Шумовой оркестр для подростков без инструментов. Музыкальный шумовой оркестр в детском саду

самодеятельный ансамбль ненормативного состава с усиленной ударной группой, в котором использовались самодельные инструменты и бытовые немузыкальные предметы. Популярность Ш.О. получили с середины 1920-х гг., их распространение тесно связано с тенденциями эпохи - поиском новых способов оформления массовых мероприятий и празднеств, начальным периодом освоения джаза, звуковой средой города, быстро менявшейся под воздействием индустриализации, концепциями урбанизма и производственного искусства, экспериментами профессионального и эстрадного театра. Шумовик большей частью выполнял прикладные (сопровождение танцев, частушек) и театрально-оформительские функции (участие в живой газете, постановках самодеятельного театра). Например, К. Листов описал эксцентрический шумовой оркестр московской «Синей блузы», которым он руководил в 1920-е гг.Ш.О. играли веселую бравурную музыку, их репертуар был несложен и почти целиком состоял из популярных песен, танцев и маршей. Инструменты, входившие в состав шумовиков, были разнообразны и разнохарактерны. Для приведения в систему их делили на группы согласно выполняемым задачам: основу оркестра составляло фортепиано или гармоника - они вели основную мелодию и второй голос; мелодические функции также могли поручить губной гармошке, голосовым инструментам (например, гребенкам), октавным трубочкам, монохорде типа стулофона или метлы с воловьим пузырем. В аккомпанирующую группу входили бутылки, аккордовые трубочки, свистульки, колокольчики, велосипедные рожки и проч. Наконец, ударную группу составляли большой и малый барабаны, бубен, треугольник (нередко все это - самоделки), молот с наковальней, коробка с битым стеклом и мелкими гвоздями, линейка, счеты, деревянные ложки и т.п., трюковые предметы (чертик, тещин язык, пугач). Обычно старались продемонстрировать звучание оригинальных инструментов, давая им возможность солировать: предположим, куплет песни исполнялся на гребенках под аккомпанемент бутылок или жестяных трубочек, а припев играл весь оркестр. Выступления шумовика и даже просто его внешний вид нередко вызывали веселье и смех зрителей; руководители оркестра старались усилить юмористический эффект, изобретая забавные трюки, например провокационную, слишком длинную паузу, которую публика принимала за окончание произведения (перед паузой производился выстрел из пугача). Отношение к Ш.О. со стороны серьезных музыкантов было скептическим, его считали профанацией искусства - и для этого были основания. Неумелые любители порой даже не могли правильно подстроить друг к другу самодельные инструменты - получалось дикое, фальшивое звучание. Такой громогласной какофонией заявлял о себе новый мир. Составы Ш.О., определявшиеся бытовыми условиями и умением использовать все, что было под рукой, отличались пестротой и разнообразием. Встречались такие курьезы, как ансамбль домашних хозяек, игравших на кухонной утвари. Некоторые замыслы Ш.О. впечатляют своими масштабами и своеобразной концептуальностью - таковым был Оркестр вещей и производственных материалов ВЦСПС. Его «инструментами» могло стать все, способное издавать какойлибо звук: «из бутылок, кастрюль, тазов, стекла, гвоздей, игл, бидонов, дерева, металла… отбирается по тембрам и звучности годное и включается в состав оркестра». В этом выражалось стремление возвысить обыденность, услышать и передать музыку материального мира, предметной среды. Отбор предметов не был случайным, в нем отразился классовый подход, желание воспеть все пролетарское. Предполагалось также посредством шумовика представить отдельные виды промышленности, например, в оркестр профсоюза металлистов могли войти «комбинации различной стали, медь, листовое и кусковое железо, чугун в разных периодах обработки…». Шумовики были по преимуществу явлением молодежной культуры с присущим ей стремлением к альтернативности, экспериментаторству, эпатажу и веселью, а также усиленной роли динамики и ритма (что позволяет сравнить Ш.О. с джазом и рок-музыкой). Потребность в изобретательстве, техническом творчестве нередко преобладала над собственно художественными задачами. Шумовик мог восприниматься не столько как настоящий оркестр, сколько как игра в оркестр, забавная и дерзкая. На фоне подражательной клубной самодеятельности шумовые оркестры оценивались весьма положительно - считалось, что они дают простор творческой инициативе. Ш.О.– явление глубоко символическое, отразившее образ и дух своего времени. В нем - грохот и скрежет крушения старого мира, беснование детей революции, жесткий, агрессивный характер новой идеологии, шум перемен, звуковая атмосфера нэпа. «Шумовики 20-х в сердце новорожденной советской жизни: не искусства, не культуры прежде всего, а первобытного состояния души и ушей, - писал С.Ю. Румянцев. - Первобытность шумовика - в его лохматой бесформенности. Шум - не просто язык дисгармонии, хаоса (нестроение, расстройство, разлад). Шумовики 20-х - прямое выражение катастрофы, переустройства громадной жизни громадной страны, безбытности - или барахольной бестолковщины, которая всегда на пожарах, на базарах, на новых квартирах… Обломки, барахло не могли заменить вещей, но - парадокс - могли стать чем-то большим. Чем? - «музыкой», праздником. Азартом, криком от полноты душевной, и от боли, и от ярости…» Но образ Ш.О. вписывается и в более общий процесс. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» - эта ситуация полного уничтожения, обращения мира в первобытный хаос, который становится питательной почвой, материалом для создания чего-то нового, вообще характерен для искусства первой трети ХХ в. - разрушается привычный язык, и на его обломках возникает атональная музыка, абстрактная живопись. Также, подобно тому как Ш.О. втягивает в свою орбиту самые невероятные предметы, искусство начала ХХ в. бесконечно расширяет сферу своих интересов, образов и средств. Использование шума связано с магией, с древними ритуальными практиками. Возможно, Ш.О. также имеют языческие корни, а их существование питалось верой в возможность оказывать влияние на разные стороны жизни посредством шумовых образов (стрельба и фейерверки в новогодние праздники, ставшие столь популярными в последние годы, тоже восходят к древним традициям отпугивания злых духов). (М. К.) Лит.: Коновалов Н., Фаворский В. Шумовой оркестр. М.; Л., 1927; Листов К. Эксцентрический шумовой оркестр «Синей блузы» // Синяя блуза. 1926. Вып 40. (16); Зрелища. 1922. № 6. С. 22; Румянцев С.Ю. Самодеятельные оркестры и инструментальные ансамбли // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1917–1932. СПб., 2000. С. 293–313; Румянцев С.Ю. Коммунистические колокола // Сов. музыка. 1984. № 11; Румянцев С.Ю. Книга тишины. СПб., 2003. С. 65–79; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917–1945). М., 1983.Э

