Синквейн ольги из обломова. Образовательный портал

Портрет Обломова. Как проходили годы ученичества Ильи? Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? Какую черту Обломова хотел подчеркнуть

Гончаров словами «поэты задели его за живое»? Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической?

помогите, не идет... на 1-3 более менее ответил, мне главное 7-9

Роман "Отцы и дети" Глава первая: С какой целью автор рассказывает об истории жизни Николая Петровича и об истории их семьи? сделайте общий вывод о том как воспитание Обломова и та атмосфера в которой он рос повлияли на его дальнейшую жизнь,на жизненную позицию

Обломова.(внимание ко 2 эпиграфу) соотнисите свою мысль со словами Ольги

1.Охарактеризуйте классицизм как литературное направление.

2.Охарактеризуйте сентиментализм как литературное направление.
3.Охарактеризуйте реализм как литературное явление.
4.Охарактеризуйте романтизм как литературное явление.
5. Биографические сведения об А. С. Пушкине. Основные темы творчества.
6.Сюжетная линия поэмы Пушкина «Медный всадник».
7.История Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник»
8. Образ города Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник».
9.Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник».
10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы творчества.

11.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Основные темы творчества писателя.

12.Жизнь и творчество А.Н. Островского. Основные темы творчества. История создания пьесы Островского «Гроза».
13. Нравы города Калинова. Образы Дикого и Кабановой.
14. Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Моё отношение к поступку Катерины.
15. Смысл названия поэмы Островского «Гроза».
16.История Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница».
17. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети».
18.Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм как социальное явление 19 века.
19. Испытание любовью в романе Тургенева «Отцы и дети».
20. Базаров и родители. Характеристика родителей Базарова.
21.Два поколения в романе Тургенева «Отцы и дети». Споры в романе.
22. Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
23.Жизнь и деятельность И. А. Гончарова. Охарактеризуйте образ Обломова.
24. Два антипода в романе Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.

25. Жизнь и деятельность Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества поэта.

26. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы творчества.

27. Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества поэта.

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица , халат ; тапочки , диван , слуга Захар , паутина , пыль , лежанье , мечты , бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, сибаритствует

Обломов – главный герой романа.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовк и .

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти – тишина ….. счастливые люди !?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка д/з.

Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Синквейн.

Настойчивый, целеустремленный;

Учится, работает, служит.

Он шел твердо, бодро.

Немец (друг, агент)

Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» « Обломовщина !» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

Оргмомент.

Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.

Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой после смерти отца остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына. На другой стороне Волги, в имении княгини Хованской, жил священник, воспитанник Казанской духовной академии, открывший с помощью жены-немки пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. 1822 - 1830 - учился в Московском коммерческом училище. В 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. От студенческих кружков остался в стороне. В 1835 Гончаров закончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переезжает в Петербург и поступает переводчиком в министерство финансов, где прослужил до отправления в кругосветное путешествие в 1852. Первые сочинения ("Лихая болесть", 1838, "Счастливая ошибка", 1839) были помещены анонимно в рукописных альманахах "Подснежник" и "Лунные ночи", составлявшихся в семье академика живописи Н. А. Майкова. С кружком Белинского познакомился только в 1846, благодаря "Обыкновенной истории", которая была прочитана критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. В 1852 Гончаров попадает в экспедицию адмирала Е.В. Путятина, отправлявшегося в Японию на военном фрегате "Паллада". Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве секретаря адмирала. Возвратившись из путешествия, печатает в журналах отдельные главы "Фрегата Паллады", а затем усердно берется за "Обломова", который появился в свете в 1859. В 1858 Гончаров переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом главного управления по делам печати). 1860 - член-корреспондент Петербургской АН. В 1869 на страницах "Вестника Европы" появился третий большой роман Гончарова, "Обрыв". В начале 70-х годов Гончаров вышел в отставку. Остаток жизни провел тихо и замкнуто, в небольшой квартире из 3 комнат, на Моховой, где он и умер 27 сентября (по старому стилю - 15) 1891. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, в 1956 прах перенесен на Литераторские мостки. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.



1848 год –первый вариант «Сна Обломова»

Март 1849 г. –первая публикация «Сна Обломова»

1852 год –работа прервана из-за путешествия

Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен

Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова




«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове», - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.


