Шереметьевский дворец фонтанный дом. Шереметевский дворец - музей музыки

Неповторимая красота русских шедевров зодчества всегда привлекала множество туристов из разных стран. И сегодня «Я и Мир» расскажет об одном из них: Шереметьевском дворце. Из статьи вы узнаете где находится здание, как к нему доехать, часы работы залов и стоимость билетов.

Начало 18 века – Санкт-Петербург становится новой столицей России и Пётр 1 начинает переселять сюда знатных людей, чтобы они облагораживали пустые земли на берегах реки Фонтанки. Одним из «переселенцев» стал граф и фельдмаршал Борис Шереметев.


На усадьбе, пожалованной Петром, первоначально был построен деревянный дом, который впоследствии заменили на большой каменный дворец. Руководили постройкой сразу трое архитекторов, один из которых был крепостным.

Огромное двухэтажное здание имеет стиль нарядного барокко, но по внешнему виду довольно скромное. На фото видно, что нет такой пышности и украшений, которые делали на домах того времени. Окна обращены на реку, которую отделила от парадного двора витая металлическая ограда с гербом Шереметьевых.



Строительство дворца продолжалось и после того, как граф переехал в Москву, а после его смерти, сын продолжал строить новые здания на усадьбе и переделывать интерьеры. Было сделано много флигелей, свой театр, в котором играли пьесы талантливые крепостные. На одной такой актрисе женился внук графа Николай Шереметьев. Это была действительно настоящая любовь, и когда Прасковья Ковалёва умирает, убитый горем Николай не выдерживая разлуки, уходит из жизни спустя шесть лет. Всё огромное состояние переходит их малолетнему сыну Дмитрию.

Шереметьевский дворец часто называют Фонтанным домом и с ним связано много историй в жизни Питера и России. Именно здесь Кипренский написал самый известный портрет Александра Пушкина.


Под руководством последнего графа Сергея Шереметьева в доме был собран обширный семейный архив, работало несколько исторических обществ. Но после революции здание пришлось передать новой власти.

Прекрасные интерьеры дворца частично уничтожили, а многие флигели переделаны под жилые квартиры, в одной из которых в середине 20 века жила Анна Ахматова – сейчас здесь музей поэтессы. Она и называла прекрасный дом Шереметьевых Фонтанным.


В конце 20 столетия дворец передали Музею музыки, где разместили госколлекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более 3 000 предметов. Здание начали реставрировать и после окончания работ был открыт Белый зал, где сейчас проходят концерты классической музыки. Также здесь бывают и выставки частных коллекций.




В Шереметьевском дворце ежедневно проходят экскурсии по разным музеям, а залы оснащены оборудованием для инвалидов. Цена экскурсии 150 руб., но нужно оплатить ещё входной билет: взрослый – 90 руб., детский – 50, для инвалидов – 30.



Прекрасное здание находится в Санкт-Петербурге по адресу: набережная реки Фонтанки, 34. Добраться сюда можно от метро Гостиный двор и пройти до Аничкова моста, далее, перейдя его и Невский проспект, вы попадаете на набережную реки Фонтанки, где уже виден знаменитый дворец.

В дождливую погоду или зимой хорошо посещать музеи города и, конечно, дворец Шереметьевых. Эрудированные гиды прекрасно расскажут о жизни здания и что оно пережило за годы своего существования. По отзывам посетителей, увидеть дворец стоит непременно.

Интересный факт: в одном из сёл Нижегородской области стоит Шереметьевский замок внучатого племянника графа Бориса Шереметьева. В нём более ста комнат, а площадь усадьбы более 45 гектар.


Смотрите также видео:

Б ывшая усадьба графов Шереметевых – уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки – С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых. После революции Шереметевский дворец был музеефицирован, и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание универсальное по характеру и разнообразное по предметам включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т. ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Его интерьеры погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

В настоящее время отреставрирована большая часть залов Шереметевского дворца, переданного музею в плачевном состоянии. Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв.; б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII – начала XX веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке; коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III; скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I; Русский роговой оркестр.

В декабре 2014 года в коллекции Шереметевского дворца появился настоящий шедевр ювелирного искусства. Известный швейцарский ювелир, писатель-сказочник и философ Вилли Инауен преподнес в дар музею труд своей жизни, произведение ювелирного искусства – «Композиция «Монте Дженерозо»», над которой он работал около 40 лет. Зал с композицией открыт для посещения в понедельник, четверг и субботу.

