Синквейн ленского из евгения онегина. Презентация "мотив сна в русской литературе"

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

Предмет - литература

Класс 9

Учитель - Андрианова Е.П.

Тема : «А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Место урока: обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста.

Цели урока:

    Образовательные:

    • организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;

      определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;

      провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;

      доказать стержневую роль писем в построении романа.

    Развивающие:

    • формировать у школьников умение целеполагания;

      развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы.

    Воспитательные:

    • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

      развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

      воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, индивидуальные карты учащихся.

Методические приёмы:

    составление двухчастного дневника;

    составление синквейна;

    упражнение «ПРЕСС»;

    исследование текста.

Словарь урока: Абстрагирование, сакральный, мораль, Евгений, Татьяна, экзальтация.

ХОД УРОКА

Это лучшее моё произведение.

Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

    Стадия вызова

Посмотрите на экран. Прочтите увиденные слова. Скажите, почему именно их я вынесла в качестве основной мысли урока?

Д.С.Лихачев.)

(На слайде презентации портреты Евгения и Татьяны)

    Целеполагание

Что в романе сможет помочь нам глубже понять образы главных героев? (Их письма)

Каким образом мы можем приблизиться к пониманию образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

Цель работы: литературоведческий анализ писем Татьяны и Евгения как ключ к пониманию образов главных героев и содержательной стороне романа

Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Задачи:

    Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

    Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

    Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

    Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

    Стадия осмысления

Для эффективной работы на уроке нам необходимо выяснить значение нескольких слов. Это было домашним заданием.

Маша, прочитай найденные тобой толкования слов. (Ученик раздаёт подготовленные листы с толкованием слов)

Словарная работа

Мораль - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регулирования действий человека в обществе с помощью определённых норм.

Евгений – греч. «благородный»

Татьяна – греч. «устанавливать, определять, назначать»

Сакральный – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними.

Эстетический - относящийся к философской дисциплине, изучающей выразительные формы любой сферы действительности, данные как самостоятельная ценность.

Стратегия «Ключевые слова»

Давайте постараемся проникнуть в смысл писем наших героев. Для этого послушаем отрывки из них. А в это время предлагаю вам выписать ключевые слова из текстов в первый столбец вашего «двухчастного дневника» (не менее семи).

Ключевые слова

Ассоциации, комментарии к выписанному.

Письмо Татьяны к Онегину

Возможная запись

Воля, презрение, доля, стыд, надежда, думать, простодушно, душа, волненье, сердце, воля неба, Бог, хранитель

Письмо Онегина к Татьяне

Возможная запись

Оскорбит, презренье, гордый взгляд, душа, нежность, постылая свобода, сердце, вольность, покой, душой, блаженство, мольба смиренная, жажда любви, волнение в крови, притворный хлад, судьба, воля.

Прочтите выписанные вами слова

    Исследовательская работа в группах

Для того чтобы заполнить второй столбец дневника, я предлагаю вам поработать в группах (Группы состоят из 4 человек). В своей работе необходимо опираться на известные вам работы критиков, исследователей творчества А.С. Пушкина. На работу отводится 3 минуты.

1 группа Письмо Татьяны к Онегину.

Пора пришла, она влюбилась. (Гл.3, VIII)

Возможный ответ.

Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. По содержанию – как волшебной красоты лирическое стихотворение, такое как его заучивают гимназистки; по форме – как стихотворная эпистола, в жанре французских сентименталистов. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством. Татьяна особенная, и не заметить этой исключительности натуры – значит признаться в собственной косности и духовной слепоте. Онегин – заметил, и даже увидел в ней музу – но не для себя, а для Ленского ("Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт" гл. 3, V). Почему не для себя? Потому ли, что мыслил себя уже безнадёжно испорченным, пресыщенным, отжившим? Не было ли это позёрством – или минутным ослеплением, вызванным приступом хандры? ("…русская хандра им овладела понемногу" ; гл.1, XXXVIII). Татьяна своим письмом невольно напомнила "отступнику бурных наслаждений" уловки "причудниц большого света", что смутило Онегина и направило по ошибочному пути. Онегину внове искренность Татьяны, он не способен верно оценить её и отвечает на искренность нравоучением.