«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ ? »

(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX )

1.Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.

2.Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.





3. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?

4. Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?





«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад, по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.



Обломов и Штольц.

  1. Что же больше всего ценит в жизни Илья Обломов?
  2. Каким он представляет себе идеальный мир?
  3. Вспомните, как воспитывался Илюша Обломов.
  4. Обрисуйте взаимоотношения Обломова и Штольца в детстве ( IV глава второй части).
  5. Что противопоставляет жизненной установке Обломова Андрей Штольц?
  6. Возможно ли примирить столь разные позиции?
  7. Так почему же Обломов и Штольц друзья?
  8. Что, кто является центром дружбы?
  9. Как меняется образ жизни Ильи Ильичапод влиянием Штольца?Нравится ли вам такая жизнь? Почему?
  10. Характеристика Обломова, которую даёт Штольц в беседе с Ольгой Ильинской. Почему автор так снисходителен к своему герою?
  11. Почему первым произносит слово «обломовщина» именно Штольц и он же подводит итог: «Прощай, старая Обломовка.....ты отжила свой век»?
  12. Почему всё, что было дорого Обломову, переходит именно к Штольцу?


  1. Обломов

Добрый, ленивый барин.

Для него счастье – это полный покой и хорошая еда.

Проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата.

Ничего не делает, ничем не интересуется.

Любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.

Поразительно чистая душа.

Удивляет ли вас, что деятельный Штольц друг Обломова?
Искренен ли Штольц, когда говорит: «Многих любил, но никого так прочно и горячо,как Обломова»?
К акое впечатление производит Штольц?
Вспомните, как воспитывался Андрей?
Чем же занят Андрей Иванович? Для кого и для чего он трудится?
Полезен или вреден его труд для людей? Каковы для него критерии пользы?
А может быть, только один — удовлетворение самолюбия, нажитые дома, миллионы?
Докажите, используя эпизоды из романа, что у Штольца, в отличие от Обломова, слова не расходятся с делами?
Какую жизнь Штольц предлагает своему другу?
Каково главное желание Штольца: высмеять или спасти Обломова? Обоснуйте свои ответы, используя эпизоды романа.
Зачем Штольц возит с собой Обломова?
В какой мир хочет ввести его? По каким законам существует этот мир?

Штольц

Сильный и умный.

Находится в постоянной деятельности и не гнушается самой чёрной работой.

Благодаря упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым

И известным человеком.

Сформировался настоящий «железный» характер.

Суховатый рационалист.

  • Почему автор тесно переплетает судьбы Обломова и Штольца?
  • Что было бы, если человек соединял в себе черты обоих героев? Возможно ли это?

Антитеза в изображении Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

Внешность

Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.

Социальное происхождение

Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поёт, вкладывает душу в пение. Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна понимать книги, которые читает Ольга.

Роль в жизни Обломова

Её любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью её души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова (не лежал на диване, не переедал, исполнял её поручения), но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог.

Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Её любовь самоотверженна и жертвенна, выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нём недостатков – Обломов был для неё идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В её доме сбылись все мечты Обломова, здесь он нашёл Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всяких невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него.

Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашёл своё человеческое счастье и покой.

«Особенности художественного стиля И. А. Гончарова в романе «Обломов».

1.Пейзаж и его функция в романе.

· С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы?

· Достигают ли образности эти картины?

· Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни?

· На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

Итак, к какому выводу вы пришли?

2.Портрет как средство создания образа литературного героя.

· Вспомните, что такое портрет.

· Найдите в тексте портреты главных героев.

· Распределите каждому участнику работы над портретом одного героя

· Отражают ли портреты характеры героев? Подтвердите ваши ответы цитатами.

· Придите к общему выводу по данному вопросу.

Разделы: Литература

Цели:

  • раскрыть философский смысл произведения, совершенствовать читательскую деятельность учащихся, навыки работы с критической литературой и художественным текстом;
  • формировать навыки дискуссионного мышления и культуры общения;
  • показать актуальность и временную ценность произведения.

Ход урока

I. Организационный этап. (Слайд1)

1. Просмотр финала фильма режиссера Н. Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова". (Слайд 2)

2. Беседа.

Сравните финал фильма и финал романа "Обломов". (В фильме нет сцен с Пшеницыной, нет сцены прощания Штольца и Обломова, но есть сообщение о смерти Обломова.)

