Сикстинская капелла схема. Картины Микеланджело Буонарроти

Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Известный Сикстинский потолок Микеланджело изображает сцены Творения в драматических и динамичных деталях, в то время как Страшный суд на алтаре не менее поразителен. Как будто этого было недостаточно, боковые стены капеллы покрыты выдающимися ренессансными фресками других художников с изображением библейских сцен и Пап Римских. Но Сикстинская капелла - больше, чем просто комбинация чудес искусства. Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы.

История Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео д"Эмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ради этого Микеланджело оторвали от работы над могилой Папы Римского, чем он был очень недоволен. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Результатом стало великолепное произведение искусства, и то что Микеланджело больше всего ненавидел стало его самой известной работой.


Микеланджело попросили нарисовать Двенадцать Апостолов и несколько украшений на потолке часовни. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Проект серьезно повредил зрение художника. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти, и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Это была самая большая фреска века, по сей день считающаяся невероятным шедевром искусства.

Для важных церемоний самые низкие уровни боковых стен Сикстинской капеллы были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Это был кропотливый процесс с использованием компьютерного анализа, продлившийся с 1980 по 1994. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Другие приветствовали проект благодаря сохранению шедевра Микеланджело для будущих поколений, которые смогут оценить вибрации его цветовой палитры.


Расположенная в южном конце Музеев Ватикана к северу от базилики Св. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Это простой прямоугольник 40.93 метра длиной и 13.41 метров шириной - точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Часовня 20.70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Сикстинская капелла была первоначально разделена на две равных секции - неф для непосвященных и пресвитерии для духовенства. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Стены украшены фресками творцов эпохи Возрождения и разделены на три горизонтальных уровня.


Стенные фрески часто игнорируются посетителями, очарованными потолком. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти, идущей от Моисея, через Христа к Петру. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке - последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце.


В двух настенных фресках - «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Именно Константин Великий был первым христианским императором, даровавшим Папе Римскому светскую власть над западным миром. Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира - от стадии Создания к Опьянению Ноя.

1 ноября 1512 величественные фрески на потолке Сикстинской капеллы были представлены общественности. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его.

1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы.
В 1508 33-летний Микеланджело был поглощен работой над мраморной могилой Папы Римского Юлия II, ныне расположенной в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем, и у него не было опыта работы с фресками. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe.

2. В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении.
Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами. Впечатление о работе Микеланджело в лежачем положении появилось благодаря фильму 1965 года “Муки и Экстаз”, в котором Чарлтон Хестон изобразил гения под потолком Сикстинской капеллы.


3. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании.
В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. “У меня уже вырос зоб от этой пытки”, написал он в стихотворении. Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: “Я нахожусь не в том месте - я не живописец”.


4. Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным.
Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Только один маленький компонент отсутствует: часть неба в группе, изображающей спасение Ноя во время библейского наводнения. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу.


5. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции.
В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску “Страшный суд”, созданную в более поздних годах. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х.


6. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг.
В секции под названием “Создание Адама” изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки. Их почти касающиеся пальцы - одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами.


7. Новые Папы Римские избираются в Сикстинской капелле.
Построенная в 1470-х при Папе Римском Сиксте IV Сикстинская капелла - больше, чем просто достопримечательность Ватикана. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) - из дымохода идет черный дым.

July 19th, 2015

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного . Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:
  • Смотрите также: ?
  • Вам пригодится:

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них - предназначались для нужд церкви, а верхний - галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м - длиной, 13,4 м - шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи


Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо .

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых . Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку .

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти - Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески - (Raffaello Santi).


Потолок Сикстинской капеллы - был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя , имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком . Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» - состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр - стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве . И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.


Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства . Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало - 14 лет, с 1980 по 1994 года !

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – , посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и та йны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд - правдива, а которая - сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.


В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга .

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.


Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт - мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы


Адрес : Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы : с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с . Искренне рекомендуем.

Билеты : Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит - 16 евро, льготный - 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по , уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения : фото и видеосъемка запрещены!

Обзор об истории Сикстинской капелле, ее фресках.

А также, о том, как в капелле проходят главные выборы Папского государства и Римско-католической церкви - конклав.

