Штирлиц встреча с женой в кафе. "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров

Кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль "не осилил" Куравлев, зачем была нужна Фрау Заурих и что знает о Штирлице режиссер фильма Татьяна Лиознова — в материале проекта Weekend.

Штирлиц знал, что война закончилась, но не знал только, где.

К этому анекдоту из цикла двусмысленных шуток про знаменитого разведчика можно только добавить, что и война не знала, где "закончился" Штирлиц. Что было с ним после возвращения в Берлин? Фильм "17 мгновений весны" не до конца удовлетворяет наше любопытство, оставляя своего героя на обочине дороги за 45 дней до великой победы. И это далеко не единственное, чего вы могли не знать о легендарном фильме.

Ничего особенного

"Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит", — так вспоминал о съемках фильма актер, исполняющий роль Мартина Бормана, Юрий Визбор.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно - снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день - так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Штирлиц - грузин

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко - в качестве "штирлицев" она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала , что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть". Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая.

Но у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым - сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Также сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера - а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили.

Были даже пробы, репетиции, но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: "Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против", — рассказывал он.

После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для "смелости". Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. "Играть ты должен, прожигая им своего партнера", — повторяла Лиознова.

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: "И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож - отказался бы от роли". Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера.

На тему фильма у него есть даже любимый анекдот: "Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. "Броневой", - понял Штирлиц".

Чего не было в сценарии

Как известно, фильм "17 мгновений весны" является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова. Однако Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

Для Лиозновой съемки "17 мгновений…" были не просто работой: в дни, когда ей попалась в руки книга Семенова, она как раз искала историю, которая сможет ее по-настоящему вдохновить. Образ разведчика Исаева, вынужденного находиться за сотни километров от родины в "логове" врага, впечатлил ее.

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.
Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии .

Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге , где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии .
Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.
На ее четной стороне Игорь Масленников снимал
Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя».

Вот оригинальный кадр:

(фото увеличиваются)

А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева — режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа — сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера):

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве — натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма.

Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

Где рожала радистка Кэт

При съемках фильма произошло редкое явление в мире кино — в роли университетской клиники «Шарите» выступила настоящая клиника Шарите (Charite) в Берлине.

К слову, украинский экс-премьер Юлия Тимошенко 7 марта 2014 года прилетела в Берлин для прохождения курса лечения в клинике Шарите (Charite):

Это же место в нынешнем Берлине. Высокого дерева перед зданием уже нет, да и дорожки переделаны:

Клиника Шарите основана в 1710 году и относится к старейшим традиционным медицинским учреждениям Германии. Одновременно она является одной из старейших университетских клиник Европы.

Клиника Шарите в Берлине. (Charité Berlin)

Щирлиц и Кэт выходят из клиники:

Возьмем кусочек фотографии, показанной выше и наложим на кадр из фильма — несомненно, что это снималось в Берлине. Дверь не точно та же, но из этого же комплекса Шарите!

Детали оформления и пропорции те же самые. Смотрите: тот же цоколь, те же профили сбоку, те же закругления над декоративной решеткой, те же филенки — прямоугольник и почти квадрат.

Ворота клиники Шарите в фильме:

И вот они же на современном фото — как видите, визуально почти не изменились (видно, что их заменили на более новые, но с сохранением старого стиля), и светильники на столбах другие:

Так клиника могла выглядеть в годы войны, при Штирлице:

Вот Штирлиц проходит мимо стены, которая летом должна быть покрыта вся зелеными листочками:


Церковь пастора Шлага

Но продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге.
Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле — лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.

В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет:

Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких?

Самое интересное, что нужный нам вход находится рядом с главным (на фото — справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок — ул. Гагарина):

Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, если бы таковые понадобились бы.

С другой стороны церкви есть немного похожий вход:

Где пастор Шлаг починял орган и проводил богослужения

В рижской церкви Св. Павла

Рижская евангелически-лютеранская церковь св. Павла,
ул. А. Деглава, 1.

Вот каков интерьер церкви пастора Шлага в фильме:

А вот каков он в жизни:

Этот же вид сегодня:

Идет к выходу сбоку от алтаря:

Этот же выход в наши дни:

Кстати, возникает вопрос — отчего съемки фильма не проходили внутри церкви Креста, а здесь?

В церкви Креста интерьер все-таки бедноват. Это, кстати, очень характерно для местных лютеранских церквей — минимум обстановки, больше божественной чистоты.

И есть детали, которые выдают недавнее происхождение церкви Креста, как-то:

  • пологие своды
  • нетрадиционная форма боковых окон, с отсутствием готических элементов в окнах
  • деревянные балконы и кафедра не смотрятся старинными, многовековыми.

