Шуточная сценка мастер и маргарита. Сценарий известной игры «Умники и умницы» по произведению М

Усольцевым. Блогерам стало обидно, что на выставку "Романовы" в Манеже были очереди, а рядом, в удивительном музее, где находятся оригиналы, и который посвящён Романовым никого нет.В Зарядье были построены первые каменные жилые дома, от которых сейчас не осталось и следа. От постройки XV - XVI века остался лишь подвал и часть подклета.

01. Сохранившийся подвал


История усадьбы и Палат тесным образом переплетается с судьбой ее владельцев - бояр Романовых, которые происходили из старинной, очень влиятельной и родовитой московской боярской фамилии Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых.

02.

Первым владельцем усадьбы на Варварке был Никита Романович Юрьев. Сын Михаил - будущий первый российский царь из рода Романовых родился 12 июля 1596 г., по всей вероятности, в усадьбе на Варварке.

03. Первый план Москвы

В конце 1600 года Фёдора Никитича, сына Никиты Романовича, Борис Годунов ссылает в монастырь, где он живёт под именем Филарет. Но всё меняется, когда 18 апреля 1613 года на царство ставят Михаила Романова. Филарет становится фактически правителем России при слабом мальчике.

04. Здесь было обнаружено исторически уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века. Самая интересная и важная находка - это производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.

В 1626 году пожар в Москве не пощадил и Палаты. А 24 сентября 1631 года, после смерти своей матери, инокини Марфы Ивановны, царь подписывает указ об основании Знаменского монастыря, а грамотой от 1 ноября того же года наделяет обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, в числе которых и уже знакомые нам палаты. Монастырскими усилиями на белокаменных подвалах строятся два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями.

05.

Здесь же ещё были построены деревянные кельи и больница. В 1668 году Знаменский монастырь пострадал от пожара. Пострадали и палаты. Царю Алексею Михайловичу было подано прошение о помощи в восстановлении. Откликнулись царские родственники - Милославские. И с их помощью палаты были восстановлены.

06.

На месте старых палат поставили палаты с крыльцом и назвали "палаты на погребах"

07.

С 1752 по 1762 год в палатах жил грузинский митрополит Афанасий со штатом. Поэтому палаты назвали архиерейскими.

08. Флюгер

09.

В середине XIX века, император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей "Дом бояр Романовых", один из первых музеев Москвы. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы.

10.

11.

12. Бояре

13. Портет Ф.Н.Романова. Копия с работы И.Репина

14.

15.

16. Портрет инокини Марфы

17. Фрагменты привозных сосудов

18. Отписка пристава при Филарете Романове

19.

20.

21. В этой комнате интересны стены экспозиции, на которых меняется изображение Москвы и экспозиции

22. Карта России из атласа Российской империи. Места ссылки братьев Романовых

23. Ф.Н.Романов (Патриарх Филарет)

24. Город Древск. Из "Чертёжной книги Сибири" Семёна Ремизова, 1701.

25.

26.

Сценарий спектакля по произведениям М. Булгакова «Эксперимент»

Звонок в дверь. На пороге два молодых человека:

1 студент - Профессор Борменталь?

Борменталь – Да-с…А Вы?..

2 студент А мы студенты 5 курса Того самого Киевского медицинского института, где учился хорошо известный вам Михаил Афанасьевич Булгаков.

Борменталь -Проходите. Чем могу быть полезен?

1 студент - Дело вот в чём: совсем скоро юбилей М. А., О враче –Булгакове нам известно буквально всё, а вот Булгаков- писатель – ещё загадка.

2 студент Уже много лет его произведения читаемы и любимы, в чём причина? Мы и подумали, а что если нам поможет в этом эксперимент пр. Преображенского. Если уж в то время возможно было превратить собаку в человека, то сейчас…

1 студент - Можно в любого героя превратиться и посмотреть их глазами на всё как бы изнутри.

Борменталь Понимаю. Что вас конкретно итересует? Кем бы вы хотели стать?

2 студент – Дни Турбиных – прототип Алексея- сам Булгаков. Хочется нам узнать о жизни интеллигенции после революции,в годы гражданской войны.

Борменталь - Значит, вам интересен Алексей Турбин, похвально. Ну, что ж, кто мне будет ассистировать?

Пройдемте, готовьтесь к операции. А вы (обращаясь ко 2 студенту ) достаньте колбу крайнюю слева с гипофизом Турбина.(Показывает на верхнюю полку шкафа. Ассистент тянется и неожиданно всё роняет)

ГРОХОТ. Всё упало, перепуталось.

2 студент - Что делать, профессор?

Борменталь - Пока мы не вживим железу, ничего не узнаем. Давайте, начнем с этой.

Операция

(На шее у человека был повязан ядовито - небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок)

Борменталь Опять вы!?

Шариков - Борменталь!

