Синквейн отцы и дети тургенев. Образовательный портал

I. РеализацияД/З.

1. Синквейн «Любовь Базарова».

А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2 )

II. Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3 ) Домая просила вас ещё раз проследить этот путь.

Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)

III. Беседа.

Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял ).

Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?»)

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем ) (слайд 4 )

IV . Анализ 27 главы.

Итак, перед лицом смерти Базаровостался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

Прочтитеслова Чехова (слайд 6 )"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

- Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7 )

Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада; Лампада- свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) "Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

Что значит благородный? (1 уч-сяпо словарю Ожегова работает:Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.2. Исключительный по своему качеству).

Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V . Итог урока.

Чтение отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8 )

- О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)

- Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить ).

- Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.

А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

I. Домашнее задание:

1) Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Точка зрения

Взгляды Базарова

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения.»

«2*2=4, а остальное пустяки…»

«В теперешнее время полезнее всего отрицание…»

«Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»

Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм - русскому человеку даром не нужны…»

«Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

  • : Базаров - нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень - сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало - это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень - нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало - отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень - это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна - это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало - это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате - совершенно другое отражение действительности.
  • Написание синквейна НИГИЛИЗМ .

Базаров - нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.

Базаров сначала все отрицал,

Не верил, не признавал.

Был один против всех, словно загнанный зверь,

Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

Источники

Урок литературы в 10 «Б» классе по теме

«Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Меж ними всё рождало споры…

Цели урока:

Понять:


  • о чем спорят герои?

  • какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?

  • на чьей стороне автор и почему?

  • чью позицию разделяем мы и почему?
Учиться:

  • Соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушая оппонента, пытаясь его понять, не обижая.
Этапы урока:

Вызов:

1. Формулировка целей урока

2.Разминка (проверка знания текста) . Актуализация знаний: «Верите ли вы?»


  • Что нигилист – человек, который не склоняется и перед какими авторитетами? (да)

  • Что Н.П. считает, что «без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя»? (нет)

3. Определение основных понятий:

Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. (Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).

Принцип – [от лат. prīncipium - начало ] 1.Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. (Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения (Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).
Осмысление

1. Синквейны о героях романа (составлены на прошлом занятии в гуманитарной подгруппе):

2. Составление кластера «Темы споров Базарова и Павла Петровича»
3. Работа по группам – анализ текста: выяснение позиций Павла Петровича и Базарова по основным темам споров.

Задания группам:

Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.

Группа 2 Мнение Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.

Группа 3 Мнение Павла Петровича и Базарова о русском народе.

Группа 4 Мнение Павла Петровича и Базарова об искусстве.

Группа 5 Сделать наблюдение над ремарками автора, сопровождающими реплики Павла Петровича и Базарова: как меняется поведение героев, тон их разговора на протяжении спора?

Группа 6 Сделать наблюдение над поведением Николая Петровича и Аркадия на протяжении спора: высказывают ли они свое мнение, по какой теме, кому в споре сочувствуют?

4. Выступления групп.

5. Рефлексия

Заполнение таблицы (+) / (--)


тема

Суть мнения

Мнение ПП

Мнение Б

Тургенев согласен с …

Мое мнение:

кто прав?


О дворянстве

Дворяне – «отставные люди», «их песенка спета», от них нет никакой пользы: они ничего не делают, только «болтают»

Дворяне-аристократы – основная общественная сила, так как это лучшие люди (образованные, с чувством собственного достоинства)– так повелось издавна

О принципах нигилистов

Нигилисты отрицают «все»: общественный строй, самодержавие, религию, их дело – все разрушить. Строить новое – не их дело.

Без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди. Прежде они были болваны, а теперь они нигилисты.

О русском народе

Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это хорошо).

Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это плохо, так как говорит о необразованности и суеверии народа)

Об искусстве, природе, любви

Искусство – средство наживать деньги. «Рафаэль гроша медного не стоит», и современные художники не лучше его.

«Порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта»



«Нам дорога цивилизация, дороги ее плоды» (великие творения Рафаэля), а современные художники «бессильны и бесплодны до гадости»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«Что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?...Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»

Итоги урока:


  • Нашли ли герои истину?

  • Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?

  • Старались ли они понять друг друга?
Выводы:

  • Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца".

  • Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.

  • Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.

Домашнее задание:


  • Рефлексия: «В чем я согласен и не согласен с Базаровым (в применении к современности).

