Showthread php памятник архитектуры петровской эпохи. Памятники петровской эпохи

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • основные направления развития русской архитектуры;
  • творчество ведущих архитекторов петровского времени; важнейшие комплексы и памятники архитектуры первой трети XVIII в.:

уметь

Выделять композиционные приемы, как унаследованные архитекторами петровского времени от русского зодчества XVII в., так и привнесенные европейскими мастерами;

владеть

Навыками самостоятельного стилистического анализа произведений архитектуры начала XVIII в.

Изменения, затронувшие все сферы жизни русского общества XVII is., потребовали нового художественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная система утверждалась и в архитектуре, причем именно на материале архитектуре ярче всего видны размах и смелость петровских перемен.

Тем не менее новая европеизированная архитектура во многом стоит "на плечах" древнерусского зодчества и традиций, заложенных в московском строительстве во второй половине XVII в. Особенно отчетливо это проявляется в переходный период, который для России (за исключением Петербурга и отчасти Москвы) занял всю первую половину века.

Раннепетровское зодчество в конце XVII века

Московский, или нарышкинский, стиль (названный по основному кругу заказчиков, близкому ко второй жене царя Алексея Михайловича, матери Петра I Наталье Кирилловне Нарышкиной) получил распространение в столице и окрестных боярских вотчинах в последние два десятилетия XVII в. (правление царевны Софьи и раннепетровское время). Представленный наиболее ярко в храмовой архитектуре он характеризовался выразительностью силуэтов ярусных церквей "иже под колоколы" (т.е. увенчанных по центру звонницей, а не куполом), поставленных на высокое основание и окруженных открытыми галереями-гульбищами; дорогим белокаменным декором, который в изобилии обрамляет окна, кружевом ложится на карнизы ярусов, резными колонками подчеркивает грани объемов. Этот стиль в своем богатстве и разнообразии объемно-пространственных и пластических решений соединил в себе композиционные приемы польско-украинского зодчества (после включения Украины в состав Московского царства и заключения Вечного мира с Польшей начались особенно интенсивные художественные контакты; в частности, белорусские резчики иконостасов много работали в России), северного маньеризма (орнаментальный декор, заимствованный из иллюстрированных голландских изданий) и, конечно, русского "дивного узорочья" середины века.

Вспомним классический памятник нарышкинского стиля – обетную церковь Покрова Богородицы в Филях (1690–1694), построенную любимым дядей Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным, возглавлявшим тогда Посольский приказ и имевшим почти неограниченные возможности. Прежде она была частью большой усадьбы с одним из первых регулярных садов в России, ступенями спускающимся к реке (подробнее см.: Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях // Архитектура, строительство, дизайн. 2003. № 29). "Центрическая композиция храма с четырехлепестковым планом восходит к архитектурным решениям ренессанса (церкви в Тоди, Лоди), многие мотивы декора иконостаса (разорванные фронтоны, картуши и увитые лозой колонки) типичны для барокко, а картуши, обрамляющие клейма икон местного ряда иконостаса, несомненно, скопированы с маньеристических гравюр" (Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 111).

План в виде квадрифолия (четырехлистника) обычно сочетался с башнеобразным объемом в центре, который мог быть дополнен главами на пониженных боковых объемах (церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1690–1696); построена II. В. Шереметевым). Уникальна по своему каменному убранству и церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (1690–1704), в усадьбе воспитателя Петра I Б. А. Голицына, несомненно, строившаяся и оформлявшаяся европейскими мастерами (предполагается участие итальянских, голландских и немецких мастеров лепщиков, штукатуров и пр.: Алемано, Г. Квадри, К. Оснер Старший, Д. М. Фонтана, Д. Руска и др.).

Восьмилепестковая форма плана, повторяющая тему собора Высоко-Петровского монастыря – родовой усыпальницы Нарышкиных, – применена в храме Знамения в Перово (1690–1705), в Никольской церкви села Руднево Тульской области и др.

Среди около двух десятков церквей нарышкинского стиля следует упомянуть храмы Троицы в Троице-Лыкове (1690–1696; построена М. К. Нарышкиным, мастер Яков Бухвостов), Иконы Смоленской Богоматери в Сафарино (1691 – 1694; построена Ф. П. Салтыковым, отцом Прасковьи Федоровны, жены брата

Петра I царя Ивана, матери Анны Иоанновны), роскошнейшую, уничтоженную в советское время церковь Успения на Покровке (1696–1705; построена И. М. Сверчковым, мастер Петр Потапов). В них получил распространение тип композиции "кораблем", когда основные объемы (алтарь, храм, трапезная, колокольня) располагались на одной оси, "в линию".