Отозвался Борменталь, (меняясь в лице). - Нет, уж вы меня по имени и отчеству, пожалуйста, называйте!

Шариков Совершенно основательно ответил - Ну и меня называйте по имени и отчеству! -

Борменталь - Нет! - - по такому имени и отчеству как Полиграф Полиграфович

в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали

именовать фамильярно "Шариков", мы будем называть вас "господин Шариков".

Шариков . (Отлаял) - Я не господин, господа все в Париже!

Борменталь - Позвольте вас спросить - почему от вас так отвратительно пахнет?

Шариков понюхал куртку озабоченно.

Ну, что ж, пахнет... Известно: по специальности. Вчера котов душили,

душили... папаша

Борменталь - Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности? Чтобы я больше не

слышал этого слова! Называть меня по имени и отчеству!

Дерзкое выражение загорелось в человеке.

Шариков - Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи. Этого не говори… Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?!

Разве я просил мне операцию делать? - Человек возмущенно лаял

Хорошенькое дело! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно как и мои родные. Я иск, может, имею право предьявить...

В настоящее время каждый имеет свое право...

Ассистент - Гм... Вот черт! Глупее ничего себе и представить нельзя.... Ну, одним словом...

Шариков - Сволочь!

Борменталь - Это вы про кого?

Про кота я говорю. Такая сволочь, - ответил Шариков , бегая глазами.

БОрменталь - переводя дух , - Знаете, Шариков, я положительно не видал более наглого существа, чем вы.

Шариков - Папаша, дай папиросочку, - у тебя брюки в полосочку".

Борменталь - Шариков, скажите мне, пожалуйста, - сколько времени вы еще будете гоняться за котами? Стыдитесь! Ведь это же безобразие! Дикарь!

Какой я дикарь? - Хмуро отозвался Шариков , - ничего я не дикарь. Его

терпеть в квартире невозможно. Только и ищет - как бы что своровать… (трогает вещи)

-Ассистент - Не трогайте, пожалуйста!

Шариков - Вот все у вас как на параде, - заговорил он, - салфетку - туда, галстук

Сюда, да "извините", да "пожалуйста-мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

-Ассистент - Театр какой-то!

Шариков -Нет, цирк лучше

-Ассистент -... Почему, собственно, вам не нравится театр?

Шариков, подумал и оттопырил губы .

Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция

одна.

Вы стоите на самой низшей ступени развития, - закричал Борменталь , - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой говорить космические глупости…

Мне белый билет полагается, - ответил Шариков .

-Ассистент - я ему не позволю ничего сделать. . Финита, клим!

Он повернулся и поглядел на Шарикова так, что тот попятился и

стукнулся затылком о шкаф.

Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Ассистенту

обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом - шиш. А затем правой

рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер

Борменталь - Нам же он совершенно не нужен, ну его ко всем свиньям

ОПЕРАЦИЯ –(За кадром ) Ассистент - Это кошмар, честное слово. Вы видите? Клянусь вам, дорогой доктор, я измучился за это время больше, чем за последние 14 лет! Вот - тип, я вам доложу...

Иоанн. О боже мой, господи, вседержитель!

Борменталь . Тсс... тише, тише! Только не кричите, умоляю! Мы наживем

страшную беду и, во всяком случае, скандал. Я и сам уже схожу с ума, но я

стараюсь держать себя в руках.

Иоанн . Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

. Борменталь Ах, помилуйте, я же вам объяснил, что я не демон.

Иоанн . Ой, не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но божиим

соизволением царь есмь!

Борменталь . Очень хорошо. Я понимаю, что вы царь, но на время прошу вас

забыть об этом. Мы вас будем называть не царем, а просто Иваном Васильевичем.

Ассистент - Поверьте, для вашей же пользы.

Иоанн . Увы мне, Ивану Васильевичу, увы, увы!..

Борменталь . Что же делать, я понимаю ваше отчаяние. Действительно,

происшествие удручающее. Но кто же мог ожидать такой катастрофы

Я не могу вас отправить обратно сейчас же - надо всё приготовить…

Иоанн. Как твое имя, кудесник?

Борменталь . Меня зовут Борменталь.

Иоанн . Князь?

Борменталь -. Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот

утверждает, что он сын кучера.

Иоанн. Ах, сволочь!....

Ты, стало быть, тут живешь?

Хоромы-то тесные.

Борменталь - Да уж, хоромы неважные.

Ассистент -А мы не знали как точно сыграть роль Иоанна Грозного!

И когда мы проходили то место, где Бориса объявляют царем, Косой, уж на что твердый человек, заплакал, как ребенок!..

Иоанн .-. Какого Бориса-царя? Бориску?!

Бориса на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил царю за

предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем владети!.. Повинен смерти!

-Ассистент Ах нет! Боже мой, я поняла! Это настоящий царь!

Какой царь типичный, а как на нашего Буншу похож. Только у того лицо глупее.

