Сильвестр второй. Информационный бум

Сильвестр: Фамилия Сильвестр, Джеймс Джозеф английский математик Сильвестр, Микаэль французский футболист Имя Основная статья: Сильвестр (имя) Псевдоним Тимофеев, Сергей Иванович (1955 1994) – российский преступник. Сильвестр… … Википедия

А, муж.; разг. Селивёрст, а и Сильвёрст, а; стар. Силвестр, а.Отч.: Сильвестрович, Сильвестровна; разг. Сильвестрыч.Производные: Сильвеструшка; Силя; Сива; Селивёрстка; Селя; Сильвёрстка.Происхождение: (Лат. silvester лесной.)Именины: 15 янв., 14 … Словарь личных имен

- (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные … Русская история

Лесной; Силивёрст, Сильвёрст; Сильвеструшка, Силя, Сива, Селя Словарь русских синонимов. сильвестр сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

- (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Современная энциклопедия

- (? 1123) древнерусский писатель, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, близкий к Владимиру Мономаху, с 1118 епископ Переяславля (южного). Один из составителей Повести временных лет …

- (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Большой Энциклопедический словарь

I (? 1123), игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в церковных и политических делах Древнерусского государства. Один из составителей… … Энциклопедический словарь

- (в иноках Спиридон) (умер до 1577), политический деятель, писатель. С 1540 х гг. священник. Во время в Москве произнёс обличительную речь против молодого царя, что способствовало росту его влияния на царя и придворные круги. Сильвестр стал… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • , И. М. Петропавловский. Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский, и состояние при нем православной церкви в Могилевской епархии. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания…
  • Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский , И. М. Петропавловский. Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский, и состояние принем православной церкви в Могилевской епархии. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893…

Сильвестр II

Сильвестр II.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Сильвестр II (Герберт д"Ориллак), 999.IV.2-1003.V.12

Сильвестр II, Папа Римский
Silvester Secundus
Мирское имя: Герберт из Орильяка
Происхождение: Орильяк (Овернь, Франция)
Годы жизни: ок. 950 - 12 мая 1003
Годы понтификата: 2 апреля 999 - 12 мая 1003

Герберт родился в небогатой семье, жившей близ города Орильяк. Отроком он ушел в местный монастырь. В 967 г. монастырь посетил граф Барселоны Боррель II, и настоятель уговорил его взять молодого монаха с собой в Испанию. Сначала в Барселоне, а затем у арабов, в Кордове и Севилье, Герберт изучал математику и естественные науки, а также магию, астрологию и алхимию, добившись значительных успехов. В 969 г. граф Боррель направился в паломничество в Рим, взяв с собой Герберта и представив его папе Иоанну XIII. Оценив таланты молодого монаха, папа рекомендовал его императору Оттону I в качестве наставника для наследника. Через несколько лет Оттон направил Герберта в Реймс к архиепископу Адальберту, который сделал Герберта преподавателем в школе при соборе.

В 983 г. Оттон II назначил Герберта настоятелем аббатства Боббио, но монастырь был столь беден, что Герберт предпочел вернуться в Реймс. Адальберт видел его в качестве своего преемника, но после смерти архиепископа в 988 г. король Гуго Капет отдал кафедру Арнульфу Лотарингскому. Через несколько лет, однако, Гуго сместил Арнульфа, подозревая того в измене, и отдал кафедру Герберту. Это привело к конфликту, потребовавшему вмешательства римских пап. В итоге в 995 г. Иоанн XV признал назначение Герберта незаконным и вернул реймсскую митрополию Арнульфу. Герберт же отправился ко двору молодого императора Оттона III, с которым у него установились тесные отношения. В 998 г. Герберт был сделан архиепископом Равенны, а год спустя после смерти Григория V по инициативе Оттона был избран папой, став первым французом на Святом Престоле. Герберт превозносил Оттона как "нового Константина" и даже взял себе имя Сильвестр II в память о папе Сильвестре I, занимавшем Святой Престол при византийском императоре Константине Великом. При этом Оттон объявил подделкой "Константинов дар" - грамоту, якобы дарованную Константином папе Сильвестру I с правом владения западными провинциями империи. Оттон и Сильвестр стремились создать в Западной Европе единую христианскую монархию с императором в качестве светского владыки и папой в качестве религиозного лидера, однако противодействие королей Англии и Франции, князьков и епископов Германии помешало им осуществить план.