Пастор Шлаг, с его связями вряд ли мог служить в совсем уж затрапезной церквушке. Поэтому и нужен был соответствующий интерьер, по-лютерански строгий, но достаточно роскошный, с элементами средневековой архитектуры.Так что, был выбран идеальный вариант из рижских церквей, с соблюдением чувства меры, потому что остальное либо роскошнее (что для деревни уже не подходит), либо беднее.

Другие кафе "Элефант" , либо появившиеся после фильма, либо претендующие на звание того кафе из фильма

Любопытно, что затем в Москве сделали бар, интерьер которого повторяет тот "Элефант" :

Все помнят фильм «17 мгновений весны», где в ресторанчике «Элефант» встречается со своей женой Штирлиц. Кадры из этого фильма и стали основой для оформления интерьера: чёрно-белые фотографии из фильма, висящие на стенах бара, воссоздают атмосферу 70-х годов XX в. Возможно, это и привлекает в ресторан многих знаменитостей и звёзд. Сам Вячеслав Васильевич Тихонов справлял здесь свой юбилей! http://actuality.ru/mod_restoran_setletter_alfavit_E_search_center_bar.htm
Сайт ресторана: http://bar-elefant.ru/about_we.php

Притаился в переулках в районе Цветного бульвара пивной ресторан "Элефант".
Достаточно спуститься из шумного города на три ступени…и… истинный рай встретит Вас. Два уютных зала различной тематики. Один, всем известный, в котором полковник Исаев (или просто Штирлиц) встречался со своей супругой. Многое здесь напоминает о нем: фотографии на стенах, лыжи, и даже фуражка, видимо некогда оставленные полковником. Еще в зале присутствует неимоверное количество слоников, расставленных повсюду. http://menu.ru/?action=pv&id=993

Было еще кафе "Элефант" в Екатеринбурге :

К сожалению, его больше нет (см. коммент внизу) - но путь информация из Интернета останется памятником этому интересному начинанию...

Идеологически выверенное кафе. На каждом столике красуется бюст Штирлица, в обеденный перерыв показывают все семнадцать мгновений весны, а стены украшают картины с сюжетами из фильма. Все это дело идет под сопровождение музыки 30-50-х гг. при интимном освещении. Атмосфера фильма передается полностью, этому способствуют и названия блюд: картофель с икрой "Штирлиц в мундире" - 200 р., закуска "Радистка Кэт" - 120 р., "Лыжи пастора Шлага" - 180 р. Но это еще не все. кафе называется "Элефант", поэтому здесь присутствуют фигурки слонов как символ добра и благополучия, а каждому тысячному посетителю обязательно дарят маленького слоника - на счастье. Время работы: с 09.00 до 24.00 ежедневно. Ул. Малышева, 108. Тел. 24-01-95. http://ng1.apress.ru/art.html?a=otdih&b=@331_o.html

Еще на Малышева, неподалеку от железной дороги (до ж.д. моста на правой стороне если стоять спиной к центру) есть кафе "Элефант". По замыслу, должно напоминать место, где Штирлиц встречался с женой. Так, ничего особенного, но чуть дешевле и довольно-таки вкусно. http://wwwboards.auto.ru/restaurant/39878.html

О кафе в Чехии, в Карловых Варах :

А нам чешский гид рассказывала, что сцены внутри кафе снимали в Карловых Варах. http://www.cofe.ru/apple/vb/printthread.php?s=...71794&perpage=81

Карловы Вары - советуем посетить кафе "Элефант", где Гете праздновал свой 35-й день рождения, и где Штирлиц встречался со своей супругой. http://feerie.com.ua/prajholidays.html

Небезызвестный нам Штирлиц имел кофе-брейк в местном кафе "Элефант", и жену свою там встречал. Мы тоже туда заглянули - милое уютное заведение, в основном пирожные-морожные вкусные подают. Как и полагается, на видном месте статуя слона на постаментике. Из огромных окон - замечательные виды. Отсюда, надо полагать, Максим Максимыча Исаева и рвало на Родину.
http://www.prag.ru/impr-prag/impr-prag-4.html

Легенда о том, что в Карловых Варах снимали фильм про Штирлица - небылица полная . Кафе "Элефант" действительно есть в Карловых Варах, но не встречался в нем ни Штирлиц с женой, ни Вячеслав Тихонов. Фильм не снимался в Карловых Варах. Кто-то напутал в путеводителях, которые я прочла на сайте. http://www.prag.ru/Czech/impres/929/

Германия, Веймар
О тех временах В. Путину наверняка напомнило и название гостиницы «Элефант», в которой он остановился в Веймаре и где имеется ресторан с одноименным названием. В кафе «Элефант» на фоне грустной музыки - «мгновения, мгновения, мгновения» - советский разведчик Штирлиц заказывал кофе и, прищурив от дыма глаза, курил сигареты.




Top