Силуэты карты елизаветы бем. Открытки-пожелания Елизаветы Бём

27 место: (род. 20 января 1991, Старые Дороги, Минская обл.) - белорусская спортсменка, выступающая в кикбоксинге и тайском боксе. Неоднократная чемпионка мира и Европы. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id41507913

26 место: - Мисс Беларусь 2004.

25 место: - белорусская модель, представлявшая Беларусь на международном конкурсе красоты Мисс Интернешнл / Miss International 2009, где дошла до полуфинала.

24 место: (род. 17 мая 1970, Минск) - белорусская певица, актриса, модель и телеведущая. В 1988 году выиграла первый в Беларуси конкурс красоты «Мінская прыгажуня». В период с 1995 по 2001 выступала как Лика Ялинская (Ялинская - девичья фамилия певицы). Анжелика Агурбаш представляла Беларусь на конкурсе Евровидение 2005. Официальный сайт певицы - http://agurbash.ru/

23 место: (род. 14 октября 1984, Пинск) - белорусская певица. Официальный сайт - http://www.sharkunova.com/

22 место: - белорусская модель, работающая с модельными агентствами Парижа, Милана, Нью-Йорка. Рост 175 см, параметры фигуры 85-58-86.

21 место: - телеведущая. С 2004 года работала ведущей новостей Первого канала Белорусского телевидения. С 2007 по 2011 годы была автором и ведущей программы "Культурные люди" (Первый канал, Беларусь). С 2009 по 2012 годы – ведущая Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". С сентября 2012 года – ведущая программы "Место происшествия" (Пятый канал, Россия).

19 место: - белорусская модель, победительница международного конкурса красоты среди глухих и слабослышащих девушек "Miss Deaf International 2012".

18 место: (род. 19 сентября 1988, Минск) - модель из Беларуси, работающая в Европе и США под именем Катя Зингаревич / Katsia Zingarevich. Рост 178 см, параметры фигуры 86-60-90. Доманькова - девичья фамилия, а Зингаревич - фамилия модели после свадьбы с известным российским бизнесменом Антоном Зингаревичем, владельцем английского футбольного клуба "Рединг".

15 место: - Вторая вице-мисс Беларусь 2012, представляла страну на конкурсе Мисс Интернешнл 2012.

14 место: (род. 31 декабря 1985, Минск) - белорусская пловчиха, двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр 2012 года (50 и 100 метров вольным стилем), обладательница золотых наград чемпионатов мира и Европы, многократная чемпионка Универсиад (2009, 2011 и 2013).

13 место: - белорусская модель, девушка года по версии журнала Maxim (Мисс Maxim 2008), финалистка конкурсов "Мисс Беларусь 2006", Miss World University 2007 (титул "Мисс Фото"), Miss tourism intercontinental 2010 (3 место).

12 место: (род. 8 июля 1988) - белорусская модель, обладательница приза зрительских симпатий на конкурсах Мисс Минск 2011 и Мисс Беларусь 2012. Рост - 175 см, параметры фигуры 78-60-90. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id10905779

11 место: (род. 22 ноября 1986, Витебск) - белорусская модель, Мисс Беларусь 2008. Рост 184 см, параметры фигуры 88-61-92.

10 место: - белорусская певица и диджей, бывшая участница группы "Топлесс". Снялась топлесс для журнала "Максим". Страница "В Контакте" - http://vk.com/lukashenchik

9 место: (род. 10 января 1982) - директор "Радио ОНТ" (Беларусь), в недавнем прошлом – радио- и телеведущая, автор телевизионных мюзиклов.

8 место: Виктория Махота - белорусская модель, занявшая второе место в конкурсе "Форд Супермодель мира 2007" в Нью-Йорке.

November 4th, 2014

Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве - Эндаурова; 24.02.1843, Петербург - 1914, там же), русская рисовальщица, силуэтист, происходила из старинного рода. Её предки, татары, носили фамилию Индигир, означавшую - «индийский петух». Грамотой, дарованной роду Иваном III, фамилия была изменена на Эндауровы.

