Синквейн ольги из обломова. Образовательный портал

Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой после смерти отца остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына. На другой стороне Волги, в имении княгини Хованской, жил священник, воспитанник Казанской духовной академии, открывший с помощью жены-немки пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. 1822 - 1830 - учился в Московском коммерческом училище. В 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. От студенческих кружков остался в стороне. В 1835 Гончаров закончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переезжает в Петербург и поступает переводчиком в министерство финансов, где прослужил до отправления в кругосветное путешествие в 1852. Первые сочинения ("Лихая болесть", 1838, "Счастливая ошибка", 1839) были помещены анонимно в рукописных альманахах "Подснежник" и "Лунные ночи", составлявшихся в семье академика живописи Н. А. Майкова. С кружком Белинского познакомился только в 1846, благодаря "Обыкновенной истории", которая была прочитана критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. В 1852 Гончаров попадает в экспедицию адмирала Е.В. Путятина, отправлявшегося в Японию на военном фрегате "Паллада". Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве секретаря адмирала. Возвратившись из путешествия, печатает в журналах отдельные главы "Фрегата Паллады", а затем усердно берется за "Обломова", который появился в свете в 1859. В 1858 Гончаров переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом главного управления по делам печати). 1860 - член-корреспондент Петербургской АН. В 1869 на страницах "Вестника Европы" появился третий большой роман Гончарова, "Обрыв". В начале 70-х годов Гончаров вышел в отставку. Остаток жизни провел тихо и замкнуто, в небольшой квартире из 3 комнат, на Моховой, где он и умер 27 сентября (по старому стилю - 15) 1891. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, в 1956 прах перенесен на Литераторские мостки. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.



1848 год –первый вариант «Сна Обломова»

Март 1849 г. –первая публикация «Сна Обломова»

1852 год –работа прервана из-за путешествия

Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен

Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова




«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове», - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.


«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ ? »

(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX )

1.Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.

2.Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.





3. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?

4. Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?





«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад, по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.



Обломов и Штольц.

  1. Что же больше всего ценит в жизни Илья Обломов?
  2. Каким он представляет себе идеальный мир?
  3. Вспомните, как воспитывался Илюша Обломов.
  4. Обрисуйте взаимоотношения Обломова и Штольца в детстве ( IV глава второй части).
  5. Что противопоставляет жизненной установке Обломова Андрей Штольц?
  6. Возможно ли примирить столь разные позиции?
  7. Так почему же Обломов и Штольц друзья?
  8. Что, кто является центром дружбы?
  9. Как меняется образ жизни Ильи Ильичапод влиянием Штольца?Нравится ли вам такая жизнь? Почему?
  10. Характеристика Обломова, которую даёт Штольц в беседе с Ольгой Ильинской. Почему автор так снисходителен к своему герою?
  11. Почему первым произносит слово «обломовщина» именно Штольц и он же подводит итог: «Прощай, старая Обломовка.....ты отжила свой век»?
  12. Почему всё, что было дорого Обломову, переходит именно к Штольцу?


  1. Обломов

Добрый, ленивый барин.

Для него счастье – это полный покой и хорошая еда.

Проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата.

Ничего не делает, ничем не интересуется.

Любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.

Поразительно чистая душа.

Удивляет ли вас, что деятельный Штольц друг Обломова?
Искренен ли Штольц, когда говорит: «Многих любил, но никого так прочно и горячо,как Обломова»?
К акое впечатление производит Штольц?
Вспомните, как воспитывался Андрей?
Чем же занят Андрей Иванович? Для кого и для чего он трудится?
Полезен или вреден его труд для людей? Каковы для него критерии пользы?
А может быть, только один — удовлетворение самолюбия, нажитые дома, миллионы?
Докажите, используя эпизоды из романа, что у Штольца, в отличие от Обломова, слова не расходятся с делами?
Какую жизнь Штольц предлагает своему другу?
Каково главное желание Штольца: высмеять или спасти Обломова? Обоснуйте свои ответы, используя эпизоды романа.
Зачем Штольц возит с собой Обломова?
В какой мир хочет ввести его? По каким законам существует этот мир?

Штольц

Сильный и умный.

Находится в постоянной деятельности и не гнушается самой чёрной работой.

Благодаря упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым

И известным человеком.

Сформировался настоящий «железный» характер.

Суховатый рационалист.

  • Почему автор тесно переплетает судьбы Обломова и Штольца?
  • Что было бы, если человек соединял в себе черты обоих героев? Возможно ли это?

Антитеза в изображении Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

Внешность

Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.

Социальное происхождение

Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поёт, вкладывает душу в пение. Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна понимать книги, которые читает Ольга.

Роль в жизни Обломова

Её любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью её души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова (не лежал на диване, не переедал, исполнял её поручения), но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог.

Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Её любовь самоотверженна и жертвенна, выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нём недостатков – Обломов был для неё идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В её доме сбылись все мечты Обломова, здесь он нашёл Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всяких невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него.

Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашёл своё человеческое счастье и покой.

«Особенности художественного стиля И. А. Гончарова в романе «Обломов».

1.Пейзаж и его функция в романе.

· С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы?

· Достигают ли образности эти картины?

· Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни?

· На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

Итак, к какому выводу вы пришли?

2.Портрет как средство создания образа литературного героя.

· Вспомните, что такое портрет.

· Найдите в тексте портреты главных героев.

· Распределите каждому участнику работы над портретом одного героя

· Отражают ли портреты характеры героев? Подтвердите ваши ответы цитатами.

· Придите к общему выводу по данному вопросу.

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Кластер.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

Выражение лица, халат; тапочки, диван, слуга Захар, паутина, пыль, лежанье, мечты, бывший чиновник …

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

  1. Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

  1. Обломов.
  2. Ленивый, добрый (апатичный)
  3. Лежит, мечтает, сибаритствует
  4. Обломов – главный герой романа.
  5. Помещик.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина - неподвижность - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/з.
  3. Ознакомить учащихся с темой урока и целью.
  4. Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».
  5. Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Синквейн.

  1. Штольц.
  2. Настойчивый, целеустремленный;
  3. Учится, работает, служит.
  4. Он шел твердо, бодро.
  5. Немец (друг, агент)
  1. Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» «Обломовщина!» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

  1. Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

Состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

Найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.

Портрет Обломова. Как проходили годы ученичества Ильи? Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? Какую черту Обломова хотел подчеркнуть

Гончаров словами «поэты задели его за живое»? Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической?

помогите, не идет... на 1-3 более менее ответил, мне главное 7-9

Роман "Отцы и дети" Глава первая: С какой целью автор рассказывает об истории жизни Николая Петровича и об истории их семьи? сделайте общий вывод о том как воспитание Обломова и та атмосфера в которой он рос повлияли на его дальнейшую жизнь,на жизненную позицию

Обломова.(внимание ко 2 эпиграфу) соотнисите свою мысль со словами Ольги

1.Охарактеризуйте классицизм как литературное направление.

2.Охарактеризуйте сентиментализм как литературное направление.
3.Охарактеризуйте реализм как литературное явление.
4.Охарактеризуйте романтизм как литературное явление.
5. Биографические сведения об А. С. Пушкине. Основные темы творчества.
6.Сюжетная линия поэмы Пушкина «Медный всадник».
7.История Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник»
8. Образ города Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник».
9.Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник».
10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы творчества.

11.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Основные темы творчества писателя.

12.Жизнь и творчество А.Н. Островского. Основные темы творчества. История создания пьесы Островского «Гроза».
13. Нравы города Калинова. Образы Дикого и Кабановой.
14. Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Моё отношение к поступку Катерины.
15. Смысл названия поэмы Островского «Гроза».
16.История Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница».
17. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети».
18.Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм как социальное явление 19 века.
19. Испытание любовью в романе Тургенева «Отцы и дети».
20. Базаров и родители. Характеристика родителей Базарова.
21.Два поколения в романе Тургенева «Отцы и дети». Споры в романе.
22. Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
23.Жизнь и деятельность И. А. Гончарова. Охарактеризуйте образ Обломова.
24. Два антипода в романе Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.

25. Жизнь и деятельность Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества поэта.

26. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы творчества.

27. Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества поэта.

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Кластер.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица, халат; тапочки, диван, слуга Захар, паутина, пыль, лежанье, мечты, бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

    Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

    Обломов.

    Ленивый, добрый (апатичный)

    Лежит, мечтает, сибаритствует

    Обломов – главный герой романа.

    Помещик.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина - неподвижность - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Проверка д/з.

    Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

    Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

    Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Андрей Штольц

Он весь в делах, нет свободного времени; смысл жизни – деятельность. Он беспрестанно в движении.

Илья Обломов

Мечтает о тихой семейной жизни: еда – спокойствие – сон, нега; ноты, книги, рояль, изящная мебель. Жизнь есть поэзия.

Синквейн.

    Штольц.

    Настойчивый, целеустремленный;

    Учится, работает, служит.

    Он шел твердо, бодро.

    Немец (друг, агент)

    Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» «Обломовщина!» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

    Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица , халат ; тапочки , диван , слуга Захар , паутина , пыль , лежанье , мечты , бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, сибаритствует

Обломов – главный герой романа.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовк и .

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти – тишина ….. счастливые люди !?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка д/з.

Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Синквейн.

Настойчивый, целеустремленный;

Учится, работает, служит.

Он шел твердо, бодро.

Немец (друг, агент)

Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» « Обломовщина !» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

Оргмомент.

Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.




Top