Шереметьевский странноприимный дом. Значение словосочетания «странноприимный дом

  • Странноприимный дом графа Шереметева Говорят, что…. . . . / Просмотров: 23129 / Станноприимный дом Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I: «Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных». Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел. Странноприимный дом Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события. Первые пациенты и обитатели Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане. Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды. С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия. Госпиталь и лаборатории В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований. Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей. В первые годы советской власти Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской. Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению. 18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи. В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи. Почему Склифосовский «Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко. Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету. Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое. В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения. Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела. Военные и послевоенные годы Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу. Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота. После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости. Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием. На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений. Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.
  • С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций. Странноприимный дом Шереметьева в Москве Путеводитель по архитектурным стилям 23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского. В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус. Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия. Говорят, что…. . . . А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы? / Просмотров: 23130 /


С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом графа Шереметева

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Станноприимный дом

Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I:

«Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных».

Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел.

Странноприимный дом

Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.

Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события.

Первые пациенты и обитатели

Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане.

Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.

С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия.




Госпиталь и лаборатории

В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований.

Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей.

Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской.

Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению.

18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи.

В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи.

Почему Склифосовский

«Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко.

Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету.

Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое.

В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения.

Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела.

Военные и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу.

Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота.

После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости.

Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием.

На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений.

Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом Шереметьева в Москве

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу.

Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева.

Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей.

Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?


Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева расположен на Большой Сухаревской, 3.

"Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского
и следуя побуждениям патриотического усердия,
издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный Дом
для содержания в оном, на моем иждивении богадельни,
состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных,
и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной,
также всякого состояния бедных",
-
писал императору Александру I учредитель Странноприимного дома граф Н.П. Шереметев.

Первоначальный проект выполнил московский архитектор Е. Назаров.
Был применен обычный план городской усадьбы того времени -
отстоящий от улицы главный корпус с крыльями, за домом - парк и сад.

Решив в 1803 году превратить Странноприимный Дом в памятник своей рано умершей жене,
Шереметев привлек к работе одного из лучших зодчих России того времени -
архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817).
Вместо скромного портика со спаренными колоннами у входа, Кваренги выдвинул вперед
на треть двора двойной полукруг великолепной открытой колоннады - полуротонды,
сугубо декоративного назначения.

Завершенный к 1807 году ансамбль Странноприимного Дома признан
произведением двух архитекторов - русского Назарова и итальянца Кваренги,
явивших здесь пример творческого сотрудничества.

Внутри колоннады стояла аллегорическая мраморная статуя «Милосердие» (ныне утраченная).
Им же были задуманы портики в средних частях крыльев и на торцевых зданиях,
введена скульптура (в том числе на садовом фасаде), установлены фигурные фонари
и создана изящная решетка ограды с необычными воротами,
фланкированными двумя невысокими четырехколонными дорическими бельведерами.

Торжественное открытие Странноприимного Дома состоялось полтора года спустя после
смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения - 28 июня 1810 года.
Это событие близко совпадало с другой знаменательной датой в жизни россиян и семьи Шереметевых - столетием Полтавской битвы, героем которой был прославленный русский полководец и дипломат Б.П.Шереметев, сподвижник императора Петра Великого.

Творческое вмешательство Кваренги затронуло и убранство интерьера церкви, получившей обходную галерею.

Для ежегодного содержания Дома граф Н.П. Шереметев вносит в сохранную казну 500 тысяч рублей,
"составя сию сумму из доходов моих" , и "представляет для сего из имения" доход с одной из своих крупнейших вотчин в Тверской губернии - села Молодой Туд.

Для застройки выбирается участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.
"Огород этот через брачные узы из рода Черкасских перешел в половине XVIII столетия в род Шереметевых", -упоминает в своей книге "Летопись церкви Живоначальной Троицы,
что в Странноприимном доме графа Шереметева в Москве" диакон А. Покровский.
Эту часть принадлежавших князьям Черкасским земель принесла с собой в приданое мать Николая Петровича -княжна Варвара Алексеевна Черкасская, одна из богатейших невест России.

В день рождения Н.П. Шереметева в основание будущего храма милосердия на глубину полутора метров зарыт закладной камень с медной доской, на которой выбито
славянской вязью: "1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев".
С этого момента начинает свой отсчет этап созидания.

Позади дома останкинским садоводом Маннерсом разбивается обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями.


В настоящее время больница переехала в новое здание за парком.