Сикстинская капелла: основные факты:

Сикстинская капелла, похожая на прямоугольную шкатулку и примыкающая с Собору Св. Петра, внешне выглядит как крепостное сооружение.

Несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни как часть Апостольского дворца, Сикстинская капелла изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения .

В наше время Сикстинская капелла является одной из составных частей Ватиканских музеев, приносящих весомую часть доходов в бюджет государства-града Ватикан. В тоже время она продолжает является частью Апостольского (Папского дворца). В капелле проходят голосования по выборам Пап — конклав .

Суровый внешний вид капеллы контрастирует с внутренним интерьером, украшенным роскошными фресками.

Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

Что такое капелла

Что такое капелла в смысле строения? Капелла — это помещение (обычно прямоугольной формы) для собраний христиан, но формально не имеющее статуса церкви . Обычно в капелле служит священник, который также служит в другой, основной для него, церкви. В русском языке синонимом капеллы является термин часовня. Однако, в отличие от капеллы, в часовне может не быть алтаря.

Вид с птичьего полета на Сикстинскую капеллу и Ватикан.

Стоп-кадр из фильма «Град Ватикан».

Чем прославилась Сикстинская капелла

На иллюстрации из журнала «Шпигель»:

Сикстинская капелла подготавливается к проведению конклава (выбора Папы) в 2005 году.

Видна алтарная стена с фреской «Страшный суд» и потолочные фрески по мотивам Ветхого и Нового завета.

1. Фрески. Как архитектурное сооружение Сикстинская капелла прославилась своими фресками Микеланджело . Эти фрески представлены как на потолке, так и на алтарной стене. Фрески на потолке был расписаны Микеланджело по заданию Папы Юлия II в 1508 −1512 гг., а фрески «Страшный суд» спустя два с лишним десятилетия по заданию Папы Павла III. И в том, и другом случае фрески Микеланджело заменили собой работы более старых мастеров.

Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд»); и предсказательниц — сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима), и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» — греком Плутархом.

Позднее христианские авторы стали видеть в сохранившихся записанных пересказах сивилл пророчества о пришествии Христа. Благодаря последнему обстоятельству сивиллы оказались и на фресках в Ватикане. Что же касается лодочника Харона, то Микеланджело, как считается, вспомнил о нем под впечатлением произведения Данте. Но об этом несколько ниже, также ниже и том, что некоторые фрески Сикстинской капеллы потрясли ватиканскую мораль.

Чуть ниже мы поговорим и об истории Сикстинской капеллы. А пока отметим, что сооружение было построено в 1475 — 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере, в стиле крепостного сооружения как часть (ныне его старая часть) Апостольского (Папского) дворца .

Сикстинская капелла была сооружена на месте существовавшей ранее на том же месте Cappella Maggiore («Большой капеллы»), снесенной для строительства ныне существующего строения. Сикстинская капелла всегда служила Папской капеллой и местом для проведения собраний; ее внутреннее убранство, за исключением фресок, также отличается скромным видом .

2. Место конклава . Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап, или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом») , на которые собираются кардиналы. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. (Квиринальский дворец в Риме — ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства .

Как проходят конклавы в Сикстинской капелле? Бенедикт XVI в 2007 году своим Proprio motu (папское постановление, название от лат. фразы «по собственной инициативе») внес изменения в Апостольскую конституцию Universi Dominici Gregis. Теперь Папа избирается только большинством в 2/3 (Бенедикт XVI отменил существовавшее ранее правило выбора Папы в исключительном случае простым большинством). В остальном выборы Папы происходят по правилам, утвержденным Иоанном Павлом II.

Радио Ватикана сформулировало в своей передаче от 18/04/2005 описание процедуры конклава , проходящей в Сикстинской капелле, следующим образом:

Труба печи в Сикстинской капелле.

Временно устанавливаемая печь служит для сжигания бюллетеней по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а дым для оповещения публики и журналистов.

«(В период конклава) производится четыре голосования в день: два утром и два после обеда. Через каждые семь голосований будет объявлен перерыв для молитвы и свободных коллоквиумов продолжительностью максимум 24 часа. Во время этих перерывов будут предложены наставления... (читаемые одним из кардиналов).