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское

ДЕТСКИЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

Оркестровые занятия с детьми 5 – 6 лет (два года обучения; один год обучения) авторская образовательная программа

Пояснительная записка

Задача классов начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.

Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма , начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Каждый из предметов образовательного цикла подготовительных групп Детской музыкальной школы имеет свою специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагает использование определённых форм работы; в то же время, у них общие цели, задачи, единые методический установки. А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:

Привитие детям любви и интереса к музыке;

Накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;

Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;

Создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призван воспитывать предмет «Детский шумовой оркестр».

Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном направлении.

Необходимость создания Программы появилась в 2008 году. К этому времени в школе уже имелся опыт работы с маленькими детьми в группах раннего эстетического развития «Гармония». Решением руководства группы были переведены в основную школу, принят учебный план, в котором предмет «Ритмика» был заменён на предметы «Хор» и «Детский шумовой оркестр». Поскольку программы по предмету «Детский шумовой оркестр» отсутствуют в системе обучения ДМШ, то это явилось важным фактором написания данной Программы.

В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В. Асеева и «Психология т. 2» Р. Немова.

В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся.

Цели данного предмета:

1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокально-интонационных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.

2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).

3) овладение элементарными теоретическими знаниями.

Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей). Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности , постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Для выполнения домашних заданий целесообразно привлекать на помощь родителей, производя запись задания в дневник ребёнка.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Формирование групп

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации руководителя могут помочь в правильном выборе родителей.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.

Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

Контроль и учёт успеваемости

Для контроля успеваемости выставляется оценка за выполненное домашнее задание.

Для детей двухгодичного курса обучения: первый год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей; в конце второго полугодия – обязательное открытое выступление; второй год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

Для детей одногодичного курса обучения: в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

План учебного процесса. (Два года обучения)

Первый год

Второй год

Один год обучения

Критерии экзаменационного выступления

Ребёнок обязательно исполняет песенку, выученную на уроке оркестра. Оценивается:

1. Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.

2. Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться инструментом.

3. Музыкальность исполнения.

4. Умение играть цельно – без ошибок и поправок.

Условия реализации программы

1. Наличие помещения для занятий.

2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки, трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них). Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном (аккордеоном, фортепиано), на котором играет концертмейстер.

3. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.

Учебно-тематический план. Основное содержание дисциплины. Два года обучения (дети 5 лет)

Первый год обучения

1 четверть

В течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.

Метроритмические навыки:

Короткие и долгие звуки;

Сильная и слабая доли;

Ровное движение.

Практические навыки:

2 четверть

Теория: направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии; пауза.

Интонация:

Знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда;

Исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

Разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

Метроритм:

Практические навыки:

Игра с концертмейстером.

3 четверть

Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенные жанры.

Метроритм:

Танцевальные ритмы;

Маршевые ритмы;

Сильная и слабая доли (закрепление);

Ритмические схемы с использованием пауз;

Чередование различных схем, их усложнение.

Практические навыки:

Умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

Умение держать паузу;

Игра соло;

Запоминание наизусть более длинных произведений;

Накопление репертуара.

4 четверть

Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.

