Синквейн онегин и ленский. Презентация "мотив сна в русской литературе"

Мастер - класс Открытый урок по роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учитель- методист И. В. Козицына, осн. школа им. М. Горького, Клайпеда, Литва


Тема:, Бывало,пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».


Если гений есть частичка Бога,...и его не разгадать, можно только лишь приблизиться к этой тайне. (В.В. Кожинов)


Опираясь на слайды,иллюстрации, текст романа и критические статьи,ученики: Вспомнят образы главных героев романа Онегина и Татьяны и проведут их сравнительный анализ; работая в группах, расширят собственное понимание образов романа; Составят кластер и синквейн и, осуществляя их презентацию,обсудят результаты работы


По данным статьям сделать вывод: какое мнение вам ближе и почему? 1. Два взгляда на характер и личность Онегина. (В.Белинский и Д.Писарев) 2. Что самое главное в натуре и судьбе Е.О.?,...ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?. (М. Дунаев).


В. Г. Белинский - портрет Д. И. () Белинский - портрет Михаил Михайлович Дунаев




Кластер (Последовательность действий) посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи


Кластерный анализ: 1.Татьяна, русская душою... 2.,...и… все решили так, Что он опаснейший чудак. (Анализ проходит в группах дифференцированно)


Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное 2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные или причастия. 3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение смысла темы одним словом или словосочетанием – синоним


Татьяна. Синквейн. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. … Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склоняясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,


Онегин. Синквейн. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,


Главные критерии оценивания: кластера количество понятий логическая завершенность грамотностьсинквейна точность описания точность описания соблюдение количества частей речи соблюдение количества частей речи Логическая завершенность

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ

Ответ оставил Гость

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в истории литературы. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». А.С. Пушкин хотел написать произведение, главными героями которого будут его современники. Действительно, в выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам. Белинский писал: «Он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Когда же няня собирала.
Татьяна очень любит читать, мечтать о будущем, представляя себя героиней романа. Также Татьяна любит природу, любит «предупреждать зари восхода», но более всех времен года она предпочитает зиму:
Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Природа – это мир души Татьяна, бесконечно близкий ей. В этом мире она свободна от непонимания, от людей. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны.
И вот Татьяны встретилась с Онегиным. «Пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили образы книжных героев:
…В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Татьяна выросла, стала невестой, значит, ее пора отдавать на выданье, а лучше всего это сделать в Москве, на «ярманке невест».
Что ж, матушка? зачем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
И вот Татьяна в Москве. Мне очень жаль Татьяну, такую замечательную девушку, которая выйдет замуж не по любви.
…она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…

Случайность вновь сводит Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Евгений не ожидал увидеть Татьяну такой. Что же было в ней неожиданного? Татьяна стала тиха, равнодушна, чувствовала себя спокойно и уверенно. Она запомнила «урок» Евгения, первое правило «света», и именно свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять чувства. Но Татьяна даже при таких «суровых законах», не могла перестать быть собой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
Онегин разглядел во внешне холодной прежнюю, душевно богатую Татьяну, и душа его устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви:
…Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Но для Татьяны теперь главное – долг перед мужем. Раньше, до замужества, она могла пожертвовать собой, но сейчас она не может пожертвовать честью своего мужа. Онегин, с душой «холодной и ленивой», не годится в спутника жизни, ведь он даже не может составить своего счастья. Героиня мучается, но это мучение благородно!

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Счастлива ли Татьяна, выйдя замуж за богатого генерала? Конечно же, нет! Ее чистота, красота, нравственная сила – все это не было принято в мире, куда она попала. Потому она искренна с Евгением, так как чувствует родственную душу, но потому Татьяна и отказывает ему: ведь она по-настоящему любит его.
Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Стала она идеалом и для меня. Ее образ учит современных девушек верности, нравственной чистоте, жертвованию всем ради любви, серьезному отношению к жизни и людям, огромной духовной силе. Этот образ будет вечным, потому что в девушке всегда ценится искренность, глубина чувств, готовность к самопожертвованию и целомудренная чистота.

Блинкова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Кореневская СОШ № 59"
Населённый пункт: Московская область, Люберецкий район, г.п. Красково
Наименование материала: Конспект
Тема: "Татьяны милый идеал" (По роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")".
Дата публикации: 20.11.2016
Раздел: полное образование

Конспект открытого урока в 9 классе. Учитель русского языка и литературы:Блинкова Ирина Геннадьевна, I категория.
Тема
:
«Татьяны милый идеал» (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».

…Я так люблю

Татьяну милую мою!

