Showforum музей архитектуры и дизайна. Музей архитектуры: фото и отзывы туристов
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Варианты сокращённого наименования - ГНИМА, МУАР, МА .
Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры , организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития.
Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения.
Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).
В разное время директорами музея были такие известные деятели, как А. В. Щусев , В. И. Балдин , В. И. Резвин , Д. А. Саркисян , И. М. Коробьина . В марте 2017 года по результатам конкурса концепций развития Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации назначило на должность директора старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву .
Энциклопедичный YouTube
1 / 4
✪ Государственный музей архитектуры имени Алексея Щусева
✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 2 (Познавательное ТВ)
✪ Высотки Москвы
✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 4 (Познавательное ТВ)
Субтитры
История музея
- 1934 год
Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа - в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января 1934 г. , одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря . Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции. Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. включительно. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому , ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.
- 1946 год .
Лекторий
Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем Академии архитектуры СССР в 1934 году . В первые годы своего существования лекторий был выездным: ведущие специалисты в области архитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводах и фабриках. Во время Великой Отечественной войны лекторий не прекращал свою работу. 1 января 1964 г . был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, объединивший Музей Академии архитектуры СССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, и Республиканский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбе Талызиных на ул. Воздвиженка . В это время лекторий обретает свой постоянный зал в стенах главного здания усадьбы. Основной направленностью работы лектория становится освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В это время лекции читают такие именитые архитекторы как Михаил Васильевич Посохин , Константин Степанович Мельников и другие.
В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ , фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбы Талызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. В связи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю, среди экспозиции в Анфиладе главного здания.
Архитектурные экскурсии
Музей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам Москвы. В числе экскурсий, пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард в арбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверская и сталинский генплан»; «Новая архитектура Москвы. Остоженка»; «Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередь метрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематика экскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться с программой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.
Критика
Исследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий
В этом рассказе речь пойдет о бывшей усадьбе Александра Федоровича Талызина, в которой на настоящий момент находится Музей Архитектуры им. Щусева. Недавно мне удалось побывать на интересной экскурсии по этому зданию, увидеть сохранившуюся роспись потолков и погулять по главной анфиладе, о чем в заметке ниже.
Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора
Ранее я была в Музее Архитектуры имени Щусева только на лекциях, которые проводятся во флигеле Руина. Именно тогда я и узнала, что по музею проводятся экскурсии.
На прогулку под интригующим названием «Экскурсия по усадьбе Талызина» я записалась через официальный сайт Музея Архитектуры. Надо отдать должное — ответили по электронной почте очень быстро, вежливо, подтвердили наличие мест. В основном эта экскурсия проводится по субботам днем или вечером в четверг, когда музей работает допоздна, а именно до 21 часа (касса до 19-30). Порадовала стоимость полуторачасовой экскурсии — всего 150 рублей, что по сегодняшним ценам совсем недорого.
Итак, прибежав по адресу немного раньше назначенного времени, я оплатила стоимость экскурсии и принялась рассматривать холл музея, где были расположены часть интересных артефактов, вывезенных из разных усадеб. Надо признаться, что здесь сосредоточено, пожалуй, наибольшее количество скульптур, чем во всем музее.
В холле музея Архитектуры
В назначенное время подошла молодая и обаятельная экскурсовод и повела группу во внутренний дворик. Так как в ноябре рано темнеет, то нашему взору предстал плохо освещенный дворик, где вовсю велись работы по благоустройству. Экскурсовод пригласила всех посетить дворик летом, который кстати можно посетить бесплатно, заглянув сюда со Староваганьковского переулка.
Ночью же дворик выглядел зловеще.
Во дворе музея Архитектуры
На территории современного музея Архитектуры находятся несколько зданий разных веков: так, здание трапезной аптекарского приказа относится к 17 веку, полукруглый домик садовника — к 18, современный флигель Руина (бывшее здание конюшен) — к 18, ну и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями — к 19 веку.
История этого места прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева стремительно менялись: в 1659 казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века, владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено по трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, некоторые — ученикам его школы. В 1805 году Талызин продает усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивается.
В 1845 году владение опять продается, на сей раз Министерству финансов, для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. Все изменилось во времена октябрьской революции. В 1920 году здесь размещается Секретариат ЦК РКП (б).
В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за ужасного отношения интерьеры анфиллады серьезно пострадали. После 1945 года здание передают Музею Архитектуры. С тех пор в здании ведется реставрация.
Из-за работ по благоустройству, пришлось нам немного погулять по дворику. В здании трапезной палаты аптекарского огорода 17 века находится административный корпус музея. Изначально здание было одноэтажным, затем был надстроен второй этаж.
