Синквейн на тему евгений онегин. Синквейн на уроках и во внеклассной работе

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы , ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»

Синквейн на уроках и во внеклассной работе

В 2006 году на курсах повышения квалификации узнала об одном из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – синквейне. Прежде всего обратила внимание на его определение. «Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Сразу предположила, что ученикам такой прием создания текста понравится. Во-первых, потому что короткий, во-вторых, появляется возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. Сначала познакомила школьников с этим интересным приемом во время проведения общешкольного праздника – Дня науки. По итогам работы секции «Литературное творчество» в этот день был создан буклет, где ученики расположили свои первые синквейны. Дети заинтересовались подобной работой, и мы продолжили совместную деятельность по созданию синквейна на классных часах, при подготовке к творческим конкурсам. Вот некоторые примеры.

Овгорт.

Родной, таежный.

Манит, притягивает, не отпускает.

Мой дом – моя крепость.

Моя родина.

Сыня.

Чистая, журчащая.

Течет, зовет, пробивается.

Вода есть все живое на земле.

Источник жизни.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Согревает, развивается, объединяет.

Дом мой – Ямал, спокойный и сильный.

Сердце России.

Лонгортова Лена

Россия.

Большая, могучая.

Растит, учит, гордится.

Россия – священная наша держава.

Большая Родина.

Лес.

Богатый, разнообразный.

Дает, питает, выращивает.

Самое красивое место в природе.

Кладовая.

Анагуричи Галя

Овгорт.

Любимый, дорогой.

Трудится, учит, развивается.

Малая родина.

Сыня.

Чистая, богатая.

Течет, поит, кормит.

Река – источник чистой воды.

Кормилица.

Ямал.

Развитый, богатый.

Живет, заботится, не забывает.

Лучшее место в России.

Добытчик.

Лонгортов Илья

Родной край.

Процветающий, красивый.

Растет, богатеет, учит.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Растет, расширяется, объединяет.

Маленький полуостров на карте земли.

Родной край.

Недошовенко Юля

Итог внеклассной работы – создание презентации «Край, в котором я живу».

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет.

К таким формам и относится синквейн.

Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Синквейн я использую в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Приведу примеры создания синквейна на уроках литературы.

Герои «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в синквейне :

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Швабрин.

Бесчестный, безнравственный.

Лжет, мстит, изменяет.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Предатель.

Маша Миронова.

Скромная, стойкая.

Привлекает, любит, спасает.

Любимый женский образ Пушкина.

Победительница.

Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в синквейне

Евгений Онегин.

Модный, избалованный.

Развлекается, влюбляется, хандрит.

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Герой романа.

Владимир Ленский.

Наивный, простодушный.

Верит, любит, мечтает.

«Он сердцем милый был невежда».

Красавец.

Татьяна Ларина.

Задумчивая, нежная.

Читает, скучает, мечтает.

Пришла пора, она влюбилась.

«Милый идеал».

Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Литература:

Литература. Учебник для 8, 9 кл. М., Просвещение, 2010

Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 – 9-е кл. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.

«Первое сентября. Русский язык», 2006, № 18

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

Мастер - класс Открытый урок по роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учитель- методист И. В. Козицына, осн. школа им. М. Горького, Клайпеда, Литва


Тема:, Бывало,пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».


Если гений есть частичка Бога,...и его не разгадать, можно только лишь приблизиться к этой тайне. (В.В. Кожинов)


Опираясь на слайды,иллюстрации, текст романа и критические статьи,ученики: Вспомнят образы главных героев романа Онегина и Татьяны и проведут их сравнительный анализ; работая в группах, расширят собственное понимание образов романа; Составят кластер и синквейн и, осуществляя их презентацию,обсудят результаты работы


По данным статьям сделать вывод: какое мнение вам ближе и почему? 1. Два взгляда на характер и личность Онегина. (В.Белинский и Д.Писарев) 2. Что самое главное в натуре и судьбе Е.О.?,...ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?. (М. Дунаев).


В. Г. Белинский - портрет Д. И. () Белинский - портрет Михаил Михайлович Дунаев




Кластер (Последовательность действий) посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи


Кластерный анализ: 1.Татьяна, русская душою... 2.,...и… все решили так, Что он опаснейший чудак. (Анализ проходит в группах дифференцированно)


Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное 2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные или причастия. 3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение смысла темы одним словом или словосочетанием – синоним


Татьяна. Синквейн. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. … Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склоняясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,


Онегин. Синквейн. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,


Главные критерии оценивания: кластера количество понятий логическая завершенность грамотностьсинквейна точность описания точность описания соблюдение количества частей речи соблюдение количества частей речи Логическая завершенность

Ответ оставил Гость

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в истории литературы. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». А.С. Пушкин хотел написать произведение, главными героями которого будут его современники. Действительно, в выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам. Белинский писал: «Он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Когда же няня собирала.
Татьяна очень любит читать, мечтать о будущем, представляя себя героиней романа. Также Татьяна любит природу, любит «предупреждать зари восхода», но более всех времен года она предпочитает зиму:
Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Природа – это мир души Татьяна, бесконечно близкий ей. В этом мире она свободна от непонимания, от людей. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны.
И вот Татьяны встретилась с Онегиным. «Пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили образы книжных героев:
…В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Татьяна выросла, стала невестой, значит, ее пора отдавать на выданье, а лучше всего это сделать в Москве, на «ярманке невест».
Что ж, матушка? зачем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
И вот Татьяна в Москве. Мне очень жаль Татьяну, такую замечательную девушку, которая выйдет замуж не по любви.
…она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…

Случайность вновь сводит Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Евгений не ожидал увидеть Татьяну такой. Что же было в ней неожиданного? Татьяна стала тиха, равнодушна, чувствовала себя спокойно и уверенно. Она запомнила «урок» Евгения, первое правило «света», и именно свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять чувства. Но Татьяна даже при таких «суровых законах», не могла перестать быть собой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
Онегин разглядел во внешне холодной прежнюю, душевно богатую Татьяну, и душа его устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви:
…Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Но для Татьяны теперь главное – долг перед мужем. Раньше, до замужества, она могла пожертвовать собой, но сейчас она не может пожертвовать честью своего мужа. Онегин, с душой «холодной и ленивой», не годится в спутника жизни, ведь он даже не может составить своего счастья. Героиня мучается, но это мучение благородно!

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Счастлива ли Татьяна, выйдя замуж за богатого генерала? Конечно же, нет! Ее чистота, красота, нравственная сила – все это не было принято в мире, куда она попала. Потому она искренна с Евгением, так как чувствует родственную душу, но потому Татьяна и отказывает ему: ведь она по-настоящему любит его.
Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Стала она идеалом и для меня. Ее образ учит современных девушек верности, нравственной чистоте, жертвованию всем ради любви, серьезному отношению к жизни и людям, огромной духовной силе. Этот образ будет вечным, потому что в девушке всегда ценится искренность, глубина чувств, готовность к самопожертвованию и целомудренная чистота.




Top