Борменталь -Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный!.. Ну что тут особенного?..Мы сейчас всё приготовим. Сидите тихо! Никому не открывайте!

. Иоанн один, рассматривает вещи в комнате. На улице послышался шум автомобиля. Иоанн осторожно выглядывает в окно, отскакивает. Иоанн (тихо напевает).

Сделал я великие прегрешения... пособи мне,

господи... пособите, чудотворцы московские...

В дверь стучат. Иоанн вздрагивает, крестит дверь, стук прекращается.

Ульяна (за дверью). Товарищ Борменталь, простите что опять осмелилась

беспокоить... Что, Бунша Ивана Васильевича не было у вас? Его по всему дому ищут. вы не имеете права отмалчиваться! Вы, товарищ Борменталь, некультурный человек!

Иоанн. Что крест животворящий делает! Пауза.

Звонок в дверь. И. В. Открывает

Ульяна Здрасте пожалуйста! Его весь дом ищет, водопроводчики приходили, ушли... жена, как проклятая, в магазине за селедками, а он сидит в чужой комнате и пьянствует!.. Да ты что это, одурел? Шпака ограбили. Шпак по двору мечется, тебя ищет, а он тут! Ты что же молчишь? Батюшки, во что же это ты одет?

Голубчики милые!.. На кого же ты похож? Да ты же окосел от пьянства!

Да тебя же узнать нельзя!

Иоанн. Ты бы ушла отсюда. А?

Ульяна . Как это - ушла? Ты на себя в зеркало-то погляди!.. В зеркало-то погляди!

Иоанн. Оставь меня, старушка, я в печали...

Ульяна. Старушка?! Как же у тебя язык повернулся, нахал? Я на пять лет

тебя моложе!

Иоанн . Ну это ты врешь... Погадай мне, старая, погадай насчет шведов.

Ульяна. Да что же это такое?.

Ульяна . Нет, вы полюбуйтесь на голубчика!.. Он же пьян, он же на ногах

не стоит!. Очнись, разбойник! Попрут тебя с должности!

Иоанн . Э, да ты ведьма! (Берет у Ульяны селедки и выбрасывает их в переднюю.)

Ульяна . Хулиган!

Иоанн (вооружается посохом ). Ох, поучу я тебя сейчас!

Ульяна . Помогите!.. Муж интеллигентную женщину бьет!.. (Убегает через

парадный ход.)

Ассистент Зачем же вы открыли двери?

Иоанн .- Ты добрый человек... Ах ты, боже! Ведь это я тут...

а шведы, ведь они Кемь взяли! Боярин! Отправляй меня назад!

ОПЕРАЦИЯ

Ассистент - А вы кто?

Я Мольер , прибыл сюда согласно распоряжению Вашего высочества!

Борменталь - Ошибка, снова ошибка! Г-н Мольер, произошло прискорбное недоразумение…Нам нужен другой герой Булгакова.

Мольер - Меня же пригласили, я прекратил спектакли!

И вообще, знаете ли вы, что это в спектакле «Мольер» Михаил Афанасьевич Булгаков ярко показал судьбу писателя, идеология которого идёт вразрез с политическим строем. Против меня «Кабала святош», гвардия мушкетёров, лишь король однажды заступился…

Ассистент - Уважаемый г. Мольер, до следующей встречи…

ОПЕРАЦИЯ За кадром:

Ассистент Я читала, Сталину не понравилось, что в «Мольере» зрители могут увидеть намек на его взаимоотношения с Булгаковым. Пьесу запретили. Это был страшный удар для автора

Борменталь - Да, в 30-е годы прошлого века и не такое могло произойти

Ассистент – МАРГАРИТА! Вы знаете, я читала, что реальным прототипом Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Борменталь - Здесь я могу с вами поспорить, т. к хорошо видна связь Маргариты с французскими королевами, носившими это имя, Маргарита Наварская и Маргарита Валуа

Я верую! -- шептала Маргарита торжественно, -- я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь.

Ты знаешь, -- говорит Маргарита (разговаривает с портретом), -- как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со средиземного моря... И эти

идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что сейчас будет дождь. Вы чувствуете, как свежеет?

Борменталь - Фу ты черт, ведь это, подумать только, -- он сжал голову руками, -- нет,

послушай, вы же умный человек и сумасшедшей не была. вы серьезно уверены в

том, что вчера были у сатаны?

Совершенно серьезно, -- ответила Маргарит а. черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! -- глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: -- Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!

Ассистент -Но как такое могло произойти с вами, замужней добропорядочной женщиной? Не укладывается в голове!

Ах, -- качая растрепанной головой, шептала Маргарита , -- ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за него (подходит к портрету Б. и гладит его) всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом

Маргарита приблизила губы к уху мастера и прошептала:

Клянусь тебе своею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета,

все будет хорошо.

Конечно, когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения

у потусторонней силы! Да уж, конечно, чего тут интересного, Маргарита Николаевна!