Все же Сильвестру II удалось претворить в жизнь многие церковные реформы, направленные на очищение морального облика священнослужителей. Были осуждены симония и сожительство священников с женщинами. Епископами могли становиться только люди с безупречной репутацией.

В 1001 г. противники императора в очередной раз подняли мятеж и изгнали папу из Рима. Сильвестр бежал в Равенну. Оттон предпринял два неудачных похода против повстанцев. Во время третьего похода в 1002 г. он умер. Несмотря на это, Сильвестр вскоре добился возможности вернуться в Рим, но год спустя скончался и был захоронен в часовне Святого Иоанна.

Папа Сильвестр был известен не только как религиозный и политический деятель, но и как видный ученый своего времени. Он создал уникальный гидравлический блок, вновь завез в Европу абак и создал описание астролябии. За успехи в области обработки металлов некоторые недоброжелатели даже подозревали его в колдовстве и связи с дьяволом. Ему приписывали обладание арабской книгой заклинаний и бронзовым оракулом в виде головы, которая могла на задаваемые вопросы отвечать либо "да", либо "нет". Полагали также, что Герберт заключил договор с демоницей Меридианой, которая помогла ему занять папский престол (по другой версии он выиграл папский титул в кости у дьявола). Согласно договору, если бы Сильвестру довелось служить мессу в Иерусалиме, за ним явился бы дьявол. По этой причине папа отменил паломничество в Иерусалим. Однако после того как Сильвестр отслужил обедню в церкви Святой Марии Иерусалимской, он сильно заболел. Перед смертью папа якобы попросил кардиналов разрубить его тело на куски и раскидать по городу. По другой версии легенды дьявол напал на папу прямо во время службы, выцарапал глаза и отдал их для забавы демонам. Раскаявшись, Сильвестр повелел отрубить себе руку и вырвать язык. Личность папы Сильвестра II в некоторой степени послужила прообразом легендарного доктора Фауста.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Герберт из Орильяка, папа Сильвестр II (Gerbert of Aurillac, Sylvester II) (ок. 945, вблизи Орильяка, Овернь - 12 мая 1003, Рим) - средневековый ученый и церковный деятель. Аббат Боббио (982), архиепископ Реймский (991), архиепископ Равенны (998), папа Римский (999-1003). Три года (с 967) провел в Северной Испании, где познакомился с арабской наукой, изучал квадривий. Позднее изучал логику в Реймсе; с 972 преподавал в кафедральной школе в Реймсе. Введенная им программа школьного преподавания логики включала разбор «Введения к Категориям» («Исагог») Порфирия (по переводам Мария Викторина и Боэция), трактатов Аристотеля «Категории», «Об истолковании» и «Топика », а также комментария Боэция к «Топике»; новшеством были сочинения Боэция. Образец школьной трактовки логического высказывания содержится в его сочинении «О разумном и об использовании разума» (De rationali et de ratione uti); особое внимание уделено в нем определению и классификации знания.

Герберт одним из первых предпринял усилия по передаче знаний от арабов средневековому латинскому миру. Ему приписывают несколько математических сочинений, в т. ч. распространенный учебник «Правила счета на абаке» (Regula de abaco computi), а также изложение простейших геометрических предложений (фрагм. «Начал» Евклида) и правил землемерия. Им были изготовлены учебные пособия по астрономии, позволявшие демонстрировать устройство небес, расположение небесных экватора и эклиптики, созвездий и планетных орбит. Он устроил солнечные часы в Магдебурге, описал использование астролябии («Liber de astrolabio»). По-видимому, он изготовил несколько органов, а также монохорд для изучения теории музыки.

