Символизм в изобразительном искусстве. Картины в стиле Символизма!!! (Символизм направление)

Когда ждать цветения адениума дома, выращенного из семени? Насколько будет совпадение с сортом? Пожалуй это главные вопросы, которыми мы задаемся, когда у нас растут адениумы. Конечно, хочется побыстрее. И знаете, у меня для Вас две новости, и обе хорошие. Велика вероятность, что до двух лет многие растения зацветут – а если Вы посеяли осенью-зимой, то есть вероятность, что зацветут уже ближайшим летом.

При хороших условиях жизни и правильном уходе!!! Может быть Вы уже много прочитали в интернете, что адениум дома зацветает на 3-4-5ый год. По-видимому, для большинства комнатных адениумов это так и есть. Тем не менее, у меня в Ижевске (заметьте, это на 57 параллели северной широты) имеются другие факты. В 7 месяцев, в 2010 году зацвел сеянец у моей знакомой. А в 2011 году целых 2 сеянца в возрасте 6,5 и 8,5 месяцев зацвели у меня. И плюс к этому еще 13 моих и 2 сеянца у моих знакомых зацвели в возрасте от 1 года 4 месяцев до 1 года 10 месяцев.
Говорят обещанного три года ждут? А может стараться не делать ошибок в уходе? Эх, если бы я их не делала, то пожалуй, цветунов из семян в этом году было бы больше!

Итак, пора представить порадовавшие меня в условиях бессолнечной весны и поздно начавшегося лета адениумы из семян. Начну с тех, кто особенно отличился, а точнее зацвел в очень раннем возрасте. В августе 2011 в возрасте 6,5 месяцев раскрыл первый бутон сеянец сорта Yellow Earth.


Как выразилась одна их форумчанок: «И попу-то еще не наростил, а туда же, цвести!» Да уж, при ширине каудекса 2,5 см и "росте" 14 см у адениума уже цветы! Диаметр цветка 6 см, цвет бледно-желтый. До сорта, т.е. ярко-желтой окраски, он не дотянул, но думаю, детенышу простительно. Главное, он не розовый, не белый, не каймовой – он все же желтый! И не в теплице зацвел, а в обычных условиях городской квартиры.
Однако это не все: не сильно отстал его родной братец – сеянец того же сорта, посеянный в ту же самую плошку. Зацвел он самым последним в сезоне -. уже под лампами, когда никто от него этого не ждал. Возраст - 8,5 месяцев, на несколько миллиметров толще брата, цветок 5,5 см с розовым штрихом посередине лепестка. Отсебятинка, однако.
Только кто скажет, что он не хорош? Этот цветок более желтый чем предыдущий, а сочетание с розовым смотрится великолепно.
Итак, какой город в России самый южный? Так нам адениумы всю карту попутают. Ведь в Ижевске уже есть 3 цветуна в возрасте до года, и это без всяких теплиц. (О первом есть отдельная статья.)

А далее первенец, т.е. адениум, который зацвел у меня самым первым в апреле. Радости конечно не было предела, когда я на нем обнаружила бутоны. Особых надежд и ожиданий на него никаких не было т.к. название сорта я не знаю, поэтому ничего особенного и не ждала. Семена достались случайно, тогда я еще не предполагала насколько меня увлекут посевы.

Согласитесь, очень необычное зрелище, когда цветок в 3 раза больше каудекса и при этом очень приятный аромат! Не подкачал безымянный. Зацвел красавец в возрасте 1 год 10 мес.
Высота растения около 22 см, диаметр цветка 8-9 см.

Следующие 4 растения, выращенные из семян, присланных мне российским продавцом. В тот период, когда я занималась выбором достойных питомников, чтобы купить семена на мои растущие потребности, я не утерпела и сделала заказ в России, чтобы быстрее посадить. Не знаю, у кого как, но в моем случае с этим продавцом подтвердилась поговорка – спешка нужна при ловле блох. То, что мне прислали как Adenium Arabikum Desert Night Fork зацвело как простой несортовой Obesum (Адениум тучный). Зацвел в возрасте 1 год 5 мес.
Сорт Star of Luck показал красивый цветок, но на заявленный сорт не похож, он ближе к сорту Star in Stile. Возраст 1 год 4 мес. Каудекс 3,5 см, высота растения около 22 см.
А дальше и вовсе интересно: то, что было посеяно как полумахровый сорт Doxon, зацвело по сорту…. по другому: 100% совпадение Love Affairs of Star . Возраст 1 год 8 мес., высота всего 14 см и очень маленькая «попка» - всего около 2 см.
Очень я ждала когда зацветет сорт Polaris , названный на одном российском сайте сортом года (правда какого года не уточняется, и понимать можно как угодно). И вот показались долгожданные бутоны. Но цветок снова оказался совсем не из той оперы. Цветов на одном цветоносе было довольно много, они долго держались и радовали глаз. Ими можно долго любоваться, но это не то, что я ждала. Возраст 1 год 8 мес.

И последний сорт из этой серии: ожидался Super Moonlight Fairy а зацвел Bosom Jade , вернее очень-очень близко к этому сорту. На фото производителя прожилки возле горла цветка несколько ярче. Это растение, хоть и ждали не его, сильно порадовало и даже превзошло ожидания. Всего образовалось более 40 бутонов на 2-х ростах. Дело было в октябре, и несколько бутонов отсохло, а всего раскрылось 33 цветка!!! На фото: одновременно раскрыто 16 цветков. Возраст 1 год 10 мес, высота 26 см, каудекс 3,5 см.