Посещение экспозиции музыкальных инструментов: чт, сб, вс. Время: 12:00, 14:00, 16:00 (экскурсия проводится для 2-х и более человек). Экскурсия «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга»: пн – 15:00, ср – 19:00, пт – 11:30. Выходные: вторник и последняя пятница месяца.

Музей оснащен специальным оборудованием для малоподвижных посетителей. Перед посещением необходимо позвонить по телефону тел.: 272-44-41.

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви:

*** ДЗН («Дом чудес»). Дом занимательной науки.

/Продолжение/.

* Экспонаты.

(Успенский: Первое время экскурсии проводили сами авторы экспонатов. И лишь после того как форма рассказа оттачивалась окончательно, её перенимали рядовые экскурсоводы).

(Успенский: ... Камский предупреждает меня: из кассы ему сообщили, что в Дом пришёл профессор ЛГУ, известный физик. Точнее, его привёл внук, уже побывавший у нас со школьной экскурсией. Внук настроен восторженно, дедушка - скептически. И вот Камский просит "посадить профессора несколько раз в лужу").

Чудеса начинались уже в фойе: на льду стояла бутылка с кипящей водой (сосуд Дьюара), а ложка в стакане с чаем растворялась раньше сахара.

(Мишкевич (1986): «оперельманенная» посуда. ... ложечка сделана из сплава Вуда, тающего при 68 градусах).

(Яковлев: ... Вот, например, небольшой ящик. За стеклом на брусьях безустали раскачивается паяц. ... Неожиданно он останавливается. Следуя указанию надписи, вы ставите ящик вверх ногами, и паяц снова на несколько минут оживляется. ... Поверните ящик, поглядите на него сзади - и всё станет ясно. Там за стеклом обыкновенные песочные часы...).

(Мишкевич (1986): ... старинная индийская геометрическая задача:

Над озером тихим, с полфута над водой.

Высился лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону, - и уж нет

Цветка над водой.

Его нашла рыбака рука

В двух футах от места, где рос.

Сколь озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос...

... «Кто еще из ученых излагал задачи в стихах?» (Оказывается, к «поэзо-задачам» прибегали Лукреций, Шекспир, греческий геометр Арат, итальянские ученые Александр Галлус и Александр де Вилла Дей, М.В. Ломоносов, Омар Хайям, русский педагог Е.Д. Войтяховский и другие)).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 58

(Мишкевич (1986): На полу лежали расчерченные в клетку квадратные листы картона. Школьники с завидным упорством бросали на них короткие иголки, совершая эту процедуру десятки раз. Потом подсчитывали количество пересечений иголок с линиями на картоне и делили на него число бросков, получая в частном число «пи»).

(Мишкевич (1986): Потолком зала был «миллионник» - тот самый, из павильона занимательной науки).

На потолке «цифирной палаты» было изображено множество светящихся кружков. Делая попытку подсчитать их, экскурсанты могли получить наглядное представление о числе - миллион.

(Мишкевич (1986): ... По его /Перельмана/ совету заказали обои - синие в золотистый горошек. В заказе говорилось: обоями нужно оклеить 250 квадратных метров поверхности потолка. На каждом квадратном метре должно быть ровно 4 000 горошин. Отпечатать на фабрике с помощью клише нужное количество обоев не составило труда.

Так был осуществлен необычный замысел Перельмана - показать воочию, что такое один миллион.

Большая часть посетителей сравнивала множество желтых кружочков на темно-синем фоне потолка с «бесчисленным множеством» звезд на небе. Чтобы поразить воображение людей, вступавших в павильон, подлинное число видимых простым глазом звезд на одном полушарии неба обвели белой окружностью. Еженощно над головами мы видим всего лишь около 2 500 звезд до 6-й величины включительно. Такое же число кружочков - одна четырехсотая часть их общего количества на потолке - и выделяла обрисованная на нем окружность).

(По Успенскому: Позже, когда на Фонтанке, 34 открылся Дом занимательной науки, миллион превратился в аппарат, ручку которого могли крутить все желающие. Прибор был сделан так, что до финиша удалось бы добраться лишь за 35 дней неустанной работы).

