Симбирская митрополия. Ее цели, состав и деятельность

23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, сообщают в митрополии.

Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря был установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска (пер. Гоголя, 11). По предварительной информации, отпевание и погребение Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла будут совершены в среду, 26 марта 2014 года.

До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью. Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных.

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих.

В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь.

Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания.

Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы - Никольский Морской собор, являвшийся кафедральным для города Святого Петра, Преображенский храм. Но больше всего Николай любил Троицкий собор Лавры, то место, где впоследствии пройдет его рукоположение в епископский сан.

В советской школе Николаю Хазову удалось сохранить свою веру в Бога. Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. Родители хотели, чтобы он получил гражданскую специальность. После окончания техникума Николай год отработал на производстве, а в 1964-м году его призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.

Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970-м году 10 человек были зачислены сразу во второй класс Семинарии, из них пять промыслом Божиим стали архиереями.

Здесь, на вступительных экзаменах, произошла первая встреча Владыки с будущим Патриархом Кириллом. Иеромонах Кирилл (Гундяев), закончивший в том же 1970-м году Академию со степенью кандидата богословия, задал Николаю вопрос, который будущий митрополит Симбирский и Новоспасский запомнил: «Какие вы знаете Богослужебные книги?».

В семинарские годы духовником Николая Хазова становится известный петербургский священник - протоиерей Василий Швец (1913-2011).

В четвертом классе семинарии, в канун Рождественского Сочельника, 5 января 1973 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) Николай Хазов был пострижен в монашество с именем Прокл, в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Через два дня, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен во священника и назначен на свой первый приход - настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области.

В 1975 году иеромонах Прокл был переведен на служение в город Ленинград, где становится клириком Смоленского храма, рядом с которым находится могила блаженной Ксении Петербургской. В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг. К Пасхе 1978 года он был возведен в сан игумена.

Владыка Митрополит вспоминал: В 1983 году у меня тяжело заболела мама, и меня снова перевели в Ленинград. Короткое время служил в храме села Сиверское, а затем настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новая Ладога. Здесь я прослужил ровно 4 года от Покрова 1983-го до Покрова 1987-го года».

За усердное служение Церкви игумен Прокл был награжден орденом равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а в 1984 году — крестом с украшениями. 10 сентября 1987 года постановлением Священного Синода игумену Проклу (Хазову), по возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

17 октября 1987 года, в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице, по окончании Всенощного бдения, в Иоанно-Богословском храме Ленинградских Духовных школ состоялось наречение архимандрита Прокла во епископа Тихвинского. 18 октября 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде состоялась хиротония архимандрита Прокла во епископа Тихвинского, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу.

25 февраля 1998 года епископ Прокл возведен в сан архиепископа. В 2000 году владыка Прокл удостоен звания Почетного гражданина Ульяновской области. 17 июля 2001 года Священный Синод возвратил Ульяновской епархии историческое наименование и утвердил титул ее правящего архиерея «Симбирский и Мелекесский».

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года Владыке присвоен титул Симбирский и Новоспасский, он назначен главой новообразованной Симбирской митрополии. 1 августа 2012 года архиепископ Прокл возведен в сан митрополита.

С прекращением гонений на Церковь стали возрождаться приходы в Симбирске и других городах и весях Ульяновской области, строиться величественные соборы и небольшие сельские храмы, возрождаться монашеская жизнь в двух обителях нашего края, открываться воскресные и катехизические школы для детей и взрослых, стало возможным получение православного образования для педагогов, военнослужащих и всех желающих, миссия среди молодежи, в учреждениях культуры, социальное служение…

В крае, некогда считавшемся оплотом атеизма, Церкви возвращены многие святыни, среди них чудотворные Боголюбская и Жадовская иконы Пресвятой Богородицы. Ежегодно по области проходит крестный ход с Жадовским образом. Обустроено место явления Святителя Николая в р.п. Сурское. Причислены к лику святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и многие другие новомученики и исповедники Симбирские.

Развивается миссия Церкви в информационном пространстве. Издается газета «Православный Симбирск», выходят приходские издания, действуют официальные сайты епархий Симбирской митрополии, открываются сайты приходов, в сети Интернет организован миссионерский проект «Батюшка онлайн».

Владыка Прокл всегда подчеркивал, что все это - труды всех православных священнослужителей и мирян Симбирской земли. Но без молитвенной поддержки Его Высокопреосвященства, без его мудрых слов, непосредственного участия во всех сферах церковного служения, эти усилия не могли бы принести столь обильные плоды.

В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии , набравший рекордное количество просмотров.

На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений .

20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием “Анаксиос” (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование “Анаксиос” во время богослужения.

Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.

Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.

«Я прислан сюда не своей волей, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.

Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора – прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.

Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.

Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.

Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные, не знаю, по каким причинам.

У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».

Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина) :

О письме клириков

Иеромонах Филарет

– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.

Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.

О протесте священников

– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, – митинге, акции, – присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.

Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.

Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, – но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.

Журналистские неточности

– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.

Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.

И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек – крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.

