Симфония 3 часть 4 предложение синквейн бетховен. Анализ «героической» по методу синквейн

Дата проведения:

Тема урока: Людвиг ван Бетховен «Героическая».

«Призыв к мужеству»

Задачи:

- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;

- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART -доска, фортепиано.

Материалы к уроку: Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты) Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен; учебники «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).

Ход урока.

Музыкальное приветствие.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в концертном зале». Вы познакомились с некоторыми жанрами, музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном зале. Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. «В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в минуты катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 1 тема) – слушание

(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).

- Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (траурный марш-шествие)

- Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш? (почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)

Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Учитель: - Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)

- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?

(«Симфонию» Л. ван Бетховена)

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (Дети записывают название произведения)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.


Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: - Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно)

Итог урока 1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью? (О - нет)

2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени? (Х - да)

3) «Через борьбу – к победе» - такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена? (Х - да)

4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)

5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)

6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)

7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)

8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)

9) Верно ли утверждение, что слово «симфония» в переводе с греческого языка обозначает «неблагозвучие»? (О - нет)

- Как бы вы перевели с греческого языка слово «симфония»?

Симфония (греч., «созвучие») – многочастное музыкальное произведение для оркестра.

- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Рефлексия

«Моё настроение»

(«Мне понравилось», «Остался равнодушен к уроку», «Мне не понравилось»)

- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)

Учитель: - Спасибо за урок.

"В этой симфонии... раскрылась впервые вся необъятная,
изумительная сила творческого гения Бетховена"
П. И. Чайковский

Приступая к наброскам "Героической", Бетховен признавался: "Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь".

"Начиная с Бетховена нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы" - так Густав Малер спустя столетие очертил вклад композитора, впервые пронизавшего симфонию дыханием общечеловеческих, философских идей.

1. Allegro con brio
2. Траурный марш. Adagio assai
3. Скерцо. Allegro vivace
4. Финал. Allegro molto

Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan

Orchestre National de France, дирижер Kurt Masur Beethoven Festival, Bonn, 2008

дир. Дж. Гардинер, дополнение к фильму Eroica , 2003, BBC)

История создания

Героическая симфония, открывающая центральный период творчества Бетховена и одновременно - эпоху в развитии европейского симфонизма, рождалась в самое тяжелое время в жизни композитора. В октябре 1802 года 32-летний, полный сил и творческих замыслов любимец аристократических салонов, первый виртуоз Вены, автор двух симфоний, трех фортепианных концертов, балета, оратории, множества фортепианных и скрипичных сонат, трио, квартетов и других камерных ансамблей, одно имя которого на афише гарантировало полный зал при любой цене на билеты, узнает ужасный приговор: тревожащее его несколько лет ослабление слуха неизлечимо. Его ждет неизбежная глухота. Спасаясь от столичного шума, Бетховен уединяется в тихом селении Гейлигенштадт. 6-10 октября он пишет прощальное письмо, которое так никогда и не было отправлено: «Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - мое искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным… Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло. О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости…»

Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии - не похожей ни на одну из существовавших до тех пор. «Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, - пишет Р. Роллан. - Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».

Великий замысел созревал исподволь, в течение многих лет. По свидетельству друзей, первую мысль о ней заронил французский генерал, герой многих битв Ж. Б. Бернадотт, прибывший в Вену в феврале 1798 года послом революционной Франции. Под впечатлением смерти английского генерала Ральфа Аберкомби, скончавшегося от ран, полученных в битве с французами при Александрии (21 марта 1801 года), Бетховен набросал первый фрагмент траурного марша. А тема финала, возникшая, возможно, до 1795 года, в седьмом из 12 контрдансов для оркестра, была затем использована еще дважды - в балете «Творения Прометея» и в фортепианных вариациях ор. 35.

Как и все симфонии Бетховена, за исключением Восьмой, Третья имела посвящение, впрочем, тотчас уничтоженное. Вот как вспоминал об этом его ученик : «Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово „Буонапарте“, а внизу „Луиджи ван Бетховен“ и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: „Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“ Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». А в первом издании оркестровых голосов симфонии (Вена, октябрь 1806) посвящение на итальянском языке гласило: «Героическая симфония, сочиненная, чтобы почтить память одного великого человека, и посвященная его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном, ор. 55, № III».