(Мишкевич (1973): Это был один из самых "коварных" экспонатов во всем ДЗН... Его назначение - внушить посетителям глубочайшее и трепетное уважение к числу "миллион". На арочной стойке было закреnлено 6 циферблатов, шестеренки которых подобраны так, что получалея своеобразный редуктор с передаточным отношением 1 000 000: 1. Иными словами, чтобы стрелка на крайнем правом циферблате совершила один полный оборот, крайнюю левую шестеренку необходимо было повернуть миллион раз. Перед экспонатом лежала ехидная этикетка (ее сочинил директор ДЗН В. А. Камский): "Если у вас есть немного свободного времени, можете вертеть рукоятку. Пока вы совершите всего-навсего один миллион поворотов, пройдет каких-нибудь сорок суток. Предупреждаем: сорок суток взяты из расчета, что вы будете вертеть рукоятку безостановочно днем и ночью, без перерывов на еду, отдых и сон. Желаем успеха!")

На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». На двери своего кабинета Перельман вывесил объявление: «По вопросам «вечных двигателей» просьба не обращаться».

Предлагалось заочно пройти пешеходным маршрутом, не пересекая дважды один и тот же из 17 мостов, соединяющих острова Ленинграда (всего тогда в Ленинграде было около 300 мостов) (Мишкевич (1986): ... к 1 января 1984 года их было 310).

В звездолёте, выполненном по эскизу К.Э. Циолковского, можно было отправиться в воображаемое путешествие за пределы Земли.

(Мишкевич (1986): ... двухметровая модель звездолета, сделанная по собственноручному эскизу К.Э. Циолковского, присланному по просьбе Перельмана. В звездолет можно было войти. На пульте управления светились приборы...)

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 44

//Аванзал Танцевального (Белого) зала//.

(Мишкевич (1968): С потолка свешивался огромный вращающийся шар, освещённый лучом прожектора, словно Солнцем. Такой видится Земля из мирового пространства, примерно с высоты 45-47 тысяч километров. Стрелки над шаром показывали время на шести меридианах. Отойдя от шара на некоторое расстояние, можно было наблюдать смену дня и ночи, восходы и закаты...)

(Пинхенсон: Макет Земли расположен северным полюсом вниз... относительность понятий "верх" и "низ" в мировом пространстве).

(У Успенского: ... вместо московского оптически совершенного купола в круглом зале отдела астрономии под потолком появилось воситину цельнофанерное небо, усыпанное если не бесчисленными, то весьма многочисленными проколами. Свет скрытых за фанерой ламп зажигал наши звёзды. Небосвод был укреплён на солидной оси и вращался мотором. Когда мотор пускали в ход, тотчас раздавался "тяжкий грохот". И хотя вдобавок свет проникал между потолком и бордюром, реакция ленинградцев была ничуть не слабее, чем реакция москвичей).

(Мишкевич (1968): ... отдел астрономии. Экскурсии здесь проводились почти в полной темноте. Это, во-первых, давало возможность освещать поочерёдно экспонат за экспонатом, концентрируя на них внимание и не раскрывая сразу всех "секретов" экспозиции, а во-вторых, дисциплинировало экскурсантов - все разговоры умолкали... экскурсанты сразу же попадали в "тенета перельмановщины").

(Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

В летнее время деятельность ДЗН проходила и в саду при Доме. На снимке (сделан 17 сентября 1939 г.): экскурсовод Л. Никитин и ученики 8-го класса 7-й средней школы Смольнинекого района Н. Д ушин (слева) и В. Благовестов у 130-миллиметрового телескопа-рефрактора).

(Успенский: /Сергей Иванович Вавилов/. Заглянув к нам однажды, он сразу же стал высоким покровителем и горячим энтузиастом ДЗН. Он мобилизовал нам на помощь весь свой Оптический институт. В результате у нас появился отдел "Свет и цвет", поражавший не только непосвящённых, но и специалистов других отраслей наук).

(Мишкевич (1968): ... На столе "пламенный экспонат". Струя воздуха, вытекая из воронки, почему-то была не в состоянии погасить свечу. Но вот воронку убирают и на её место ставят... обыкновенный кирпич. Открыт кран, и струя воздуха, проходя сквозь толщу кирпича, легко задувает свечку.

В разных концах зала /физики/ стояли два громадных параболических зеркала. Скажешь перед одним из них шепотом фразу, а у другого она прозвучит раскатисто и громко. Или зажжёшь у одного спичку - у другого можно прикуривать...).

/Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

//Танцевальный (Белый) зал. Где-то через 2 помещения от него располагалась 2-я по времени комната Ахматовой. Физика и лирика//.

В этой аэродинамической трубе, стоявшей в зале физики, продувались модели самолетов, автомобилей, кораблей, вагонов, тел с различным nоnеречным сечением. Скорость воздушного потока в рабочем пространстве трубы превышала 30 метров в секунду. Эксперименты выясняли не только наличие сопротивления движению тел, но и позволяли измерить его силу, показывали технические преимущества каплеобразных, "зализанных" форм/.

(Мишкевич (1986): Рядом стояла другая машина, позволявшая получать восходящий поток воздуха, вертикальную струю. Это была «катапульта Гроховского». В поток вводили деревянную куклу с парашютом, она мгновенно взмывала к потолку и висела там, поддерживаемая восходящим воздушным потоком.

На столе стояла стеклянная ступка с хорошо пригнанным пестиком-поршнем. В ступку наливали воду, и экскурсовод приглашал: «Попробуйте толочь воду в ступе». Однако толочь ее вопреки известной поговорке никому не удавалось. Текст под ступой гласил: «Итак, вы сами имели возможность убедиться в практической несжимаемости воды»).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 59

(Мишкевич (1986): ... «Ревущий медвежонок» (плюшевый Мишка с железным стержнем внутри начинал «реветь», как только его подносили к трансформатору; ревел, разумеется, не медвежонок, а трансформатор, демонстрировавший проявление токов Фуко)).

(Мишкевич (1986): Особенное впечатление производил экспонат, предоставленный Дому директором Института токов высокой частоты профессором В.П. Вологдиным. Назывался он так: «Волшебная сковородка». Отталкиваемая мощным электромагнитом, в воздухе парила над плиткой обыкновенная железная сковорода. Экскурсовод осторожно трогал ее рукой, показывая, что она холодная, затем клал па нее кусочек масла, разбивал два яйца. Через несколько секунд на сковородке, разогретой токами высокой частоты (их генератором была плитка), шипела и пузырилась отменная глазунья).

(Успенский: Одно время наибольший восторг вызывали небольшие диорамы, изображавшие, что происходит в момент ленинградского полдня на других меридианах Земли. Потом внимание и любовью публики овладел тайно фосфоресцирующий белый экран, на котором удивлённый посетитель мог оставить свою тень: он отходил, а его профиль или очертание руки оставалось... Потом слава перешла к большой, тоже написанной фосфорересцирующими красками картине. В зависимости от того, лучом какого цвета она освещалась, на ней выступали два совершенно непохожих изображения).

Восторг посетителей вызывала большая книга отзывов о ДЗН, которая сама открывалась и закрывалась.

(Успенский: ... книга отзывов и предложений сама с помощью фотоэлементов открывалась, как только к ней приближался человек).

Санкт-Петербург по праву считается городом дворцов, ведь помимо российского императора здесь жили самые богатые и известные дворянские семьи. В столице они строили свои самые красивые родовые усадьбы. Шереметевы - одна из древнейших и наиболее знатных в Российской империи фамилий, неудивительно, что их дворец на берегу реки Фонтанки, являющийся потрясающим образцом русского барокко, привлекает сотни туристов. Конечно, он не так популярен, как Петергофский дворец или Эрмитаж, однако для тех, кто уже бывал в самых раскрученных музеях Петербурга, открывается следующая сторона этого удивительного города – его бесконечные городские усадьбы, многие из которых можно посетить и осмотреть интерьеры.

Шереметевский дворец или, как его еще называют, Фонтанный дом расположен в самом центре города, рядом со многими другими знаковыми местами Санкт-Петербурга: Летним садом, Михайловским замком и Русским музеем. В бывшей городской усадьбе рода Шереметевых сейчас открыт Музей музыки, а также в отдельных помещениях размещаются музеи Анны Ахматовой, Льва Гумилева и Иосифа Бродского.