Литература:

Picavet F. Gerbert, un pape philosophe d"apres l"histoire et d"apres la legende. P., 1897;

Fliche A. Un precurseur de l"humanisme au X-e siecle, le moin Gerbert (pape Silvestre II). P., 1943;

Darlington 0. G. Geibert, the Teacher. - «American Historical Revue», 52 (1947), p. 456-467;

Chamberlin E. R. Pope Silvester II. 999-1003. - «History Today», 19(1969), p. 115-12L

Папа Римский Сильвестр II , которого знали также как Герберта, по двум причинам оставил за собой репутацию мага-кудесника. Во-первых, он был чрезвычайно образованным и одаренным человеком. Во-вторых, он, судя по всему, проходил обучение в Испании, в Кордобе или в Толедо. А в то время Испания находилась под управлением мавров или сарацинов и считалась в Европе наследницей восточной магии и мудрости. Именно об этом и рассказывает легенда.

В услужении у волшебника-мавра

Испанские язычники считались признанными во всем мире мастерами искусства магии. В доме одного из них жил Герберт. У этого мага была магическая книга. Ей, как средству подчинения сил дьявола воле хозяина этой книги, не было аналогов. Герберт очень хотел завладеть этой реликвией, однако арабский философ ни на миг не расставался с ней и даже по ночам прятал ее под подушку.

Герберту все же удалось обнаружить тайник с книгой во время любовных утех с прекрасной дочерью сарацина. После этого Герберт напоил своего хозяина, похитил книгу и сбежал. Но маг тоже был не лыком шит. Он стал преследовать воришку и, поскольку сарацин неплохо знал астрологию, он мог при помощи звездных карт знать местоположение Герберта как на суше, так и на море. На некоторое время Герберту все же получилось обмануть чародея, прячась под мостом таким образом, что он не притрагивался ни к земля, ни к воде. Как итог – беглецу удалось благополучно добраться к морскому побережью.

Сильвестр II и дьявол (средневековый рисунок)


Герберт открыл книгу и при помощи могущественных заклинаний вызвал главного демона. Дух с легкостью переправил его на противоположный берег. Начиная с этого момента, Герберт больше не оглядывался назад. Он посчитал, что победил очень сильного соперника и теперь его путь лежал к папскому престолу.

Контракт с дьяволом: *Бойся мессы в Иерусалиме*

Чтобы достичь цели, Герберт продал свою душу дьяволу, а взамен получил престол Римского папы. Теперь уже папа Сильвестр Второй беззастенчиво использовал свое положение в личных целях. Современники утверждают, что Герберт вошел в плотский союз с дьяволом. Его сопровождал повсюду дух в облике черной лохматой собаки. Многие считали, что он был способен ослеплять своих недругов и при помощи некромантии находить спрятанные сокровища. Это считалось темной стороной его деятельности.

Но ничто не вечно и Сильвестру очень хотелось знать, как долго он сможет занимать такое высокое положение. Как оказалось до тех пор, пока он не прослужит божественную мессу в Иерусалиме. Именно этого события ему и следовало всячески избегать.

Кто предостережен, тот вооружен. Сильвестр II тут же издал указ, который запрещал посещать ему Святую Землю. Ну а дальше он занялся своим любимым занятием – посвятил себя порочной и роскошной жизни. Но тот, кто на одной ноге с дьяволом, нужно всегда быть настороже. Когда Герберт - Сильвестр II выполнял обряд причастия в какой-то незнакомой ему римской церкви, он почувствовал вдруг, что его силы быстро угасают. И сразу увидел – со всех сторон его окружают демоны.