  • Читать главы

Егорова Л.Т., учитель высшей категории, СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина, г.Якутска

Урок – размышление

Загадка образа Базарова и его нигилизм

Цель: осмыслить неоднозначность образа Базарова, подвести учащихся к выводу, что мировоззрение человека и принципы моделируют его судьбу.

Образовательные задачи:

1. Проанализировать образ Базарова;

2. Выяснить причины его противоречий в характере и поступках;

3. Познакомить с высказываниями критиков о сущности нигилизма и о самом герое произведения.

Развивающие задачи:

совершенствовать умения применять знания для анализа и осмысления проблемы, поставленной на уроке; сопоставлять и обобщать полученный материал; формировать умения самостоятельного критического подхода в трактовке образа.

Воспитательные задачи:

показать, что мировоззрение человека моделирует его судьбу.

Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, производившее на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

И. С. Тургенев.

I . 1. Орг. момент. Целевая установка.

Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и будем говорить о главном герое Е. Базарове. Попытаемся разобраться и понять его характер, мировоззрение.

2. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какова их основная мысль?

В нем выражена мысль о том, что образ, созданный автором, не до конца определяет его отношение к герою; он подчеркивает то обстоятельство, что в герое воплотилось «едва народившееся, еще бродившее начало» - это явление – нигилизм, который отражается на образе Базарова и затрудняет его понимание.

    3. Попытайтесь сформулировать тему урока?

Запись на доске и в тетради: загадка образа Базарова и его нигилизм.

II . Итак, перед нами неясный, сложный герой, «странный человек» Е. Базаров.

В арсенале писателя всегда есть множество приемов обрисовки характера, по которым мы можем выявить авторское отношение к герою, но оценить по достоинству персонаж можем только мы, читатели. У каждого из вас сложилось свое видение Е. Базарова (не обращаясь к глубокому и обширному анализу, попытаемся выявить субъективное впечатление учащихся).

    1. Запишите характеристику-ассоциацию (это могут быть не только эпитеты, но и глагольные словосочетания, оценка качеств героя).

Синквейн

Акростих (озвучить наиболее интересные характеристики).

Наиболее интересные мысли запишите себе в тетрадь, а общее – на листах бумаги.

III . 1. Приступая к работе над образом, Тургенев также схематично обозначил основные черты характера героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. – умет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью».

Каждый из вас отметил неоднозначность, загадочность героя, его нигилизм(одно из его качеств – отрицающий авторитеты).

Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

Нигилист – в 60-е годы: свободомыслящий человек, интеллигент – разночинец, резко относившийся к буржуазно-демократическим традициям и обычаям. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

Интересно ответить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина. С появлением демократов – разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними (одни ругали, другие хвалили).

    Как определяют этот термин герои романа?(учащиеся находят в тексте высказывания героев романа).

П. П. – «Это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов».

Е. Базаров – «Нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза».

Аркадий – «человек, который ко всему относится с критической точки зрения».

    Прав ли Тургенев, называя Базарова нигилистом?

    Не ущербен ли Базаров в своем отрицании?

2. Чтобы это понять, проведем эксперимент: каждый из вас запишет в две колонки, что он принимает в характере героя, его поступках и взглядах, а что нет

(в группах учащиеся читают свои записи, отмечают то, что совпало; дописывают в тетрадь другие интересные мысли своих товарищей; по мере озвучивания ведётся запись на доске).

ПРОТИВ

Выводы:

Очень не прост с виду самоуверенный и резкий в своих суждениях тургеневский разночинец. Есть в его поведении и во взглядах некая двойственность, неоднозначность, которые притягивают читателя и позволяют поспорить с ним. Даже среди нас не нашлось человека, который безоглядно принял его убеждения и взгляды. Очевидно, что эту двойственность, неясность вносит нигилизм, являющийся мировоззрением Базарова.

IV . Несет ли базаровский нигилизм благотворное начало или опасное для личности и общества направление? (на столах листы с высказываниями критиков).

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точка зрения является, по-вашему, более справедливой? (обсудите в группе и выступите).

Вывод: .

Как видим, чтобы ответить на этот вопрос, мы вновь возвратились к понятию нигилизма как социального явления, возникшего в 60-х годах и являющегося некой «религией» молодого поколения. И критики отмечают и позитивное начало этого явления, и его разрушительную силу. С точки зрения демократов-разночинцев, нигилистические взгляды считались революционными.

    Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли они погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, моделируют его судьбу. Базаров – сильная, цельная личность, но и его приводит в уныние и депрессию одна лишь мысль об ошибочности теории. Тургенев отразил в романе не только явление нигилизма, но и его слабую сторону. Человек, имеющий свои убеждения – сильный человек. Этап взросления очень важен для каждого из нас, и достойно прожить свою жизнь, сохраняя свои здоровые корни, передавая детям мудрые жизненные принципы,- задача каждого человека.

V Нигилизм, проповедуемый героем, привносит некую двойственность в характер и поступки Базарова, и многие критики отмечают противоречия, не позволяющие сразу разгадать характер и его образ..

    Прочитайте выдержки и фрагменты размышлений о Базарове. Сформулируйте и запишите вопросы, которые возникают при их сопоставлении. (Учащиеся записывают вопросы и зачитывают их в группе, а затем классу).

    Почему так много вопросов возникает?

Вывод:

    Потому что этот герой очень противоречив, загадочен, он не понятен даже самому автору. Это новый герой времени, рожденный им, стоящий в преддверии будущего. Базаров человек неоднозначный, его можно любить или ненавидеть, но никого он не оставляет равнодушным. При этом Базаров трагическая фигура, его мучают внутренние противоречия. Его теория терпит крах, так как с ним спорит сама жизнь; на страницах романа у него нет истинных сподвижников и последователей. Эпоха 60-х породила дисгармоничный тип личности, непредсказуемый и построенный на внутреннем конфликте, поэтому невозможно однозначно определить отношение критиков и Тургенева к герою романа.

Любая идея проверяется жизнью, испытывается ею, и чаще всего она разрушает расчет и логику любой теории, какой бы правильной она ни была. Отрицая природу, отрицаешь самого себя, свою жизнь как часть природы человека.

VI . В чем мы пытались разобраться сегодня на уроке? (в характере Е. Базарова, его взглядах, в его теории, которая оказывается ущербной и накладывает отпечаток трагизма на судьбу героя). Так в чем же загадка образа? (учащиеся дают ответ на вопрос).

    Можем ли мы сказать, что полностью разгадали образ Базарова и разобрались в его характере?

VII . Запишите один вопрос, который вы задали бы Базарову. (вопросы, записанные учащимися, следует разобрать на следующем уроке).

Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего, у него нет единомышленников, да он в них и не нуждается. Двойственность, присутствующая в характере Базарова, приводит к надлому и надрыву в финале романа. Сама жизнь вступает в спор с воззрениями героя и противостоит ему любовью. Кто же выдержал это испытание? Решить этот вопрос – задача следующего урока.

Домашнее задание : выписать цитаты, которые объясняют отношение героев к любви и её месту в жизни человека (Н.П, П.П, Аркадий Кирсановы, Базаров, Одинцова и др.). История любви Базарова и Одинцовой.

Материалы к уроку

Задание №11

Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей его жизни?

Что представлял собой базаровский нигилизм: благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точ­ка зрения является, по-вашему, более справедливой?

«Нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает что ничего, принимаемое за что-нибудь ,- оптический обман и что всякая истина, как бы она ни перечила фантастическим представлениям,- здоровее их и во всяком случае обязательна.

Но новых начал, принципов он не внес ».

А. И. Герцен. Еще раз Базаров. 1869

«Нигилизм же наложил у нас свою печать на всю жизнь ин­теллигентного класса, и эта печать не скоро изгладится. Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсо­лютная искренность. И во имя ее нигилизм отказался сам и тре­бовал, чтобы то же сделали другие,- от суеверий, предрассуд­ков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог

оправдать».

П. А. Кропоткин . Записки революционера. 1906

«В том же 1859 году, к которому приурочено действие романа, появилось художественное произведение, в котором большая и существенная часть того, что отрицает Базаров, была подвергнута иному - чисто художественному - отрицанию: Гончаров старую, отживающую, спящую, лениво мечтающую Россию свел к обломовщине в сущности Базаров всем существом своим отрицает не что иное, как всероссийскую обломовщину - во всех ее видах и проявлениях.