Другая композиция, пришедшая уже из Малороссии, – "трехбанная" (трехчастная, трехглавая) отличалась тем, что пониженные части по сторонам (к востоку и западу) от главного объема завершались грушевидными главами – "банями". При этом обычно следовали традиционной конструктивной схеме: на нижний кубический объем ("четверик") ставился восьмигранный ("восьмерик"). Далее могли быть варианты: венчание сводом (различной конфигурации) или постановка нескольких уменьшающихся кверху "восьмериков" в колокольнях (или церквях "иже под колоколы")

В нарышкинских храмах тяготение к центричности композиции, иерархии объемов, сочетавшееся с внутренним хорошо освещенным стопообразным пространством, во многом было унаследовано от шатрового государева строительства XVI–XVII вв., столь блистательно завершенного великолепным световым шатром патриаршего Ново-Иерусалимского монастыря (1658–1685).

Наряду с бесстолпными, продолжали строиться крестово-купольные храмы с опорами, на которые опирался центральный купол, – четырехстолпные и большие шестистолпные соборы, получавшие убранство в духе нарышкинского стиля.

Храмы строились профессиональными артелями по подряду (например, известно, что таким подрядчиком был Я. Г. Бухвостов). В Москве подобных бригад было много: одни специализировались на кирпичной кладке, другие на белокаменном или изразцовом декоре, третьи на деревянной резьбе и т.д. Они могли часто меняться даже на одном объекте, поэтому решающая роль принадлежала заказчику, который выбирал конкретный храм для образца, и далее строительство велось не по архитекторскому чертежу, а по традиции, когда приемы и методы передавались изустно.

Орнаментика, излюбленными приемами которой являлись колонки ордера Иерусалимского храма, перевитые виноградной лозой, могла воспроизводиться в разных техниках – каменной резьбы, изразцах или красочной росписи. Система декора распространялась не только на храмовое зодчество (Трапезная палата Троице-Сергиева монастыря, 1685–1692; Крутицкий теремок, 1693–1694). Нарядные проездные арки Земского приказа, Крутицкого подворья, Сухаревой башни предвосхищают триумфальные "порты" петровской эпохи. Сухарева башня, в 1698–1701 гг. завершенная высокой ярусной башей с шатровым завершением, пад которым высился двуглавый орел государственного герба, стала первой архитектурной доминантой Москвы нового века. В ней размещалась Школа математических и навигацких наук и первая в России астрономическая обсерватория Якова Брюса. Ее архитектурный образ имеет ряд параллелей с ратушами Северной Европы. Ярусной башней со шпилем завершалось и здание Земского приказа на Красной площади.

Узнаваемый набор декоративных белокаменными мотивов: колонки большого ордера (т.е. с пьедесталами), фигурные аттики в виде петушьих гребней, разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины-пальметты, фиалы с бобышками – все это наряду с композиционными схемами получит широкое распространение в провинции уже в XVIII в.

Что касается искусства усадьбы, то оно зарождается на рубеже XVII–XVIII вв. Государевы подмосковные резиденции Измайлово, Алексеевское, Братовщина представляли собой обширные имения с богатейшей хозяйственной деятельностью и разнообразными садами ("ветроградами"), прудами, огородами и примыкающими к ним охотничьими угодьями. Центром усадьбы обычно были хоромы и церковь при них. Принципиально отличные усадьбы нового типа как сочетание дворца и регулярного сада возникали в Немецкой слободе. Например, усадьба Франца Лефорта после его смерти перешла к Ф. А. Головину, который к 1703 г. устроил в ней сад с каналами на голландский манер. В 1722 г. Петр I решает разместить здесь свою резиденцию и приглашает для ее обустройства голландского врача, будущего лейб-медика Николаса Бидлоо, успешно завершившего строительство имения по собственному проекту. Регулярный сад с Крестовым прудом, "ермитажами", каскадами, фонтанами и статуями был дополнен соседними участками – так сформировался самый большой в Москве ансамбль ландшафтного искусства переходного типа.

