 году киевский воевода князь Константин Острожский передал земли Щекавицы храму Успения Пресвятой Богородицы. В 1604 году эти земли были переданы католическому епископу Киева - бискупу. У подножия Щекавицы (там, где сейчас автовокзал) даже был бискупский двор, а гора называлась Бискупской. В 1619 году король Сигизмунд III своей грамотой передал эти земли подольским мещанам для переселения из затопляемых Днепром кварталов Подола.
Во времена Руины в 1658 году брат гетмана Ивана Выговского Даниил с полками подошел к Киеву, занял позицию на Щекавице и дал бой русским войскам боярина Шереметьева. Бой казацко-татарские войска проиграли с большими потерями. Однако ни разу укрепления горы не были взяты. Но бурные события Руины нанесли непоправимый вред Щекавице. Только заселенная подолянами, она снова была опустошена, обезлюднена, заброшена, лишь под горой начали ставить кирпичные заводики и винодельни для переработки винограда. Гора стала местом прогулок и представлений. Здесь, на Щекавице, в 1705 году студенты Киево-Могилянской академии разыграли известную трагикомедию авторства ректора Феофана Прокоповича «Владимир».
В 1770 году в Киев из Молдавии и Польши была занесена «моровая зараза». Тогда за четыре месяца в городе умерли до 8 тысяч горожан. Стало ясно, что старую традицию хоронить покойников на территории вокруг церквей надо менять. Поэтому в 1772 году территория Щекавицы была выбрана под кладбище для подолян. За 150 лет существования это кладбище стало последним пристанищем для многих известных киевлян: семьи Балабух, Горшкевичей, Максимовичей, Лакерд, Григоровичей.
Здесь похоронены писатель, поэт Константин Думитрашко; исследователь Киева, выдающийся историк Владимир Иконников; архитектор Андрей Меленский; выдающийся композитор Артемий Ведель; историк, археолог, церковный деятель Петр Лебединцев; языковед Константин Михальчук; писатель Иван Некрашевич; писатель-юморист, этнограф Петр Раевский; писатель, министр правительства УНР Петр Стебницкий; литературовед, языковед Михаил Тулов. Поскольку кладбище было рассчитано на всех подолян, оно было многоконфессиональным. Сохранились некоторые из захоронений мусульман и старообрядцев.
На кладбище в 1782-1786 годах на пожертвования горожан был возведен храм Всех святых. Возможно, это было последнее творение Ивана Григоровича-Барского. Трехдельное однокупольное сооружение было выдержано в духе «елизаветинского рококо». Купель своей формой повторяла купель Андреевской церкви. В 1809 году, после удара молнии, храм отремонтировали. Тогда же над притвором была надстроена псевдоготическая колокольня. В 1857 году на средства, собранные подпиской, был пристроен с севера теплый придел во имя св. Марии Магдалины, вся церковь обновлена, позолочен иконостас. В притворе церкви хранился интересный портрет Саввы Туптало (возможно, прижизненный), а также кость из скелета некоего ископаемого животного.
В 1870-х годах в церковь передали на хранение медное изображение архангела Михаила, которое когда-то украшало ратушу (потом передано в городской музей, ныне - в коллекции Музея истории Киева). В 1914 году на средства церковного старосты Григория Булавы был сооружен новый иконостас «под мрамор» вместо старого, испорченного грибком. В 1935 году президиум горсовета решил закрыть церковь, строительной конторе благоустройства города поручено в течение месяца разобрать храм, что и было сделано. До сих пор сохранился кирпичный дом причта на ул. Щекавицкой, 32-б. Уже после официального закрытия кладбища в старообрядческой части продолжались захоронения. Многие надгробия датированы периодом 1943-1945 годов, есть даже воинское захоронение. Последнее захоронение датируется 1951 годом.
В 1947-1988 годах, во время технологического противостояния и «холодной войны», гора стала недоступной для киевлян. Прогулка туда могла привести к знакомству со «следственными органами». На месте храма Всех святых и древнейшей части кладбища в 1951 году была построена радиобашня высотой 136 метров и плюс еще 180 метров над уровнем моря. Это была одна из многих «глушилок», которые сыграли не последнюю роль в ходе «войны за умы советских людей». Работали эти башни до 1988 года. С 1993 года - как радиоцентр и башня мобильных операторов.
В 70-х годах котловина между Щекавицей и Татаркой с Юрковицей была застроена типовыми девятиэтажками, но подступы к «объекту» оставались пустыми. Теперь времена изменились, и наступление на Щекавицу началось снова. В 1998 году мусульманская община получила разрешение у Президента Украины Леонида Кучмы на строительство мечети возле небольшого кладбища единоверцев. Отделочные работы в мечети все еще продолжаются. На склоне Щекавицы разместилась также баптистская молельня и центр адвентистов седьмого дня. Их здания фундаментальные, выполнены умелыми архитекторами и мастерски вписаны в склоны горы. Но это только фасад. Среди оврагов и зарослей уже прячутся на Щекавице несколько новых «домиков».
Напротив мечети полным ходом идет масштабное строительство коттеджей. Судя по всему, оно только начало разворачиваться. А в 100 метрах от фундамента церкви XII века продолжается строительство многоэтажного дома, для сооружения которого была изрыта экскаваторами часть смотровой кургана. С другой стороны курган срыт уже наполовину. Это тот самый карьер, рыть который власть вынуждена была прекратить «пока что». В то же время через тридцать метров за холмом, но с другой стороны, строительство продолжается. В целом Щекавица так и манит знакомиться со своими загадками, а также защитить ее от современных варваров.

