Школа джазовой импровизации на гитаре. Джазовые фразы для гитары

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона, но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Доминантовые джазовые фразы

Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.

В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.

Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.

Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.

Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.

В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.

Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.


Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.

Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.

Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.

При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы вновь попытаемся понять, что такое джазовая импровизация на гитаре, приведём парочку фраз к композиции под названием Dindi и не только.

Dindi - красивая тема, относящаяся к джазовым стандартам. В ней есть очень интересный приём, совмещающий в себе целых два понятия: модуляция и секвенция - это . Мы об этом недавно писали.

В этой статье мы будем импровизировать в этой теме. На самом деле это достаточно весело.

Ну и перед прослушиванием самой нашей импровизации давайте приведём некоторые , которые можно сыграть на аккорды темы.

Аккорды Dbmaj7 и Ebmaj7

На эти два аккорда можно сыграть следующую фразу:

рис. 1

Тут используется просто ионийский лад (для Dbmaj). В котором "мелькает" девятая повышенная ступень (у нас она обозначена как фа бемоль).

Заканчиваем же мы фразу на устойчивой ступени (3-ей) аккорда Ebmaj7.

Давайте послушаем как это звучит:

Аккорд Ebmaj7

А вот например что можно сыграть на Ebmaj7:

рис. 2

Тут у нас просто ионийский лад, вообще без дополнительных альтерированных нот. И опять же мы заканчиваем фразу на аккордовом звуке (снова на третьей ступени, но уже аккорда Dbmaj7), а неустойчивые ступени используем как проходящие.

Послушаем как звучит эта фраза:

Аккорды Eb7 и Abmaj7

А на эти аккорды можем сыграть так:

рис. 3

Здесь мы играли миксолидийский лад на аккорд Eb7 и в итоге перешли в ноту ми бемоль, которая уже играется на аккорд Abmaj7. Да, это кстати у нас разрешение доминанты (Eb7) в новую тонику (Abmaj7). То есть ненадолго происходит.

Теперь сыграем третью фразу и послушаем.

Использование упражнений

Вообще можно просто использовать специальные для того чтобы обыграть тот или иной аккорд или целую цепочку аккордов.

Ведь джаз это импровизация и соло на джазовые темы всегда по-хорошему должно звучать всегда по-новому. Это здорово, так как наша музыка, что бы мы ни играли будет звучать каждый раз по-особенному, отражать именно текущий момент нашей жизни и наше текущее состояние.

Использование упражнений помогает не задумываясь особо строить фразы. Мы, кстати, уже это делали .

В нашей теме мы это также можем сделать, например в моменте, когда идут аккорды секвенции (начиная с Gm). Но тут у нас лады будут сменять друг друга и звучание за счёт этого будет уже интереснее.

рис. 4

Тут мы играли просто упражнения в основном, обыгрывали нужный лад терциями, к примеру. На рисунке 4 мы видим, как эолийский лад (для аккорда Gm7) переходит в мелодический минор (для аккорда Ebm6).

Послушаем как это звучит:

Ну и напоследок послушаем какая импровизация у нас может получится из всего того, что мы выше написали.

Искусство джаза – в частности джазовая импровизация на гитаре – базируется на основе из нескольких составляющих. Это: гармония и гармонические структуры, мелодика, ритм, и, естественно, рациональная техника исполнения на джазовой или электрогитаре .

Основой в джазовой импровизации применительно к гитаре является, конечно, аккомпанемент . В процессе изучения : аккордов и их последовательностей, правил их сопоставления, а также основных вариантов аккордовых замен – Вы узнаете также о тонкостях гармонического мастерства на гитаре. О многих способах аккордового расширения, о том, как можно наиболее выразительно сыграть басовую линию, о различных способах "удержания" верхних голосов, а также о том, как гармония в сочетании с различными ритмами способна влиять на силу и глубину восприятия.

Работы наших Учеников

1-й и важный шаг для любого практикующего джазового гитариста – это создание определенного набора гармонических оборотов – "шаблонов" (). При составлении подобного набора (у каждого гитариста он, как правило, индивидуален), необходимо разобраться в логике применения данных шаблонов на практике спонтанно , а также в найти способы быстро, в процессе импровизации , эти обороты изменять. Здесь важно, не углубляясь особо в теоретические изыски, увидеть всю гармоническую систему как бы "начерно", целиком.

Ниже приведены варианты гармонических последовательностей с учетом их исполнения в различных вариантах джазовых составов.

Исходный, полнозвучный вариант расположения аккордов. Для составов, где гитара одна создает гармоническую вертикаль.
Самый облегченный вариант (только терция и септима). Используется для в ансамблях с большим составом .
Вариант гитарного джазового аккомпанемента в малых составах . Функциональность хорошо слышна, без перегруженной фактуры.
Вариант с изменением верхнего голоса. Основа аккордов та же. Часто применяется в аккордовых импровизациях либо для создания ярких гармонических "пятен".



Top