А.С.Пушкин

Цель
: рассмотреть своеобразие женского образа в романе; определить место и роль образа Татьяны в произведении; учить анализу текста; развивать умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы, развитие критического мышления через чтение и письмо
Задачи:
развивающая - раскрытие творческих способностей учащихся, развитие культуры речи воспитывающая - осмысление нравственно-этических понятий. Тип урока: урок-исследование образа литературного героя.
Оборудование
: компьютерная презентация к уроку (использован диск «А.С.Пушкин»), художественные тексты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин», фрагмент вальса П.И.чайковского «Письмо Татьян» Опережающие индивидуальные задания к уроку: Задания к уроку (дано учащимся за две недели до урока): исследовательский проект «Изображение женских образов в русской литературе» Подобрать цитаты, характеризующие героиню романа. . …
Ход урока.
1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке. 2.Сообщение цели урока и задач. На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин». Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание
этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Отношения между нею и Онегиным составляют основную сюжетную линию романа. Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны милый идеал», – это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. По мнению исследователя творчества А. С. Пушкина Н. А. Демина, поэт связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин. Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена. Итак, Слайд 1 Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф.
Работа с термином.
(слайд 2)
Идеал
. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего –нибудь. Синонимы: совершенство, верх совершенства, цель высшая, предел мечтаний Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. Л.Н.Толстой. Сила мечты зиждется на вере в идеал. «Татьяны милый идеал» - тема урока. Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему героиня так близка и дорога поэту. экране(слайд 3) 2. Опрос. К уроку вы получили задания по образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины. Кто такие эти две барышни? Обратимся к слайду 4. Напомним позднейшую характеристику «уездных барышень» в повести «Барышня–крестьянка», она полностью приложима к каждой из названных девушек, которых Пушкин любил живо писать в прозаических произведениях. 3. Первая из сестёр по старшинству Ольга. Слайд 5 (Индивидуальный ответ. Чтение наизусть: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно …Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…» В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского. Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны. Индивидуальный ответ 2. Чтение наизусть: Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна. А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны. Слайды 6-7. Посмотрите на портрет Татьяны. Он разнообразен, слева героиня похожа на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен. Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения. Что же любила она? Индивидуальное выступление 3. Она любила на балконе предупреждать зари восход… «Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.
Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарёю поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Слово учителя. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу,(открываем текст) в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени: Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией. С этой точки зрения интересно и имя героини. Индивидуальное выступление 4. Слайд 8.Пушкин называет свою героиню Татьяной, именем, которое в годы написания романа употреблялось «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе. Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом (« с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной». Татьяна живет и растёт в атмосфере простого русского быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни. Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов: Ей рано нравились романы. Они ей заменяли всё: Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.
Слово учителя. Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами. - Какие романы нравились Татьяне? Слайд 9. (Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.) - Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него. Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки. Работа с текстом. Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й. И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнём оживлено.) - Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов? (Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.) В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину. - Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком? (Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.) Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок. - как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7
(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает». В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте?) - Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину. (Чтение наизусть.) - Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна? - Татьяна то вздохнёт, то охнет; Письмо дрожит в её руке… Она волнуется, решается её судьба. - Но в чём уверена Татьяна? Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством. Релаксация. - Давайте немного отдохнём и, вслушиваясь в звуки музыки, представим чувства Татьяны после написания письма? В этом нам поможет музыка П.И.Чайковского. Прослушивание вальса П.И.Чайковского. -Итак, как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини. - Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны. Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же? - Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин? Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. (Работа с текстом)
Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни. Слайд 10. Развитие речи, рассуждение по картине. Вернёмся к нашим иллюстрациям. Какая из них соответствует эпизоду? Удалось ли изобразить отчаяние, страдание Татьяны? - О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи. - А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным. (17 строфа 4 гл. Сквозь слёз не видя ничего, Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, Головкой томною склонясь). - Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина? (23 строфа. Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души…) Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление. - Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему? (7 гл., строфа 14 Сильнее страсть её горит И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит. Она его не будет видеть; Она должна в нём ненавидеть Убийцу брата своего…) - Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков. - С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина? (Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им. Строфа 24 гл.7 Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль ещё Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?) Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест. - Как сложилась судьба Татьяны? (Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой. Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора нагого для всех, без притязаний на успех, Всё тихо, просто было в ней. Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:
Не то чтоб содрогнулась, Иль стала вдруг бледна, красна. У ней и бровь не шевельнулась, Не сжала даже губ она. Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести.) - Почему же Татьяна так держится? (Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.) - Как Татьяна воспринимает светскую жизнь? (Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я Вас…) - В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну. …Княгиня перед ним, одна. Сидит не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слёзы льёт рекой, Опершись на руку щекой. - В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь? (…Я вышла замуж. Вы должны, Я Вас прошу, меня оставить…
Я Вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана. Я буду век ему верна.) Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини. Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положении. Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие черты характера свойственны героине? (Чтение записей в тетради. Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.) Обратимся к эпиграфу: «Я так люблю Татьяну милую мою!» Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню. За то, что она наделена… …воображением мятежным, умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным… Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.
Синквейн
1.Татьяна Ларина искренняя пламенная верила мечтала разоблачила идеал русской женщины для Пушкина чистый образ 2.ТАТЬЯНА ДОБРАЯ, УМНАЯ
ЛЮБИТ, СТРАДАЕТ, ПОМОГАЕТ УЖЕ ЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА? ИДЕАЛ 10. Подведение итогов - Быстро пролетел урок. Подведём теперь итог! Чем сегодня занимались, В чём с охотно упражнялись? Что узнали и познали, Почему умней вы стали?
Рефлексия
- Напишите маме письмо, с каким настроением вы уходите с урока, что узнали, чего недопоняли. 11.Домашнее задание. Индивидуальное задание. Элементы проекта. Любимые героини Пушкина. Слайды 11-12 Оценки. Домашнее задание. Составить цитатный план к образу Татьяны, написать сочинение-миниатюру «Татьяны милый идеал». Мальчики готовят выразительное чтение письма Онегина к Татьяне.