Она была дочерью Пошехонского помещика, коллежского асессора Меркурия Николаевича Эндаурова. Меркурий Николаевич Эндауров (1816–1906), родился в Вологде, учился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1833–1840 годах служил в лейб-гвардии Московском полку, с 1840-го по 1850 год служил в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. В 1850 году он уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение – сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать Е. М. Бём Юлия Ивановна (1820–?) – дочь чиновника 6-го класса Богуславского полка. Оба родителя были большими любителями искусства, отец – страстным меломаном и театралом.


Всего в семье было шестеро детей: Екатерина (1841–?), Елизавета (1843–1914), Николай (1848–?), Александр (1851–1918), Любовь (1853–?), Александра. Александр стал директором Мальцовского хрустального завода, на котором его сестра Елизавета создавала позже свои произведения из стекла. Любовь тоже стала художницей, приверженкой русского стиля, но не такой знаменитой, как сестра. Она прославилась акварелями растений, и Община Св. Евгении выпустила несколько серий ее открыток, на которых строки стихов окружали полевые цветы.

В ее родне было немало известных людей, в том числе по материнской линии дядя Алексей Афиногенович Ильин (1834-1889) - генерал и учредитель известного во всей Европе Санкт-Петербургского картографического заведения, печатавшего в технике литографии, он издавал различные атласы, популярные журналы «Природа и люди», «Всемирный путешественник». Его издательство выпустило в свет большое количество силуэтов художницы.

Елизавета Бём родилась в столице, но детство провела в родовом поместье Эндауровых в Ярославской губернии. Детство до 1857 года Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. На лето семья обычно выезжала в родовое поместье Братково под Вологду. Здесь в сельской тиши девочка с увлечением рисовала, ведь вокруг было столько красивого и необычного, что само «просилось» на бумагу. Туда, на природу, родители художницы переехали жить, когда ей было шесть лет. Самые светлые детские воспоминания Елизаветы Меркурьевны связаны были с сельской жизнью.

Как и многим будущим художникам, ей с детства нравилось рисовать:
«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, – вспоминала впоследствии Елизавета, – иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».
Жизнь в России второй половины XIX века не особенно располагала к тому, чтобы женщина занималась чем-то ещё, кроме дома, семьи и детей, однако родители Елизаветы Меркурьевны оказались людьми прогрессивными и прислушались к мнению «понимающих». Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1857-1864), в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет. К обучению будущих собратьев по искусству в школе относились серьезно, здесь преподавали лучший педагог-живописец того времени П.Чистяков, художники И. Крамской, Л. Примацци, А. Бейдман. Елизавета училась старательно, став прекрасной рисовальщицей, предпочитавшей работать карандашом и акварелью.

Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. «Я начала посещать школу Общества поощрения художеств, находившуюся тогда на Васильевском острове, в здании Биржи. Лучшими, счастливыми годами были те, что я занималась в школе! Приватных занятий я не имела, так что затраты на мое художественное образование были самые ничтожные. Руководителями нашими в школе были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци (по акварели)», – писала Е.М.Бём. С И.Крамским Елизавета Меркурьевна поддерживала дружеские отношения и после окончания рисовальной школы, считая его своим «наилюбимейшим руководителем». «Самые отрадные воспоминания останутся у меня навсегда о Крамском и глубокая благодарность за ту пользу, которую он мне принес. Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому».

В 1864 году, закончив обучение с медалью, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без оглядки на заработок; в 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница поселилась у своей приятельницы А.Дмоховской (Пинто), чей муж, объявленный политическим преступником, бежал из Италии. Лишенный всех средств и имущества, в Петербурге он зарабатывал уроками итальянского языка, и только после вступления на престол Виктора Эммануила был восстановлен в своих правах и получил место итальянского консула в России. Благодаря этой семье Е.М.Бём узнала артистический мир столицы, подружилась с дочерью цензора профессора А.Никитенко, через которую познакомилась с И.Гончаровым и И.Тургеневым. Благодаря А.Дмоховской Елизавета Меркурьевна встретилась и с Л.Толстым, с которым поддерживала дружеские отношения до его смерти.

