Шолохов кони памятник. Лошадиные головы приветствуют мореходов в Шотландии: гигантская скульптурная группа Энди Скоттa (Andy Scott)

Особое направление в архитектуре начала XX в. образует так называемый неорусский стиль. В отличие от «псевдорусской» архитектуры середины XIX столетия, натуралистически копировавшей декоративные детали древнерусского зодчества, архитекторы неорусского стиля стремились, в первую очередь, передать характер древних памятников, воссоздать самый дух древнерусского архитектурного творчества, воплощать в своих постройках не внешние декоративные формы и детали, а исходить из основных композиционных и пластических принципов древнерусского зодчества.

Характерно, что важную роль в становлении этого стиля сыграли живописцы В. Васнецов и С. Малютин, прошедшие хорошую школу освоения традиций русского народного искусства, основательно изучавшие русский орнамент и народное декоративно-прикладное искусство.

Инициатором нового обращения к древнерусской архитектуре следует считать В. М. Васнецова, глубоко проникшегося красотой древнерусской архитектуры, понявшего ее национальное своеобразие и впервые творчески интерпретировавшего формы новгородской, псковской и раннемосковской архитектуры. По проекту Васнецова был осуществлен живописно решенный фасад Третьяковской галереи в Москве (1901 -1906). Композиция его самостоятельна, оригинальные детали возникли в результате переработки элементов убранства древнерусского зодчества. Праздничный красочный фасад маскирует ординарный облик здания. Несколько маленьких окон, прорезающих гладь стен, вызывают представление о скупо освещенных «горницах», а не о залитых верхним светом залах, спрятанных за сплошным фасадом. Вместе с тем, с чисто декоративной точки зрения, мастер достигает большой выразительности, в особенности в композиции белокаменного портала и центрального окна. Их причудливые формы контрастируют со спокойной гладью кирпичных стен, увенчанных широким фризом с орнаментальной надписью и узорным карнизом.

Крупнейшим архитектором, опирающимся на традиции древнерусского зодчества, был А. В. Щусев. Сильное воздействие на его творчество оказала древняя архитектура Новгорода и Пскова. Будучи глубоким знатоком форм древнерусского зодчества, Щусев, однако, никогда не прибегал к их копированию, а всегда творчески перерабатывал, добиваясь своеобразия композиции и художественной выразительности архитектурного облика здания.

Среди ранних работ Щусева особое место занимает храм-памятник на Куликовом поле, сооруженный в 1906-1908 годах в память о победе над монголо-татарами. Проект этой церкви определил творческое лицо Щусева как зрелого мастера русской архитектуры. Небольшая кубическая церковь, к которой примыкает трапезная с расположенными на переднем фасаде двумя круглыми башнями крепостного типа, очень проста по решению. В то же время она отличается большой пластичностью и живописной сочностью форм.

В 1908-1912 годах Щусев построил Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке в Москве, принадлежащую к числу наиболее типичных его произведений этого времени. Церковь обители близка по композиции древней псковской и ранней московской архитектуре. Она характерна лаконичностью общего решения, смелыми пропорциями и живописностью форм. Детали внешнего и внутреннего оформления свидетельствуют о большом мастерстве и творческой изобретательности Щусева. Казанский вокзал в Москве (1913-1926) - самое значительное произведение Щусева дореволюционного времени. Ансамбль вокзальных корпусов представляет сложную по формам, силуэтности и полихромности обьемно-постранственную композицию, отличающуюся острой выразительностью и перекликающуюся с московской архитектурой XVII столетия.

Щусеву удалось преодолеть трудности в отношении плана (железнодорожные пути расположены параллельно главному фасаду) и создать свободную, живописную и вместе с тем оригинальную композицию, в основе которой лежит архитектура древнерусских дворцовых комплексов, хотя прямых аналогий с древнерусским зодчеством нет. Каждый из объемов завершен особым покрытием, что отвечает традициям древнерусской архитектуры. Объем главного вестибюля подчеркнут высокой уступчатой башней, идея которой возникла у автора под влиянием башен Московского Кремля.

В том же направлении, что и Щусев, работали В. А. Покровский. В Москве им было построено здание Ссудной кассы (1913-1916). Композиция здания навеяна московской архитектурой XVII века, она живописна и разнообразна по форме. Обличье боярских палат должно было маскировать здесь деловую структуру сооружения, а «теремные окна» - освещать большие пространства операционных залов.

Ряд своеобразных архитектурных композиций был создан живописцем С. В. Малютиным, работавшим также в области прикладного искусства и архитектуре. Ему принадлежат и многочисленные рисунки мебели и ряд архитектурных памятников в русском стиле, порой доходящих до явной стилизации. Архитектурные работы Малютина по существу были лишь увеличенными образцами тех предметов прикладного искусства которые выполнялись по его замыслам в Талашкино. И его декоративным работам, и архитектурным постройкам (теремок в Талашкине, 1900: Доходный дом Перцова в Москве. 1905-1907) в равной мере были присущи подчеркнутая сказочность, причудливость форм и колористическое богатство.

В его творчестве особенно ярко проявилось стремление к сближению живописи, прикладного искусства и архитектуры, к стиранию четких границ между ними, к их взаимному обогащению. В доме Перцова композиция фасадов строится так, чтобы замаскировать многоэтажную структуру доходного дома, создать впечатление сказочного терема. Горизонтальные поэтажные членения перебиваются высокими фронтонами с майоликовыми вставками, нарочито ассиметрично расположены балконы, разнообразны очертания окон и порталов входов. Расположение за этими сказочными стенами обычных, прозаических, иногда небольших квартир как бы игнорируется.