Об оправданиях

– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняла известие…» – вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.

Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».

Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.

Ульяновская область всегда выделялась тягой к православию и высоким уровнем духовной жизни. Ведь на ее территории расположено множество храмов и церквей, которые ежедневно посещает большое число прихожан.

Немало также мужских и женских монастырей, в стенах которых живут и молятся сотни послушников. Одним из шагов, направленных на повышения уровня духовности в области, стало создание Симбирской митрополии. В ее состав вошли сразу три епархии.

Цель создания

Была образована решением Священного синода в июле 2012 года. В ее состав вошли Мелекесская, Симбирская и Барышская епархии. Новая митрополия РПЦ располагается на территории Ульяновской области.

Она была создана для претворения в жизнь решения, принятого в 2011 году Оно заключается в том, что духовная жизнь должна активно развиваться не только в крупных, но и в небольших населенных пунктах. В настоящее время в составе недавно созданной Симбирской митрополии более 200 приходов, и, как показывает статистика, их число будет лишь расти.

По этой причине архиерей физически не способен посетить и тщательно вникнуть в жизнь каждого храма или церкви. Чтобы это исправить, и была образована Симбирская митрополия, которая включает в себя три епархии. Все они располагаются на территории Ульяновской области.

Барышская епархия

В состав Барышской епархии вошли, кроме одноименного, еще и Николаевский, Базарносызганский, Инзенский, Павловский, Старокулатский, Радищевский районы. Епископом был избран игумен Филарет, который возглавлял Жадовский мужской монастырь. Центром нового образования стал город Барыш.

Мелекесская епархия

Еще одной епархией Симбирской митрополии является Мелекесская. В ее состав вошли, кроме одноименного, также Новомалыклинский, Димитровоградский, Старомайнский, Сенгилеевский, Чердаклинский, Теренгульский районы.

В качестве центра новой епархии был выбран город Димитровоград. Именно в нем находится архиерей, который ее возглавляет.

Симбирская епархия

Третьей является Симбирская. Она состоит из областного центра - города Ульяновска, а также Сурского, Вешкаймского, Кузоватского, Карсунского, Майнского, Цильнинского, Новоспасского районов.

Все вышеперечисленные епархии и образуют Симбирскую митрополию. В ее состав входит вся Ульяновская область. Первым главой Симбирской митрополии являлся архиепископ Прокл. Он одновременно с этим исполняет обязанности руководителя Мелекесской епархии.

Деятельность

Симбирская митрополия уделяет большое внимание развитию духовности среди жителей Ульяновской области. Для этого проводятся всевозможные просветительские мероприятия, в которых принимают участие священнослужители и руководство епархий.

Большое внимание уделяется работе среди молодежи. Священнослужители делают все возможное, чтобы привить им веру в Бога, приблизить к православию, повысить их духовность. Для этого регулярно проводятся встречи с учащимися школ, вузов, колледжей и т.д.

При многих и монастырях работают воскресные школы, в которых обучаются не только дети, но и взрослые. Проводятся экскурсии в места, где жили святые Симбирской митрополии, такие как Гавриил Мелекесский. Для освещения деятельности епархий ежемесячно выпускаются газеты.

Много времени уделяют в митрополии деятельности в военных частях и колониях, расположенных на территории области. В них регулярно выезжают духовные лица епархий, которые проводят там богослужения. Благодаря этому не только повышается духовность людей, но и в лучшую сторону меняется образ их жизни. Они становятся добрее, стараются соблюдать все заповеди. Во многих колониях и военных частях имеются часовни, в которых всегда находится священнослужитель.

В Симбирской митрополии ежегодно на все большие православные праздники проводится крестный ход. В нем принимают участие не только духовные лица и прихожане епархий, но и многие жители области. Во время крестных ходов выносятся иконы и различные церковные реликвии, многие из которых - с мощами святых.

Скандал

Несмотря на то что Симбирская митрополия была создана сравнительно недавно, в ней уже успел разразиться громкий скандал. Он был связан с назначением нового митрополита. Получилось так, что Анастасия многочисленные прихожане, стоящие возле храма, встречали гневными криками. Из-за этого он быстро зашел в церковь, прикрывая лицо иконой и находясь под охраной казаков, которые не допускали к нему прихожан.

Подобное отношение связано с тем, что когда он возглавлял Казанскую митрополию, был замешан в громком скандале, связанном с обвинениями священников в сексуальных домогательствах. Также на этом фоне вспомнили и о многочисленных старых свидетельствах, в которых прямо указывается, что Анастасий является гомосексуалистом. К этому негативно отнеслась вся Симбирская митрополия. Скандал пока и не собирается утихать. К тому же стало известно, что Анастасий продолжительное время живет с молодым парнем.

Несмотря на то что точными доказательствами подобные обвинения не подкреплены, это бросает тень подозрения на Анастасия. Симбирские прихожане не в восторге от его назначения.

Тем не менее ожидается, что после создания новой митрополии духовная жизнь в Ульяновской области значительно активизируется. Для этого многое делается со стороны священнослужителей при полной поддержке местных властей.




Top