Шереметьевский дворец адрес. Дворец графов шереметевых

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Шереметевский дворец

Этот замечательный дворец на набережной реки Фонтанки с жёлто-золотым фасадом и ажурными литыми чугунными воротами по праву считается одним из красивейших зданий города. Нынешнее здание было построено в середине XVIII века. Оно называлось «Фонтанный дом» – из-за множества фонтанов, украшавших его территорию. Вода в них поступала из реки Фонтанки.

Здание названо в честь прославленного петровского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, который в 1712 году начал возводить на этом месте первый дворец. Но славу этому дворцу принесли его наследники. Шереметевы были людьми знатными и просвещёнными, общались с видными литераторами, композиторами, художниками. Они давали балы, устраивали концерты. Их дворец посещали В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, М.И. Глинка, А.Н. Серов, М.А. Балакирев. Здесь А.С. Пушкин позировал О.А. Кипренскому, писавшему его портрет. Здесь в ХХ веке жила поэтесса Анна Ахматова.

Летом 1712 года по приказу Петра велось межевание окрестных земель. Пётр I, стремясь как можно скорее освоить прилегающие к городу земли, щедро раздавал их своим приближённым. Б.П. Шереметев получил от Петра I в подарок к свадьбе участок земли «вниз по реке… мерою по поперечнику 75 сажен, длиннику от реки Ерик 50 сажен».

Шереметьевский дворец. Современный вид

У Бориса Петровича не было времени и возможности самому наблюдать за строительством своего дома – он возводился под надзором управляющих. Основное время Шереметева занимала военная служба. Он вписал немало славных страниц в историю Северной войны. Пётр пожаловал своего полководца первым в русской армии чином фельдмаршала. Кроме того, Шереметев был награждён орденом Андрея Первозванного и портретом государя, осыпанным бриллиантами. В 1717 году Борис Петрович скончался и все имения перешли к его старшему сыну Петру.

В 1743 году Пётр Борисович женился на дочери канцлера А.М. Черкасского – княжне Варваре Алексеевне. Этот союз привел к объединению двух крупнейших состояний и сделала Шереметева одним из самых богатых людей России. В Петербурге ходили легенды о сказочном богатстве этого рода. Рассказывали, что однажды к графу в его дворец на Фонтанке неожиданно явилась императрица Елизавета Петровна. Её свита состояла из 15 человек. Но это не повергло хозяев дворца ни в панику, ни в смущение. К обеду, который тут же был предложен государыне, даже ничего не пришлось добавлять.

Пётр Шереметев был известен как коллекционер, приобретавший редкие минералы и другие раритеты для собственной кунсткамеры. Он многое сделал для воспитания собственных, российских, талантов. Меценат и рачительный хозяин, Шереметев организовал в своих вотчинах школы для обучения крепостных «наукам, которые по дому нужны». Вступив в права наследства, Пётр Борисович сначала не проявлял большого интереса к загородному имению на Фонтанке. Желание заново перестроить дом возникло, вероятно, в связи с начавшимся неподалёку строительством Летнего дворца Елизаветы.

Строительство завершилось в 1750 году, а уже на следующий год в домовой церкви святой великомученицы Варвары крестили сына Петра Борисовича Шереметева – Николая. Николай Петрович войдёт в историю отечественной культуры как создатель одного из лучших театров в России. И это с ним будет связана пронзительная история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Новый дом представлял собой двухэтажное здание с мезонином, состоящее из трёх частей: центрального корпуса, выступающего к Фонтанке, и двух флигелей. Эта композиция Шереметевского дворца сохранилась до наших дней.

Парадная анфилада дворца состояла из восьми комнат с окнами, выходящими в сад. Со стороны Фонтанки, к северу от парадной лестницы, находилась «Прихожая зелёная комната» (Зелёная комната или «Первый нумер»). Следующая за ней называлась «Вторым нумером». Большая угловая комната с девятью окнами в середине XVIII века именовалась галереей. Комнату, расположенную в противоположном конце центрального корпуса, называли Наугольной. Она, как и галерея, действительно расположена «на углу» дома. Возле неё находилась малиновая комната.

В северном флигеле был танцевальный зал, названный впоследствии Старой залой, столовая, буфетная и бильярдная.