Здание XVII века. Аптекарский приказ
Так как в ноябре на улице было довольно прохладно, мы поспешили греться во флигель Руина, ранее там находились конюшни, а сегодня проводятся выставки.
Вход в флигель Руина
Одним из экспонатов в флигеле Руина являются массивные двери одного из соборов, привезенные сюда. Интересной деталью является ящик для подаяний, который размещался на внешней стороне дверей (кто-то из экскурсантов предположил, что это почтовый ящик))).
Ящик для сбора подаяний
В вечернее время флигель Руина выглядит зловеще. Среди старинных сводов по периметру были расставлены разные артефакты: части витражей, кованные решетки, массивные стальные ворота.
Экспонаты в флигеле Руина
Своды конюшен выглядят как настоящее подземелье.
Флигель руина
Экспонаты в Флигеле Руина
Ступеньки во флигеле Руина можно также записать в экспонаты.
Кованные ступени
На фоне такой лестницы можно проводить фэшн-фотосесии:-).
Флигель руина. Лестница на второй этаж
Мы поднялись на второй этаж флигеля, где проводилась какая-то выставка современного искусства. Времени рассматривать ее у нас не было, так как программа была достаточно большая.
Флигель руина. Второй этаж
Флигель руина. Выставочные залы
На втором этаже мы заглянули в кабинет Давида - одного из директоров Музея Архитектуры имени Щусева.
Флигель руина. Кабинет Давида
Так как я немного опоздала к рассказу экскурсовода, то подумала, что за стеклом - сувенирная лавка. Оказалось, что так кабинет директора и выглядел. Жаль, что это все "богатство" было за стеклом.
В кабинете Давида
Выйдя из флигеля руина, мы опять вернулись в холл музея, где экскурсовод подробно рассказала про сокровища, выставленные здесь.
Молодые и красивые юноши - "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры 19 века. Были найдены в Екатерининском пруду. В музей Архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.
Особо нужно обратить внимание на пол, ведь там остались настоящие плиты с давних времен.
Музей Архитектуры. Скульптуры
В вестибюле также можно увидеть парные парадные канделябры 19-го века.
Канделябр
Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов.
Канделябр
Обращают на себя внимание мраморные парные скульптуры сфинков первой половины XIX века, родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (был разрушен в 1941 году).
После осмотра вестибюля мы отправились по парадной лестнице на второй этаж, где располагалась парадная анфилада.
Стены лестницы оформлены искусственным мрамором. Украшают ее гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.
Сегодня парадная лестница довольно скромна, но те фотографии которые показывала нам экскурсовод, поражали красотой росписи стен.
Лестница на второй этаж
На потолке сохранился лепной карниз.
Усадьба Талызина. Лестница на второй этаж
В центральных залах анфиллады располагалась фотовыставка, посвященная архитектуре Испании. Если честно, я ожидала увидеть в музее постоянную экспозицию, рассказывающую о великих московских архитекторах, но она в музее отстутствует.
Музей Архитектуры. Выставка
В одном из залов сохранилась красивая роспись потолочного плафона, которая находится в плачевном состоянии. Порой в заброшенных усадьбах роспись находится в лучшем состоянии.
Когда-то в этом зале находились изразцовые печи, но их решено было не восстанавливать, а закрыть пластиковыми панелями.
Один из залов
Усадьба Талызина. Потолочная роспись
Фрагмент потолочного плафона.
Фрагмент росписи плафона
В следующем зале мы увидели симметричные восстановленные печи. Правда в прошлом, они были украшены красивыми изразцами.
Восстановленные печи в одном из залов
Роспись плафона потолка в этом зале.
Потолочная роспись
Последний зал анфилады, который был открыт, был по всей видимости музыкальным или танцевальным. Здесь сохранились красивые барельефы, люстра.
Усадьба Талызина. Танцевальный зал
Плафон "Любовь земная". По львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого полубога полу человека - Геракла.
Плафон. Любовь земная
Симметричен ему плафон, посвященный мифу об Амуре и Психеи ("Любовь небесная").
Любовь небесная
Над дверными проемами располагаются горельефы, посвященные Афине и Аполлону.
Барельеф
Танцевальный зал. Анфиллада
Экскурсовод показала нам старые фотографии, на которых изображена та же люстра, что и сейчас находится в этом зале.
Люстра в танцевальном зале
Далее, мы направились в залы, где расположены части огромного макета Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1770-1775 гг). По замыслу Баженова, этот дворец должен был бы находиться на территории Кремля (Кремль правда, пришлось бы снести). Слава богу, что это не произошло, Юнеско бы не одобрило.:-)
В этих залах нельзя фотографировать, поэтому к сожалению, фото самого красивого плафона усадьбы, который по стечению обстоятельств находится там же, где и макет, в этой статье не будет.