Маргарита удивилась :

Вы меня знаете?

Вместо ответа доктор снял шапочку и взял его на отлет.

Я вас не знаю, -- сухо сказала Маргарита .

Борменталь - Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый

прокуратором город.

Я ничего не понимаю, -- тихо заговорила Маргарита Николаевна-- Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?

Борменталь -- Простите, ведь я не сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила

еще раз: - - Кто вы такой?

Ну хорошо, зовут меня Борменталь , но ведь все равно вам это ничего не

говорит.

Маргарита -- А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки?

Борментал ь -- Не скажу,

Но вы что-нибудь знаете о нем? -- моляще шепнула Маргарита.

Борменталь -- Ну, скажем, знаю.

Маргарита -- Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.

Пока жив, -- неохотно отозвался Ассистент, - но вам надо срочно к нему.

Маргарита -- Боже!

Операция (За кадром) Ассистент – Маргарита вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером.. Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.

Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Борменталь- Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

После операции Турбин ходит,разглядывая комнату.

Борменталь (обращаясь к ассистенту) - Алексей Турбин собственной персоной! Знакомьтесь!

Алексей - А вы откуда?

Борменталь - А мы, батенька, из другой пьесы. Располагайтесь. (указывает на диван)

А л е к с е й. Вот, господа, сижу я сейчас среди вас, и все у меня одна неотвязная мысль. Ах! Если бы мы все это могли предвидеть раньше! (Встаёт и взволнованно ходит по комнате)Вы гляньте в окно, посмотрите, что там. Там метель, какие-то тени... В России, господа, две силы: большевики и мы. Вижу я более грозные времена. Вижу я. Вот из-за этого я и иду! На рожон, но пойду! Потому что, когда мы встретимся с ними, дело пойдет веселее. Или мы их закопаем, или, вернее, они нас. Как мы, белогвардейцы, уживемся с большевиками, не представляю себе! (Берёт гитару, пытается играть)

Ничего не получается – пальцы не слушаются!

Ассистент . – Я знаю романс, разрешите я исполню?

(звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)

Алексей.- Господа, я виноват. Не слушайте того, что я сказал. Просто у меня расстроены нервы.

Борменталь -. О нет,. Поверьте, что мы понимаем и что мы разделяем все, что вы сказали. Империю Российскую мы будем защищать всегда!

Ассистент . Да здравствует Россия!

Турбин - Кого вы желаете защищать? Ответьте мне. Молчание.

Отвечать, когда спрашивает командир! Кого?

Совершенно правильно. Они вас заставят драться с собственным народом. А когда он вам расколет головы, они убегут за границу... Слушайте меня, друзья мои! Мне, боевому офицеру, поручили вас толкнуть в драку. Было бы за что! Но не за что. Я публично заявляю, что я вас не поведу и не пущу! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено! Гроб! Крышка! И вот я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетелями капитаны Студзинский и Мышлаевский, я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю, предупреждаю и, любя вас, посылаю домой. Я кончил. Совесть моя чиста и спокойна!

Борменталь -Я против ужасов войны. В сущности, зачем проливать кровь?

Теперь начинается новая жизнь.

Турбин -. Была у нас Россия - великая держава!..

Ассистент . И будет!.. Будет!

Турбин . Прежней не будет, новая будет. Новая!

Песня И. Талькова «Россия» (В проигрыше все артисты выходят, второй ассистент говорит)

Студент 1 -Я поняла, то что с нами произошло сегодня – провидение судьбы… Нельзя узнать писателя, прочитав лишь одно его произведение. Теперь я с уверенностью могу сказать, что Булгаков самый читаемый писатель 20-30 гг прошлого века. Потому что пишет так, как видит, потому что только у Булгакова любовь и творчество находятся под защитой не только Бога, но и дьявола! А переживания за Россию, судьбу народа проглядывают сквозь каждое его слово! Он сумел просто сказать о вещах сложных, будь то история, нравственность или открытия науки, облекая свои фантазии в формы, понятные всем! (Звучит первый куплет песни. Под звон колоколов все кланяются и уходят)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

«Черная магия и ее разоблачение»

Сценарий театрализованного представления,

посвященный жизни и творчеству М.А.Булгакова

Санкт-Петербург

Обоснование выбора темы.

Я посвятила свой сценарий перипетиям жизни и творчества писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Творчество Булгакова не раз подвергалось в советской печати жесткой критике, становилось предметом любопытных и весьма показательных дискуссий. Сегодня многие произведения писателя стали литературной классикой, однако при жизни писателя большинство из них не вышли в печать.