Конец XVII в., несмотря на многие его новшества в архитектуре и живописи, стал последней, можно сказать маньеристической стадией в рамках средневекового искусства. Именно это обстоятельство, по мнению О. С. Евангуловой, ограничивает характер использования в нем приемов западноевропейского барокко, стиля Нового времени, позволяя говорить не о реализации его принципов, а скорее об их проекции на иное по своему содержанию искусство позднего Средневековья. Недаром эти памятники включены в курс еще древнерусской архитектуры как в Московском, так и в Санкт-Петербургском университетах. По сути, еще в том же русле развивается архитектура провинции первой половины XVIII в.

Здесь хорошо просматривается продуманная регулярность общей застройки, удивительная соразмерность всех городских ансамблей и гармоничность в стилевом многоголосии, несмотря на неброское природное окружение. Именно этим и ценны для мирового искусства архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Архитектура зданий города насчитывает до пятнадцати разных стилей. Но среди этого многообразия архитектурных стилей можно выделить основные: барокко - петровское и елизаветинское, классицизм, ампир, эклектику, модерн и конструктивизм.

*Барокко

С 16 до 18 века - расцвет времени абсолютизма и итальянского барокко. В нём торжествуют сложная криво линейность, динамика, пышность и причудливость. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга представляют этот стиль весьма разнообразно. До Петра Первого архитектура на Руси называлась «русским узорочьем» и воплощалась чаще всего с византийской традицией в храмовом строительстве. Русское барокко - слияние двух этих стилей. Однако и московское, и петровское барокко отличаются не только друг от друга, но и в большей степени - от западноевропейского. В этом можно убедиться, если сравнить архитектурные памятники Санкт-Петербурга петровской эпохи с центром любого старинного итальянского или французского города.

* Петровское барокко

Царь Пётр 1 активно приглашал архитекторов с Запада, и в результате немецко-голландско-итальянско-французского совместного творчества возник феномен этого петербургского стиля. Шла Северная война, жилые здания капитально почти не возводились, только строились времянки из дерева на скорую руку. Зато уже тогда появились сооружения, которые мы знаем: верфь, порт, крепость - с простой, немногословной, рациональной и сдержанной архитектурой, созданной под значительным влиянием голландцев и немцев.

Лепнины, портиков и колоннад не было, но фасады часто имели фронтоны, волюты, пилястры, а крыши - шпили, что подчёркивало все вертикали и горизонтали. Внутри здания чаще всего планировались с анфиладой. Уже тогда в зданиях обустраивались смывные туалеты и водопровод.

Храмовая и фортификационная архитектура была проста, но изящна: колокольня Петропавловского собора, храм Святого Пантелеймона, Петропавловская крепость с её Петровскими воротами, Летний дворец Петра Первого, Меньшиковский дворец, Двенадцать коллегий, Кикины палаты, Кунсткамера, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец в Кронштадте.

Архитекторы той поры: М.Г. Земцов, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Дж.М. Фонтана.

*Елизаветинское барокко

Елизавета Петровна - дочь Петра Великого была далека от отцовских строительных устремлений. Вся её эпоха применяла идеи западноевропейского барокко в более чистом его виде, поскольку империя под её руководством желала пышности, парадности и величия.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга 18 века наиболее ярко характеризуют общий стиль города. Возводились крупные соборы, храмы, усадьбы, дворцы, - всё более декоративно живописные и пластичные, с широкими парадными лестницами внутри, с двухсветными залами и анфиладами. Интерьеры того времени были фантастически причудливы, с обилием лепки, резных украшений, с узорчатым паркетом и зеркалами. Усиленная барочная цветовая гамма сочеталась с ордерными вставками. Возобновилось строительство пятиглавых церквей, вернулись традиции резных золочёных иконостасов и русских храмовых убранств по византийским канонам. И теперь мы можем приобщиться к пышности стиля, который хранят архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Эту эпоху венчает, конечно же, архитектор Б. Растрелли, но рядом творили и Ф.С. Аргунов, и С.И. Чевакинский, и А.В. Квасов, а также П. Трезини и А.Ф. Вист.

За двадцать лет до 1760 года в стиле елизаветинского барокко были построены Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Большой Петергофский, Морской собор и многое другое.