В самом последнем зале также можно увидеть фрагмент макета Кремлевского дворца. Украшением зала являются колонны из розового искусственного мрамора. Который на вид, очень тяжело отличить от настоящего.
Часть макета Большого кремлевского дворца
На этом наша экскурсия по Усадьбе Талызина закончилась. Впечатления от экскурсии были двоякими: с одной стороны рассказ понравился, сохранившиеся (и восстановленные) части интерьеров порадовали. Но с другой стороны, удивил Музея Архитектуры, в котором как оказалось нет постоянной экспозиции.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева:
Адрес: м. "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская" и "Боровицкая", Ул. Воздвиженка, д.5/25.
Часы работы: Пн.-выходной, вт.-ср., пт.-вс. с 11.00 до 20.00, чт. 13.00-21.00.
Сайт музея muar.ru
Бронирование отелей в Санкт-Петербурге
Бронирование отелей в городах Золотого кольца
Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!
Архитектурный музей имени Щусева в Москве – один во всем мире, при том, что многие самые разные хранилища располагаются в творениях зодчих. Здесь проводятся разнообразные по тематике выставки, связанные с архитектурой и смежными областями. Уникальна постоянная экспозиция архитектурного музея, представляющая фрагменты масштабного макета Большого Кремлевского дворца, проект которого остался не воплощенным. Основное здание представлено дворянской усадьбой Талызиных, которая сама является памятником русского зодчества.
Образование архитектурного музея связано с личностью знаменитого зодчего А.В.Щусева, инициатора и первого директора нового музея. Среди множества его работ выделяются проект здания Казанского вокзала и усыпальница пролетарского вождя – мавзолей Ленина.
Главный вестибюль усадьбы украшен парными скульптурами древнего происхождения. Напротив мраморных фигур сфинксов и старинных бронзовых подсвечников, возле зеркала и входа в залы стоят два древнеегипетских воина. Здесь же размещены билетные кассы и стенды с информацией о работе музея, демонстрируемым и планируемым тематическим выставкам.
В вестибюле приходящие посетители встречаются со своими гидами, если была заказана экскурсия в сопровождении сотрудника музея. Несмотря на поясняющие надписи возле экспонатов, живой и квалифицированный комментарий гораздо доходчивее.
Возле парадной лестницы на второй этаж выставлен стенд с архитектурным толкованием термина анфилада, чтобы отличить от военного термина вида построения кораблей. Над мраморными ступенями на стене – гипсовые копии барельефов Парфенона и афиша проходящей в данное время выставки.
Залы тематических выставок архитектурного музея
Продольное расположение залов архитектурного музея наглядно иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Габариты выставочных помещений позволяют не перегружать пространство экспонатами. Информация подается дозированно.
Используется и другое построение экспозиции, когда она организована из параллельных стендовых панелей, расположенных под углом к стенам помещения. На черном фоне выставочных щитов графические и живописные экспонаты хорошо различимы и удобны для восприятия посетителей. Использование интерактивных способов демонстрации расширяет наглядность и повышают доходчивость информации.
Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями. Центральный участок двухуровневого потолка расписан красочным орнаментом, в середине перекрытия зала размещена хрустальная люстра.
В залах тематических выставок достаточно редки сопутствующие экспонаты других форм, кроме графики и живописи. В одном из помещений можно видеть шикарное кресло, однако инородным предметом оно здесь не выглядит. Да и тема текущей выставки – театральные декорации, и такой элемент сценического оформления вполне допускает. Основная же масса экспонатов представляет построение сценического пространства различных театров и их художественное оформление.
Причудливая планировка усадьбы Талызиных сохранена и даже способствует более удачному размещению экспонатов. Некоторые элементы воссозданы чисто символически, например – неприметны печи с белым кафельным покрытием, которые в старину обычно покрывали узорными цветными изразцами. Зато сразу бросаются в глаза рыцарские доспехи в одном из залов архитектурного музея.
Посетителям подобные контрастные по тематике экспонаты отнюдь не мешают, позволяя перевести дух от тематической выставки.
Постоянная экспозиция – жемчужина архитектурного музея
Большой Кремлевский дворец, как явствует из музейного объявления, постоянно сохраняется в доступной экспозиции для посетителей и специалистов – археологов, историков и художников. Два зала, отведенные под наиболее значимые фрагменты модели здания, снабжены запретительными объявлениями на фотографирование уникального экспоната.
Есть разные точки зрения на то, кто был главным инициатором создания грандиозного проекта, амбициозная императрица Екатерина Великая или молодой, но образованный и уже известный архитектор Василий Баженов. Да это и не важно, ведь побудительный мотив ясен – заменить чисто оборонительные стены и сторожевые башни Кремля выразительным и величественным сооружением, подчеркивающим мировое значение Российской империи.