Сорт Star Studded Sky сразу стал моим любимцем. Возраст 1 год 9 мес., высота около 28 см, каудекс 7 см правильной круглой формы и ароматные цветы с зеленоватым горлом. Диаметр цветка 8-9см. Полное соответствие заявленному сорту, насколько можно судить по фото производителя.

О желтых цветах Yellow Earth которые зацвели в 6 и 8 мес я писала уже выше.

А теперь удостоим внимания и те растения, что зацвели не по сорту. Семена сортов и Triple Love Roses были получены из Тайланда. Оба заявлены махровыми, но реально цветки получились вполне обычными, пятилепестковыми. Достоинством первого является необычная форма лепестка цветка, а второго удивительный и такой вкусный аромат. Оба они красивы. При небольшом "росте" имеют хороший каудекс – чуть более 4см, а верхушечное соцветие смотрится очень гармонично на растении с такими размерами.

Сорт Cellona решил показать себя другим сортом. В полном соответствии с картинкой другого производителя, что в общем-то не так удивительно – праматерь у всех общая. Поздней осенью, под лампами раскрылось всего 2 6-ти сантиметровых цветка.

А следующее растение из семян того же тайского производителя потрясло своей непривычной формой и большой охотой к цветению. Адениум арабский «карликовый белый гигант» (придумают же тайцы название!) при высоте 13 см "нагулял" каудекс 4см и выдал 3 цветения подряд, начиная с возраста 1 год и 5мес. Опять молодой, да ранний!!! Теоретически «арабы» должны зацветать позже, только вот факты есть разные. Цветочки арабикума, как и положено, диаметром всего 4см, но так охотно появляются снова и снова, практически на том же месте. А мы получаем удовольствие от почти непрерывного цветения в течении нескольких месяцев.
Стоит отметить, что в Ижевске адениумы дома в возрасте до 2-х лет цвели уже у многих. Девушка, которая приобрела у меня один единственный сеянец, через год показала его цветущим. (1 год 5 мес).

А вот цветун моей подруги, которая брала у меня сеянец в 2010 году. У нее северо-восточные окна, а цветы она любит очень, поэтому все и страдала «Ну что они не цветут? Приди, посмотри, что не так?» Дело было в октябре, ожидать в это время особо нечего, но я поехала. До детального разбора дело не дошло, т.к. сразу были обнаружены бутоны на одном из растений. Итак, на северо-восточном окне в октябре под лампами зацвел еще один адениум в 1 год 10мес. Этикетка утеряна, но похоже, что это Noble Concubine.

Давайте подведем некоторые итоги:

  • Цветение адениума дома в 1-й и 2-й год очень даже достижимо для любителей комнатных цветов.
  • Все растения зацвели при обычном уходе – никаких специальных техник, стимуляторов и прочих танцев с бубнами.
  • Южная ориентация окон, регулярный полив и подкормки оказываются достаточными условиями для массового цветения адениумов.

Справедливости ради стоит отметить, что зацвели не все адениумы из семян этого возраста. Почему-то самые крупные экземпляры цвести отказались. Растения, с которыми случились какие-то проблемы в раннем возрасте тоже не попали в число передовиков. Зато они неплохо ветвятся, а надежда на цветение теперь, конечно, на следующее лето.

Итак, они цветут, цветут охотно и по-разному! И даже частенько по сорту! И даже иногда вместе!

Вот только ради этого садить надо много и ухаживать правильно, и тогда вам обеспечена приличная коллекция адениумов.

В разделе на вопрос На какой год зацветет сирень, выращенная из черенка? и есть ли какие-либо тонкости ухода за сиренью? заданный автором Малороссы лучший ответ это Сирень из стандартного черенка (три междоузлия) зацвела у меня на 7-ой год. Как она может зацвести на второй год, если ей еще вырасти надо? ! Это привитые сирени зацвели у меня через два года после посадки, так я их купила уже см по 70 !! А особых тонкостей в выращивании нет--только место солнечное и без застоя и весеннего затапливания водой, да почву при посадке сделайте нейтральную, песочку побольше... И не успеете оглянуться--а время пролетит быстро--и ваша сирень зацветет! ! Это только кажется, что долго ждать.... А ведь если не посадишь черенок, то и ждать будет нечего, стимула не будет! Сажайте и ждите!!И будет вам радость!
Источник: личный опыт

Ответ от Natali pes [активный]
Смотря какая почва у Вас, сирень вообще очень неприхотлива. Возможно, зацветет уже через год. У нас изгородь из сирени, и стрижем, и выкапываем, и все равно - лезет! Земля как пыль, серая. И северо-запад, прохладно. Ничего по уходу вообще не делаем. Ну а цветет потрясающе! Чего и Вам желаем.


Ответ от шеврон [гуру]
обычно на 2й год уже начинает


Ответ от Гена Абонос [гуру]
Чем быстрее будет расти, тем быстрее зацветёт. Когда отрастут веточки этого года, вы их подрежьте, чтобы кустик начал ветвиться. Вот на них и заложатся почки цветочные. Потом вовремя выламывайте отцвкетающие соцветия. Считается, что чем больше ломаешь сирень, тем лучше она цветёт. То есть не оставляйте побеги с отцветшими соцветиями. Она лучше будет ветвиться. На каждой ветке - концевая почка - цветочная.
Желаю пышного цветения сирени и удачи вам.


Ответ от сосочек [гуру]
Лучше высадить поросль сирени, чем черенки, порослью вы быстрее добьетесь цветения, чем черенками.