Дьявол, прислуживающий Сильвестру II (современный рисунок)


Как оказалось, эта церковь называлась церковью Святого Креста Иерусалима. Папа понял, что его провели, и жить ему осталось совсем недолго. Стресс, который пережил Сильвестр II, кардинально подорвал его уверенность в своих силах. Он публично стал раскаиваться в своем грехе и высказывал наиболее трогательные и торжественные предупреждения против союзов со злыми демонами.

Когда же Сильвестр II находился на смертном одре, он оставил своим последователям такой приказ: его тело они должны будут разрубить на куски и поместить на носилки из зеленого дерева. Эти носилки должны будут везти не знавшие жеребцов две лошади, черная и белая. Лошади должны быть без кучера, и то место, где они остановятся, необходимо было соорудить могилу и захоронить его останки.

Беспокойный мертвец

Однако, на похоронах Папы случилось невероятное. Сложно себе даже представить, какие чувства были у свидетелей этого события, когда довольно-таки странная похоронная процессия приблизилась к Латеранской церкви и когда вдруг из гроба послышались громкие стоны и крики. После этого настала мертвая тишина, и папа Сильвестр II был захоронен в этом соборе.

Могила Папы Сильвестра II в Латеранском соборе. Накануне смерти очередного Понтифика она начинает сочиться водой


Но нельзя утверждать, что его дух успокоился, так как он обрек себя вести жизнь приведения, предвещающего своими стонами смерть. Как только приближались последние дни очередного папы, из могилы Сильвестра второго раздавались стоны, а его кости гремели и громко ударялись друг о друга. И все же, навряд ли он был навеки осужден на адские муки. Считается, что именно Божье провидение привело к святому месту лошадей с его останками.

Чернокнижник, или все-таки ученый и инженер?

Чем же еще запомнился Сильвестр II? По мнению исследователей, он первым ввел в обиход арабские цифры в Западной и Северной Европе. Сильвестер второй способствовал повсеместному распространению механических часов. Рассказывают, что великолепные часы, которые были построены им в Магдебурге, фиксировали не только все перемещения небесных тел, но и время восхода и захода солнца. Остается очевидным и тот факт, что наряду с астрономией и ее родной сестрой – астрологией, были именно те науки, которые юный Герберт изучал в Испании. В то время эти науки там особенно процветали.

Сильвестр II возвратил в обиход римский абак (счетное приспособление)


Это было время величайших открытий в области механики. Вильгельм из Малмзбери отмечал, что Герберт-Сильвестер второй соорудил также в Реймсе удивительные гидромашины, которые при помощи воды исполняли чудесные арии и симфонии. Этот же историк рассказывает далее о своем визите в волшебный подземный дворец, который выглядел точно так же, когда Герберт его только построил. Зато при малейшем прикосновении к нему, он исчезал.

И еще немного мистики

Кроме того, этот необычный Папа считается прямым потомком Симона Мага. А он, судя по всему, был самым первым из средневековых чародеев, который смог изготовить бронзовые говорящие головы. По рассказам, головы могли отвечать на любые вопросы и обладали способностью предсказывать будущее.

Но, как и предсказания оракулов, которых эти головы должны были заменить, их пророчества были еще более двусмысленными. Именно подобная бронзовая голова, которую сделал Герберт, указала ему дорогу в церковь, имеющее в своем названии слово «Иерусалим». И это неудивительно, так как уж она была изготовлена при помощи дьявола.

Представляясь Берлиозу и Бездомному «специалистом по черной магии», Воланд объясняет, что в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, и он — единственный в мире специалист — приехал их разобрать.

Воланд немного лукавит: Герберт вряд ли был «чернокнижником», хотя такая репутация сопутствовала ему и при жизни, и особенно после смерти; зато он точно был Папой римским под именем Сильвестра II, о чем, конечно, князь тьмы благоразумно умалчивает.