1 четверть

Детские песенки-потешки:

Петушок», «Дождик», «Тили-бом», «Ладушки», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».

2 четверть

Русские народные песни:

«Во саду ли, в огороде», «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», Белорусская народная песня «Савка и Гришка».

3 четверть

Белорусский народный танец «Янка», Кабалевский Д. «Вроде марша», Кабалевский Д. «Маленький марш», Кабалевский Д. «Хороводная, Красев М. «Мишка с куклой», Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы», Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени», Шопен Ф. «Желание»

4 четверть

Кабалевский Д. «Игры», Левина З. «Неваляшки» (с использованием металлофоноа), Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона), Русская народная песня «Калинка», Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

Второй год обучения

1 четверть. Терминология: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.

Метроритм:

Двухдольная и трёхдольная пульсация;

Пауза, игра через паузу;

Умение закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»);

Нота с точкой.

Интонационные навыки:

Пение с паузой;

Пение окончания фразы (поступенное движение);

Пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.

Практические навыки:

Первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение своей партии по предложенной записи;

Уметь записать символами несложные ритмы из того, что изучается в классе.

2 четверть. Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в первой четверти. Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения).

Игра с солистом.

3 четверть. Терминология: альтерация, мажор, минор, синкопа, пунктирный ритм, трезвучие, главные ступени лада, аккомпанемент.

Метроритм:

Синкопа;

Пунктирный ритм;

Танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка, рок-н-ролл.

Интонационные навыки:

Мажор, минор;

Альтерация;

Трезвучия главных ступеней;

Пение в пределах октавы, движение мелодии поступенное, скачки на терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.

Практические навыки:

Чтение оркестровых партий, исполнение по записи;

Импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов;

Игра по дирижёрскому жесту.

4 четверть.

Примерный репертуар для исполнения

1 четверть. Детская песенка «Козлик», Майкапар А. «Капельки», Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко», Русская народная песня «Во лузях», Русская народная прибаутка «Чепуха», Шостакович Д. «Вальс0шутка»

2 четверть. Брамс Й. «Колыбельная», Красев М. «Барабанщик», Русская народная песня «Как у наших у ворот», Русский народный танец «Яблочко», Стрибогг И. «Вальс петушков», Финская детская песенка «Мори – Мокки»

3 четверть. Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен», Джоплин С. «Рэгтайм» (фрагмент), Кабалевский Д. «Клоуны», Козлов В. «Дедушкин рок-н-ролл», Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима», Русская народная песня «Коробейники», Чешская народная песня «Пастушок»

4 четверть. Итальянская народная песня «Санта Лючия», Красе5в М. «Дудочка», Красев М. «Синичка», Латвийская народная песня «Петушок», Метлов Н. «Поезд», Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», Русская народная песня «Светит месяц», Русская народная сказка-игра «Теремок»

Один год обучения (дети 6 лет)

1 четверть. В течение первой четверти учащиеся должны познакомиться с понятиями: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.

Звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.

Темп: быстрый – медленный, замедление – ускорение.

Метроритмические навыки:

Короткие и долгие звуки;

Сильная и слабая доли;

Ровное движение;

Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

Практические навыки:

Уметь исполнить простейшие ритмические формулы;

Уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

Практически познакомиться с шумовыми инструментами;

Уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок;

Уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.

2 четверть. Теория: направление движения мелодии вниз, вверх: поступенное и скачкообразное движение мелодии.

Интонация: – знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда; - исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах; - разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

Метроритм:

Сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);

Закрепление ритмических схем;

Усложнение ритмического рисунка.

Практические навыки:

Закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;

Исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движение, скачки на терцию, кварту, квинту);

Знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение, завершение);

Игра с концертмейстером.

3 четверть. Теоретические сведения:

Мажор и минор;

Нота с точкой;

Знакомство с различным репертуаром и песенным жанром (колыбельная, хоровод и т. д.).

Метроритмические навыки:

Нота с точкой;

Сильная и слабая доли – закрепление;

Ритмические схемы с использованием пауз, умение выдержать паузу;

Чередование различных ритмических схем и их усложнение.

Практические навыки: - исполнение более сложного музыкального материала.

4 четверть. Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков на более сложном музыкальном материале.

Концертная деятельность

В конце каждой четверти проводится открытый урок для родителей, на котором исполняются 2-4 разученных произведения, показываются навыки, приобретённые детьми.

