Синквейн на тему евгений онегин. Синквейн на уроках и во внеклассной работе

Закрепление урока. « Графический тест ».

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике Пушкина?

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. В каком году было написано стихотворение «Я помню чудное мгновение» ?

А)1825

Б)1820

В)1818

Г)1824

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”

Г) “Я памятник себе…”

10. Жанр произведения «Евгений Онегин» ?

А ) повесть

Б) рассказ

В) поэма

Г) роман в стихах

Ответы.

1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-б, 6-г, 7-а, 8-а, 9-в, 10-г

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

Тема: Роман «Евгений Онегин». Обобщающий урок

Цели урока:

    способствовать обобщению знаний учащихся по роману «Евгений Онегин»; повторить стихотворения А.С. Пушкина;

    продолжить работу над характеристикой образов главных героев, проследить их взаимоотношения, помочь определить их жизненные ценности, сходства и различия между ними;

    развивать устную и письменную речь, умение выразительно рассказывать наизусть, способствовать развитию критического мышления, умения работать с текстом, работать в группе.

Ожидаемый результат: Развивать навыки работы с текстом, редактирования; развивать речевую культуру учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

презентации

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Приветствие. Пожелания.

I. Актуализация знаний

Минута поэзии- учащиеся читают понравившиеся стихи А.С.Пушкина.

Тест (по лирике А.С.Пушкина). оценивание учащимися.

Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин»

(Запись на доске)

Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

Чья позиция ближе и понятнее вам? Объясните.

I . Стадия «Осмысление»

Работа в группах.

Найдите в тексте отрывки описания ваших героев, выпишите ключевые слова и составьте постер

1 группа: Онегин и Ленский
2группа: Татьяна и Ольга
3 группа: Ольга и Ленский
4 группа: Онегин и Татьяна

(После 5-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ

и защищает постеры).

Стратегия «Диаграмма Венна»

10 мин.

IV. Закрепление урока.

Стратегия «Синквейн»

(работа индивидуальная, в парах, в группе)

Например:

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

    Чтение письма Татьяны и его обсуждение в группах (Гаухар).

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения.

Карточка 1.

Неожиданно вспыхнувшая любовь Татьяны к Онегину – истинное чувство или книжная романтика?

Карточка 2.

Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину?

Карточка 3.

В чем сомневается Татьяна и в чем она уверена?

Карточка 4.

Письмо Онегину – необдуманный и опрометчивый шаг со стороны героини?

Обсуждение ответов. Обмен мнениями.

Вывод: Татьяна, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга. доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она мечтательная личность.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассни

ков.

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Сочинение-эссе.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание.Формативное и суммативное. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, ИКТ. Связи с ценностями

рефлексия.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Проводит рефлексию.

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Оценивание

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

Мастер - класс Открытый урок по роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учитель- методист И. В. Козицына, осн. школа им. М. Горького, Клайпеда, Литва


Тема:, Бывало,пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».


Если гений есть частичка Бога,...и его не разгадать, можно только лишь приблизиться к этой тайне. (В.В. Кожинов)


Опираясь на слайды,иллюстрации, текст романа и критические статьи,ученики: Вспомнят образы главных героев романа Онегина и Татьяны и проведут их сравнительный анализ; работая в группах, расширят собственное понимание образов романа; Составят кластер и синквейн и, осуществляя их презентацию,обсудят результаты работы


По данным статьям сделать вывод: какое мнение вам ближе и почему? 1. Два взгляда на характер и личность Онегина. (В.Белинский и Д.Писарев) 2. Что самое главное в натуре и судьбе Е.О.?,...ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?. (М. Дунаев).


В. Г. Белинский - портрет Д. И. () Белинский - портрет Михаил Михайлович Дунаев




Кластер (Последовательность действий) посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи


Кластерный анализ: 1.Татьяна, русская душою... 2.,...и… все решили так, Что он опаснейший чудак. (Анализ проходит в группах дифференцированно)


Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное 2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные или причастия. 3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение смысла темы одним словом или словосочетанием – синоним


Татьяна. Синквейн. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. … Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склоняясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,


Онегин. Синквейн. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,


Главные критерии оценивания: кластера количество понятий логическая завершенность грамотностьсинквейна точность описания точность описания соблюдение количества частей речи соблюдение количества частей речи Логическая завершенность

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 9а и 9б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.

9а – « Чувство», 9б - «Разум »

I .Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.

«Блиц-опрос» по тексту романа:

1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830)

2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)

3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)

4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? (Об Онегине)

5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)

6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? (В Москву)

7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?