Предположительно впервые симфония прозвучала в имении князя Ф. И. Лобковица, известного венского мецената, летом 1804 года, тогда как первое публичное исполнение состоялось 7 апреля следующего года в столичном театре «Ан дер Вин». Симфония успеха не имела. Как писала одна из венских газет, «публика и господин ван Бетховен, который выступал в качестве дирижера, остались в этот вечер недовольны друг другом. Для публики симфония слишком длинна и трудна, а Бетховен слишком невежлив, потому что не удостоил аплодирующую часть публики даже поклоном, - напротив, он счел успех недостаточным». Один из слушателей крикнул с галерки: «Дам крейцер, чтобы все это кончилось!» Правда, как иронически объяснял тот же рецензент, близкие друзья композитора утверждали, что «симфония не понравилась лишь потому, что публика недостаточно образована в художественном отношении, чтобы понять столь высокую красоту, и что через тысячу лет она (симфония), однако, окажет свое действие». Чуть ли не все современники жаловались на неимоверную длину Третьей симфонии, выдвигая в качестве критерия для подражания Первую и Вторую, на что композитор мрачно посулил: «Когда я напишу симфонию, длящуюся целый час, то Героическая покажется короткой» (она идет 52 минуты). Ибо он любил ее больше всех своих симфоний.

Музыка

По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Это колоссальное сонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие - и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора - минора, деревянных - струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противоположные. Как образно пишет Роллан, «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию… Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки - новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности. Поразительно начало репризы: резко диссонирующее, с наложением функций доминанты и тоники, оно воспринималось современниками как фальшь, ошибка не вовремя вступившего валторниста (именно он на фоне затаенного тремоло скрипок интонирует мотив главной партии). Подобно разработке разрастается кода, игравшая прежде незначительную роль: теперь она становится второй разработкой.

Резчайший контраст образует вторая часть. Впервые место певучего, обычно мажорного анданте занимает похоронный марш. Утвердившийся во время Французской революции для массовых действ на площадях Парижа, этот жанр превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу. Величие этой эпопеи особенно поражает, если представить достаточно скромный по составу бетховенский оркестр: к инструментам позднего Гайдна добавлена всего лишь одна валторна да выделены в самостоятельную партию контрабасы. Трехчастная форма также предельно ясна. Минорная тема у скрипок в сопровождении аккордов струнных и трагических раскатов контрабасов, завершаемая мажорным припевом струнных, варьируется несколько раз. Контрастное трио - светлая память - с темой духовых по тонам мажорного трезвучия также варьируется и приводит к героическому апофеозу. Реприза траурного марша значительно более развернута, с новыми вариантами, вплоть до фугато.

Скерцо третьей части появилось не сразу: первоначально композитор задумал менуэт и довел его до трио. Но, как образно пишет Роллан, изучавший тетрадь бетховенских эскизов, «здесь перо его отскакивает… Под стол менуэт и его размеренную грацию! Гениальное кипение скерцо найдено!» Каких только ассоциаций не рождала эта музыка! Одни исследователи видели в ней воскрешение античной традиции - игры на могиле героя. Другие, наоборот, предвестие романтизма - воздушный хоровод эльфов, наподобие созданного сорок лет спустя скерцо из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Контрастная в образном плане, тематически третья часть тесно связана с предшествующими - слышны те же мажорные трезвучные зовы, что и в главной партии первой части, и в светлом эпизоде траурного марша. Трио скерцо открывается зовами трех солирующих валторн, рождающих ощущение романтики леса.

Финал симфонии, который русский критик А. Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования. Открывают его размашистые пассажи и мощные аккорды всего оркестра, словно призывающие к вниманию. Оно сосредоточено на загадочной теме, звучащей в унисон у струнных пиццикато. Струнная группа начинает неторопливое варьирование, полифоническое и ритмическое, как вдруг тема уходит в басы, и выясняется, что основная тема финала - совсем иная: певучий контрданс, исполняемый деревянными духовыми. Именно эта мелодия была написана Бетховеном почти десять лет назад с чисто прикладной целью - для бала художников. Тот же контрданс танцевали и только что одушевленные титаном Прометеем люди в финале балета «Творения Прометея». В симфонии тема изобретательно варьируется, изменяя тональность, темп, ритм, оркестровые краски и даже направление движения (тема в обращении), сопоставляется то с полифонически развиваемой начальной темой, то с новой - в венгерском стиле, героической, минорной, с использованием полифонического приема двойного контрапункта. Как писал с некоторым недоумением один из первых немецких рецензентов, «финал длинен, слишком длинен; искусен, очень искусен. Многие его достоинства несколько скрыты; кое-что странно и остро…» В головокружительно быстрой коде вновь звучат раскатистые пассажи, открывавшие финал. Мощные аккорды tutti завершают праздник победным ликованием.