Сложно ли попасть в необычные места там, где живёшь и гуляешь уже пятый год?

Оказывается, нет. Стоит лишь отклониться от привычного осеннего маршрута на Подол через Багговутовскую и Нижнеюрковскую чуть в сторону - мимо Макариевского храма уйти вправо, по ступенькам

на Лукъяновскую улицу.

Там сквозь панельные девятиэтажки простреливают позолотой купола Свято-Покровского женского монастыря.

приоткрыты ворота Старообрядческого (или Щекавицкого) кладбища.

В прошлое воскресенье мы бродили по дорожкам, тропинкам, зарослям, знакомясь с местом, но ничего не зная о его истории...
Просто фиксировали какие-то моменты, удивлялись, задавали себе вопросы и часто не находили ответов.
Теперь буду пытаться их найти (Google мне в помощь:).

Что увидели, рассмотрели.
Все могилы в этом некрополе - не позже середины сороковых годов. Много - времени освобождения Киева.

А самые ранние, из сохранившихся и увиденных, - датируются началом XIX века.

Хотя, встретилось одно позднее захоронение 2016 года. Мать (наверное всё-таки мать), нашедшая здесь покой ещё в 20-е годы, приняла к себе 99-летнюю дочь, рождённую в 1917. За это время прошла череда людей, властей, эпох. И вот жизнерадостное, совсем не старушечье, лицо на цветной фотографии на надгробии рядом с серьёзным, чёрно-белым, - матери. Близкие люди, разминувшиеся почти на век...

Могилы с фотографиями здесь, всё же, редкость. Кладбище очень запущенное, мёртвое беспамятством. Надгробия, видно, собраны из разрушенных, поставлены на чужие или свои, но покорёженные, отбитые основания.

В то же время, есть ухоженные могилы начала прошлого века.

Вот эта могила выглядела одной из самых посещаемых. Что поразило - при том, что на самом кладбище мы никого не встретили, кто-то совсем недавно зажёг здесь лампадки. И оставил горсть монет.

Здесь покоился некто Иван Расторгуев, именуемый Босым... Может, какой-то юродивый? Мы строили версии и, как оказалось впоследствии, не ошиблись.

Отдельно озадачила группка крестов с рушниками и козырьками.

И нечто похожее на церковный аналой напротив них.

Ещё дальше, но на этой же окраинной площадке, ещё одно надгробие


с необычной эпитафией человеку "не желавшему в мире жить и пользоваться жизнью..."
Наложил ли он на себя руки? И могли ли здесь, в пределах кладбища, похоронить самоубийцу. Ответа на этот вопрос не нашли.

Тропинки с кладбища выводят на пагорбы Щекавицы.
А там - весь Киев на ладони.