Сегодня НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского — самый крупный многопрофильный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в России. Все его подразделения оказывают бесплатную круглосуточную высококвалифицированную медицинскую помощь всем, кто за ней обращается.
Задачи института — научная деятельность, медицинская помощь больным и пострадавшим, обучение и консультирование специалистов в области неотложной медицины.

Кваренги также спроектировал четыре флигеля: Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский.

Белое двухэтажное здание-флигель Докторской.Главный врач жил здесь с семьей
и круглосуточно был погружен в жизнь больницы.Здание под зеленой крышей-ожоговый центр.
Сюда привозят тяжелых больных со всей страны.Последний случай-пожар в "Хромой лошади".

.

В Храме Живоначальной Троицы могли помолиться все лечащиеся и проживающие в странноприимном доме.Он и сейчас открыт для всех.

С другой стороны был флигель Главного смотрителя,он тоже жил здесь с семьей,
чтобы всегда быть в курсе нужд больницы.Сейчас здесь Дирекция.

Рассчитан Странноприимный Дом был на 150 человек: богадельня (левое крыло здания)
на 100 призреваемых
(по 50 мужчин и женщин) и больница в правом крыле на 50 больных. Богаделенное крыло
Дома заканчивалось величественной двусветной столовой залой.

Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы.
Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам -
"неимущим и осиротевшим девицам",
"на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость",
на помощь обедневшим ремесленникам, на вклады в храмы Божий,
на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.
Более 200 тысяч человек получили здесь помощь.

Живопись в интерьере храма была выполнена художником Доменико Скотти.
Особой выразительностью обладает помещенная в куполе композиция "Триипостасное божество во славе",
в нижней части которой сохранилась и сегодня надпись на латинском языке: "Домеником Скотти
придумано и изображено красками в 1805 году".
По преданию, лик одного из херувимов (с пальмовой ветвью) был написан Скотти с малолетнего Д.Н.Шереметева.
Существует предположение, что ангел с бубном - это портретное изображение П.И.Шереметевой.

Судьба распорядилась так, что талантливая крепостная актриса, любимица шереметевского театра,Прасковья Ивановна Ковалева (сценическая фамилия Жемчугова) сыграла значительную роль в жизни Николая Петровича и в будущем Странноприимного дома.

Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: "Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные.
Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере
и усерднейшее богопочитание.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки...".

В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоится тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Несомненно благотворное влияние графини, которая одна была в состоянии усмирять вспыльчивый характер Николая Петровича. Их объединяла общая цель, заслонившая все остальное, - создание Странноприимного дома,
определение его назначения как приюта для обездоленных, престарелых и увечных.

Недолгим оказался их брак. 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним".
"Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества".
К этому периоду закончено строительство главной части здания и левого крыла.
В январе начато строительство правой половины.

Скульптором-орнаменталистом Сантино Пьеро Кампиони созданы изящные колонны
из светло-зеленого уральского камня с золочеными капителями, колонны и балюстрада
из белого мрамора. Для резьбы по дереву (царские врата) был приглашен И.М. Эрке.

Рядом с прославленными мастерами трудились и талантливые крепостные - П.И. Аргунов,
А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин и многие другие, чьи имена ушли в небытие.

Интерьеры домовой церкви и Белой залы были доведены до совершенства.
Храм выдержан в итальянском стиле. Классическая простота линий, изящество отделки
в сочетании с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.
Поражала красотой и изяществом отделки двухцветная Столовая зала богадельни - белого цвета,
богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела
торжественный парадный вид.
.

Николай Петрович тяжко переживает утрату. "Кончина супруги моей графини
Прасковьи Ивановны, - пишет он в своем Духовном завещании малолетнему сыну, -
столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения".

В четырех парусах изображения евангелистов. Д. Скотти пишет 36 икон во все три
иконостаса и 6 картин в царских вратах, а на Горнем месте алтаря в нише располагает
прекрасную картину "Коронование Богоматери".

Здесь три престола. Центральный посвящен Живоначальной Троице, два боковых -
Святителям Николаю Чудотворцу и Дмитрию Ростовскому Чудотворцу, который особо почитался семьей Шереметевых.

Два величественных горельефа на боковых стенах храма "Воскрешение Лазаря" и "Избиение царем Иродом младенцев" выполнены академиком скульптуры Гавриилом Замараевым.

На торжественной литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы отца А.И. Отрадинского: "И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего" .

Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа "иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учрежденном".

