Школьная энциклопедия. Голландские пейзажи художника andreas schelfhout Малые голландцы зимний пейзаж картины

Голландский художник девятнадцатого века Andreas Schelfhout (16 февраля 1787, Гаага - 19 апреля 1870, Гаага), гравер и литограф, известный своими зимними пейзажами. Его любимой темой была снежная зима, сцены катани по льду голландских канналов.
Для картин Andreas Schelfhout характерен яркий и натуральный цвет с богатыми мазками при изображении времен года. Иногда художник рисовал и летние пейзажи, морские сцены, но больше всего любил именно зимний пейзаж.
Andreas Schelfhout до 24-х лет работал на своего отца, имевшего ателье по изготовлению и продаже фотографий. После он стал обучаться живописи у художника Joannes Breckenheymer (1772-1856). В 1815 г. Andreas выставил свою первую картину с зимним пейзажем, которая имела небывалый успех у критиков искусства, что и послужило началом долгой и блистательной карьеры художника. В 1830 г. художник побывал с выставкой своих картин в Париже, состоял также в «PulchriStudio» в Гааге. Andreas активно сотрудничал с другими художниками - современниками: PieterGerardusvanOs, Joseph Moerenhoutand Jacobus Eeckhout, последний часто добавлял в пейзажи художника свои фигуры. Andreas Schelfhout регулярно выставлялся в Гааге, Амстердаме. Многие из его учеников стали известными художниками: Charles Leickert, Nicholas Roosenboom и Willem Troost. Он также оказал большое влияние на творчество одного из предшественников импрессионизма - Johan Barthold Jongkind. Работы Andreas Schelfhout широко представлены во многих музеях мира, включая Rijksmuseum Amsterdam, theTeylers Museum, Haarlem, the Gemeentemusum, The Hague, и the Museum Boymans-van Beuningen, Rotterdam.

Scaters on frozen river with firs Sun



Frozen canal near the Maas Sun


Ice merriment sunset



Riverlandscape Sun


Scaters at Koek en Zopie


Scaters in stormy weather Sun


Scaters on canal


Scaters on frozen river


Scaters with sledges Sun


Traveller country road in winter Sun


Winter landscape


Winter landscape Sun


Winter market on ice Sun


Winter view with ice boat Sun


Winterlandscape Sun

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

1. Рембрандт (1606-1669 гг.)

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)


Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.


Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг.

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)


Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.


Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.


Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».


Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

5. Питер де Хох (1629-1884 гг.)


Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.


Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

6. Ян Стен (1626-1679 гг.)

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.


Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.


Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1882 гг.)


Портрет Рейсдала. Литография из книги 19 века.

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта Ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.


http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/


http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.


http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/


http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.

Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в творчестве голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Голландские художники больше не рассматривали зимние пейзажи как часть "Времен года" или "Месяцев", а превратили их в самостоятельные произведения искусства.
"В это время года дела обычно шли медленнее, и у каждого оставалось больше свободного времени. В те дни и недели, когда озёра и каналы стояли скованные льдом, никто не расставался с коньками. Молодёжь и старики, мужчины и женщины, проповедники, бургомистры, принцы - буквально все жили на льду.
Скользя на деревянных коньках с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, люди катались либо в одиночку, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд, либо парами, сцепив крендельком руки.
В креслах на полозьях везли малышей и стариков. Мальчишки скользили в санках, отталкиваясь палками.
У края катка трактирщики разбивали палатки и зажигали огни. Здесь можно было пропустить стаканчик, погреть руки на огне и вновь вернуться на лёд"
(Поль Зюмтор)
Предлагаем выбрать и купить картины голландский зимний пейзаж современных художников в нашей художественной интернет галерее.


Top