Разрыв между внешним обликом и внутренней структурой современного здания был достаточно типичен для «неорусского» стиля. «Фасадность», декоративность зданий этого стиля требовала иногда почти живописно-декоративных решений, чтобы маскарадная одежда облекала здание, успешно скрывая его прозаическую суть.

Из Вики:

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль ». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А.Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.


Похожая информация.


Адрес: Гоголевский бульвар

Как добраться до памятника М.А. Шолохову: ст. метро Кропоткинская

Памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре был открыт 24 мая 2007 года. Это второй памятник Шолохову в столице, первый, установленный без согласования московской комиссии по монументальному искусству, располагается на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.

Идея создания памятника появилась еще двадцать лет назад. Тогда конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, который предполагал, что памятник будет находиться на Зубовской площади. По неизвестным причинам в то время проект так и не был реализован, но в 2000-е годы о нем вспомнили. На этот раз в конкурсе участвовал сын Иулиана Рукавишникова, Александр, который доработал проект своего отца, и выиграл очередной конкурс. В создании памятника принимали участие и родственники Михаила Шолохова, которые предоставили скульптору фоторгафии и необходимую информацию.

Как уже говорилось, первый памятник был "незаконным", поэтому комиссия по монументальному искусству с трудом смирилась с его существованием. Идея установить второй памятник Шолохову на фоне этой ситуации не вызвала понимания и одобрения. Причины назывались разные, и то, что композиция может перекрыть Гоголевский бульвар, и то, что устанавливать памятник Шолохову возле дома, в котором жил Тургенев — нелогично. На самом деле, место для памятника было выбрано неслучайно — фигура Шолохова обращена лицом к Сивцеву Вражеку, где Шолохов жил в Москве.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру Шолохова, сидящего в донской лодке. Постамент изображает вовсе не мель, а речную гладь — поэтому его и покрыли бронзой. Писатель одет в телогрейку, взгляд его устремлен вдаль. Позади лодки с обеих сторон располагаются лошади, плывущие в противоположном направлении. Две группы лошадей как бы расходятся клином, что символизирует раскол страны на "красных" и "белых" во время Гражданской войны. Плита с лошадями представляет собой фонтан. Вся композиция в целом наклонена в сторону пешеходной зоны.

Поскольку фонтан планировалось спроектировать таким образом, чтобы вода в нем подавалась все время, то и для образа плывущих лошадей были созданы только головы. На самом деле воду в фонтане часто отключают, и памятник в это время выглядит более чем странно. Вмурованные в плиты головы лошадей побуждают людей придумывать памятнику новые названия. Такие как "кладбище домашних животных" или "мясокомбинат". Зимой же шутники иногда лепят из снега зайцев, и сажают их в лодку к Шолохову, превращая его в Деда Мазая.

Памятник Шолохову на Гоголевском Бульваре.
Скульптор Александр Рукавишников.
Архитектор Игорь Воскресенский
Открытие должно состояться 20 мая (или уже 23 мая)

Рукавишников описывает свое творение так: Сам памятник представляет собой фигуру сидящего на камне писателя, сзади - белые и красные кони, символически расходящиеся клином
Лошади, которые разошлись в разные стороны, показывают раздвоение нашей несчастной родины: они достаточно трагические, эмоционально нервные. Кони небольшие, они плывут в никуда, в вечность, видны только их головы
Если бы Шолохов встал, то он был бы 2 метра 60 см, то есть полтора человеческих роста. Символический камень,на котором он сидит, со всех сторон и сверху покрыт бронзой, имитирующей воду
Вместе с тем он отметил: "описывать памятник - дело неблагодарное, так как на слух это может звучать странно. А когда собирается все это по ритму, должно быть неплохо - и уже и так видно, что неплохо".

На самом деле, этот памятник планировалось поставить еще в 1980х годах на Зубовской площади, там где сейчас выситься счетная палата.
Решение о строительстве памятника принял Лужков в прошолом году.
Из-за изменения места установки памятник было решено немного доработать, что бы он лучше вписался в ланшафт бульвара.
А. Руковишников уже хорошо известен москвичам, как автор памятника Достоевскому у Российской государственной библиотеки (прозванный в народе "памятник российскому геморрою"), и памятника Ю.Никулину на цветном

Реку имитируют струи воды, стекающие по склону Гоголевского бульвара. Вокруг через реку плывут лошади, символизирующие «красных» и «белых». Головы «красных» коней смотрят в одну сторону, головы «белых» - в другую. И только один жеребенок не знает, куда плыть. Это символизирует раскол общества после революции на два враждебных лагеря. Причем по первоначальному замыслу кони должны были быть красного и белого цвета и расплываться в разные стороны. На другой стороне бульвара стоит скамья с барельефами сюжетов Гражданской войны.

Говорят, что... ...к памятнику Шолохову стойко приклеилась кличка «Дед Мазай». Зимой в пустую лодку энтузиасты лепят ему зайцев. Второе неофициальное название памятника «Дед Мазай и кони». Также скульптуру называют «Скотобойня» .
...тот, кто дотронется до голов коней, плывущих позади лодки писателя, сможет побороть свои страхи.
...если потереть за правым ушком одной из «красных» лошадей, исполнится заветное желание.




Top