Герберт родился в самой середине X века (точная дата неизвестна) где-то в центральной Франции, и в раннем подростковом возрасте поступил на служение в строгий бенедиктинский монастырь в местечке Орильяк. Юноша проявлял то ли рвение к наукам, то ли строптивый нрав — во всяком случае, когда в монастырь заехал барселонский граф Боррелл, аббат попросил, чтобы он взял юношу с собой для дальнейшего обучения.

Каталония тех времен была последним форпостом христианского мира на Западе Европы — дальше начинался халифат, арабская Андалусия. Герберт воспользовался преимуществами такого положения в полной мере. Арабский мир тогда был несравненно более просвещенным и утонченным, чем европейский: если самое крупное европейское книжное собрание едва ли насчитывало тысячу книг, в Кордове, столице халифата, библиотека могла похвастаться почти полумиллионом рукописей. Герберт изучил — хотя и из вторых рук — арабские достижения в области астрономии и математики; в частности, он усвоил арабско-индийские цифры, и впоследствии поражал современников вычислениями в уме. Если вы попробуете в уме производить арифметические действия с римскими цифрами, то поймете, почему фокусы Герберта казались чудом и магией.

В Испании Герберт познакомился с абаком — прообразом счетов, первой вычислительной машиной в мире — и впоследствии написал об этом инструменте трактат. Он писал также о сложных астрономических инструментах, включая астролябию; о геометрии — пытаясь заполнить пробелы, вызванные плохим знакомством тогдашних европейцев с трудами Евклида; о музыке — судя по всему, он сконструировал «монохорд», инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков, то есть закладывал основы акустики; ему приписывается также создание первого гидравлического органа, в котором нагнетание воздуха в трубы совершалось при помощи механизма, а не выбивающегося из сил церковного служки.

Отправившись паломником в Рим вместе со своим барселонским патроном, Герберт произвел благоприятное впечатление на императора Священной римской империи Оттона I и дал уговорить себя поработать наставником юного принца, будущего Оттона II. Однако после нескольких лет Герберт почувствовал, что ему самому нужно еще набраться знаний и с разрешения императора отправился получать дополнительное образование в одну из самых знаменитых соборных школ Европы — в город Реймс во Франции.

В Реймсе Герберт задержался надолго (его нередко называют Гербертом Реймсским); именно там он строил орган и устраивал гигантский абак в одной из пристроек кафедрального собора. Он собирал там списки ученых книг со всей Европы, предлагал соседнему архиепископу обменять собственноручно изготовленную модель небесной сферы на полный экземпляр античной поэмы и обращался к медлительным переписчикам по-цицероновски — quousque tandem — то есть «доколе?!» Преподавая в реймсской школе риторику, он советовал ученикам не выпячивать красоты стиля, а скрадывать их, что шло вразрез с тогдашними вкусами, колеблющимися между варварской примитивностью и ученой цветистостью; но главная его заслуга на этом поприще — перенос центра тяжести обучения с грамматики на диалектику. Из этого впоследствии выросла вся традиция европейской схоластики.

О диалектических способностях Герберта рассказывают легенды — впрочем, более достоверные, чем другие истории про его жизнь. Слава реймсского ученого гремела по всей Европе; лучший германский диалектик, Отрих, бросил ему вызов, и философы сошлись на открытый диспут (тема была самая абстрактная — «о классификации наук») в городе Равенне. Диспут продолжался целые сутки, пока слушатели — Оттон II и его двор — не изнемогли окончательно, и император волевым решением прекратил дискуссию.

Церковная карьера Герберта шла успешно, и на рубеже тысячелетий, в 999 году, он был избран Папой, став первым французом на престоле Святого Петра. Он принял имя Сильвестр II, в память о первом Сильвестре — советнике императора Константина. Папство его было беспокойным — в том числе из-за массовых волнений, которые заставили и его самого, и его воспитанника, императора Оттона III, бежать в Равенну. Оттон трижды пытался вернуть себе мятежный вечный город, но умер во время третьей экспедиции. А папа Сильвестр II все-таки туда вернулся — но ненадолго пережил своего покровителя и умер в мае 1003 года.