Примерный

репертуар для исполнения

1 четверть. Детские песенки-потешки: «Петушок», «Дождик», «Тили-бом», «Ладушки», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду»

2 четверть. Брамс Й. «Колыбельная», Красев М. «Маленькой ёлочке»

Речевые игры: «Кроко-роко», «Хохотальная разминка»

Русские народные песни: «Во саду ли, в огороде», «Дроздок», «Как пошли наши подружки», «Полянка», «Скок, скок», «Ходит Ваня»

3 четверть. Белорусский народный танец «Янка»

Бетховен Л. «Сурок», Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен», Джоплин С. «Рэгтайм» (фрагмент), Красев М. «Барабанщик», Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы», Польская народная песня «Пение птиц», Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени», Русская народная песня «Как у наших у ворот», Русская народная песня «Солнышко-колоколнышко»,Украинская народная песня «Птичка над моим окошком»

4 четверть. Александров А. «Кто у нас хороший?», Бублей С. «Упрямый кот», Гаврилин В. «Антошка», Итальянская народная песня «Санта Лючия», Красев М. «Весёлая дудочка», Лещинская Ф «Две лошадки», Метлов Н. «Поезд», Русская народная песня «Калинка», Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», Чешская народная песня «Пастушок», Шаинский В. «Антошка»

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1А (дети пяти лет, первый год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Человеческое тело.

Звуки: высокие – низкие, долгие – короткие. Ровное движение звуков. Изготовление самодельных инструментов.

Пальчиковая игра «Утро настало»; «Петушок», «Колокола», «Тили-бом», «Дождик».

Игра «Гроза», «Дождик»; потешки «Ладушки», «Сорока-сорока». Пальчиковая игра «Утро настало»

Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение.

Все освоенные инструменты.

Игры: «Угадай-ка», «Гроза», «Дождик», «Утро настало». Потешки и песенки: «Ходит зайка по саду», «Лесенка», дыхательная гимнастика.

Повторение изученного в первой четверти.

Все освоенные инструменты.

Направление движения мелодии: вверх, вниз, поступенное, скачкообразное, пауза. игра «Три медведя».

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки.

Игра «По очереди», песенки: «Маленькой елочке», «Как на тоненький ледок».

Знакомство с ксилофоном и металлофоном, освоение удара кистью. Сильная и слабая доли.

Металлофон, ксилофон.

«Во саду ли, в огороде», «Как на тоненький ледок», «Как под горкой». Игра «Кошка спит».

Хаотическое и размеренное движение, сильная и слабая доли, игра через паузу.

Освоенные шумовые, металлофон, ксилофон.

Игра «Зайчик», считалка «Про зайчика», повторение разученных песенок. Танец, марш, песня – определить характер, движение под музыку.

Закрепление изученного во второй четверти.

Все освоенные инструменты.

Повторение изученного ранее.

Повторение. Знакомство с музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Трехдольный ритм.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся.

Танцевальные ритмы: вальс, полька. Игра через паузу.

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон – зайчик».

Закрепление трехдольной и двухдольной схемы, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон – зайчик», «Аннушка».

Закрепление, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Джон – зайчик», «Аннушка».

Танец, марш, песня – определение на слух, движение под музыку.

Все освоенные инструменты.

Для примера: детские песенки, марш, полька. «Аннушка».

Все освоенные инструменты.

Сильная и слабая доли, закрепление в танцевальных, песенных, маршевых ритмах. Игра через паузу.

Все освоенные инструменты.

Речевая игра «Волшебные барабаны», «Шла лисица»; «Неваляшки».

Понятия: игра всем оркестром, игра соло.

«Во саду ли, в огороде».

Все освоенные инструменты.

«Во саду ли, в огороде», «Веселая дудочка», «Перепелочка», «Как у наших у ворот».

Подготовка к концерту.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Концертное выступление для родителей

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1А (дети пяти лет, второй год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

сентябрь

Повторение. Сильная и слабая доли, двухдольная и трехдольная пульсация.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученных игр и песенок из материала первого года обучения.

Запись партий для шумового оркестра: нитка, такт, размер.

Ксилофон, пандейра, тон-блок, барабан, треугольник.

Р. Шуман «Солдатский марш», А. Майкапар «Капельки».

Затакт, цифра.

Колокольчики, ксилофон.

Й. Брамс «Колыбельная».

Чтение оркестровых партий, игра по записи, пауза.

Треугольник, бубен, барабан, тон-блок, ксилофон.

«Козлик», р. н.п. «Во лузях», М. Красев «Барабанщик».

Концерт для родителей.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного в первой четверти.

Закрепление материала первой четверти. Игра по записи, игра с солистом.

Треугольник, ксилофон, бубенчики, колокольчики, маракасы.

Д. Шостакович «Вальс-шутка», р. н.т. «Яблочко», И. Стрибогг «Вальс петушков».

Пение окончания фразы, предложенной педагогом, самостоятельная запись несложных ритмов.

Ксилофон, бубен, знакомые

инструменты.

«Морри – Мокки», «Солнышко-колоколнышко», «Ах вы, сени».

Концерт для родителей.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного во второй четверти.

Понятия: мажор, минор, синкопа, лад, тоника, главные ступени лада.

Все знакомые

инструменты.

р. н.п. «Ах ты, зимушка-зима», Д. Кабалевский «Клоуны».

Танцевальные ритмы, запись несложных ритмов (с паузой и без паузы).

Все знакомые

инструменты.