*Ранний классицизм

В эпоху Екатерины Великой в следующие двадцать лет петербургское строительство шло под знаком просвещённого абсолютизма и в стиле раннего классицизма. Здания получались гармонически упорядоченные, с поступательным развитием простоты и величия одновременно - как визитная карточка необозримой страны. Внешние проявления - античные ордера, монументальность, сдержанность, всё это содержат в классицистских постройках архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Теперешний Административный корпус РГПУ на набережной Мойки - бывший дворец графа Разумовского, который построили А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, явился одним из первых ранне-классицистских зданий. В его архитектуре просматриваются элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, но влияние барокко ещё заметно. Парадный двор с монументальными воротами и высокой оградой подчёркивает торжественность здания.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, список которых чрезвычайно длинен, представлены и другими творениями этих талантливых мастеров. Это институт имени Репина на Университетской набережной, дом 17, а ранее здесь находилась Императорская академия художеств; корпус СПбГУ на Университетской набережной, дом 9, ранее - корпус для игры в мяч; Юсуповский дворец. Валлен-Деламот возвёл Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа. Юрий Фельтен, ученик Растрелли, построил Училище для мещанских девиц, Большой Эрмитаж, Армянскую церковь, лютеранские церкви на Васильевском острове и храм Святой Анны на Кирочной, дом 8.

* Строгий классицизм

Полностью лишенные черт барокко здания, построенные после 1780 года, тоже относятся к екатерининскому классицизму. Они строго следуют классическим ордерам из Витрувия или Палладио - с прямоугольными симметричными компоновками, широким применением аркад, колоннад, фронтонов, портиков. Интерьеры украшали копии античных скульптур и многие элементы древних цивилизаций.

Первопроходцем этого петербургского стиля стал Ч. Камерон, тогда же творили В.И. Баженов, Д. Кварнеги, И.Е. Старов, Н.А. Львов. В их работах - гармония и композиционная завершённость, лаконичность и пропорциональность форм. Яркий пример - Таврический дворец.

*Павловский классицизм

Этот пятилетний период до 1801 года предъявляет слегка романтический вариант классицистской архитектуры, на которую явно повлиял готический стиль. Это, прежде всего Чесменский дворец архитектора Ю.М. Фельтена - треугольной формы с готическими элементами в виде башенок, стрельчатых окон и зубчатых парапетов. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга пополнились и южноевропейского вида Инженерным замком, где чистый классицизм - это главный и южный фасады с частью интерьеров. Выглядит замок воинственно, мужественно, тяжёлые карнизы северного фасада напоминают рыцарские шлемы.

*Александровский классицизм

Предшественником русского ампира стал александровский классицизм, который часто с ампиром даже отождествляют. Александр Первый тоже часто приглашал иностранных архитекторов, особенно французских. Поэтому здания этого периода отличают строжайшие дорические или тосканские ордеры и тяжёлые колонны. Появляются сфинксы и другие элементы египтизирующего стиля. Сохраняются строгость линий, величественность, монументальность образа при простоте и ясности силуэта.

*Первый виток ампира

В этом стиле архитектурные памятники Санкт-Петербурга представлены зданием Горного института на Васильевском острове, выполненного по чертежам А.Н. Ворохнина. Каннелюры на дорических колоннах особенно хорошо подчёркивают стиль, похожий на античные храмы, во всяком случае, статуи Антея, Прозерпины и Геракла там присутствуют. Ещё более знаменитое творение этого мастера - Казанский собор. Император Павел, который его задумал, хотел повторить ватиканский Собор Святого Петра, и в некоторых деталях сходство просматривается: в общей компоновке, в мощном центральном куполе, в вытянутой базилике и в отсутствии колокольни. Во всяком случае, это настоящее украшение Невского проспекта.

* Высокий классицизм - поздний

Более всего в этом стиле поработал Том де Томон: здание Большого театра (к сожалению, сохранилось не полностью), дом графини Лаваль, Новая биржа и комплекс стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны тоже). Можно убедиться, что именно широко расставленные колонны здания Биржи добавляют пространства и гармонизуют композицию с невским простором. И само здание, и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры. В тот же период вознеслось величественное здание Адмиралтейства - символ города на Неве - архитектора А.Д. Захарова. Оно было достроено к предыдущему сооружению, от которого осталась только центральная часть со знаменитым шпилем архитектора И.К. Коробова. Фасады получились разнообразными, но очень ритмичными за счёт выступающих портиков и тосканских колонн (кстати, по центру колонны так и остались ионическими). Таким образом, выстраивался ансамбль из Сенатской, Исаакиевской и Дворцовой площадей и Александровского сада. В то же самое время архитектор Кваренги построил Смольный институт - тоже в стиле высокого классицизма.