(Теперь узнала, что стоит ещё найти находящуюся за узким проходом между гаражами домов 42 и 44 Олеговской улицы щекавицкую «площадку на 270 градусов». Отсюда в хорошую погоду видна огромная часть столицы: от Ветряных гор до Подола и Левый берег.)

Место, с какой стороны ни возьми, - историческое.
"...Гора Щекавица упоминается уже в 1151 году в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев...
Название «Щекавица» традиционно связывают с тем, что на ней «сидел» (то есть поселился) Щек - по летописи, один из основателей города, брат Кия.

В «Повести временных лет» есть упоминание о том, что в 912 году на Щекавице был погребен киевский князь Олег. Согласно легенде, Легенда легла в основу произведения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Отсюда еще одно название горы – Олеговка.
Иногда встречается название Скавика, которое, вероятно, является упрощенным вариантом «Щекавицы».

А вот, что разведалось об истории кладбища.
Кладбище на Щекавице появилось после эпидемии 1770 года, когда умерло 6 тысяч человек – из 20 тысяч киевлян. До этого хоронили при церквях или вообще у жилищ: при наводнениях захоронения создавали для жителей Подола дополнительные проблемы. Основанное в 1772 году, Щекавицкое кладбище обнесли земляным валом, установили правила погребения, в 1782 году построили церковь Всех Святых в стиле барокко. Город рос. В 1900 году городская управа приняла решение закрыть кладбище, хотя в отдельных случаях хоронили здесь вплоть до 1928 года. А по генеральному плану Киева 1935 года, верхние террасы киевских холмов, в том числе и на Щекавице, следовало превратить в парки отдыха и развлечений. Церковь и большую часть кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, тогда снесли. А вместо парка киевляне получили военную радиовышку, прогулки у которой могли закончиться допросом в КГБ.

Отсюда же:
Глава историко-культурного общества “Старая Поляна” Алла Ковальчук рассказывала, что вопросом сохранения Щекавицкого кладбища они начали заниматься еще в начале 1990-х. Совместно с Фондом солдатских матерей, историко-патриотическим клубом “Поиск” проводили субботники, добились установки бетонного ограждения. Были найдены военные братские могилы, установлена мемориальная плита. Уже изготовлен мемориальный “Монумент Скорби”, сейчас он находится в мастерской архитектора Веры Юдиной. Но пока задержка из-за недостатка финансирования. (Поскольку информация от 2007 года, финансирование, по всей видимости, так и не нашлось).

Ниже старообрядческого кдадбища расположено ещё одно, татарское. Захоронения на нём продолжались до середины 70-х. Аккуратные оградки, рядом с надписями по-русски арабская вязь.
А за забором этого двойного некрополя - крупнейшая в Киеве мечеть.

Дальше, если пройти по улице Олеговской (в прошлом, Погребальной) в сторону Житнего рынка, можно увидеть старинные деревянные дома с резными наличниками




которые соседствуют с элитными таунхаусами "Щасливий маєток" -

В 1950-х годах плоская часть киевского Подола выглядела заброшенной и провинциальной. В основном одно и двухэтажные деревянные дома - обшарпанные, заброшенные и неухоженные. А некоторые из таких домов даже были подперты темными бревнами, чтобы не завалились. Наиболее ветхие из таких домов располагались у подножья гор: Щекавицы, Юрковицы и на местности - Татарка. Из воспоминаний послевоенного времени запомнились дворы с закрывающимися на замок воротами. Во дворах - ветхие строения, дровяные сараи, голубятни… Здесь развешивали белье и вытряхивали коврики, а дети играли в замечательные и разнообразные дворовые игры. Автомашин на булыжных мостовых было мало. Много было телег, запряженных лошадьми. Дворники собирали в совки конский навоз. Подол вовсе не напоминал аристократический центр города. Всюду репейник, крапива, куры, собаки, деревянные скамейки, под которыми горы шелухи от семечек… Зато весной - опьяняющий запах сирени!