Это дает нам возможность уловить и положительную, идейную сторону базаровского отрицания. Оно оказывается вовсе не столь беспринципным, как это представлялось, например, Герцену». …Он восстает не против идей, а против слов, а грустными делает их всероссийская обломовщина. «Идея» базаровского «нигилизма», кажущегося беспринципными, такова: «русскому человеку» прежде всего нужны труд, знание, энергия, критика и отрицание всех старых предрассудков, шаблонных понятий, ему нужно подавить апатию, лень, безволие, - вылечиться от обломовщины. Это – «очередная задача» («в теперешнее время, - говорит он, полезнее всего отрицание»). Базаров вовсе не проповедует отрицания для отрицания. Он руководится критерием пользы, именно пользы для «русского человека».

Д. И. Овсянико-Куликовский. Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип. 1907

«Несомненно, нигилизм Базарова, отрицательное направле­ние его ума таили в себе и опасность упадка духа и даже цинического восприятия и отношения к жизни. Тургенев проницательно отметил в Базарове не только то, что составляло его силу, но и то, что грозило ему. В своем одностороннем развитии нигилизм Базарова мог выродиться в крайность и повести за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью».

С. М. Петров. И. С. Тургенев. 1979

Задание № 21

Как вы понимаете смысл приведенного ниже суждения: «Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего»?

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«Мечтания Аркадия о «белой избе», в которой заживет со временем русский крестьянин, Базаров встречает резко охлаж­дающим: «Ну, а дальше?» В этом вопросе вся суть базаровского трагизма. Базаров не может быть удовлетворен не только современной ему «окружающей» действительностью, но и любой «формулой будущего», если она не идет дальше «белой избы»... Базаров мог бы принять лишь некое коренное общественное преобразование, о содержании и путях осуществления которого он говорит мимоходом (например: «Исправьте общество, и болезней не будет»).»

К. Тюнькин. Базаров глазами Достоевского. 1971

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущей..»

Из письма Тургенева К. К. Случевскому

Задание № 22

Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность живой связи с людьми или желание иметь единомышленника (вспомните ска­занное им о Ситникове: «Мне и олухи нужны»)?

В чем причины одиночества Базарова: в реальных исторических и общественных условиях его жизни или заключены главным образом в нем самом?

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

«Подводя итог всему, что было пережито во время знакомства с Аркадием, он должен был ответить - хотя бы только само­му себе: зачем он сблизился с ним? Неисправимый романтик, чувствовавший себя в логическом застенке нигилизма не совсем уютно, искал себе друга, то есть живой связи с людьми? Или ни­гилист искал себе ученика? Навсегда прощаясь с Аркадием, он прощался с несостоявшимся нигилистом и вместе с тем с самой мыслью о сближении с другими людьми.»

М. Еремин. Базаров: гибель на перепутье. 1992

«Очевидно, отсутствие зримых единомышленников Базарова-неслучайная и вполне ответственная особенность построе­ния романа. Единственным указанием на существование едино­мышленников героя, как видно, должно остаться только базаровское «мы».

К тому же звучит оно достаточно своеобразно - без малейшего намека на живую межчеловеческую связь. Базаров никог­да не думает о своих незримых единомышленниках и ничего из-, за них не переживает. Нет возможности ощутить, что эти люди Базарову близки, что в общении с ними он нуждается. Похоже на то, что он просто учитывает их существование, не больше. Читатель вправе предполагать, что таких, как Базаров, и впрямь немало. Но каждого из них можно представить только по аналогии с самим Базаровым - социальным «бобылем», само­стоятельно избравшим жизненную программу, воспринимающим задачу переделки мира как свою собственную цель и просто учитывающим существование себе подобных. Такие люди не образу­ют, не могут образовать что-либо подобное коллективу - устойчивое, жизнеспособное единство, связанное изнутри не просто одинаковостью, но и общностью тех, кто его составляет. В этом принципиальное отличие Базарова от героев «Что делать?».

В. М. Маркович. Человек в романах И. С. Тургенева. 1975

Задание № 23

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполез­ны. Но с другой стороны...

Тургенев отмечает, что люди донкихотовского типа живут «вне себя, для других», они бескорыстны до забвения собствен­ных интересов и личности. Для Базарова вопрос о том, достойны ли другие затрачиваемых им сил,- не праздный, и с болью шеве­лится в нем сомнение: стоит ли еще лезть из кожи ради какого-то Филиппа или Сидора, который даже спасибо не скажет Сомнения в правильности выбранных средств свойствен­ны Гамлету, а не Дон Кихоту От сражения с великанами Базаров, как Гамлет, пожалуй, не уклонится, но перед этим он не раз подумает, действительно ли перед ним великаны, а не ветряные мельницы и действительно ли в его руках оружие, а не картонный меч

Если хотите, это гамлетизирующий Дон Кихот - сочетание необычное и в", старом смысле ненормальное.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

И.С. Тургенев - А.А. Фету, апрель 1862 г.

Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

И.С. Тургенев - М.Е. Салтыкову - Щедрину, январь 1876 г.

В целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура с крохотной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом, и притом карикатура самая злостная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже пред его смертью...

М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»

Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества...

Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление, до самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе, ни единым словом...

Он сломлен, но не побежден.

Н.Н. Страхов. «Тургенев. „Отцы и дети”»

Смерть Базарова... должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели...

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, больная, честная - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...

И.С. Тургенев - К. Случевскому

За исключением воззрений Базарова на художества, я разделяю почти все его убеждения...

И.С. Тургенев. «По поводу „Отцов и детей”»

«... Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего». Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов в некоемом идеальном, окончательном смысле все бы устроилось сразу и целиком. Сразу и целиком - это значит нигде и никогда. Тем не менее можно по-разному подойти к произведениям, выдвигающим максималистские требования; можно от них отмахнуться, а можно и видеть в них пример для вечного подражания.»

«Да, Базаров страшно одинок, но это одиночество вынужденное, порожденное не личным капризом, а реальными социально-историческими и общественными условиями, но которые и в са­мом романе, и в многочисленных полемических разъяснениях «по поводу» Тургенев указывает достаточно определенно.»

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

Какая оценка Базарова, по-вашему, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист «до кончиков пальцев»?

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполезны. Но с другой стороны...

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«...Базаров наделен у Тургенева еще рядом других черт, де­лавших из него сложную и живую личность он - ниги­лист далеко не последовательный, в его душе сохраняется изряд­ное количество того самого «романтизма», против которого он так ожесточенно ратует; сознание этого кладет иногда на него легкую тень гамлетизма, его «сумрачная, злобная, но честная фигура» смягчена элементом простого человеческого страдания, моментами на нее падает даже волшебный луч поэзии.»

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Приложение

Ответы учащихся на уроке.

Ущербен ли нигилизм Базарова?

Я думаю, что базаровский нигилизм ущербен, так как у него нет четкой поступательной программы и, следовательно, нет конечной позитивной цели. Он говорит: «Пришло время отрицать, мы отрицаем». В основе отрицания лежит разрушение. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе. Поэтому, поэзия и искусство - лишь идеализм и романтизм, так как материальных благ они не приносят. Любовь – лишь физиологическое влечение, природа – мастерская, а все люди одинаковые, как деревья в лесу.

Несостоятельность, ущербность в том, что любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это те понятия, которые лежат в основе нравственности; взгляд на них сложился давно – от них нельзя ждать только материального. Можно не любить Пушкина или какого-либо художника, но отрицать их на том основании, что ты их не понимаешь, глупо.

Нельзя отвергать наследие прошлого, потому что начинать все с нуля сложно. «Дети» перенимают от своих «отцов» весь духовный опыт человечества. Конечно, они не должны слепо копировать их, а необходимо творчески все переосмысливать. Если поторопиться с выводами и утверждениями, то многое в спешке утратится, а потом сложно эти пробелы восполнить.

Е стественные науки его призвание,

В ерит только в практику,

Г ений медицины.

Е го концепция –

Н игилизм

И неверие ни на

Й оту другим

Кростих:

Б орется за свою точку зрения.

А ристократам не доверяет.

З нания его многочисленны, но

А вторитетов нет.

Р азум превалирует над эмоциями.

О трицает всё и всегда.

В ерит только в практику.

Б унтующий против всех и всего,

А также не признающий искусство,

З нающий много, но не верящий в

А вторитеты.

Р ассудительный,

О бречённый на одиночество.

В ыброшен на обочину жизни

Синквейн:

1. Нигилист

Рассудительность, неверие

Какая трагическая судьба!

Отрицание.

2. Евгений

Рассудительный, ироничный.

Изучает, опровергает, протестует.

Печальный конец.

Нигилист.

3. Базаров.

Верящий только в практику, ставящий разум выше чувств.

Поражает, критикует, всё ставит под сомнение.

Удивительно целен в своём отрицании.

Бунтарь-одиночка.

4. Базаров.

Эмпирик, деятельный человек.

Исследует, отрицает, бунтует.

Это человек нового времени.

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml




Top