Внутри дворца можно посетить две основные экспозиции: на первом этаже увидеть несколько тысяч музыкальных инструментов из самых разных уголков мира, а на втором пройтись по анфиладе парадных залов дворца Шереметевых. Если купить общий билет на посещение обеих экспозиций в один день, то он обойдется немного дешевле. Для осмотра первого этажа можно взять аудиогид. Также в музее предлагают несколько тематических экскурсий, рассказывающих о древнем дворянском роде Шереметевых, их усадьбах, истории Фонтанного дома и о собрании многочисленных музыкальных инструментов. Для детей проводятся увлекательные интерактивные экскурсии. Кроме того во дворце периодически проходят временные выставки и музыкальные концерты.


На территорию музея мы попадаем через ажурные чугунные ворота, украшенные позолоченными львами, которые держат над собой герб Шереметевых. Они появились здесь в 1837 году вместе с изящной оградой, выполненной по проекту архитектора И. Корсини.



Он же оформлял некоторые залы в доме. Этот дворец принадлежал семье Шереметевых почти двести лет и видел пять поколений древнего рода. Последний владелец этой городской усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев, который, кстати, владел такими известными усадьбами, как Кусково, Михайловское, Остафьево и многими другими, после революции 1917 г. вынужден был передать Фонтанный дом большевикам. С 1712 г. участок этот принадлежал его семье, кроме дома здесь были хозяйственные службы, парк с садовыми постройками и павильонами. Внешний облик Шереметевского дворца формировался годами, в его строительстве и преобразовании участвовали такие известные архитекторы, как С.Чевакинский, Ф.Аргунов, И. Старов, Д. Кварнеги, А.Воронихин, Н. Бенуа и А. Серебряков. Фонтанный дом всегда был в центре столичной жизни: на музыкальных вечерах здесь выступали со своими произведениями такие композиторы, как Глинка, Лист и Берлиоз. Художник О.А. Кипренский, будучи другом владельца усадьбы, писал в этом дворце портреты многих известных личностей, в том числе знаменитый портрет А.С. Пушкина. После революции в зданиях разместился музей дворянского быта, а спустя годы появился музей музыки. Различные музыкальные инструменты представлены не только на первом этаже, но и на втором, в залах семьи Шереметевых, открытых для посещения. Еще в 1900 году руководитель придворного оркестра российского императора Александра III Константин Карлович Штакельберг основал музей, для которого предоставил свою коллекцию музыкальных инструментов. Затем она стала пополняться подарками других коллекционеров-любителей музыки. Эти предметы легли в основу фондов музея музыки. Здесь собраны инструменты самых разных групп: духовые, клавишные, ударные и другие.



Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в восстановленные залы дворца Шереметевых. Открывает анфиладу античная комната. Как я уже говорила, музыкальные инструменты можно увидеть и здесь тоже. Например, в этой комнате перед нами арфа.


Даже шкаф выполнен в форме лиры.


Стены зала украшены барельефами, изображающими античные сюжеты.


После идет предцерковная комната, ведущая в домовую церковь Святой Варвары, в которой крестили практически всех представителей рода Шереметевых. В предцерковном зале можно увидеть скрипки и виолончели, изготовлены мастером И. Батовым, который был крепостным графа Шереметева.



По слухам, за одну из своих работ он получил вольную. Следом идет белая столовая, отделанная искусственным мрамором. Здесь представлены личные вещи фотографа В. Стрекалова-Оболенского потомка древнего дворянского рода.


Затем мы переходим в лепной зал, оформлением которого занимался И. Корсини.


Потолок этой комнаты украшает удивительная лепнина, напоминающая кружево. В белом зале, который был одним из самых роскошных во дворце, в настоящее время можно увидеть два уникальных музыкальных инструмента: рояль, на котором играл П.И. Чайковский, и клавесин с уникальным оформлением, изготовленный в XVIII в.


Стены желтого зала обтянуты золотой тканью.


Здесь выставлены скрипки самых разных форм, одна из них была сделана знаменитым мастером Ф. Страдивари.


Переходим в этрусскую комнату, которая служила Шереметевым музыкальным салоном.



Несмотря на свои небольшие размеры, этот зал обладает удивительной акустикой. Когда-то в этих стенах слушали пение Полины Виардо и выступления самых известных композиторов. В оформлении зала использовали орнамент древних этрусских ваз, найденных во время раскопок.

Зеленая гостиная


Кроме основной анфилады залов можно посетить еще две комнаты: бывшую библиотеку и оружейный зал, в которых в настоящее время проходят временные выставки.

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34
Официальный сайт




Top