В своем сценария я хотела бы затронуть тему творчества, как неотъемлемую части жизни настоящих творцов. М.А. Булгаков, не смотря на наличие работы и госзаказов, не мог ограничиться тем, что сам называл «поденщиной», он упорно реализует свои замыслы, забывая о неудачах и запрещениях, часто понимая, что пишет «в стол», но не в состоянии замолчать. Сам писатель в письме советскому правительству своей первой чертой назвал приверженность идее творческой свободы, творческой мысли, противостояние оболваниванию личности. В этой теме я хотела бы затронуть так же вопрос сохранения своего я, как творца и как личность.

Сценарно-режиссерский ход моего сценария – сеанс черной магии в Варьете, взятый из романа «Мастер и Маргарита». Все эпизоды – часть фокуса, представления. Но этот сценарный ход входит в менее заметный – написание Булгаковым книги свой жизни. Конструкция на подобии «романа в романе». Сценарий состоит из пролога, трех эпизодов («Карточный переполох», «Балансирующее творчество», «Смертельный номер»), финала и двух эпизодов-мостов. В центре сцены находится люк, из которого могут появляться герои и различные предметы. В колосниках различные подъемные механизмы. На черном заднике – экран, оформленный в виде книги.

Затемнение. Надпись пропадает. Раздается звонок. Загорается свет. На сцене нарядные люди в ожидание представления. Среди них проходят билетеры, предлагая купить программки. Кто-то рассматривает афиши. Раздается второй звонок. Люди группами, оживленно разговаривая, проходят за кулисы. Раздается третий звонок. Свет гаснет. В луче прожектора на сцену выходит конферансье.

Конферансье: Дамы и господа, сейчас перед вами выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд с сеансом черной магии! Ну, мы-то с вами знаем, что ее вовсе не существует на свете, а просто маэстро Воланд в высокой степени владеет техникой фокуса, что и будет видно из самой интересной части, то есть разоблачения этой техники, а так как мы и за технику, и за разоблачение, то поприветствуем господина Воланда!

Конферансье отходит в сторону, указывая на разъезжающиеся кулисы. На сцене затемнение. Сцена освещается приглушенным красным светом. Из-под сцены, из люка выходят четверо: первый - в черной полумаске и фраке – Воланд, второй - длинный и худой, в клетчатом костюме и пенсне – Коровьев-Фагот, третий - большой черный кот (артист в ростовой кукле) - Бегемот, четвертый – невысокий, широкоплечий, рыжий – Азазелло. Они подходят к краю сцены, загорается яркий свет, звучат фанфары.

Воланд: Скажи мне, любезный Фагот, как, по-твоему, московское народонаселение значительно изменилось?

Фагот: Точно так, мессир!

Воланд: Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город впрочем. Но меня, конечно, интересует гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне.

Фагот: Да, это важнейший вопрос, сударь.

Воланд: Однако, мы заговорились, а публика начинает скучать!

Фагот: (выходит на авансцену и достает колоду карт ): Дамы и господа! Представляю вашему вниманию карточные фокусы! Только для вас: шестерки и короли, вечная слава и общественное мнение!

Фагот и Бегемот расходятся в разные стороны сцены. У Фагота в руках появляется колода карт, которую он лентой перебрасывает Бегемоту. Бегемот перебрасывает карты обратно Фаготу. Фагот отправляет их за кулисы. Затемнение.

Первый эпизод «Карточный переполох».

На экране «пишутся» слова, которые озвучивает голос.

Фоном звучит песня «Москва рабочая» (Музыка: Зиновий Дунаевский. Слова: Игорь Морозов). Из кулис выходит красные карты (красный низ, белый верх с нашивками масти и значения): два Туза, Червонный и Бубновый, за каждым из них по четыре красных шестерки их масти, с бумагами в руках.

Бубновый Туз : (обращаясь к шестеркам) Итак, что сегодня мы можем предложить советскому читателю?

Шестерка: Поэт Александровский!

На сцену выходит Бубновая Семерка, которая тащит в руках кафедру, сделанную под карточный домик. Установив ее в центре, Семерка встает за кафедру.

Бубновая Семерка (крайне пафосно и протяжно):

На смуглые ладони площадей

Мы каждый день расплескиваем души;

Мы каждый день выходим солнце слушать

На смуглые ладони площадей…

Тузы аплодирует, шестерки подхватывают.

Бубновый Туз: (обращаясь к Бубновым шестеркам) Что вы думаете?

Бубновые шестерки (вытянувшись по стойке «смирно», тараторят): Пролетариату необходимо искусство коллективистское, которое воспитывало бы людей в духе глубокой солидарности, товарищеского сотрудничества, тесного братства борцов и строителей, связанных общим идеалом. И такое искусство зарождается. Мы имеем его в России в виде молодой пролетарской поэзии.

Бубновый туз : Вот однозначно подающий большие надежды поэт нашего времени!

Шестерки подбегают к Семерке. В пластической композиции они превращают Семерку в Бубнового короля(заклеивают цифру 7 буквой «К», надевают корону). Новоиспеченный король, приосанившись выходит из-за кафедры. Две Шестерки бережно уносят за ним его кафедру. Две Шестерки возвращаются к Тузу.