Так почему же все-таки чернокнижник? А потому что ученость, в том числе восточная, сделала Герберта популярным персонажем легенд. По одной из них, он получил свое папство, играя в кости с сатаной. По другой, в Испании Герберт был учеником могущественного исламского чародея — и решил украсть книгу, в которой волхв хранил все свои секреты. Чародей заподозрил неладное, но хитрый Герберт соблазнил дочку своего учителя, которая, без ума от любви, опоила отца, достала ключ от потайного сундука и вручила хитрецу магическую книгу.

Герберт тут же сбежал, прихватив книгу с собой. Проснувшись от своего тяжелого сна, чародей обнаружил пропажу и пустился в погоню. У него, надо сказать, был конь, который мог скакать быстрее ветра, и пес, который мог учуять все, что находилось над землей, под землей, над водой и под водой.

Возле местечка Марторель Герберт обнаружил погоню. Он добежал до моста и залез под него, повиснув на нем снизу, как на турнике. Так он оказался ни над землей, ни под землей — ни над водой, ни под водой. Поскольку чутье пса было ограничено указанными рамками, он потерял след, и чародею пришлось вернуться ни с чем, а Герберт благополучно увез книгу заклинаний с собой.

По еще одной легенде, у Герберта была говорящая голова, которую ему вручили так называемые «Девять неизвестных» — мистическое и всемогущее тайное общество родом из Индии (о существовании которого поговаривают до сих пор). Она умела отвечать на общие вопросы (то есть требующие ответа «да» или «нет»). Посоветовавшись с головой, Герберт выяснил, что он умрет, отслужив мессу в Иерусалиме — поэтому он отложил уже запланированное паломничество в Святую землю. Но однажды после мессы, отслуженной в одной из римских церквей, ему стало плохо — и тогда выяснилось, что эта церквушка посвящена Св. Марии Иерусалимской, а в народе называется просто «Иерусалим». Поскольку у Герберта был договор с дьяволом, он попросил своих кардиналов разрезать его тело на куски и разбросать по римским колодцам, надеясь, что бессмертную душу он как-нибудь отвоюет у Сатаны самостоятельно.

Легенды окутывают и посмертную судьбу Сильвестра II. Он похоронен в римской церкви Св. Иоанна на Латеранском холме, и на его мраморном надгробии написаны дурные латинские стихи, начинающиеся со слов —

ISTE LOCVS MVNDI SILVESTRI MEMBRA SEPVLTI VENTVRO DOMINO CONFERET AD SONITVM

То есть «Здесь покоятся бренные члены Сильвестра, который встанет по звуку при приходе Господа». То есть: папа Сильвестр II восстанет из мертвых, когда Господь придет во славе своей, под звуки трубы Судного дня. Но народная молва перетолковала эти слова по-своему: грядущий Господь был переосмыслен как новый папа, а звуки — как грохот костей. Отсюда легенда: перед смертью очередного папы в гробнице Сильвестра II что-то тихонько громыхает.

Но почему же рукописи этого разностороннего человека, если верить Воланду, обнаружились в московской государственной библиотеке? Что ж, и этому есть объяснение. Именно на рубеже первого и второго тысячелетий восточноевропейцы впервые появляются на сцене христианского мира. Папа Сильвестр II в этом их дебюте активно участвовал: он благословил Стефана I на венгерский престол и организовал первую архиепископскую епархию на территории Польши, хотя и воспротивился идее Оттона III сделать Болеслава Храброго полноценным королем. С Владимиром Святославичем — тем, который «Красное Солнышко» и креститель Руси — он тоже общался. Так что легенда у иностранного консультанта была довольно правдоподобная.




Top