Прочитайте эпиграф. (Слайд 3, 4)

(- Отчего погибло все?. . Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден:и: гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу:

Есть, - сказал он чуть слышно:

Обломовщина! - прошептал он:

Гончаров "Обломов"

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

:Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
А. Фет.)

Как вы думаете, на какой вопрос мы попытаемся ответить?

(Открывается вопрос темы: "Отчего погибло все?") (Слайд5)

- "Что же стало с Обломовым? Где он? Где? - На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его:"

Ключевые слова в этом фрагменте? (Затишье; ветви сирени дремлют; сам ангел тишины охраняет сон его) (Слайд 6)

Смерть: Сон: Жизнь: Опираясь на эти ключевые слова, скажите, на что похожа жизнь Обломова? (Жизнь похожа на сон) (Слайд 7)

А сон? (Сон похож на смерть)

Дополним тему урока. (Открывается вся тема урока) (Слайд 8)

Определите основную нашу задачу на этом уроке.

(Ответить на вопрос темы, попытаться понять причину гибели героя, попытаться понять Обломова).

3. Учитель объясняет, как работать с оценочной таблицей по десятибалльной системе.

II. Проверка домашнего задания.

1. - Дома вы должны были ключевыми словами текста показать композиционный контраст романа "Обломов". Кто представит нам этот план и прокомментирует?

(Один из учеников предложил такой вариант:

1 часть (Слайд 9)

а) "Добряк должен быть, простота", а, может,"баловень, сибарит" или "беззаботный ленивец"?(Знакомство с главным героем);

б) "Где же тут человек?" (Посетители и мнение Обломова о них);

в) "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю". ("Сон Обломова").

2 часть (Слайд 10)

а) "Оттого, что на нем:впоследствии всегда расстаются,:а я: расстаться с тобой!. . Никогда!";

б) "Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" (Попытка возрождения героя через любовь, дом, деятельность).

3 часть (Слайд 11)

а) "И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в нем содержания";

б) "Сердце было убито: там на время затихла жизнь" (Катастрофическое возвращение назад, к прежней жизни: отказ от любви, горькое осознание невозможности выполнения ожиданий и требований Ольги Ильинской. 2ч. и 3ч. кончаются кульминационными сценами: 2ч. - восходящей, 3ч. - нисходящей, то есть радостным воплем героя и безмолвной болезнью)

4 часть (Слайд 12)

а) "Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу: У тебя были крылья, да ты отвязал их"(Штольц, Штольц и Ольга);

б) "Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника" (Эпилог).

2. "Так отчего погибло все?" Возможно, причина в окружении? Дома вы составляли схему отношений Обломова с другими героями романа. "Обломовское древо жизни" (Слайд 13)

Как видим, окружение - одна из причин гибели героя. Обломов несчастлив, находясь в среде, лишенной духовности. Но не потому ли он решит после взлета и парения души, подаренных ему любовью, так стремительно спуститься на земную твердь, то есть поселиться на Выборгской стороне? Впечатление, что он мстит сам себе за неумение и невозможность реализовать свои мечты и духовные порывы. Наказание избирает себе сам. Какое?

III. Работа по теме урока.

Мотив огня и реки. (Слайд 14)

В формулировке темы урока упоминается слово "жизнь". Какие символы жизни встречаются в романе? (Огонь, река).

Итак, мотив реки и огня в романе "Обломов". "Да и куда делось все - отчего погасло?" Ваши комментарии?

Как Обломов и Штольц воспринимали жизнь?

Каково прямое и переносное значение реки и огня

(Обломов и Штольц - антиподы, и, читая роман, мы воспринимаем их как две реки и два огня). (Слайд 15)

(Разное горение и течение).

Как это показано в тексте?

("Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой с кипучими волнами,- как воображал ее Штольц - это болезнь - говорит Обломов, - горячка, скакание с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями").

Какой видим жизнь Обломовки?

("Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их, им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждого из них", - становится понятно, почему Обломов в бездействии)

Как показан мотив огня?

(Штольц считал, что "нормальное назначение человека - прожить 4 времени года, то есть 4 возраста, без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них".