Ответ от Ђашуня [гуру]
Главное постоянно срезайте прошлогодние цветоносы


Ответ от Marina Crow [гуру]
У меня 4 года, и еще не цвела. Вот в этом году надеюсь зацветет, куст стал достаточно большой. Черенок был см 20, не больше, и за первый год почти не вырос.


Ответ от татьяна савченко СИБИРЬ [гуру]
Года 3-4 она у вас будет расти, ну а потом зацветет. Чтобы было больше цветов в последующие годы, обзательно СРЕЗАЙТЕ цветоносы текущего года (даже отцветшие). ЛОМАЮТ черемуху, а не сирень


В то время как многие растения щедро демонстрируют обильное цветение в течение всего сезона, другие же долго выжидают, перед тем как показать свое цветение. Некоторые не цветут в течение многих лет и даже столетий, и выбрасывают цвет только раз в жизни.

10. Пуйя чилийская (Puya chilensis).

Это гигантское растение считается убийцей овец. Оно выпускает огромную 3-х метровую стрелу с подобием цветка на конце. Пуйа заманивает животных в ловушку, а когда они умирают, высасывает из них питательные вещества. Некоторые считают, что это растение развило эту привычку, чтобы использовать гниения трупов для получения питательных веществ. Этот необычный цветок может служить отличным способом, чтобы удержать собак от вашего газона. Если вы решитесь его посадить, то знайте, что оно медленно растет и цветет лишь 1 раз в 15 -20 лет.

9. Мадагаскарская пальма (Tahina spectabilis).

Это растение достигает огромных размеров, погибает после появления плодов и цветет только один раз, по истечению 100 лет. Что делает это дерево особенно уникальным это то, что оно было найдено только в 2008 году. Из-за того, что оно цветет крайне редко, вероятно никто и не заметил, что оно отличалось от других пальм. Дерево обладает удивительно похожими характеристиками с пальмами, найденными в Азии, что приводит некоторых ученых к мысли, что эти пальмы существовали на Мадагаскаре, до того как он отсоединился от Индии 80 миллионов лет назад.

В то время как тысячи семена этой пальмы были собраны и посажены в ботанических садах, на Мадагаскар растут менее 100 этих растений.

8. Цереус, цветущий ночью (Selenicereus grandiflorus).

По сравнению с другими растениями, которые отмечены в нашей статье, его стадия цветения наступает довольно таки быстро, всего лишь по истечению одного года после посадки. Но увидеть этого представителя семейства кактусовых цветущим, довольно сложно. Оно растет преимущественно в пустынях Sonoran и Chihuahuan и цветет только в ночное время.

Несмотря на свои привлекательные бело-желтые цветы, эти кактусы, имеют довольно таки отпугивающий вид из-за своих щупальцевидных длинных стеблей, которые обвивают все находящееся поблизости. А учитывая, что оно может вырасти до 12 метров (39 футов) в длину, наверное, будет не много предметов, которые останутся без его назойливого внимания.

7. Узколистный лихнис (Silene stenophylla).

Наличие узколистного лихниса в этом списке может показаться сперва странным, потому что он цветет ежегодно обычно в течение всего лета. Однако, до того как наступит период его цветения должно пройти более 30 лет.

Так в чем же проблема? Растение было найдено в виде семени на сибирской вечной мерзлой породе времен ледникового периода. Биологи обнаружили семя этого растения в окаменелой норе белки. Семя возродили с помощью с гормона роста. Растение, растущее в ледниковый период, удивительно похоже на своего современного родственника. Имеются лишь незначительные различия в семенах, корнях и почках.

Ученые обнаружили сотни тысяч других хорошо сохраненных семян и орехов в норе и с нетерпением ждут как они будут расти уже в более умеренном климате. Эти удивительные находки являются постоянным напоминанием о климатических изменениях на Земле.

6. Растение Kurinji.

Когда куст kurinji цветет, оно выбрасывает множество фиолетовых и голубых цветов.

Он украшает горы южной Индии, и зрелище это настолько эффектно, что горы хребта Нилгири (что переводится как “голубые горы”) были названы в честь этих прекрасных цветов. К сожалению, kurinji цветет только один раз в 12 лет. Однако, период их цветения настолько точен, что говорят, что местные древние племена использовали зто растение, чтобы следить за своим возрастом.

К сожалению, kurinji – под угрозой исчезновения, хотя некоторые организации работают над тем, чтобы защитить это уникальное растение.

5. Агава американская (Agave americana).

Хотя это растение иногда называют “столетником” агава в действительности цветет 1 раз в около 10 лет. Это распространенное декоративное растение выращивается во всем мире, и, скорее всего, вы видели, как оно растет в саду или в чьем-то дворе. На самом деле, вы, должно быть, принял его за алоэ, поскольку, за исключением случаев, когда агава цветет, эти два растения очень похожи. Однако, когда оно цветет, вы не перепутаете его ни с каким другим растением. Оно выпускает высокую, восьми метровую стрелу с желтыми цветками.

Кроме того, что это красивое растение, агаву также выращивают для последующего употребления в пищу и получения сока, и как антисептик.

4. Королева Анд (Puya raimondii).

Это растение всегда затмевает другую растительность, растущую на этой территории, но когда оно, наконец, зацветает (после 80 -150 лет), оно выбрасывает цвет длиной до 12 м (39 футов) в высоту и действительно выглядит как нечто необычайное. Удивительно, что королева Анд достигает такой длины, в регионах с суровыми условиями и на очень больших высотах, где другим растениям очень тяжело выжить.