В. Козлов «Дедушкин рок-н-ролл».

Синкопированный ритм, пунктирный ритм. Игра оркестровых партий по записи.

Пандейра, тон-блок, ложки.

Игра по дирижерскому жесту.

Все знакомые

инструменты.

ч. н.п. «Пастушок», С. Джоплин «Рэг-тайм».

Первоначальные навыки импровизации, запись несложных ритмических композиций.

Все знакомые

инструменты.

Ж. Бизе Хор мальчиков из оперы «Кармен», р. н.п. «Коробейники».

Совершенствование приобретенных навыков.

Все знакомые

инструменты.

р. н.п. «Светит месяц», сказка-игра «Теремок», ит. н. п. «Санта Лючия».

Подготовка к вступительному экзамену в ДМШ.

Все знакомые

инструменты.

латв. н.п. «Петушок», повторение разученных пьес.

Вступительный экзамен в ДМШ

Все знакомые

инструменты.

Концертный показ разученных пьес.

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1Б (дети шести лет, один год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

сентябрь

Звуки музыкальные и шумовые. Громко – тихо.

Человеческое тело.

«Звучащие жесты»; детские потешки: «Петушок», «Дождик», «Андрей-воробей»

Звуки: высокие – низкие, долгие – короткие. Ровное движение звуков. Изготовление самодельных инструментов из подручного материала.

Ударно-шумовые: погремушки, маракасы, бубен, трещотка, пандейра, кастаньеты,

Пальчиковая игра «Утро настало»; «Петушок», «Колокола», «Тили-бом», «Дождик», «Осенняя гамма».

Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей.

бубенцы, ложки, треугольник, самодельные музыкальные инструменты.

Игра «Гроза», «Дождик»; пальчиковая игра «Утро настало», «Осенняя гамма»

Понятия: Дирижер, концертмейстер, оркестр, «внимание», «снять», «вступить» одновременно», синхронная игра. Повторение.

Металлофон, треугольник, тон-блок, ложки.

«Дождик», «Утро настало». Потешки и песенки: «Во саду ли, в огороде», «Поезд», дыхательная гимнастика, движение под музыку.

Повторение и закрепление изученного в первой четверти. Звуки звонкие и глухие.

Игры и песенки из репертуара первой четверти.

Повторение: какие бывают звуки? Сильная и слабая доли. Движение под музыку: характер музыки.

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки, маракасы, треугольник.

Игра «По-оче-

реди», песенки: «Теремок», «Светофор».

Совместная игра: вступить, играть синхронно, закончить игру вместе, тишина, определить направление движения мелодии.

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки, маракасы, треугольник, пандейра, ксилофон, бубенцы.

«Теремок», «Калинка».

Продолжение работы.

Тон-блок, треугольник, бубен, бубенчики.

Игра «Зарядка», «Теремок», мелодекламация «Тишина».

Концерт для родителей.

Все освоенные инструменты.

Повторение разученного ранее.

Повторение. Понятия: танец – вальс – полька. Трехдольный и двухдольный ритм. Сильная и слабая доли в этих ритмах. Разучивание партий песенки «Паучок и гамачок».

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Ну-ка, повтори», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Паучок и гамачок», «Калинка», «Полька».

Марш, маршевая музыка. Отличие от танцевальной музыки. Громко – тихо.

Все освоенные инструменты, звучащие жесты.

«Марш», «Паучок и гамачок».

Танец, марш, песня – сравнение.

Все освоенные инструменты, звучащие жесты.

Игра «Ну-ка, повтори», Полька, «Паучок и гамачок», «Калинка».

Закрепление изученного теоретического материала. Пауза.

Все освоенные инструменты.

Все разученные пьесы. «Марш».

Повторение, закрепление, концертная подготовка.

Все освоенные инструменты.

Все разученные пьесы. «Тарарам-шурум-бурум».

Закрепление материала, концерт для родителей.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Мажор и минор, синкопа.

Все освоенные инструменты.

«Солнечный дождь», «Брат мажор и брат минор»,

Нотная запись оркестровых партий, нота с точкой,

Ксилофоны, треугольник, бубен, тон-блок.

«Солнце», «Я играю на пианино», «Хор рыбят».

Закрепление изученного ранее. Накопление репертуара.

Все освоенные инструменты.

«Солнце», «Я играю на пианино», В. Моцарт «Колокольчики», «Как у наших у ворот».

Подготовка к вступительному экзамену в ДМШ.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Вступительный экзамен в ДМШ.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Конспект открытого урока для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов по теме «Работа с детским шумовым оркестром» на базе шумовых оркестров начальных классов МКОУ «СОШ №14» (по ФГОС)

Тема урока: «Работа с детским шумовым оркестром»

Цели и задачи:

Цель - воспитание всесторонне развитой, активной личности, реализующей свой творческий потенциал в коллективной форме музицирования; расширение её художественного и общекультурного кругозора.