Обломов же говорит: " Нет, жизнь моя началась с погасания, странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну. Начал гаснуть я над написанием бумаг в канцелярии, гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню"

Штольц верит, что его существование будет вечным горением: "Жизнь мелькнет, как мгновение, а он [Обломов] лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах если б прожить двести, триста, сколько бы можно было переделать дела!").

В каком еще значении дается огонь?

(Захар "воспламенился усердием"; Ольга, глаза которой "горели лучами внутреннего огня", "душевный огонь").

Как вы понимаете " огонь Весты"? (Слайд 16)

("Норма жизни была готова и преподана им родителями: с заветом блюсти ее целостность и неприкосновенность, как огонь Весты", то есть вечно горящий огонь, охраняемый жрицами. В романе это образ неприкосновенности уклада жизни, застоя и косности).

Как вы понимаете "душевный антонов огонь"? (Слайд 17)

(Это народное название гангрены, болезни. Болезнь души, Штольц и Ольга говорят об Обломове как о больном человеке, и о необходимо лечение героя).

2. Мотив сна. (Слайд 18)

Читаем тему урока: " Жизнь, похожая на сон:" Как показан мотив сна в романе? Какое толкование слова "сон" дается в словаре?

Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Погрузиться в сон. Уснуть вечным сном. Как во сне. Действовать как во сне.

То, что снится, грезится спящему, сновидение. Снятся сны. Видеть сон. Сон в руку.).

Написание романа начиналось с главы "Сон Обломова". Это образный смысловой ключ к пониманию всего произведения. Обломовка - "сонное царство" в виде замкнутого круга. "Сон Обломова" - мечты, ностальгия о прошлом как героя, так и Захара. " Сон Обломова" - мечта об утраченном рае. Как вы понимаете "мечта об утраченном рае"?

(В романе читаем:

"- Помилуйте! - прибавил Обломов смелее. - Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая.

И утопия-то у тебя обломовская, - возразил Штольц. ")

О чем говорит Штольц?

(Утопия - место, которого нет).

Почему, читая роман, в особенности главу "Сон", мы смело можем назвать Гончарова русским фламандцем, а его произведение [главу] пасторалью?

(Слайд 19) Фламандец - художник условного и традиционного искусства Фландрии, [традиционное название искусства XVII - XVIII веков]. Фламандцы: Ян Ван Эйк - художник, мастер одухотворенных изящных портретов, А. Брауэр - мастер драматически-экспрессивных пейзажей, Х. Хейсманс - мастер нарядных, красочных пейзажей. Гончаров - писатель - рисовальщик.

(Слайд 20) Пастораль - драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

(Слайд 21) Идиллия - 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. Мирное, счастливое существование.

По мнению Д. Мережковского, Гончаров в своих описаниях подолгу останавливается с особой любовью на прозаических подробностях жизни. "Такая же любовь к будничной стороне жизни, такая же способность преображать прозу действительности в поэзию и красоту. Перечтите "Сон Обломова": еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь идеальные очертания: Гончаров не описывает, а воспевает нравы обломовцев",- подчеркивает Дмитрий Сергеевич.

Ваши комментарии?

("Сон Обломова" - это сон-идиллия, сон-предостережение, сон-утопия "счастливого общества" и сон-антиутопия исторического застоя и бездействия).

Как Д. Мережковский говорит о смерти? Сопоставьте с романом.

("Смерть - только вечер жизни, когда мягкие тени слетают на очи и смежают их для вечного сна") (Слайд 22)

3. Мотив тишины. (Слайд 23)

Как показан мотив тишины в романе?

("В доме воцарилась глубокая тишина" [Обломовка]

"Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в лень тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, как будто остановились часы, которые забыли завести:"

"Агафья Матвеевна: застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна."

Часы остановились. Остановили машину жизни:)

На что похожа смерть Обломова?

Вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь душой". О ком речь и чьи это слова? (Авторское мнение об Обломове.)

Почему именно "золотое сердце" и "чистая душа"?

("В основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца: Кто случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу - будь он мрачен, зол, - он уже не мог отказать ему во взаимности". [Автор]).

Обломов пытался понять "узор собственной жизни", но каков поэтический идеал жизни?