* Русский ампир

Приметы русского ампира - торжество победы над Бонапартом: при классических ордерных системах и прежней лаконичности форм появляются памятные колонны, триумфальные арки, архитектура вбирает в себя всё больше скульптуры, здания украшают орлы, лавровые венки, доспехи и прочая милитаристская символика. Самые знаменитые мастера этого направления - В.П. Стасов и К.И. Росси. Последний очень смело преобразил городское пространство, выстроив ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади с Синодом и Сенатом, Александрийскую площадь с театром.

фото из интернета

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.
Архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве.
Церковь Архангела Гавриила - одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Меншикова башня, на первый взгляд, имеет мало общего с предшествующим русским зодчеством, но по существу - это традиционный башенный храм в большей степени наделённый чертами новой архитектуры. На это указывает, прежде всего, его светский, гражданский облик. В этом произведении западные европейские влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры - старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», - писал искусствовед И. Грабарь.
Своими барочными ордерными формами с Меньшиковой башней перекликается другая московская церковь - церковь Иоанна Воина, построенная в 1703-1714 г., вероятно, тоже Иваном Зарудным.
Однако применение классического ордера уже не как произвольной детали оформления и украшения, а по всем правилам ордерной системы впервые использовано при расширении Лефортовского дворца в Москве в 1707-1708 гг.
Жилая застройка столицы отличалась в планировочном и композиционном плане регулярным характером, что соответствовало характеру планировки города. При сжатых сроках возведения застройки Санкт-Петербурга, прогрессивным стало использование метода строительства по «образцовым чертежам», которые дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности и зажиточности. В СПБ вводится зонирование территории по характеру застройки: каменная и деревянная; 1-2 этажными домами; «изрядными домами» в наиболее парадных частях города и на набережных. «Образцовая» застройка улиц с разрывами между домами и объединением раздельно стоящих «образцовых домов» воротами и оградой создавали новый облик улиц (и противопожарное средство).
Наряду с массовой застройкой, создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью вводится запрет на строительство деревянных зданий на Городском и Админиралтейском островах и по набережным Невы, которые следовало застраивать исключительно парадными жилыми зданиями дворцового типа. В узловых пунктах вводятся крупные монументальные сооружения.
Крупнейшим сооружением СПБ раннего периода был ансамбль Петропавловской крепости. Первоначально крепость состояла из 6 земляных бастионов, с 1706 по 1740 гг. бастионы были перестроены в камне, а в 1778-1786 гг. облицованы гранитом.

Архитектурной доминантой и композиционным центром ансамбля Петропавловской крепости, а также крупнейшим монументальным культовым сооружением СПБ был Петропавловский собор (арх. Трезини, 1722-1733).

Летний дворец Петра 1
Собор имеет 3-нефный базиликальный план и простые объёмные формы с куполом над предалтарной частью. Особенностью сооружения является высокая 120-метровая 4-ярусная колокольня, которая возвышается над западной частью собора и увенчана высоким позолоченным шпилем. Основание шпиля поддерживают плоские, графически-прорисованные завитки, соединяющие ярусы и усиливающие стремительный взлёт тонкого шпиля. Конструкция шпиля - первоначально деревянная, результат решения сложной инженерной задачи. В нём воплотилась идея создания в новой столице своеобразного «Триумфального столпа». В храме соединились черты, характерные для российской и западной архитектур. Колокольня - часть, характерная для православной архитектуры России, в то время как план в виде 3-нефной базилики - чуждый и неполучивший в дальнейшем распространения элемент в российской архитектуре.
К уникальным зданиям, возведённым в первые годы строительства СПБ нужно отнести Летний дворец Петра 1(1710-1714 гг., арх. Трезини, Шлютер), дворец Меньшикова на набережной Невы (1710-е гг., арх. Фонтана, Шедель), здание Двенадцати коллегий (1722-1744, арх. Трезини) и др.