2 группа Письмо Онегина

Возможный ответ.

Оно кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить, и льются "мольбы, признания, пени…". Насколько крепка была плотина, перекрывавшая чувства?
Онегин несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Может быть, духовно он истратил себя. Его заветные "вольность и покой" не принесли желаемого отдохновения. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек, благодаря второй встрече с Татьяной, кается во всём: и в слепом неверии в любовь, и в смерти Ленского ("Несчастной жертвой Ленский пал"), и в своей холодности. Татьяна – действительно последний шанс Онегина свить гнездо, она не объект очередной любовной интрижки.
Теперь, спустя столько лет, Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. "Татьяна любит не шутя", Онегин тоже не склонен шутить. Но дело ли не в том, что век его измерен, и он одинок, несчастен, отвергнут откровенным игнорированием? Будь всё иначе, стал бы Евгений посылать письмо за письмом, как влюблённый романтик?
Онегин на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. Заключительные слова Онегинского письма: "всё решено, я в вашей воле…", – перекликаются со строками Татьяны – "судьбу мою отныне я тебе вручаю". Они воссоздают изначальное, заложенное в завязке единение героев – то воля неба.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Во время чтения результатов работы одной группой вторая делает пометы в своих таблицах, вносит дополнения, исправления.

    Сравнительный анализ текстов

Если приятель вчера писал вам
одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

Чтобы определить глубину текста, увидеть всё, что вложил в него автор, нам необходимо проанализировать письма героев. Мы продолжаем работать в группах. Задание первой группы – письмо Татьяны к Онегину. Задание второй группы – письмо Онегина к Татьяне. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Но не забывайте, что вы группа ! На работу 3-4 минуты.

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Ситуация во время написания

Возможный исход событий (после прочтения адресатом)

Интонация (Знаки препинания, степень экзальтации героя)

«Зеркальность» в текстах

Сходство текстов

    В словесно-стиховом плане -

    В смысловом плане –

    В интонационном плане –

    В культурном плане –

    В эстетическом плане –

Давайте озвучим, что же у нас получилось? Можно ли говорить о том, что перед нами исключительные люди?

    Упражнение «ПРЕСС»

Итак, мы смогли понять, в чём же своеобразие писем главных героев, как они помогают раскрыть сущность их образов. А теперь я предлагаю, опираясь на предложенную мной схему упражнения «ПРЕСС», составить монологическое высказывание по одной из сентенций, которые вы видите на экране. Вы вправе выбрать любое мнение исследователя, согласиться или не согласиться с ним.

«Энциклопедия русской жизни» заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь».

В.Г.Белинский

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

В.Г.Белинский

«Жизнь Татьяны – результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье…».

Ю.М. Лотман

«Татьяна душевно богаче Онегина. У неё есть то, что представляет для любимой героини А.С. Пушкина непреходящую ценность: родные места, родная природа, дорогие воспоминания».

Т.М. Рудакова

«(Онегин) Тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей».

Д.И. Писарев

«Онегин скиталец в родной земле, который оторван от народа, от народных сил».
Ф.М. Достоевский

«Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо … она глубже Онегина и, конечно, умнее его».

Ф.М. Достоевский

«Татьяна под конец обнаруживает ещё и способность к сделкам со своей совестью… Она ещё любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

И.Анненков

«Она (Татьяна) отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В её отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определённости в отношениях».

Т.М. Рудакова

Схема ответа из упражнения «ПРЕСС»

1. «Я считаю, что…»
2. «Так как…»

4. «Итак…»

(Отвечают только по желанию )

    Стадия рефлексии

Стратегия «Синквейн»

Первая строка – ЛЮБОВЬ

Давайте возвратимся к эпиграфу.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. (Д.С.Лихачев.)

Относительно романа «Евгений Онегин» так ли это?

Выставление отметок

XI. Установка на домашнее задание.

    Минисочинение

«Татьяна – милый сердцу идеал» А.С. Пушкина»

«Зеркальность в изображении героев произведения»

«Две сюжетных линии романа, два героя»

    Выучить наизусть «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»

Список использованной литературы.