Червонный Туз (обращаясь к своим Шестеркам) : Что-нибудь еще?

Из люка поднимается Червонный Валет.

Червонный Валет: Я принес вам рукопись романа писателя Михаила Булгакова.

Затемнение. На экране «пишутся» слова, которые озвучивает голос.

Голос: Он зародился однажды ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, Гражданская война… Во сне прошла передо мною беззвучная вьюга, а затем появился маленький рояль и возле него люди, которых нет уже на свете… Так я начал писать роман.

Загорается свет. Валет указывает на экран, на котором появляются строки из «Белой Гвардии».

Голос: Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Червонный Туз: Помню, как он читал нам «Белую гвардию», - это не произвело впечатления.

Бубновый Туз: И что это за выдуманные фамилии – Турбины!

Валет: Мелкие недочеты, отмеченные некоторыми, бледнеют перед несомненными достоинствами этого романа, являющегося первой попыткой создания великой эпопеи современности.

Червонный Туз: - А как он одевается!

Бубновый Туз : С виду он похож на… Чехова!

Шестерки подхихикивают.

Валет уходит.

Червонный Туз : (к шестеркам) Кто-нибудь еще?

Червонная Шестерка: поэт Обрадович!

Восьмерка Черви выезжает на платформе из карт. Платформа едет медленно, Восьмерка по ходу движения читает стихотворение.

Восьмерка Черви (еще более пафосно, чем первая ):

Слышите ль в громовом прибое строк

Разрушающее и созидающее «Мы»?

Это слитность сил, как млечный звездный поток

По черному асфальту тьмы.

Тузы аплодирует. Карты подхватывают.

Бубновый туз: (Обращаясь к Шестеркам ) Вы что думаете?

Шестерки (вытянувшись по «стойке смирно») : Пролетариату необходимо искусство коллективистское, которое воспитывало бы людей в духе глубокой солидарности, товарищеского сотрудничества, тесного братства борцов и строителей, связанных общим идеалом. И такое искусство зарождается. Мы имеем его в России в виде молодой пролетарской поэзии.

Бубновый Туз : Прекрасно! Настоящие произведения способен создать лишь писатель с передовым, пролетарским мировоззрением, такой как вы!

Шестерки бегут к платформе, пытаясь достать до Восьмерки. Две Шестерки запрыгивают на платформу и превращают Восьмерку в Червонного Короля. Платформа уезжает за кулисы.

Шестерки: Куда же он?

Червонный туз: Нести искусство в массы!

Шестерки: Аааа…

Из люка поднимается Бубновый Валет.

Бубновый Валет: Повесть «Собачье сердце». Прошу принять в печать.

Бубновый Валет: Михаил Булгаков.

Бубновый Туз: Однако, сколько людей безнадежно ходатайствует за его произведения.

Бубновый Валет: Первые две части его романа «Белая Гвардия» были напечатаны в журнале!

Червонный Туз: А почему только две?

Бубновый Валет: Потом журнал закрылся.

Червонный Туз: Ммм…

Бубновый Туз: Давайте рукопись!

На экране «пишется» текст, который озвучивается голосом.

Голос: Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» - Я смеюсь. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!

Червонный Туз: Нет!

Бубновый Туз: (к Валету): Понимаете….

Шестерки (тараторят) : Пролетариату необходимо искусство коллективистское, которое воспитывало бы людей…

Бубновый туз (перебивает): Да! Но дело не только в этом! Такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов».

Бубновый Валет: Неужели же никак нельзя напечатать эту повесть?

Тузы: Этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя.

Валет уходит .

Бубновый Туз: (проходит по авансцене, за ним Бубновые Шестерки): Булгаков вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни…

Червонный Туз (проходит в другую стороны, за ним Червонные Шестерки): Задача автора – моральная реабилитация прошлого…

Бубновый Туз: (идет к центру) Весь творческий путь Булгакова – путь классово-враждебного советской действительности человека.

Червонный Туз: (идет к центру) Булгаков – типичный представитель тенденций «внутренней эмиграции».

Бубновая Шестерка: Но ведь его пьеса «Дни Турбиных» по роману «Белая Гвардия» с огромным успехом идет в Московском Художественном театре!

Тузы: Что?!

Червонная Шестерка : Тсс.. Ее уже запретили! Хотя говорили, что сам Иосиф Виссарионович высоко оценивал эту пьесу и неоднократно смотрел спектакль!

Бубновая Шестерка: Ну да! А потом сам же ее и запретил! (Смеется )

Карты вскрикивают и расступаются. Бубновая Шестерка проваливается в люк.

Шестерки (вытянувшись по «стойке смирно»): Пролетариату необходимо искусство коллективистское, которое воспитывало бы людей в духе глубокой солидарности, товарищеского сотрудничества, тесного братства борцов…. (голоса затихают).