Когда оно цветет, то выпускает стрелу с многочисленными белыми, зелеными и фиолетовыми цветками. После того, как королева Анд роняет миллионы своих семян, растение погибает.

Из-за выпаса скота, сжигания и других факторов, популяция этого растения уменьшается на всей территории Перу и Боливии.

3. Melocanna baciffera.

Это вид бамбука, который можно встретить по всей территории Индии. Оно цветет каждые 44 – 48 лет и, несомненно, местные жители хотят, чтобы интервал его цветения был еще большим. Почему же они так боятся цветения этого растения? К цветкам этого бамбука прикреплены крупные фрукты, содержащие большое количество семян, привлекающих грызунов. Таким образов великолепное зрелище является причиной нашествия черных крыс. Помимо того, что крысы являются переносчиками различных заболеваний, они являются причиной еще одной серьезной проблемы – голода.

2. Талипотовая пальма.

Это еще один вид гигантской пальмы, который достигает 25 метров в высоту и имеет один метровый ствол. Кроме того, его разветвленное соцветие достигает размера 6 на 8 метров. Нужно набраться терпения, чтобы увидеть это дерево в цвету, т.к. они выбрасывает цвет лишь 1 раз в 30 – 80 лет. Однако, увидев это огромное растение цветущим, становится грустно, т.к. это означает что скоро оно погибнет. Она тратит все свои запасы энергии на произрастание фруктов размером с мяч для гольфа, которые стремительно осыпаются перед тем как растение погибает.

Талипотовая пальма это национальное дерево Шри-Ланки. Из него изготавливают различные товары, получают древесину и солому.

1. Гигантская гималайская лилия Cardiocrinum giganteum).

Гималаи похоже магическое место, где растут уникальные растения и то, что здесь растет гигантская лилия в очередной раз подтверждает этот факт. Больший период своей жизни, это растение предвыставляет собой скромный пучок с глянцевыми листьями, но после 5-7 лет она пускает ростки до трех метров (9,8 футов) в длину и производит воронкообразные цветы с тонким, чарующим ароматом.

Растение является самым крупным из всех видов лилий и, как правило, растет на высотах, начиная от Северной Индии до Японии. Исследователи обнаружили этот цветок в середине 1800-х годов, и с тех пор, усердные и терпеливые садоводы успешно выращивают его в разных климатических условиях.

Символизм - идеалистическое литературно-художественное направление в искусстве второй половины XIX в. Сам термин «символизм» идет от греческого слова simbolon - знак. В этом необычном искусстве выразилось разочарование части европейской интеллигенции в современной действительности, страх перед миром шагающей вперед науки и техники, где нет места духовным идеалам ушедших эпох. Эти настроения вылились в полную пессимизма и ностальгических обращений к прошлому живопись художников-символистов.

Идеи и принципы символизма были провозглашены французским поэтом Шарлем Бодлером, считавшим, что реальность в искусстве должна выражаться посредством символов. По теории Бодлера художественные средства (краски, линии и т. п.), применяемые живописцами, - условные знаки, с помощью которых мастер может передать свои мысли, чувства и настроения. Символизм в изобразительном искусстве опирался на литературный и живописный романтизм (особенно немецкий с его страстью ко всему таинственному и мистическому).

Художественные средства символисты заимствовали из официального, академического искусства (строгость композиционного построения, четкость линий) или модерна (плоскостная композиция, декоративность, изощренность контуров, выгтянутость фигур).

Близка символизму мечтательная живопись романтиков Ф. О. Рунге и К. Д. Фридриха, искусство прерафаэлитов, графика О. Бёрдсли.

Символизм во Франции, очень разнообразным по формам выражения, представлен в утонченных произведениях Г. Моро,
в мистической живописи и графике О. Редона, в гармоничных и спокойных композициях П. Пюви де Шаванна, в пронизанных чувствами любви и дружбы работах Э. Каррьера.

Крупнейшими художниками-символистами были: в Германии - М. Клингер, в Швейцарии - А. Бёклин и Ф. Ходлер, в Бельгии - Дж. Энсор, в Голландии - Я. Тоороп.

Гюстав Моро

Французский художник Гюстав Моро родился в 1826 г. В его раннем творчестве заметно влияние таких художников, как Т. Шассерио, Ж. О. Д. Энгр, Э. Делакруа. В 1857-1859 гг. художник посетил Италию, где большое впечатление на него произвело искусство мастеров болонской школы. Моро подолгу копировал произведения итальянских художников, что не могло в какой-то мере не отразиться на его стиле. В то же время яркий колорит картин Моро, глубокий драматизм и живость образов идут от искусства Т. Шассерио и Э. Делакруа, а изысканность линий и ясность композиционного строя - от живописи Ж. О. Д. Энгра.

Моро использовал для своих картин мифологические и библейские сюжеты (акварель «Ночь»; «Гесиод и Муза», 1891). Нередко в его живописи появляются необычные образы, навеянные античными легендами или восточными сказаниями («Химеры», 1884).

С начала 1850-х гг. Моро постоянно выставляет картины в Салоне, но популярность приходит к нему лишь в 1860-е гг., после возвращения из Италии. Публика быта в восторге от показанных в Салоне в 18 64 и 1865 гг. композиций Моро «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть» и «Язон и Медея».