Надпись в верхней части избирательных карточек, имеющих прямоугольную форму, гласит «ligo in summum Pontificem». В нижней части каждый из кардиналов должен указать, кому отдает предпочтение — «тайным образом», как подчеркивает Universi Dominici Gregis, и «ясным почерком», «по возможности неузнаваемым».

Затем кардинал складывает вдвое карточку и, держа ее на весу, относит к алтарю, где, перед вложением ее в (избирательную) урну, должен произнести: «Призываю в свидетели Христа Господа, моего судьи, что отдаю свой голос за того, кого считаю достойным быть избранным, по Богу». Потом, как известно, происходит подсчет голосов, и проколотые и нанизанные на бечевку карточки сжигаются в чугунной печи. Когда Папа будет избран, традиционный дымок... будет сопровождаться звоном колоколов базилики Св. Петра».

В сообщении упоминается печь. Эта чугунная печь, с длинной трубой, уходящей под потолок, на период конклава устанавливается в Сикстинской капелле. В 2005 году, кроме традиционной печи, была установлена современная вытяжка.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»: Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»:

Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

По дыму из этой трубы публика и журналисты на площади Св. Петра узнают о результатах голосований кардиналов в Сикстинской капелле в период конклава.

Если никто из кардиналов во время тура голосования не получает большинства, достаточного для его избрания Папы, к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым — сигнал для собравшихся на площади перед собором святого Петра, что Папа ещё не избран. После же успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий, что новый Папа избран.

Отметим, что начиная с конклава 2005 года, кардиналы не запираются для ночевки после голосований все вместе в одном помещении, примыкающем к Сикстинской капелле, в которое раньше для целей кардинальских ночевок в период конклава специально привозили кровати из одной римской семинарии . Радио Ватикана отмечало в апреле 2005 года:

«Кардиналы отныне не будут физически «закрыты» в одном помещении; вплоть до конклава, на коем был избран Иоанн-Павел II (в 1978- м году), когда ситуация буквально оставалась таковой — «cum clave», то есть под ключом.

Впервые кардиналы-выборщики будут занимать разные помещения (Domus Sancthe Marthae, Сикстинская капелла и места проведения литургических Богослужений). Им предстоит перемещаться из одного места в другое, но — без контактов с внешней средой.

(Domus Sancthe Marthae — Дом Св. Марты — построенная в Ватикане в 1996-м году, при Папе Иоанне Павле II, гостиница для кардиналов и гостей Св. Престола с отдельными номерами, где в период конклава в отдельных номерах, отключаемых от средств медиа и связи, теперь пребывают кардиналы конклава . Прим. сайт).

Перед началом первого заседания конклава кардиналы колонной — крестным ходом, после мессы «pro eligendo papa е» в Соборе Св. Петра, отправляются, распевая религиозные песнопения, в Сикстинскую Капелл у.

Перед тем, как запереть на ключ двери Сикстинской капеллы, ватиканский церемониймейстер, обращаясь ко всем, не входящим в число избирателей, восклицает «extra omnes! — «выйдите все!».

После избрания новоизбранный Папа приносит краткую клятву. Тот, кто будет избран новым Папой, обязуется верно исполнять munus Petrinum — Петрово служение Верховного пастыря Католической Церкви.

Таково краткое описание церемонии конклава, проводимого в Сикстинской капелле.

Сикстинская капелла: история создания и фрески

Путеводитель по Риму и Ватикану, изданный итальянским издательством «Bonechi», отмечает:

«Самая знаменитая капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольни по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере .

Сикстинская капелла — это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами Кафедры хоров .

Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело которые по праву считаются вершиной ренессансного искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 гг. при Папе Сиксте IV .

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим Папой Юлием II для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 гг.

Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл (предсказательниц, Прим. сайт), размешенных в боковых поясах между треугольниками распалубок.

Средний пояс свода украшают Девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека в обрамлении необычайно пластичных фигур обнаженных юношей Ignudi .

Четверть века спустя, между 1536-1541 гг., Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при Папе Павле III Фарнезе. Его новая огромная фреска «Страшный суд» занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна» .

Вот как описывает фреску «Страшный суд» современный автор книги о Ватикане «Тайны Ватикана» Сайрус Шахрад:

«Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени — особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Варфоломея (На фреске Св. Варфоломей держит кусок собственной кожи в знак того, что язычники при его казни живьем ее с него содрали . Прим. сайт).