В Венском обществе любителей музыки сохранилась авторизованная копия Третьей, Героической, симфонии, датированная августом 1804 года (Наполеон был провозглашён императором 18 мая 1804 года). На копии партитуры симфонии значится: «Написана в честь Бонапарта». Тем самым разрушается красивая легенда о разгневанном композиторе - противнике всякой королевской власти, якобы снявшем посвящение Наполеону Бонапарту, когда узнал, что Наполеон объявил себя императором. В действительности Бетховен просто собирался на гастроли в Париж. После того как поездка сорвалась, Наполеон Бонапарт больше не интересовал композитора.

Два года спустя в первом издании 1806 г. Третья симфония (бывшая симфония «Буонапарте») получила закрепившееся за ней название «Героическая» и была посвящена князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу.

См. также:

  • Конен В. История зарубежной музыки с 1789 до середины XIX века. Бетховен. «Героическая симфония»
  • Музыка французской революции XVIII века, Бетховен. Третья симфония
  • Э. Эррио. Жизнь Бетховена. «Героическая»

«Антонио Вивальди» - Вид на герцогский дворец в Венеции. Театрализованный концерт в Риме в XVIII веке. Томсон (перевод В. Жуковского). Чарующие краски под музыку А. Вивальди. Антонио Вивальди (1678-1741 гг.). Весна – Твоей любви изображенье… На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой.

«Людвиг ван Бетховен» - Людвиг ван Бетховен. Фотографии... Мне бы очень хотелось научиться играть на скрипке и пианино, как Бетховен! Бетховен умер 26 марта 1827 года. Ссылки. Уникальность таланта Людвига ван Бетховена... Отзыв о композиторе... И тогда я смогу сыграть свои любимые композиции. План. Отзыв о композиторе. Я и Бетховен!!!

«Биография Шопен» - Сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. О Шопене глубоко скорбил весь музыкальный мир. В апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Превратил скерцо в самостоятельное произведение. Свою первую музыкальную пьессу Шопен написал в 8 лет. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя.

«Йозеф Гайдн» - Велиий мастер Гайдн. Музыкальный кругозор. Гайдн, Моцарт, Бетховен. Концерт До-мажор. Путешествие. Отец симфонии. Брак Гайдна. Встреча с Моцартом. Последние радости жизни. Жизнь Гайдна. Сочинения Гайдна. Йозеф Гайдн. Гайдн не мог покинуть страну. Единственная школа для Гайдна. 104 симфонии. Новое предложение.

«Ференц Лист» - Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Ференц Лист. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки.

«Творчество Шопена» - Вступил в польское литературное общество. Раннее творчество. Для Шопена мазурки – символ Родины. Полонезы. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме. Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части. В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка.

Всего в теме 26 презентаций

«Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора.

Историю создания Симфонии №3 Бетховена, имеющей название «Героическая», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания и премьеры

Сочинение третьей симфонии Людвигом ван Бетховеном началось сразу после окончания второго симфонического произведения в тональности ре мажор. Тем не менее многие известные зарубежные исследователи считают, что ее написание началось задолго до премьеры второй симфонии. Для данного суждения есть видимые доказательства. Так, темы, используемые в 4 части, заимствованы из 7 номера в цикле «12 контрдансов для оркестра».

Сборник был издан в 1801 году, а сочинение третьего по счету крупного симфонического произведения началось в 1804 году. 3 первых части имеют заметное сходство с темами из 35 опуса, которые включает в себя большое количество вариаций. Две страницы первой части заимствованы из «Виельгорского Альбома», сочиненного в 1802 году. Многие музыковеды также отмечают заметное сходство первой части с увертюрой к опере «Бастьен и Бастьена» В.А. Моцарта . При этом мнения, касающиеся плагиата на данный счет, различны, кто-то говорит, что это случайное сходство, а кто-то, что Людвиг намерено взял тему, слегка ее видоизменив.

Первоначально, композитор посвятил данное музыкальное произведение Наполеону. Он искренне восхищался его политическими взглядами и убеждениями, но длилось это лишь до тех пор, пока Бонапарт не стал Французским императором. Данный факт полностью перечеркнул образ Наполеона, как представителя антимонархии.


Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение.

Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».

С осени 1803 до 1804 года, Людвиг занимался созданием партитуры. Впервые слушатели смогли услышать новое творение автора через несколько месяцев после окончания в замке Айзенберг в Чехии. Премьера в столице классической музыки Вене состоялась 7 апреля 1805 года.