«Эдип и Сфинкс» - одна из самых интересных работ Моро. Сюжет для картины художник заимствовал у Энгра, написавшего полотно с таким же названием. В то же время Моро трактует эту тему несколько по-иному. Если в произведении Энгра зритель видит полную динамики борьбу человека с фантастическим чудовищем, то в композиции Моро герой как будто сливается со Сфинксом в любовном объятии. Истолковать это произведение можно по-разному. Возможно, при создании картины художник хотел показать борьбу человека с собственными темными инстинктами или пытался разгадать какую-то загадку природы. А может быть, ее центральная мысль - это неотвратимость смерти, которой не могут противостоять ни слава, ни власть, ни богатство. Ну и конечно же, в композиции Моро нашла отражение тема борьбы добра и зла, которое олицетворяет женщина-сфинкс, лицо которой привлекает взгляд зрителя своей порочной красотой. Позднее эта идея в творчестве художников-экспрессионистов будет воплощена в образе роковой женщины.

Во второй половине 1870-х гг. живопись Моро становится несколько иной. Теперь его художественная манера более свободна, чем прежде. Композиционным строй усложняется, а цветовая гамма насыщается новыми оттенками. К мифологическим персонажам в картинах присоединяются образы, созданные фантазией художника.

Работы Моро этого периода отличаются тщательной проработкой деталей, богатством и звучностью колорита. Так же красочны и акварели, выразительность которых подчеркивается эффектами света и тени («Мертвым поэт и Кентавр»). Герои произведений Моро неподвижны и молчаливы, кажется, что они спят или погружены в транс. Персонажи картин не живут своей жизнью, они лишь дополняют таинственный и странный пейзаж, похожий на яркое декоративное панно, узоры для которого художник брал из журналов, книг и альбомов по орнаментальному искусству.

В таком ключе исполнена и известная картина Моро «Единороги» (ок. 1885), написанная по мотивам шпалеры 15 столетия. Глядя на это полотно, зритель наблюдает как будто растворяющиеся в пейзажном фоне фигуры женщин и необычных животных. Природа, окружающая людей и единорогов, - это красочный, изысканный орнамент, при создании которого Моро использовал иллюстрации из ежегодного издания «Magasin pittoresque» и двухтомника «Неизданные французские памятники».

Так же фантастичен и подводный мир морских растений и животных в картине «Галатея» (1880), изображающей чувственно-красивую женщцну-нереиду в глубинах моря.

Палитра художника богата разнообразными оттенками. Нередко мерцающие краски его композиций вызывают чувство тревоги, необъяснимого беспокойства. Такое ощущение создает сияющая золотом цветовая гамма картины «Танец Саломеи» (1876).

Иногда Моро использует в одной картине мотивы из разных мифологических контекстов. Например, в композиции «Орфей» (1865) он изобразил юную фракийскую девушку, печально глядящую на лиру с мертвой головой Орфея. Фантазия художника помещает героев в самые разные ситуации: его прекрасная Елена печально стоит над развалинами Трои или парит над миром мертвых и живых.

Среди работ Моро несколько картин, посвященных танцующей Саломее. В полотне «Явление» (ок. 1875) перед кружащейся в танце девушкой появляется отрубленная голова Иоанна Крестителя. Яркое сияние, исходящее от нее, символизирует конечное торжество добра и справедливости. Древний миф и фантазия автора переплетаются во многих произведениях Моро («Пери», 1865).

Одним из самых значительных произведений Моро стала большая композиция «Юпитер и Семела» (1894-1895). В основу картины положен древнеримский миф. Ревнивая жена Юпитера, Юнона, уговорила Семелу, ожидавшую от него ребенка, попросить бога показаться ей в своем настоящем обличье. Юпитеру, поклявшемуся ранее выполнить любое желание Семелы, пришлось исполнить просьбу своей возлюбленной. Он появился перед ней, сверкая молниями, убившими Семелу. Перед смертью она родила ребенка, ставшего богом виноделия Бахусом (у греков - Дионис).

В своей картине Моро придает античному мифу мистическое звучание, изобразив под троном Юпитера, скорбящего над телом возлюбленной, страшным чудовищ, символизирующих ночной мрак. У подножия трона сидит печальным Фавн (в греческой мифологии - Пан), воплощающий мощь земли, а также мрачные фигуры, олицетворяющие Страдание и Смерть.

Произведения Моро многозначны и недосказанны, кажется, что в них присутствует какая-то тайна, которую автор скрыл от зрителя. Фантазия художника, рождающая странные фигуры, сливающиеся с декоративным орнаментом фона, делает его композиции мрачными и пугающими.

Перед созданием своих живописным композиций Моро почти всегда делал карандашные наброски, зарисовки, масляные или акварельные эскизы. Его акварели, изображающие мрачные замки, величественные скалы, экзотические цветы и растения, поражают свободой исполнения, живостью и звучностью красок.

Акварель занимала важное место в творчестве Моро. Художник использовал ее не только для предварительных: набросков, но и для законченных, больших композиций. В этих произведениях ему удавалось передать блеск драгоценностей, фактуру тканей, самые тонкие световые и цветовые рефлексы. Фигуры на акварелях кажутся удивительно воздушными и невесомыми, пейзажи - радужными и сияющими.

В последние годы жизни художник полностью погрузился в мир фантазии. Он редко выходил из дома и занимался
тем, что по многу раз переписывал свои работы, вводя в уже законченные композиции новые детали и образы.

Умер Моро в 1898 г. Его искусство оказало большое влияние на французских художников. Из мастерской Моро вышли символист О. Редон, фовисты А. Матисс и А. Марке. Таинственными картинами и акварелями Моро восхищались художники-сюрреалисты.