На выставках в Императорской Академии художеств были представлены рисунки Е. М. Бём «Голова теленка», «Две кошачьих головы», «Собака с дикой уткой» и др. По этим рисункам Е.М.Бём выполнила литографии, две из которых – «Голова теленка» и «Собака с дикой уткой» – были напечатаны в «Художественном автографе» в 1869–1870 гг. вместе с литографиями И. Шишкина, Е. Лансере, В. Маковского и других. В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне большую поощрительную медаль за рисунки животных, выполненных акварелью и карандашом.

В Париже, в 1870 году, она успешно участвовала в выставке акварельных рисунков и миниатюр. Ее работы: "Кошки", "Ягдташ с дичью", "Деревенские дети" - были отмечены Золотой медалью.

За 1875-1889 гг. художница выпустила 14 альбомов с силуэтами. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе ей за эти работы была присуждена серебряная медаль.
В Брюсселе на международном состязании по технике акварели и силуэта она получила Серебряную медаль.

Позже в своих дневниках Елизавета Меркурьевна писала: "Во мне частично течет татарская кровь, потому что предки были татары, по фамилии Индо-гур, что значит "индейский кур" - петух. А грамотой, дарованной Иоанном III, фамилию переименовали в Эндаурову... Я любила "эндауровскую" деревню. И жалею городских ребят, лишенных сельских радостей... И себя иначе не помню, как в деревне и обязательно окруженной детьми и рисующей на любом клочке бумаги их лица или животных..." "В 14 лет родители оценили мои способности и, перевезя в Петербург, отдали в школу "Общества поощрения художников". Она находилась тогда в здании Биржи на Васильевском... Счастливейшими годами были те, что я занималась в школе! А какие блестящие преподавали мастера! Чистяков, Примацци, Крамской!.. С каждой новой работой, особенно привезенной после летних каникул, я бежала на Невский в мастерскую Крамского".

Вскоре сложилась и личная жизнь, в 1867 году Елизавета вышла замуж за талантливого скрипача, педагога (а впоследствии профессора) Петербургской консерватории Людвига Францевича Бёма, обрусевшего венгра, с которым ей предстояло счастливо прожить всю жизнь. Его отец и первый учитель – Франц Бём – скрипач, страстный любитель и пропагандист квартетов Бетховена, с 1810-х годов жил в Петербурге, был солистом Императорских театров. Давал уроки музыки царской семье, девицам в Смольном институте, а также М.Глинке. Музыкальное образование Людвиг Францевич получил в Венской консерватории, проживая у своего дяди, знаменитого профессора, скрипача Иосифа Бёма, основателя Венской скрипичной школы, который дружил с Бетховеном и был учителем целой плеяды знаменитых скрипачей. После смерти дяди Л.Ф.Бём получил в наследство скрипку Страдивари и письмо Бетховена.

Творческий портрет Л. Бёма оставила С. Лаврентьева. «Людвиг Францевич Бем, венгерец по происхождению, но совсем обрусевший, был очень образованный человек, талантливый скрипач и прекрасный преподаватель, бывший в петербургской консерватории сначала адьюнктом Ауэра, а потом и профессором. Свое музыкальное образование он получил в венской консерватории и жил тогда у своего дяди, знаменитого профессора скрипки, Иосифа Бёма, бывшего другом Бетховена и учителем целой плеяды известных скрипачей, как: Иохим, Лауб, Минкус, Эрнст и др., между которыми был и учитель Ауэра. Особенно дружный с Иохимом, Людвиг Францевич вместе с ним и жил у своего дяди, Бема. Когда Л. Ф. был уже женат, он получил в наследство от дяди знаменитую скрипку Stradivarius и письмо Бетховена»

Став семейной дамой, Елизавета Меркурьевна не прекращала заниматься рисованием. «Любя всей душой свое занятие, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», – вспоминала она.

Пришел и успех в искусстве, её работы стали с завидным постоянством получать призы и награды на различных выставках. Елизавета Меркурьевна не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью. А с середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала.
Жили супруги поначалу неподалеку от Франца Бёма - на ул. Офицерской, д. 29, кв. 12. Потом они переехали в д. 22 по той же улице, а еще позднее - на ул. Могилевскую, д. 20. У Людвига и Елизаветы была единственная дочь, родившаяся в 1868 году. Названная по имени матери, она в 19 лет вышла замуж за Николая Григорьевича Барсова, инспектора студенчества Петербургского университета.