Малолетний граф Дмитрий не смог в это время взять на себя заботы о Доме. Его первым попечителем стал, по завещанию основателя здания, представитель нижегородской ветви генерал-майор В.С. Шереметев, чьими трудами и заботами Дом был "поставлен на ноги".

В 1824 году граф Дмитрий Николаевич Шереметев принимает на себя обязанности попечителя Странноприимного дома и остается им до самой смерти (1871). На этом посту его сменяет сын С.Д. Шереметев, остающийся попечителем до революции 1917 года.

Не только прямые потомки графа принимали активное участие в судьбе этого выдающегося учреждения, но и многие представители других ветвей славного рода (С.В. Шереметев, Н.А. Шереметев, Б.С. Шереметев и др.). Они были главными смотрителями, членами Совета, вносили большие суммы денег на поддержание Странноприимного дома и расширение видов благотворительности. Их неустанными заботами, безмерной добротой и порядочностью сохранялся приют для бедствующего люда.

Многое пережил этот удивительный Дом - войны и революции, страшные эпидемии.
Он горел во время войны 1812 года, был серьезно разрушен, но стараниями попечителей, смотрителей и благотворителей, как птица Феникс, возрождался из пепла, чтобы вновь выполнять свою благородную миссию.

В 1923 году Шереметевская больница была преобразована в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.
Наиболее яркий период в истории института связан с деятельностью выдающегося хирурга - академика С.С.Юдина (1891-1954).

Комплексная реставрация ансамбля Странноприимного Дома началась в 1986 году - с этого времени здание занимает Центральный музей медицины, преобразованный в 1991 году в Научно-исследовательский центр.

Изогнутость коридоров и округлые потолочные своды устраняли привычную унылость
общественных и больничных зданий

Воспоминания Б.М. Молоканова, хотя и относятся к более позднему периоду, прекрасно
характеризуют обстановку Странноприимного дома:
"Как сейчас вижу перед глазами чистые, натертые воском коридоры,
а по бокам - залитые солнцем палаты, окрашенные в светло-голубой тон,
в которых стройными рядами стоят чистенькие постели, покрытые толстыми
шерстяными одеялами и перекинутые через спинки халаты светло-коричневого цвета.
Перед каждой кроватью маленький коврик и туфли. Пол палат также натерт воском и блестит на солнце".

Сергею Сергеевичу Юдину - блестящему хирургу, талантливому ученому и
высокообразованному человеку принадлежит идея восстановления Шереметевского
дворца и создания в нем медицинского музея.

В настоящее время научные фонды музея уже насчитывают десятки тысяч единиц хранения и он становится ведущим центром России в области истории медицины, здравоохранения и милосердия.
В музее подготовлены и открыты выставки, посвященные средневековой медицине в Европе,
истории благотворительности в России, медицинскому плакату XX века, истории рентгеновской техники,
вычислительной технике в здравоохранении, космической и радиационной медицине, деятельности научных центров, а также мемориальные комнаты выдающихся ученых - С.П.Боткина, С.С.Юдина, П.К.Анохина,А.Д.Сперанского, И.В.Давыдовского.

На месте домовой церкви Преподобной Ксении появилась каменная часовня - любимое место призреваемых.
Построенная неподалеку от Странноприимного дома еще князьями Черкасскими (1649) и используемая лишь в летнее время "для себя и дворовых", она многое повидала на своем веку, горела, перестраивалась и отстраивалась заново;
долго служила Шереметевым, которые определили при ней богадельню на "48 его графского сиятельства престарелых служителей и дворовых людей".

В этой часовне не ничего не продают,все на пожертвование.Редкое место,не правда ли?

Приют для беднейших в мирное время, в годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь. От первых раненых с Бородинского сражения в 1812 году до пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов принимала она в своих стенах. Во время Крымской войны в Странноприимном доме на средства С.Д. Шереметева (157 859 руб.) формируется санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Позднее, в период Русско-Японской войны, был создан лазарет на благотворительной основе.

Многие поколения Шереметевых, как и лучшие представители российской интеллигенции,
уходя в небытие, оставляли на земле пламень души и сердца.
Эти огни образовали во тьме светящуюся цепочку, по которой мы определяем
свой путь к вершинам Духа.