Пьер Пюви де Шаванн

Французский художник Пьер Пюви де Шаванн родился в 1824 г. в Лионе в обеспеченной семье горного инженера. Как и его отец, Пюви де Шаванн собирался посвятить свою жизнь естественным наукам. Поездки в Италию в 1847 и 1848 гг. круто изменили его жизнь. Вернувшись на родину, Пюви де Шаванн увлекся живописью. Он учился сначала у А. Шеффера, затем - у Э. Делакруа, а позднее у Т. Кутюра и Т. Шассерио.

Хотя в 1850 г. Пюви де Шаванн выставил свои картины в Салоне, позднее, вплоть до 1859 г., жюри Салона отказывалось принимать его работы.

В 1854 г. Пюви де Шаванн расписывал стены дома своего брата («Времена года», «Возвращение блудного сына»). В 1861 г. он получил в Салоне медаль за монументальные композиции «Война» и «Мир», которые принесли художнику известность.

Большой интерес представляют две картины, созданные Пюви де Шаванном в годы франко-прусской войны - «Воздушным шар» (1870) и «Почтовый голубь» (1871). В основу произведений были положены реальные события: в то время голуби и воздушные шары были единственным средством связи осажденного Парижа с внешним миром. Несмотря на реальность сюжета, художник создает явно аллегорические произведения. В обеих картинах центральное место занимает фигура женщины в черном платье. Соотечественники увидели в этом образе олицетворение Парижа, сопротивляющегося прусским захватчикам, символом которым стал орел, угрожающий маленькому голубю в композиции «Почтовым голубь».

Символична и луврская картина «Надежда», написанная Пюви де Шаванном в 1871 г. Годом позднее художник выполнил второй вариант этого произведения, ныше хранящийся в галерее Уолтерса в Балтиморе. На полотне изображена юная девушка, сидящая на камнях. В ее руке - оливковая ветвь - символ мира. Пейзаж за спиной девушки уныл и мрачен. Ее окружают развалины и могильные памятники, среди которым кое-где пробиваются скромные цветы, возвещающие приближение весны и возрождение новой жизни.

Эта сентиментальная композиция была с интересом встречена соотечественниками художника, которые увидели в ней надежду на будущее процветание их родины.

Как и другие художники-символисты, Пюви де Шаванн обращается к мотиву смерти. Ярким примером этого стала картина «Девушки и смерть» («Жнец)», написанная в 1872 г. На полотне изображена стайка веселых девушек, собирающих цветы или танцующих. И лишь одна из них печальна, словно увидела притаившуюся в скошенной траве
Смерть с косой. Картину пронизывает мысль о скоротечности земного бытия и недолговечности счастья.

Важное место в творчестве Пюви де Шаванна занимают монументальные работы. В 1869 г. он пишет две композиции для
дворца Лоншан в Марселе - «Марсель - врата на Восток» и «Массилия - греческая колония».

В 1870-е гг. художник создает монументальное полотно на исторический сюжет для ратуши в Пуатье и цикл картин для парижского Пантеона, представляющих эпизоды из жизнеописания Св. Женевьевы. В этих работах Пюви де Шаванн использует традиции фресковой живописи Раннего Возрождения. Эти произведения мастера отличаются ясностью форм и гармоничностью цветовой гаммы. Тональность своих работ художник старается соотнести с цветом стены, на которой они будут располагаться его картины. Композиционный строй этих панно он также подчиняет плоскости стены.

Стремясь передать в своей живописи гармонию окружающего мира, Пюви де Шаванн обращается к искусству античности. Человеческие фигуры на картинах статичны, они как будто погружены в собственные мысли и сливаются с природой в единое целое. Ярким примером этого является декоративная композиция «Видение античности. Символ формы» (ок. 1887-1890). Художник обращается к золотому веку человечества, той эпохе, когда люди жили в согласии друг с другом и окружающим их миром животных и растений. Золотой век - это удивительно прекрасное царство разума, добра и справедливости. В нем нет места злобе, жестокости, отрицательным эмоциям. Ощущение покоя и тишины передают в картине выдержанная в спокойных и светлых оттенках цветовая гамма, величественный пейзаж, совершенные фигуры людей. В «Видении античности» нет никакого действия: герои кажутся неподвижными, они любуются красотой природы или мечтают.

В такой же манере исполнено декоративное панно «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами» (1884-1889), предназначенное для лионского Дворца искусств. Основная мысль этой композиции - неразрывная связь наук и искусств. Центральное место в картине занимают аллегорические фигуры, олицетворяющие Живопись, Архитектуру, Скульптуру. Рядом стоят музы - Полигимния, Клио, Каллиопа. Недалеко от них, на берегу - Талия и Терпсихора, кружащаяся в танце. В воздухе застыти Эвтерпа и Эрато. Погружены в собственные мысли Мельпомена и Урания, сидящие у озера. Все в картине кажется застывшим: в Священной роще нет действия, отсутствует и время. Неподвижны не только музы, но и природа, окружающая их. Спокойна гладкая поверхность озера, не шелохнется ни один листочек на дереве. Все погружено в тишину: искусство и наука не терпят суеты и шума. Музы и лицом и фигурой похожи одна на другую (вероятно, Пюви де Шаванн писал их с одной модели).

В таком же ключе написаны и другие монументальные композиции художника (декоративные росписи для ратуши в Париже и панно для Публичной библиотеки в Бостоне).