Фоном звучит ария Нормы "Casta diva " из одноименной оперы В. Беллини, учитель читает отрывок из романа (Слайды 24 - 30):

"- Ну вот, встал бы утром:Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка: В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил бы по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья: Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия:и незаметно выйти к речке, к полю. . . Сыро в поле:темно, туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva. . . Casta diva! - запел Обломов. -:Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!. . И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:

Ты любишь арию? очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя - вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя!. . "

Какова роль музыкального отрывка?

Нашел ли Обломов свой поэтический идеал жизни? Где еще встречается "поэзия жизни" в романе?

Читаем еще раз эпиграф. Так отчего же погибло все? (Обломовщина)

IV. Итог урока.

Составьте синквейн. (Слайд 31)

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

Обломов

  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:" (Слайд 32))

На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков:" (Слайд 33)

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Ответили ли мы на вопрос темы? Добились ли цели? Вывод?

V. Домашнее задание.

Написать рецензию на сочинение десятиклассника. (Сочинения, на которые надо писать рецензии, находятся в

Конспект урока по литературе «Обломов и Штольц»

Приёмы: Стадия вызова: кластер.

Стадия рефлексии: синквейн.

Цели:

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Оснащение: тексты романа.

Ход:

Слово учителя.

Причины, породившие апатию;

Утрата веры в себя;

Круг общения;

Окружающая обстановка;

2.Создание кластера №2

Работа в группах. (Стадия осмысления).

3 группа: отношение к учению.

5 группа: понимание любви.

Черты русского типа характера

«Наш умственный строй»

«Творческая идея России»

5. Рефлексия:

Конспект урока по литературе «Обломов и Штольц» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

«Штольц - ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой… А я?.. я - Обломов»

Приёмы: Стадия вызова: кластер.

Стадия рефлексии: синквейн.

Цели: Создание целостного представления о нравственной и художественной значимости образов Обломова и Штольца и о способах выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

Задачи:

Обучающие:

1. развить умение работать с текстом;

2. научить логически строить высказывания на основе прочитанной информации.

Развивающие:

1. отрабатывать методику развития критического мышления через использование приёмов; соблюдение основных стадий ТРКМ;

2. развить основы систематизации полученных знаний;

3. стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.

Воспитательные:

Оснащение: тексты романа.

Ход:

Слово учителя.

Как часто каждому из нас приходилось восклицать: «так не должно быть! Этого нельзя допустить!» Эти слова - естественная человеческая реакция на абсурдность какой-либо критической ситуации. А если в центре этой ситуации оказывается близкий человек, мы готовы сделать всё возможное и невозможное, чтобы защитить, спасти его.

В основе сюжетной линии романа И.А.Гончарова «Обломов» - подобная ситуация. Не складывается судьба, разрушается личность человека, духовно и интеллектуально одарённого. Он сам осознаёт необходимость изменить что-то в себе, молит друга о помощи. Друг, достойный, искренне желающий помочь, делает всё, что в его силах, чтобы подарить счастье дорогому ему человеку. Но автор избирает для героя романа драматичную судьбу.

1.Создание кластера №1 (стадия вызова): «Причины, породившие состояние дисгармонии героя с миром»

В процессе обсуждения расширяем перечень и заполняем таблицу (стадия содержания):

Причины, породившие апатию;

Неумение героя разобраться во внутренних противоречиях;

Утрата веры в себя;

Неумение любить и ценить себя;

Отсутствие высокодуховной цели, идеи;

Круг общения;

Окружающая обстановка;

Сформировавшееся в детстве идеалистическое отношение к жизни.

Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему по силам было пробудить душу Обломова.

Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова?

2.Создание кластера №2 (стадия вызова): «Обломов и Штольц: критерии для сопоставления».

Работа в группах. (Стадия осмысления).

2 группа: отношение с родителями.

3 группа: отношение к учению.

4 группа: отношение к службе и к обществу.

5 группа: понимание любви.

Штольц избрал верное средство для того, чтобы пробудить в душе Обломова живые чувства: нет более всемогущей силы. чем любовь. Но, думая о любви, Штольц мыслил о возвышенном романтическом чувстве. И Обломов сначала тоже был убеждён, что его душа ждала именно такой привязанности, но, пройдя через страдания, переболев чувством к Ольге, он осознал, что всё его существо жило мечтой совсем о другой любви, безмятежной, не знающей потрясений, обволакивающей тишиной и покоем.