Людвиг Бём поддерживал увлечения жены. Ее подруга, С. Лаврентьева приводит в своих воспоминаниях слова скрипача: «Знаете, смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворен, если бы жена моя была, например, музыкантшей, и я, вернувшись из консерватории, еще полный частично фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но всё же музыкальные звуки, а тут я прямо отдыхаю на ее рисунках»

«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, - рассуждала Елизавета Меркурьевна, - всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом».

Как силуэтист Елизавета Меркурьевна стала активно работать с 1875 года, когда принялась за «издание своих первых книг силуэтов, литографируя их сама и на камне». Казалось бы, даме скорее пристало изготовлять силуэты лёгким и привычным способом - вырезанием из чёрной или тонированной бумаги. Но художница избрала свой путь, так как только возможности литографии, рисования на камне, позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол - мельчайшие подробности делали графику Елизаветы Бём необычайно тонкой, душевной, живой, по ним можно было понять то недоговорённое, что оставалось скрыто от зрителя внутри её силуэтов.

Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом. Её учитель Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин, подарив художнице свою картину, начертал на обороте холста: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких». И даже писал её портрет.

Живописцам вторил известный критик Стасов, называя её «самой даровитой из художниц» и отмечая, что «Бем взяла на свою долю русский детский мир», а в её силуэтах выражается «душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи». Но главное, что мнение собратьев по искусству совпало с мнением зрителей. Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей. Даже в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий.

Кроме того, она создавала рисунки вещей, изготовляемых для высочайших особ. Так, в книге Лаврентьевой есть перечень (далеко не полный) предметов, которые она рисовала в то время: «несколько молитвенников с живописью по пергаменту; веера - для серебряной свадьбы греческой королевы, для бракосочетания Великой Княгини Ксении Александровны, несколько для Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны… Делала акварели по заказам Великого Князя Сергея Александровича и для графа С.Д.Шереметева».

«В 1893 году, – рассказывала художница, – я, благодаря чисто случайности, пробую свои силы в новой для меня отрасли, а именно художественно-промышленной. Явилась у меня эта мысль во время моей поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был мой брат Александр. Формы для посуды брались мною из старины, как: братины, ковши, стопы, чарки, штофы и пр. Рисунки на них делались эмалью, по моим рисункам и наблюдениям; а иные и гравировались мною по воску, иглой, как офорты; но с тою разницей, что травление было не крепкой водкой, а фтористой кислотой, настолько ядовитой, что надо надевать маску при травлении. Впоследствии вещи из стекла, изготовленные по моим рисункам на Мальцовском заводе, были мною выставляемы на нескольких всемирных выставках Европы и Америки… Везде им были присуждены медали (в Милане золотая), и все было распродано. Надо при этом заметить, что за границей вещи эти более ценились, чем на родине, оправдывая пословицу о пророках…»

Творчество Бём высоко оценивалось современниками - не только читателями её книг, но и крупными художниками.

Казалось бы, какое-то не серьезное искусство – силуэты, иллюстрации, открытки. Но в то время, видимо, так не считали. Елизавета Меркурьевна Бём неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках (в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго) и не оставалась без призов, включая золотые медали. Первое свое международное «золото» она привезла из Парижа еще в 1870 году с выставки акварельных рисунков и миниатюр. А до этого было «серебро» из Брюсселя с международного состязания по технике акварели и силуэта. Оказывается, раньше среди художников даже соревнования проводились. Любопытно, что призы ей доставались не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор. В те времена несомненным показателем признания художника служило приобретение его работ Третьяковым. Акварели Елизаветы Бём неоднократно покупались Павлом Михайловичем, как и другими российскими коллекционерами живописи. Их приобретали для своих коллекций и члены царской семьи.