Затемнение.

Эпизод-мост.

Загорается свет. На сцене Воланд со свитой.

Бегемот: Мда, неудачно малый пошутил…

Азазелло: С такими романами ему скоро жить не на что будет.

Воланд : Уже почти не на что. Вот что Фагот, негоже писателю нищенствовать.

Фагот: Да, мессир. Попробуем что-нибудь устроить.

Сверху падает телефонная трубка на проводе .

Азазелло: Ничего получше ты, конечно, придумать не мог?

Фагот : Вот сам бы устраивал!

Воланд: Пусть будет как будет.

Фагот: Уважаемая публика, представляем вашему вниманию номер с вешалками и канатоходцами.

Затемнение.

Второй эпизод «Балансирующее творчество».

Загорается свет. На сцену выезжают вешалки с костюмами, элементы декораций, ими управляют люди в масках. Все это закручивается на сцене под советские марши. На экране «пишутся» слова, которые озвучивает голос.

Голос : Итак «Мертвые души»… Через 9 дней мне исполнится 41 год. Это - чудовищно! Но тем не менее это так. И вот, к концу моей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли? Я смотрю на полки и ужасаюсь: кого, кого еще мне придется инсценировать завтра? Тургенева? Лескова? Брокгауза – Ефрона? Островского? Но последний, по счастью, сам себя инсценировал.

Вихрь костюмов и декораций закручивается сильнее. Музыка громче. На экране «пишются» слова, которые озвучивает голос, перекрикивая музыку.

Люди в масках по очереди выбегают вместе с костюмами или декорациями на авансцену.

1-ый человек: Зверь заявил, что он больше не литератор.

2-ой человек : Отказывается от своей профессии, умолкает.

3-ий человек: Это, скажем прямо, малодушие. Нет такого писателя, чтобы он замолчал.

4-ый человек: Если замолчал, значит, был ненастоящий.

Включается Вальс (Музыка И.Корнелюк, OST «Мастер и Маргарита»). Из люка на сцену поднимаются герои романа «Мастер и Маргарита». Люди с костюмами и декорациями пытаются загородить их. Герои романа продираются между ними, на первый план выходят Берлиоз и Бездомный.

Берлиоз: Но Булгаков был настоящим писателем.

Бездомный : Он не мог замолчать.

Половина декораций, костюмо замирает. Берлиоз и Бездомный уходят бродить между застывшими декорациями. На смену им на первый план, танцуя, выходит Маргарита с желтыми цветами в руках.

Маргарита: Параллельно с другими произведениями, забывая о неудачах и запрещениях, он упорно реализует давний замысел.

С другой стороны выходит Мастер.

Мастер: Больше десяти лет работает над романом, который становится его главной книгой.

Вторая половина декораций, костюмов замирает. Маргарита бросает цветы. Она и Мастером берутся за руки и уходят вглубь сцены. Герои романа расталкивают декорации и костюмы за кулисы. Над сценой опускается канат. По нему идет человек в белой одежде, заляпанной другими цветами.

Герои романа: Кто вы?

Человек: Я творчество писателя. Писателя, который устал. Который на грани.

Герои романа: Только не упадите. Умоляем вас!

Человек: Нет, я дойду, во чтобы то не стало!

Герои романа(танцуя, кричат вверх) : - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город

С желтыми цветами я вышла, чтоб ты наконец нашёл меня.

Рукописи не горят.

Герои романа, танцуя Вальс, постепенно исчезают за кулисами, а сцена плавно затемняется. Человек в белом доходит в это время до середины каната. На экране «пишутся» слова, которые озвучивает голос.

Эпизод-мост.

На сцене Воланд и его свита.

Коровьев: Как вы думаете, каким образом ему до сих пор удалось избежать таинственного исчезновения? Это ведь нынче известный фокус. Взять хотя бы… Гумилева.

На заднике высвечивается лучом прожектора актер в роли Гумилева.

Гумилев :

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят: «Зеленая», - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

К нему выходят с двух сторон люди в черном.

Человек в черном : 3 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев арестован за участие в контрреволюционном заговоре.

Звук выстрела. Луч гаснет.

Коровьев: Ну или Мандельштама…

На заднике лучом прожектора высвечивается актер в роли Мандельштама.

Мандельштам : Поэзию уважают только у нас – за нее убивают. Ведь больше нигде за поэзию не убивают…

Выходят два человека в черном и встают с двух сторон от него.

Второй человек : Осип Эмильевич Мандельштам был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность.

Луч гаснет.

Бегемот: А ведь красиво сказал…

Коровьев : О, я знаю еще один интересный случай.

Воланд: Довольно! Он просто не показывал им роман.

Азазелло: Хоть на это ума хватило!

Коровьев: Эх, ему бы жить лет на сто раньше! Во времена наипочетнейшего господина Пушкина, остроумнейшего господина Салтыкова-Щедрина, достопочтимого господина Гоголя!