И все же не страдание, пронизывающее это творение, а его «откровенность» раздражала цензоров того времени. Они потребовали пагубного вмешательства, дабы прикрыть интимные части тела фиговыми листками и набедренными повязками, как повелел Папа Пий IV в 1565 г. (Художник, которому поручили выполнить эту неблагодарную задачу, Даниеле да Вольтера, до конца своих дней носил неблагозвучное прозвище Порточник — il Braghettone.)», — указывает Сайрус Шахрад.

Отметим, что сайт Ватиканских музеев, указывает, что Даниеле да Вольтера «одел» только часть фресок, остальные были «одеты» позднее другими художниками. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти, используя новейшие технологии. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т.к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени . Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.

Мы вернемся к вопросу реставрации и «откровенности» фресок, а также рассмотрим их подробнее в следующем разделе.

Фрески Сикстинской капеллы

Самая популярная потолочная фреска «Сикстинской капеллы»: фреска «Сотворение Адама», изображающая Адама и Бога в качестве почти равноправных партнеров.

Изображение с открытки, предлагаемой для многочисленных туристов и паломников монашками в ватиканском сувенирном магазине в соборе Св. Петра.

На иллюстрации - страница из брошюры Ватиканского радио.

Здесь (слева) показан логотип радиоканала ватиканского радиовещания 105 LIVE, использующий мотивы фрески «Сотворение Адама» из Сикстинской капеллы.

Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Рука человека, и рука Бога... Есть контакт. Жизнь. Энергия. Коммуникации.

Человек встречает Бога. Через Церковь. Но слова являются символами тоже.

Такие слова, как информация, вдохновение и участие. Информация - это то, что мы ищем…Вдохновение - это то, что мы ожидаем найти, имея дело с католическим содержанием.

Участие - это, что удовлетворяет нашу потребность взаимодействовать с тем, что мы только что обнаружили. Если информация соответствует уму...

И вдохновение соответствует сердцу... Участие в наших руках…

Все так просто, как раз, два, три. Все в ваших руках».

Самая растиражированная в наше время во множестве красочных календарей, открыток и альбомов часть потолочных фресок Микеланджело — это фреска «Сотворение Адама» .

Она очень популярна в современной Римско-католической церкви, т.к. подчеркивает как бы партнерский характер Бога и человека, что созвучно настроениям католической церкви в XX-XXI веке .

Фреска «Сотворение Адама» является частью эмблемы и канала 105 LIVE ватиканского радиовещания. Этот FM- канал, запущенный для аудитории в Риме, является самой динамичной частью ватиканского радио, которое традиционно специализировалось на иновещании для заграницы. ).

Говоря об истории потолочных фесок Сикстинской капеллы в связи проведением конклава 2005 года, немецкий журнал «Шпигель» меланхолично отмечал:

«Микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 −1512 гг., наполовину ослеп, т.к. краска постоянно капала ему в глаза . Художнику было 33 лет, когда он начал свой шедевр».

Рассмотрим фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы подробнее.

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолочного покрытия занимают девять картин по тематике Бытия:

Если смотреть от стены, противоположной алтарной, то это картины по темам:

Опьянение Ноя; Всемирный Потоп; Жертвоприношение Ноя; Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая; Сотворение Евы; Сотворение Адама; Отделение вод от земли; Сотворение Солнца и Луны; Отделение света от тени. (Эти картины вы можете посмотреть на нашей иллюстрации справа, для вашего удобства на иллюстрации они снабжены подписями).

Также на потолочной части представлены Сцены из Ветхого Завета (расположены на потолке по четырем углам помещения):

Наказание Амана; Моисей и Медный змий; Давид и Голиаф; Юдифь и Олоферн;

На нашей иллюстрации: Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия.

На нашей иллюстрации:

Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия. Изображения на илл. расположены, начиная от входа в капеллу:

1. Опьянение Ноя;

2. Великий Потоп;

3. Жертвоприношение Ноя;

4. Грехопадение и изгнание из рая;

5. Сотворение Евы;

6. Сотворение Адама;

7. Отделение вод от земли;

8. Сотворение Солнца и Луны;

9. Отделение света от тени;

По периметру потолка чередуются фигуры Фигуры Пророков и предсказательниц — сивилл:

Иона и кит; Иеремия; Иезекииль; Иоиль; Захария; Исайя; Даниил; Ливийская Сивилла; Персидская Сивилла; Эритрейская Сивилла; Дельфийская Сивилла; Куманская Сивилла; а также Предки Христа: Соломон с матерью; Родители Иессея; Ровоам с матерью; Аса с родителями; Осия с родителями; Езекия с родителями; Зоровавель с родителями; Иосия с родителями.