В 1896 году, когда проходило чествование художницы по случаю двадцатилетия её творческой деятельности, среди множества телеграмм с поздравлениями была одна от издателей «Посредника»: «Редакция «Посредника» в день вашего юбилея горячо благодарит вас за всё, что вы сделали для народных изданий, и от всей души надеется, что вы ещё долго послужите вашей прекрасной кистью этому делу для народа. Лев Толстой, Горбунов-Посадов, Бирюков». Поздравления также прислали В.Стасов, И.Айвазовский, И.Репин, А.Сомов, И.Забелин, А.Майков…
В 1904 году художница овдовела. 7 июня 1904 года Л. Бём умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Но до последнего дня, несмотря на все трудности и беды, она продолжала заниматься творчеством. «В настоящее время, - писала она в 1910 году, - то есть имея за своими плечами 67 лет, имея взрослых внуков, я всё ещё не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему своё дело».

С началом Первой мировой войны, на 71-м году своей жизни, уже вдовая и одинокая, давно продавшая и Страдивари, и многие полотна, безвозвратно проводившая внуков на фронт, Елизавета Меркурьевна писала: "...Я все еще не оставляю своих занятий, несмотря на слабость зрения и боль в изработанных руках... тружусь не в силу необходимости, а очень любя свое дело... Благодарю Бога за наслаждение, дарованное мне через призвание. А сколько замечательных людей оно мне доставило, сколько подарило дорогих, дружеских отношений..."

Елизавета Меркурьевна Бём ушла из жизни 25 июля 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны, в своей квартире на Могилевской улице в Петербурге и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Но память о талантливой художнице продолжает жить, ведь интерес к её работам не угасает. За её открытками и альбомами «охотятся» коллекционеры. Периодически проводятся выставки её работ, одна из крупнейших была год назад в Москве. В 2007 году издана монография о жизни и творчестве художницы. Созданная по мотивам её произведений коллекция одежды «Вдоль по Питерской» недавно получила диплом выставки-ярмарки «Российский лен». А главное, её скромные работы привносят в нашу жизнь доброту, которой нам так порой не хватает.

Немного о внуках:

Е.Л. Барсова-Каракаш, дочь Е.М. Бем. Сведений о ней удалось найти немного. Известно, что она дважды была замужем, имела четырех детей. Мы приводим ее воспоминания о матери, написанные в 1915 году после смерти Е.М.Бем, которые проливают свет на их взаимоотношения. «Е.М. Бем была известной художницей и общественной деятельницей. Это не мешало ей быть идеальной матерью и бабушкой. Уже с двух лет у меня не было няни, и я росла и начала учиться исключительно под ее надзором. И чего только не придумывала она, чтобы занять меня, рисовала кукол, вырезала и лепила разные фигурки, большинство которых у меня сохранились до сих пор, устраивала различные игры. Во всех случаях моей жизни она была для меня самым близким человеком и другом [...] В последствии с такой же любовью и заботой она относилась и ко внукам, детям моим. Два старших внука Николай и Александр Барсовы, один студент университета (теперь юнкер Михайловского артиллерийского училища), другой студент технолог (теперь санитар) последние 10 лет жили вместе с ней [...]

К младшим же внукам Иве и Рафе Каракаш, 10 и 5 лет она приезжала каждый вечер и сама укладывала их спать. Когда Ива был еще совсем маленький, и мне с мужем приходилось уезжать надолго за границу, то он жил в это время с бабушкой на Балтийском море в Мариенгофе (где она, будучи больной, брала ванны).

Последнее лето мы всей семьей жили во Франции на берегу Атлантического океана. Не желая нас беспокоить и зная, что при малейшем известии о ее болезни я непременно приеду, она тщательно скрывала от меня свое нездоровье и через силу писала нам каждый день. Последнее письмо было написано за 10 дней до ее смерти. Затем разразилась война, и между нами прекратились всякие сообщения. По всей вероятности, именно война, которой она всегда была такой противницей, и беспокойство о своих близких, оставшихся за границей, может быть, ускорили ее кончину».

35. Николай Барсов, внук ЕМ. Бем. Родился в Петербурге. Отец Г.Барсов. УЧИЛСЯ в Петербургском университете и Михайловском артиллерийском училище

36. Александр Барсов, внук Е.М. Бем. Родился в Петербурге. УЧИЛСЯ в Технологическом университете. В годы 1-й Мировой войны был санитаром.
http://antiklib.ru/novosti/yaroslavskaya_tema_v_tvorchestve_elizavety_bem_7.html





Созданные Елизаветой Бём тончайшие, душевные, живые силуэты навсегда остались в истории русской иллюстрированной книги.