Ответ оставил Гость

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в истории литературы. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». А.С. Пушкин хотел написать произведение, главными героями которого будут его современники. Действительно, в выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам. Белинский писал: «Он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Когда же няня собирала.
Татьяна очень любит читать, мечтать о будущем, представляя себя героиней романа. Также Татьяна любит природу, любит «предупреждать зари восхода», но более всех времен года она предпочитает зиму:
Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Природа – это мир души Татьяна, бесконечно близкий ей. В этом мире она свободна от непонимания, от людей. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны.
И вот Татьяны встретилась с Онегиным. «Пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили образы книжных героев:
…В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Татьяна выросла, стала невестой, значит, ее пора отдавать на выданье, а лучше всего это сделать в Москве, на «ярманке невест».
Что ж, матушка? зачем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
И вот Татьяна в Москве. Мне очень жаль Татьяну, такую замечательную девушку, которая выйдет замуж не по любви.
…она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…

Случайность вновь сводит Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Евгений не ожидал увидеть Татьяну такой. Что же было в ней неожиданного? Татьяна стала тиха, равнодушна, чувствовала себя спокойно и уверенно. Она запомнила «урок» Евгения, первое правило «света», и именно свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять чувства. Но Татьяна даже при таких «суровых законах», не могла перестать быть собой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
Онегин разглядел во внешне холодной прежнюю, душевно богатую Татьяну, и душа его устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви:
…Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Но для Татьяны теперь главное – долг перед мужем. Раньше, до замужества, она могла пожертвовать собой, но сейчас она не может пожертвовать честью своего мужа. Онегин, с душой «холодной и ленивой», не годится в спутника жизни, ведь он даже не может составить своего счастья. Героиня мучается, но это мучение благородно!

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Счастлива ли Татьяна, выйдя замуж за богатого генерала? Конечно же, нет! Ее чистота, красота, нравственная сила – все это не было принято в мире, куда она попала. Потому она искренна с Евгением, так как чувствует родственную душу, но потому Татьяна и отказывает ему: ведь она по-настоящему любит его.
Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Стала она идеалом и для меня. Ее образ учит современных девушек верности, нравственной чистоте, жертвованию всем ради любви, серьезному отношению к жизни и людям, огромной духовной силе. Этот образ будет вечным, потому что в девушке всегда ценится искренность, глубина чувств, готовность к самопожертвованию и целомудренная чистота.

Мастер - класс Открытый урок по роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учитель- методист И. В. Козицына, осн. школа им. М. Горького, Клайпеда, Литва


Тема:, Бывало,пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».


Если гений есть частичка Бога,...и его не разгадать, можно только лишь приблизиться к этой тайне. (В.В. Кожинов)


Опираясь на слайды,иллюстрации, текст романа и критические статьи,ученики: Вспомнят образы главных героев романа Онегина и Татьяны и проведут их сравнительный анализ; работая в группах, расширят собственное понимание образов романа; Составят кластер и синквейн и, осуществляя их презентацию,обсудят результаты работы


По данным статьям сделать вывод: какое мнение вам ближе и почему? 1. Два взгляда на характер и личность Онегина. (В.Белинский и Д.Писарев) 2. Что самое главное в натуре и судьбе Е.О.?,...ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?. (М. Дунаев).


В. Г. Белинский - портрет Д. И. () Белинский - портрет Михаил Михайлович Дунаев




Кластер (Последовательность действий) посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи


Кластерный анализ: 1.Татьяна, русская душою... 2.,...и… все решили так, Что он опаснейший чудак. (Анализ проходит в группах дифференцированно)


Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное 2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные или причастия. 3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение смысла темы одним словом или словосочетанием – синоним


Татьяна. Синквейн. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. … Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склоняясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,


Онегин. Синквейн. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,


Главные критерии оценивания: кластера количество понятий логическая завершенность грамотностьсинквейна точность описания точность описания соблюдение количества частей речи соблюдение количества частей речи Логическая завершенность

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ


Top