Меньшиковский дворец
Меньшиковский дворец - первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для ближайшего сподвижника Петра I - светлейшего князя А.Д. Меншикова, на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Дворец представляет собой трёхэтажный на цоколе П-образный в плане корпус с выступающей передней частью. Здание накрывает традиционная для эпохи барокко «французская» ломаная мансардная крыша. Главный вход во дворец оформлен в виде четырёхколонного портика. В петровские времена Меньшиковский дворец являлся самым роскошным и самым "столичным" зданием строящегося города. Склонный к аскетизму Петр I не утруждал себя строительством императорской резиденции, подобающей правителю Российской империи. Поэтому Меньшиковский дворец не раз служил местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей, балов и праздников.
Здание Двенадцати коллегий построенное в 1722-1742 гг. по проекту архитектора Трезини является примером правительственного здания. Его расположение соотнесено с набережной Невы и ограничивает собой большую площадь на стрелке Васильевского острова, которая первоначально рассматривалась как центральная площадь города. Здание имеет большую протяжённость (ок. 600 м.) и состоит из 12 повторяющихся одинаковых по планировке секций-коллегий. Каждая секция перекрыта самостоятельной кровлей с фигурным фронтоном в центре. Такое построение допускало дальнейшее наращивание секций (идея поданная Петром 1). Фасады зданий Коллегий членятся входными ризалитами каждой из секций.
Каменные дома придворной знати строились не по образцовым чертежам, но и на них распространялся принцип регулярности. Новое в планировке домов дворцового типа заключается в развитии парадных помещений, отодвинувших на 2 план жилые: обязательным становится парадный центральный зал, что было обусловлено новым укладом жизни высших кругов общества. Здания отличались богатством отделки, новой была и многоэтажность. Для богатых жилых домов этого времени характерны высокие и сложных очертаний крышы дворцов с выделением средней части, завершение зданий фронтоном, применение в обработке фасадов фигурной скульптуры и барельефов. Отличительными чертами сооружений петровского периода являются симметричность планировки, чёткость и ясность построения форм, что ярко контрастировало с произведениями 17 в., контрастная цветовая гамма. Архитектура получает органическую связь с природой, что особо ярко проявилось в дворцово-парковых ансамблях Петергофа и других пригородных и городских резиденций.

P.S.
Если вас интересуют путешествия и туризм, то на сайте http://webmandry.com можно найти много увлекательной информации о различных странах, городах и их достопримечательностях. Например, достаточно интересная статья про великую китайскую стену. Здесь хорошо подобраны иллюстрации, особенно удивительно смотрится великая китайская стена из космоса , т.е. поражает своими размерами и мощью.

Практически каждый из нас пользуется сотовой связью и сейчас уже сложно встретить человека о которого не было бы мобильного телефона. Поэтому существует такой сайт как http://www.mobi-club.ru/. Здесь собрана полезная информация, которая позволит выбрать подходящего сотового оператора.

Составившие исключительную особенность исторического центра города, несмотря на то, что это была самая молодая столица мира. Отличают Санкт-Петербург хорошо продуманная регулярность общей застройки, удивительная соразмерность всех городских ансамблей и гармоничность в стилевом многоголосии с учётом весьма неброского природного окружения. Именно тем и ценны для мирового искусства архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Стили и мастера

Здания в городе насчитывают до пятнадцати разных архитектурных стилей, основными можно назвать барокко - петровское и елизаветинское, классицизм, ампир, эклектику, модерн и конструктивизм. Итальянское барокко - расцвет времени абсолютизма - от 16 до 18 века. Здесь торжествуют сложная криволинейность, динамика, пышность и причудливость. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга представляют этот стиль весьма разнообразно.

До Петра Первого архитектура на Руси называлась "русским узорочьем" и воплощалась чаще всего с византийской традицией в храмовом строительстве. Русское барокко - слияние двух этих стилей. Однако и московское, и отличаются не только друг от друга, но и в большей степени - от западноевропейского. Если сравнить архитектурные памятники Санкт-Петербурга петровской эпохи с центром любого старинного итальянского или французского города, можно воочию в этом убедиться.

Петровское барокко

Царь Пётр Первый охотно приглашал архитекторов с Запада, и в результате немецко-голландско-итальянско-французского совместного творчества возник феномен этого петербургского стиля. Шла Северная война, жилые здания капитально почти не строились, сплошь времянки из дерева на скорую руку.

Зато уже тогда появились сооружения, которые знают наши современники: верфь, порт, крепость - с простой, немногословной, рациональной и сдержанной архитектурой, созданной под значительным влиянием голландцев и немцев.

Лепнины, портиков и колоннад не было, но фасады часто имели фронтоны, волюты, пилястры, а крыши - шпили, что подчёркивало все вертикали и горизонтали. Внутри здания чаще всего планировались с анфиладой. Уже тогда в зданиях обустраивались смывные туалеты и водопровод.