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.

В коллекции стекла Егорьевского историко-художественного музея выделяется комплекс необычных по декору и форме изделий, созданных в конце XIX века на Дятьковском хрустальном заводе.

Автором эскизов и росписей предметов была Елизавета Меркурьевна Бём, известная русская художница второй половины XIX-начала ХХ века, интерес к яркому и самобытному творчеству которой вновь возрос в последние годы.

Елизавета Меркурьевна - женщина удивительной судьбы. Она родилась в 1843 году в Петербурге. В ее жилах текла татарская кровь: предки художницы носили фамилию Индо-гур, но со временем обрусели и стали Эндауровыми.

Уже в детстве у Елизаветы проявились любовь и талант к рисованию. Но жизнь в России второй половины XIX века не особенно располагала к тому, чтобы женщина занималась чем-то еще, кроме дома, семьи и детей. Однако родители Елизаветы Меркурьевны оказались людьми прогрессивными: с 14 лет девочка занималась в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художников, училась у И. Крамского, окончила обучение с золотой медалью.

После замужества Елизавету Бем миновала судьба большинства современниц, увлеченных искусством: оставить баловство, дабы полностью посвятить себя воспитанию детей и домашним делам. Супругом художницы стал прекрасный скрипач, профессор Петербургской консерватории Людвиг Бём. Сам человек творческий, он с пониманием и одобрением отнесся к занятиям жены.

Елизавета Меркурьевна по этому поводу сказала: "Вспоминаю слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находить его для того, чтобы пить или есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой свое занятие, я и по выходе замуж, и после того, как родила ребенка, все так же, если еще не более, занимаюсь любимым делом".

Вскоре художница нашла собственный стиль - акварели и силуэты. Любимыми натурщиками Елизаветы Меркурьевны до старости оставались дети. За двадцать лет активной творческой деятельности Елизавета Бём создала 14 силуэтных серий, более 300 сюжетов для открыток, оформила множество книг и журналов. Ее творчество было признано и на родине, и за рубежом. Работы Бём приобретали крупнейшие русские коллекционеры П.М. Третьяков и И.Е. Цветков. Большими поклонниками её искусства были Императоры Александр III и Николай II.

С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию, где директором Дятьковского хрустального завода был её брат Александр. В то время стекло, с которым стала работать Бём, в художественных целях использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным профессиональным художником рубежа XIX-ХХ веков, работавшим в технике росписи по стеклу.

С именем Елизаветы Бём связана одна из самых ярких страниц в развитии русского национального стиля в стекле. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала, если росписи делал кто-то другой.

Работы Елизаветы Меркурьевны участвовали в международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль, как и на выставке в Чикаго (1893), за «прекрасную общую композицию, общий типичный характер орнаментальных деталей, высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля».

Наиболее популярной авторской работой Е. Бём, вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом количестве, стал набор для вина, отмеченный народным юмором. Художница сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.

Фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или изделия из стекла, были подписи. Художница использовала незатейливые коротенькие стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке. Так и в этом наборе игривое изображение пьющих и дерущихся чертей пояснено не менее «забористыми» надписями на тему потреб-ления крепких напитков.

Здорово, стаканчики,

Каково поживали?

Меня поджидали.

Пей, пей - увидишь чертей!, - гласит надпись на одной из граней штофа.

Стаканчики в наборе являются обманками. На 2/3 они заполнены стеклянной массой и вмещают не так уж много жидкости. На каждом - шутливая надпись-тост, предостерегающая от чрезмерного увлечения «зеленым змием», и порядковый номер в процессе употребления напитка. И если чертики на первых стаканчиках призывают выпить «на здоровье», «на веселье», «на задор », то на следующих читаем: «чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру», «где выпивал, там и ночевал», «на радости выпил, с горя - запил», «хошь - не хошь, а выпить надо! ».

Наряду с популярным винным сервизом, приобретенным в коллекцию основателем музея Михаилом Никифоровичем Бардыгиным, в собрании есть и другие изделия Е. Бём, существующие в единичных экземплярах.