Образовательные задачи

1. приобщение детей к музыкальной культуре;

2. знакомство с произведениями классической, народной, современной музыкой;

3. привить желание играть на ударных инструментах:

4. развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка;

5. развитие ритмических навыков;

6. участие в концертной и конкурсной деятельности.

Развивающие задачи

1. обучение детей приемами коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

2. научить ученика не только понимать язык ритма, но и научить пользоваться им для самовыражения;

3. организация творческой деятельности.

Воспитательные задачи

1. создание базы для творческого мышления детей.

2. занятия должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

3. формирование музыкальных вкусов и интересов.

4 формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.

5. воспитать интерес к просветительской деятельности, стремление пропагандировать классическую, народную, современную музыку.

Планируемые результаты

Предметные:

    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре;

    Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки

    Умение оценивать произведения разных видов искусства;

    Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной и композиторский музыки.

Метапредметные:

    Размышление о роли музыки в жизни человека;

    Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

    Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

    Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и использовании музыкальных произведений;

    Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

    Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

    Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности в реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

    Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к народной и композиторский музыке.

Тип урока: Творческая мастерская

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, проектор, шумовые ударные инструменты (металлофоны - 6 шт., ксилофоны – 4 шт., треугольники – 4 шт., румбы – 3 шт., бубен – 1 шт., маракасы – 12 шт., и др.)

Методы:

Виды деятельности учащихся:

    Слушание музыки

    Инструментальное музицирование

    Музыкально-пластическое движение

Музыкальный материал:

    П.И. Чайковский «Детский альбом» «Баба яга»

    П.И. Чайковский «Детский альбом» «Вальс»

    П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

    «Мама» музыка Л. Бакалова, слова С. Вигдорова.

    «Берлинская полька»

    «Поросята»

Ход урока.

(слайд 2)

Добрый день, уважаемые гости и коллеги!

Сегодня мы пригласили вас на открытое занятие по теме «Работа с детским шумовым оркестром». С переходом на новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, в нашей школе появилась уникальная возможность привлечь детей к новым формам коллективного музицирования. Мною была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности «Шумовой оркестр». На сегодняшний день в школе 7 коллективов. В них занимаются дети с 1 по 3 класс, включая классы коррекции.

Слайд 3

Цель данной программы – развитие и совершенствование личности ребенка через занятия коллективным музицированием.

Игра на детских музыкальных инструментах весьма плодотворна для музыкального развития детей. Об этом говорили многие педагоги – музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, Карл Орф и другие).

В процессе музицирования дети развивают не только чувство ритма и музыкальный слух, но и приобретают навык игры в ансамбле, развивают память, внимательность, прививают любовь и интерес к музыке, воспитывают художественный вкус. Занятия в шумовом оркестре способны развить творческий потенциал, мышление и фантазию.

Для создания шумового оркестра в школе необходимо иметь инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределенной высотой звучания. Инструменты шумового оркестра можно условно разделить на несколько тембровых групп:

Шуршашие: маракасы, румбы, погремушки

Ударные: бубны, барабаны.

Металлические: треугольники, металлофоны.

Деревянные: ксилофоны, ложки

Музыкальным оформлением уроков являются образцы произведений великих композиторов Моцарта, Штрауса, Чайковского, Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Грига и других композиторов.

Программа рассчитана на четыре года. Занятия проводятся один раз в неделю в групповой форме.

Шумовые оркестры делают свои первые концертные шаги. Дети успешно выступают в школьных, городских, районных мероприятиях.

В 2013 году сводный оркестр 2 – х классов участвовал в городском конкурсе талантов «Знай наших», а так же во II Городском фестивале – конкурсе «Заиграйкино» в городе Красноуральск, где получили диплом первой степени.

В Декабре 2013 года был подготовлен и проведен урок – концерт по музыке П.И. Чайковского, посвященный к 120 - летию со дня смерти композитора, в котором каждый коллектив исполнил по два произведения.

Вашему вниманию предлагаем выступление 3 «а» класса. Они исполнят для Вас две пьесы из детского альбома П.И. Чайковского

    «Баба яга»

    «Вальс»

(Слайд 4)

Выступает шумовой оркестр 3 «Б» класса

    П.И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

    П.И. Чайковский «Немецкая песенка» из «Детского альбома»

(Слайд 5)

Работа со 2 классом

Основы работы с оркестром я покажу на оркестре 2 «А» класса 1 группа.

В основе любого музыкального произведения лежит ритм. А мы знаем что ритм, это чередование длинных и коротких длительностей. Объяснять одну из сложнейших тем из теории музыки детям, так как её преподают в ДМШ, я считаю нет смысла. Мы выяснили, что есть звуки короткие и длинные. Длинные звуки мы называем - та, а короткие – ти. Ритмослоги широко используются на уроках сольфеджио в ДМШ.

Мы проучили простые ритмические рисунки и играем их сейчас с чередованием инструментов.

    Проученные ритмические рисунки со сменой инструментов «Поросята»

(Слайд 6,7)

Мы начали работу над работой над новыми ритмическими рисунками.