Предмет - литература

Класс 9

Учитель - Андрианова Е.П.

Тема : «А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Место урока: обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста.

Цели урока:

    Образовательные:

    • организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;

      определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;

      провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;

      доказать стержневую роль писем в построении романа.

    Развивающие:

    • формировать у школьников умение целеполагания;

      развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы.

    Воспитательные:

    • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

      развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

      воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, индивидуальные карты учащихся.

Методические приёмы:

    составление двухчастного дневника;

    составление синквейна;

    упражнение «ПРЕСС»;

    исследование текста.

Словарь урока: Абстрагирование, сакральный, мораль, Евгений, Татьяна, экзальтация.

ХОД УРОКА

Это лучшее моё произведение.

Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

    Стадия вызова

Посмотрите на экран. Прочтите увиденные слова. Скажите, почему именно их я вынесла в качестве основной мысли урока?

Д.С.Лихачев.)

(На слайде презентации портреты Евгения и Татьяны)

    Целеполагание

Что в романе сможет помочь нам глубже понять образы главных героев? (Их письма)

Каким образом мы можем приблизиться к пониманию образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

Цель работы: литературоведческий анализ писем Татьяны и Евгения как ключ к пониманию образов главных героев и содержательной стороне романа

Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Задачи:

    Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

    Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

    Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

    Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

    Стадия осмысления

Для эффективной работы на уроке нам необходимо выяснить значение нескольких слов. Это было домашним заданием.

Маша, прочитай найденные тобой толкования слов. (Ученик раздаёт подготовленные листы с толкованием слов)

Словарная работа

Мораль - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регулирования действий человека в обществе с помощью определённых норм.

Евгений – греч. «благородный»

Татьяна – греч. «устанавливать, определять, назначать»

Сакральный – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними.

Эстетический - относящийся к философской дисциплине, изучающей выразительные формы любой сферы действительности, данные как самостоятельная ценность.

Стратегия «Ключевые слова»

Давайте постараемся проникнуть в смысл писем наших героев. Для этого послушаем отрывки из них. А в это время предлагаю вам выписать ключевые слова из текстов в первый столбец вашего «двухчастного дневника» (не менее семи).

Ключевые слова

Ассоциации, комментарии к выписанному.

Письмо Татьяны к Онегину

Возможная запись

Воля, презрение, доля, стыд, надежда, думать, простодушно, душа, волненье, сердце, воля неба, Бог, хранитель

Письмо Онегина к Татьяне

Возможная запись

Оскорбит, презренье, гордый взгляд, душа, нежность, постылая свобода, сердце, вольность, покой, душой, блаженство, мольба смиренная, жажда любви, волнение в крови, притворный хлад, судьба, воля.

Прочтите выписанные вами слова

    Исследовательская работа в группах

Для того чтобы заполнить второй столбец дневника, я предлагаю вам поработать в группах (Группы состоят из 4 человек). В своей работе необходимо опираться на известные вам работы критиков, исследователей творчества А.С. Пушкина. На работу отводится 3 минуты.

1 группа Письмо Татьяны к Онегину.

Пора пришла, она влюбилась. (Гл.3, VIII)

Возможный ответ.

Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. По содержанию – как волшебной красоты лирическое стихотворение, такое как его заучивают гимназистки; по форме – как стихотворная эпистола, в жанре французских сентименталистов. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством. Татьяна особенная, и не заметить этой исключительности натуры – значит признаться в собственной косности и духовной слепоте. Онегин – заметил, и даже увидел в ней музу – но не для себя, а для Ленского ("Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт" гл. 3, V). Почему не для себя? Потому ли, что мыслил себя уже безнадёжно испорченным, пресыщенным, отжившим? Не было ли это позёрством – или минутным ослеплением, вызванным приступом хандры? ("…русская хандра им овладела понемногу" ; гл.1, XXXVIII). Татьяна своим письмом невольно напомнила "отступнику бурных наслаждений" уловки "причудниц большого света", что смутило Онегина и направило по ошибочному пути. Онегину внове искренность Татьяны, он не способен верно оценить её и отвечает на искренность нравоучением.

2 группа Письмо Онегина

Возможный ответ.

Оно кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить, и льются "мольбы, признания, пени…". Насколько крепка была плотина, перекрывавшая чувства?
Онегин несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Может быть, духовно он истратил себя. Его заветные "вольность и покой" не принесли желаемого отдохновения. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек, благодаря второй встрече с Татьяной, кается во всём: и в слепом неверии в любовь, и в смерти Ленского ("Несчастной жертвой Ленский пал"), и в своей холодности. Татьяна – действительно последний шанс Онегина свить гнездо, она не объект очередной любовной интрижки.
Теперь, спустя столько лет, Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. "Татьяна любит не шутя", Онегин тоже не склонен шутить. Но дело ли не в том, что век его измерен, и он одинок, несчастен, отвергнут откровенным игнорированием? Будь всё иначе, стал бы Евгений посылать письмо за письмом, как влюблённый романтик?
Онегин на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. Заключительные слова Онегинского письма: "всё решено, я в вашей воле…", – перекликаются со строками Татьяны – "судьбу мою отныне я тебе вручаю". Они воссоздают изначальное, заложенное в завязке единение героев – то воля неба.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Во время чтения результатов работы одной группой вторая делает пометы в своих таблицах, вносит дополнения, исправления.

    Сравнительный анализ текстов

Если приятель вчера писал вам
одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

Чтобы определить глубину текста, увидеть всё, что вложил в него автор, нам необходимо проанализировать письма героев. Мы продолжаем работать в группах. Задание первой группы – письмо Татьяны к Онегину. Задание второй группы – письмо Онегина к Татьяне. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Но не забывайте, что вы группа ! На работу 3-4 минуты.

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Ситуация во время написания

Возможный исход событий (после прочтения адресатом)

Интонация (Знаки препинания, степень экзальтации героя)

«Зеркальность» в текстах

Сходство текстов

    В словесно-стиховом плане -

    В смысловом плане –

    В интонационном плане –

    В культурном плане –

    В эстетическом плане –

Давайте озвучим, что же у нас получилось? Можно ли говорить о том, что перед нами исключительные люди?

    Упражнение «ПРЕСС»

Итак, мы смогли понять, в чём же своеобразие писем главных героев, как они помогают раскрыть сущность их образов. А теперь я предлагаю, опираясь на предложенную мной схему упражнения «ПРЕСС», составить монологическое высказывание по одной из сентенций, которые вы видите на экране. Вы вправе выбрать любое мнение исследователя, согласиться или не согласиться с ним.

«Энциклопедия русской жизни» заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь».

В.Г.Белинский

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

В.Г.Белинский

«Жизнь Татьяны – результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье…».

Ю.М. Лотман

«Татьяна душевно богаче Онегина. У неё есть то, что представляет для любимой героини А.С. Пушкина непреходящую ценность: родные места, родная природа, дорогие воспоминания».

Т.М. Рудакова

«(Онегин) Тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей».

Д.И. Писарев

«Онегин скиталец в родной земле, который оторван от народа, от народных сил».
Ф.М. Достоевский

«Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо … она глубже Онегина и, конечно, умнее его».

Ф.М. Достоевский

«Татьяна под конец обнаруживает ещё и способность к сделкам со своей совестью… Она ещё любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

И.Анненков

«Она (Татьяна) отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В её отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определённости в отношениях».

Т.М. Рудакова

Схема ответа из упражнения «ПРЕСС»

1. «Я считаю, что…»
2. «Так как…»

4. «Итак…»

(Отвечают только по желанию )

    Стадия рефлексии

Стратегия «Синквейн»

Первая строка – ЛЮБОВЬ

Давайте возвратимся к эпиграфу.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. (Д.С.Лихачев.)

Относительно романа «Евгений Онегин» так ли это?

Выставление отметок

XI. Установка на домашнее задание.

    Минисочинение

«Татьяна – милый сердцу идеал» А.С. Пушкина»

«Зеркальность в изображении героев произведения»

«Две сюжетных линии романа, два героя»

    Выучить наизусть «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»

Список использованной литературы.




Top