Домовая церковь неизменно оставалась в южном флигеле. Позднее в примыкавших к ней помещениях находились личные апартаменты владельцев Фонтанного дома. Комнаты для детей, вероятно, располагались в мезонине. Первый этаж в основном занимала прислуга. Там же находились кунсткамера и ригскамора (комната для хранения оружия).

Оформление апартаментов отвечало вкусам елизаветинской эпохи. Цветные узоры наборных паркетов, пышное убранство стен и потолков. Комнаты обильно украшала золочёная резьба, широко применялись привозные декоративные ткани. Стены прихожей были отделаны расписными панно, выполненными на коже.

Зала была оформлена деревянными панелями с орнаментальной росписью. В ней и нескольких других помещениях имелись живописные плафоны, написанные по эскизам художника Ле Грена. Убранство так называемой плиточной комнаты тяготело к более ранней традиции петровского времени. Она напоминала декорированные голландскими изразцами комнаты, сохранившиеся, например, в Меншиковском и Летнем дворцах.

Первые изменения в отделке парадных покоев Фонтанного дома произошли уже в конце 1750-х годов. В 1760-х годах окончательно сложилась композиция всей усадебной застройки. Тогда же за главным домом создаётся регулярный сад. Вплоть до конца XVIII века в саду постоянно велись работы по устройству аллей и боскетов. Их украсили мраморные статуи итальянских мастеров. Были устроены фонтаны. Завершается строительство и отделка грота. В дальнейшем возводятся новая китайская беседка и павильон Эрмитаж. Так сад Фонтанного дома постепенно украшался всеми традиционными «затеями» XVIII века.

В 1767 году, после смерти жены и старшей дочери, Шереметев оставляет столицу и поселяется в Москве. Намереваясь осенью 1770 года посетить Санкт-Петербург, он затеял новые перестройки в доме. В частности, на другое место переместили Кунсткамеру, новое помещение оклеили входившими в моду бумажными обоями. Тогда же изменилось декоративное убранство почти всех парадных комнат. Существенные перемены в отделке парадных комнат происходили и в 1780-х годах.

Уже после смерти Шереметева усадьбу сдавали в аренду.

В 1867 году архитектор Н.Л. Бенуа построил во дворе северный флигель дворца.

В 1918 году последний из владельцев дворца – Сергей Дмитриевич Шереметев – передал здание государству. После чего во дворце продолжали жить графские слуги, была там и комната репетитора внуков графа – Владимира Казимировича Шилейко. Он занимал тогда в Эрмитаже должность ассистента. В комнате одно время жила и жена учёного – поэтесса Анна Андреевна Ахматова. А вообще знаменитая поэтесса проживала в Фонтанном доме с перерывами с 1918 по 1952 год. И совершенно закономерно, что после её смерти в нём расположился музей Ахматовой.

В 2006 году во дворе Фонтанного дома торжественно открыли памятник Анне Ахматовой. В другой части дворца открыли Музей музыкальных инструментов.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

автора

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Ксеркса Дворец Ксеркса находится к югу от Тройного портала и тачары Дария. Он был сооружен на самом высоком месте террасы. Это значительно расширенный вариант дворца Дария. Например, в его Центральном зале имеется шесть рядов колонн, по шесть в каждом, а не

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Шереметевский дворец - Музей музыки, также именуемый «Фонтанный дом» по месту своего расположения на территории бывшей усадьбы графов Шереметевых «Фонтанный дом». Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

    До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

    После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку, собрание церковной утвари и икон.

    В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

    Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI-XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы 19 - 20 столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

    В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга 18 - начала 20 веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

    Полезная информация

    Режим работы: четверг-понедельник 11.00-19.00, среда 13.00-21.00, касса закрывается на час раньше, выходные: вторник и последняя среда месяца.

    Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 34

    Санкт-Петербург по праву можно назвать историческим городом. Здесь находятся архитектурные памятники различных эпох, отражающие быт и нравы великосветских дворянских особ. К таким памятникам относится и Дворец Шереметьева в Санкт-Петербурге (другое название – «Фонтанный дом»), который располагается в самом центре города на набережной реки Фонтанки.

    История Шереметьевского дворца

    Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге был возведен в 18 веке следующими архитекторами: Чевакинский С.И., Воронихин А.Н., Кваренги Д., Старов И.Е., Квадри Д.И., Корсини И.Д.