Прорабатываем сначала руками без инструментов. Определяем по знакам какой инструмент играет ту или иную партию.

    Работа с новыми ритмами «Берлинская полька»

(Слайд 8)

Мне и детям нравится работа с играми – презентациями. Во время такой игры дети должны прочитать и сыграть ритмический рисунок по картинке.

Мы предлагаем вам игру-презентацию «В лесу»

    Игра - презентация «В лесу» , музыкальное сопровождение «Старинная полька»

(Слайд 9)

    Игра – презентация «Белочки и бабочки»

(Слайд 10)

Детям очень нравится играть на металлофонах и ксилофонах. Нотную грамоту, мы так же не изучаем, Мы играем по буквенным обозначениям. Сначала пальчикам, затем ударом палочки, причем следим за правильным звукоизвлечением.

    Песня «Мама»

И в заключении для вас прозвучит

    «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома П.И. Чайковского

(Слайд 11)

Обсуждение открытого урока.

Коммунальное Государственное Казенное Предприятие

«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

директором КГКП «Школа искусств

акимата Шемонаихинского района»

Добжанской Ю.Б.

Оркестр шумовых инструментов

А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А

для подготовительной группы

музыкального отделения школы искусств.

срок обучения – 1 год

Разработала преподаватель

народного отделения

по классу домры

Худякова Светлана Юрьевна

г. Шемонаиха 2014г

Пояснительная записка.

Современные условия существования образовательных учреждений дополнительного образования диктуют необходимость создания новых программ. Развивается методика преподавания. Образовательные программы, созданные десятки лет назад требуют обновления или разработки новых программ.

Программа «Шумовой оркестр» является авторской. При разработке этой программы был изучен опыт работы педагогов, работающих с шумовыми оркестрами, изучены различные современные технологии (В.Букатов, Н.Кононова, Н.Дереклеева, С.Шмаков, Н.Ветлугина, О.Скрипник, Е.Селевко и др.)

В современной школе музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы является форма коллективной музыкальной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра.

Программа имеет общеэстетическую направленность. Занятия проводятся в группах по 6 – 12 учащихся подготовительной группы музыкального отделения школы искусств. Основной формой является урок 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Для детей 5 – 6 лет время урока – 30 минут. Всего 34 часа в год.

Цель: Создание условий для развития и совершенствования личности ребенка через коллективную деятельность.

Задачи :

    Обучить игре на шумовых инструментах;

    Познакомить с основами музыкальной грамоты;

    Развить чувство ритма;

    Воспитать чувство соучастия, сопереживания, сотворчества;

    Развить коммуникативные способности;

    Привить детям любовь и интерес к музыке.

Реализация целей и задач

    Достигается с помощью деятельностного, компетентностного подходов.

    Опирается на принципы доступности, системности, наглядности, гуманизации.

    Основывается на технологиях: игровой, развивающего обучения, коллективной.

Занятия по предмету «Шумовой оркестр» обладают рядом положительных качеств. Они формируют навыки игры в ансамбле, чувство коллективизма, ответственности; помогают детям преодолеть неуверенность, расширяют кругозор, выявляют природные способности, развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Отличительной особенностью программы является то, что знакомство с новым материалом, закрепление знаний и опрос происходит в форме игры. Это обусловлено младшим возрастом учащихся. Игра, как никакой другой вид деятельности подходит для усвоения и приобретения знаний, навыков младшими школьниками. Обучаясь в игре, ребенок не подозревает, что чему-то учится. Программа подразумевает обязательно деление на команды по 4 – 6 человек. Преимуществами работы в команде являются:

    Каждый раз состав команд меняется.

    Во время урока дети постоянно двигаются.

    Каждый старается работать хорошо ради всей команды, помогая друг другу.

Требования к ЗУН.

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:

    Основные понятия: оркестр, дирижер, композитор, шум и звук

    основы музыкальной грамоты (ноты 1-й октавы, длительности, динамические оттенки, темп, размер 2\4, 3\4, 4\4\)

    названия и способы звукоизвлечения на шумовых инструментах

    названия музыкальных инструментов (казахские народные, русские народные, духовые)

определять сильную и слабую доли

определять характер произведения и передавать его с помощью шумовых инструментов

исполнять музыкальные произведения на шумовых инструментах индивидуально и группой.

Знания и умения, приобретаемые учащимися в течение учебного года, оцениваются преподавателем на каждом уроке, в конце каждого полугодия и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале. Так как урок посещают дети подготовительной группы, то в дневники оценки не выставляются. Основной формой контроля является выступление на концертах перед родителями.

Критерии концертного выступления

Дети исполняют 2 - 4 песенки, выученные на уроке оркестра. Оценивается:

    Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.

    Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться шумовыми инструментами.

    Музыкальность исполнения.

    Умение играть цельно – без ошибок и поправок.