Примеры

Храмовая и фортификационная архитектура была проста, но изящна: колокольня Петропавловского собора, храм Святого Пантелеймона, Петропавловская крепость с её Петровскими воротами, Летний дворец Петра Первого, Меньшиковский дворец, Двенадцать коллегий, Кикины палаты, Кунсткамера, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец в Кронштадте. Архитекторы той поры: М.Г. Земцов, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Дж.М. Фонтана.

Елизавета Петровна

Дочь Петра Великого была далека от отцовских строительных устремлений, но вся её эпоха применила идеи западноевропейского барокко в более чистом его виде, поскольку империя под её рукой взалкала пышности, парадности и величия. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга 18 века наиболее ярко характеризуют общий стиль города. Возводились крупные соборы, храмы, усадьбы, дворцы, - всё более декоративно живописные и пластичные, с широкими парадными лестницами внутри, с двухсветными залами и анфиладами.

Интерьеры того времени были фантастически причудливы, с обилием лепки, резных украшений, с узорчатым паркетом и зеркалами. Усиленная барочная цветовая гамма сочеталась с ордерными вставками. Возобновилось строительство пятиглавых церквей, вернулись традиции резных золочёных иконостасов и русских храмовых убранств по византийским канонам. И теперь посетители могут приобщиться к пышности стиля, который хранят архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Кратко о мастерах и зданиях

Эту эпоху венчает, конечно же, Б. Растрелли, но рядом творили и Ф.С. Аргунов, и С.И. Чевакинский, и А.В. Квасов, а также П. Трезини и А.Ф. Вист. За двадцать лет до 1760 года в стиле елизаветинского барокко были построены Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный собор, в Царском Селе, Зимний дворец и Большой Петергофский, Морской собор и многое другое.

Екатерина Великая

Следующие двадцать лет петербургское строительство шло под знаком просвещённого абсолютизма и в стиле раннего классицизма. Здания получались гармонически упорядоченные, с поступательным развитием простоты и величия одновременно - как визитная карточка необозримой страны.

Внешние проявления - античные ордера, монументальность, сдержанность, всё это содержат в классицистских постройках архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Фото с описанием помогут отличить ранний классицизм от его других разновидностей.

Здания в стиле раннего классицизма

Теперешний Административный корпус РГПУ на набережной Мойки - бывший дворец графа Разумовского, который построили А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, явился одним из первых ранне-классицистских зданий. В его архитектуре просматриваются элементы коринфского и барельефы, аркады, но влияние барокко ещё заметно. Парадный двор с монументальными воротами и высокой оградой подчёркивает торжественность здания.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, список которых чрезвычайно длинен, представлены и другими творениями этих талантливых мастеров. Это институт имени Репина на Университетской набережной, дом 17, а ранее здесь находилась Императорская академия художеств; корпус СПбГУ на Университетской набережной, дом 9, ранее - корпус для игры в мяч; Юсуповский дворец. Валлен-Деламот возвёл Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа. Юрий Фельтен, ученик Растрелли, построил Училище для мещанских девиц, Большой Эрмитаж, Армянскую церковь, лютеранские церкви на Васильевском острове и храм Святой Анны на Кирочной, дом 8.

Строгий классицизм

Полностью лишенные черт барокко здания, построенные после 1780 года, тоже относятся к екатерининскому классицизму. Они строго следуют классическим ордерам из Витрувия или Палладио - с прямоугольными симметричными компоновками, широким применением аркад, колоннад, фронтонов, портиков. Интерьеры украшали копии античных скульптур и многие элементы древних цивилизаций.

Первопроходцем этого петербургского стиля стал Ч. Камерон, тогда же творили В.И. Баженов, Д. Кварнеги, И.Е. Старов, Н.А. Львов. В их работах - гармония и композиционная завершённость, лаконичность и пропорциональность форм. Яркий пример - Таврический дворец.

Павловский классицизм

Этот пятилетний период до 1801 года предъявляет слегка романтический вариант классицистской архитектуры, на которую явно повлиял готический стиль. Это прежде всего архитектора Ю.М. Фельтена - треугольной формы с готическими элементами в виде башенок, стрельчатых окон и зубчатых парапетов.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга пополнились и южноевропейского вида Инженерным замком, где чистый классицизм - это главный и южный фасады с частью интерьеров. Выглядит замок воинственно, мужественно, тяжёлые карнизы северного фасада напоминают рыцарские шлемы.