(Владимир Ленский)

8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)

9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? (Дмитрий Ларин)

10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)

11. Назовите точно, сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)

12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)

13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)

14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)

15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? (с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)

16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)

17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?

(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)

18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)

19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?

(Виссарион Григорьевич Белинский)

20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)

Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.

II .Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.

«Найдите тропы и фигуры».

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)

Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)

В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;

(по баллу за каждый пример)

Зимы ждала природа (олицетворение);

Лёгкие узоры, низкая природа, бразды пушистые, блистательный ковёр зимы (эпитет);

Двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения);
- деревья в зимнем серебре (метафора);

Зима! (риторическое восклицание)

Лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

Многоточие (помогает домысливать текст);

Бразды пушистые взрывая (инверсия);

Но, может быть такого рода картины вас не привлекут…

(свободное обращение к читателям и к героям произведения);

О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);

Поутру, дровни, салазки (слова разговорного стиля речи);

Сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)

III . Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна имени и фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания:

«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега, протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

IV . Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический.

« Пять – пять»

Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой(по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками (25 карточек), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания:

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

ОЛЬГА ЛАРИНА

ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ

ДМИТРИЙ ЛАРИН

ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА

V . Учитель (Ведущий):

Пятый конкурс - географически - изобразительный

« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?

Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)

(5 -7 минут на подготовку)

Примерный ответ таков: 1. Бульвары, боливар, брегет звонит обед, везде царит БАЛЕТ. Театр уж полон, ложи блещут …Роскошный кабинет. Янтарь, фарфор, хрусталь.

Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода (панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)

Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.

2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.

ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.

VI .Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий.

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, (могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.

Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!

Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется, ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!

« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!

Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока.

Домашнее задание: Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ, УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы , ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»

Синквейн на уроках и во внеклассной работе

В 2006 году на курсах повышения квалификации узнала об одном из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – синквейне. Прежде всего обратила внимание на его определение. «Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Сразу предположила, что ученикам такой прием создания текста понравится. Во-первых, потому что короткий, во-вторых, появляется возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. Сначала познакомила школьников с этим интересным приемом во время проведения общешкольного праздника – Дня науки. По итогам работы секции «Литературное творчество» в этот день был создан буклет, где ученики расположили свои первые синквейны. Дети заинтересовались подобной работой, и мы продолжили совместную деятельность по созданию синквейна на классных часах, при подготовке к творческим конкурсам. Вот некоторые примеры.

Овгорт.

Родной, таежный.

Манит, притягивает, не отпускает.

Мой дом – моя крепость.

Моя родина.

Сыня.

Чистая, журчащая.

Течет, зовет, пробивается.

Вода есть все живое на земле.

Источник жизни.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Согревает, развивается, объединяет.

Дом мой – Ямал, спокойный и сильный.

Сердце России.

Лонгортова Лена

Россия.

Большая, могучая.

Растит, учит, гордится.

Россия – священная наша держава.

Большая Родина.

Лес.

Богатый, разнообразный.

Дает, питает, выращивает.

Самое красивое место в природе.

Кладовая.

Анагуричи Галя

Овгорт.

Любимый, дорогой.

Трудится, учит, развивается.

Малая родина.

Сыня.

Чистая, богатая.

Течет, поит, кормит.

Река – источник чистой воды.

Кормилица.

Ямал.

Развитый, богатый.

Живет, заботится, не забывает.

Лучшее место в России.

Добытчик.

Лонгортов Илья

Родной край.

Процветающий, красивый.

Растет, богатеет, учит.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Растет, расширяется, объединяет.

Маленький полуостров на карте земли.

Родной край.

Недошовенко Юля

Итог внеклассной работы – создание презентации «Край, в котором я живу».

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет.

К таким формам и относится синквейн.

Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Синквейн я использую в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Приведу примеры создания синквейна на уроках литературы.

Герои «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в синквейне :

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Швабрин.

Бесчестный, безнравственный.

Лжет, мстит, изменяет.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Предатель.

Маша Миронова.

Скромная, стойкая.

Привлекает, любит, спасает.

Любимый женский образ Пушкина.

Победительница.

Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в синквейне

Евгений Онегин.

Модный, избалованный.

Развлекается, влюбляется, хандрит.

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Герой романа.

Владимир Ленский.

Наивный, простодушный.

Верит, любит, мечтает.

«Он сердцем милый был невежда».

Красавец.

Татьяна Ларина.

Задумчивая, нежная.

Читает, скучает, мечтает.

Пришла пора, она влюбилась.

«Милый идеал».

Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Литература:

Литература. Учебник для 8, 9 кл. М., Просвещение, 2010

Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 – 9-е кл. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.

«Первое сентября. Русский язык», 2006, № 18




Top