Для лучшего усвоения знаний на уроках, разработана рабочая тетрадь по шумовому оркестру. Для исполнения выбираются, в основном, детские песенки или произведения классиков для детей.

Основу шумового оркестра составляют детские музыкальные инструменты-игрушки, всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, трещотки, барабаны, тарелки, маракасы, треугольник, коробочки и так далее. Необычные инструменты, созданные своими руками из подручных средств, занимают важное место в составе оркестра, являются интересным способом познания формирования звука.

Условия реализации программы:

    Наличие помещения для занятий.

    Материальная база: набор шумовых инструментов

    Фонотека - разнообразный музыкальный репертуар.

Учебный план

Вид учебной работы

Количество часов

Диагностика

Основы музыкальной грамоты

Общее музыкальное развитие

Организационные

Подготовка программы к концертному выступлению

Контрольные уроки, экзамены, концерты

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Организационное

Приветствие «Доброе утро». Знакомство друг с другом «Строимся по алфавиту». Деление на команды по считалочке. Используя подручные средства «проиграть, простучать» мелодию. Упражнение «Уточки». Диагностика ритмической способности, внимательности, тест на креативность.

Звуки - шумы

Если позволяют погодные условия – можно провести урок на улице. Понятие шумовых и музыкальных звуков. Работа с текстом «Звуки». Работа с карточками «Звуки – шумы». Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения с детскими стихами «Андрей-воробей», «Сорока» и т.д.

Музыкальные звуки

Понятие «Музыкальные звуки». Работа с текстом «Музыкальные инструменты». Понятие «Нотоносец». Работа с текстом «Нотный стан». Понятие «Четвертные – восьмые длительности, т.е. длинные – короткие». Ритмические упражнения – работа с карточками.

Закрепление

«Разукрасить мелодию» с помощью шумовых инструментов. Игра в мяч «Шум – музыкальный звук». Блиц-опрос по теоретическому материалу. Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения. Маршируем, хлопаем под музыку. Игра «Угадай, что издает звук»

Диагностика

Тест на внимательность, коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость. Между тестами игры.

Шумовые инструменты

Знакомство с шумовыми инструментами. Деревянные и металлические. Передаем характер произведения с помощью различных шумовых инструментов.

Инструментальный состав оркестров

Знакомство с инструментальным составом оркестров русских народных, казахских народных, духовых инструментов. Просмотр видео. Определение на слух.

Динамические оттенки

Динамические оттенки в музыке. Обсуждение и воспроизведение динамики на примере произведения Э.Грига «В пещере горного короля» с помощью шумовых инструментов. Игра «Ассоциации». Подбор шумового сопровождения.

Повторение, подготовка к контрольному уроку

Повторение теоретического материала. Отработка произведений на контрольный урок

Контрольный урок

Выступление перед родителями на концерте.

Длительности

Понятие «Длительности» с помощью сказки «Дружная семья». Игра «Колокольный звон». Разбор шумового сопровождения к пьесе П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Размер, такт, сильная доля.

Работа с текстом по теме. Стучим сильную долю в разных размерах.

Времена года

Изменения природы в зависимости от смены времен года. Примеры смены времен года в живописи, стихах, музыке. Передать характер с помощью шумовых инструментов.

Понятие «Темп». Игра «Поезд». Двигаемся под музыку.

Выбор программы для индивидуального шумового сопровождения

Для каждого ученика выбирается музыкальное произведение для самостоятельной работы – аккомпанемент шумовых инструментов.

Животные, птицы в музыке

Опрос «Какие бывают животные и птицы», рассказ о своих домашних питомцах. Игра «Угадай животное». Загадки о животных, рисуем любимое животное или птицу.

Опрос «Какие танцы вы знаете». Подбор шумового сопровождения к различным танцам.

Контрольный урок

Каждый ребенок представляет свою самостоятельную работу.

Диагностика

Тесты на коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость

Подготовка к концертному выступлению

Выбор программы и шумового сопровождения. Движения под музыку. Поведение на сцене, концертная форма одежды

Концертное выступление

Выступление перед родителями.

Всего 34 часа

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в подготовительных группах школы искусств. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Детям младшего школьного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Формирование групп

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме. Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Примерный репертуар:

    П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

    П.Чайковский «Танец Феи Драже»

    Э.Григ «В пещере горного короля»

    В.Моцарт «Турецкий марш»

    С.Рахманинов «Итальянская полька»

    «Антошка»

    «Песенка крокодила Гены»

    «Собачий вальс»

    «Камаринская»

    «Веселые гуси»

    «Валенки»

    «Песенка мамонтенка»

    «Песенка бременских музыкантов»

    В. Шаинский «Песенка кузнечика»

    Песни из мультфильма «Маша и Медведь»

    М.Качурбина «Мишка с куклой»

    «Во саду ли, в огороде»

    «Семеновна»

    «Субботея»

    «Частушки»

    «Коробейники»

    «Ах, вы сени, мои сени»

    Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»

    Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника»

    Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»




Top