    В 1712 году Петр Первый презентовал фельдмаршалу, герою Полтавской битвы Шереметеву Борису Петровичу участок земли на одном из берегов Фонтанки. Первоначально на участке построили дом из дерева, куда впоследствии переехал жить сын фельдмаршала.

    В середине 18 века вместо деревянного дома был построен одноэтажный каменный. А спустя десять лет строители надстроили второй этаж. Постройка дома была оформлена в стиле барокко: большое количество лепнины, плафоны, расположенные в парадной анфиладе – внешнее и внутреннее убранство выглядело изысканно и гармонично.

    Сам дворец окружен массивной оградой, выполненной из чугуна. Наверху главного входа располагаются позолоченные орлы, держащие герб рода Шереметевых. Проект ограды был разработан Корсини И.Д. в 19 веке.

    Архитектор Н.Л. Бенуа разработал проект, согласно которому к особняку пристроили небольшой флигель. Внешний облик дворца с тех пор не менялся.

    С начала 19 века Шереметевский Дворец считается центром культурной жизни города. Здесь проходили концерты и литературные вечера с участием таких писателей как В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, А.П. Бартенев.

    Также на территории дворца были организованы встречи Общества любителей древней письменности, заседание Русского генеалогического общества.

    Во Дворце прожило пять поколений рода Шереметевых, которые собрали огромную коллекцию различных музыкальных инструментов и картин.

    Позже в доме открыли музей дворянского быта, просуществовавший вплоть до 1931 года. Здесь были собраны различные предметы:

    • картины;
    • скульптуры;
    • оружие;
    • старинные монеты;
    • изделия из бронзы, серебра и фарфора;
    • антикварная мебель;
    • рукописные материалы и открытки.

    В настоящее время на территории Дворца располагаются следующие музеи:

    • музей театрального и музыкального искусства;
    • музей русской поэтессы Анны Ахматовой;
    • музей Льва Гумилева.

    Также во Дворце Шереметьевых находится кабинет Иосифа Бродского.

    В конце двадцатого столетия дворец передали в распоряжение Музея театрального и музыкального искусства, работники которого пытались воссоздать обстановку здания, которая была здесь еще в 18 веке. Ими была проделана колоссальная работа по собранию и подбору более трех тысяч музыкальных инструментов. Причем посетители могут услышать издаваемые ими звуки музыки, так как инструменты полностью рабочие.

    Шереметьевский дворец имеет следующий адрес: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34.

    Если у вас в планах намечается экскурсия в Шереметьевский дворец, учитывайте его режим работы:

    • Понедельник 11.00 – 19.00
    • Вторник – выходной
    • Среда – 13.00 – 21.00 (последняя среда месяца – выходной)
    • Четверг 11.00 – 19.00
    • Пятница 11.00 – 19.00
    • Суббота 11.00 – 19.00
    • Воскресенье 11.00 – 19.00

    Шереметевский дворец в Петербурге является не только одним из главных архитектурных памятников, но и одним из красивейших зданий города. А неповторимая архитектура и большое количество собранных здесь реликвий вносит большой вклад в формирование культурной жизни Санкт-Петербурга. Также в Санкт-Петербурге вы можете посетить так дворцы как: , Строгановский, Таврический и другие.

    В воскресенье отправились с подругой в Шереметевский дворец. Я хотела ей показать Музей музыкальных инструментов. Но, к сожалению, он оказался закрыт на реставрацию Обещают открыть в мае, и отдадут под него весь первый этаж, т.к. в прежнем помещении была жуткая теснотища, и к некоторым инструментам даже подойти было невозможно.
    Зато мы прошлись по залам дворца и домовой церкви.
    Немного истории.

    После того, как в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России, Петром I стали сюда переселяться знатные люди, среди которых был генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев.

    Для благоустройства окраин новой столицы Петр I стал жаловать земельные участки на берегах Фонтанки, по которой проходила южная граница города, своим приближенным.

    И в 1712 году участок, на котором ныне расположен дворец, и был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому, кроме того, на родственнице государя - А.П.Нарышкиной.

    Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов Фонтанки, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта.
    Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

    Началось его строительство в 1740–е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский.

    Отделкой дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50–60 годов XVIII столетия.

    После смерти жены и дочери сын Б.П. Шереметева, граф Пётр Борисович, переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.
    В 1788-1792 годах она сдавалась внаём португальскому посланнику, а затем князю В. Б. Голицыну.