Но в судьбе Отечества свершались великие перемены.
Октябрьская революция отринула прошлое: ломались привычные уклады,
представления, отметались духовные ценности многих поколений.
Наступало время разрушения, и призыв к нему звучал со всех сторон:
"...Весь мир насилия мы разрушим до основания...".
Разрушали памятники, храмы, дворцы, исчезали знакомые названия улиц.
Вместе с ними исчезло сначала с фасада Странноприимного дома,
а затем на долгие годы из нашей памяти имя Шереметевых.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома.
Храм был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы.
Часть имущества пропала, другая была передана в музеи. Исчезла под побелкой великолепная
живопись в купольном зале церкви.
Однако даже этому разрушительному времени не суждено было изменить
предначертанную миссию этого дома - творить добро.
Почти семь десятилетий к этому прекрасному зданию день и ночь со всех концов Москвы
спешили машины "скорой помощи", доставляя тех, чья жизнь оказалась в опасности.
В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована
Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года разместился
один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.


Прошу прощения за фото,ну грязно в Москве).Мы в "Белом кольце"на фоне дома Шереметева.

Под крышей Странноприимного Дома размещается также Российский дом милосердия
с издательством "Медицина и милосердие".
Вновь милосердие живой нитью вплетается в дела и названия Шереметевского дворца,
а имя основателя полноправно зазвучало вместе с возрождающимся центром милосердия.

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

Приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве , на базе которой в 1923 году был организован .

Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским , были Высочайше утверждены 21 апреля (3 мая) года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня (10 июля) года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане - бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии .

Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Фёдорович Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева , который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835-1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839-1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848-1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851-1860 гг.) .

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили

Здание, которое своим фасадом обращено на , 3 является памятником архитектуры - Странноприимным домом графа Николая Петровича Шереметева.

Строительство богадельни было задумано еще в 1792 году, когда еще была жива и здорова супруга графа - Прасковья Жемчугова. В дальнейшем, после ее смерти, это богоугодное заведение было посвящено памяти о ней и стало этаким зданием-памятником.

Возвели комплекс, рассчитанный на бесплатное лечение 50 человек и содержание 100 неимущих человек, причем, обоего пола, на месте некогда стоявшего здесь царского Литейного дворца и Черкасских огородов, принадлежавших матери Шереметева - Варваре Алексеевне. В то время там уже находилась богадельня на 48 человек и, по-соседству, церковь во имя Преподобной Ксении, построенной в 1649 году.

Первоначальный проект был создан архитектором Елизвой Семеновичем Назаровым, а строительством занимались уже крепостные шереметевские зодчие Аргунов, Дикушин и Миронов.

В процессе строительства к работам был привлечен гениальный мастер Джакомо Кваренги. Именно благодаря этому зодчему, скромный портик центральной части был заменен тосканской колоннадой, представляющей собой полуротонду, которая и придала всей композиции некоторую легкость и воздушность.

По чертежам Кваренги были выстроены также портики на торцовых фасадах и в средней части боковых крыльев строения, обходная галерея, а также проведены работы по созданию убранства встроенной церкви во имя Святой Троицы, внушительный купол которой и венчает композицию строения Странноприимного дома Шереметева.

Все эти преобразования свелись к тому, что здание получило подковообразную форму, обрамляющую парадный двор заведения.

Отделка Троицкой церкви и Белого зала являлись главным акцентом богато оформленных интерьеров, которые создавались известными в то время живописцем Доменико Скотти и скульптором Гавриилом Тихоновичем Замараевым. До наших дней сохранились здесь изящные люстры, беломраморные лестницы и полы, бледно-зеленые роскошные колонны из уральского камня.

Смотря на это великолепие, не веришь, что заведение строилось как богадельня и бесплатное лечебное учреждение. Однако это так и, как говорилось выше, создавалось и было посвящено Шереметевым памяти красавицы-жены - крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Граф и его верная спутница вместе подбирали место для строительства, и также вместе заложили в его основание монетки «на удачу». К сожалению, супруга не дожила до открытия и граф всю свою любовь к ней направил на исполнение ими задуманного - создание Странноприимного дома на Большой Сухаревской площади, 3.

Николай Петрович Шереметев также не дожил до открытия. Пережив супругу на шесть лет, он скончался в 1809 году, за полтора месяца до окончания строительных и оформительских работ. Именно из-за этого торжественное открытие заведения и освещение церкви перенесли на 1810 год, которые прошли при огромном стечении знатных особ и простого люда.

Пожар 1812 года пощадил строение. Не тронула местных обитателей и московская эпидемия холеры 1830-го. Род Шереметевых так и оставался попечителями больницы до самой октябрьской революции 1917 года.




Top