Мое послевоенное детство прошло у подножья Щекавицы - старинной киевской горки с забытыми кладбищами, оврагами, кривыми тропинками и стекающимися вниз ручейками…Время здесь как будто остановилось…

Вспоминается, с каким удовольствием мы, мальчишки с Подола, забирались на вершину этой горы и запускали бумажные змеи. Не боялись залезать и в глиняные пещеры, вырытые в горе. Необычным выглядело татарское кладбище с полумесяцами на могилах. Да и старинное городское кладбище, с красивыми каменными воротами, тогда еще не было так разрушено.

Народ на горе жил небогато… В основном - рабочий люд: сапожники, пекари, мастеровые… Мирно уживались и люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, цыгане, евреи, армяне …Мы, мальчишки, одинаково дружили с детьми любой национальности. Людей мы делили по другим признакам - жадный или добрый, трус или смелый, можно положиться на него в трудную минуту или нет… Сказывалась близость Житнего рынка. Жили на горе и базарные аферисты, и воры, и самогонщики…

Пасха

Сегодня праздник Пасхи Христовой отмечается торжественно и открыто. Можно сказать, что более «официально». Это службы в храмах, освещение пасок, обмен крашеными яйцами, визиты на кладбища и т.д. Вот, пожалуй, и все приметы нынешнего празднования в отличие от времен «воинствующего атеизма». Но что удивительно, во все времена великий христианский праздник был любим в народе за происходящие в эту весеннюю пору чудеса.

У людей, живущих у подножья Щекавицы и на Татарке, даже в послевоенное советское время почти в каждом доме были иконы. Эти иконы передавались по наследству из рода в род. Помню, незадолго до Пасхи народ шептался, что в таком-то доме икона замироточила, то есть стала каплями выделять маслянистую благоухающую влагу. Это считалось благословением свыше данному дому за благие дела хозяев. Так было принято, что люди несли свои мироточащие иконы в церковь, чтобы как можно больше людей на них молилось. Говорят, в год смерти Сталина на киевском Подоле в церквях самопроизвольно ударяли колокола. А вот в кабинете директора школы на Цымлянском переулке в 1953 году перед Пасхой упал со стены портрет Сталина. Директор так испугался, что сразу не понял, куда ему бежать - или в церковь поклоны бить или в райком сдавать партбилет.

Святые источники

Когда- то на Щекавице, Юрковице и других горках, тянувшихся вдоль улицы Фрунзе к Куреневке, было очень много природных ключей. Однако беспорядочное строительство, нерасчищенные буреломы, бетонные блоки, бревна и различный мусор «похоронили» эти святые киевские источники. Сегодня, разве что в районе Мыльного переулка, у подножья горы Юрковицы восстановлен исторический Иорданский источник. Почему Иорданский? Издавна говорят, что в старину один киевский купец, совершая паломничество в Святую землю, уронил в реку Иордан свой именной ковш. Вернувшись в Киев, пошел к Юрковице испить воды из источника и чудесным образом выловил утраченный в Иордане ковш. С тех пор источник называют Иорданским. И хотя этот источник многократно уничтожали и засыпали землей, - сегодня, благодаря труду христианских подвижников восстановленного Николо-Иорданского храма, этот святой источник существует.

Источники киевских гор - это древние глубинные воды, которым много тысяч лет. Эта вода оказывает целебное воздействие на человека. Мне повезло пообщаться с матушкой Анной, которая проживала у подножья Щекавицы в прошлом веке. Она говорила: древние люди молились над этой водой, поэтому она до сих пор целебна и несет молитвенную информацию. Это своего рода послание нам от предков, и указание жизненного пути. Недаром, свои лучшие проповеди Иисус произносил у вод Геннисаретского озера. Ведь вода, как и душа человека, вечна. Она поднимается ввысь в виде водяного пара, затем падает на Землю из облаков в виде дождя, впитывается в почву и через определенное время вновь поднимается на поверхность через водные источники.

Рядом с домом матушки Анны, на Цимлянском переулке, 17, жил некто Анатолий Фогель. Родник бил из-под земли у него во дворе. Сегодня здесь все сломано, заложено бетонными плитами и замуровано. А родник, особенно в весеннюю пору, рвется из-под земли, подмывая эти бетонные плиты…




Top