    После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова.

    В 1796 году граф поселился во дворце. У Шереметевых здесь был свой театр, оркестр. Исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.
    В 1801 году Николай Петрович женился на одной из таких крепостных, Прасковье Ивановне Ковалёвой.

    После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены летний дом, каретные сараи, садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

    После смерти Николая Петровича усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых был создан Опекунский совет. Главным попечителем был назначен М. И. Донауров, чья семья поселилась во дворце.

    В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку, во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение "жить на шереметевский счёт".
    Среди гостей здесь бывал художник О. А. Кипренский. Летом 1827 года сюда приходил Александр Сергеевич Пушкин, в мастерской дворца Кипренский написал его самый известный портрет.

    18 апреля 1837 года в Шереметевском дворце состоялась свадьба графа с фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны Анной Сергеевной. В 1844 году у них родился сын - Сергей.

    Почти двадцать лет на Шереметевых работал архитектор И. Д. Корсини.
    16 мая 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметевых. Корсини были полностью перестроены дворцовые помещения, в 1845 году построен садовый флигель.
    Во дворце устраивались музыкальные вечера. Здесь выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

    В 1917 году семья Шереметевых передала дом во владение Советской власти.

    С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца жила А. А. Ахматова. Здесь, в 1989 году, в честь столетия поэтессы открылся её музей. Именно Ахматова в своих стихах дала второе название дворцу - "Фонтанный дом".

    В советское время во дворце находился Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. С 1990 года здесь расположен филиал музея театрального и музыкального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

    Итак, пошли по залам.
    Дуговой кабинет.

    Походные стул и стол-бюро, конец 18 в.

    Античная комната

    За арфой - шкаф в форме лиры.

    Предцерковная комната. Двери ведут в домовую церковь.

    Часы-орган, конец 18 в.

    Шкафчики красного дерева с фарфоровыми статуэтками 18 в.

    Одна из статуэток при ближайшем, насколько можно, рассмотрении

    Белая столовая. Все предметы переданы в дар потомками князей Оболенских - Стрекаловыми-Оболенскими.

    Лепная гостиная

    Фрагмент лепки

    Белая гостиная. Инструменты - из Музея музыкальных инструментов: клавесин с фортепьянной механикой, 1790-е годы, клавишная арфа, 1814г. и подставка под ноты:

    Клавесин трёхмануальный, 18 в.

    Фортепьяно-жираф, первая четверть 19 в. и клавишный металлофон, середина 19 в:

    Кабинет-спинет, 18 в:

    Жёлтая гостиная. Арх. И. Корсини

    Фрагменты потолочной росписи:

    Музыкальная шкатулка "Танцующая обезьянка" Конец 19 - начало 20 в.

    Скрипка, выдолбленная из цельного куска дерева

    А это пошетты. Пошетт (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), - небольшой струнный смычковый муз. инструмент (общая длина ок. 350 мм).
    Возник в нач. 16 в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально П. представляла собой 3-струн. инструмент с лодковобразным корпусом.
    Впоследствии она становится 4-струнной и приобретает разнообразные формы: виолы, скрипки, гитары и других инструментов.
    Основная функция - музыкальное сопровождение во время уроков танцев. Просуществовав до нач. 19 в., в единичных случаях использовалась как оркестровый и сольный инструмент.
    Изготовлением пошетт занимались иногда выдающиеся мастера смычковых инструментов: К. Мюллер, Д. Полли; известна пошетта работы А. Страдивари.

    Этрусская гостиная. Арх. И.Корсини

    Фрагмент потолочной росписи

    Рояль М.И.Глинки

    Далее идут зелёная и малиновая гостиные, в которых было запрещено снимать, т.к. там располагается
    коллекция Валентины Михайловны Голод, известной петербургской коллекционерки
    Снимала тайком, но удалось очень немного.

    А затем мы пошли в домовую церковь. Всё убранство её было в своё время конфисковано в пользу голодающих Поволжья. Сейчас она отреставрирована, но как церковь пока не используется.

    Сохранившиеся отреставрированные фрески

    Купол

    Оклады от утерянных икон

    Следующий визит во дворец мы нанесём, когда откроется интереснейший музей музыкальных инструментов.



    
    Top