«Ты погиб, Илья!... Погиб!...Ты добр, умён, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя?.. Обломовщина…»

Используя материал, подобранный группами, заполняем таблицу.

3. Работа со статьями (по группам)

Проблема национального характера: философское осмысление.

1. Прочитайте фрагменты статей.

2. О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера пишут философы?

3. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Черты русского типа характера

Черты европейского типа характера

Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885)

«Наш умственный строй»

В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен

на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

Сильно поставленная индивидуальность тормозила дело политического и гражданского объединения. Поэтому европейская научная мысль обратилась на выработку объективного права. Об индивидуальном, личном нечего было заботиться, оно и без того слишком выпукло заявляло себя всюду, и обстаивать его теоретически не было никакой надобности.

Недоверчивость, подозрительность ко всему, что прямо или косвенно касалось внутреннего, психического мира, накопившиеся веками, придали критической стороне ума особенную тонкость, чуткость и преимущественно отрицательный склад.

Имеет ли такая постановка вопросов и вся эта борьба с ее последствиями хоть что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у себя?

Чрезмерным развитием личной энергии, железною стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его щепетильным и ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться. Юридическая личность у нас, можно сказать, едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться, с целью удовлетворить им, бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою мысль. Оттого, в ходе общественных и частных наших дел, нет ни обдуманной системы, ни даже последовательности, нет преемственности от поколения к поколению.

Сменились люди, и дело пропадает; все идет совсем иначе, до тех пор, пока случай не натолкнет опять на то же дело другого человека, который выкопает его из-под спуда, стряхнет с него архивную пыль и опять пустит в ход, чтоб после него оно снова было брошено и забыто.

Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот, мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не заправляемые человеком, приносят нам, вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

Излишнею пытливостью и смелостью мысли, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности, перехватывающей через край, переступающей сильным размахом границы возможного, - этими недостатками мы тоже не страдаем. Напротив, мы слишком мало думаем, элемент мышления равен у нас почти нулю, не принимает почти никакого участия в наших делах и предприятиях, а потому и не входит определяющим, существенным элементом в наше миросозерцание и нашу практическую деятельность.

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

«Творческая идея России»

Россию с её цивилизацией веками разрушали, потрясали, превращали в руины, тормозили, сдерживали, и потому русский народ заботился о внутренней культуре.

путь исторического становления… принёс русскому народу страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу…

История научила русского творчески переносить страдание и преодолевать его; однако о страдании русский знает очень много, так как является человеком чувств и идёт навстречу всем превратностям судьбы с открытым сердцем…

Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же подумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за своё совершенство; очень возможно, что ей это удастся; что ж, и неудачи кое-чему учат мир…»

У русской культуры одна-единственная проблема: в ней сердце ищет преображения в страдании посредством свободного созерцания. Вот ключ к русской религии, позии, музыке, живописи - к русской душе.

В истории известны народы волевые, с трезвым целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство - таковы древние римляне.

Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию, народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям, народы с религиозной одержимостью, народы с ясной сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием, легкомысленные народы, склонные к удовольствиям, и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.

У каждого из них свой, присущий им творческий акт, свой путь в истории и идеал.

Русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт - акт сердца…

Вот почему тот, кто собирается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймёт он в русском народе…

Русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью.

Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. в жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем. возникает всё истинно великое и прекрасное в жизни, ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 - 1999)

«О национальном характере русских»

Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, такой вопрос изредка поднимался в Германии, Польше и некоторых других ближайших к вам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Это культура едина.

Русская культура - культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности.

Большинство людей и на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем - покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

…Петр Великий переносит столицу своей империи на самый опасный рубеж - к морю. Столица на самой границе своей огромной страны! - думаю, это единственный в своем роде случай в мировой истории.

А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к Студеному морю?

Хорошо это или плохо? Не берусь судить; но что Россия, благодаря этой своей черте, всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать. Особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости - скупость (чаще всего неоправданная), доброте - злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе — стремление к деспотизму…

Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты - бесценное свойство русского человека.

4. Чья точка зрения ближе И.А.Гончарову (роман «Обломов»), вам? Обоснуйте.

5. Рефлексия: создание синквейна (пятистишия) «Обломовщина - это…»

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 16.09.2019 19:50

You have no rights to post comments




Top