Фреска «Страшный суд»

А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы, и ее персонажах (также см. иллюстрацию ниже, с подписанными персонажами).

Верхняя часть фрески — это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева — крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески — столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом).

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (ignudi, «обнаженный»). (Эти же ignudi «летают» и на потолке капеллы поддерживая гирлянды и медальоны, в которые вписаны ряд картин);

Центральная часть фрески «Страшный суд» — Христос и Дева Мария между святыми Церкви.

Фреска сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда (Сцена взята из Матфея, Глава 25, стихи 31-46).

Христос делает успокоительный жест окружающим. Хотя некоторые исследователи считают, что Христос на фреске изображен с жестом, не успокаивающим святых и избранных, стоящих вокруг, а напротив, изображен с проклинающим жестом.

Богородица безучастно отвернула голову, она спокойно ждет приговора.

Святые и избранные, расположенные вокруг Христа и Богородицы, с тревогой ждут вердикта. Некоторые из них могут быть легко узнаваемы:

Святой Петр с двумя ключами (Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи;

Святой Варфоломей с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет);

Коленопреклоненный Святой Себастьян со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы -язычники (Согласно жизнеописаниям, до того как его схватили по приказу монарха и в наказание за приверженность христианству, Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Фреска «Страшный суд» и ее персонажи.

Ангелы люнеты и игнудии (1.) Верхняя часть фрески - это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева - крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески - столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом)

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (от ignudi, «обнаженный»);

Центральная часть фрески «Страшный суд» - Христос и Дева Мария (2.) между святыми Церкви (3.):

Святой Петр (4.) с двумя ключами; образ ключей - это символ Петра как руководителя-основателя христианской церкви на земле; этот символ взят из библейской фразы Иисуса Христа: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий (5.) с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме;

Святой Варфоломей (6.) с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске (7.) изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская (8.) с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии);

Коленопреклоненный Святой Себастьян (9.) со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники. До того Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (10.) с крестом;

Тут же, в красной накидке, изображен Св. Павел (11.);

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета (12.);

Среди других фигур выделяются две женщины (13.): одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия;

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса (14.), которые пробуждают усопших звуками длинных труб;

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу (15.);

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников (16.) в ад;

В нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон (17.), замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (18.). Судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд»;

На фреске мы видим и фигуры созданий (19.) из подземного мира, из ада;

Слева, рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (с крестом); Тут же, в красной накидке, Св. Павел. Также изображены и некоторые другие Апостолы;

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают усопших звуками длинных труб.

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу.

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников в ад;

Наконец, в нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон, замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело).

Перемежение христианских и античных образов (вроде лодочника Харона) на фреске, как считается, вызвано влиянием историй из «Божественной комедии» Данте.

Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы . Об этом факте упоминает и официальный сайт Ватиканских музеев, управляемых губернаторством Ватикана, отмечая что споры относительно наготы персонажей фресок продолжались в течении многих лет, до 1564 года, когда на заседании Конгрегации принято решение удалить некоторые художественные решения Микеланджело, которые считались «непристойными». Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.

Однако, как отмечает ватиканский сайт, Даниеле да Вольтера (получивший, как уже говорилось выше, в истории за изменение фресок презрительное прозвище «порточник») только начал эту работу, а многие другие драпировки были добавлены в последующие века. Напомним, что ряд драпировок был удален в ходе реставрации 1981-1994 гг.

Выступая на открытии фресок Микеланджело после реставрации в 1994 году, Папа Иоанн Павел II сказал, что одновременно с уничижением человеческого тела перед Богом, человеческое тело также является отражением божественного замысла. Таким образом, Папа Иоанн Павел II одобрил спорные моменты творчества Микеланджело .

На : история создания фресок Микеланджело .

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.




Top