Азазелло: Ммм… Николай Васильевич! Это его шинелью все хотел укрыться наш несчастный писатель?

На экране появляется могила Гоголя с большим черным камнем - Голгофой. Потом посредством компьютерной графики камень сбрасывается с могилы и на его месте появляется бюст Гоголя. Сверху на Коровьева и Бегемота падает шинель.

Азазелло: Шинель теперь у нас, можно все устроить!

Воланд: Еще рано. Подождите немного.

Затемнение.

Третий эпизод «Смертельный номер»

На сцене куб, который подсвечивается сзади лучом. В кубе виден силуэт волка. На экране «пишутся» слова, которые озвучивает голос.

Голос: На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашенный ли волк, стриженный ли волк, он все равно не похож на пуделя…

На его слова выходят два человек в черном с шпагами в руках.

Первый Человек : Булгаков чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной.

Второй Человек: Ему нравятся сомнительные остроты, которыми обмениваются собутыльники, атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля.

Первый человек втыкает шпагу в куб. На экране «пишутся» слова, которые озвучиваются голосом.

Первый Человек: По приказу Правительства СССР произведен обыск в квартире Михаила Афанасьевича Булгакова.

Второй Человек: Конфискованы рукописи «Собачьего сердца» и дневника.

Человек в черном втыкает шпагу в куб. Пушка мигает. Волчий вой. На экране «пишутся» слова, которые озвучиваются голосом.

Голос: Всякая власть является насилием нал людьми и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Выходит еще один человек в черном с кинжалом в руке.

Человек в черном: По приказу правительства СССР запрещены все идущие в театрах пьесы М.А. Булгакова.

Человек в черном втыкает кинжал в куб.

Первый Человек: «Дни Турбиных»

Втыкает кинжал.

Второй Человек : «Зойкина квартира»

Втыкает кинжал.

Человек в Черном: «Кабала Святош»

Втыкает кинжал. Пушка гаснет. Волчий вой. Пушка загорается. Тень лежащего волка. На экране «пишутся» слова, которые озвучиваются голосом.

Барабанная дробь. Люди в черном втыкают третью шпагу в куб. Пушка гаснет. Жалобное поскуливание. Пушка включается. Пустой куб. Затемнение.

На сцене Воланд в сопровождении свиты. На экране ночное небо с луной.

Воланд : Луна взошла. Близится финал.

Коровьев: Прикажете позвать Автора?

Воланд : Он сам придет.

На заднем плане появляется Человек. Свет на сцене становиться приглушенным. Человек стоит спиной и смотрит на луну.

Азазелло (обращаясь к Человеку) :

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное призренье.

Фагот (обращаясь к Человеку) :

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

Гоголевская шинель вылетает из рук Коровьева и опускается на плечи Человека. На экране фотография могилы Булгакова с тем же камнем, что был на могиле Гоголя.

Воланд (обращаясь к Человеку) :

И нет тебя, и все вокруг молчит

И на твоей безмолвной тризне.

На экране «пишутся» слова, которые озвучиваются голосом.

Воланд: Роман дописан. Последнее слово за тобой.

Человек подходит к экрану. На экране появляется лунная дорога. На экране по небу «пишутся» слова, которые озвучиваются голосом.

Затемнение.

Список использованной литературы:

    Акимов В. Свет правды художника/ В.Петелин; - СПб: Ладога, 2008. – 304 с.

    Булгаков М. Белая Гвардия. Мастер и Маргарита/М. Булгаков; - Минск: Ураджай, 1988. – 669 с.

    Булгаков М. Пьесы/М.Булгаков; - М.: Советский писатель, 1991. – 795 с.

    Вулис А. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»/А.Вулис; - М.: Художественная литература, 1991. – 246 с.

    Ерыкалова И.Е. Фантастика Булгакова/И.Е.Ерыкалова; - СПб: - 2007. – 303 с.

    Малаховская А. Наследие Бабы-Яги/А. Малаховская; - СПб: Алетейя. 2006. – 153 с.

    Мягков Б. Булгаков на Патриарших/Б.Мягков; - М.:Алгорит, 2008. – 367 с.

    Мотяшов И. Ответственность художника // Вопросы литературы. - М. - 1968. - № 12. - С. 23.

    Петелин В. Жизнь Булгакова/ В.Петелин; - М.:Центрполиграф, 2005. – 216 с.

    Петровский М. Мастер и Город/М.Петровский; - СПб: изд-во Ивана Лимбаха, 2008. – 357 с.

    Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография // Институт русской литературы РАН: Кн. 3. - СПб.: Наука, 1995.

    Утехин Н. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман. Философские аспекты. - Л. Наука, 1979. - С. 214.

    Фокин П. Булгаков без глянца/ П.Фокин; - СПб: Амфора, 2012. – 412 с.




Top