Дворец был задуман превосходящим все известные дворцовые комплексы, в том числе папский собор Святого Петра в Риме и бывший византийский храм Святой Софии, затем мечеть в Стамбуле. И властительница, и архитектор были едины в стремлении упрочить славу Москвы как Третьего Рима, создав грандиозный символ могущества государства.
Узкий темной облицовки зал, похожий больше на коридор, содержит серию мониторов для демонстрации истории и предполагаемого облика огромного сооружения. Рассказывается и о масштабной модели, составляющей в собранном виде 17 метров в длину, при ширине 4 и высоте 2 метра. Таких макетов не делал еще никто и никогда, для его сооружения было построено отдельное здание. Желающие могли посетить модельный дом и лицезреть диковинное строение в процессе его создания.
Для выполнения макета использовалась липовая древесина, наиболее податливая для обработки резанием. Лепные детали выполнялись из гипса, самые миниатюрные украшения отливались из сплава свинца и олова. Модель создавали лучшие мастера резьбы по дереву, скульпторы и литейщики того времени, как русские, так и европейские.
Проект был одобрен императрицей, принявшей решение о начале строительства. Была снесена часть кремлевской стены и несколько сторожевых башен, проведены объемные земляные работы, сооружались фундаменты. Однако осадка и угроза разрушения ряда исторических зданий, а также возросшие военные расходы государства привели к прекращению строительства. Разрушенные конструкции Кремля были постепенно восстановлены, не без изъянов и ухудшений.
Очередное чудо света осталось в проекте и деревянной модели, сменившей несколько мест, где она выставлялась или хранилась разобранной.
Только на мониторе можно видеть общий вид Большого Кремлевского дворца, каким его спроектировал Василий Баженов. Сохранив внутренние кремлевские строения, проект предполагал практически полную ликвидацию крепостных стен и сторожевых башен, неузнаваемым становился весь облик исторического центра Москвы.
Новый дворец безусловно оригинален и красив, однако при взгляде на изображение не сразу понимаешь, что это Москва. Допустимо ли уничтожать столь объемное историческое наследие, как Московский Кремль, ради реализации даже самого гениального проекта – большой вопрос, и мало кто ответит на него согласием.
Другие помещения архитектурного музея
После посещения тематической выставки и постоянной экспозиции можно пройти во внутренний двор, посетить реставрационные мастерские и продолжение экспозиции в здании Аптекарского приказа. При переходе встретятся реконструируемые конструктивные части зданий, типа храмового купола, и завершаемый макет многоэтажного дома – башни. Здесь же макет опорного сооружения под куполом цирка для выступления гимнастов. Можно реально оценить разнообразие проявлений архитектуры как вида искусства, красоту отдельных элементов зданий.
Под открытым небом, на специальных стеллажах с укрытием от осадков расположены отдельные элементы архитектуры, образцы материалов и изделий. Значительную часть составляют пластины с рельефными изображениями, предназначенными для декоративного оформления архитектурных объектов. Это запасники реставрационных мастерских, которые работают при хранилище с момента его основания как необходимое и крайне важное подразделение.
В штате реставраторов мастера работы с различными материалами, владеющие всеми изобразительными методами и средствами. Они осуществляют как текущее обслуживание экспонатов, так и восстановление поврежденных или утраченных фрагментов и деталей.
Одно из зданий, отнесенных к ведению архитектурного музея – палаты Аптекарского приказа, учреждения со своей интересной историей. Говоря современными терминами, это был орган управления и регулирования медицинской деятельности со времен Ивана Грозного.
В ведении Аптекарского приказа было признание трав и корней лекарственными, организация сбора лечебного сырья и искусственное выращивание. Также учреждение проверяло уровень знаний дипломированных докторов и аптекарей, обследования в целях судебной медицины и другие функции.
Конструкция трапезной Аптекарского приказа, сохранившейся до наших дней, базируется на белокаменных подвалах с мощными сводами крестового строения, Над перекрытием были возведены массивные палаты трапезной, используемые архитектурным музеем для организации выставочной деятельности.
Даже посещение во время демонтажа одной из выставок дает возможность увидеть и оценить уникальность конструктивных элементов старинного здания. Однако после сооружения подземного тоннеля новой ветки метрополитена необходим повышенный надзор за состоянием даже столь мощного сооружения.
Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Единственным значимым отличием являются верхние чердачные окна под коньком, тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами. Одинаковы размеры и оформление оконных проемов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.
При всей исторической ценности основная привлекательность архитектурного музея имени Щусева заключается в его экспонатах, иллюстрирующих историю зодчества за длительный исторический период. Жемчужина коллекции – модель Большого Кремлевского дворца, не осуществленная, но гениальная задумка великого российского зодчего Баженова.
Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.
Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.
После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.
Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.
В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.
Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.