Тема союза наук и искусств была продолжена в панно, получившем название «Между искусством и природой» (1888-1891), предназначенном для музея в Руане. Создавая картину, художник отказался от стилизации античности, свойственной «Священной роще». На полотне изображены одетые в современные одежды люди, занимающиеся живописью, археологическими раскопками, изготовлением керамики, или просто любующиеся природой, в которой зритель может узнать реальным французский пейзаж - холм Босенкур, с которого открывается прекрасным вид на Сену.

Интересно полотно Пюви де Шаванна «Бедным рыбак» (1881), вызвавшее множество споров среди современников художника. Герои картины кажутся разобщенными, как будто ничто не связывает их. Худой рыбак погружен в свои мрачные мысли, его дочь беззаботно собирает цветы на берегу, а крошечный ребенок, одинокий и беспомощный, лежит среди прибрежной травы. Печалью и одиночеством веет от унылого пейзажа: пустынного берега и гладкой речной поверхности. Ландшафт играет в полотне значительную роль - если поза рыбака сдержанно передает его эмоции, то картина природы полностью раскрывает владеющие человеком чувства и тягостные мысли.

Нередко живопись Пюви де Шаванна кажется непонятной и загадочной. Такова его известная картина «Девушки у моря» (1879). Образам девушек, расположившихся на берегу моря, свойственна многозначность: зрители и искусствоведы гадают, кого же изобразил художник - своих современниц, купающихся в море, прекрасных греческих богинь или морских сирен, заманивающих сладкозвучным пением простодушных моряков. Светлые, почти прозрачные
тела девушек, их контуры, как будто растворяющиеся в пейзажном фоне, делают изображение похожим на зыбкий и трепетный мираж.

Полна символики картина «Сон» (1883), навеянная старинной легендой. Сюжет композиции таков: к уснувшему страннику явились Богатство с золотыми монетами, Слава с лавровым венком, Любовь с лепестками роз. Герой должен сделать свой выбор, но он, погруженным в глубокий сон, бездействует. Так проблему выбора решает большинство художников-символистов. Состояние сна, отрешенности от действительности в их картинах является воплощением мечты об утраченных идеалах прошлого.

Пюви де Шаванн скончался в Париже в 1898 г.

Одилон Редон

Французский художник, живописец, рисовальщик и гравер Одилон Редон родился в 1840 г. Он обучался архитектуре в Париже (курса не окончил), затем в Бордо посещал Школу скульптуры, а в начале 1860-х гг. занимался в парижской мастерской Жерома. Его художественным стиль сформировался под влиянием искусства Леонардо да Винчи, Э. Делакруа, Ф. Гойи.

Большую роль в формировании творческого метода Редона сыграло знакомство с Арманом Клаво, ботаником по профессии. Клаво, имевший огромную библиотеку, познакомил молодого художника с произведениями Г. Флобера, Ш. Бодлера, Э. По, с немецкими философскими системами, индийской поэзией, а главное - с удивительным и прекрасным миром растений.

В 1863 г. произошло знакомство Редона с гравером Родольфом Бреденом, создававшим маленькие, напоминающие миниатюры, офорты с изображениями деревьев, фантастических растений, экзотических цветов и человеческих фигур. Эти наполненные мистицизмом произведения Бредена так увлекли Редона, что он поступил в мастерскую гравера и освоил под руководством своего учителя технику гравюры на металле и литографии.

В эти годы Редон пишет углем и занимается черно-белой литографией. В 1870-е гг. он посетил Голландию, где изучал творчество великого Рембрандта. В 1878 г., вернувшись во Францию, он предстает зрелым мастером, имеющим свой собственный, неповторимый художественным стиль.

В 1880-х гг. Редон создает несколько литографических альбомов («В мечте», 1879; «Эдгару По», 1882; «Истоки», 1883; «Памяти Гойи», 1885; «Ночь», 1886; «Гюставу Флоберу», 1889; «Цветы зла», 1890; «Сновидения», 1891). Художник не стремится передать реальную действительность, поэтому он почти не использует цвет, главное средство выразительности для него - линия, свет и тень.

Персонажи, наполняющие работы Редона, характерны для искусства символистов: скелеты, страшные демоны, падшие ангелы и очаровательные женщины. Вместе с ними в произведениях художника живут странные образы, рожденные его воображением. Это удивительное растение с человеческой головой или глазом, игрок, на плечах которого лежит огромная игральная кость - символ пагубной страсти, призрачно-бледные фантомы, чудовищные животные и цветы («Болотный цветок»). Наиболее часто встречающиеся в творчестве Редона символы - свет, глаз, человеческая голова как воплощение души, растение - знак жизни («Профиль света», 1881-1886; «Глаз с цветком мака», 1892).

Очень часто причудливая фантазия в произведениях Редона переплетается с реальностью (литография «Улыбающийся паук», 1881). Многие образы, несмотря на их странный или устрашающий вид, кажутся удивительно живыми.

При выполнении своих рисунков и литографий Редон часто обращался к библейским и мифологическим сюжетам, которые
могли соединяться в одном произведении. Например при создании рисунка «Голова мученика» (ок. 1894) художник использовал миф о смерти Орфея и евангельский мотив об Иоанне Крестителе.

Отрубленная голова пророка в этом произведении является символом бессмертия человеческой души, а также жертвенности.

Ярким примером объединения разных мотивов стал рисунок «Ворон» (1882), навеянный старинными легендами и стихотворением Эдгара По. В литографии «Книжник» (1892) образ гравера Бредена напоминает доктора Фауста.