Примечательно, что из-за того, что в концерте состоялась премьера еще одной симфонии другого композитора, то публика не смогла однозначно отреагировать на композицию. При этом большинство критиков высказали положительное мнение на симфоническое произведение.



Интересные факты

  • Когда Бетховену сообщили о смерти Наполеона, он усмехнулся и сказал, что написал «Траурный марш» к этому случаю, имея в виду вторую часть 3 симфонии.
  • Бетховен был большим поклонником Наполеона Бонапарта. Композитора привлекала приверженность к демократии, и первоначальное желание препятствовать монархическому строю. Именно этой исторической личности было первоначально посвящено сочинение. К большому сожалению, музыканта французский император не оправдал надежд.
  • При первом прослушивании публика не смогла оценить композицию, посчитав ее слишком длинной и затянутой. Некоторые слушатели в зале выкрикивали достаточно грубые фразы в сторону автора, один смельчак предложил один крейцер, чтобы концерт уже скорее закончился. Бетховен был в бешенстве, поэтому отказался выходить на поклон к столь неблагодарной и необразованной публике. Друзья утешали его, тем, что сложность и красоту музыки смогут понять лишь спустя несколько веков.
  • Прослушав данное произведение, был в восторге, он писал, что большая редкость услышать совершенное воплощение печального настроения.
  • Вместо скерцо композитор хотел сочинить менуэт, но впоследствии изменил собственные намерения.
  • 3 симфония звучит в одном из фильмов Альфреда Хичкока. Обстоятельства, при которых воспроизводится музыкальный фрагмент, привели в гнев одного из ярых поклонников творчества Людвига ван Бетховена. В результате, человек, заметивший использование музыки в фильме, подал в суд на знаменитого американского кинорежиссера. Хичкок выиграл дело, так как судья не увидел ничего криминального в происшествии.
  • Несмотря на то, что автор разорвал первую страницу собственного труда, при дальнейшем восстановлении он не изменил ни одной ноты в партитуре.
  • Франц фон Лобковиц являлся лучшим другом, который во всех ситуациях поддерживал Бетховена. Именно по этой причине сочинение было посвящено князю.
  • В одном из музеев, посвященных памяти Людвига ван Бетховена, сохранились рукописи данного произведения.

Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:

  1. Allegro con brio отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз Наполеон).
  2. Траурное марш-шествие играет роль мрачной кульминации.
  3. Скерцо выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному.
  4. Финал – это праздничный, ликующий апофеоз. Победа за настоящими героями.

Тональность произведения Es-dur. В среднем прослушивание всего произведения занимает от 40 до 57 минут, в зависимости от темпа, выбранного дирижером.


Первая часть , изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Тональность основная, форма сонатное allegro.

Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Экспозиция включает в себя множество различных по тематическому складу тем. Так патетика сменяется нежными и светлыми образами, преобладающими в экспозиции. Подобный композиционный прием позволяет выделить кульминационный раздел в разработке, в котором и происходит борьба. В центре используется новая тема. Кода разрастается и принимается многими музыковедами, как вторая разработка.

Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Форма произведения трехчастная репризная с трио в середине. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти. Реприза разворачивает для слушателя новые варианты первоначальной темы.

Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта , например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну . Часть написана в основной тональности.

Финал – это настоящий пир в честь победителя. Мощность и размашистость аккордов с первых тактов захватывают внимание слушателя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочной и приглушенности. Композитор мастерски варьирует материал, изменяя его, как ритмически, так и при помощи полифонических приемов. Подобное развитие настраивает слушателя для восприятия новой темы – контрданса. Именно эта тема подвергается дальнейшему развитию. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.

Третья симфония Бетховена, безусловно, является яркой и запоминающейся музыкой. Это позволило многим современным кинорежиссерам и продюсерам использовать музыкальный материал в собственных работах. Стоит отметить, что композиция больше популярна в зарубежном кинематографе.


  • Благодетель (2015);
  • От Шефа (2015);
  • Девушки перед свиньями (2013);
  • Хичкок (2012);
  • Зеленый шершень (2011);
  • Рок и чипсы (2010);
  • Frankenhood (2009);
  • Солист (2009);
  • Когда Ницше плакал (2007);
  • Героика (2003);
  • Опус мистера Холланда (1995).

Симфония №3 «Героическая» – это настоящая патетика, прописанная нотами. В каждом такте чувствуется рука . Именно с этого сочинения можно проследить уникальный, неповторимый стиль автора.

Видео: слушать «Героическую симфонию» Бетховена




Top