Александровский классицизм

Предшественником русского ампира стал александровский классицизм, который часто с ампиром отождествляют. Александр Первый тоже часто приглашал иностранных архитекторов, особенно французских.

Поэтому здания этого периода отличают строжайшие дорические или тосканские ордеры и тяжёлые колонны. Появляются сфинксы и другие элементы египтизирующего стиля. Сохраняются строгость линий, величественность, монументальность образа при простоте и ясности силуэта.

Примеры первого витка ампира

В этом стиле архитектурные памятники Санкт-Петербурга представлены зданием Горного института на Васильевском острове, выполненного по чертежам А.Н. Ворохнина. Каннелюры на дорических колоннах особенно хорошо подчёркивают стиль, похожий на античные храмы, во всяком случае статуи Антея, Прозерпины и Геракла там присутствуют.

Ещё более знаменитое творение этого мастера - Казанский собор. Император Павел, который его задумал, хотел повторить ватиканский Собор Святого Петра, и в некоторых деталях сходство просматривается: в общей компоновке, в мощном центральном куполе, в вытянутой базилике и в отсутствии колокольни. Во всяком случае, это настоящее украшение Невского проспекта.

Высокий классицизм (поздний)

Более всего в этом стиле поработал Том де Томон: здание Большого театра (к сожалению, сохранилось не полностью), дом графини Лаваль, Новая биржа и комплекс (Ростральные колонны тоже). Можно убедиться, что именно широко расставленные колонны здания Биржи добавляют пространства и гармонизуют композицию с невским простором. И само здание, и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры.

В тот же период вознеслось величественное - символ города на Неве - архитектора А.Д. Захарова. Оно было достроено к предыдущему сооружению, от которого осталась только центральная часть со знаменитым шпилем архитектора И.К. Коробова. Фасады получились разнообразными, но очень ритмичными за счёт выступающих портиков и тосканских колонн (кстати, по центру колонны так и остались ионическими). Таким образом выстраивался ансамбль из Сенатской, Исаакиевской и Дворцовой площадей и Александровского сада. В то же самое время архитектор Кваренги построил Смольный институт - тоже в стиле высокого классицизма.

Русский ампир

Приметы русского ампира - торжество победы над Бонапартом: при классических ордерных системах и прежней лаконичности форм появляются памятные колонны, триумфальные арки, архитектура вбирает в себя всё больше скульптуры, здания украшают орлы, лавровые венки, доспехи и прочая милитаристская символика.

Самые знаменитые мастера этого направления - В.П. Стасов и К.И. Росси. Последний очень смело преобразил городское пространство, выстроив со зданием Главного штаба, Сенатской площади с Синодом и Сенатом, Александринскую площадь с театром. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга фото представят гораздо лучше, чем любое описание. Тем более что их огромное количество просто невозможно описать на пространстве одной небольшой статьи.

Арендный блок

Архитектура Санкт-Петербурга петровской эпохи

Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий; возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма.

Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.

Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений, они строились в два или три этажа. Фасады отличались плоскостностью, ордер вводился в виде пилястр. Хотя пропорции ордеров не отличались правильностью, но это искупалось пластичностью форм.

В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству не дворцовых, а общественных, утилитарно-необходимых построек. Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Первые годы после основания Петербурга (1703) дома строились из дерева, спустя два-три года начали воздвигаться посредством применения фахверка полуглинобитные с деревянным каркасом, и только после того как появились кирпичные заводы, примерно с 1710 года, стали возводиться кирпичные здания. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета — основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки — пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.

Одно из самых ранних монументальных построек петровского времени - палаты вице-канцлера Шафирова (1710) на Петербургской стороне. В этом затейливом сооружении слились традиционно русские и европейские архитектурные элементы. На высоком каменном фундаменте возведено мазанковое здание, со стрельчатыми и полукруглыми фронтонами, западной мансардой и русской "бочкой".

Для дворцовых сооружений, всегда очень небольших размеров, была типична трехризалитная структура. Центральная трехъярусная часть, наделенная основным ризалитом, возвышалась над двухэтажными боковыми частями. Именно такой облик имел, в частности, первоначально Большой Петергофский дворец.

Внутренняя планировка определялась центрально расположенным вестибюлем с лестницей, которая вела в главный, парадный прямоугольный двусветный зал, находившийся на оси здания. Зал этот обычно распространялся не в ширину, а в глубину по отношению к главному фасаду.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.

В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве - это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы




Top