Очень часто Редон заменял названия своих литографий краткими подписями, которые не всегда разъясняли, что хотел показать художник. Эти странные подписи: «Под крылом тени черное существо совершило тайный укус», «Стена открывается, и появляется череп», «Глаз, подобно странному шару, поднимается в бесконечность» заставляют зрителя бесконечно долго разгадывать тайну, рожденную изощренной фантазией автора.

Образ мирового зла преобладает в произведениях Редона, но в то же время во многих его графических работах, исполненных в конце XIX в., встречаются светлые фигуры молодых женщин, детей, стариков. Есть в них и образы, навеянные прекрасной музыкой Вагнера. Их одухотворенность и чистота передается художником с помощью утонченных и изящных линий, ярких потоков света.

Творчество Редона долго не имело успеха у современников. Его выставки в 1881 и в 1882 гг. прошли
незамеченными. Слава к художнику пришла только после выставки, организованной в 1886 г. «Обще-
ством двадцати», объединением, в которое кроме Редона вошли такие известные мастера, как В. Ван Гог, П. Гоген, Ж. Сёра, Дж. Энсор, Дж. Уистлер, Я. Тоороп, Л. Анкетен.

В технике черно-белой графики выполнены в начале XX в. портреты друзей Редона - художников П. Серюзье, П. Боннара, Э. Вюйара, М. Дени. В этот период Редон начинает писать пастелью и маслом. Он расписывает стены монастырей и особняков, выполняет картоны для гобеленов. Хотя в его творчестве большое место по-прежнему занимают мотивы мирового зла, во многих картинах появляются образы, не свойственные его ранним произведениям: погруженный в самосозерцание Будда, страдающий Иисус Христос, погибший Орфей и рождающаяся из морской пены Венера.

В живописи Редона присутствует свойственная творчеству большинства символистов отстраненность человека от окружающей его действительности. В картине «Закрытые глаза» (1890) молодая женщина, словно в воду, погружена в собственные мысли. Негромкая цветовая гамма сближает это произведение Редона с его графикой.

Та же отрешенность от жизни присутствует и в пастельной работе мастера «Размышление» (1893). Художник изобразил на фоне блекло-серой, пустынной земли задумавшегося о чем-то человека. Ярко-синее небо над его головой символизирует глубину и напряженность мысли героя.

Так же молчалив и далек от всего земного персонаж в картине «Будда» (ок. 1905). Ощущение отчуждения от реальности погруженного в нирвану Будды усиливает похожий на мираж призрачный пейзаж.

В 1895-1899 гг. материальные проблемы в жизни Редона, а также затянувшаяся болезнь привели к творческому кризису. Пытаясь найти выход, он обращается к религиозной тематике. К этому времени относится цикл литографий «Искушение», где образ Христа является олицетворением света и добра. Эта борьба со злом присутствуют в пастели «Христос святого сердца» (ок. 1895). Фигура Христа окружена ярким золотым сиянием, контрастирующим с угольно-черными красками фона.

Интересны пейзажи Редона с красной лодкой. Лодка, корабль для христиан - символ человеческой души. В своих первых работах с этой тематикой художник делает акцент на людях, сидящих в лодке. В дальнейшем человеческие фигуры становятся меньше - теперь все свое внимание художник сосредоточивает на лодке и море («Красная лодка», 1900). Изображение морской стихии, которая привлекала многих художников-романтиков, у Редона наполняется символическим смыслом. Огромные волны, угрожающие маленькому суденышку, темные тучи, несущие грозу - это сама жизнь, полная трудностей и опасностей.

В живописи Редона 1900-1910-х гг. преобладают изображения женщин среди цветов и яркие, разнообразные букеты. В этих картинах художник придает реальному миру фантастические черты, и помогает ему в этом тонкое чувство цвета. В гамме звучных, праздничных оттенков исполнены полотна с образами женщин («Женщина среди цветов», 1909-1910; «Мечта», ок. 1912; «Профиль женщины в окне»), с экзотическими цветами, причудливыми раковинами и яркими бабочками («Раковина», 1912; «Красный сфинкс», 1910-1912; «Красная сфера», 1910, частное собрание).

Во многих картинах Редона появляются те же фантастические образы, что присутствовали в его графике («Зеленая смерть», 1905-1910; «Человек со змеей», ок. 1907).

Миф о Циклопе и Галатее превращается у художника в красочную, фантастическую картину: одноглазое чудовище кажется огромным на фоне лазурного неба, а крошечная фигурка нимфы теряется в ярком орнаменте пейзажа («Циклоп», 1898).

Большую роль в живописи Редона играет свет. Он наполняет краски, которые переливаются и играют, словно драгоценные камни. Цвета предметов далеки от естественных красок природы, для художника цвет - такой же символ, как и образы его черно-белой графики.

По примеру М. Дени и П. Серюзье в 1890-е гг. Редон начинает заниматься прикладным искусством. К этому времени относятся созданные им панно для замка Домси в Бургундии, картоны для ковров и декоративные ширмы.

Умер Редон в 1916 г. Его искусство, полное мистических образов и странных фантазий, оказало большое влияние на художников-сюрреалистов.

Поэтические грезы, мрачные и тягостные видения, страшные маски, жуткие скелеты в живописи символистов в XX в. привлекли внимание сюрреалистов, продолживших творческие искания своих предшественников.

В конце XIX в. различные художественные направления могли смешиваться между собой и взаимодействовать друг с другом. Постимпрессионисты и символисты нередко брали выразительные средства для своих произведений у модерна. От символизма идет и некоторая таинственность в живописи многих представителей постимпрессионизма.




Top