Интересна история их приобретения. Несколько десятилетий назад, встречая группу туристов из Москвы, бывший директор музея Эстер Яковлевна Равина рассказывала о художнице и ее творчестве. И вдруг оказалось, что среди гостей присутствует родственница Елизаветы Бём, москвичка Нина Евгеньевна Шмидт. В ее семье долгие годы хранились предметы из стекла, расписанные Е. Бём. Тронутая трепетным отношением к хранящимся в коллекции предметам, интересом к личности их создательницы, Нина Евгеньевна решила передать изделия в Егорьевский музей.

Так в коллекции музея появились ковшик и мисочка в «русском стиле» с эмалевыми росписями в виде птиц и кувшин из голубого матового стекла, расписанный эмалью оранжевого цвета в виде морозного узора.

Елизавета Бём... В наши дни это имя известно не всем, а в конце XIX и начале XX столетия она пользовалась невероятной популярностью и поистине всенародной любовью. Ее работы были в коллекциях императорского семейства, приобретал их и такой знаток искусства, как создатель знаменитой художественной галереи Павел Третьяков, но и в домах рабочих и в крестьянских избах находилось место для открыток Елизаветы Бём, расходившихся по всей Российской империи.

В России первые открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года, но тогда они были без рисунков. Но в 1894 году было дозволено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления», и частные производители, конкурируя друг с другом, начали привлекать покупателей. Уже в 1895 году стали выходить целые серии богато иллюстрированных открыток. Вскоре пальма первенства в этом деле перешла к известной благотворительной организации - Комитету попечения о сестрах милосердия Русско-турецкой войны, более известному как Община Святой Евгении. Женский благотворительный комитет решил, что выпуск и продажа иллюстрированных открыток дадут необходимые средства для помощи бывшим медсестрам и санитаркам, помогавшим нашим войскам на Балканах (там женщины оставили и здоровье и силы, а кто-то после ранений получил инвалидность и нуждался в серьезной поддержке). В 1898 году Община Святой Евгении выпустила первые иллюстрированные открытки, а в ХХ веке стала лидером в этом бизнесе. К тому же Община первой решила устраивать специализированные киоски по продаже открыток, что тоже сыграло немалую роль в распространении этой продукции.

В то время, как в России развивалось производство иллюстрированных открыток, Елизавета Бём овладевала мастерством. Она родилась в 1843 году в знатной семье с древними татарскими корнями и в девичестве носила фамилию Эндаурова.

«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, - вспоминала Елизавета Бём, - иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».

Родные решили развивать способности девочки. В 14 лет Лизу отдали в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Елизавета относилась к числу лучших учеников и окончила школу с серебряной медалью.

В 1867 году Лиза вышла замуж за скрипача, преподавателя Петербургской консерватории Людвига Бёма. Несмотря на большую разницу супругов в возрасте, брак был очень счастливым. И муж не препятствовал желанию жены заниматься творчеством.

Сначала Елизавета решила составить альбом из силуэтов, которые она готовила для себя и своих близких. А потом - отнесла их дяде, который имел собственное картографическое заведение, где печатались карты и атласы. Альбом, изданный в 1875 году, произвел фурор. Вдохновленная успехом, художница подготовила еще один альбом, «Силуэты из жизни детей», и выпустила его два года спустя. Потом её альбомы начали выходить один за другим.

Елизавета Бём. Мальчик с козами

Елизавета Бём начала иллюстрировать книги, журналы, создавать эскизы для производства стеклянной посуды. Но настоящую славу - и в России, и за рубежом - художнице принесли открытки, выполненные в русском стиле.
Истинного расцвета её творчество достигло в начале ХХ века, когда дети уже выросли и Елизавета смогла больше времени уделять рисованию и живописи. Именно тогда она начала создавать оригинальные открытки в русском стиле, которые принесли ей настоящую славу и в России, и за рубежом. Со своими открытками - с русскими народными пословицами и поговорками, с персонажами в русской народной одежде - Бём с большим успехом принимала участие в международных выставках - в Париже, Брюсселе, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго - и везде был большой ажиотаж, поощрительные призы, медали.

Умерла Елизавета Меркурьевна в 1914 году, за неделю до начала Первой мировой войны. А её открытки, которые издавались и переиздавались многотысячными тиражами, популярны и по сей день.








Top